WordPress

Государственные гарантии и компенсации в области занятости населения кратко

Государственные гарантии и компенсации в области занятости населения кратко - картинка 1

Государственные гарантии и компенсации в области занятости населения.

Гос-во создает условия для полной занятости населения.

Государство в области содействия занятости населения гарантирует гражданам: -право на выбор профессии, рода занятий и работы; -охрану труда, в том числе на здоровые и безопасные условия труда, правовую защиту от необоснованных увольнения или отказа в приеме на работу в соответствии с законодательством о труде; -бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой с учетом общественных потребностей.

Государство гарантирует безработным:

— бесплатную профессиональную ориентацию, психологическую поддержку, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации с учетом общественных потребностей и в соответствии с имеющимися склонностями, способностями, навыками и особенностями их психофизического развития;

— выплату пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов государственной службы занятости населения, оказание материальной помощи безработным и членам их семей, находящимся на их иждивении;

— компенсацию в соответствии с законодательством материальных затрат в связи с направлением органами государственной службы занятости населения на работу (обучение) в другую местность;

— бесплатный медицинский осмотр при приеме на работу и направлении на обучение;

-возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

— содействие в организации предпринимательской деятельности.

http://lektsia.com/15xd2fc.html

Гарантии государства в области занятости населения

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Гражданам Российской Федерации гарантируются:

  • свобода выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда;
  • защита от безработицы;
  • бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости;
  • информирование о положении на рынке труда.

Безработным гражданам гарантируются:

  • социальная поддержка;
  • осуществление мер активной политики занятости населения, включая бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию по направлению органов службы занятости;
  • бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования.

http://rosmintrud.ru/ministry/programms/inform/6

Государственные гарантии в области занятости

В соответствии со ст. 5 Закона Республики «О занятости населения Республики Беларусь» гражданам гарантируется:

— свобода выбора рода занятий и работы;

— предоставление подходящей работы на период не менее
трех лет ранее заявленным предприятиями, учреждениями,
организациями молодым специалистам — выпускникам госу­
дарственных учебных заведений;

— получение информации о наличии свободных рабочих
мест (вакансий);

— бесплатная профессиональная подготовка, переподго­
товка и повышение квалификации;

— бесплатное содействие в подборе подходящей работы и
трудоустройстве в соответствии с призванием, способностями,
профессиональной подготовкой, образованием, включая про­
фессиональную ориентацию;

— возможность участия в оплачиваемых общественных
работах;

— компенсация в соответствии с законодательством мате­
риальных затрат в связи с направлением на работу в другую
местность;

— судебная защита трудовых и других прав граждан в
сфере занятости.

Одним из направлений активной политики занятости, ко­торую проводит Республика Беларусь, являются дополнитель­ные гарантии занятости для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конку­рировать на рынке труда. К ним относятся:

одинокие и многодетные родители, воспитывающие не­совершеннолетних детей, детей-инвалидов;

— молодежь в возрасте до 18 лет;

— граждане, выехавшие из зон радиоактивного загрязне­
ния в соответствии с законодательством Республики Бела­
русь;

— лица предпенсионного возраста (за два года до наступле­
ния возраста, дающего право выхода на пенсию по возрасту);

— военнослужащие, уволенные в запас в связи с оконча­
нием срочной службы либо с сокращением;

— лица, освобожденные из учреждений, исполняющих на­
казание или осуществляющих принудительное лечение по ре­
шению суда.

Обеспечение гарантий производится путем создания до­полнительных рабочих мест (в том числе специализирован­ных), специализированных организаций, организацией обучения по специальным программам и другими мерами.

Особое место среди гарантий занимают социальные гаран­тии и компенсации безработным.

Социальными гарантиями признаются те материальные ус­ловия, которые государство, общество на данном этапе разви­тия может дать, обеспечить гражданину при потере им работы и безработице.

В настоящее время государство обеспечивает безработным следующие виды гарантий и компенсаций:

1) предоставление особых гарантий лицам, высвобожден­ным с предприятий, из учреждений, организаций; пострадав­шим от катастрофы на Чернобыльской АЭС; уволенным с во-еной службы без права на пенсию;

2) выплату в установленном порядке пособия по безрабо­
тице;

3) выплату стипендий в период профессиональной подго­
товки, переподготовки или повышения квалификации по на­
правлению службы занятости;

4) оказание материальной помощи безработным и членам
его семьи; возможность участия в оплачиваемых обществен­
ных работах, организуемых местными исполнительными и рас­
порядительными органами власти;

5) возмещение расходов и получение иных компенсаций в
связи с переездом в другую местность на новое место жительства
и работы по направлению государственной службы занятости.

Положением о порядке и условиях выплаты безработным пособий и материальной помощи, утвержденным постановле­нием Совета Министров Республики от 15 апреля 1993 г. № 236, установлено, что право на пособие по безработице име­ют безработные, не получающие пенсий, пособий (за исключе­нием пособий семьям, воспитывающим детей) либо компенсаций за ущерб, нанесенный здоровью увечьем или иным повреждени­ем, связанным с выполнением трудовых обязанностей, в разме­ре, превышающем размер пособия по безработице, установленный законодательством о занятости населения.

Решение о назначении пособий по безработице либо об отказе в их назначении принимается городскими, районными (per иональными) центрами занятости населения и их отделени­ями в течение 10 календарных дней с момента регистрации безработного.

С учетом материального положения безработному может быть оказана материальная помощь как в период получения пособия по безработице (стипендии), так и в период, когда он пособие по безработице (стипендию) не получает.

Преимущественное право на получение материальной по­мощи предоставляется безработным, имеющим безработного супруга либо на своем иждивении инвалидов или несовершен­нолетних детей.

Размер единовременно оказываемой материальной помощи не может превышать, как правило, размера базовой величины.

Общий размер материальной помощи, оказанной безработному в течение каждого 12-месячного периода, исчисленного со дня регистрации в качестве безработного, не может превышать 6 базовых величин.

Пособия по безработице, стипендии, материальная по­мощь, расходы по командировкам на учебу по направлению центра занятости выплачиваются безработным из средств Го­сударственного фонда содействия занятости через банки по документам, выдаваемым этим центром.

К социальным гарантиям относится также возможность участия в оплачиваемых общественных работах. В настоящее время участие в таких работах явлчется не только гарантией, но и обязательным условием для получения пособия по безработице.

33.4. Контроль за соблюдением законодательства

http://megaobuchalka.ru/11/56390.html

Электронная библиотека

Политика занятости населения является неотъемлемой частью социальной политики государства. Деятельность различных учреждений и организаций по осуществлению политики занятости регламентируется законодательством Российской Федерации.

Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав гражданина на труд и социальную защиту от безработицы.

В соответствии с этим законом осуществляется деятельность многих учреждений, связанная с организацией работы с социально незащищенными категориями населения, в том числе и не имеющими работы.

В соответствии с законом разработаны программы содействия занятости населения, которые являются одним из инструментов активной политики занятости населения и социальной политики в целом, важным механизмом государственного регулирования занятости населения и воздействия на рынке труда.

В соответствии с действующим законодательством гарантии для безработных граждан подразделяются на две группы:

1) Гарантии в области занятости. Государство гарантирует безработным бесплатную профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости;

2) Гарантии в области социальной поддержки предполагают:

· компенсацию в соответствии с законодательством РФ материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение, перевод в другую местность по предложению органов службы занятости);

· бесплатное медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу;

· возможность заключения срочных трудовых договоров (контрактов) на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностей граждан (ст. 2 ФЗ «О занятости населения в РФ»).

Статья 13 данного закона определяет дополнительные гарантии для отдельных категорий населения.

Гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поисках работы (прежде всего речь идет о лицах с ограниченной трудоспособностью), дополнительные гарантии обеспечиваются на основе разработки и реализации целевых программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, предоставления услуг по профессиональной ориентации, а также путем организации обучения по специальным программам. Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии со ст.

Гражданам, высвобождаемым из организаций в связи с сокращением численности или штата, в соответствии с заключенными коллективными договорами (соглашениями) гарантируется после увольнения сохранение очереди на получение жилья (улучшение жилищных условий) по прежнему месту работы, а также возможность пользоваться лечебными учреждениями, а их детям — дошкольными детскими учреждениями на равных условиях с гражданами, работающими в данной организации (ст. 13 п. 3 ФЗ «О занятости населения в РФ»).

В качестве дополнительной гарантии для жен (мужей) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, при прочих равных условиях предусмотрено преимущественное право поступления на работу на государственные и муниципальные предприятия.

Безработным гражданам могут предоставляться дотации на пользование услугами городского общественного транспорта и здравоохранения.

Законом о занятости предусматриваются гарантии в области занятости для безработных граждан. В ближайшие годы сектор официального малого предпринимательства станет единственной альтернативой нормализации ситуации в области занятости населения, предотвращения роста безработицы и нелегальных форм самозанятости. Малый бизнес инициирует появление дополнительных рабочих мест, расширяет поле деловой активности граждан, вовлекая в трудовую деятельность и тех из них, которые не обладают высокой конкурентоспособностью на рынке труда. Кроме того, предложение рабочих мест в этом секторе экономики усиливает конкуренцию между работодателями в области найма. Более гибкие условия труда, включая нестандартные режимы работы на малых предприятиях делают их привлекательными для работников. Реагируя на изменения рыночной конъюнктуры, малые предприятия становятся учредителями инновационного процесса, способствуют качественному улучшению рабочей силы, формируют рабочие места на базе новых технологий.

Следует выделить следующие особенности малого бизнеса, позволяющие при определенной государственной политике создавать конъюнктурную среду:

Ø приспособляемость к рыночной конъюнктуре,

Ø непосредственная связь с потребителем,

Ø возможность начать предпринимательскую деятельность с небольшим стартовым капиталом,

Ø простота управления.

Социальная значимость малого бизнеса определяется массовостью слоя мелких собственников, численность которых — одна из существенных характеристик любой страны с рыночной экономикой. Широкое развитие малого предпринимательства содействует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров людей, является альтернативой люмпенизации психики и социальному иждивенчеству. Развитие малого бизнеса одно из перспективных направлений в работе СЗН.

Срочно?

Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00
http://libraryno.ru/5-1-gosudarstvennye-garantii-bezrabotnym-v-oblasti-zanyatosti-zanyatost_nas/

Социальные гарантии занятости

Социальные гарантии занятости – один из инструментов как государственной социально-экономической политики в целом, так и государственного регулирования рынка труда. Меры социальной защиты граждан в сфере труда и занятости естественным образом встроены в систему социальной защиты населения.

В настоящее время в большинстве промышленно развитых стран система социальной защиты населения – это совокупность социальных гарантий, устанавливаемых государством и обязательных для выполнения хозяйствующими субъектами, независимо от вида деятельности или формы собственности. Термин «защита», или «социальная безопасность» (впервые появился в США в середине 1930-х гг. и постепенно распространился во всех странах с развитой рыночной экономикой), обозначает систему мер, защищающих любого гражданина (а в ряде случаев и любого жителя) страны от экономической и социальной деградации вследствие безработицы, потери или резкого сокращения доходов, болезни, рождения ребенка, производственной травмы или профессионального заболевания, инвалидности, старости, потери кормильца и тому подобных событий. Современная практика построения системы социальной защиты населения имеет определенную специфику в различных странах мира. Но в большинстве из них имеется общность принципов реализации социальных программ:

  • • всеобщность системы социальной защиты населения, означающая охват социальными, экономическими и правовыми гарантиями всех граждан страны, независимо от уровня доходов, занятости и других социальных характеристик. Система социальной защиты должна охватывать весь жизненный путь человека, т.е. защищать его права и интересы на протяжении всей жизни;
  • • дифференцированный подход к различным социально-демографическим группам и слоям населения, предусматривающий существование различий в формулировке целей и разработке конкретных мероприятий по комплексу социальной защиты в зависимости от экономической самостоятельности, уровня трудоспособности, способов получения доходов, которые могут существенно различаться как по группам населения, так и внутри них. Дифференциация мер социальной поддержки предполагает различный подход к трудоспособным гражданам и к гражданам, объективно слабым с точки зрения их конкурентоспособности на рынке труда в силу не зависящих от них причин.

Конкретные меры в области социальных гарантий разрабатываются и реализуются на общегосударственном и региональном уровнях, на уровне фирмы. Максимальный эффект может быть достигнут при соблюдении согласованности и сбалансированности конкретных мероприятий в области социальной защиты, осуществляемых на различных уровнях. Практически это проявляется в том, что, с одной стороны, выплаты социального характера, входящие во многих фирмах в систему материального стимулирования, приносят наибольшую пользу с точки зрения трудовой мотивации, когда ощутимо отличаются от общедоступных программ системы государственного социального обеспечения. С другой стороны, если практика социального партнерства гарантирует наемным работникам получение значительных по объему социальных льгот и выплат по месту работы, то государство может переориентировать свою социальную политику в пользу исключительно неработающего населения. При таком подходе существенно возрастает роль личных доходов трудоспособных граждан в поддержании достойного уровня жизни и удовлетворении основных материальных и социальных потребностей.

Особенно важным в построении системы социальной защиты населения является возможность адаптации ее отдельных элементов к изменениям социально-экономического положения страны. В зависимости от особенностей протекания различных этапов и фаз развития экономики к наиболее уязвимым могут быть отнесены различные социально-демографические группы населения. В условиях экономической стабильности (а тем более экономического подъема) трудоспособное население самостоятельно решает большинство материальных проблем и практически не нуждается в дорогостоящих социальных программах. В условиях экономического кризиса трудоспособные граждане нуждаются в социальной защите, так как высокий уровень безработицы делает невозможным самостоятельный заработок для многих из них. Мероприятия в области социальной защиты могут носить упреждающий характер, т.е. действовать еще до того, как начнет действовать фактор социального риска.

Достаточно известная модель социальной защиты работников представлена на рис. 9.1.

Государственные гарантии и компенсации в области занятости населения кратко - картинка 3

Рис. 9.1. Концептуальная модель социальной защиты работников

В большинстве стран мира государственная власть не может взять на себя полной ответственности за поддержание достаточно высокого уровня жизни всего населения страны. Поэтому существуют различные формы мобилизации свободных денежных средств населения и фирм в негосударственных социальных фондах. Тем самым повышается степень личной ответственности граждан за собственное благосостояние в случае действия факторов социального риска. Например, персонифицированный учет пенсионных взносов даже в рамках государственного пенсионного фонда позволяет перенести основную нагрузку по мобилизации средств на выплату пенсий с работающего в данный период времени населения на получателей пенсий, которые в течение своей трудовой жизни откладывают деньги на свое будущее пенсионное обеспечение.

Подобного рода преобразование социальных программ призвано усилить личный вклад каждого человека в обеспечение собственного благосостояния, преодолеть иждивенческие настроения граждан, которые без достаточных на то оснований рассчитывают исключительно на помощь государства в решении собственных проблем. Система социальной защиты должна поощрять экономическую самостоятельность и ответственность трудоспособного населения, поддерживать стимулы работника к высокопроизводительному труду. Для нетрудоспособных и социально слабых слоев населения социальные гарантии должны предотвращать снижение уровня жизни, защищать право на посильный труд и получение дополнительного дохода, не связанного с трудовой деятельностью и ее результатами.

Таким образом, система социальной защиты должна предоставлять гарантии в области занятости, защищать интересы работников наемного труда, поддерживать определенный уровень жизни населения страны. Социальная защита населения – это система законодательных, экономических, социальных гарантий, предоставляющая трудоспособным гражданам равные условия для повышения своего благосостояния за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предпринимательства; нетрудоспособным и социально уязвимым слоям населения – преимущества в пользовании общественными фондами потребления, прямой материальной поддержке в виде пенсий, пособий, стипендий, других выплат.

С точки зрения социальной защиты трудоспособного населения необходимо:

  • • обеспечить реализацию права человека на труд, гарантии занятости и отсутствие дискриминации в вопросах найма, увольнения и оплаты труда в соответствии с нормами общегражданского и трудового законодательства;
  • • реализовать в рамках государственного регулирования рынка труда принципы эффективной занятости, ориентированной на развитие индивидуальной рабочей силы человека в условиях функционирования системы непрерывного образования, обеспечивающей участие гражданина в программах подготовки и переподготовки кадров, повышение квалификации;
  • • государственное регулирование доходов и заработной платы, чтобы обеспечить минимальный уровень цены труда, гарантирующий уровень воспроизводства совокупной рабочей силы общества не ниже простого. Макроэкономическое регулирование процесса дифференциации трудовых доходов граждан должно способствовать повышению профессиональной и социальной мобильности граждан;
  • • официально установить реальный прожиточный минимум как в денежной форме, так и в натурально-вещественной форме «потребительской корзины» с учетом тенденций в дифференциации доходов и потребления населения.

Перечисленные меры общей социальной защиты дополняются специфическими мерами помощи отдельным группам населения, которые по объективным причинам либо вообще не могут трудиться, либо уровень их трудоспособности значительно снижен. Для этих групп населения социальная защита должна быть нацелена на то, чтобы размеры пенсий, пособий, стипендий не были ниже размера прожиточного минимума, своевременно пересматривались или индексировались. Необходимо создавать условия, при которых граждане данных категорий имели бы возможность по мере возможности и потребности реализовывать свои способности к труду, что позволит им чувствовать себя полноценными членами общества. Основные элементы механизма социальной защиты населения таковы:

  • • минимальный потребительский бюджет (МПБ);
  • • минимальная заработная плата;
  • • индексация доходов населения;
  • • государственное регулирование цен;
  • • минимальные пенсии, стипендии, пособия по безработице;
  • • минимальные социальные пособия, в том числе в виде натуральных выдач и льготного предоставления социальных услуг.

В комплексе все эти меры могут обеспечивать минимальный гарантированный уровень потребления товаров и услуг для всех групп населения, увеличить охват и эффективность систем социального обеспечения, поднять уровень экономической и социальной защищенности граждан до уровня стандартов XXI в. Например, в разработанной Международным Бюро труда Программе экономического и социального обеспечения в XXI в. рассматриваются следующие вопросы:

  • • по каким причинам отдельные лица и общественные группы не имеют достойного социального обеспечения;
  • • как новые схемы социального обеспечения, реализованные в странах – членах МОТ, могут дополнить или заменить собой традиционные и давно действующие системы;
  • • как можно улучшить управление программами социальной защиты и расширить их охват;
  • • каковы основные элементы социального обеспечения;
  • • как примирить необходимость гибкого рынка груда с достаточной социальной защищенностью.

Важными инструментами предоставления социальных гарантий в сфере занятости становятся социальная политика, социальные технологии и социальное партнерство, реализующиеся в рамках социально-трудовой сферы (рис. 9.2).

Государственные гарантии и компенсации в области занятости населения кратко - картинка 5

Рис. 9.2. Составляющие социально-трудовой сферы

http://studme.org/1956101324252/ekonomika/sotsialnye_garantii_zanyatosti

Гарантии государства в области занятости

Гарантии государства в области занятости принято делить: на общие и специальные. Гражданам РФ гарантируются (общие гарантии):

а) свобода выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда – проявляется, например, в свободе выбора места работы путем обращения к работодателю самостоятельно или путем бесплатного посредничества органов по вопросам занятости;
б) защита от безработицы;
в) бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости;
г) информирование о положении на рынке труда.

К специальным гарантиям относятся гарантии со специальным субъектом. Безработным гражданам гарантируются:

а) социальная поддержка;
б) осуществление мер активной политики занятости населения, включая бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости;
в) бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости на профессиональное обучение;
г) компенсация в порядке, определяемом Правительством РФ, материальных затрат в связи снаправлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости.

Государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.

В отношении инвалидов устанавливаются квоты для приема на работу в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». Гражданам, увольняемым из организаций в связи с сокращением численности или штата, в соответствии с заключенными коллективными договорами (соглашениями) гарантируются после увольнения сохранение очереди на получение жилья (улучшение жилищных условий) по прежнему месту работы, а также возможность пользоваться лечебными учреждениями, а их детям – детскими дошкольными учреждениями на равных условиях с гражданами, работающими в данной организации.

Жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, при прочих равных условиях имеют преимущественное право поступления на работу на государственные и муниципальные унитарные предприятия.

http://be5.biz/pravo/t015/17.html

Права граждан и гарантии государства в области занятости

Основными правами граждан в сфере заня­тости являются:

1) право из выбор места работы путем прямого обращения к работодателю, или путем бесплатного посредничества органов службы занятости, или с помощью других организа­ций по содействию в трудоустройстве населения;

2) право на бесплатную консультацию и бесплатное получе­ние информации в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства, возможности профессионально­го обучения, выбора профессии (для несовершеннолетних в воз­расте от 14 до 18 лет);

3) в случае признания их безработными — право на бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости;

4) право на самостоятельный поиск работы и трудоустрой­ство за пределами Российской Федерации;

5) право обжаловать решения, действия или бездействие органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в установленном законода­тельством порядке;

6) иные права, предусмотренные законом.

Гарантии государства в области занятости подразделяются на три группы: а) гарантии в реализации права граждан на труд, б) дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения и в) гарантии социальной поддержки безработных. Последняя группа гарантий подробно рассматривается в следую­щем параграфе настоящей главы, поэтому здесь остановимся только на гарантиях первых двух групп.

Гарантии государства в реализации права граждан на труд

Государство гарантирует всем гражданам Российской Федерации:

• свободу выбора рода деятельности, в том числе работы с разными режимами тру­да;

• охрану труда, правовую защиту от необоснованного уволь­нения или необоснованного отказа в приеме на работу в со­ответствии с законодательством о труде;

• бесплатное содействие в подборе подходящей работы и тру­доустройстве при посредничестве органов службы занятости.

Безработным гражданам государство гарантирует:

• бесплатные профессиональную ориентацию, профессио­нальную подготовку, переподготовку и повышение квалифи­кации по направлению органов службы занятости;

• обеспечение социальной поддержки;

• компенсацию в соответствии с законодательством матери­альных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы заня­тости;

• бесплатные медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение;

• возможность заключения срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых общественных работах, организуе­мых с учетом возрастных и иных особенностей граждан.

Дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения

Дополнительные гарантии занятости для от­дельных категорий населения состоят в том, что государство:

1) обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, особо нуждающимся в социаль­ной защите и испытывающим трудности в поиске работы, путем:

• разработки и реализации целевых программ содействия за­нятости;

• создания дополнительных рабочих мест и специализирован­ных организаций (включая организации для труда инвалидов);

• установления квоты для приема на работу инвалидов;

• предоставления услуг по профессиональной ориентации;

• организации обучения по специальным программам и дру­гими мерами;

2) в соответствии с заключенными коллективными догово­рами (соглашениями) гарантирует гражданам, высвобождаемым из организаций в связи с сокращением численности или штата, после увольнения сохранение очереди на получение жилья (улуч­шение жилищных условий) по прежнему месту работы, а также возможность пользоваться лечебными учреждениями, а их детям -детскими дошкольными учреждениями на равных условиях с граж­данами, работающими в данной организации;

3) устанавливает преимущественное право жен (мужей) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, поступ­ления на работу на государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Органы занятости населения и их функции

Федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную полити­ку в сфере занятости и трудоустройства, яв­ляется Министерство труда и социального развития РФ, которое возглавляет и организует деятельность федеральной государственной службы занятости населения. В субъектах РФ создаются подведомственные Министерству труда и социального развития РФ территориальные органы по вопросам занятости населения. В систему органов занятости населения РФ входят также государственные учреждения службы занятости (центры занятости населения).

Основными функциями и обязанностями органов занятости являются:

• анализ и прогнозирование состояния рынка труда (изучение спроса на рабочую силу и ее предложения);

• информирование о состоянии рынка труда;

• ведение учета свободных рабочих мест и граждан, ищущих работу;

• информирование граждан и работодателей о наличии свободных рабочих мест и свободной рабочей силы;

• содействие гражданам в поиске подходящей работы, а рабо­тодателям в подборе необходимых работников;

• оказание помощи гражданам в профессиональной ориентации;

• организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных, в том числе по до­говорам с учебными заведениями;

• регистрация безработных граждан;

• участие в организации органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления обще­ственных работ;

• назначение и выплата пособий по безработице, стипендий гражданам в период обучения по направлению органов службы занятости, оказание материальной и иной помощи безработным и лицам, находящимся на их содержании. Все услуги, связанные с содействием занятости граждан,

предоставляются органами службы занятости бесплатно.

При осуществлении своих функций органы занятости на­селения вправе запрашивать и получать в установленном поряд­ке от органов исполнительной власти и работодателей информа­цию, связанную с занятостью населения, а также другие матери­алы, необходимые для решения вопросов, входящих в их компе­тенцию.

Помимо органов, входящих в систему государственной службы занятости населения, услуги по трудоустройству, про­фессиональной ориентации и психологической поддержке безра­ботных граждан и незанятого населения могут оказывать и него­сударственные организации. Такая деятельность может осуще­ствляться только юридическими лицами на основании соответст­вующих лицензий, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии заключения органов службы занятости. Что касается деятельности, связанной с трудоустройством рос­сийских граждан за границей, то на территории России ее вправе осуществлять только российские юридические лица на основании лицензий, выдаваемых в порядке, установленном законодательст­вом РФ.

§ 2. Правовое положение безработных граждан

Приоритетной группой населения, на обеспечение занятос­ти которой в первую очередь направлена деятельность органов федеральной государственной службы занятости, являются без­работные граждане. Условия и порядок приобретения граждани­ном статуса безработного определяются Законом о занятости.

Дата добавления: 2018-11-24 ; просмотров: 689 ;

http://studopedia.net/10_3257_prava-grazhdan-i-garantii-gosudarstva-v-oblasti-zanyatosti.html

Гарантии государства в области занятости. Регулирование занятости населения

3.3 Гарантии государства в области занятости. Регулирование занятости населения

Государство гарантирует гражданам Российской Федерации:

— свободу выбора рода деятельности, в том числе работы с разными режимами труда;

— охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде;

— бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости.

Государство гарантирует безработным гражданам:

— бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости;

— обеспечение социальной поддержки;

— компенсацию в соответствии с законодательством Российской Федерации материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости;

— бесплатные медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение;

— возможность заключения срочных трудовых договоров (контрактов) на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностей граждан.

Очевидно, чем более оперативный и кратковременный характер носит та или иная проблема занятости, тем выше вероятность использования прямого административного воздействия. Поскольку решение вопроса о наличии избыточной занятости в отечественной экономике является приоритетным, именно меры по ее снижению должны учитываться при разработке концепции регулирования экономических отношений занятости. Эта концепция должна включать:

— макроэкономическое регулирование, создающее общую среду, содействующую эффективной занятости (инвестиционная, структурная политика, разгосударствление и приватизация, создание благоприятных условий для мелкого бизнеса) и улучшению качественных характеристик человеческого капитала;

— государственную политику занятости, воздействующую на формы, структуру, уровень занятости и безработицы административными, правовыми, финансово – кредитными методами;

— регулирование занятости на предприятиях за счет активизации действий кадровых служб предприятий в направление создания внутренних рынков труда, их сотрудничества с региональными центрами занятости;

— регулирование отношений занятости с помощью общественных организаций субъектов этих отношений.

Главными стратегическими целями регулирования занятости должны быть повышение экономической и социальной эффективности занятости за счет изменения ее структуры, форм, создание условий для развития человеческого капитала страны, совершенствование экономических отношений занятости.

Для этого необходимо снижать уровень избыточной занятости на предприятиях, гибко перераспределять высвобождаемых работников в другие отрасли и виды занятости. Эффективному проведению подобных мероприятий будет способствовать активное взаимодействие работников отделов кадров предприятий и региональных центров занятости населения.

Нельзя сказать, что в настоящее время такого взаимодействия нет. Но оно существует в виде разовых, единовременных мероприятий, которые инициируются лишь государственной службой занятости, хотя задача снижения уровня избыточной занятости – это в первую очередь проблема предприятия. Поэтому речь должна идти о создании активных кадровых служб предприятий, внесении необходимых изменений и дополнений в должностные инструкции их сотрудников, а также об организации обучения и подготовки работников для таких кадровых служб.

Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития рыночной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.

В целях содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения государство осуществляет:

— разработку мер финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение применения гибких режимов труда, и других мер, способствующих сохранению и развитию системы рабочих мест;

— правовое регулирование в области занятости на основе соблюдения законных прав и интересов граждан и соответствующих государственных гарантий, дальнейшее совершенствование законодательства о занятости населения;

— разработку и реализацию федеральной и территориальных программ содействия занятости населения;

— создание федеральной государственной службы занятости населения.[18]

Цель курсового исследования достигнута путём реализации поставленных задач. В результате проведённого исследования по теме «Занятость и безработица: содержание и государственное регулирование» можно сделать ряд выводов:

Достижение высокого уровня занятости — одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди переносят серьезный психологический стресс. Таким образом, показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки ее эффективности.

Интенсивность высвобождения и перераспределения рабочей силы зависит от множества факторов. Поэтому процессы, затрагивающие коренные интересы всех слоев населения, условия их занятости, обязательно должны регулироваться. Необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений.

Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития рыночной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.

Библиографический список литературы

1. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 года N 1032-1 (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ.)

2. Адамчук В.В. и др. Экономика и социология труда. М.: ЮНИТИ,1999.

3. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учебник. — М.: Юристъ, 2003. —568 с.

4. Герасимов В.Г., Соколинский З.В. Экономическая теория в структурно-логических схемах — Белгород: Белаудит, 2002. — с.212

5. Занятость и политика на рынке труда в некоторых странах с переходной экономикой. Серия публикаций по социально-трудовым вопросам в странах Восточной Европы и Центральной Азии. Выпуск 5. — М.: Бюро МОТ, 2000.

6. Луссе А. В. Макроэкономика. — СПб.: Литера плюс, 2002.

7. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. «Экономикс» . М.: Республика 1995. С.159.

8. Николаева И.П. Экономическая теория: учебник. — М.: Финстатинформ,2000.

9. Попков Ю.В., Тюгашев Е.А., Серов Д.О. Новые лишние. // «ЭКО». 2002. — №8.

10. Прокопов. М. И. Макроэкономическая динамика, занятость и безработица в переходной экономике. // «Человек и труд». 1999. -№ 2,3. .

11. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь.

12. Рофе А.И. и др. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов труда, учебное пособие . — М.: «МИК»,1997.

13. Рощин С.Ю., Разумова Т.О. Экономика труда (Экономическая теория труда). — М.: ИНФРА-М, 2000.

14. Рынок труда и занятость населения.// Вопросы статистики. – 2004. -№9.

15. Статистический сборник.// Россия в цифрах. ноябрь 2005 г.

16. Четвернина Т. Страхование от безработицы. //Отечественные записки. – 2003, -№3 (12).

17. Экономика: Учебник — 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. А. С. Булатова.— М.: Юристъ, 2002.

18. Экономическая теория / Под ред. д-ра экон. наук, проф. В.Д. Камаева. — М.: ВЛАДОС, 2002.

19. Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. -М.: ИНФРА-М, 2002.

20. Бутрин Д. Наше безработное завтра. // http://www.gazeta.ru/

21. В России снижается безработица. //www. klerk.ru

[1] Адамчук В.В. и др. Экономика и социология труда. М.: ЮНИТИ,1999. С.31-36.

[2] Герасимов В.Г., Соколинский З.В. Экономическая теория в структурно-логических схемах — Белгород: Белаудит, 1995. С.97.

[3] Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б .Современный экономический словарь.

[4] Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 года N 1032-1 (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

[5] Макконнелл К.Р., Брю С.Л. «Экономикс» . М.: Республика 1995. С.159.

[6] Герасимов В.Г., Соколинский З.В. Указ. соч. С. 98

[7] Экономика: Учебник — 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. А. С. Булатова.— М.: Юристъ, 2002. С. 302-303

[8] Рофе А.И. и др. «Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов труда»,учебное пособие . М.: «МИК»,1997. С. 123

[9] Занятость и политика на рынке труда в некоторых странах с переходной экономикой. Серия публикаций по социально-трудовым вопросам в странах Восточной Европы и Центральной Азии. Выпуск 5. М.: Бюро МОТ, 2000. С. 50.

[10] Статистический сборник.// Россия в цифрах . ноябрь 2005 г.

[11] В России снижается безработица. //www. klerk.ru

[12] Рынок труда и занятость населения.// Вопросы статистики. – 2004. -№9.

[13] Бутрин Д. Наше безработное завтра. // http://www.gazeta.ru/

[14] Четвернина Т. Страхование от безработицы. //Отечественные записки. – 2003, -№3 (12) С. 34.

[15] Четвернина Т. Указ. соч. С. 35

[16] Прокопов. М. И. Макроэкономическая динамика, занятость и безработица в переходной экономике. // «Человек и труд». 1999. -№ 2,3. .

[17] Попков Ю.В., Тюгашев Е.А., Серов Д.О. Новые лишние. // «ЭКО». 2002. — №8.

[18] Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации»

http://www.kazedu.kz/referat/118870/1

Литература

  1. Медведев, М. Ю. Аукционы. Проведение, участие, судебные споры. Справочник инвестора / М.Ю. Медведев, А.М. Насонов. — М.: Юстицинформ, 2013. — 224 c.
  2. Гурочкин, Ю.; Соседко, Ю. Судебная медицина. Учебник для юридических и медицинских вузов; М.: Эксмо, 2011. — 320 c.
  3. Профессиональная этика и служебный этикет. Учебник. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2014. — 560 c.
  4. Треушников, М.К. Судебные доказательства / М.К. Треушников. — Москва: СИНТЕГ, 2014. — 272 c.
  5. Перевалов, В.Д. Теория государства и права / ред. В.М. Корельский, В.Д. Перевалов. — М.: Норма; Издание 2-е, испр. и доп., 2003. — 616 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях