WordPress

Источник финансирования субсидии из федерального бюджета

Источник финансирования субсидии из федерального бюджета - картинка 1

Источники и механизмы финансирования бюджетных учреждений

Действующее федеральное законодательство предусматривает различные источники и механизмы финансирования бюджетных учреждений. Одни из них являются обязательными – без них функционирование учреждения невозможно, а использование других зависит от возможностей и инициативы руководителя бюджетного учреждения и внешних контекстов – как правовых, так и социально-экономических. В данной статье автор делает обзор этих источников и механизмов.

Бюджетная субсидия на выполнение государственного или муниципального задания

  1. при расчете субсидии должны учитываться расходы бюджетного учреждения на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходы на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки (за исключением недвижимого и движимого имущества, которое учреждение сдает в аренду)[2];
  2. расчет субсидии производится с учетом нормативных затрат на оказание бюджетным учреждением государственных или муниципальных услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного или муниципального имущества (ч. 1 ст. 78.1 БК РФ).

Как порядок финансового обеспечения государственных или муниципальных заданий, так и порядок предоставления субсидий на их выполнение устанавливаются Правительством РФ в отношении федеральных бюджетных учреждений, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в отношении государственных бюджетных учреждений субъекта РФ и местной администрацией в отношении муниципальных бюджетных учреждений[3].

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

По затратам на содержание имущества средства субсидии (то есть ее гарантированная часть, фактически не зависящая от того, оказывает ли учреждение какие-то услуги, и от объема) с учетом позиции учредителя могут не покрывать всех существующих затрат учреждения, например в отношении федеральных бюджетных учреждений в эти затраты включаются только 10% от общих затрат учреждения на потребление электрической энергии и 50% от затрат на потребление тепловой энергии[4], остальные затраты по данным видам расходов включаются в норматив финансирования оказания услуг, и, следовательно, получение соответствующих средств учреждением зависит уже от выполнения установленных объемов государственного задания. Бывают и другие ситуации. Например, в городе Барнауле решением местной администрации расходы на любые коммунальные услуги в полном объеме отнесены к затратам на содержание имущества[5].

Что касается той части субсидии, которая относится к финансированию процесса оказания услуг, то она включает в себя как прямые расходы учреждения на оказание той или иной услуги (например, расходы по оплате труда персонала, непосредственно занятого в оказании услуги), так и непрямые расходы (в частности, оплату труда административного персонала учреждения), а также, как было указано в вышеприведенном примере, может включать в себя и расходы по содержанию имущества.

Если в рамках государственного или муниципального задания бюджетное учреждение оказывает гражданам и (или) юридическим лицам услуги за плату, то, как правило, из размера субсидии на выполнение задания вычитаются средства, планируемые к поступлению от потребителей услуг[6].

Кроме того, следует отметить, что согласно федеральному законодательству уменьшение объема субсидии, предоставленной бюджетному учреждению на выполнение государственного или муниципального задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного или муниципального задания (ч. 3 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ). Но и здесь таится некая формальная неоднозначность, которой может воспользоваться учредитель. Речь в вышеуказанной формулировке идет об изменении задания, что формально может дать основание учредителю снизить размер субсидии при внесении любых изменений в задание (необязательно именно снижение объемных показателей). Таким изменением может быть внесение в задание каких-либо незначимых коррекций и, как это ни парадоксально, даже увеличение объема задания.

Бюджетная субсидия на цели, не связанные с выполнением государственного или муниципального задания

В соответствии с региональной и муниципальной нормативно-правовой базой для определения объема таких субсидий на практике могут использоваться два способа. Первый заключается в том, что объем субсидии определяется учредителем исходяиз планируемой стоимости необходимых товаров, работ или услуг с учетом пределов бюджетных ассигнований, предусмотренных учредителю согласно территориальному бюджету. При втором способе дополнительно используется заявка на субсидию, которую бюджетное учреждение подает учредителю и в которой указывает наименование расходов, их целевое направление (наименование мероприятия и т. д.), их сумму, а также приводит необходимые обоснования.

Руководителю бюджетного учреждения нужно тщательно изучить соответствующие нормативные правовые акты своего учредителя, чтобы понимать, на что конкретно ему могут быть предоставлены субсидии, как определяется их размер и какова процедура их получения.

Рассматриваемые субсидии носят целевой характер, поэтому предметом контроля выступает здесь целевое использование учреждением средств субсидии. Общераспространенной практикой является заключение соглашений между учредителем и бюджетным учреждением о предоставлении таких субсидий. В этих соглашениях устанавливается обязанность учреждения использовать субсидию исключительно по целевому назначению и право учредителя прекращать предоставление субсидии в случае нецелевого использования средств и принимать меры к взысканию у учреждения в бесспорном порядке средств, использованных не по целевому назначению. Также общераспространенной практикой является представление учреждением учредителю отчета об использовании средств субсидии по определенной форме.

Кроме того, следует обратить внимание, что не использованные в текущем финансовом году остатки данных субсидий, предоставленных учреждениям, подлежат перечислению в бюджет и могут быть возвращены бюджетным учреждениям в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели в соответствии с решением учредителя (ч. 18 ст. 30 Закона № 83-ФЗ). То есть если неизрасходованные субсидии на выполнение государственного или муниципального задания не могут быть изъяты у бюджетного учреждения учредителем, то аналогичные субсидии на иную цель учреждение может больше и не увидеть, поэтому, конечно же, оно должно быть заинтересовано в освоении данных средств в текущем году.

В следующем номере журнала будет опубликовано продолжение статьи, где речь пойдет о других источниках и механизмах финансирования бюджетных учреждений – получении доходов от оказания платных услуг и выполнении платных работ, сдаче в аренду имущества и т. д.

[1] Части 3 и 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 7-ФЗ).

[2] Часть 6 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ.

[3] Часть 7 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ и часть 1 ст. 78.1 БК РФ.

[4] Пункт 13 Положения о формировании государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.09.2010 № 671.

[5] Пункт 3.4 Порядка формирования и финансового обеспечения выполнения муниципального задания муниципальными учреждениями, утв. Постановлением администрации города Барнаула от 22.02.2011 № 454.

[6] Например, см. п. 11 Порядка формирования государственного задания в отношении государственных учреждений Тульской области и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утв. Постановлением администрации Тульской области от 22.12.2010 № 1196.

[7] Часть 17 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее – Закона № 83-ФЗ).

[9] Абзац 1 ч. 9 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ.

[10] Постановление Правительства Пензенской области от 06.05.2011 № 282-пП «О Порядке определения объема и условиях предоставления из бюджета Пензенской области субсидий государственным бюджетным и государственным автономным учреждениям Пензенской области на иные цели».


http://www.klerk.ru/buh/articles/417035/

Финансирование в форме субсидий и субвенций

Субъекты предпринимательской деятельности могут финансироваться за счет бюджетных средств в формах, предусматривающих предоставление финансовой помощи на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов, либо на условиях их долевого финансирования. Данные формы финансирования позволяют оказывать поддержку тем отраслям экономики или отдельным организациям, деятельность которых является социально значимой и необходимой для решения задач жизнеобеспечения, обороны и безопасности страны.

Субвенция — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.

Субсидия — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Порядок предоставления субсидий и субвенций коммерческим организациям, функционирующим не на государственной или муниципальной формах собственности, регламентируется ст. 78 БК РФ.

В соответствии с указанной статьей субсидии и субвенции юридическим лицам, которые не являются государственными или муниципальными унитарными предприятиями или бюджетными учреждениями, допускаются:

— из федерального бюджета — в случаях, предусмотренных федеральными и региональными целевыми программами и федеральными законами;

— из бюджетов субъектов Федерации — в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами и законами субъектов Российской Федерации;

— из местных бюджетов — в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами, законами субъектов Федерации и решениями представительных органов местного самоуправления.

Так, в соответствии со ст. 125 Федерального закона от 23 декабря 2004 г. N 173-ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год»*(852) Правительство РФ вправе выделить в 2005 г. субвенции и субсидии организациям любой организационно-правовой формы, формы собственности и определить порядок их предоставления.

В качестве одного из направлений бюджетного финансирования можно рассматривать возмещение из федерального бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, получаемым в российских кредитных организациях. Постановлением Правительства РФ от 7 марта 2001 г. N 192 утвержден порядок предоставления в 2005 г. из федерального бюджете субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями, организациями агропромышленного комплекса, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, организациями потребительской кооперации, ремонтными и агроснабженческими организациями в российских кредитных организациях*(853).

Субсидии, предоставленные бюджетам субъектов РФ, направляются на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в банках:

— сельскохозяйственными товаропроизводителями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами на приобретение горюче-смазочных материалов, минеральных удобрений, средств защиты растений, кормов, ветеринарных препаратов и других материальных ресурсов для проведения сезонных работ по перечню, утверждаемому Министерством сельского хозяйства РФ, а также на уплату страховых взносов при страховании урожая сельскохозяйственных культур;

— пищевыми и перерабатывающими организациями агропромышленного комплекса и организациями потребительской кооперации на закупку отечественного сельскохозяйственного сырья для промышленной переработки;

— ремонтными и агроснабженческими организациями на закупку запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники.

Субсидии предоставляются ежемесячно в размере двух третьих затрат на уплату процентов, но не более двух третьих ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату предоставления кредита, при условии своевременной уплаты заемщиками начисленных процентов.

Контроль за целевым использованием субсидий, предоставленных бюджетам субъектов РФ, осуществляется Федеральным агентством по сельскому хозяйству и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора.

В 2004 г. было принято решение о возобновлении программ поддержки малого предпринимательства за счет средств федерального бюджета. В ст. 54 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2005 год» предусмотрено выделение 1,5 млрд. рублей на реализацию первоочередных мер по стимулированию роста субъектов малого предпринимательства и поддержку конкурентоспособных проектов.

Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 2005 г. N 249 «Об условиях и порядке предоставления в 2005 году средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства»*(854) утверждены Правила предоставления Министерством экономического развития и торговли РФ средств федерального бюджета на конкурсной основе бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого предпринимательства.

В рамках данного финансирования предполагается:

1. Создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства (бизнес-инкубаторов). Под бизнес-инкубаторами понимаются организации, созданные для поддержки предпринимателей на ранней стадии их деятельности путем предоставления в аренду помещений и оказания консультационных, бухгалтерских и юридических услуг.

2. Поддержка субъектов малого предпринимательства, производящих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта.

Выделенные бюджетные средства направляются на:

— субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в 2005 г. на срок не более трех лет в российских кредитных организациях субъектами малого предпринимательства, производящими товары (работы, услуги) для экспорта;

— субсидирование части затрат субъектов малого предпринимательства, связанных с оплатой услуг по выполнению обязательных требований законодательства РФ и (или) страны-импортера, в том числе работ по сертификации, регистрации или другим формам подтверждения соответствия;

— субсидирование части затрат субъектов малого предпринимательства по аренде выставочных площадей для участия в выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом.

3. Развитие системы кредитования субъектов малого предпринимательства.

Выделенные бюджетные средства направляются:

— на субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в 2005 г. на срок не более трех лет в российских кредитных организациях кредитными потребительскими кооперативами граждан и потребительскими обществами с целью предоставления займов членам кооперативов, являющимся субъектами малого предпринимательства, для осуществления предпринимательской деятельности;

— субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в банках сельскохозяйственными потребительскими кооперативами с целью предоставления займов членам сельскохозяйственных кооперативов за счет средств бюджетов субъектов РФ и средств федерального бюджета.

4. Создание и развитие инфраструктуры поддержки малых предприятий в научно-технической сфере.

Субсидии для этих целей предоставляются в размере, равном размеру денежных средств, внесенных субъектом РФ в качестве имущественного взноса в фонд, единственным учредителем которого является этот субъект РФ, и перечисляются уполномоченным органом на расчетный счет, открытый фонду в кредитной организации.

Главным распорядителем средств федерального бюджета, направляемых на предоставление субсидий, является Министерство экономического развития и торговли РФ, которое в пределах компетенции:

— определяет порядок конкурсного отбора субъектов РФ, бюджетам которых предоставляются субсидии;

— утверждает распределение субсидий по субъектам РФ в пределах ассигнований;

— определяет перечень, формы и сроки предоставления документов, необходимых для получения субсидий, и документов, подтверждающих их целевое использование.

Субсидии, перечисленные в бюджеты субъектов Российской Федерации, учитываются на лицевых счетах, открытых субъектам РФ в органах Федерального казначейства.

Контроль за целевым использованием субсидий осуществляется Министерством экономического развития и торговли РФ и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора.

Расходование средств не по целевому назначению является нарушением обязательства со стороны получателя ассигнований и служит основанием для применения мер ответственности, предусмотренных главой 28 БК РФ.

Одним из источников финансирования казенного предприятия до 2001 г. были бюджетные ассигнования, выделяемые из федерального бюджета согласно суммам, предусмотренным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Бюджетные ассигнования выделялись при недостаточности средств у казенных предприятий и имели строго целевое назначение. Во-первых, эти средства предоставлялись на реализацию плана развития казенного завода; во-вторых, на содержание объектов социальной инфраструктуры; в-третьих, в счет компенсации убытков, понесенных казенным заводом от выполнения государственного плана-заказа.

Выделение бюджетных средств производилось только по представлению уполномоченного федерального органа, в котором содержались сведения о результатах хозяйственной деятельности казенного предприятия, а также о расходах за предыдущий период. В случае неиспользования бюджетных средств в течение года они подлежали возврату в федеральный бюджет*(855).

В настоящее время БК РФ не предусматривает выделения бюджетных ассигнований казенным предприятиям.

В ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»*(856) предусматривается, что собственник имущества казенного предприятия имеет право доводить до предприятия обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

Собственник имущества казенного предприятия утверждает смету доходов и расходов казенного предприятия. Сметы устанавливают объем, целевое направление с поквартальным распределением средств предприятию из бюджета соответствующего уровня для выполнения стоящих перед ним задач.

http://helpiks.org/6-35106.html

18.2.2. Финансирование в форме субсидий и субвенций

Субъекты предпринимательской деятельности могут финансироваться за счет бюджетных средств в формах, предусматривающих предоставление финансовой помощи на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов, либо на условиях их долевого финансирования.

Субвенция — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.

Субсидия — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Порядок предоставления субсидий и субвенций коммерческим организациям, функционирующим не на государственной или муниципальной формах собственности, регламентируется ст. 78 БК РФ.

В соответствии с указанной статьей субсидии и субвенции юридическим лицам, которые не являются государственными или муниципальными унитарными предприятиями или бюджетными учреждениями, допускаются:

— из федерального бюджета — в случаях, предусмотренных федеральными и региональными целевыми программами и федеральными законами;

— из бюджетов субъектов Федерации — в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами и законами субъектов Российской Федерации;

— из местных бюджетов — в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами, законами субъектов Федерации и решениями представительных органов местного самоуправления.

Так, в соответствии со ст. 125 Федерального закона от 23 декабря 2004 г. N 173-ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год»*(852) Правительство РФ вправе выделить в 2005 г. субвенции и субсидии организациям любой организационно-правовой формы, формы собственности и определить порядок их предоставления.

В качестве одного из направлений бюджетного финансирования можно рассматривать возмещение из федерального бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, получаемым в российских кредитных организациях. Постановлением Правительства РФ от 7 марта 2001 г. N 192 утвержден порядок предоставления в 2005 г. из федерального бюджете субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями, организациями агропромышленного комплекса, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, организациями потребительской кооперации, ремонтными и агроснабженческими организациями в российских кредитных организациях*(853).

Субсидии, предоставленные бюджетам субъектов РФ, направляются на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в банках:

— сельскохозяйственными товаропроизводителями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами на приобретение горюче-смазочных материалов, минеральных удобрений, средств защиты растений, кормов, ветеринарных препаратов и других материальных ресурсов для проведения сезонных работ по перечню, утверждаемому Министерством сельского хозяйства РФ, а также на уплату страховых взносов при страховании урожая сельскохозяйственных культур;

— пищевыми и перерабатывающими организациями агропромышленного комплекса и организациями потребительской кооперации на закупку отечественного сельскохозяйственного сырья для промышленной переработки;

— ремонтными и агроснабженческими организациями на закупку запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники.

Субсидии предоставляются ежемесячно в размере двух третьих затрат на уплату процентов, но не более двух третьих ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату предоставления кредита, при условии своевременной уплаты заемщиками начисленных процентов.

Контроль за целевым использованием субсидий, предоставленных бюджетам субъектов РФ, осуществляется Федеральным агентством по сельскому хозяйству и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора.

В 2004 г. было принято решение о возобновлении программ поддержки малого предпринимательства за счет средств федерального бюджета. В ст. 54 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2005 год» предусмотрено выделение 1,5 млрд. рублей на реализацию первоочередных мер по стимулированию роста субъектов малого предпринимательства и поддержку конкурентоспособных проектов.

Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 2005 г. N 249 «Об условиях и порядке предоставления в 2005 году средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства»*(854) утверждены Правила предоставления Министерством экономического развития и торговли РФ средств федерального бюджета на конкурсной основе бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого предпринимательства.

В рамках данного финансирования предполагается:

1. Создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства (бизнес-инкубаторов). Под бизнес-инкубаторами понимаются организации, созданные для поддержки предпринимателей на ранней стадии их деятельности путем предоставления в аренду помещений и оказания консультационных, бухгалтерских и юридических услуг.

2. Поддержка субъектов малого предпринимательства, производящих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта.

Выделенные бюджетные средства направляются на:

— субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в 2005 г. на срок не более трех лет в российских кредитных организациях субъектами малого предпринимательства, производящими товары (работы, услуги) для экспорта;

— субсидирование части затрат субъектов малого предпринимательства, связанных с оплатой услуг по выполнению обязательных требований законодательства РФ и (или) страны-импортера, в том числе работ по сертификации, регистрации или другим формам подтверждения соответствия;

— субсидирование части затрат субъектов малого предпринимательства по аренде выставочных площадей для участия в выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом.

3. Развитие системы кредитования субъектов малого предпринимательства.

Выделенные бюджетные средства направляются:

— на субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в 2005 г. на срок не более трех лет в российских кредитных организациях кредитными потребительскими кооперативами граждан и потребительскими обществами с целью предоставления займов членам кооперативов, являющимся субъектами малого предпринимательства, для осуществления предпринимательской деятельности;

— субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в банках сельскохозяйственными потребительскими кооперативами с целью предоставления займов членам сельскохозяйственных кооперативов за счет средств бюджетов субъектов РФ и средств федерального бюджета.

4. Создание и развитие инфраструктуры поддержки малых предприятий в научно-технической сфере.

Субсидии для этих целей предоставляются в размере, равном размеру денежных средств, внесенных субъектом РФ в качестве имущественного взноса в фонд, единственным учредителем которого является этот субъект РФ, и перечисляются уполномоченным органом на расчетный счет, открытый фонду в кредитной организации.

Главным распорядителем средств федерального бюджета, направляемых на предоставление субсидий, является Министерство экономического развития и торговли РФ, которое в пределах компетенции:

— определяет порядок конкурсного отбора субъектов РФ, бюджетам которых предоставляются субсидии;

— утверждает распределение субсидий по субъектам РФ в пределах ассигнований;

— определяет перечень, формы и сроки предоставления документов, необходимых для получения субсидий, и документов, подтверждающих их целевое использование.

Субсидии, перечисленные в бюджеты субъектов Российской Федерации, учитываются на лицевых счетах, открытых субъектам РФ в органах Федерального казначейства.

Контроль за целевым использованием субсидий осуществляется Министерством экономического развития и торговли РФ и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора.

Расходование средств не по целевому назначению является нарушением обязательства со стороны получателя ассигнований и служит основанием для применения мер ответственности, предусмотренных главой 28 БК РФ.

Одним из источников финансирования казенного предприятия до 2001 г. были бюджетные ассигнования, выделяемые из федерального бюджета согласно суммам, предусмотренным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Бюджетные ассигнования выделялись при недостаточности средств у казенных предприятий и имели строго целевое назначение. Во-первых, эти средства предоставлялись на реализацию плана развития казенного завода; во-вторых, на содержание объектов социальной инфраструктуры; в-третьих, в счет компенсации убытков, понесенных казенным заводом от выполнения государственного плана-заказа.

Выделение бюджетных средств производилось только по представлению уполномоченного федерального органа, в котором содержались сведения о результатах хозяйственной деятельности казенного предприятия, а также о расходах за предыдущий период. В случае неиспользования бюджетных средств в течение года они подлежали возврату в федеральный бюджет*(855).

В настоящее время БК РФ не предусматривает выделения бюджетных ассигнований казенным предприятиям.

В ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»*(856) предусматривается, что собственник имущества казенного предприятия имеет право доводить до предприятия обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

Собственник имущества казенного предприятия утверждает смету доходов и расходов казенного предприятия. Сметы устанавливают объем, целевое направление с поквартальным распределением средств предприятию из бюджета соответствующего уровня для выполнения стоящих перед ним задач.

http://knigi.news/predprinimatel/1822-finansirovanie-forme-subsidiy-36339.html

Как указывается и какими нормами регулируется источник финансирования в госконтракте по 44-ФЗ?

Надежность финансирования госконтрактов является ключевым фактором популярности госзакупок среди участников рынка, несмотря на более строгие требования государственных и муниципальных заказчиков к поставщикам по сравнению с частными.

Какие бывают источники финансирования контракта

Среди источников финансирования госконтракта могут быть:

  • собственный бюджет заказчика;
  • транши и субсидии из регионального и федерального бюджетов;
  • заемные средства;
  • инвестиции;
  • внебюджетные благотворительные фонды;
  • частные лица;
  • общественные организации.

Преимущественным источником является собственный бюджет и субсидии из федерального бюджета. Заемные средства используются госзаказчиком только при наличии соответствующего решения местных властей. Инвестиции и средства частных фондов могут использоваться для финансирования госконтракта только при наличии банковских или иных гарантий, исключающих возможность недополучения исполнителем средств после надлежащего выполнения всех условий контракта.

Частные компании и организации, являющиеся участниками финансирования госконтрактов, вправе осуществлять контроль над их исполнением и требовать от заказчика предоставления необходимых документов, подтверждающих перечисление выделяемых средств по назначению.

Правовое регулирование

Ст. 34 закона 44-ФЗ определяет, что цена контракта является неизменной на весь срок его исполнения, но источники финансирования при этом могут быть различными. При этом важно, чтобы при указании в контракте плавающих источников средств, предоставление которых под вопросом, было указано лицо, являющееся гарантом выплаты средств.

Если источником указывается негосударственный фонд, то учредители такого фонда предоставляют имущественные гарантии выплат или запасные варианты финансирования – например, резервный фонд с замороженными средствами.

Согласно п. 2 ст. 764 Гражданского кодекса, заказчики по госконтракту являются получателями средств из бюджетных и внебюджетных источников, поэтому финансирование госконтрактов допустимо за счет любых государственных и частных средств за исключением иностранных агентов, где устанавливаются особые правила и ограничения.

Для чего нужно указывать источник финансирования

Закон 44-ФЗ не устанавливает обязательность указания источника финансирования в госконтракте. Согласно ч. 2 ст. 34 44-ФЗ, указывать нужно только значение цены, но заказчикам рекомендуется указывать источник финансирования для следующих целей:

  • обеспечения прозрачности госзакупок;
  • предотвращения коррупции;
  • создания системы поэтапного финансирования;
  • контроля за расходованием бюджетных средств;
  • облегчения взаимодействия с надзорными органами.

Принцип открытости госзакупок предполагает наличие информации обо всех лицах, финансирующих заказчика, чтобы избежать косвенного участия в финансировании лиц, аффилированных с исполнителями.

Проверки надзорных органов проходят без изъятия финансовых документов, если в контракте подробно расписан порядок и источники финансирования, также при этом меньше вопросов поступает от налоговой службы и прокуратуры.

Правила указания

Источники финансирования указываются в госконтракте следующим образом:

  1. Заказчик составляет список источников финансирования.
  2. Происходит распределение стоимости контракта между источниками.
  3. В проект контракта вносятся сведения о порядке финансирования.
  4. Контракт подписывается сторонами.
  5. Копии контракта направляются организациям и ведомствам, предоставляющим финансирование закупки.

Список источников и распределение долей участия инвесторов и частных фондов определяется на основании договоров и постановлений органов власти о выделении бюджетных средств.

Важно указать способ подсчета затрат на исполнение контракта с приведением единицы расходов. Например, медицинские учреждения указывают расходы в расчете на одного пациента, а образовательные – в расчете на одного обучающегося.

Корректировка источников финансирования осуществляется по согласованию:

  • с исполнителем контракта;
  • с организациями-спонсорами;
  • с местным органом ФАС.

Для каждого источника финансирования нужно указывать размер поступления и порядок перечисления средств, согласно ч. 2 ст. 766 ГК РФ.

http://pravo.team/zakupki/44/istochnik-finansirovaniya.html

Какими бывают источники финансирования в контракте по 44-ФЗ, и являются ли они существенным условием контракта?

Под источниками финансирования капитальных вложений понимаются ресурсы, за счет которых расходуются средства на нужды бюджетных учреждений, а также государственных и муниципальных заказчиков. Закупки по 44-ФЗ могут финансироваться из разных источников.

Источник финансирования по 44-ФЗ: правовые нормы

По закону 44-ФЗ понятие «источника финансирования» не раскрывается. Но сведения о том, что может выступать источником финансирования по данному закону, можно почерпнуть из положений гражданского законодательства. Ведь, согласно ч. 1 ст. 2 ФЗ-44, Гражданский кодекс лежит в основе законодательства о контрактной системе.

Согласно положениям п. 2, 3 764 ГК, источниками финансирования в данном случае выступают бюджетные средства и внебюджетные источники. В ранее действующем законодательстве о государственных закупках 94-ФЗ в ч. 1, 2 ст. 3 и ч. 1 ст. 4 были перечислены те же источники закупок. Но на сегодняшний день определенный перечень источников законодательно не установлен.

Под источниками финансирования понимаются различные фонды, из которых поступают денежные средств из разных потоков, направленные на реализацию целевых задач и хозяйственную деятельность организации.

В числе основных источников финансирования представлены:

  1. Собственные финансы и внутренние резервы организации.
  2. Займы, ссуды и кредиты.
  3. Привлеченные инвестиции, в т. ч. иностранные.
  4. Внебюджетные фонды.
  5. Средства государственных и муниципальных бюджетов.

Характеристика источников финансирования капвложений определяется с учетом отраслевой принадлежности организации-заказчика. Например, учреждения из сферы здравоохранения представляют собой средства бюджетов региональных и муниципальных уровней и внебюджетных фондов, ОМС и ДМС; целевых фондов, созданных в целях охраны здоровья населения; добровольные взносы и пожертвования физических лиц.

Бюджетное финансирование организаций осуществляется с учетом нормативов исходя из затрат на одну расчетную единицу (например, на обучение 1 ребенка или лечение 1 больного). Оно направлено на достижение целевых результатов деятельности учреждения.

Под внебюджетными источниками понимаются дополнительные поступления денежных средств, которые были получены вне бюджета. В их числе доходы от предпринимательской деятельности и от аренды имущества, пожертвования, аренды помещений и пр.

Все организации, которое получают финансирование из бюджета, обязаны закупать товары, работы и услуги по нормам 44-ФЗ. К таким организациям относят:

  1. Бюджетные, автономные, казенные учреждения.
  2. ФГУП в области закупок прав и безопасности граждан, а также гособоронзаказа.
  3. Юрлица с полным госучастием при закупкахза счет государственных субсидий для целей капитального строительства и покупки недвижимости.
  4. Государственные и публично-правовые учреждения.

В ФЗ-44 нет никаких норм, которые бы обязывали бюджетные учреждения закупать определенные товары из конкретных источников, например, из субсидий или из бюджета. Заказчики вправе использовать смешанную форму финансирования.

Обязательно ли в госконтракте указывать источник финансирования закупки

В госконтракте в обязательном порядке прописываются существенные условия. По ч. 2, 4, 13 ст. 34 44-ФЗ к таким, в частности, относят цену контракта и объем поставок.

Согласно ч. 1 ст. 34 44-ФЗ, контракт заключается на тех условиях, которые предусмотрены в извещении на закупку, заявкой на участие и финальным предложением участника. Тогда как по нормам п. 2 ст. 42 44-ФЗ информация об источниках финансирования должна быть указана в извещении на закупку. Соответственно, условие об источниках финансирования в обязательном порядке прописывается в контракте, хоть оно и не является существенным условием договора и несет, скорее, информационную функцию.

Требования ФЗ-44 и Гражданского кодекса не содержат требований об указании источников софинансирования, хотя на практике такое условие стороны часто включают в контракт.

С учетом принципа свободы договора стороны определяют его условия по своему усмотрению, кроме тех ситуаций, когда это обязательно по закону или иным нормативно-правовым актам, согласно п. 4 ст.421 ГК.

Таким образом, закупки по 44-ФЗ могут производиться из бюджетных средств и внебюджетных поступлений. Источники финансирования в обязательном порядке прописываются в контракте, так как они являются частью закупочной документации. Но они не являются существенными условиями договора. Источники софинансирования, которые используются при заключении госконтракта, прописываются по усмотрению сторон.

http://zakonguru.com/goszakupki/44/istocnik-finansirovania.html

Бюджетное финансирование

Добавлено в закладки: 0

Что такое бюджетное финансирование? Описание и определение понятия.
Бюджетное финансирование – это безвозвратное, целевое предоставление денежных средств учреждениям, организациям, предприятиям для реализации их главной Источник финансирования субсидии из федерального бюджета - картинка 5деятельности из соответствующих бюджетов в согласии с утвержденной сметой расходов по ведомству, министерству, управлению в целом или в согласии со сметой расходов организации, учреждения или предприятия в частности.

Бюджетное финансирование распространяется преимущественно на государственные объекты и строится на принципах: целевого применения средств, обоснованности величины расходов, финансирования исполненных работ, проверки выполнения финансовой дисциплины.

Рассмотрим, более детально, что значит бюджетное финансирование.

Бюджетное финансирование — это система предоставления денежных средств государственным предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, которые предусмотрены бюджетом.

Суть бюджетного финансирования

Суть бюджетного финансирования сводится к тому, что с его помощью осуществляются определенные денежные отношения, возникающие между государством и субъектами хозяйствования всех форм собственности относительно направления денежных средств бюджетов.

Государственные и муниципальные учреждения непроизводственной сферы, не имеющие своих доходов, все свои расходы на текущее содержание и расширение деятельности покрывают за счет бюджета на основе финансовых планов — смет расходов.

Полнота и своевременность финансирования существенно зависят от уровня наполняемости денежными средствами бюджета.

Источник финансирования субсидии из федерального бюджета - картинка 6В Российской Федерации государственные средства направляются в разном порядке и на различные цели. Основная же сумма денежных средств распределяется и расходуется путем финансирования.

Благодаря бюджетному финансированию средства предоставляются в распоряжение предприятий, организаций и учреждений для осуществления их уставной текущей деятельности.

Финансирование распространяется в основном на государственные объекты и осуществляется за счет разных источников: из средств бюджета, средств внебюджетных фондов и собственных средств хозяйственных объединений и предприятий.

Осуществляется бюджетное финансирование на основе принципов безвозвратности, целевого использования средств (например, заработная плата, командировка, стипендии, текущие расходы предприятия или учреждения), финансирования по мере выполнения работ, услуг и соблюдения финансовой дисциплины (как условие правильного и законного расходования денежных средств).

В Российской Федерации бюджетное финансирование проявляется в двух формах: финансирование государственных бюджетных учреждений и финансирование государственных объединений и организаций, имеющих некоторую экономическую и финансовую самостоятельность. Каждая форма имеет свои отличительные особенности в экономических вопросах, а также в правовом поле.

Бюджетная сфера относится к непроизводственной сфере (то есть в создании материальных ценностей эти предприятия и организации непосредственно не участвуют, а значит национального дохода не создают). Основное назначение бюджетных организаций — это удовлетворение общественно-социальных потребностей населения. К ним относятся, например, органы государственного управления и обороны страны, социально-культурные учреждения и другие.

Действующим законодательством Российской Федерации разрешена предпринимательская деятельность всем бюджетным организациям (но только та деятельность, которая предусмотрена уставом этой организации), что приносит им дополнительные доходы.

Формы бюджетного финансирования

Осуществляется бюджетное финансирование в таких формах:

  • финансирование на основе финансовых планов (или смет расходов);
  • предоставление субвенций;
  • государственное финансирование инвестиций;
  • предоставление субсидий;
  • предоставление дотаций.

Сметное финансирование — это самая распространенная форма бюджетного финансирования. Выделение денежных средств из бюджетов разных уровней происходит на основе планового документа – сметы доходов и расходов предприятия (учреждения). Смета – это главный плановый документ, подтверждающий право на получение доходов и осуществления расходов. Смета определяет объем и направление средств для достижения поставленных целей.

Субвенция – это выделение средств местным органам власти со стороны государства. Субвенция, в отличие от дотаций, направляется на финансирование определенных программ, мероприятий, проектов и осуществляется при наличии доли собственных источников финансирования из местных (городских, например) бюджетов. В использовании субвенции есть одна особенность – она подлежит возврату в случае ее нецелевого использования.

Государственное финансирование инвестиций – это предоставление государством необходимых денежных средств из бюджетов всех уровней для инновационной и инвестиционной деятельности. Это финансирование осуществляется в согласии с бюджетной классификацией расходов на основные объекты социального развития государства, а также экономического.

Субсидии – это текущие выплаты (безвозмездные ) организациям, предприятиям, которые не предусматривают компенсации в форме специально оговоренных выплат или товаров и услуг в обмен на проведенные платежи, а также расходы, которые связаны с возмещением убытков государственных предприятий.

Государственные дотации – это такая форма бюджетного финансирования, которая используется для выделения денежных средств из государственного и местных бюджетов планово-убыточным предприятиям и организациям для эффективного сбалансирования их финансовых планов. Также дотации могут предоставляться из высшего бюджета ниже соответствующих условий (в случае превышения расходов над доходами) для соответствующего обеспечения деятельности.

Методы осуществления бюджетного финансирования

Для осуществления бюджетного финансирования применяются два метода:Источник финансирования субсидии из федерального бюджета - картинка 9

  1. метод перечисления средств бюджетов. Осуществляется путем перечисления денежных средств с текущих счетов местных бюджетов на счета главных распорядителей бюджетных средств;
  2. метод единого казначейского счета (ЕКС – является основным счетом государства и используется для проведения финансовых операций и эффективного управления средствами Государственного и местных бюджетов.).

Бюджетное финансирование также может сочетается с кредитованием за счет бюджетных средств. Действующим законодательством государства определяется предоставления кредитов органам управления других уровней, включая государственные внебюджетные фонды, предоставление кредитов предприятиям, учреждениям, организациям.

Мы коротко рассмотрели бюджетное финансирование.

Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

http://biznes-prost.ru/byudzhetnoe-finansirovanie.html

Литература

  1. Венгеров, А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов; М.: Юриспруденция; Издание 3-е, 2012. — 528 c.
  2. Кучерена Анатолий Бал беззакония. Диагноз адвоката; Политбюро — М., 2015. — 352 c.
  3. Осиновский, А.Д. Акционер против акционерного общества; СПб: ДНК, 2013. — 352 c.
  4. Братановский, С. Н. Теория государства и права / С.Н. Братановский. — М.: Приор-издат, 2003. — 174 c.
  5. Хаин, В. Е. История и методология геологических наук / В.Е. Хаин, А.Г. Рябухин, А.А. Наймарк. — М.: Academia, 2017. — 416 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях