WordPress

Компенсация функций это биология

Компенсация функций это биология - картинка 1

КОМПЕНСАЦИЯ

КОМПЕНСАЦИЯ (от латинского compensatio — возмещение, уравновешивание). В онтогенезе — 1) реакция организма на нарушение его жизнедеятельности, в ходе которой непострадавшие органы или их части берут на себя функцию повреждённых структур. Так, усиление деятельности (гиперфункция) здоровой почки после удаления или выключения больной — решающий фактор, обеспечивающий выделение продуктов обмена из организма. Компенсаторная гиперфункция сердца при его пороках или гипертонии обеспечивает нормальное поступление крови к тканям. Длительная заместительная гиперфункция часто сопровождается увеличением интенсивно работающего органа и может привести к его истощению. Компенсация функций — один из механизмов гомеостаза. 2) Восстановление нормального развития организма после его нарушения на одной из предыдущих стадий. Например, при недостаточном питании молодых личинок насекомых снижается скорость их роста, что может компенсироваться усиленным питанием и ускорением роста на последующих стадиях их развития.

В филогенезе — процессы, связанные с функциональным замещением в ходе эволюции одной системы или органа (либо его части) другой системой, или органом (либо его частью). Например, у безлёгочных саламандр редукция лёгких компенсирована дыхательной функцией кожи.

© 2018 Биологический словарь on-line. При наличии ссылки разрешается копирование материалов сайта в учебных или просветительских целях.

http://bioword.ru/K/K376.htm

Компенсация (в биологии)

КОМПЕНСАЦИЯ (латинский compensatio — уравновешивание, возмещение) в биологии,

1) реакция организма на повреждение (или иное нарушение жизнедеятельности), в ходе которой непострадавшие органы и системы берут на себя роль повреждённых структур путём усиления или качественного изменения своей функции.

Так, после удаления больной почки в организме происходит усиление деятельности второй, здоровой почки. Компенсаторная гиперфункция сердца при его пороках или гипертонии обеспечивает нормальное поступление крови к тканям. Компенсация функций — один из важных механизмов гомеостаза организма.

2) Восстановление нормальной деятельности организма после каких-либо нарушений в ходе его развития. Например, снижение темпа роста личинок животных вследствие недостаточного питания может компенсироваться усиленным питанием (и ускорением роста) на последующих стадиях их развития.

3) Процессы, связанные с функциональным замещением в ходе эволюции одной системы или органа другими. Например, у безлёгочных саламандр редукция лёгких компенсирована дыхательной функцией кожи. Компенсационные явления играют большую роль в процессах микроэволюции и видообразования. В эволюционных построениях широко используется принцип компенсации функций.

Реклама

4) В экологии особенно часто механизмы компенсации проявляются в экстремальных условиях. Так, снижение видового разнообразия сообщества (например, в загрязнённых или сильно засолённых водоёмах) компенсируется интенсивным размножением и повышением численности отдельных видов; сильная дефолиация лесного сообщества (например, объедание листвы основной древесной породы насекомыми) возмещается развитием резервных почек и вторичным побегообразованием, усилением роста сопутствующих древесных пород и кустарников; очень малое число видов в сообществах (например, рыб в высокогорных озёрах) компенсируется повышенной изменчивостью единичных видов, формирующих разные жизненные формы, занимающие свободные экологические ниши.

Лит.: Анохин П. К. Узловые вопросы теории функциональной системы. М., 1980; Воронцов Я. Я. Развитие эволюционных идей в биологии. М., 2004; Чернов Ю. И. Видовое разнообразие и компенсационные явления в сообществах и биотических системах // Зоологический журнал. 2005. Т. 84. № 10.

http://knowledge.su/k/kompensatsiya-v-biologii

компенсация

(от лат. compensatio — возмещение, уравновешивание).

В онтогенезе — 1) реакция организма на нарушение его жизнедеятельности, в ходе к-рой непострадавшие органы или их части берут на себя функцию повреждённых структур. Так, усиление деятельности (гиперфункция) здоровой почки после удаления или выключения больной — решающий фактор, обеспечивающий выделение продуктов обмена из организма. Компенсаторная гиперфункция сердца при его пороках или гипертонии обеспечивает нормальное поступление крови к тканям. Длительная заместит, гиперфункция часто сопровождается увеличением интенсивно работающего органа и может привести к его истощению. К. функций — один из механизмов гомеостаза. 2) Восстановление нормального развития организма после его нарушения на одной из предыдущих стадий. Напр., при недостаточном питании молодых личинок насекомых снижается скорость их роста, что может компенсироваться усиленным питанием и ускорением роста на последующих стадиях их развития.

В филогенезе — процессы, связанные с функциональным замещением в ходе эволюции одной системы или органа (либо его части) другой системой, или органом (либо его частью). Напр., у безлёгочных саламандр редукция лёгких компенсирована дыхательной функцией кожи.

http://gufo.me/dict/biology/%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F

КОМПЕНСА́ЦИЯ

  • В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 687

    Скопировать библиографическую ссылку:

    • Компенсация функций это биология - картинка 2
    • Компенсация функций это биология - картинка 3
    • Компенсация функций это биология - картинка 4
    • Компенсация функций это биология - картинка 5
    • Компенсация функций это биология - картинка 6

    http://bigenc.ru/biology/text/2087002

    Чувство осмысленности существования

    Чувство осмысленности существования связано в жизни человека с наличием ясных и достижимых целей, с ощущением контролируемости происходящих событий, ненапрасности потраченных усилий. Причастность и независимость, а стало быть, ощущение благополучия многими исследователями связывается с тремя основными жизненными «опорами», к числу которых относятся «семья», «профессия» и «ближайшее окружение вне семьи». В каждом из этих институтов общества человек в разных пропорциях реализует осознание своей причастности и независимости (рис. 4.1). Конечно, связи человека с миром неизмеримо богаче, но указанные три принципиально важны в процессе компенсации тех или иных нарушений. Способность человека совладать с тяжелыми испытаниями и трудностями во многом зависят от прочности указанных «опор».

    Компенсация функций это биология - картинка 7

    Рис. 4.1. Структура факторов социально-психологического благополучия человека

    Нетрудно заметить, что тяжелые заболевания и травмы, приводящие к инвалидности, так или иначе испытывают на прочность именно эти несущие конструкции жизненного пространства человека. То же самое можно сказать и о ситуации тяжелых выраженных нарушений.

    Неслучайно в современной коррекционной педагогике и специальной психологии серьезное внимание уделяется семейному воспитанию, профессиональному самоопределению лиц с врожденными или рано приобретенными отклонениями от нормального хода развития. Безусловно, возможны ситуации, при которых субъект способен переживать ощущение благополучия даже в условиях серьезных нарушений в структуре межличностных отношений, в том числе и семейных, а также в отсутствие необходимой профессиональной деятельности. Но подобное скорее может говорить о патологии личности при деформации ее смысловой сферы и системы ценностных ориентаций.

    Выделенное нами понятие социально-психологического благополучия и факторы, его определяющие, во многом по своему содержанию совпадают с весьма популярным сегодня понятием «качество жизни», под которым понимается характеристика степени комфорта в удовлетворении человеческих потребностей. Качество жизни является общей характеристикой разных сторон жизни. К их числу прежде всего относят удовлетворенность учебой, работой, семейными отношениями, социальным окружением, политической и экономической ситуациями в стране. Особую сторону качества жизни составляют такие характеристики субъекта, как состояния личности, позволяющие ей относительно безболезненно преодолевать разнообразные противодействия внешнего мира; способность адекватно решать поставленные задачи; способность быть тем, кем в состоянии стать (самореализация); возможность находиться в физическом и психическом равновесии с природой, социальной средой и с самим собой [1] .

    Социальный уровень. Высший из выделенных нами уровней компенсации, безусловно, не имеет четких границ с предыдущим, как, впрочем, и все остальные по отношению друг к другу. Этот уровень обозначен нами как социальный.

    Содержание этого уровня связано с макросоциальными масштабами существования человека. Прежде всего, это социальная политика государства в отношении инвалидов, в том числе и инвалидов детства, в которую помимо прочего входит:

    • • создание особых социальных институтов, функционирование которых направлено на помощь лицам с отклонениями в развитии, — детских садов, школ, реабилитационных и абилитационных центров, учебно-производственных предприятий, лечебных мастерских и т.д.;
    • • организация системы подготовки специалистов в области коррекционного образования;
    • • специальное законодательство, регламентирующее определенные гарантии общества в отношении разных групп инвалидов.

    Кроме вышеперечисленного к социальному уровню следует отнести характер отношения к инвалидам в сфере обыденного массового сознания. Эта область не подается прямому законодательному управлению. Нельзя издать такой закон, по которому все члены общества будут обязаны любить инвалидов. Сфера обыденного тесно связанна с религиозными, национальными и историческими традициями того или иного общества. Кроме того, степень терпимости общества к инвалидам во многом обусловлена системой образования и его содержанием. На обыденное сознание сильное влияют средства массовой информации (газеты, радио, телевидение). В период, когда в нашей стране тема инвалидности и в том числе детской инвалидности не могла быть предметом обсуждения в средствах массовой информации вплоть до 1991 г., в проводимых социально-психологических исследованиях, посвященных изучению характера отношения населения к различным группам инвалидов, неизменно фиксировалась откровенная настороженность и отчужденность. Выраженность этих характеристик находилась почти в прямой зависимости от уровня образования.

    Опыт интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии в условиях обычных общеобразовательных школ как раз напрямую обращен и стремится максимально задействовать возможности социального уровня компенсации.

    Биологическая и социальная компенсация

    Сказанное не должно создавать впечатление, что компенсаторные процессы существуют отдельно от всех процессов жизнедеятельности инвалида. Отдельное рассмотрение феноменов компенсации — это скорее продукт абстрагирования. В действительности компенсаторные процессы есть только одна из сторон целостной жизнедеятельности и развития индивида. Сложность компенсаторных процессов обусловливается сложностью жизнедеятельности человека. Если повреждение того или иного органа или функции оказывается совместимо с жизнью, то это означает, что в данном случае сработали компенсаторные механизмы. В подобной ситуации жизнедеятельность продолжается в новых неблагоприятных условиях. Она продолжается одновременно с процессом восстановления (компенсации), так как они не могут существовать раздельно. По образному выражению А. Р. Лурии, человек не может «закрыться» на ремонт.

    Уровневое строение компенсаторных процессов соответствует представлениям об уровневой организации человека в целом. При этом следует учитывать, что человек — существо биосоциальное, для его существования и развития в равной мере важны как биологические, так и социальные факты при ведущей роли последних. Именно поэтому в компенсаторных процессах задействованы эти две группы факторов. Па рис. 4.2 мы попытались условно представить соотношение биологической и социальной составляющей процесса компенсации; диагональная черта воспроизводит это соотношение.

    Как видно из рис. 4.2, чем выше уровень, тем больший удельный вес принадлежит социальному фактору, и наоборот. Но даже па высшем социальном уровне есть определенная представленность биологического фактора, связанного с возрастом человека, общим состоянием здоровья, глубиной (выраженности) основного нарушения, природными особенностями его темперамента и т.д.

    Компенсация функций это биология - картинка 9

    Рис. 4.2. Уровни организации компенсаторных процессов

    http://studme.org/78601/psihologiya/chuvstvo_osmyslennosti_suschestvovaniya

    Научная электронная библиотека

    Компенсация функций это биология - картинка 10

    2.3. Способы компенсации нарушенных функций

    Знание основных принципов функционирования структур ЦНС позволяет выбирать тактику подготовки и методики, способствующие развитию компенсаторных процессов у спортсменов с ОФВ. Нужно учитывать, что помимо общих закономерностей, присущих всем системам мозга, существуют особенности протекания заболеваний и восстановления, связанные со спецификой структуры, в которой развивается патология.

    В процессе компенсации выделяют два этапа – срочной и долговременной компенсации. Например, при утрате правой руки человек сразу же начинает использовать левую для выполнения действий, обычно осуществляемых правой рукой, хотя эта срочная компенсация первое время оказывается заведомо несовершенной. В дальнейшем в результате обучения и формирования в головном мозге новых временных связей развиваются навыки, обеспечивающие долговременную компенсацию – относительно совершенное выполнение левой рукой операций, выполнявшихся ранее правой рукой.

    Компенсация функций может происходить на разных уровнях: внутрисистемном и межсистемном. Внутрисистемная компенсация осуществляется за счет использования резервных возможностей данной функциональной системы. Например, при воспалении легких начинает работать дыхательная поверхность, обычно в дыхании не участвующая; при полном выключении одного легкого усиливается деятельность другого.

    Межсистемная компенсация происходит при более грубых нарушениях функции и представляет собой более сложную перестройку деятельности организма с включением в процесс компенсации других функциональных систем.

    Компенсация функций при повреждении анализаторов имеет специфический характер, связанный с тем, что изменяется поступающая из внешней среды в организм и регулирующая его деятельность сигнализация. Поэтому в начале процесса компенсации используется афферентация с других (сохранных) анализаторов. На дальнейших этапах процесса компенсации, когда сформировавшиеся связи стабилизируются, характер афферентации изменяется за счет сокращения «обходных» путей и включения сохранных звеньев нарушенной функциональной системы.

    Компенсация функций, полностью утраченных или глубоко поврежденных анализаторов, достигается путем замещения этих функций деятельностью других сенсорных систем. Так, путем специального обучения можно добиться значительной компенсации утраченного зрения развитием осязательного восприятия. Развитие осязания у незрячих и его использование для ознакомления с окружающей предметной действительностью с опорой на речь и мыслительную деятельность обеспечивают формирование у них адекватной картины мира. У нормально видящих эта картина основывается почти полностью на зрительной информации.

    Для всех патологических процессов на начальных этапах характерно развитие компенсации за счет снятия торможения, возникающего в сохраненных вокруг патологического очага структурах. Снятие этого состояния возможно не специфической, но адресной стимуляцией, которая является наиболее успешной для восстановления расстроенных функций.

    Восстановление путем снятия торможения со структур вокруг патологического очага успешно реализуется в ранние сроки после развития патологии, например, ампутации конечности. В поздние сроки, через три-четыре месяца такой путь восстановления становится неэффективным.

    Параллельно с восстановлением снятия торможения развивается процесс компенсации. Толчком к компенсации становится отсутствие возможности выполнить реакции ранее сложившимся путем и способом.

    Компенсация развивается, постепенно мобилизуя резервы функциональных связей нервной системы. Успешная реализация этих резервов закрепляется и в дальнейшем используется при возникновении соответствующей потребности.

    Способы компенсации функций в ЦНС зависят от степени дисфункции, возникшей в результате патологии, и от обратимости развивающегося патологического процесса.

    Наиболее распространенным механизмом компенсации функций в ЦНС является механизм образования временной связи. В этом случае между сигнальной и исполнительной структурой устанавливается новая функциональная связь, обеспечивающая реализацию требуемой реакции. Следовательно, в данной ситуации цель достигается в обход поврежденной структуры.

    Компенсация также может быть реализована за счет сохранившихся элементов поврежденной структуры. Наиболее успешно такая компенсация осуществляется в ретикулярной формации мозга, например в дыхательном центре продолговатого мозга. В его сетевидной структуре, где каждый элемент имеет большое число связей, направленность которых не детерминирована, гибель части нейронов не ведет к нарушениям регуляции дыхания.

    В тех случаях, когда компенсация идет за счет привлечения других, ранее интактных для данной функции образований мозга, формируется переделка сложившихся в онтогенезе анатомических и функциональных связей между структурами ЦНС. Такой тип компенсации включается параллельно с использованием возможностей замещения функции за счет сохранившихся элементов структуры, в которой развивается патологический процесс.

    Таким образом, компенсация в структурах нервной системы происходит благодаря усиленному использованию собственных резервов или путем установления новых межсистемных связей. Чем тяжелее патологический процесс, тем больше структур включается в компенсацию.

    Важной предпосылкой реализации межсистемной и внутрисистемной компенсации в ЦНС является дублирование функций в симметричных областях мозга. При этом дублирование сенсорных функций практически полностью обеспечивает восстановление их нарушений с участием неповрежденного полушария. В тех случаях, когда нарушенная функция имеет выраженную полушарную привязанность, например, речевая функция, компенсация имеет место, но полнота ее не совершенна и развивается она достаточно медленно.

    Восстановительные процессы при дисфункции структур ЦНС в значительной мере зависят от медиаторной системы мозга. В случаях недостаточности функции серотонинергической структур резко нарушается условно рефлекторная деятельность, двигательная активность. Механизм облегчения компенсаторных процессов при достаточном количестве серотонина объясняется активацией потенциальных, неактивных синапсов. Увеличение таким путем числа действующих синапсов, естественно, повышает возможность межцентральных отношений в формировании новых связей.

    Значительную роль в компенсации дисфункции структур мозга имеет гемодинамика и ликвороциркуляция, обеспечивающие энергетические процессы и, что не менее важно, удаление из очага повреждения продуктов метаболизма, вызывающих грубейшие нарушения функций нейронов.

    Физические упражнения ускоряют формирование компенсаций и делают их более совершенными. Физическая нагрузка стимулирует деятельность внутренних органов, вызывая необходимое для компенсации изменение их функций, способствует появлению новых моторно-висцеральных связей, которые совершенствуют компенсацию и делают возможным выполнение мышечной работы в условиях нарушенной функции. Так, при нарушении функций дыхательной системы занятия лечебной физической культурой способствуют выработке и закреплению компенсаций за счет автоматически углубленного дыхания, тренировки сердца, совершенствования сосудистых реакций, увеличения количества эритроцитов и гемоглобина в крови, более экономного протекания окислительных процессов в тканях. Наконец, мышечная работа способствует усилению кровотока, то есть усиливает гемодинамику и способствует улучшению обменных процессов.

    Физические нагрузки вырабатывают более рациональный тип компенсации, тренируют и поддерживают надежность ее защитных свойств. Так, применяя физические упражнения при пороке сердца, удается длительно сохранять сократительную способность миокарда. Но всегда следует учитывать, что компенсаторные процессы ограничены, поэтому физические нагрузки надо правильно дозировать.

    При двигательных расстройствах и нарушениях функции внешнего дыхания формирование компенсаций возможно с помощью произвольно управляемых движений. Например, при повреждении кожно-мышечного нерва, иннервирующего двуглавую мышцу плеча, способность сгибать предплечье можно сохранить путем тренировки плечелучевой мышцы, иннервируемой этим же нервом и веточкой лучевого нерва. В случае ослабления грудного дыхания при эмфиземе легких компенсация достигается благодаря тренировке диафрагмального дыхания, обучению удлиненному выдоху, укреплению мышц брюшного пресса, обеспечивающих его, и увеличению подвижности грудной клетки.

    Физическая культура помогает восстановить моторно-висцеральные связи, которые, в свою очередь, оказывают нормализующее действие на регуляцию других функций. При выполнении физических упражнений в ЦНС повышается возбудимость двигательных центров, имеющих связь с вегетативными центрами. В момент возбуждения все они представляют доминирующую систему, заглушающую патологические импульсы.

    Систематические занятия физической культурой восстанавливают ведущее значение моторики в регуляции вегетативных функций, они способствуют также восстановлению двигательных расстройств. Например, при нарушении движений вследствие парабиоза при воспалении нерва пассивные движения, упражнения в посылке импульсов к активному движению, идеомоторные упражнения создают возбуждение в патологическом участке и улучшают его трофику, что способствует ликвидации парабиотических явлений.

    В случае образования в процессе болезни извращенных условных рефлексов с помощью физических упражнений их удается устранить. Например, после болевой контрактуры даже при отсутствии болей и изменений в суставе может сохраниться ограничение движения как следствие патологического условного рефлекса. Восстановления движений в этом случае добиваются путем длительного применения физических упражнений.

    Нормализация функций осуществляется также путем избавления от ставших ненужными временных компенсаций. Вследствие гиподинамии, связанной с основной болезнью ослабевают или даже полностью исчезают те или иные рефлексы, присущие здоровому организму. Так, длительный постельный режим вызывает угасание сосудистых рефлексов, связанных с изменением позы. При вставании у больного не происходит повышения тонуса артерий нижних конечностей и снижения тонуса артерий головы, следствие этого кровь перемещается к нижним конечностям и из-за недостаточного притока ее к головному мозгу больной может потерять сознание. Упражнения с постепенной переменой положения нижних конечностей, головы и туловища способствуют восстановлению позно-сосудистых рефлексов.

    Восстановление двигательных качеств, сниженных в период болезни, и нормальное функционирование организма во время физической работы достигаются правильно подобранными и дозированными физическими упражнениями. Это положение имеет особое значение при восстановлении работоспособности спортсмена, перенесшего заболевание или травму. Нормализация функций в этом случае будет заключаться не только в тренировке вегетативных функций, обеспечивающих успешное выступление в избранном виде спорта, но и в восстановлении двигательных качеств и спортивной техники.

    В компенсации полностью утраченных функций важную роль играют специальные технические средства. Например, применение специальных приборов, преобразующих звуковые сигналы в световые, можно облегчить восприятие глухими чужой речи, а приборы, осуществляющие обратное преобразование, дают возможность слепым воспринимать световые явления.

    http://monographies.ru/en/book/section?id=16066

    Компенсация функций это биология

    сложный многообразный процесс перестройки функций организма при нарушениях или утрате каких-либо функций вследствие перенесенных заболеваний или травматических повреждений.

    Компенсаторная перестройка включает восстановление и замещение утраченных или нарушенных функций, а также изменение последних.

    В результате развития процессов К. функциональный дефект, вызванный повреждением, в той или иной мере возмещается.

    После повреждения или заболевания, вызывающего нарушение работы какой-то системы организма, наблюдаются изменения в функциях организма, идущие в двух направлениях. С одной стороны, вследствие тесной взаимосвязи органов и систем и сопряженного их развития каждый частный дефект приводит к изменению др. функций — в организме возникают вторичные патологические процессы. С другой стороны, включаются защитные средства организма, мобилизуются разнообразные резервные ресурсы, возникают различного рода перестройки и замещения, которые противодействуют прогрессирующему развитию патологических процессов.

    В зависимости от характера нарушений, состава и структуры нарушенных функций, восстановление функций осуществляется разными путями и средствами. Важнейшую роль в развитии К. при самых различных повреждениях играет центральная нервная система. Поэтому в формировании механизмов К. установлены некоторые общие закономерности, и прежде всего то, что они формируются по законам условных рефлексов.

    Для дефектологии особое значение имеют вопросы К. поражений центральной нервной системы, в том числе анализаторов. При повреждении центральной нервной системы нейродина-мическая перестройка захватывает все основные ее отделы: подкорку со сложными безусловными рефлексами и кору, включающую первую и вторую сигнальные системы, осуществляющие сложную аналитико-синтетичес-кую деятельность. При этом изменяются характер связей и взаимодействия между различными отделами коры больших полушарий мозга, отношения между периферическими и центральными процессами, между корой и подкоркой, между рецепторными (воспринимающими) и эффекторными (исполнительными) аппаратами, и, таким образом, в процессах компенсации участвует весь организм в целом.

    При повреждении нервной системы важную роль в процессах К. играют два фактора: 1) многолинейность, многосторонность связей между различными отделами нервной системы; 2) пластичность нервных центров, клеток этих центров, способность изменять темп и характер своей работы под влиянием изменения сигнализации от воспринимающих аппаратов. При процессах К., связанных с повреждением анализаторов, изменяется именно сама сигнализация от внешней среды, поступающая через анализаторы и регулирующая деятельность организма.

    Поэтому в начале развития процесса К. используется афферентация с др. органов и систем регулирования, коррекции и управления движениями. По мере отработки образовавшихся связей характер афферентации изменяется. Количество вовлеченных в процесс обходных путей в нервной системе сокращается. Остается только то, что необходимо для осуществления рабочего акта.

    Перестройка коренных процессов, обусловленная нарушением анализаторов, вносит изменения в характер познавательной. деятельности человека. В результате перестройки нервных процессов облегчаются восприятие предметов, формирование представлений, развитие речи и мышления. При хорошо организованном сенсорном опыте отпадает необходимость каждый раз прибегать к непосредственно чувственному опыту и возникает возможность широко опираться на умственные операции, логическую память, целенаправленное внимание, на воссоздающее воображение и др. высшие формы познавательной деятельности. Однако при затруднениях в связи с изменением ситуации возникает необходимость в применении развернутого анализа и синтеза с широким привлечением обходных путей и косвенных сигналов.

    Характерной особенностью познавательных процессов при тех или иных нарушениях анализаторов является системный характер организации психической деятельности. Благодаря этому отдельные звенья познавательных процессов, несмотря на нарушения, в процессе развития постепенно начинают свертываться, автоматизироваться. При этом в процессах анализа и синтеза широко участвуют данные, полученные с помощью разных анализаторов. Высшие формы

    К. выражаются в создании возможности всестороннего развития личности человека. Гармоническое развитие физических и умственных способностей аномальных детей предполагает: возможность овладения знаниями основ наук и искусства, формирование коммунистического мировоззрения, овладение научно-техническими основами производства, выработку умения творчески применять знания на практике, формирование способности к систематическому труду, развитие высоких моральных качеств.

    В процессах К. у человека выступает особая роль сознания, обусловленного социально-трудовыми отношениями.

    Сознательная целенаправленная деятельность, в процессе которой развивается компенсаторная перестройка, захватывает все стороны личности человека, а поэтому развитие К. у человека носит качественно иной характер, чем у животного. При нарушении или утрате функций у животных К. сводится к биологической приспосабливаемости организма, в результате которой устанавливается уравновешивание организма со средой. К. у человека представляет глубоко своеобразный процесс развития всех сторон личности, в основе которого лежит единство биологических и социальных явлений. Определяющими в развитии процессов К. у человека являются сознательная трудовая деятельность и общественные отношения, в которые он вступает в процессе этой деятельности.

    Существуют разные формы К. При т. н. органической или внутрисистемной К. перестройка сохранных или замещение утраченных функций осуществляется за счет использования. защитных механизмов данной функциональной системы.

    Межсистемные формы К. наблюдаются при значительном повреждении органов; при этом перестройка функций осуществляется за счет привлечения афферентных импульсов с др. сохранных анализаторов.

    Компенсаторная перестройка может возникать автоматически. Автоматическая К. происходит лишь при легких частных повреждениях тех или иных органов и систем. При автоматической К. не происходит прокладывания новых афферентных и эфферентных путей и образования новых связей для восстановления и замещения нарушенных функций, не требуется применения спец. системы обучения и воспитания для восстановления нарушенных функций.

    При более или менее значительных повреждениях организма К. развивается постепенно, имеет определенные стадии развития, характеризук)щиеся особым составом и структурой динамических систем нервных связей. Компенсаторные процессы у человека, вследствие участия в них большого числа разнообразных структурных элементов, зависят от многих условий. К их числу относятся состав и структура нарушенных функций, индивидуальные особенности высшей нервной деятельности, возраст, в котором возникло повреждение тех или иных органов и систем, уровень физического и психического развития, степень тяжести нарушения, давность утраты или повреждения функций, реакция личности на дефект и, наконец, целый ряд социальных условий (образование, содержание и условия деятельности, социальные отношения, сохранение определенного положения в трудовом коллективе, прочность социальных позиций и т. п.).

    Педагогическое воздействие в целях восстановления нарушенных и развития еще не сформировавшихся функций предполагает применение спец. системы обучения, воспитания и развития аномальных детей, в ходе которой формируются способы компенсации.

    http://www.defectology.ru/k/kompensatsiya_narushennyh_funktsij.html

    Проблема компенсации функций

    Биологическим обоснованием возможности коррекции являются процессы компенсации (от лат. compensatio – возмещение, уравновешивание). Сущность процесса компенсациизаключается в возмещении в той или иной мере нарушенных функций и состояний: в мозг поступают сигналы с поврежденных участков, в ответ на которые он мобилизует защитные механизмы, «запасы надежности живого организма» и противодействуют патологическому процессу. Одновременно с этим в высший отдел ЦНС непрерывно идут «доклады» о достигнутых результатах и на основе этого вносятся определенные коррективы в процесс компенсации: мобилизуются новые и демобилизуются прежние, оказавшиеся малоэффективными механизмы и приспособления. По достижении оптимальных результатов мобилизация защитных механизмов прекращается. Состояние скомпенсированности функций становится относительно устойчивым. В организме возникает тенденция к сохранению этой устойчивости.

    Основные принципы компенсации сформулированы, обоснованы и клинически апробированы П.К. Анохиным (1959). Это принципы сигнализации дефекта, прогрессивной мобилизации, непрерывной обратной афферентации, санкционирующей афферентации, относительной устойчивости компенсаторных приспособлений:

    1) сигнализации дефекта никакое нарушение биологического равновесия организма и окружающей среды не остается «незамеченным» со стороны ЦНС;

    2) прогрессивной мобилизации организм имеет огромные потенциальные возможности, превышающие отклоняющее воздействие дефекта;

    3) непрерывной обратной афферентации (связи)–компенсация есть процесс, постоянно регулирующий ЦНС;

    4) санкционирующей афферентации компенсация есть процесс, имеющий конечный характер;

    5) относительной устойчивости –возможен возврат прежних функциональных нарушений в результате действия сильных и сверхсильных раздражителей (декомпенсация).

    Выделяют первичную и вторичную компенсации (Л. Пожар, 1996). Первичная протекает в виде целенаправленной деятельности по относительному уменьшению меры проявления основного дефекта (коррекционные технические средства – очки, слуховые аппараты и др.).

    Значительно сложнее вторичная компенсация –формирование и развитие высших психических функций, и, прежде всего психической регуляции поведения. Вторичная компенсация возможна лишь в том случае, когда организм и психика обладают достаточным компенсаторным фондом, а у индивида сформированы необходимые предпосылки компенсации: воля, мотивация, другие структуры личности для достаточно интенсивных продолжительных упражнений и тренировок.

    Также компенсация бывает: органическая (внутрисистемная) и функциональная (межсистемная). Так, внутрисистемная компенсациядостигается при замещении поврежденных нервных элементов активностью сохранных нейронов в результате перестройки деятельности нейронных структур в анализаторах под влиянием адекватной стимуляции и специального перцептивного (т.е. с помощью восприятия) обучения. Примером является коррекционная работа со слабослышащими и слабовидящими по развитию остаточной слуховой и зрительной функций.

    Межсистемная компенсациясвязана с перестройкой деятельности или формированием новых функциональных систем, включающих проекционные и ассоциативные области коры головного мозга. При формировании новых функциональных систем решающее значение имеет психофизиологический фактор активации обратных связей анализатора, являющийся важным механизмом обработки поступающей из внешнего мира информации.

    Процесс компенсации элементарных физиологических функ­ций не требует обучения и происходит за счет автоматической перестройки, в которой важную роль играет оценка успешности приспособительных реакций, осуществляемая в ЦНС. Компенсация высших психических функций возможна лишь в результате специально организованного обучения. При аномалиях развития, связанных с врожденными или рано приобретенными дефектами анализаторов, активное обучение приобретает решающую роль.

    Также в ряде исследований установлена зависимость развития компенсаторных приспособлений от конституционных особенностей человека (фенотипа), возраста, характера дефекта, времени и степени нарушения функций, осознания дефекта, волевой установки на компенсацию, факторов внешней среды, социальной позиции индивида и т. д.

    Таким образом, компенсация выступает как условие и как результат коррекции: чем эффективнее коррекция, тем стабильнее закрепляются новые условные связи в ЦНС. Единство и взаимообусловленность процессов коррекции (внешнего) и компенсации (внутреннего)Л.С. Выготский выразил в законе превращения минуса дефекта в плюс компенсации, подчеркнув необходимость создания и использования обходных путей.

    При рассмотрении теории компенсации психических функций Л.С. Выготский выделил несколько положений:

    · включение аномального ребенка в разнообразную социально значимую деятельность и создание ак­тивных и действенных форм детского опыта;

    · Компенсация функций это биология - картинка 12Компенсация функций это биология - картинка 13Компенсация функций это биология - картинка 14применение медицинского воздействия для преодо­ления первичных дефектов и корригирующего пси­холого-педагогического воздействия в борьбе с вто­ричными отклонениями;

    · специальное воспитание по собственным методи­кам обучения на основе выработки у ребенка инте­реса и потребностей в такой деятельности;

    · включение людей с различными нарушениями в активную трудовую деятельность, которая обес­печивает условия для полноценной интеграции в общество;

    · уровень компенсации определяется, с одной сто­роны, характером и степенью дефекта, резервны­ми силами организма, с другой внешними социальными условиями.

    К числу благоприятных условий формирования компен­сации относятся:

    · ранняя диагностика и начало коррекционных воз­действий;

    · правильно организованная система обучения и вос­питания; построение учебного процесса на основе применения специальных приемов и методов коррекционно-воспитательной работы;

    · использование принципа соединения обучения с трудом;

    · хорошая психологическая атмосфера в детском кол­лективе, взаимопонимание педагогов и учащихся;

    · правильная организация режима учебной работы и отдыха детей, исключающая перегрузки;

    · чередование методов обучения учащихся;

    · использование технических средств, специального оборудования и учебных пособий.

    Сложившиеся компенсаторные процессы не носят абсолютного (устойчивого) характера, поэтому при неблагоприятных условиях (чрезмерные нагрузки, стрессы, болезни, сезонные ухудше­ния состояния организма, резкое прекращение учебно-тренировочных занятий и др.) они могут распадаться. В таких случаях наблюдается декомпенсация, т. е. рецидив функциональных нарушений. При явлениях декомпенсации отмечаются серьезные нарушения умственной работоспособности, снижение темпа развития, изменение отношений к деятельности, людям.

    От явлений компенсации следует отличать псевдокомпенсацию мнимые, ложные приспособления, вредные образования, возникающие в результате реакции человека на те или иные нежелательные проявления к нему со стороны окружающих людей.

    Учение о компенсации открывает творческий характер развития. Ряд ученых строили на нем происхождение одаренности. Так, В. Штерн выступил с тезисом: «То, что меня не губит, делает меня сильнее; благодаря компенсации из слабости возникает сила, из недостатков – способности» (1923). А. Адлер выдвинул идею сверхкомпенсации: «Он (ребенок) будет хотеть все видеть, если он близорук; все слышать, если у него аномалия слуха; все будет хотеть говорить, если у него есть на лицо затруднение в речи или есть заикание . Желание летать будет, выше всего выражено, у тех детей, которые уже при прыгании испытывают большие затруднения» (1927).

    Сверхкомпенсация развивает предчувствие и предвидение, а также их действующие факторы – память, интуицию, внимательность, чувствительность, интерес, т.е. все психические явления в усиленной степени, что приводит к выработке сверхполноценности из неполноценности, к превращению дефекта в одаренность, способность, талант. Так, Адлер приводит в качестве примера истории из жизни величайшего оратора Греции Демосфена, страдавшего недостатками речи, Бетховена, потерявшего слух и продолжавшего писать музыку, слепоглухой писательницы Е. Келлер.

    Понятия коррекции и компенсации тесно связаны с реабилитацией – меры по обеспечению и/или восстановлению функций, компенсации их утраты или отсутствия, снятию функциональных ограничений. Процесс реабилитации не предполагает лишь оказание медицинской помощи. В документах ООН термин «реабилитация» означает процесс, имеющий целью помочь инвалидам достигнуть оптимального физического, интеллектуального, психического и/или социального уровня деятельности и поддерживать его, предоставив тем самым средства для изменения их жизни и расширения рамок независимости.

    Контрольные вопросы и задания

    1. Дайте понятия «норма» и «аномальность». Охарактеризуйте виды норм.

    2. Установите связи между различными этиологическими факторами, приводящими к отклоняющемуся развитию.

    3. Охарактеризуйте параметры психологического дизонтогенеза, классификации дизонтогенеза.

    4. Расскажите об общих и специфических закономерностях развития нормальных и аномальных детей. Дайте характеристику специфических закономерностей развития детей с речевыми нарушениями.

    5. Установите взаимосвязь между понятиями «коррекция» и «компенсация».

    Назовите виды коррекции и компенсации.

    6. Приведите примеры внутри- и межсистемной компенсации, иллюстрации закона «превращения минуса дефекта в плюс компенсации».

    7. Охарактеризуйте традиционные и нетрадиционные средства коррекции. В чем их существенное различие?

    8. Подготовьте реферативные сообщения об известных коррекционных системах.

    9. Определите педагогические и психологические условия коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса.

    10. Проанализируйте теорию сверхкомпенсации А. Адлера, выскажите свои «за» и «против».

    11. Объясните специфику процессов компенсации у ребенка в сравнении с взрослым.

    Литература:15, 43, 60, 73, 82, 118, 120, 124, 128, 130, 142, 145, 152, 154, 175, 176.

    http://helpiks.org/2-1828.html

    Литература

    1. Смоленский, М. Б. Теория государства и права / М.Б. Смоленский, Л.Ю. Колюшкина. — М.: Дашков и Ко, Наука-Пресс, 2009. — 288 c.
    2. История Академии Наук СССР. — М.: М.-Л.: АН СССР, 2017. — 484 c.
    3. Неосновательное обогащение. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2014. — 375 c.
    4. Жилинский, С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): Учебник; М.: Норма; Издание 4-е, испр. и доп., 2012. — 912 c.
    5. Каландаришвили, З. Н. Актуальные проблемы правовой культуры российской молодежи / З.Н. Каландаришвили. — М.: ИВЭСЭП, Знание, 2009. — 172 c.

    Добавить комментарий

    Мы в соцсетях

    Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях