WordPress

Дотация субвенция субсидия и трансферт в бюджетных правоотношениях

Содержание

Межбюджетные трансферты: понятие, виды межбюджетных трансфертов, назначение, формы, условия предоставления

В пределах любой страны есть более и менее развитые территории. Для обеспечения равномерности используются различные виды межбюджетных трансфертов. Управление в современных государствах обычно осуществляется на разных уровнях. Имеется не только аппарат центрального правительства, но и местные органы власти. В федеральных государствах существует еще и третий промежуточный уровень управления, который осуществляет свои полномочия в пределах отдельного штата, провинции, кантона или другого субъекта. Такая система помогает обеспечить эффективную компенсацию неодинакового развития регионов. В статье будут рассмотрены следующие вопросы: понятие, формы, виды межбюджетных трансфертов, их значение и способы регулирования их распределения.Дотация субвенция субсидия и трансферт в бюджетных правоотношениях - картинка 1

Понятие и его экономический смысл

Межбюджетные трансферты – это один из инструментов перераспределения средств между регионами страны. Их основная функция – это обеспечение равномерности развития различных территорий в пределах одного государства. Бюджет является централизованным фондом, в котором содержатся все денежные ресурсы страны. От их эффективного использования зависит не только настоящее, но и будущее государства. Однако важно не только то, куда вкладывать эти средства, но и где именно это делать.

Функции

Различные виды межбюджетных трансфертов используют для достижения следующих целей:

  • Устранение горизонтальных диспропорций между регионами. Таким образом, различные виды межбюджетных трансфертов в местные бюджеты позволяют ликвидировать социальную напряженность, связанную с экономическими спадами.
  • Возмещение бюджетов менее развитых регионов средств, потраченных на выполнение задач общегосударственного значения. Таким образом, они не позволяют диспропорциям увеличиваться во время осуществления масштабных проектов.
  • Устранение недостатков системы взимания налогов.

Дотация субвенция субсидия и трансферт в бюджетных правоотношениях - картинка 2

Формы трансфертов

В 16-й главе Бюджетного кодекса РФ объясняется порядок перераспределения средств между регионами. В статье 6 дано определение понятия. Выделяются такие виды межбюджетных трансфертов в России:

  1. Дотации, направленные на выравнивание обеспеченности средствами субъектов РФ.
  2. Субсидии федеральным бюджетам.
  3. Иные межбюджетные трансферты, виды и назначение которых рассматриваются в главе 16.
  4. Субвенции субъектам РФ.
  5. Трансферты, направленные во внебюджетные фонды.

Дотации

Межбюджетные трансферты, понятие и виды которых определены в главе 16, различаются не только своим направлением, но и порядком возврата. Самой выгодной формой являются дотации. Они даются регионам на безвозмездной основе. При этом их назначение не является заранее определенным. Полученные субъектом дотации могут быть использованы по его усмотрению. Эти средства выделяются из специального Федерального фонда финансовой поддержки. Он формируется исходя из минимального уровня обеспеченности средствами регионов РФ. Точная сумма выделяемых каждому субъекту дотаций утверждается на каждый финансовый год. За счет данных средств государство уменьшает диспропорции в развитии различных регионов Российской Федерации.Дотация субвенция субсидия и трансферт в бюджетных правоотношениях - картинка 4

Субсидии

Рассматривая межбюджетные трансферты, виды и назначение которых прописаны в законодательстве, важно уделить внимание инструментам, которые помогают устранить негативные последствия реализации совместных проектов, имеющих значение для всей страны. Субсидии необходимы для того, чтобы компенсировать расходы местных фондов. Цель и задачи их предоставления устанавливаются законодательством РФ и ее субъектов. Например, субсидии могут предоставляться на развитие социальной или инновационной инфраструктуры наукоградов страны. Они могут выделяться как из Фонда софинансирования, так и из резервных фондов президента и правительства РФ. Субсидии, как и дотации, даются регионам на безвозмездной основе. Они покрывают часть расходов, для которых выделены, остальные средства берутся из местного бюджета.

Субвенции

Данный инструмент обеспечения равномерности развития регионов используется в целях восполнения расходов, связанных с исполнением муниципальными образованиями полномочий центрального аппарата. Субвенции выделяются из специального Федерального фонда компенсаций. Средства из него распределяются согласно требованиям нормативно-правовых актов. Они, как и два предыдущих вида, предоставляются на безвозмездной основе. Однако особенностью субвенций, как и субсидий, является их целевой характер. Эти две категории различаются только по объему финансирования. Субвенции полностью покрывают целевые расходы, а субсидии – только их часть.

Что касается межбюджетных кредитов, то они полностью соответствуют обычным. Они предоставляются на возвратной и возмездной основе субъекту федерации на заранее оговоренный период.Дотация субвенция субсидия и трансферт в бюджетных правоотношениях - картинка 5

Виды иных межбюджетных трансфертов

Отдельно законодательство выделяет еще одну группу средств. Их называют иными межбюджетными трансфертами. Данная группа появилась только в новом кодексе, до этого законодательство РФ не предусматривало такую форму перераспределения средств. Они носят также безвозвратный и безвозмездный характер. К этой группе, например, относят трансферты закрытым административно-территориальным территориям.

Из местных бюджетов

Трансферты могут распределяться не только через центральный аппарат власти. Отдельные субъекты РФ также могут предоставлять их друг другу. Формы трансфертов аналогичны тем, которые могут предоставляться из федерального бюджета. Среди них выделяют:

  • Дотации на выравнивание денежной обеспеченности различных поселений и муниципальных районов.
  • Субсидии центрального аппарата местным бюджетам.
  • Субвенции автономным округам и другим субъектам РФ, федеральному бюджету.
  • Иные трансферты.

Роль в региональном бюджете

Основная цель существования органов власти – это обеспечение комплексного развития государства. Все виды межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям, как и другим субъектам, необходимы именно для выполнения этой задачи. На сегодняшний день во многих странах проводится децентрализация управления. Считается, что органы местного самоуправления лучше знают, куда вкладывать деньги, чтобы добиться максимального эффекта. Поэтому возможности субъектов РФ все больше расширяются, в том числе и за счет трансфертов. Для России характерна дотационность большинства регионов. Такое положение дел вызывает недовольство субъектов-доноров, ведь трансферты за последние десять лет так и не улучшили ситуацию. Решение проблемы лежит в освоении природных ресурсов, которые имеются во многих дотационных регионах, их использование гарантировало бы динамичное развитие экономики, если не в кратко-, то в среднесрочном периоде.Дотация субвенция субсидия и трансферт в бюджетных правоотношениях - картинка 6

Нормативно-правовая база

Процесс совершенствования сферы межбюджетных отношений в России начался с распадом СССР. С течением времени этот вопрос становился все более актуальным. В законодательстве РФ определены понятие, виды и значение межбюджетных трансфертов. Описаны и основные условия их представления.

Все виды трансфертов подробно рассмотрены в главе 16 Бюджетного кодекса РФ. Также они описываются в постановлениях и распоряжениях Правительства.

Основные условия предоставления

Законодательство РФ определяет порядок того, как выделяются межбюджетные трансферты. Виды, условия предоставления каждого из них также описаны в Кодексе. Рассмотрим сначала ограничения, выдвигаемые законодателем к трансфертам из федерального бюджета. Среди них:

  1. Субъект не может брать на себя новые расходные обязательства, если 20 % его бюджета приходится на трансферты.
  2. При получении дополнительных средств регион обязуется более тщательно следить за финансовой дисциплиной.
  3. Счетная палата РФ, как и Федеральная служба бюджетного надзора, может в любой момент осуществить внешнюю проверку субъекта, который получил трансферты.

Несколько иным является порядок получения средств от отдельных субъектов с более высоким уровнем развития. Среди основных условий:

  1. Трансферты из бюджетов субъектов федерации предоставляются только при соблюдении органами местного самоуправлении законодательства РФ.
  2. Отсутствие просроченной задолженности у потенциального получателя.
  3. Законодательством субъектов РФ могут устанавливаться дополнительные условия получения и предоставления трансфертов.

Дотация субвенция субсидия и трансферт в бюджетных правоотношениях - картинка 7

Направления совершенствования

С каждым годом в России происходит расширение количества форм поддержки регионов. Все более распространенными становятся узкоцелевые виды межбюджетных трансфертов РФ. Последнее может негативно сказываться на укреплении финансовой самостоятельности отдельных субъектов. Поэтому рациональным является введения блочных трансфертов. Таким образом могла бы осуществляться модернизация всей отрасли в регионе в целом. В этом случае федеральные власти устанавливают формулу распределения средств и условия их расходования, а местные – пропорции использования на нужды каждого из направлений. Важна и методика расчета объема трансфертов.

Одним из направлений совершенствования могло бы стать использование индекса благосостояния населения. При этом распределение дотаций должно быть ориентировано исключительно на выравнивание обеспеченности денежными средствами регионов. Задачи вроде стимулирования расширения налоговой базы субъектов РФ и повышения финансовой дисциплины лучше решать с помощью иных инструментов. Только в этом случае трансферты могут эффективно выполнять свою основную функцию. В России необходимо создание обоснованных принципов распределения средств. Только так можно обеспечить устойчивость экономики государства. Пока система распределения бюджетных трансфертов в России работает неэффективно, поэтому вопрос её совершенствования как нельзя актуален.Дотация субвенция субсидия и трансферт в бюджетных правоотношениях - картинка 8

Выводы

Различные области в пределах одной страны всегда развиваются неравномерно. На это есть причины – как исторического характера, так и природно-климатические. Поэтому одной из основных задач органов центральной власти является снятие напряженности между отдельными регионами за счет перераспределения средств. В РФ выделяют следующие основные виды межбюджетных трансфертов: дотации, субсидии и субвенции. Все они не подлежат возврату. Отличительной особенностью дотаций является то, что они не имеют целевого назначения.

Субсидии и субвенции выделяются для выполнения конкретных задач, установленных федеральным правительством. Две последние категории отличаются тем, что первые покрывают только часть расходов местных бюджетов, а вторые – все полностью. Значительное внимание понятию трансфертов, их видам, формам и условиям предоставления уделено в Бюджетном кодексе РФ, а также в постановлениях и распоряжениях Правительства. В целом система выравнивания доходов в стране не является эффективной. Среди направлений ее совершенствования можно выделить:

  • Применение блочных трансфертов.
  • Использование индекса благосостояния населения при определении необходимых региону трансфертов.
  • Стремление к выравниванию уровня бюджетной обеспеченности регионов.
  • Создание обоснованных принципов распределения денежных средств между различными субъектами федерации, чтобы обеспечить большую устойчивость экономики.

http://businessman.ru/new-mezhbyudzhetnye-transferty-ponyatie-vidy-mezhbyudzhetnyx-transfertov-naznachenie-formy-usloviya-predostavleniya.html

Субсидии, дотации и субвенции

Когда вы перекладываете деньги из кармана в карман в надежде извлечь из данного процесса пользу, то это – из области психиатрии. Когда этим же самым занимается государство – это уже из области бюджетной политики. Ибо то, что вынуто из кармана муниципалитета всегда может вернуться в виде дотаций, субсидий и субвенций. И поскольку большинство муниципалитетов живет по принципу: «Деньги – склока, но без них плохо», вышележащие бюджеты порой перечисляют больше чем вынимают. Используя названные финансовые механизмы. Так что, овладевайте экономическими познаниями и держите карман шире!

Для тех, кому не фиолетово, стоит всего лишь понять очень простую разницу.

Субвенция (от лат. subvenire — приходить на помощь) — вид денежного пособия местным органам власти со стороны государства, выделяемого на определенный срок на конкретные цели; в отличие от дотации подлежат возврату в случае нецелевого использования или использования не в установленные сроки.

Дотации – это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

Субсидия (от лат. subsidium — помощь, поддержка) — пособие в денежной или натуральной форме, предоставляемое за счёт государственного или местного бюджета, а также специальных фондов юридическим и физическим лицам, местным органам власти, другим государствам.

Что это значит? Если вам Бог послал дотации – очень хорошо, по бедности нашей. Можно тратить и латать дыры. Если случилась субсидия – тоже неплохо, только могут потребовать софинасирования. А ежели субвенция – то есть шанс «залететь», поскольку выделяются эти средства строго на определенные цели и опять таки нуждаются в софинансировании, причем ваша доля должна быть выше.

Думается, не надо даже говорить о том, что федеральный и региональный бюджеты не состоят в родстве с сорокой-белобокой, и не выдают средства всем, кому ни попадя. А если и выдадут, то контроль серьезный. Поэтому, несмотря на красивые латинские слова, бюджетное выравнивание – еще та головная боль. Как известно, всякий доход не приходит без хлопот.

http://mo.astrobl.ru/content/subsidii-dotatsii-i-subventsii

Межбюджетные отношения. Межбюджетные трансферты: дотации, субсидии, субвенции

Межбюджетные отношения — взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

Межбюджетные трансферты — средства, предоставляемые одним бюджетом другому.

  • 1. Дотации — бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и условий расходования (на выполнение расходных обязательств). Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ образуют фед. фонд фин. поддержки субъектов РФ.
  • 2. Субсидии — бюджетные средства, предоставляемые бюджетом субъектов РФ в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органами гос. власти. Выделяются и юр лицам, ИП и физ лицам, производителям товаров (работ, услуг) на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов или возмещения затрат в связи с произ-ом и реализацией.
  • 3. Субвенции — бюджетные средства, предоставляемые одним бюджетом другому на осущ. определенных целевых расходов. Может даваться юр лицам. На конкретные мероприятия на определенный срок. В случае не использования ее в срок или не по назначению она подлежит возврату. финансовый кредит нефтегазовый бюджет

Понятие государственного кредита. Государственный долг

Гос кредит — совокупность фин отношений между гос-вом с одной стороны и физ и юр лицами, правительствами и организациями с другой. В сфере этих отношений гос-во в большинстве случаев выступает в качестве заемщика, а население, банки и т.д. в качестве кредитора.

Гос-во может выступать гарантом по обязательствам юр и физ лиц. На практике это означает принятие гос-вом на себя ответственности за погашение обязательств этих физ и юр лиц.

Гос-во может выступать и как кредитор, предоставляя кредит физ и юр лицам, иностр гос-вам.

Гос-во направляет кредиты на льготных условиях в отрасли хозяйствования, которые не имеют достаточной инвест привлекательности для частного капитала, либо имеют большую соц значимость. Гос кредит предоставляется через МинФин, либо через комм банки.

Отличие гос кредита от банковского в том, что отсутствует инвест направленность привлеченных ресурсов, т.е. средства, взятые взаймы гос-вом, не направляются на обеспечение процесса расширенного воспроизводства и создания новой ст-ти, а трансформируются в доп фин ресурсы и ис-ся на покрытие гос расходов. Источник погашения бюджетные средства.

Гос кредит приводит и появление гос долга. Гос долг — передача в собственность РФ, субъекта или муниципалитета ден средств, которые они обязуются возвратить в той же сумме + %.

Классификация гос займов:

  • 1. по месту размещения (внешние, внутренние);
  • 2. по способу обращения (рыночные займы — оформленные в ценные бумаги, не рыночные — в фондовые инструменты);
  • 3. по срокам (краткосрочные, средне, долго);
  • 4. по способу обеспечения возвратности (закладные, беззакладные);
  • 5. по уровню эмитента (фед, регион, местные);
  • 6. с правом и без права досрочного погашения;
  • 7. по форме выплаты дохода (%, дисконтные, индикационные, выигрышные (на основе тиражей выигрыша);
  • 8. целевые и нецелевые.

http://studwood.ru/787371/finansy/mezhbyudzhetnye_otnosheniya_mezhbyudzhetnye_transferty_dotatsii_subsidii_subventsii

Вопрос 27. Понятия «дотация», «субвенция», «субсидия» и «бюджетная ссуда» в соответствии с бюджетным правом Российской Федерации

Под дотациями понимаются денежные отчисления из вышестоящего бюджета в нижестоящий бюджет в качестве финансовой поддержки. Выделаются в тех случаях, когда расходов недостаточно для формирования минимального бюджета нижестоящего уровня. Выделяются на безвозмездной и безвозвратной основе. Не имеют целевого назначения.

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности Российской Федерации образуют Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.

Под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Совокупность субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета образует Федеральный фонд софинансирования расходов.

Под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.

Совокупность субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета образует Федеральный фонд компенсаций.

Под бюджетной ссудой понимается денежная помощь вышестоящих бюджетов нижестоящим. Имеет возвратный характер и может быть возмездной, т.е. ее пользование может быть сопряжено с уплатой процентов. Ссуда предоставляется на срок не более 6 месяцев в пределах финансового года.

http://vuzlit.ru/1237988/ponyatiya_dotatsiya_subventsiya_subsidiya_byudzhetnaya_ssuda_sootvetstvii_byudzhetnym_pravom_rossiyskoy_federatsii

Дотация субвенция субсидия и трансферт в бюджетных правоотношениях

10.2. Правовые основы межбюджетных трансфертов:
понятие, формы

В английском языке transfer представляет собой одностороннюю передачу на безвозмездной и безвозвратной основе денежных средств, товаров, услуг, материальных ценностей (права собственности) в порядке оказания финансовой помощи и предоставления компенсации.
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ межбюджетные трансферты — это средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ.
Думается, что данное определение содержит ряд недостатков, на которые следует обратить внимание. Во-первых, бюджет не может быть субъектом бюджетных правоотношений, поскольку является объектом этих отношений, а значит, и денежные средства сам передавать не может. Во-вторых, из данного определения не ясно, кто и кому выделяет денежные средства, т.е. не определены субъекты, имеющие право передавать денежные средства и получать. В-третьих, не установлены цели передачи денежных средств . В-четвертых, не установлена ответственность лиц в случае несвоевременного выделения трансфертов или за невыполнение норматива, который был закреплен в законе о бюджете.
———————————
См., напр.: Вершило Т.А. Межбюджетные трансферты: проблемы правового регулирования // Финансовое право. 2008. N 10; http://lib.mabico.ru/1908.html.

В целях оценки результативности предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации единой субвенции Правительством Российской Федерации утверждаются целевые показатели эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению переданных им полномочий Российской Федерации, при выполнении которых возникают расходные обязательства субъектов Российской Федерации, на исполнение которых предусмотрены субвенции, формирующие единую субвенцию (далее — целевые показатели).
Значения целевых показателей по субъектам Российской Федерации утверждаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти до 1 марта текущего финансового года.
Контроль достижения органами государственной власти субъектов Российской Федерации значений целевых показателей осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Субсидия как форма межбюджетных трансфертов обладает признаками и дотаций, и субвенций.
———————————
«Субсидия» от лат. subsidium — помощь, поддержка (Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д.Н. Ушакова. М., 1995. Т. 4. С. 308).

Субсидия как форма финансовой помощи предполагает долевое финансирование целевых расходов.
Сущностные признаки субсидий: целевые направления использования средств получателем; предоставляются как из вышестоящего бюджета бюджетной системы в нижестоящий бюджет и наоборот ; используются на выполнение собственных полномочий или полномочий по предметам совместного ведения.
———————————
В том случае, если субсидии и субвенции предоставляются из нижестоящего бюджета в вышестоящий бюджет, в литературе такие трансферты получили название «отрицательный трансферт».

В качестве еще одного признака субсидий можно выделить такое их свойство, как софинансирование расходов получателя иным уровнем бюджетной системы. Однако такой признак не является обязательным, поскольку предоставление далеко не всех субсидий связано с выделением из бюджета получателя субсидий средств на подобные расходы. Например, в соответствии со ст. 142.3 БК РФ предусмотрено предоставление субсидий из бюджетов городских, сельских поселений бюджетам муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера .
———————————
См. подробнее: Андреева Е. Субсидии и субвенции: сравнительный анализ понятийного аппарата // Хозяйство и право. 2010. N 12. С. 81 — 84.

В литературе отмечается, что дотация, субвенция и субсидия как методы наделения финансовыми ресурсами территориальных бюджетов несовершенны , поскольку создают у органов власти, осуществляющих управление бюджетом нижестоящего уровня, «иждивенческое настроение» . Но вместе с тем стоит отметить, что для отдельных территорий, когда собственных доходов в бюджетах регионального или местного уровня не хватает для выполнения расходных обязательств, они остаются одним из основных источников пополнения бюджета, за счет которого органы власти выполняют расходные обязательства.
———————————
Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка. С. 31.
Там же.

http://kommentarii.org/2018/budjetnoe_pravo/page80.html

Что такое межбюджетные трансферты – определение и понятие

Дотация субвенция субсидия и трансферт в бюджетных правоотношениях - картинка 11В каждой стране есть территории с различным уровнем развития – как менее, так и более развитые. Для того чтобы обеспечить их равномерность, используются разные виды межбюджетных трансфертов.

В федеративных странах, к которым относится Россия, эффективная компенсация неравномерного развития регионов обеспечивается за счет системы управления, которая включает в себя не только центральные и местные органы власти, но и промежуточные звенья управления, осуществляющие полномочия в пределах конкретных субъектов федерации.

Таким образом, межбюджетные трансферты являются действенным инструментом перераспределения финансовых ресурсов между всеми регионами государства для обеспечения равномерного развития его территорий.

Функции межбюджетных трансфертов

Межбюджетные трансферты бывают нескольких видов.

Но все они используются для достижения следующих целей:

  • для устранения диспропорций между районами страны и ликвидации социальной напряженности, связанной с временными финансовыми спадами;
  • для возмещения бюджетов регионов, развитых меньше, и компенсации денежных средств, направленных на обеспечение выполнения задач общегосударственного значения;
  • для устранения недостатков системы налогообложения.

Можно утверждать, что межбюджетные трансферты являются важнейшей частью бюджетной системы, поскольку ежегодно у вышестоящих органов власти возникает потребность в утверждении отчислений в нижестоящие бюджеты для сбалансированности их доходов и расходов.

Формы межбюджетных трансфертов

Дотация субвенция субсидия и трансферт в бюджетных правоотношениях - картинка 12Порядок распределения финансовых ресурсов между регионами и основные виды трансфертов закреплены в Бюджетном кодексе РФ. Согласно этому документу, основными формами трансфертов являются субсидии, дотации, субвенции и иные межбюджетные трансферты.

Субсидии

Предоставляются территориальным единицам (субъектам РФ) на безвозмездной основе для компенсации расходов местных фондов, или иными словами, для софинансирования затратных обязательств для выполнения задач, определенных законодательством РФ и ее субъектов. К примеру, субсидии могут выдаваться на развитие социальной инфраструктуры регионов.

Субсидии могут выделяться из Федерального фонда софинансирования расходов или из резервных фондов правительства России.

Дотации

Предоставляются на безвозмездной основе (не требующей возврата), при этом их назначение заранее не определено.

Дотации, полученные субъектом РФ, могут быть использованы им по собственному усмотрению.

Дотации выделяются из Федерального фонда финансовой поддержки, который формируется исходя из наименьшего уровня обеспеченности финансовыми ресурсами регионов РФ. Сумма выделяемых дотаций рассчитывается и утверждается отдельно на каждый финансовый год. Эти средства позволяют уменьшать диспропорции в развитии регионов России.

Субвенции

Предоставляются бюджетам субъектов РФ для восполнения расходов, которые связаны с исполнением муниципальными образованиями функций центрального аппарата. Выделяются из Федерального фонда компенсаций. Распределение средств из данного фонда осуществляется на основании требований нормативно-правовых актов.

Дотация субвенция субсидия и трансферт в бюджетных правоотношениях - картинка 14Субвенции, как и субсидии с дотациями, предоставляются на безвозмездной основе.

При этом субвенции и субсидии имеют целевой характер и отличаются лишь по объему финансирования (субвенции компенсируют целевые расходы, а субсидии – только их некоторую часть).

Иные межбюджетные трансферты

К иным межбюджетным трансфертам относится особая группа финансовых ресурсов, появившаяся в новом Бюджетном кодексе РФ (ранее такая форма перераспределения бюджетных средств не предусматривалась законодательством). Иные межбюджетные трансферты являются безвозмездными и безвозвратными. К ним относятся, к примеру, трансферты различным закрытым административно-территориальным единицам.

Все перечисленные виды трансфертов могут выделяться из федерального бюджета, местных бюджетов, бюджетов субъектов РФ, а также из внебюджетных фондов (к примеру, из Фонда обязательного медицинского страхования).

Трансферты из федерального бюджета

Из федерального бюджета трансферты могут предоставляться в таких формах:

  • в форме дотаций, предоставляемых на выравнивание обеспеченности бюджетов территориальных единиц высшего уровня (субъектов РФ);
  • в форме субсидий, предоставляемых бюджетам субъектов РФ;
  • в форме субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов РФ;
  • в форме иных межбюджетных трансфертов, которые направляются бюджетам субъектов РФ;
  • в форме межбюджетных трансфертов, которые перечисляются бюджетам внебюджетных государственных фондов.

Трансферты из бюджетов субъектов РФ

Дотация субвенция субсидия и трансферт в бюджетных правоотношениях - картинка 15Межбюджетные трансферты, которые перечисляются из бюджетов субъектов РФ, могут выражаться в определенных формах.

Межбюджетные трансферты могут выражаться:

  • в форме дотаций, направляемых на выравнивание обеспеченности бюджетов населенных пунктов и дотаций на выравнивание обеспеченности бюджетов районов или округов;
  • в форме субсидий, предоставляемых местным бюджетам;
  • в форме субвенций, направляемых местным бюджетам и бюджетам АО, входящих в состав областей (либо краев), для осуществления полномочий органов госвласти субъектов РФ;
  • в форме субсидий, направляемых федеральному бюджету из бюджетов субъектов России;
  • в форме иных межбюджетных трансфертов, которые предоставляются различным бюджетам финансовой системы РФ.

Трансферты из местных бюджетов и внебюджетных фондов

Трансферты из бюджетов местных органов власти предоставляются в таких формах:

  • в форме дотаций, перечисляемых из бюджетов муниципальных районов, которые предоставляются на выравнивание обеспеченности бюджетов населенных пунктов;
  • в форме субсидий, перечисляемых из бюджетов населенных пунктов в бюджеты муниципальных районов для решения вопросов местной значимости межмуниципального характера;
  • в форме субсидий, перечисляемых в бюджеты субъектов РФ для образования региональных фондов финансовой поддержки населенных пунктов и муниципальных районов;
  • в форме иных межбюджетных трансфертов.

Межбюджетные трансферты из Фонда ОМС предоставляются в таких формах:

  • в форме субвенций, перечисляемых бюджетам территориальных фондов ОМС;
  • в форме иных трансфертов бюджетам различных территориальных фондов ОМС.

Условия предоставления

В законодательстве Российской Федерации определен порядок выделения межбюджетных трансфертов. В частности, условия предоставления каждого вида трансфертов прописаны в Бюджетном кодексе РФ. Данными условиями установлен ряд ограничений.

http://bizjurist.com/likbez/mezhbyudzhetnye-transferty.html

Предоставление бюджетных средств в виде дотаций, субсидий, субвенций

Дотация

бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов. Например, в бюджете 2004 года было предусмотрено выделение дотаций субъектам РФ на реконструкцию гостиниц.

Субсидия

– бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Государством, например, субсидируются программы по развитию внутреннего и въездного туризма в субъектах РФ.

Субвенции

– бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов. Условием предоставления инвестиционных субвенций из федерального бюджета является недостаточность дохода бюджетов региона для обеспечения денежными средствами инвестиционной и инновационной деятельности, что подтверждается заключением Министерства финансов РФ.

Субвенционное финансирование осуществляется, во-первых, только в отношении инвестиционных проектов и программ, прошедших экспертизу и получивших одобрение Министерства экономического развития РФ, а во-вторых, в форме долевого участия федерального и регионального бюджетов и не ведет к изменению форм собственности на финансируемые с их помощью объекты.

Порядок предоставления субвенций определен законодательством. Инициатива в их получении должна исходить от самого адресата, т.е. органов представительной власти субъекта РФ. Инициатива реализуется путем представления запроса, включающего экспертное заключение, в Министерство финансов РФ до 15 августа года, предшествующего очередному финансовому году. В срок до 15 сентября Министерство финансов РФ выносит на рассмотрение Федерального Собрания РФ одобренные в надлежащих комиссиях и комитетах предложения о предоставлении субвенций по конкретным программам. Сводное заключение о предоставлении инвестиционных субвенций из федерального бюджета выносится в составе федерального бюджета на рассмотрение и утверждение Федерального Собрания.

Основание возникновения конкретного обязательства о предоставлении субвенций следует считать федеральный закон о федеральном бюджете на соответствующий год, а также договор, заключенный между органом, предоставляющим субвенцию, и ее получателем. В роли такого органа выступает от имени Российской Федерации Министерство финансов РФ. В качестве получателя денежных средств выступает высший орган субъекта РФ. В договоре о предоставлении конкретной субвенции должны быть зафиксированы ее назначение, объем, получатель, порядок и условия предоставления. Орган, предоставивший субвенцию, уполномочен контролировать ее использование. Получатель субвенции обязан отчитаться об ее использовании в течение месяца после утверждения отчета об исполнении соответствующего бюджета.

Ответственность за неисполнение условий предоставления и использования субвенций во многом предопределяется целевым характером их выделения. В любом случае субвенция, не использованная в срок или использованная не по назначению, подлежит возврату предоставившему ее органу. При нарушении условий предоставления и использования субвенций их выделение прекращается. Решение о возврате субвенции или досрочном прекращении субвенционного финансирования оформляется решением органа, ее предоставившего. Оно должно быть принято не позднее трех месяцев после получения отчетности об использовании субвенции или по истечении срока отчетности. Предоставление субвенций из федерального бюджета может быть также прекращено в случае нарушения органами представительной власти субъектов РФ норм налогового и бюджетного законодательства РФ.

Дата добавления: 2014-01-04 ; Просмотров: 986 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

http://studopedia.su/5_61784_predostavlenie-byudzhetnih-sredstv-v-vide-dotatsiy-subsidiy-subventsiy.html

4. Бюджетное регулирование. Закрепленные и регулирующие доходы. Дотации, субвенции, субсидии. Использование секвестра. Защищенные статьи расходов бюджета

Бюджетное регулирование и его основные методы. Под бюджетным регулированием понимается распределение доходов федерального бюджета между различными уровнями в целях их сбалансированности (ст. 18 Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР»). Различают четыре группы методов бюджетного регулирования:

1. установление и распределение регулирующих источников доходов бюджета;

2. перераспределение самих бюджетных источников;

3. безвозмездная помощь, оказываемая нижестоящим бюджетам за счет средств вышестоящего бюджета;

4. ссуды, выделяемые одним бюджетам из средств других бюджетов.

Основным методом бюджетного регулирования является установление твердо закрепленных и регулирующих доходов.

Закрепленные доходы — это доходы, которые в соответствии с законодательством полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе (не менее пяти лет) поступают в соответствующий бюджет. Перечень налогов и приравненных к ним платежей, закрепленных за бюджетами разных уровней, предусмотрен в главах 7,8 и 9 БК РФ.

Регулирующие доходы бюджетов. Это доходы, которые передаются в бюджет в целях сбалансированности его доходов и расходов, в виде процентных отчислений от налогов и других платежей по нормативам, определяемым при утверждении бюджета на предстоящий финансовый год (ст. ст. 48,63 БК РФ).

Если названные методы оказались недостаточными для достижения сбалансированности конкретного бюджета, применяются методы оказания прямой финансовой поддержки ( ст. 44 БК РФ) из вышестоящего бюджета нижестоящему в форме дотации, субвенции или субсидии.

Дотация — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов (ст. 5 БК РФ).

Субвенция — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов (ст. 5 БК РФ).

В отличие от дотации субвенция предоставляется на финансирование конкретного мероприятия в течение определенного срока и в случае неиспользования ее в срок или использования не по назначению, подлежит возврату предоставившему ее органу. При нарушении условий предоставления и использования субвенций их выделение прекращается.

Субсидия — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов (ст. 5 БК РФ).

Трансферт- наряду с традиционными методами бюджетного регулирования выделяется трансферт, под которым понимается перевод средств из фонда финансовой поддержки регионов в бюджеты нижестоящего территориального уровня. Названный фонд образуется за счет процентных отчислений от фактически поступающих в вышестоящий бюджет доходов.

http://www.bibliotekar.ru/finansovoe-pravo-6/41.htm

Дотации, субсидии, субвенции: сходства и различия

Дотация субвенция субсидия и трансферт в бюджетных правоотношениях - картинка 17

Для получения понимания в вопросе финансовых операций в верховном аппарате власти стоит предложить вам выделить для себя три пусть не самых главных, но основополагающих понятия, которыми пользуются все продвинутые финансисты нашего времени. Это

Ведь в современном мире трудно себе представить трансформационные движение финансовых масс без субвенции. Поэтому для урегулирования (упорядочивания) различных макро- и микрофинансовых операций и были введены эти понятия, которые (на первый взгляд) похожи между собой, но отличаются в глубине своего предназначения.

Что такое субвенция

Субвенцией принято называть механизм организации безвозвратного движения денежных масс из главного бюджета ко второстепенному (более низкого уровня организации) безвозмездно. Денежные суммы, перенаправленные по такому методу, должны иметь определённый вектор траты. Во всех случаях использования субвенции цель (как правило) носит дотационный характер, то есть помогает определённым субъектам РФ осуществлять запланированные проекты, на которые у местных органов власти попросту не хватило денег.

Субсидии

Субсидии — это довольно рядом стоящее понятие с субвенцией. Они направлены тоже в дотационное русло помощи в различных направлениях с вектором движения денежных масс сверху вниз. Субсидиями принято считать денежную помощь, выделяемую из бюджетов всех уровней как юридическому лицу, так и физическому бюджету более низкого уровня организации на долевом праве участия, определяемого бюджетом субсидирующим. Примером может послужить ипотечная программа для молодых семей, в которой часть денежных затрат на покупку квартиры берет на себя государство.

Также основными признаками субсидии принято считать её целевое предназначение и (как в случае субвенции) безвозвратность. Это значит, что получившиеся деньги нельзя потратить на покупку автомобиля. Их можно потратить только на приобретение недвижимости (подобное было рассмотрено выше). Соответственно, контроль над целевым применением субвенций намного строже, чем за субсидиями.

Отличия

Дотация субвенция субсидия и трансферт в бюджетных правоотношениях - картинка 18

А теперь самое интересное. Субвенции и субсидии: отличия. По своему целевому характеру применения в жизни субсидии и субвенции — это довольно близкие понятия, ведь в обоих идет речь об предоставлении дотационных благ от более высокого уровня к низкому. Но:

  1. субвенция выделяется на целевые нужды только в форме денежной валюты, так как направлена на решение определённых задач;
  2. субсидия же может быть выдана не только в денежной форме, но и в виде:
  • продуктов питания,
  • учебников,
  • одежды,
  • так далее.

Также субсидии и субвенции отличаются следующим:

  • кругом лиц получаемых дотаций (при субвенции это бюджет более низкого уровня, а при субсидии это могут быть и частные лица;
  • возвратностью при невыполнении целевого назначения (при субвенции она будет взыскаться, при субсидии возвратность отсутствует);
  • формой выдачи средств;
  • условиями предоставления вышеизложенного;
  • объёмом инвестиций (частичным или долевым участием в проекте).

“Таким образом получается, что два довольно близких по своему направлению термина осуществляют совершенно отличные в процессе производства течения денежных масс механизмы, которые помогают регулировать различные финансовые процессы путём дотационного действия, ведущие к улучшению не только социальной жизни в обществе, но и делающие более прозрачную экономическую политику государства”.

Отсюда делается вывод, что дотации, субсидии, субвенции – это очень важные меры поддержки государства.

Видео: Как получить субсидии

Похожие статьи:

Многие люди часто озадачены расшифровкой аббревиатуры ТСЖ, которую следует понимать как товарищество собственников жилья. Важно знать, что в основе его деятельности лежит Жилищ…

Труд сантехников, электриков, дворников заметен вечно занятым жителям многоэтажек только тогда, когда что-то ломается или становится грязно. А ведь большинство из этих жителей …

Многие люди уже успели привыкнуть к тому, что горячая линия ЖКХ является главным официальным источником по вопросам ЖКХ и справочной службой, которая круглосуточно оказывает ко…

Согласно правовым нормам коммунальные службы заключают договора на оказание услуг абсолютно со всеми жильцами домов и квартир. Если жилье сдано в аренду, то этот договор подпис…

Вопрос взыскания задолженности за коммунальные услуги может быть реализован в нескольких порядках: в досудебном (путем усилий ЖЭУ и поставщиков коммунальных услуг), в суд…

http://www.union-don.ru/archives/322

Литература

  1. Торвальд, Ю. Век криминалистики; М.: Прогресс, 2011. — 325 c.
  2. Зайцев, Р. В. Признание и приведение в исполнение в России иностранных судебных актов / Р.В. Зайцев. — М.: Wolters Kluwer, 2013. — 208 c.
  3. Радько, Т. Н. Теория государства и права / Т.Н. Радько. — М.: Академический проект, 2005. — 720 c.
  4. Корнийчук Г. А. Арбитражное процессуальное право. Ответы на экзаменационные вопросы; Экзамен — Москва, 2010. — 288 c.
  5. Теория государства и права. — М.: АСТ, Сова, 2010. — 160 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях