WordPress

Компенсации в верховном суде кыргызской республики

Компенсации в верховном суде кыргызской республики - картинка 1

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 4 ноября 2004 года №11

О некоторых вопросах судебной практики применения законодательства о возмещении морального вреда

В соответствии с Конституцией Кыргызской Республики гражданам гарантируется судебная защита всех прав и свобод, закрепленных Конституцией и законами Кыргызской Республики, каждому гарантировано право на возмещение материального и морального ущерба.

Компенсация морального вреда является одним из способов защиты нарушенных гражданских прав и свобод, предусмотренных Гражданским кодексом Кыргызской Республики.

В связи с тем, что при применении судами законодательства о возмещении морального вреда, возникают вопросы, требующие разъяснения, а также в целях обеспечения правильного и единообразного применения законодательства, регулирующего защиту личных неимущественных прав, нематериальных благ, принадлежащих гражданину и компенсацию морального вреда, пленум Верховного суда Кыргызской Республики, руководствуясь статьей 15 Закона Кыргызской Республики «О Верховном суде Кыргызской Республики и местных судах»,

1. Обратить внимание судов на то, что судебная защита личных неимущественных прав и нематериальных благ, принадлежащих гражданам от рождения или в силу закона, компенсация причиненного гражданам морального вреда является одним из способов реализации их конституционных прав и свобод.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Согласно статье 16 Гражданского кодекса Кыргызской Республики, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага либо нарушающие его личные неимущественные права, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной или иной материальной компенсации указанного вреда.

В соответствии со статьями 11, 17, 50 Гражданского кодекса Кыргызской Республики (далее Гражданский кодекс) и другими законами Кыргызской Республики, защита личных неимущественных прав и других нематериальных благ производится судом в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав вытекает из существа нарушенного права и характера последствий этого нарушения.

Защита личных неимущественных прав и нематериальных благ осуществляется как с применением указанных в статье 11 Гражданского кодекса способов в их совокупности, так и каждого из них в отдельности, в т.ч. компенсацией морального вреда.

В соответствии со статьей 1 Гражданского кодекса отношения, связанные с осуществлением и защитой неотчуждаемых прав и свобод человека и других нематериальных благ (личных неимущественных отношений, не связанных с имуществом), регулируются гражданским законодательством, поскольку иное не вытекает из существа этих отношений.

Предусмотренные Гражданским кодексом способы защиты личных неимущественных прав применяются и в случаях, когда защита таких прав специально не регулируется соответственно семейным, трудовым законодательством, законодательством об использовании природных ресурсов и охране окружающей среды, административно-правовым законодательством и другими законодательными актами.

2. Под личными неимущественными правами, нарушение, лишение или умаление которых может повлечь причинение потерпевшему морального вреда, согласно статье 50 Гражданского кодекса следует понимать: право на имя и пользование своим именем; право авторства; право на неприкосновенность произведения и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности.

К нематериальным благам относятся принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона: жизнь и здоровье; достоинство личности; личная неприкосновенность; честь и доброе имя; деловая репутация; неприкосновенность частной жизни; личная и семейная тайна; возможность свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства.

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=23014

Постановление Пленума Верховного суда Кыргызской Республики от 4 ноября 2004 года № 11 «О некоторых вопросах судебной практики применения законодательства о возмещении морального вреда»

Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания

Компенсации в верховном суде кыргызской республики - картинка 2ВНИМАНИЕ! Услуга для абонентов NEO, Tele2 временно недоступна
Компенсации в верховном суде кыргызской республики - картинка 2ВНИМАНИЕ! Услуга для абонентов Beeline, NEO, Tele2 временно недоступна

Стоимость услуги — тенге с учетом комиссии.

Постановление Пленума Верховного суда Кыргызской Республики от 4 ноября 2004 года № 11
О некоторых вопросах судебной практики применения законодательства о возмещении морального вреда

В соответствии с Конституцией Кыргызской Республики гражданам гарантируется судебная защита всех прав и свобод, закрепленных Конституцией и законами Кыргызской Республики, каждому гарантировано право на возмещение материального и морального ущерба.

Компенсация морального вреда является одним из способов защиты нарушенных гражданских прав и свобод, предусмотренных Гражданским кодексом Кыргызской Республики.

В связи с тем, что при применении судами законодательства о возмещении морального вреда, возникают вопросы, требующие разъяснения, а также в целях обеспечения правильного и единообразного применения законодательства, регулирующего защиту личных неимущественных прав, нематериальных благ, принадлежащих гражданину и компенсацию морального вреда, пленум Верховного суда Кыргызской Республики, руководствуясь статьей 15 Закона Кыргызской Республики «О Верховном суде Кыргызской Республики и местных судах», постановляет:

1. Обратить внимание судов на то, что судебная защита личных неимущественных прав и нематериальных благ, принадлежащих гражданам от рождения или в силу закона, компенсация причиненного гражданам морального вреда является одним из способов реализации их конституционных прав и свобод.

Согласно статье 16 Гражданского кодекса Кыргызской Республики, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага либо нарушающие его личные неимущественные права, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной или иной материальной компенсации указанного вреда.

В соответствии со статьями 11 , 17 , 50 Гражданского кодекса Кыргызской Республики (далее Гражданский кодекс) и другими законами Кыргызской Республики, защита личных неимущественных прав и других нематериальных благ производится судом в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав вытекает из существа нарушенного права и характера последствий этого нарушения.

Защита личных неимущественных прав и нематериальных благ осуществляется как с применением указанных в статье 11 Гражданского кодекса способов в их совокупности, так и каждого из них в отдельности, в т.ч. компенсацией морального вреда.

В соответствии со статьей 1 Гражданского кодекса отношения, связанные с осуществлением и защитой неотчуждаемых прав и свобод человека и других нематериальных благ (личных неимущественных отношений, не связанных с имуществом), регулируются гражданским законодательством, поскольку иное не вытекает из существа этих отношений.

http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30299159

Как подать кассационную жалобу?

Кассационная жалоба подается на вступившие в законную силу акты судов первой и апелляционной инстанций. Верховный суд Кыргызской Республики является судом кассационной инстанции.

Порядок и сроки подачи апелляционной жалобы

Кассационная жалоба (представление) подается в Верховный суд Кыргызской Республики через суд первой инстанции, вынесший судебный акт (который изначально рассматривал дело). Кассационная жалоба податеся в течение трех месяцев со дня вынесения судебного акта апелляционной инстанции. В случае обжалования судебного акта апелляционной инстанции, принятого не по существу спора, кассационная жалоба подается в месячный срок.

Важно: Если вы пропустили срок подачи кассационной жалобы, то процессуальный срок на подачу жалобы может быть восстановлен кассационным судом.

Суд первой инстанции после получения кассационной жалобы обязан направить дело в Верховный суд Кыргызской Республики в течение пяти дней со дня поступления жалобы, известив лиц, участвующих в деле.

Форма и содержание апелляционной жалобы

Кассационная жалоба (представление) подается в письменной форме машинописным текстом.

Кассационная жалоба (представление) должна содержать:

1) наименование суда, которому адресована жалоба (представление);

2) наименование лица, подающего жалобу (представление), его место жительства, номера телефонов, факса, адрес электронной почты, если таковые имеются, а для юридического лица также — его регистрационный номер и местонахождение и другие реквизиты;

3) наименование других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения;

4) наименование судов, рассмотревших дело в первой, апелляционной инстанциях, и содержание принятых ими судебных актов;

5) обжалуемый акт суда;

6) указание, в чем заключается нарушение норм права;

7) просьбу лица, подающего жалобу (представление);

8) перечень прилагаемых к жалобе (представлению) документов;

9) при необходимости — заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока на кассационное обжалование и заявление об освобождении от уплаты государственной пошлины.

Важно: Кассационная жалоба подписывается лицом, подающим жалобу. К кассационной жалобе, поданной представителем, должны быть приложены доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочия представителя, если в деле не имеется такого документа. Подпись руководителя юридического лица удостоверяется печатью.

Лицо, подающее кассационную жалобу, направляет другим лицам, участвующим в деле, копии жалобы и приложенных к ней документов, которые у них отсутствуют.

К кассационной жалобе должны быть приложены доказательства уплаты государственной пошлины, а также доказательства направления копий жалобы и приложенных к ней документов лицам, участвующим в деле.

http://askjournal.kg/instructions/18/53.html

Действующие судьи Верховного суда выражают полное несогласие с решениями Совета судей

Они утверждают, что списки нового судейского корпуса были подготовлены заранее до проведения конкурса

«Мы, действующие судьи Верховного суда Кыргызской Республики, проявляем обеспокоенность по поводу поверхностного и субъективного подхода членов Совета по отбору судей Кыргызской Республики при проведении конкурсного отбора на должности судей Верховного суда Кыргызской Республики.

Нам не понятны критерии, по которым происходил отбор на должности судей кандидатур действующих судей, имеющих безупречное поведение в судебных органах и не получивших за всю свою деятельность ни одного дисциплинарного взыскания. Все жалобы, озвученные в Совете по отбору судей Кыргызской Республики на каждого кандидата, не нашли своего подтверждения.

Многие судьи, не прошедшие отбор, до настоящего времени не знают, за какие упущения в работе или за другие недостатки они не прошли при отборе на должность судьи Верховного суда Кыргызской Республики.

Считаем, что члены Совета по отбору судей Кыргызской Республики субъективно подошли к своим обязанностям, или выполнили чей то заказ, не вникая в сущность обсуждаемого вопроса.

До нас дошли сведения о том, что заранее до конкурса были подготовлены списки, по которым должны были беспрепятственно пройти те или иные кандидаты. Пройденный конкурсный отбор подтвердил наши сомнения и догадки.

Следует отметить, что в соответствии со статьей 18 Закона Кыргызской Республики «О Совете по отбору судей Кыргызской Республики» решения Совета принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа членов Совета с использованием именных бюллетеней по результатам конкурсного отбора.

Однако, члены Совета по отбору судей, вопреки требованиям вышеуказанного закона, коллегиально решили не оглашать список поименного голосования, что является грубым нарушением принципа открытого голосования.

Прошедший конкурс вызывает большие сомнения не только в судейском сообществе, но судя по средствам массовой информации, и в гражданском обществе.

Мы с полным основанием можем утверждать, что конкурсный отбор на должности судей Верховного суда Кыргызской Республики проведен Советом по отбору судей предвзято, в угоду личных интересов третьих лиц.

В свете проводимой в настоящее время судебной реформы, действия Совета по отбору судей Кыргызской Республики при отборе кандидатов на должности судей Верховного суда Кыргызской Республики не отвечают требованиям и задачам, направленным на реформу судебной ветви власти.

Учитывая многочисленные нарушения в деятельности Совета по отбору судей , а также явно замеченной закрытости конкурса, его предопределенности, необъективности мы, действующие судьи Верховного суда Кыргызской Республики, выражаем полное несогласие с решением Совета и надеемся на дальнейшее объективное рассмотрение данного вопроса п резидентом и Жогорку Кенешем Кыргызской Республики».

Подготовил Бактыбек Рысалиев, пресс-секретарь

Верховного суда КР

http://vesti.kg/politika/item/6440-deystvuyuschie-sudi-verhovnogo-suda-vyirazhayut-polnoe-nesoglasie-s-resheniyami-soveta-sudey.html

Сколько кыргызстанцев освободили по новым кодексам? Работа судей в цифрах

Первые два месяца этого года были непростыми для кыргызстанских судей: после вступления в силу нового уголовного законодательства нагрузка на служителей Фемиды существенно возросла. Немалую роль в этом сыграло право на пересмотр наказания.

БИШКЕК, 15 мар — Sputnik. С начала 2019 года в Кыргызстане заработали сразу несколько новых кодексов: уголовный, уголовно-исполнительный, уголовно-процессуальный, о нарушениях и о проступках. Начали действовать законы «О пробации» и «Об основах амнистии и порядке ее применения».

Новое законодательство призвано гуманизировать судопроизводство: к примеру, некоторые преступления перешли в разряд проступков.

По новому Уголовному кодексу, если за преступление предусмотрено более мягкое наказание и оно подпадает под действие этой нормы, осужденный имеет право на пересмотр назначенной ему меры.

Как реформа повлияла на работу служителей Фемиды, корреспонденту Sputnik Кыргызстан сообщили в Верховном суде КР.

Компенсации в верховном суде кыргызской республики - картинка 4

К примеру, только за один рабочий день — 28 февраля этого года — в канцелярии Верховного суда зарегистрировали 69 уголовных дел. За тот же день судебная коллегия органа рассмотрела 53 дела — это в два раза больше ее обычной нагрузки.

За январь и февраль нынешнего года судебная коллегия пересмотрела 84 уголовных дела по новым обстоятельствам.

За два месяца с начала года из ГСИН в кыргызстанские суды на пересмотр согласно новому УК было направлено 8 529 материалов. Уже пересмотрены уголовные дела в отношении 256 лиц, из них 29 освобождены, 81 осужденному сокращен срок, остальным наказание не изменили.

Новые законы были приняты Жогорку Кенешем больше года назад. К реформе готовились: еще до вступления в силу нового уголовного законодательства Верховный суд КР провел семинары и обучил следственных судей (этой фигуры в старом кодексе не было).

За это время обучение прошли 270 судей. Освоиться в нововведениях им было проще, чем кажется: разрабатывая законопроекты, экспертная рабочая группа советовалась с судьями.

Компенсации в верховном суде кыргызской республики - картинка 5

В ВС КР отмечают, что, помимо пояснений, судебная коллегия органа готовит предложения, как можно изменить и дополнить новые законы.

Тем временем президент Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков сделал ряд жестких заявлений в отношении служителей Фемиды. Он рассказал, какие личности не заслуживают права называться судьями.

http://ru.sputnik.kg/society/20190318/1043684284/kyrgyzstan-verhovnyj-sud-nakazanie-peresmotr-zakon.html?mobile_return=yes

Компенсации в верховном суде кыргызской республики

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков подписал Указы, согласно которым по предложению Совета судей Кыргызской Республики досрочно прекращены полномочия:

— судьи Нарынского районного суда Нарынской области Мамбеталиева Эркинбека Болотбековича, он освобожден от должности судьи местного суда по собственному желанию;

— судьи Ошского областного суда Касымалиева Мыктыбека Камчыбековича, он освобожден от должности судьи местного суда по собственному желанию.

Кроме того, по предложению Совета судей Кыргызской Республики в связи с истечением срока, с 7 мая 2020 года прекращены полномочия судьи Межрайонного суда г. Бишкек Бекбаевой Нурии Хусаиновны.

http://www.president.kg/ru/sobytiya/novosti/16685_prekrasheni_polnomochiya_ryada_sudey_mestnih_sudov

Контент

Первомайский суд в Бишкеке накануне вынес беспрецедентное решение: взыскать с государства компенсацию в три тысячи долларов за убийство в милиции Ошской области.

Компенсации в верховном суде кыргызской республики - картинка 6Первомайский районный суд в Бишкеке; фото: радио «Азаттык»

33-летнего жителя села Мырзаке Узгенского района Ошской области Турдубека Акматова вызвали в отделение милиции утром 3 мая 2005 года. Придя в милицию, он узнал, что подозревается в краже.

Сам Турдубек любую причастность к преступлению категорически отрицал. Но милиционеров такой ответ не устраивал.

Шестеро сотрудников милиции допрашивали его более десяти часов. Хотя допросом это назвать сложно: Турдубеку не предоставили адвоката, не дали даже возможности позвонить родственникам.

На протяжении всего этого времени задержанного жестоко избивали, требуя чистосердечного признания. Уже ближе к вечеру, так и не получив желаемых показаний, Акматова отпустили домой.

С большим трудом он добрался до дома и сразу упал на пороге. У него пошла кровь из ушей, рта и носа. Рассказав отцу о перенесенных в милиции издевательствах, он потерял сознание. Спустя несколько часов Турдубек Акматов умер.

Убийцы до сих пор на свободе…

Отец Турдубека написал заявление в органы прокуратуры. Следователь Узгенской прокуратуры возбудил уголовное дело по статье «Убийство».

Как выяснило вскрытие, у погибшего были тяжелые травмы головы, груди и брюшной полости вследствие ударов тупыми тяжелыми предметами.

Согласно вердикту медиков, эти травмы были получены за несколько часов до смерти, то есть именно в то время, когда Акматов находился в здании милиции.

Подтвердил версию об избиении даже один из других сотрудников милиции, дежуривший в то время в отделении.

Следствие длилось до 2011 года. За это время его приостанавливали шесть раз. Несмотря на более чем достаточное количество доказательств вины милиционеров, к ответственности их так и не привлекли.

Комитет ООН призвал к объективности

Так и не дождавшись объективного расследования, отчаявшийся отец Турдубека Акматова обратился в Комитет ООН по правам человека.

И в 2015 году международная организация вынесла решение: Акматов действительно погиб из-за пыток. Комитет порекомендовал властям Кыргызстана провести новое оперативное и беспристрастное расследование и привлечь к ответственности виновных, а также предоставить семье жертвы надлежащую компенсацию.

После решения Комитета ООН отец Турдубека подал исковое заявление с требованием возмещения компенсации по случаю смерти его сына.

После долгого рассмотрения 16 октября текущего года судья Первомайского районного суда столицы Венера Жаныбек кызы вынесла решение: взыскать с государства 200 тысяч сомов (3 тысячи долларов) в счет компенсации морального вреда в пользу родственников погибшего.

Беспрецедентное решение

Правозащитники уже назвали вердикт судьи беспрецедентным.

«Это первый случай, когда судья выносит решение о компенсации ущерба без обвинительного приговора для тех, кто совершил преступление», – рассказала Ц-1 сотрудница секретариата Коалиции против пыток в Кыргызстане Индира Саутова.

По ее словам, это говорит о том, что ситуация в КР в плане борьбы с пытками начинает меняться к лучшему.

Подтвердил ее слова и адвокат семьи Акматовых – Сардор Абдухалилов.

«Судья проявила героизм в том, что приняла такое решение. По сути, она пошла против системы, назначив эту компенсацию», – заявил адвокат в интервью Ц-1.

Цена жизни человека

Сейчас адвокат готовится к процессам в вышестоящих инстанциях.

«Сумма компенсации нас, конечно, не удовлетворила. 200 тысяч сомов за смерть человека – это ничтожная сумма», – заявил Абдухалилов корреспонденту Ц-1.

По его словам, судиться дальше придется в любом случае: ответчики будут обжаловать решение первой инстанции.

«Министерство финансов республики, которое в данном случае будет обязано выплачивать компенсацию, делает это очень неохотно, – сказал адвокат Абдухалилов. – Так что сейчас мы готовимся к дальнейшим процессам».

В Минфине отказались давать комментарии, сославшись на то, что решение суда пока к ним не поступило.

Получат ли по заслугам милиционеры?

Решение Первомайского суда, как и вердикт Комитета ООН, дает надежду, что виновные все-таки получат по заслугам, пусть и после долгих 13 лет.

Дело возобновлено. Расследованием занимается управление Государственного комитета национальной безопасности по Ошской области.

«Очевидно, что раньше следствие не велось тщательно, – рассказал корреспонденту Ц-1 адвокат Сардор Абдухалилов. – Делалось все, чтобы спустить его на тормозах. Но сейчас родственники готовы идти до конца, чтобы наказать виновных в гибели Турдубека».

Андрей Назаров – корреспондент Ц-1 в Кыргызстане

http://centre1.com/kyrgyzstan/sud-v-kr-opredelil-kompensatsiyu-v-3000-dollarov-za-smert-v-militsii/

Судебная система в Кыргызской Республике

Судебная власть в Кыргызстане принадлежит только судебным органам. Ее осуществляет только суд — государственный орган. Иные организации, в названии которых содержится слово «суд», судебной властью в том смысле, который заложен в Конституции Кыргызской Республики и соответствующих законах, не обладают и судами не являются.

Конституция КР и конституционный закон КР «О статусе судов» от предусматривают следующие виды органов, которым принадлежат полномочия по осуществлению судебной власти: Верховный Суд КР и местные суды КР. В составе Верховного суда действует Конституционная палата.

Законом могут учреждаться специализированные суды. Создание чрезвычайных судов не допускается. Каждый суд осуществляет судебную власть самостоятельно, в пределах своей компетенции. Совокупность всех судов государства, имеющих общие задачи, связанных между собой отношениями по осуществлению правосудия в юриспруденции называется судебной системойПечников, Н.П. Некоторые аспекты правоохранительной деятельности в современных условиях : конспект лекций / Н.П. Печников. — Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007.

.

Систему судов возглавляет Верховный Суд Кыргызской Республики, как высший судебный орган по гражданским, уголовным, экономическим, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Надзор Верховного Суда за судебной деятельностью в полном объеме распространяется как на общие, так и на военные суды.

Организация, порядок деятельности и компетенция Верховного суда КР определяются Конституцией КР, конституционным законом КР «О статусе судей Кыргызской Республики» от 9 июля 2008 года N 141, законом «О Верховном суде Кыргызской Республики и местных судах» от 18 июля 2003 года N 153 и процессуальными законами. Согласно п.5 ст. 96 Конституции КР судьей Верховного суда может быть гражданин Кыргызской Республики не моложе 40 лет и не старше 70 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет.

Судьи Верховного суда могут быть досрочно освобождены от занимаемой должности ЖогоркуКенешем большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов ЖогоркуКенеша по представлению Президента на основании предложения Совета судей.

В случае смерти судьи, объявления его умершим или безвестно отсутствующим, признания недееспособным, утраты гражданства, выхода из гражданства либо приобретения гражданства иного государства полномочия судьи прекращаются органом, его избравшим или назначившим, со дня появления основания в соответствии с конституционным законом Ст. 96 Конституции Кыргызской Республики от 27 июня 2010г. .

В ст. 14 Закона «О Верховном суде Кыргызской Республики и местных судах» от 18 июля 2003 года N 153 предусмотрены полномочия Верховного суда КР:

  • · осуществляет надзор за судебной деятельностью местных судов в форме пересмотра (рассмотрения) судебных актов по жалобам участников процесса.
  • · пересматривает (рассматривает) судебные дела и материалы в порядке надзора;
  • · изучает и обобщает судебную практику, ведет судебную статистику;
  • · осуществляет другие полномочия, предоставленные ему в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Здесь же определена структура Верховного суда КР:

  • — пленум;
  • — судебная коллегия по уголовным делам и делам об административных правонарушениях;
  • — судебная коллегия по гражданским делам;
  • — судебная коллегия по административным и экономическим делам.

Пленум Верховного суда Кыргызской Республики состоит из Председателя Верховного суда Кыргызской Республики, его заместителей и судей Верховного суда Кыргызской Республики.

Пленум Верховного суда Кыргызской Республики:

Судебные коллегии Верховного суда Кыргызской Республики возглавляют председатели судебных коллегий — первый заместитель, заместители Председателя Верховного суда Кыргызской Республики.

Судебные коллегии осуществляют:

  • 1) пересмотр в порядке надзора вступивших в законную силу судебных актов областных и приравненных к ним судов в случаях и в соответствии с порядком, предусмотренными процессуальными законами;
  • 2) пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых ими судебных актов в случаях, предусмотренных процессуальными законами, за исключением судебных актов на решение соответствующей избирательной комиссии об итогах голосования или о результатах выборов.Одной из особенностью новой редакции Конституции КР от 27 июня 2010г. является то, что в состав Верховного суда включена конституционная палата КР. Ее деятельность регулируется конституционным законом «о «О Конституционной палате Верховного суда Кыргызской Республики»от 13 июня 2011 года N 37.

Согласно данному закону Конституционная палата Верховного суда Кыргызской Республики является высшим судебным органом, самостоятельно осуществляющим конституционный контроль посредством конституционного судопроизводства. Она состоит из одиннадцати судей: председателя, заместителя председателя и девяти судей Конституционной палатыСтатья 5 Конституционного закона «О Конституционной палате Верховного суда

Кыргызской Республики» от 13 июня 2011 года N 37.

  • 1) признает неконституционными законы и иные нормативные правовые акты в случае их противоречия Конституции;
  • 2) дает заключение о конституционности не вступивших в силу для Кыргызской Республики международных договоров;
  • 3) дает заключение к проекту закона об изменениях в Конституцию.
  • 4) принимает регламент Конституционной палаты, утверждает положение об аппарате Конституционной палаты, ее структуру и штатную численность в пределах сметы расходов;
  • 5) в связи с поступившим обращением вправе запрашивать информацию и документы от всех государственных органов и органов местного самоуправления, их должностных лиц, общественных объединений, юридических и физических лиц, а также привлекать специалистов к экспертной и научно-консультационной работе;
  • 6) ежегодно анализирует исполнение принятых ею актов и публикует для всеобщего сведения.

http://vuzlit.ru/1137681/sudebnaya_sistema_kyrgyzskoy_respublike

Развитие административного судопроизводства в Кыргызской Республике. Судья Верховного Суда Кыргызской Республики Д.С. Боронбаева

Уважаемые участники конференции позвольте проинформировать вас о развитии и продвижении административного судопроизводства в Кыргызской Республике.

В соответствии с Конституцией Кыргызской Республики (статья 93) — судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного, административного и иных форм судопроизводства.

Гражданский процессуальный кодекс Киргизской ССР (от 30 июля 1964 года), действовавший до 29 декабря 1999 года, предусматривал следующую категорию дел, возникающую из административно-правовых отношений:

1) по жалобам на неправильности в списках избирателей;

2) по жалобам в связи с наложением административных взысканий; дела по жалобам на неправомерные действия органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющие права граждан, отнесенные законом к компетенции судов;

3) о взыскании с граждан недоимки по налогам, самообложению сельского населения и государственному обязательному страхованию.

Ныне действующий Гражданский процессуальный кодекс Кыргызской Республики (введен в действие Законом КР от 29 декабря 1999 года N 147) изначально содержал в себе три самостоятельных главы 26, 27 и 28 регулирующих вопросы судопроизводства:

1) по заявлениям об оспаривании постановлений государственных органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;

2) по делам об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц;

3) по делам об оспаривании гражданами, юридическими лицами, прокурорами нормативных правовых актов соответственно.

Дела указанной категории рассматривались соответствующими районными судами.

Законом Кыргызской Республики от 25 июля 2008 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» законодатель объединил все три указанных главы в одну Главу 26 Гражданского процессуального кодекса Кыргызской Республики «Особенности гражданского судопроизводства по административным делам».

Законодательно был закреплен самостоятельный вид судебного дела — административное дело и ему дано определение в соответствии с которым, это дело:

— вытекающее из административных (не гражданских) правоотношений;

— сторонами которого являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, их должностные лица, а также граждане и юридические лица.

С 2004 года рассмотрение административных дел по подсудности передано межрайонным судам.

В порядке судопроизводства по административным делам суды рассматривают:

1) заявления о признании недействительными полностью или в части постановлений государственных органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;

2) заявления о признании недействительными полностью или в части ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц;

3) заявления о признании недействительными полностью или в части нормативных правовых актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц;

4) заявления об оспаривании действий или бездействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц.

Производство по административным делам осуществляется судами по общим правилам гражданского судопроизводства с особенностями, установленными указанной главой, так как рассмотрение административных дел отличается от гражданских дел не только более сжатыми сроками рассмотрения и обжалования, но и существенными процессуальными отличиями. К примеру, в части обязанности доказывания. Так если в гражданском процессе лица, участвующие в деле, должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений, то в административном судопроизводстве обязанность доказывания законности и обоснованности акта, действия (бездействия), обжалуемого в суде, возлагается на административный орган.

Одним из существенных новшеств Кодекса 1999 года явилось предоставление права гражданам обращаться в суд с заявлениями о признании недействительными полностью или в части нормативных правовых актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, считающих, что принятым нормативным правовым актом нарушаются права и свободы граждан, гарантированные Конституцией Кыргызской Республики и другими законами.

Но при этом, статья 45 ГПК Кыргызской Республики, определяющая, что прокурор вступает в процесс по делам лиц, участвующих в деле об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц не подверглась изменению. То есть, до настоящего момента, законодателем предусмотрено, что рассмотрение указанной категории дел следует проводить с обязательным участием прокурора. Однако, как показывает судебная практика, в связи с тем обстоятельством, что неявка прокурора, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, работники прокуратуры избирательно решают вопросы участия либо неучастия при разбирательстве данных дел в суде.

Как показывает судебная статистика — число рассматриваемых судами административных дел увеличивается год от года. Если сравнивать количество административных дел рассмотренных судами в 2012 году, то по показателям 2014 года общее количество рассматриваемых судами административных дел возросло примерно на треть.

С учетом значимости административного судопроизводства, в целях обеспечения административного процесса должным правовым регулированием, в судейском сообществе обсуждался вопрос необходимости отдельного Административного процессуального кодекса, так как, несмотря на то обстоятельство, что ГПК Кыргызской Республики регулирует административный процесс отдельной главой, он не обладает самостоятельным правовым регулированием в полном объеме.

В связи с тем, что законодательство должно отвечать по форме и содержанию общественным потребностям, научным подходам и практическому опыту, соответствовать международно-правовым стандартам, в целях дальнейшего реформирования судебной системы, предполагающей обновление, в том числе и административного процессуального законодательства, Указом Президента Кыргызской Республики от 17 января 2012 года была образована Комиссия по выработке согласованных предложений по дальнейшему реформированию судебной системы Кыргызской Республики.

Комиссия провела большую работу с вовлечением широкого круга представителей гражданского общества, независимых экспертов и международных организаций и представила рекомендации по наиболее актуальным вопросам и проблемам судоустройства и судопроизводства, содержащие анализ и конкретные предложения по ряду приоритетных направлений судебной реформы на ближайшую перспективу.

Так, в области судоустройства Комиссия рекомендовала:

— внедрить на первом этапе специализацию судей и коллегий по административным делам.

— создать в долгосрочной перспективе административные суды.

В области совершенствования административного законодательства и судопроизводства, по мнению Комиссии, необходимо:

— разработать Концепцию развития административного права;

— разработать и ввести в действие Административный процессуальный кодекс, исключив из гражданского процессуального законодательства нормы о порядке рассмотрения административных дел;

— создать специализированные административные суды (на начальном этапе ввести специализацию судей в межрайонных судах по рассмотрению административных дел);

— вывести из подсудности административных судов и передать в подсудность районных судов (судьям по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, соответствующих коллегий судов апелляционной инстанции) рассмотрение дел об обжаловании постановлений государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, уполномоченных применять меры административного взыскания по делам об административных правонарушениях;

— на базе действующего законодательства, регулирующего вопросы об административной ответственности разработать отдельные друг от друга нормативные правовые акты, содержащие нормы материального и процессуального права;

— разработать новый закон об административных процедурах, определяющий единые принципы деятельности административных органов, унифицированные административные процедуры, содержащий обязательность соблюдения досудебной процедуры обжалования действий, бездействий и актов административных органов.

В связи с вышеуказанными рекомендациями, в настоящее время рабочей группой подготовлен проект Административного процессуального кодекса Кыргызской Республики, устанавливающий порядок судопроизводства по спорам, вытекающим из административно-правовых (публично-правовых) отношений, процессуальные принципы и правила рассмотрения и разрешения данных споров в суде.

В качестве основополагающих принципов административного судопроизводства кодексом предусмотрены такие принципы как – принцип равенства всех перед законом и судом; — принцип объективного расследования, когда обязанность доказывания законности и обоснованности акта, действия, бездействия обжалуемого в суде, возлагается на административный орган и его должностное лицо; — принцип независимости судей, при чем проектом предлагается законодательно закрепить, что митинги, пикеты и другие действия на расстоянии ближе 100 метров до здания суда или в суде, которыми преследуется цель оказать воздействие на судью или суд, считаются вмешательством в деятельность судьи или суда и влекут установленную законом ответственность.

Определяя подведомственность административных дел, проект кодекса предусмотрел, что в порядке административного судопроизводства рассматриваются административные дела:

1) о признании недействительным полностью или в части административного акта;

2) об обязывании административного органа не принимать административный акт, обременяющий истца, или не совершать иного действия административным органом;

3) об обязывании административного органа совершить определенные действия;

4) о признании недействительным полностью или в части подзаконного нормативного правового акта административного органа, за исключением дел, рассмотрение которых отнесено к исключительной компетенции Конституционной палаты Верховного суда Кыргызской Республики;

5) о признании незаконным действия (бездействия) административного органа.

При этом, проект кодекса четко предусмотрел, что в порядке административного судопроизводства не рассматриваются дела о признании недействительными постановлений государственных органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях (о проступках).

Проект кодекса находится на стадии обсуждения и принятия, надеемся, в скором будущем будет принят Административный процессуальный кодекс, который станет новой вехой в истории становления административного процесса в Кыргызской Республике.

Говоря о публично-правовых спорах нельзя не отметить и закон Кыргызской Республики «Об административных процедурах», который также устанавливает процедуры, способствующие совершенствованию организации управленческой деятельности административных органов и защите личных, общественных и государственных интересов. Закон принят 1 марта 2004 года, однако к сожалению, в силу объективных и субъективных причин не получил своего широкого распространения и применения, в отличие от Закона Кыргызской Республики «О порядке рассмотрения обращений граждан» от 4 мая 2007 года. В качестве причин, в силу которых данный закон бездействует, эксперты называют не встроенность закона в правовую систему республики, сложность в понимании для отечественного правоприменителя, а также то обстоятельство, что в законе четко не отражены принципы административного производства (принцип объективного расследования и др.).

Для того, чтобы урегулировать публично-правовые споры в судебном порядке необходим Административный процессуальный кодекс, тогда как для урегулирования данной категории споров до суда (досудебный порядок), необходим закон, определяющий административные процедуры. Причем, в последнее время мнения экспертов все более склоняются к обязательности досудебного разрешения публичного спора в самом административном органе, так как в суде рассматриваются вопросы лишь соответствия законодательству, тогда как административный орган рассматривает также вопросы и целесообразности оспариваемого акта, действия, бездействия.

В связи с чем, в настоящее время разработан проект закона «Об основах административной деятельности административных процедурах», находящийся в Парламенте на стадии принятия и в качестве основного отличия этого закона от его предшественника можно назвать введение обязательного досудебного порядка обжалования всех административных актов. Данный законопроект призван повысить эффективность работы как внутри административных органов, так и во внешних взаимоотношениях, а также в какой — то степени дисциплинировать государственных чиновников в отношениях с гражданами и организациями, заставив их работать по единым и ясным процедурам. В целях недопущения вопросов по применению норм закона (к примеру, в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» в иерархии нормативных правовых актов по степени юридической силы кодекс имеет более высокую силу, нежели закон) базовый закон содержит указание о том, что положения других законов применяются в случае не урегулирования этих вопросов законом. Возможно в будущем, мы придем к необходимости исключения из всех отраслевых кодексов положений о досудебном разрешении споров и рассмотрение этих споров строго по правилам закона об административных процедурах.

В заключение разрешите поблагодарить организаторов и участников конференции за настоящее мероприятие, поскольку оно позволяет не только выявлять проблемы правоприменительной практики, но и обсуждать новеллы законодательства наших стран, что, безусловно, ведет к взаимному обогащению.

Судья

Верховного Суда

Кыргызской Республики Д.С. Боронбаева

http://sud.gov.kz/rus/content/razvitie-administrativnogo-sudoproizvodstva-v-kyrgyzskoy-respublike-sudya-verhovnogo-suda

Литература

  1. История политических и правовых учений / Н.М. Азаркин и др. — М.: Норма, 2007. — 900 c.
  2. 20 лет Конституции Российской Федерации. Актуальные проблемы юридической науки и правоприменения в условиях совершенствования российского законодательства. Четвертый пермский международный конгресс ученых-юристов (г. Пермь, 18-19 октября 2013 г.): моногр. . — М.: Статут, 2014. — 643 c.
  3. Баскакова, М. А. Толковый юридический словарь бизнесмена (англо-русский, русско-английский) / М.А. Баскакова. — М.: Контракт, 2007. — 560 c.
  4. Чайковская, Ольга Закон и человеческое сердце / Ольга Чайковская. — М.: Московский рабочий, 2016. — 152 c.
  5. Хутыз, М.Х. Римское частное право; М.: Былина, 2011. — 170 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях