WordPress

Компенсация это определение в педагогике

Компенсация это определение в педагогике - картинка 1

Компенсация функций

Возмещение недоразвитых, нарушенных или утраченных функций за счёт качественной перестройки или усиленного использования сохранных функций. Процесс компенсации элементарных физиологических функций не требует обучения и происходит за счёт автоматической перестройки, в которой важную роль играет оценка успешности приспособительных реакций, осуществляемая в центральной нервной системе. Компенсация высших психических функций возможна лишь в результате специально организованного обучения. При аномалиях развития, связанных с врождёнными или рано приобретёнными дефектами анализаторов, активное обучение приобретает решающую роль. Так, в результате специальных педагогических воздействий по развитию осязательного восприятия достигается значительная компенсация утраченной зрительной функции у слепого ребёнка. Применяемые в современной коррекционной (специальной) педагогике методы компенсации нарушенных функций основаны на использовании почти неограниченной возможности образования ассоциативных нервных связей в коре головного мозга.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 124)

http://gufo.me/dict/pedagogy_terms/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D1%84%D1%83%D0%BD%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B9

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
КОМПЕНСАЦИЯ

КОМПЕНСАЦИЯ — психологический механизм, усиливающий действия личности, направленные на восполнение своих реальных или мнимых недостатков. Компенсация осуществляется двумя путями: а) развитием «силы» в одной области деятельности (или одного какого- либо качества) для восполнения «слабости» в другой (замещенные виды деятельности); б) совершенствованием как раз той черты, вида деятельности, в которой проявляется «слабость личности».

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

(лат. «возмещение») — стремление индивида добиться успеха в случае чувства неполноценности, восполнения нехватки, чтобы скрыть свой недостаток для преодоления этого чувства. Нередко это связано с желанием достижения власти.

Не обманываясь относительно своего безобразия, которое еще в детстве доводило его до отчаяния, он задался целью приобрести безукоризненные светские манеры, стать человеком comme il faut (P. Роллан, Жизнь Толстого).

И всякий раз, когда он вспоминал что-нибудь скверное, что он сделал брату, его корчило, как от боли, и он старался пересилить эту боль и говорил себе: вот он разбогатеет, вернется из Канзас-сити домой и покажет, кем он стал, — один, без его помощи (Аира Уолферт, Банда Тэккера).

(лат. compensare — уравновешивать, возмещать) — 1. частичное или полное восстановление повреждённой функции в ходе ремиссии или выздоровления за счёт активизации резервных возможностей организма; 2. в психоанализе З.Фрейда — форма защиты с целью восполнить дефицит необходимого чем-то другим, чтобы скрыть свой недостаток или предотвратить его осознавание; 3. в теории А.Адлера — механизм преодоления чувства неполноценности путём самостоятельного овладения просоциальными знаниями и навыками; 4. в нейропсихологии — восстановление функции повреждённой одной психофизиологической структуры путём активизации какой-то другой (например, утрата зрения компенсируется обострением тактильной чувствительности); 5. восстановление функции нерва после его повреждения; 6. вознаграждение за потерянное, за лишение чего-либо.

(от греч. cоmрensare — возмещать) — 1. Стремление человека устранить из сознания комплекс неполноценности за счет целенаправленного развития физических или психических функций, приводящих к переживанию чувства адекватности. Понятие «К.» введено А. Адлером. 2. Онтогенетически самый поздний и сложный защитный механизм, который используется, как правило, сознательно. Предназначен для сдерживания чувства печали, горя по поводу реальной или мнимой потери, недостатка, неполноценности. В него входят механизмы идентификации и фантазии. Правило К. — «приобрети это».

психологический защитный механизм, посредством которого человек практически или только в своем воображении избавляется от имеющихся у него недостатков и связанных с ними неприятных переживаний, за счет осознания и развития тех своих достоинств, которые способны данные недостатки заменить.

http://med.niv.ru/doc/dictionary/psychology-and-pedagogy/articles/1227/kompensaciya.htm

Основные категории специальной педагогики

Основные категории специальной педагогики

Специальное образование — дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого лицам с особыми образовательными потребностями создаются специальные условия.

Коррекционно-воспитательная работа — система специальных педагогических мероприятий, направленная на ослабление или преодоление недостатков (дефектов) в развитии.

Специальное обучение — специальный целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащегося с целью передачи и усвоения знаний.

Специальное воспитание — специальное воздействие на сознание и поведение человека с нарушениями в развитии с целью формирования социально устойчивого поведения и положительных черт личности, обеспечивающих подготовку к жизни и труду.

Реабилитация — это система медико-педагогических мер, направленных на включение ребёнка с проблемами развития в социальную среду; приобщение к общественной жизни и труду на уровне его психофизических возможностей.

Абилитация — это система лечебно-педагогических мероприятий с целью предупреждения и лечения патологических состояний у детей раннего возраста, ещё не адаптировавшихся в социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности учиться, трудиться и т. д..

Лицо с ограниченными возможностями — это лицо, имеющее физические и(или) психические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий.

Аномальные дети — дети, имеющие значительные отклонения от норм физического и психического развития.

Дефект — физический или психический недостаток, вызывающий нарушения нормального развития ребёнка.

Аномалия — Патологические отклонения от нормы в функциях организма или его частей; отклонение от общих закономерностей развития.

Коррекция — это система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей.

Компенсация — это замещение или перестройка нарушенных или недоразвитых функций организма.

Развитость — это уровень совершенства и действенности интеллектуальных, творческих, физических, профессиональных, жизнестойких качеств, особенностей и способностей личности.

Развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов.

В процессе воспитания человека идет его развитие, уровень которого затем влияет на воспитание, изменяет его.

Самовоспитание — это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних духовных факторов, обеспечивающих развитие.

К сугубо специальным педагогическим понятиям относятся «коррекция», «компенсация», «реабилитация», «адаптация».

В справочной и специальной дефектологической (коррекционно-педагогической) литературе (Т.А.Власова, В.А.Лапшин, М.С.Певзнер, Б.П.Пузанов, С.Г.Шевченко и др.) довольно глубоко и обоснованно разработан понятийный аппарат учебного курса, дана характеристика ведущих категорий коррекционнои педагогики, производных от них понятий.

Коррекция (лат. correctio — исправление) определяется как система специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении у детей и подростков. Коррекция может выступать как самостоятельное педагогическое явление, как специфические действия, направленные на частичное исправление недостатка или преодоление дефекта (коррекция речи, произношения отдельных звуков, исправление недостатков зрения), в то же время коррекция может быть составной частью учебно-воспитательного процесса и выступать как целостное педагогическое явление, направленное на изменение формирующейся личности ребенка.

В рамках единого педагогического процесса коррекция выступает как совокупность коррекционно-воспитательной и коррекционно-развивающей деятельности.

Коррекционно-воспитательная деятельность охватывает всю совокупность мер педагогического воздействия на личность ребенка с недостатками в развитии и отклонениями в поведении. Она направлена на изменение познавательных возможностей ребенка, его эмоционально-волевой сферы, улучшение индивидуальных личностных качеств (ответственности, дисциплинированности, собранности, организованности), на развитие его интересов и склонностей, трудовых, художественно-эстетических и иных способностей.

Коррекционно-развивающее обучение — это система мер дифференцированного образования, позволяющая решать задачи своевременной помощи детям, испытывающим трудности в обучении и школьной адаптации. Основная задача данной работы — систематизация знаний, направленных на повышение общего уровня развития ребенка, восполнение пробелов его предшествующего развития и обучения, развитие недостаточно сформированных умений и навыков, коррекцию отклонений в познавательной сфере ребенка, подготовку его к адекватному восприятию учебного материала.

Компенсация (лат. compensatio — возмещение, уравновешивание) — это сложный, многоаспектный процесс перестройки или замещения нарушенных или недоразвитых психофизиологических функций организма. Компенсаторный процесс опирается на резервные или недостаточно задействованные возможности организма человека.

В процессе компенсации в организме ребенка происходит формирование новых динамических систем и условных связей, перестройка нарушенных или ослабленных функций (при дефекте зрительного анализатора усиливаются возможности слуха и осязания; при недостаточном развитии речевых возможностей усиливается роль кинестетических анализаторов).

Компенсаторные возможности организма ребенка проявляются на фоне мобилизации резервных ресурсов, активизации защитных средств, сопротивления наступлению патологических процессов в организме. В то же время сопротивляемость дефекту, его компенсация усиливаются при активизации социальных факторов, действенной помощи ребенку со стороны педагогов, родителей.

Реабилитация социальная (лат. rehabilitatio — восстановление) — это процесс включения ребенка с отклонениями в развитии и поведении в социальную среду, в нормальную общественно полезную деятельность и адекватные взаимоотношения со сверстниками.

Процесс реабилитации — это сложное и многогранное явление, поскольку полноценное возвращение в социум происходит через медицинскую реабилитацию (лечение недостатков, ликвидация последствий дефекта), психологическую реабилитацию (снятие психологических комплексов, восстановление психических процессов), педагогическую реабилитацию (восстановление утраченных учебных умений, познавательных навыков, формирование индивидуальных личностных качеств). Реабилитация — это своего рода итог всей коррекционно-педагогической деятельности.

Адаптация школьная (лат. adaptio — приспособлять) — это процесс приспособления ребенка к условиям школьной жизни, к ее нормам и требованиям, к активной познавательной деятельности, усвоению необходимых учебных знаний и навыков, полноценному освоению картины мира.

Дети с недостатками в психофизическом развитии и отклонениями в поведении зачастую не готовы к школе, к изменениям своей жизнедеятельности, к требованиям педагогов в силу своего общего развития (точнее, его недостатков) или же ошибок и неблагополучия семейного воспитания. Так возникает проблема школьной дезадаптации, результатом которой являются хроническая неуспеваемость, отставание по ряду предметов в освоении школьной программы, сопротивление педагогическ

ПРЕДМЕТНЫЕ ОБЛАСТИ СОВРЕМЕННОЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Исторически сложилось, что специальная педагогика складывается из предметных областей, интегрированных по клинико-физиологическими психолого-педагогическим параметрам, согласно традициям создания образовательных учреждений для детей, имеющих особые образовательные потребности.

В начале XIX в. в нашей стране появились сурдопедагогика и тифлопедагогика, в конце XIX в. —олигофренопедагогика.

На сегодняшний день к предметным областям специальной педагогики относятся:

Сурдопедагогика — наука о закономерностях развития, воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с нарушениями СЛУХА (глухих, слабослышащих, оглохших).

Тифлопедагогика — наука о закономерностях развития, воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с нарушениями ЗРЕНИЯ (слепых, частично и слабовидящих).

Логопедия — наука о закономерностях развития, воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с нарушениями РЕЧИ при сохранном слухе.

Олигофренопедагогика — наука о закономерностях развития, воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ.

Каждая из предметных областей специальной педагогики имеет собственную структуру аналогично общей педагогике: свои принципы, задачи, методологию, приемы и принципы воздействия, возрастную дифференциацию. В возрастном разрезе самыми изученными считаются дошкольный и школьный возрастные периоды, остальные периоды требуют тщательного изучения и рассмотрения.

Специальная педагогика выступает как объединяющая эти предметные области теоретическая и методологическая основа.

Специальная педагогика активно использует для решения своих задач знания смежных с ней наук, таких как педагогика, психология, медицина, история, философия, социология, информатика, физика и др. Предметные области специальной педагогики находятся в тесном сотрудничестве со смежными науками.

Развитие специальной педагогики, все более тонкая дифференциация накопленного материала способствуют постепенному возникновению и становлению новых сфер педагогического познания. Так, в стадии разработки находятся сферы специальной педагогики, ранее не охваченные, субъектом которых являются хронически больные лица и лица с тяжелыми и сложными недостатками.

http://studfile.net/preview/6175534/

КОРРЕКЦИЯ в специальной педагогике

Расстановка ударений: КОРРЕ`КЦИЯ в специальной педагогике

КОРРЕКЦИЯ (от лат. correctio — исправление, улучшение) в специальной педагогике — исправление (частичное или полное) недостатков психич. и физич. развития у аномальных детей с помощью спец. системы пед. приёмов и мероприятий.

В сов. педагогике, в противоположность буржуазной, К. рассматривается как пед. воздействие на личность аномального ребёнка в целом и не сводится к тренировочным упражнениям, направленным на исправление отдельно взятого дефекта. К. не является к.-л. изолированным разделом спец. педагогики — вся спец. педагогика имеет коррекционную направленность, коррекц. работа пронизывает всё обучение и воспитание детей с нарушениями развития. При этом следует отметить, что чем раньше начинается К. нарушений развития ребёнка, тем успешнее и полнее преодолевается дефект или его последствия.

Конкретные цели и задачи К., а также методы и приёмы коррекц. работы определяются в каждом случае видом нарушения развития и индивидуальными особенностями ребёнка. Ряд задач К. имеет общий характер и относится ко всем видам нарушений развития. Это — мероприятия по развитию личности аномального ребёнка, закаливание его организма, развитие движений, обеспечение правильного режима, развитие чувственного опыта и мышления, включение ребёнка в посильный труд (домашний труд, ручной труд в школе и т. д.), организация его социального опыта, исправление дефектов речи и её развитие и др.

Для детей с нарушенным слухом, помимо коррекц. мероприятий общего характера, особое значение имеет К. недостатков речевого развития. Важное место занимают мероприятия, направленные на развитие и использование слухового восприятия у слабослышащих и глухих с остатками слуха, а также на формирование и развитие навыков комплексного, слухо-зрительного восприятия речи. К коррекц. мероприятиям при этих нарушениях относится также применение индивидуальной и коллективной звукоусиливающей аппаратуры. При К. недостатков физич. развития глухих детей особое внимание обращается на преодоление тех изменений в характере движений и действий, к-рые связаны с отсутствием слухового контроля (шумное дыхание и походка, стук при действии с предметами и др.).

В умственном воспитании слепых большое внимание уделяется К. недостатков чувственного опыта, связанных с отсутствием зрительного восприятия, преодолению вербализма. Много места уделяется мероприятиям по развитию самостоятельности слепых детей. В системе К. недостатков физич. развития слепых детей важнейшую роль играют разностороннее развитие мышечной системы, формирование движений, выработка правильной осанки, развитие ориентировки в пространстве с опорой на сохранные анализаторы и т. д.

В работе со слабовидящими детьми используются обычные (очки) и спец. (лупы и др. спец. приспособления) офтальмологич. средства К. зрения, повышенная освещённость рабочего места, особый режим занятий и др. Исправляются нарушения осанки, связанные с дефектом зрения (вследствие того, что дети слишком низко наклоняются над партой), недостатки зрительного восприятия (напр., ложное зрительное узнавание на основе недостаточного количества признаков и т. д.).

Чрезвычайно важную роль играет коррекц. работа при обучении и воспитании слепоглухонемых детей, где К. начинается в ходе выработки таких элементарных навыков, как умывание, одевание, приём пищи, ходьба, правильная поза при сидении и стоянии и т. и. Особые трудности связаны при этом с тем, что на первоначальном этапе обучения слепоглухонемых детей возможности общения с ними крайне ограничены. В дальнейшем важное место занимают развитие их движений и познавательной деятельности, исправление ошибочных представлений о внешнем мире и т. д.

В К. недостатков речи (устной, чтения и письма) большое место занимает работа по анализу звукового состава слов и исправлению нарушений произношения, к-рые могут оказывать вторичное влияние и на остальные виды речевой деятельности. К. речи проводится не только у детей, но и у взрослых, включая исправление и незначительных недостатков речи, сказывающихся лишь в спец. видах деятельности (напр., в артистич. деятельности).

К. дефектов двигательной сферы является основной задачей при обучении и воспитании детей с нарушениями движений (в результате детского церебрального паралича, полиомиелита и др.). В коррекц. работе применяются обучение детей правильным движениям, специально разработанная лечебная гимнастика, К. недостатков в работе речедвигательного аппарата и др. мероприятия, разрабатываемые на основе изучения индивидуальных особенностей нарушений моторики.

Огромное место занимают коррекц. мероприятия при обучении и воспитании умственно отсталых детей, нарушения развития к-рых охватывают все стороны личности. Большое внимание в коррекц. работе с ними уделяется мероприятиям по развитию чувственного опыта этих детей, развитию их речи, исправлению дефектов произношения, недостатков двигательной сферы. Выделяемый на нач. этапе обучения умственно отсталых детей пропедевтич. период целиком заполнен коррекц. мероприятиями. На всех этапах обучения этих детей главной задачей является К. недостатков познавательной деятельности (развитие восприятия, способов наблюдения, приёмов сравнения и анализа, запоминания и т. д.).

В соответствии с видом аномальности развития вопросы К. разрабатывают различные отрасли спец. педагогики: вопросы К. недостатков слуха — сурдопедагогика, недостатков зрения — тифлопедагогика, недостатков речи — логопедия, умственной отсталости — олигофренопедагогика.

Лит.: Крачковская Н. Г., Обучение слабовидящих детей, Л., 1952; Книга для учителя вспомогательной школы Под ред. Г. М. Дульнева, 2 изд., М., 1959; Хватцев М. Е., Логопедия, 5 изд., М., 1959; Левина Р. Е., Нарушение письма у детей с недоразвитием речи, М., 1961; Рау Ф. Ф., Нейман Л. В., Бельтюков В. И., Использование и развитие слухового восприятия у глухонемых и тугоухих уч-ся, М., 1961; Боскис Р. М., Глухие и слабослышащие дети, М., 1963; Книга для учителя школы слепых. Под ред. М. И. Земцовой, М., 1962.

В. И. Лубовский. Москва.

  1. Педагогическая энциклопедия/Глав. ред. И. А. Каиров и Ф. Н. Петров. т. 2. — М.: Советская энциклопедия, 1965. — 912 с. с илл., 5 л. илл.

http://pedagogic.ru/pedenc/item/f00/s01/e0001216/index.shtml

Компенсация определение в педагогике

Компенсация определение в педагогике

Компенсация это определение в педагогике - картинка 5

Компенсация Функций

(от лат. сот-pensatio — возмещение) — возмещение недоразвитых либо нарушенных функций путем использования сохранных либо перестройки частики» нарушенных функций. При К. ф. может быть вовлечение в ее реализацию новых нервных структур, которые ранее не участвовали в ее осуществлении. Эти структуры функционально соединяются воединыжды на основе выполнения общей задачки. Согласно концепции П. К. Анохина, в соз .

воспитат. учреждение в УССР (1927 — 2-я пол. 30-х гг.). Сотворена в пос. Новый Харьков (пригород Харькова) в системе учреждений VIIV для борьбы с дет. беспризорностью на добровольческие отчисления от заработной платы чекистов Украины. Устроитель к зав. коммуной (с 1932 — нач. пед. части) — А. С. Макаренко (до 1935). Коммуна продолжала опыт Колонии имени М. Горьковатого. Ядро коммуны составили воспитанники колонии .

ЛЕКЦИЯ № 44

Принципиально, чтоб ЗПР у малыша была выявлена на самом ранешном этапе его развития. Диагностика ЗПР и выявление деток «группы риска» вероятны на ранешних сроках в связи с замедленностью темпа развития моторики, речи, несвоевременностью смены фаз игровой функционирования, завышенной чувственной и двигательной возбудимостью, нарушениями внимания и памяти, при трудностях усвоения программки предварительной группы детского сада.

3) уменьшение объема и темпа работы;

Open Library — открытая библиотека учебной информации

Центральной неувязкой специальной дидактики является неувязка трудового обучения и воспитания. В особых школах труд имеет особенное значение, потому что не только лишь готовит учащихся к жизни и доступной проф функционирования, да и содействует восстановлению нарушенных заболеванием функций, ослаблению изъянов интеллектуального и физического развития. Приобретая трудовые умения и способности, малыши получают возможность всœестороннего развития.

Еще в 1905 г. германским психологом А. Адлером была заложена база типичного учения о личности, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ почти все объясняет нам в развитии психики и поведения малыша с отклонениями. Внимание Адлера, тогда к тому же доктора, имевшего дело с болезнями внутренних органов, было обосновано тем фактом, что нездоровые, страдавшие суровым болезнью какого-нибудь органа, всœе же каким-либо образом управлялись с этим недочетом (проще всœего дело обстоит с парными органами, в других случаях схема труднее). Многие из непарных органов нашего тела бывают поражены на сто процентов. При том и вэтом случае, как показал Адлер, люди не только лишь управляются с этими нарушениями, возмещая прирожденные недочеты, но даже отчасти сверхкомпенсируют их.

Основные категории педагогики

13. Интегративность обучения, учет межпредметных связей.

5. Системность и систематичность обучения.

Компенсация определение в педагогике

Компенсация (лат. Compensatio — возмещение, уравновешивание) —замещение либо перестройка нарушенных либо недоразвитых функций организма. Это непростой, разнообразный порядок приспособляемости организма вследствие прирожденных или обретенных аномалий. Порядок компенсации опирается на значимые запасные способности высшей нервной функционирования.

Специфичное развитие не нормальных деток, вызванное нарушением одной из систем организма и его функций, проходит на фоне активизации защитных средств и мобилизации запасных ресурсов, сопротивляющихся наступлению патологических процессов. Тут и появляются потенциальные способности компенсации. Особое обучение и воспитание открывают широкие способности развития функций.

Специальная педагогика

Эта книжка — 1-ое учебное пособие по специальной педагогике, созданное для студентов педагогических вузов, колледжей и училищ, для преподавателей и воспитателей массовой системы образования. Это коллективный труд педагогов-дефектологов, педагогов педагогических вузов, дающий возможность познакомиться с основами теории и истории специальной педагогики, основами ее специальной дидактики, ее предметными отраслями узреть ее мощнейший гуманистический потенциал и красивую технологическую оснащенность, которые позволяют решать такие задачи, которые не под силу медицине либо общей педагогике.

Особая педагогика — это широкая и многоаспектная ветвь педагогического познания. Естественно, что познакомившись только с этой книжкой, нереально сходу научиться мастерски работать с разными категориями лиц с ограниченными способностями жизнедеятельности. Эта книжка — только компас для тех, кто захотит серьезно изучить ту либо иную предметную область специальной педагогики, научиться мастерски решать самые сложные задачи образования малышей и взрослых.

Предмет и задачи коррекционной педагогики

Обязательным условием выделения и функционирования хоть какой науки является создание в ней собственного понятийного аппарата.

Воспитание рассматривается как специально организованная деятельность преподавателей и воспитанников для реализации целей образования в едином педагогическом процессе, целенаправленное и организованное управление процессом формирования личности либо отдельных ее свойств.

Компенсация определение в педагогике

Основными понятиями (категориями) педагогики является воспитание, обучение, развитие и образование. Самообразование, самовоспитание, перевоспитание, превентивное воспитание — не главные, но тоже очень принципиальные понятия преподаватель гики.

. Самовоспитание — периодическая и сознательная деятельность человека, направленная на выработку и улучшение собственных плюсов и преодоление негативных

Педагогические условия это определение в педагогике

Как уже говорилось выше, педагогические условия, относящиеся к социально – психическим факторам, имеют большущее, если не решающее значение, для развития детской одарённости. Но принципы и способы стандартной школы для этого не подходят, т.к. ориентированы на обучение «средних» школьников. В школе для работы с одарёнными детками необходимо поменять всё, начиная от содержания обучения, заканчивая структурой учебной деятельности.

Поддерживает у малышей рвение к самостоятельности. Расширяет область самостоятельных действий малыша с учетом его возрастающих способностей.

Компенсация определение в педагогике

Как следует, в качестве собственного объекта педагогика имеет не индивидума, его психику (это объект психологии), а систему педагогических явлений, связанных с его развитием. Потому объектом педагогики выступают те явления реальности, которые обусловливают развитие людского индивидума в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили заглавие образования. Оно и есть та часть беспристрастного мира, которую изучает педагогика.

http://nakompensaciu.ru/kompensacija-opredelenie-v-pedagogike/

Специальная педагогика: терминология и предметная область

Содержание:

Специальной (коррекционной) педагогикой называют такую ее отрасль, где занимаются вопросами образования людей с нарушениями психического или физического развития. То есть коррекция в специальной педагогике – это полное или частичное исправление недостатков психофизического развития у аномальных детей, применяя специальную систему педагогических приемов и мероприятий.

Специальная педагогика зарождается, основываясь на дефектологии, а в начале 90-х годов прошлого века уже появилось понятие «коррекционная педагогика». То есть наука о дефектах становится наукой об их исправлении. Если рассматривать со стороны гуманности, то термин нельзя считать корректным, так как каждый человек индивидуален, а общество должно помогать «особенным» людям. Данный термин заменили на понятие «специальной педагогики».

Терминология

Социальная педагогика – это ветвь общей, которая использует часть ее терминов и понятий, причем, имея свои собственные, и заимствованные у смежных наук. Ниже приведены наиболее часто встречающиеся из них.

Лицом с ограниченными возможностями называют человека с нарушения психического или физического развития, поэтому имеющего особые образовательные потребности.

Специальное образование – уровень образования, для достижения которого создаются необходимые условия людям с ограниченными возможностями.

Специальными условиями получения образования считают конкретные методы обучения и образовательные программы, технические средства и различные услуги, помогающие людям с ограниченными возможностями изучать общеобразовательные и профессиональные образовательные программы.

К специальному образовательному учреждению относят такую организацию образовательного типа, которая была создана специально для людей с ограниченными возможностями.

Физические недостатки – это подтвержденные в установленном порядке временные или постоянные недостатки развития органов человека или хронические соматические заболевания.

Психические недостатки – это заверенные установленным образом психические недостатки развития.

Тяжелые недостатки – это «несовершенства», при которых обучение заключается в получении элементарных представлений о мире, овладении навыками самообслуживания.

Объект, предмет, субъект специальной педагогики

Субъект специального образования – это личность, обладающая отклонениями в развитии со специфическими потребностями в процессе преобразования.

Объект социальной педагогики – это образовательный процесс, удовлетворяющей потребности личности с ограниченными возможностями.

Предмет специальной педагогики – это сочетание практики и теории научных знаний специального образования.

Они исследуют особенности социализации и развития личности с нарушениями с поиском новых путей компенсации коррекции недостатков для достижения максимальной самостоятельности такой личностью.

Цели и задачи специальной педагогики

Специальная педагогика предусматривает наличие системы целей, а именно:

  • компенсация и коррекция нарушений развития, используя особые педагогические методы и приемы;
  • личностная и социальная реабилитация или абилитация для новорожденных.

Предложенные цели достигаются путем самого хода к конкретным целям спецобучения, овладение средствами письма, чтения детьми с нарушениями зрительного аппарата; личностная реабилитация человека, заключающаяся в преодолении чувства ненужности, отчужденности и малоценности; воспитание чувства собственного достоинства, самоуважения. Контекст специальной педагогики говорит о достижении этих целей посредством обретения самостоятельности в самой жизни.

Чтобы достичь цели, специальная педагогика предлагает решение задач:

  • изучение основных законов, потребностей и специфики развития личности с недостатками;
  • определение коррекционных, компенсаторных способностей, учитывая сложности нарушения определенного человека;
  • создание педагогической классификации людей с ограниченными возможностями;
  • анализирование педагогических методологий, систем, программ, технологий;
  • разрабатывание новых реабилитационных, коррекционных, компенсационных программ для людей с нарушениями развития;
  • разработка программ, направленных на социальную и трудовую адаптацию тех, кто имеют нарушения в развитии, помощь в профессиональной подготовке;
  • исследование и внедрение программ, способных предупредить появление таких нарушений;
  • первая помощь родителям, имеющих детей с нарушениями развития.

Предметные области социальной педагогики

Рассматривают такие предметные области педагогики, как:

  • сурдопедагогика, занимающаяся с плохо слышащими, позднооглохшими и глухими;
  • тифлопедагогика, рассматриваемая в качестве работы со слабовидящими и слепыми;
  • тифлосурдопедагогика, работающая со слепоглухими;
  • логопедия рассматривает детей с речевыми нарушениями;
  • олигофренопедагогика, занимающаяся с детьми, у которых имеются нарушения интеллекта и образовательные затруднения;
  • специальная педагогика для людей, имеющих нарушения в опорно-двигательном аппарате и в эмоционально-волевой сфере.

Специальная педагогика связывает все предметные области вместе с теоретическим и методологическими основами. Использование коррекции позволяет применять необходимые меры предупреждения противоправного или нежелательного поведения индивида в обществе.

При гуманистическом воздействии на таких детей возможен синтез идей исправления отклоняющейся от нормы и адекватной адаптации личности к предложенным условиям жизни. Вследствие чего дети с ограниченными возможностями смогут почувствовать себя нужными и не проявлять недостойное поведение в обществе.

http://zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/obschie-osnovy-pedagogiki/spetsialnaja-pedagogika/

Понятия коррекции, компенсации, социальной реабилитации и адаптации.

В тесной связи со специальным образованием часто употребляется термин реабилитация. Согласно определению Комитета экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), «реабилитация — это применение целого комплекса мер медицинского, социального, образовательного и профессионального характера с целью подготовки или переподготовки индивидуума до наивысшего уровня его функциональных способностей». Это определение адекватно тому, которое принято и в англоязычной педагогике. В то же время в других странах (франкоязычные, испаноязычные) чаще используется термин реадаптация.
Термин «реабилитация» является производным от термина «абилитация». Применительно к детям раннего возраста с отклонениями в развитии целесообразно применять термин абилитация (от лат. habilis — быть способным к чему-либо), так как в отношении раннего возраста речь может идти не о возвращении способности к чему-либо, утраченной в результате травмы, болезни и пр., а о первоначальном ее формировании.

Коррекция (лат. Corrеctio — исправление) в дефектологии — система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей. Под коррекцией подразумевается как исправление отдельных дефектов (например, коррекция произношения, зрения), так и целостное влияние на личность аномального ребенка в целях достижения положительного результата в процессе его обучения, воспитания и развития. Устранение или сглаживание дефектов развития познавательной деятельности и физического развития ребенка обозначается понятием «коррекционно-воспитательная работа».

Коррекционно-воспитательная работа представляет систему комплексных мер педагогического воздействия на различные особенности аномального развития личности в целом, поскольку всякий дефект отрицательно влияет не на отдельную функцию, а снижает социальную полноценность ребенка во всех ее проявлениях. Она не сводится к механическим упражнениям элементарных функций или к набору специальных упражнений, развивающих познавательные процессы и отдельные виды деятельности аномальных детей, а охватывает весь учебно-воспитательный процесс, всю систему деятельности специальных учреждений.

Коррекционно-воспитательной задаче подчинены все формы и виды классной и внеклассной работы в процессе формирования у школьников общеобразовательных и трудовых знаний, умений и навыков. На ранних этапах обучения и развития эта работа предусматривает обогащение представлений аномальных детей об окружающей действительности, формирование навыков самообслуживания, произвольных движений и других видов деятельности. В дальнейшем коррекционно-воспитательная работа осуществляется в процессе обучения аномальных детей общеобразовательным знаниям.

Компенсация (лат. Compensatio — возмещение, уравновешивание) —замещение или перестройка нарушенных или недоразвитых функций организма. Это сложный, многообразный процесс приспособляемости организма вследствие врожденных либо приобретенных аномалий. Процесс компенсации опирается на значительные резервные возможности высшей нервной деятельности.

У аномальных детей в процессе компенсации происходит формирование новых динамических систем условных связей, исправление нарушенных или ослабленных функции, развитие личности.

Специфическое развитие аномальных детей, вызванное нарушением одной из систем организма и его функций, проходит на фоне активизации защитных средств и мобилизации резервных ресурсов, сопротивляющихся наступлению патологических процессов. Здесь и проявляются потенциальные возможности компенсации. Специальное обучение и воспитание открывают широкие возможности развития функций.

В развитии аномального ребенка ведущую роль играет не первичный дефект, а его вторичные социальные последствия, его социально-психологическая реализация. Процессы компенсации не в состоянии полностью выправить дефект, но они помогают преодолеть затруднения, создаваемые дефектом. Поэтому особо важно социальное воспитание аномального ребенка, основанное на методах социальной компенсации его природного недостатка. Это означает включение ребенка в разнообразные социальные отношения, активное общение, общественно полезную деятельность на основе компенсаторных возможностей.

Чем раньше начинается специальное педагогическое воздействие, тем лучше развивается процесс компенсации. Коррекционно-воспитательная работа, начатая на ранних этапах развития, предупреждает вторичные последствия нарушении органов и способствует развитию ребенка в благоприятном направлении:

Социальная реабилитация (лат. Rehabilitas — восстановление пригодности, способности) в медико-педагогическом значении — включение аномального ребенка в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду на уровне его психофизических возможностей. Это главная задача в теории и практике дефектологии.

Реабилитация осуществляется с помощью медицинских средств, направленных на устранение или смягчение дефектов развития, а также специального обучения, воспитания и профессиональной подготовки.

В процессе реабилитации компенсируются функции, нарушенные болезнью. Задачи реабилитации решаются в системе специальных учебных заведений для разных категорий аномальных детей, где особенности организации учебного процесса определяются особенностями аномального развития детей.

Социальная адаптация (от лат. Аdapto — приспособляю) — приведение индивидуального и группового поведения аномальных детей в соответствие с системой общественных норм и ценностей. У аномальных детей из-за дефектов развития затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватного реагирования на происходящие изменения, усложняющиеся требования. Они испытывают особые трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, что может вызвать у них неадекватную реакцию и привести к отклонениям в поведении.

В задачи обучения и воспитания аномальных детей входит обеспечение адекватного взаимоотношения их с обществом, коллективом, осознанного выполнения социальных (и том числе и правовых) норм и правил. Социальная адаптация открывает аномальным детям возможность активного участия в общественно полезной жизни. Опыт специальных учебных заведении показывает, что учащиеся этих школ способны овладеть принятыми в нашем обществе нормами поведения.

http://students-library.com/library/read/96755-ponatia-korrekcii-kompensacii-socialnoj-reabilitacii-i-adaptacii

Понятие компенсации. Виды компенсации (внутрисистемная, межсистемная)

Теория компенсации психических функций Л. С. Выготского.

Проблема компенсации с позиции индивидуальной психологии А.Адлера.

Понятие компенсации. Виды компенсации (внутрисистемная, межсистемная).

Тема 3. Проблема компенсации нарушенной слуховой функции.

3. Полная и не­полная компенсация, сверхкомпенсация и мнимая компенсация.

5. Параметры, определяющие тип нарушения психичес­кого развития (дизонтогенез) по В. В.Ле­бединскому

Компенсация психических функций — это возмещение недораз­витыхили нарушенных психических функций путем использова­ния сохранных или перестройки частично нарушенных функций (Психологический словарь — М., 1990). При компенсации психи­ческих функций возможно вовлечение в ее реализацию новых струк­тур, которые раньше не участвовали в осуществлении данных функ­ций или выполняли при этом другую роль. Выделяют два типа компенсации. Первый — внутрисистемная компенсация, кото­рая осуществляется за счет привлечения сохранных нервных эле­ментов пострадавших структур. При потере слуха это развитие ос­таточного слухового восприятия. Второй тип — межсистемная компенсация, которая осуществляется путем перестройки функ­циональных систем и включения в работу новых элементов из других структур, выполнения ими несвойственных ранее функций. Компенсация функций слухового анализатора у родившегося глу­хим ребенка происходит за счет развития зрительного восприятия, кинестетической и тактильно-вибрационной чувствительности. При нарушениях слуха наблюдаются оба типа компенсации функций.

Вопрос обучения словесной речи детей с нарушениями слуха становится, по мнению Л. С. Выготского, центральным вопросом сурдопедагогики. Необходимо как можно раньше так организовать жизнь ребенка с нарушенным слухом, чтобы речь была ему нуж­на и интересна. «Надо создавать потребность в общечеловеческой речи — тогда появится и речь» (Л.С.Выготский).

Высшие формы компенсации выражаются в создании условий для полноценного развития личности, которые для детей с нару­шениями слуха предполагают наличие возможностей для овладе­ния знаниями основ наук, трудовыми навыками, основами про­изводства, формирования способности к систематическому труду, возможности выбора профессии, формирования мировоззрения и нравственных качеств личности.

Проблема компенсации нарушений продолжает оставаться цен­тральной для специальной педагогики вообще и сурдопедагогики в частности, поскольку основной смысл специально организован­ного обучения и воспитания детей с нарушенным психическим раз­витием заключается в том, чтобы найти наиболее эффективные пути компенсации нарушенных функций. Специальное обучение и вос­питание имеют выраженную компенсирующую направленность.

На разных этапах развития специальной педагогики изменя­лись взгляды ученых на решение проблемы компенсации наруше­ний. Эти изменения происходили в связи с изменениями в систе­мах специального обучения и воспитания, с углублением понима­ния причин и сущности нарушений психического развития, с из­менениями отношений к людям с отклонениями в развитии в раз­ных социальных системах. В трактовке компенсации глухоты выде­ляются различные подходы. Долгое время существовало непони­мание зависимости немоты от нарушений слуха. Открытие этой зависимости в XVI в. Д. Кардано получило признание далеко не сразу. В этих условиях объяснения попыток и результатов успеш­ной компенсации носили мистический характер.

В конце XIX — начале XX в. основным движущим принципом психического развития считалось саморазвитие изначально зало­женных способностей, поэтому в процессах компенсации внеш­нее воздействие рассматривалось лишь как толчок к их спонтанно­му развитию, к пробуждению души. Часто роль такого толчка от­водилась слову, которому приписывалась возможность мистичес­кого воздействия на психику человека. Слово как бы пробуждает человеческую душу; в последующем процесс психического разви­тия совершается сам собой.

2. Проблема компенсации с позиции индивидуальной психологии А.Адлера.Своеобразное решение проблемы компенсации дается в рамках индивидуальной психологии А.Адлера — одного из направлений психоанализа. А. Адлер исходит из того, что структура личности ребенка формируется в детстве, в возрасте до пяти лет, в виде осо­бого «стиля жизни», который предопределяет все последующее психическое развитие. С его точки зрения, человек — самое биоло­гически неприспособленное существо, поэтому у него изначально возникает ощущение малоценности, которое усиливается при на­личии какого-либо сенсорного или физического дефекта. Само ощущение своей малоценности является постоянным стимулом к развитию психики человека, т.е. дефект, неприспособленность, малоценность оказываются не только минусом, но и плюсом — источником силы, стимулом к компенсации и сверхкомпенсации. В попытках преодолеть чувство малоценности, вплоть до неполно­ценности из-за неразвитости своих телесных органов, складыва­ются жизненные цели ребенка, он самоутверждается. Если эти цели реалистичны, личность развивается нормально, если фиктивны — становится асоциальной и невротичной.

В раннем возрасте возникает конфликт между прирожденным чувством общности и чувством неполноценности. Этот конфликт приводит в действие механизмы компенсации. Стиль жизни — та детерминанта, которая определяет и систематизирует опыт чело­века. Он тесно связан с чувством общности — своеобразным стерж­нем, на котором держится вся конструкция стиля, который опре­деляет ее содержание.

Развитие чувства общности связано с близкими взрослыми, ок­ружающими ребенка с детства, прежде всего с матерью. У детей, растущих рядом с холодными, отстраненными матерями, или у чрезмерно избалованных детей чувство общности не развивается.

Уровень развития чувства общности определяет систему пред­ставлений о себе и о мире, которая создается каждым человеком. Если чувство общности определяет стиль жизни, то два других врожденных чувства — неполноценности и стремления к превос­ходству — являются своеобразными носителями энергии, необхо­димой для развития личности. Если чувство неполноценности, воздействуя на человека, вызывает в нем стремление преодолеть свои недостатки, то стремление к превосходству пробуждает же­лание быть лучше других, быть умелым и знающим. А.Адлер выде­лял четыре вида компенсации любого нарушения — полная и не­полная компенсация, сверхкомпенсация и мнимая компенсация (или уход в болезнь).

При неразвитом чувстве общности у детей формируются не­вротические комплексы, что приводит к отклонениям в развитии личности. Неполная компенсация обусловливает возникновение комплекса неполноценности, изменяет жизненный стиль ребен­ка, делая его тревожным, неуверенным в себе, завистливым, кон­формным и напряженным. Невозможность преодолеть свои дефек­ты, особенно физические, часто ведет к мнимой компенсации, при которой ребенок (а позднее — взрослый человек) начинает спекулировать своими недостатками, пытаясь вызвать сочувствие к себе и извлечь из этого привилегии. Такой вид компенсации по­рочен: он останавливает личностный рост, формирует неадекват­ную, завистливую, эгоистичную личность.

3. Полная и не­полная компенсация, сверхкомпенсация и мнимая компенсация.

В случае сверхкомпенсации у детей с неразвитым чувством общ­ности стремление к самосовершенствованию трансформируется в невротический комплекс власти, доминирования и господства. Такие личности используют свои знания для приобретения власти над людьми, их порабощения, думая лишь о своих выгодах, что приводит к отклонению от социально ценных норм поведения.

При развитом чувстве общности дети с неполной компенсаци­ей меньше чувствуют свою ущербность, так как для них оказыва­ется возможным компенсироваться за счет других людей, в основ­ном сверстников, от которых они не чувствуют отгороженности. Это особенно важно при физических дефектах, которые часто не дают возможности полной компенсации и тем самым служат причи­ной изоляции ребенка, останавливают его личностный рост. В случае сверхкомпенсации человек с развитым чувством общности ста­рается обратить свои знания и умения на пользу людям, его стрем­ление к превосходству не превращается в агрессию, слабость обо­рачивается силой.

Стремясь преодолеть чувство неполноценности и самоутвердить­ся, человек актуализирует свои творческие возможности. По мне­нию Л. С. Выготского, А. Адлер вывел психологический закон пре­вращения органической неполноценности через субъективное чув­ство малоценности, которое является оценкой своей социальной позиции, в стремление к компенсации и сверхкомпенсации.

Идея сверхкомпенсации ценна тем, что «оценивает положи­тельно не страдание само по себе, а его преодоление; не смирение перед дефектом, а бунт против него; не слабость самое по себе, а заключенные в ней импульсы и источники силы» (Выготский Л. С. Основные проблемы дефектологии // Собр. соч.: В 6 т. — М., 1983. — Т. 5. — С. 42). Сверхкомпенсация — это только крайняя точка одного из двух возможных исходов процесса компенсации, один из полюсов осложненного дефектом развития. Другой полюс — неудача компенсации, бегство в болезнь, невроз, полная асо-циальность психологической позиции. Между этими двумя по­люсами расположены все возможные степени компенсации — от min до max.

Проанализировав существовавшие взгляды на проблему ком­пенсации психических функций, Л. С. Выготский обосновал пони­мание компенсации как синтеза биологического и социального фак­торов. Такое понимание имело большое значение для развития всех отраслей специальной педагогики, так как позволило более эффективно построить процессы обучения и воспитания детей с различными типами нарушений психического развития, в том числе детей с недостатками слуха.

Дата добавления: 2014-12-27 ; Просмотров: 17344 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

http://studopedia.su/14_103891_ponyatie-kompensatsii-vidi-kompensatsii-vnutrisistemnaya-mezhsistemnaya.html

Литература

  1. Гуцол, В. В. Правовые основы Российского государства / В.В. Гуцол. — М.: Феникс, 2006. — 448 c.
  2. Правоведение. — Москва: Мир, 2008. — 319 c.
  3. Конституционное право зарубежных стран; АСТ, Сова — Москва, 2010. — 160 c.
  4. Научно-практический комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации с постатейными материалами и судебной практикой / Под редакцией С.А. Боголюбова. — М.: Юрайт, 2018. — 800 c.
  5. Теория государства и права. В 2 частях. Часть 2. Теория права. — М.: Зерцало-М, 2011. — 336 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях