WordPress

Государственные гарантии и компенсации лицам работающим в районах крайнего севера

Государственные гарантии и компенсации лицам работающим в районах крайнего севера - картинка 1

Содержание

Статья 313 ТК РФ. Гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

Государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей.

Комментарии к ст. 313 ТК РФ

1. Концепция государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера утв. Постановлением Правительства РФ от 7 марта 2000 г. N 198 (разделы I, V не приводятся).

См. также Федеральную целевую программу «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года», утв. Постановлением Правительства РФ от 27 июля 2001 г. N 564.

Концепция Федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока до 2015 года» утв. распоряжением Правительства РФ от 21 ноября 2007 г. N 1661-р.

Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2002 г. N 336 утв. Положение о содействии переселению граждан в рамках пилотного проекта социального реструктурирования районов Крайнего Севера.

Постановлением Правительства РФ от 3 августа 2001 г. N 577 одобрено Соглашение между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития о займе для финансирования пилотного проекта социального реструктурирования районов Крайнего Севера.

2. Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029 утв. Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера (не приводится).

3. Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» установил гарантии и компенсации для лиц, работающих в районах Крайнего Севера.

Распоряжением Совета Министров — Правительства РФ от 1 июня 1993 г. N 967-р утв. организационный план мероприятий по реализации названного Закона.

Инструкция о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, утв. Приказом Минтруда РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 2.

http://rulaws.ru/tk/CHAST-CHETVERTAYA/Razdel-XII/Glava-50/Statya-313/

Статья 14. Дополнительный отпуск

Кроме установленных законодательством дополнительных отпусков, предоставляемых на общих основаниях, лицам, работающим в северных районах России, устанавливается также в качестве компенсации ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью:

в районах Крайнего Севера — 24 календарных дня;

в приравненных к ним местностях — 16 календарных дней;

в остальных районах Севера, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, — 8 календарных дней.

http://www.zakonrf.info/doc-13414491/r3-st14/

Закон РФ от 19.02.1993 N 4520-1 (ред. от 07.03.2018) «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»

О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЯХ И КОМПЕНСАЦИЯХ
ДЛЯ ЛИЦ, РАБОТАЮЩИХ И ПРОЖИВАЮЩИХ В РАЙОНАХ КРАЙНЕГО
СЕВЕРА И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ МЕСТНОСТЯХ

Настоящий Закон устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.

http://bazanpa.ru/vs-rf-zakon-n4520-1-ot19021993-h195677/

Статья 313. Гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей.

Комментарии к статье:

§ 1. Внесенные в ст. 313 изменения расширяют нормативно-правовую базу установления гарантий и компенсаций для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В ее ч. 1 предусмотрено, что государственные гарантии и компенсации этим лицам устанавливаются не только Кодексом и другими федеральными законами, но и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а другие гарантии — законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. Величина дополнительных гарантий зависит от финансовых возможностей соответствующих субъектов РФ, органов местного самоуправления и работодателя. В результате изменений, внесенных в ст. 313 и некоторые другие статьи главы 50 ТК, их текст согласуется с текстом норм по тем же вопросам, содержащихся в Законе РФ от 19 февраля 1993 г., в редакции от 22 августа 2004 г. (т.е. с учетом изменений, внесенных в него Федеральным законом N 122-ФЗ).

§ 2. Глава 50 ТК устанавливает особенности регулирования трудовых отношений в зависимости от специфических условий местности, в которой трудится работник, — экстремальных природно-климатических условий в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (ст. 313 — 327).
Она основана в первую очередь на тексте Закона РФ от 19 февраля 1993 г. «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (Ведомости РСФСР. 1993. N 16. Ст. 551) и ст. 251 КЗоТа РФ 1971 г. Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в нее внесены кардинальные изменения — в ст. 316, 317, 323, 325, 326 (СЗ РФ. 2004. N 35. Ст. 3607).

§ 3. Нормы ТК предусматривают предоставление определенных гарантий и компенсаций гражданам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Более подробные нормы содержатся в Законе РФ от 19 февраля 1993 г., в редакции от 22 августа 2004 г. Этот Закон устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера. Действие этого Закона распространяется на лиц, работающих по найму постоянно или временно в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях, а также на некоторые другие категории граждан (см. ч. 1 и 2 ст. 1).

§ 4. Закон РФ от 19 февраля 1993 г., непосредственно связанный с нормами главы 50 ТК, претерпел существенные изменения.
Внесенные в него Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ изменения коснулись прежде всего компенсаций, предоставляемых гражданам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также источников финансирования соответствующих выплат.
Ряд статей Закона РФ от 19 февраля 1993 г. признан утратившим силу: ст. 6 — 9, 12, 13, 15, 16, 20 — 23.1, 25 — 32. Утратили силу его разделы IV и VIII.

§ 6. Закон РФ от 19 февраля 1993 г. в новой редакции предусматривает возможность установления гарантий и компенсаций не только законом, но и иными нормативными правовыми актами РФ (см. ст. 3, 4 и др.).
Следует напомнить, что нормы трудового права, содержащиеся в иных законах, должны соответствовать Трудовому кодексу. Если вновь принятый федеральный закон противоречит Кодексу, этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений в ТК. В случае противоречий между Трудовым кодексом и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется Трудовой кодекс (см. ст. 5 ТК).

§ 7. Нормативные акты работодателей об установлении гарантий и компенсаций, их размере и порядке предоставления относятся к локальным нормативным актам, принимаемым в установленном Трудовым кодексом порядке (см. ст. 8, 371, 372).
Если в организации заключается коллективный договор, предпочтительнее включать в него положения, касающиеся гарантий и компенсаций.
Там, где заключаются региональные и территориальные соглашения, в них следовало бы предусматривать соответствующие гарантии и компенсации северянам, с тем чтобы их нормы легли в основу определения необходимых средств в соответствующем бюджете.

§ 9. Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей неоднократно дополнялся, расширялся — см. Постановление Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029 (СП СССР. 1967. N 29. Ст. 203), изменения и дополнения, внесенные Указами Президента РФ от 20 декабря 1993 г. N 2226, от 22 марта 1994 г. N 577, от 16 мая 1994 г. N 945 (САПП РФ. 1993. N 52. Ст. 5059; 1994. N 13. Ст. 985; СЗ РФ. 1994. N 4. Ст. 303).
Компетенция Правительства РФ по утверждению перечня районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для целей предоставления гарантий и компенсаций сохранилась (см. ст. 2 Закона РФ от 19 февраля 1993 г., в редакции от 22 августа 2004 г. // СЗ РФ. 2004. N 35. Ст. 3607).
Перечень районов проживания малочисленных народов Севера утвержден Постановлением Правительства РФ от 11 января 1993 г. и дополнен Постановлением Правительства РФ от 7 октября 1993 г. (САПП РФ. 1993. N 3. Ст. 176, N 42. Ст. 4001).
Утвержден Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов (продукции) (см. Постановление Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 402, с изменениями и дополнениями от 27 сентября 2001 г. N 695 // СЗ РФ. 2000. N 22. Ст. 2318; 2001. N 40. Ст. 3846).

§ 10. Государство предпринимает меры для создания благоприятных условий жизни и работы в районах Севера, оказания содействия желающим переселиться из этих районов (см., например, Федеральную целевую программу экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера до 2011 года, утв. Постановлением Правительства РФ от 27 июля 2001 г. N 564 // СЗ РФ. 2001. N 32. Ст. 3327; Соглашение между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития о займе для финансирования пилотного проекта реструктурирования районов Крайнего Севера — Постановление Правительства РФ от 3 августа 2001 г. N 577 // СЗ РФ. 2001. N 33. Ст. 3468; Положение о содействии переселению граждан в рамках пилотного проекта социального реструктурирования районов Крайнего Севера, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2002 г. N 336 // СЗ РФ. 2002. N 22. Ст. 2093; 2005. N 9. Ст. 723).
Дополнительные меры по оказанию содействия гражданам Российской Федерации в рамках пилотного проекта социального реструктурирования районов Крайнего Севера предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 22 июня 2004 г. N 306 (СЗ РФ. 2004. N 26. Ст. 2675).

http://kodecs-rf.ru/trudovoj_kodeks_rf/chast_4/razdel_12/glava_50_2/stat_ya_313/

Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 55-ФЗ «О внесении изменений в статью 10 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» и Трудовой кодекс Российской Федерации»

Принят Государственной Думой 21 марта 2014 года

Одобрен Советом Федерации 26 марта 2014 года

В части второй статьи 10 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-I «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 16, ст. 551; Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607; 2009, N 30, ст. 3739) слова «учреждений, финансируемых соответственно за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов» заменить словами «государственных органов и государственных учреждений субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и муниципальных учреждений».

Внести в Трудовой кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 27, ст. 2878; 2007, N 17, ст. 1930; 2009, N 30, ст. 3739; 2012, N 50, ст. 6957; 2013, N 30, ст. 4037; N 48, ст. 6165; N 52, ст. 6986) следующие изменения:

1) часть двенадцатую статьи 20 изложить в следующей редакции:

«По вытекающим из трудовых отношений обязательствам работодателя — юридического лица субсидиарную ответственность несут собственник имущества, учредитель (участник) юридического лица в случаях, в которых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлена субсидиарная ответственность собственника имущества, учредителя (участника) по обязательствам юридического лица.»;

2) в статье 34 слова «федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов» заменить словами «организаций, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, органы местного самоуправления»;

3) часть четвертую статьи 43 после слов «изменения наименования организации,» дополнить словами «изменения типа государственного или муниципального учреждения,»;

4) в части третьей статьи 45 слова «предусматривающие полное или частичное финансирование из» заменить словами «содержащие обязательства, финансовое обеспечение выполнения которых осуществляется за счет средств», слово «исполнительной» заменить словом «государственной»;

5) в части третьей статьи 47 слова «по отраслям, организации которых финансируются из» заменить словами «, содержащие обязательства, финансовое обеспечение выполнения которых осуществляется за счет средств», после слова «год» дополнить словами «и плановый период»;

6) часть четвертую статьи 48 изложить в следующей редакции:

«В отношении работодателей — государственных органов, органов местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий соглашение действует также в случае, если оно заключено от их имени уполномоченными государственным органом или органом местного самоуправления (статья 34 настоящего Кодекса).»;

а) наименование дополнить словами «, изменении типа государственного или муниципального учреждения»;

б) в части пятой после слов «(слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование)» дополнить словами «либо изменение типа государственного или муниципального учреждения», слова «работниками организации» заменить словами «работниками организации или учреждения»;

8) пункт 6 части первой статьи 77 после слова «реорганизацией» дополнить словами «, с изменением типа государственного или муниципального учреждения»;

9) часть вторую статьи 119 изложить в следующей редакции:

«Порядок и условия предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем устанавливаются в федеральных государственных учреждениях нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в государственных учреждениях субъекта Российской Федерации нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации, в муниципальных учреждениях нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.»;

10) часть первую статьи 132 дополнить словами «, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом»;

11) в статье 134 слова «Организации, финансируемые из соответствующих бюджетов,» заменить словами «Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения»;

12) в части третьей статьи 135 слова «на очередной год» заменить словами «на очередной финансовый год и плановый период», слова «организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов» заменить словами «государственных и муниципальных учреждений», слова «финансирования медицинских, образовательных, научных организаций, организаций культуры и других организаций бюджетной сферы» заменить словами «финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений, в том числе в сфере здравоохранения, образования, науки, культуры»;

13) в части четвертой статьи 139 цифры «29,4» заменить цифрами «29,3»;

14) статью 145 изложить в следующей редакции:

«Статья 145.Условия оплаты труда руководителей организаций, их заместителей, главных бухгалтеров и заключающих трудовой договор членов коллегиальных исполнительных органов организаций

Условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий, а также руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и заключающих трудовой договор членов коллегиальных исполнительных органов государственных корпораций, государственных компаний и хозяйственных обществ, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности, определяются трудовыми договорами в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации).

Условия оплаты труда руководителей иных организаций, их заместителей, главных бухгалтеров и заключающих трудовой договор членов коллегиальных исполнительных органов организаций устанавливаются по соглашению сторон трудового договора.»;

15) в статье 168:

а) часть вторую изложить в следующей редакции:

«Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам, заключившим трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работникам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений определяются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.»;

б) дополнить частями третьей и четвертой следующего содержания:

«Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам, заключившим трудовой договор о работе в государственных органах субъектов Российской Федерации, работникам государственных учреждений субъектов Российской Федерации, лицам, работающим в органах местного самоуправления, работникам муниципальных учреждений определяются соответственно нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам других работодателей определяются коллективным договором или локальным нормативным актом, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.»;

16) в статье 169:

а) часть вторую изложить в следующей редакции:

«Порядок и размеры возмещения расходов при переезде на работу в другую местность работникам, заключившим трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работникам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений определяются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.»;

б) дополнить частями третьей и четвертой следующего содержания:

«Порядок и размеры возмещения расходов при переезде на работу в другую местность работникам, заключившим трудовой договор о работе в государственных органах субъектов Российской Федерации, работникам государственных учреждений субъектов Российской Федерации, лицам, работающим в органах местного самоуправления, работникам муниципальных учреждений определяются соответственно нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Порядок и размеры возмещения расходов при переезде на работу в другую местность работникам других работодателей определяются коллективным договором или локальным нормативным актом либо по соглашению сторон трудового договора, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.»;

17) часть первую статьи 262 дополнить предложением следующего содержания: «Порядок предоставления указанных дополнительных оплачиваемых выходных дней устанавливается Правительством Российской Федерации.»;

18) в части пятой статьи 282 слова «восемнадцати лет» заменить словами «восемнадцати лет,»;

19) в статье 302:

а) в части первой слово «Работникам» заменить словом «Лицам»;

б) части вторую и третью изложить в следующей редакции:

«Размер и порядок выплаты надбавки за вахтовый метод работы в федеральных государственных органах, федеральных государственных учреждениях устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Размер и порядок выплаты надбавки за вахтовый метод работы в государственных органах субъектов Российской Федерации, государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.»;

в) в части четвертой слова «Работникам работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, надбавка за вахтовый метод работы выплачивается в размере и порядке, устанавливаемых» заменить словами «Размер и порядок выплаты надбавки за вахтовый метод работы у других работодателей устанавливаются»;

20) в части второй статьи 316 слова «учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов» заменить словами «государственных органов субъектов Российской Федерации, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, муниципальных учреждений»;

21) в статье 323:

а) в части первой слова «Для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета» заменить словами «Для работников федеральных государственных органов, государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений», слово «организации» заменить словом «работодателя»;

б) в части второй слова «лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований,» заменить словами «работников государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждений»;

в) в части третьей слово «организаций» заменить словом «работодателей»;

22) в статье 326:

а) в части первой слова «в организациях, финансируемых из федерального бюджета» заменить словами «в федеральных государственных органах, государственных внебюджетных фондах Российской Федерации, федеральных государственных учреждениях»;

б) в части третьей слова «организации, финансируемой из федерального бюджета,» заменить словами «федерального государственного органа, государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, федерального государственного учреждения», слово «расторжением» заменить словом «прекращением»;

в) в части четвертой слова «организации, финансируемой из федерального бюджета,» заменить словами «федерального государственного органа, государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, федерального государственного учреждения»;

г) часть пятую изложить в следующей редакции:

«Размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, заключившим трудовые договоры о работе в государственных органах субъектов Российской Федерации, государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, и работникам указанных органов, учреждений устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, лицам, заключившим трудовые договоры о работе в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, и работникам указанных органов, учреждений — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, лицам, заключившим трудовые договоры о работе у других работодателей, и работникам данных работодателей — коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.»;

23) в абзаце втором части второй статьи 407 слова «организациях, финансируемых из федерального бюджета» заменить словами «федеральных государственных органах, федеральных государственных учреждениях, федеральных государственных унитарных предприятиях».

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Действие положений части пятой статьи 282 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года.

http://rg.ru/2014/04/04/sever-dok.html

Гарантии и компенсации лицам, проживающим в районах Крайнего Севера (Комиссарова Т.)

Дата размещения статьи: 03.09.2014

Известно, что работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях выполняется в особых климатических условиях. В связи с этим сотрудникам, трудящимся в организациях и учреждениях, расположенных на таких территориях, полагаются определенные гарантии и компенсации. Но всем ли работникам они положены? В статье расскажем, от чего зависит предоставление гарантий и компенсаций работникам северных районов, а также о самих гарантиях и компенсациях.

Нормативное регулирование

К сведению. Дополнительные гарантии и компенсации могут устанавливаться коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей (ст. 313 ТК РФ).

Отметим, что нормы данных законов распространяются на территории и районы, определенные Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 N 1029. Данным Постановлением утвержден Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера (далее — Перечень).
Прежде чем выяснить, на какие компенсации могут рассчитывать работники северных районов, отметим, что согласно ст. 287 ТК РФ все льготы и компенсации предоставляются работникам по основному месту работы.

Особенности приема на работу

Согласно ст. 314 ТК РФ для получения гарантий и компенсаций необходим трудовой стаж, который начинает исчисляться с момента заключения трудового договора.
Правила заключения трудового договора установлены гл. 10, 11 ТК РФ. Они распространяются на граждан, проживающих в северных районах. А вот если будущий сотрудник проживает в других регионах, но работать будет в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, заключение трудового договора возможно только при наличии у него медицинской справки, выданной в Порядке, установленном Приказом Минздравсоцразвития России от 02.05.2012 N 441н, об отсутствии противопоказаний для работы и проживания в данных районах и местностях.

К сведению. Минтрудом России в Постановлении от 23.07.1998 N 29 приведены Рекомендации по заключению трудового договора, отражающие специфику регулирования социально-трудовых отношений в условиях Крайнего Севера (действуют в части, не противоречащей ТК РФ и Закону N 4520-1).

Гарантии в области рабочего времени и времени отдыха

Обратите внимание! Дополнительные оплачиваемые отпуска за работу в северных районах предоставляются только по основному месту работы.

Гарантии и компенсации по оплате труда

Обратите внимание! Районные коэффициенты, действующие в настоящее время для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, приведены в Информационном письме Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда России от 09.06.2003 N 1199-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда России от 19.05.2003 N 670-9, ПФР от 09.06.2003 N 25-23/5995.

Отметим, что районный коэффициент начисляется по месту фактической постоянной работы независимо от места нахождения работодателя . То есть, если работник трудится в обособленном структурном подразделении организации, расположенном в северных районах, или имеет разъездной характер работы в данные районы, независимо от места нахождения самой организации оплата его труда должна производиться с учетом районного коэффициента.
———————————
Пункт 2 Разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 11.11.1964 N 15/30 «О порядке применения условий оплаты труда, установленных Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 15.07.1964 N 620, к отдельным категориям работников».

Примечание. Надбавки устанавливаются без учета районного коэффициента и вознаграждения за выслугу лет.

Обратите внимание! Согласно п. 16.1 Инструкции процентные надбавки не начисляются на заработную плату, получаемую работником по совместительству.

Отдельного внимания заслуживают процентные надбавки для молодых работников, не достигших возраста 30 лет. Так, если работник не достиг указанного возраста и проживал в районах Крайнего Севера не менее года до трудоустройства, ему полагается надбавка в размере 20% по истечении первых шести месяцев работы с увеличением на 20% за каждые последующие шесть месяцев и по достижении 60%-ной надбавки — 20% за один год работы, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и в районах, где надбавки выплачиваются в порядке и на условиях, предусмотренных Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 06.04.1972 N 255, в размере 10% за каждые шесть месяцев работы. Общий размер выплачиваемых указанным работникам надбавок не может превышать пределов, установленных действующим законодательством.

Иные гарантии и компенсации

В заключение

В статье мы рассказали об основных гарантиях и компенсациях, которые обязаны предоставлять автономные учреждения, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, своим работникам, — повышенная оплата труда, дополнительные отпуска и пр. Конечно, это не все гарантии и компенсации. Так, работникам данных организаций полагаются жилищные субсидии. Также работа в северных районах дает право на досрочный выход на пенсию (ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»). Рекомендуем не игнорировать требования законодательства и предоставлять сотрудникам гарантии и компенсации, иначе не избежать судебных споров, победителем в которых в большинстве случаев является работник.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

http://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=3617

Государственные гарантии и компенсации лицам работающим в районах крайнего севера

Прежде чем приступить к рассмотрению гарантий и компенсаций, предусмотренным для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним необходимо раскрыть понятие гарантий и компенсаций в сфере труда, выделить обстоятельства, характеризующие гарантии и компенсации как правовые понятия.

1. В ч.1 ст. 164 Трудового кодекса РФ гарантии определены как средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений. Таким образом, в качестве цели применения установленных законодательством гарантий указано осуществление имеющихся у работников прав. Следовательно, гарантии выполняют обеспечительную функцию по отношению к установленным работникам правам.

Права работников могут носить как имущественный, так и неимущественный характер. Существующие гарантии для осуществления этих прав могут быть также имущественного и неимущественного характера.

Отличительной чертой неимущественных гарантий является их непосредственная связь с местом работы, они призваны обеспечить сохранение за работником в установленных законодательством случаях прежних условий труда, включая рабочее место. В связи с чем, главной неимущественной гарантией является предоставление работнику прежнего места работы после отсутствия по уважительным причинам, например, при нахождении работника в отпуске по уходу за ребенком.

Имущественные гарантии непосредственно связаны с правом работника на получение денежного вознаграждения за свой труд. В

В связи с изложенным можно выделить следующие юридически значимые обстоятельства, которые характеризуют правовое понятие гарантий в сфере труда.

Во-первых, установление гарантий в законодательстве, соглашениях, коллективном договоре, иных локальных нормативных актах организации, трудовом договоре.

Во-вторых, непосредственное обеспечение предусмотренных в законодательстве трудовых прав.

В-третьих, обеспечение осуществления как неимущественных, так и имущественных прав работников в сфере труда.

2. В ч. 2 ст. 164 Трудового кодекса РФ компенсации определены как денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных законодательством обязанностей. Из действующего законодательства можно выделить следующие обстоятельства, характеризующие компенсации как правовое понятие.

Во-первых, компенсации имеют возмездный характер, они призваны возместить работнику определенные затраты. Тогда как гарантии, которые предоставляются работникам, не имеют возмездного характера. Гарантии призваны обеспечить работников реализацию трудовых прав работников, а компенсации имеют своей целью возмещение понесенных работниками затрат при исполнении установленных обязанностей, а также при использовании отдельных прав.

Во-вторых, применение понятия «компенсация» предполагает доказывания наличия непосредственной связи понесенных или предполагаемых затрат работника с исполнением трудовых или иных, предусмотренных законом обязанностей.

Не оспаривая правомерность данных понятий, в отношении северных территорий можно применить следующую формулировку термина «компенсация»: это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам повышенных материальных и физиологических затрат, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей и проживанием в суровых природно-климатических условиях Севера.

Работа в тяжелых климатических условиях, которые характерны для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на протяжении десятков лет компенсировалась предоставлением гарантий и компенсационных выплат работнику.

Основные государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера установлены Трудовым Кодексом РФ и Законом РФ от 19.02.1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»: Закон Российской Федерации от 19.02.1993 г. № 4520-1// Российская газета.-1993.- 27 февраля.

Особо следует отметить, что действие соответствующих льгот, гарантий и компенсаций распространяется только на территории, предусмотренные Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденным постановлением Совмина СССР от 10.11.1967 г. № 1029.

С 2005 г. перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для целей предоставления гарантий и компенсаций устанавливается Правительством РФ.

За прошедший с 30-х годов прошлого столетия период в список территорий Крайнего Севера и приравненных к ним местностей внесены значительные изменения. В настоящее время на практике применяется Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 г. № 1029. Этот перечень был существенно расширен в 90-е годы.

Государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установлены в настоящее время Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами, в частности, Законом РФ от 19.02.1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» с последующими дополнениями и изменениями, внесенными в том числе Федеральным законом от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В главе 50 Трудового кодекса РФ предусмотрены гарантии и компенсации только для работающих, а для других жителей северных районов и местностей, приравненных к ним — пенсионеров, студентов, членов семей работающих, они регулируются иным законодательством: Законом РФ от 19.02.1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», Федеральными законами » О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации от 15.01.2001г. № 166-ФЗ, «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ,, а также иными законами и нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

В связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ и муниципальных образований ст. 26 Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 г. были внесены изменения в ст. 4 Закона «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», Федеральными законами «, в которой уточнены источники финансирования выплаты гарантий и компенсаций.

Федеральным законом от 30.06.2006 г. № 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании недействующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» внесены изменения во вторую часть ст. 313 Трудового кодекса, касающуюся установления дополнительных гарантий и компенсаций. Согласно новой редакции дополнительные гарантии и компенсации работающим могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями и т.д., исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов РФ, органов местного самоуправления и работодателей.

В Трудовом кодексе РФ для получения гарантий и компенсаций предусмотрены определенные требования к работникам, прибывающим на работу в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности:

— заключение трудового договора на срок до 5 лет по инициативе работника либо работодателя, если это связано с переездом к месту работы, согласно ст. 59 Трудового кодекса;

— наличие у работника, прибывшего на Север из других регионов, заключения об отсутствии медицинских противопоказаний для работы и проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, согласно ст. 324 Трудового кодекса;

— продолжительность трудового стажа, необходимого для получения гарантий и компенсаций, согласно ст. 314 Трудового кодекса;

В Законе РФ от 19.02.1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», Трудовой кодекс РФ и других нормативных правовых актах к гарантиям и компенсациям для работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, помимо районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате за стаж работы, отнесены;

— ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска;

— дополнительный выходной день для работников, имеющих детей в возрасте до 16 лет;

— сокращенная рабочая неделя для женщин;

— компенсации семьям, имеющим детей;

— гарантии медицинского обслуживания;

— оплата стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно работнику и членам его семьи;

— гарантии и компенсации расходов, связанных с переездом;

— государственные гарантии работникам, уволенным в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата сотрудников;

— компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и инвалидности, к месту отдыха и обратно;

http://studbooks.net/983549/pravo/osnovnye_garantii_kompensatsii_litsam_svyazi_rabotoy_rayonah_kraynego_severa_mestnostyah_priravnennyh

Литература

  1. История политических и правовых учений. — М.: Юнити-Дана, 2010. — 472 c.
  2. Грудцына Л. Ю. Адвокатура, нотариат и другие институты гражданского общества в России; Деловой двор — М., 2012. — 352 c.
  3. История государства и права России; АСТ, Сова, ВКТ — Москва, 2009. — 395 c.
  4. Астахов, Павел Земельный участок. Юридическая помощь по оформлению и защите прав на землю с вершины адвокатского профессионализма / Павел Астахов. — М.: Эксмо, 2015. — 256 c.
  5. Акции. Судебная практика, официальные разъяснения, образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2016. — 930 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях