WordPress

Компенсация расходов на оплату коммунальных услуг льготным категориям граждан

Компенсация расходов на оплату коммунальных услуг льготным категориям граждан - картинка 1

Как рассчитать и получить субсидию на оплату услуг ЖКХ? Кому положена помощь?

Повышение тарифов на коммунальные услуги в 2019 году прошло дважды: с первого января и с первого июля. Увеличивающаяся нагрузка на семейный бюджет заставляет россиян искать пути экономии. Воспользоваться льготами могут отдельные категории, а подать на субсидию по квартплате может практически каждый, кто является малообеспеченным. Как воспользоваться поддержкой государства? Давайте разберемся вместе.

Кому полагаются дотации на ЖКХ в 2019 году: при какой сумме дохода дают эту помощь?

Согласно ст. 159 ЖК РФ гражданин может получить субсидию, если рассчитанные согласно региональным стандартам затраты на оплату жилья в совокупном семейном доходе выше допустимого значения.

Иностранные граждане входят в список лиц, кому не предоставляется субсидия на оплату коммунальных услуг, если заключенный РФ международный договор не предусматривает этого. На момент сентября 2019 года только граждане Белоруссии и Киргизии, постоянно проживающие на территории России, могут получить субсидию.

Конкретный размер дохода для субсидирования законодательно не установлен. Устанавливается граничный совокупный доход, при каком дадут право на получение субсидии на квартплату. Он зависит от:

  • региона страны;
  • состава семьи;
  • действующих тарифов и пр.

Например, максимальный совокупный доход для получения субсидии на семью из троих, если заявитель является владельцем квартиры в Москве (который обязан оплачивать взносы на капремонт) на 01.07.2019 составляет 102476,70 руб. Превышение этой суммы гарантирует отказ в субсидии.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Законодательство, регулирующее субсидирование на содержание жилого помещения

Вопросы по субсидированию населения регулируются следующими законодательными актами:

  1. Постановление Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 (ред. от 26.07.2018) «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» (далее Постановление 761).
  2. ЖК РФ Статья 159. Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
  3. Приказ Минстроя России N 1037/пр, Минтруда России N 857 от 30.12.2016 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761».
  4. ПП №541 от 29.08.2005, регулирующее федеральные стандарты оплаты жилого помещения и коммунальных услуг.
  5. Нормативные акты местных органов управления в РФ.

Положены ли дотации на жилье для льготных категорий граждан: список лиц, кто имеет право на возврат платежей

Компенсация для льготных категорий граждан возможна, субсидию на оплату коммунальных услуг ЖКХ, перерасчет и возврат платежей могут получать:

  • пенсионеры;
  • ветераны труда;
  • военные пенсионеры;
  • малоимущие семьи;
  • многодетные семьи;
  • безработные граждане, в случае потери работы;
  • инвалиды первой, второй и третьей групп.

Инвалиды первой, второй и третьей групп могут иметь другие виды социальной поддержки и одновременно пользоваться субсидией, если затраты на услуги ЖКХ превышают установленную долю семейного дохода.

Подробнее о том, кому положены льготы по оплате ЖКХ и как их получить, можно узнать тут.

Как рассчитать размер пособий?

Для расчета размера субсидии на оплату коммунальных услуг используются две формулы. Если среднедушевой доход выше прожиточного минимума (либо равен ему), то применяется формула:

  • С1– размер субсидии, руб.;
  • ССЖКУ р -размер регионального стандарта стоимости услуг ЖКХ на одного человека, руб.;
  • n – количество членов семьи;
  • МДД р – региональный стандарт максимальной доли расходов на оплату коммунальных услуг, %;
  • Д – совокупный доход семьи, руб.

Если прожиточный минимум выше среднедушевого дохода, то субсидия на оплату коммунальных услуг ЖКХ рассчитывается другой формулой, такой как:

  • С2– размер субсидии, руб.;
  • К – поправочный коэффициент.

Берем в расчет, что семья из трех человек проживает в квартире (53 кв. м.) в Москве, муж и жена работают, ребенок посещает школу. Зарплата продавца 20000 руб., водителя-экспедитора – 40000 руб. Ежемесячно за услуги ЖКХ оплачивают 10000 руб. Зарплату и стоимость услуг округлили для простоты расчетов.

Прожиточный минимум установлен для трудоспособных граждан 19351 руб., для детей 14647 руб. Доход семьи превышает прожиточный минимум, значит, расчет происходит по первой формуле.

Граничный доход семьи из 3 человек для Москвы установлен на уровне 102476,70 руб. Стандарт нормативной площади для такой семьи 18 кв. м. *3= 54 кв. м. Площадь не превышена, общий доход ниже граничного – отказа в субсидировании не будет.

Стандарт максимально допустимой доли расходов на услуги ЖКХ в совокупном доходе в Москве – 10%.

В примере доля коммунальных услуг в семейном бюджете составляет 16,667% (10000 руб./60000 руб.).

С1 =3415,89 *3 -(10/100)* 60000 = 4247,67 руб.

3415,89 руб. – стандарт стоимость коммунальных услуг, утвержденный постановлением Правительства Москвы.

Субсидия для этой семьи (при отсутствии дополнительных льгот) составит 4247,67 руб.

Когда перечисляются средства, какого числа?

Согласно ст. 159 ЖК РФ пособие начисляют каждый месяц до установленного законодательством срока внесения оплаты за услуги ЖКХ, субсидия начисляется как на банковскую карту, так и может быть доставлена адресно отдельным категориям граждан (лицам старше 80 лет, престарелым, нуждающимся в постороннем уходе).

Как оформить компенсацию за квартплату: пошаговая инструкция

Начать оформление субсидии стоит с посещения управления соцзащиты по месту жительства или отделения МФЦ. После получения первичной консультации необходимо подготовить нужные справки. Все документы специалист принимает и проверяет. В течение 10 дней заявитель должен получить либо отказ, либо одобрение. С месяца подачи заявления при положительном решении можно пользоваться субсидией.

Куда обращаться?

Обратиться за получением субсидий нужно в Городской центр жилищных субсидий на оплату коммунальных услуг. Также можно воспользоваться порталом госуслуг или посетить ближайшее отделение МФЦ.

Условия получения

Чтобы воспользоваться субсидией, необходимо:

  • иметь постоянную регистрацию по месту жительства (временная регистрация не учитывается);
  • вкладываться в стандарт нормативной площади жилья (устанавливается региональным законодательством);
  • иметь долю допустимых расходов на коммунальные услуги выше установленного региональным законодательством показателя.

Согласно п. 6 Постановления 761 субсидии предоставляются при отсутствии долга по оплате за жилье либо при заключении соглашения по ее погашению с последующим выполнением этого договора.

Что нужно для оформления?

Для оформления субсидий на оплату жилищно коммунальных услуг согласно п. 8 Постановления 761 необходимо предоставить:

  • ксерокопию паспорта заявителя;
  • копию договора-основания (купли-продажи, дарения, договора найма и пр.);
  • справки об отсутствии задолженности по коммунальным услугам (копию договора по погашению задолженности), справки о начислениях по коммунальным услугам и платы за жилье;
  • документы, подтверждающие право на льготу и другие меры соцподдержки;
  • справки о доходах заявителя и членов семьи.

Также заявитель имеет право представить справку о составе семьи, чтобы подтвердить данные, указанные в заявлении.

Заявление в центр Соцзащиты

Для получения субсидии на квартплату необходимо заполнить бланк установленной формы.

  1. В шапке указывается орган, куда направляется заявление, и данные заявителя.
  2. Далее в соответствующих графах нужно указать всех членов семьи, паспортные данные, степень родства, наличие льгот у членов семьи. Затем указывают номер счета и реквизиты банка, куда будет перечисляться субсидия.
  3. Также необходимо отметить, какие документы были предоставлены специалисту, и ознакомиться с обязательствами, возникающими при получении господдержки.
  4. В конце документа ставится подпись и дата. Специалист обязан поставить дату принятия документов и свою подпись.

Сколько дней составляет срок рассмотрения?

Согласно п. 13 Постановления 761 заявление о субсидировании может рассматриваться 10 дней (в это время заявитель собирает недостающие справки). Если заявитель не успел в установленный срок, то рассмотрение заявления приостанавливается максимум на один месяц.

Как получить через МФЦ?

Специалист предоставит заявителю расписку в получении документов. Затем будет проведена проверка полномочий заявителя, соответствия документов установленным требованиям. Копии документов и их реестр направляется в Городской центр Жилищных субсидий, где документы пройдут повторную проверку.

Затем специалист по субсидиям подготовит межведомственные запросы для подтверждения (получения) информации. После получения всех ответов будет принято решение о предоставлении субсидии или отказе в ней.

Когда могут отказать и что сделать в таком случае?

Отказать в предоставлении субсидии специалист может по нескольким причинам:

  1. Заявитель не имеет право на субсидию. Если размер совокупного дохода превышает максимальную граничную норму, то в субсидии откажут. Если изменятся обстоятельства (уменьшение зарплаты, изменение количества членов семьи, повышение тарифов), то заявитель имеет право на подачу нового заявления.
  2. Заявитель не является гражданином РФ, имеет временную регистрацию.
  3. Не предоставлены необходимые документы. На сбор всех справок законом отведено 10 дней и один месяц. Если в этот срок заявитель не успел, то отказ будет обоснованным. После получения отказа гражданин имеет право вновь обратиться в органы соцзащиты.
  4. Документы содержат противоречивую или неправдивую информацию.
  5. Наличие коммунальной задолженности. Получив отказ по этой причине, действия специалистов соцзащиты можно оспорить в суде. Согласно определению Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 20 августа 2018 г. № 48-КГ18-14 такой отказ возможен только после детального изучения причин образовавшейся задолженности.

Если задолженность образовалась по объективным причинам (дорогостоящее лечение, потеря работы, незаконного начисления платежей), то право на субсидию заявитель имеет.

Если в течение 30 дней ответа не поступило, то можно обращаться в суд. Также обращаются в суд, если ответ на жалобу не удовлетворил заявителя.

Когда возможен перерасчет и возмещение расходов?

Перерасчет субсидий может проводиться по различным основаниям. В некоторых случаях от получателя господдержки потребуются новые справки, в других ситуациях перерасчет проходит автоматически.

Появление новых обстоятельств

Если изменилось место жительства получателя субсидии, изменился состав семьи, доходы, что оказало влияние на право получения субсидии или ее размер, то перерасчет проводят после предоставления необходимых документов. При уменьшении дохода следует взять новую справку о зарплате и предоставить ее специалисту, который согласно Методическим рекомендациям проведет перерасчет.

П. 103 указанных рекомендаций разрешено сообщать получателю субсидии пороговый уровень доходов, превышение которого повлечет утрату права на господдержку.

Более детально об основаниях и особенностях перерасчёта читайте в этой статье .

Повышение тарифов

Если в ЕПД появился взнос на капитальный ремонт или произошло очередное повышение тарифов, то перерасчеты будут сделаны специалистом автоматически без предоставления каких-либо дополнительных документов и посещения МФЦ получателем субсидии.

Приостановление или прекращение выплаты

Приостановить субсидирование могут в случаях:

  1. Если заявитель не оплачивает коммунальные услуги более 2 месяцев. Приостанавливается поддержка на 1 месяц для выяснения причин возникшей задолженности. Если причины объективны, то субсидию возобновляют.
  2. Невыполнения заявителем условий по оплате задолженности по коммунальным услугам.
  3. Непредставления в течение месяца справок о смене места жительства, изменения состава семьи или размера совокупного дохода (если эти изменения повлекли утрату права получения субсидии).

Субсидирование прекращается, если:

  1. Заявитель сменил место жительства.
  2. Изменились условия, влияющие на право получения субсидии (изменение состава семьи и совокупного дохода).
  3. Предоставлена недостоверная информация, которая повлияла на предоставление субсидии (ее размер).
  4. Не погашена задолженность по коммунальным услугам без уважительных причин после предварительного приостановления субсидии.

Рассчитывать на субсидию могут все, кто тратят больше допустимой доли семейного бюджета на услуги ЖКХ. Чтобы получить поддержку, нужно иметь постоянную прописку и не иметь долгов перед коммунальщиками. Но стоит помнить, что субсидия предоставляется на полугодие, а затем придется повторно собрать документы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

http://pravovoi.center/zpp/nekachestvennyj-uslugi-zhkh/oplata/subsidiya.html

Компенсация расходов на оплату ЖКУ льготникам: принцип расчета

Компенсация расходов на оплату коммунальных услуг льготным категориям граждан - картинка 3

Компенсация расходов на оплату ЖКУ льготникам: принцип расчета

В редакцию «РВС» обратилась жительница Динской. Она относится к одной из льготных категорий граждан. 1 июня динчанка получила письмо, в котором сообщалось: «С 1 мая 2019 года компенсация расходов на оплату коммунальных услуг будет производиться в размере 50 % от всего объема потребленных коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов их потребления».

Во-первых, ее смутила подача сообщения. В нем не дается ссылки, согласно какому закону эти изменения произошли, на каких основаниях и кто принимал это постановление.

Во-вторых, почему о том, что реализовано еще в мае, людей ставят в известность в июне.

В-третьих, женщина поняла из этого письма, что ей положено платить за ЖКУ половину суммы от фактической, но на деле это не так. По ее словам, суммы к выплате с каждым разом растут.

«Почему каждый месяц все больше высчитывают? Начинали с семидесяти, закончили двумястами», — поделилась динчанка.

Из рассказа женщины, возмущена данной ситуацией не только она, но и все льготники, которые проживают на улицах от Красной до Коммунальной.

Журналист «РВС» обратилась в Управление социальной защиты населения Министерства труда и социального развития Краснодарского края в Динском районе. Там прокомментировали каждый вопрос женщины.

1. Изменения в порядок расчета компенсации на ЖКУ льготным категориям граждан, которые проживают на Кубани, внесены:

законом Краснодарского края от 11 февраля 2019 г. № 3959-КЗ «О внесении изменений в статью 3 закона Краснодарского края «О компенсации жителям Краснодарского края расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг»;

в закон Краснодарского края «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Краснодарского края»;

постановлением главы администрации Краснодарского края от 3 июля 2019 г. № 393, внесшим изменения в постановление от 18 сентября 2006 г. № 811 «О порядке предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в Краснодарском крае».

2. Перерасчет компенсации на ЖКУ льготникам по новым правилам был впервые произведен в июле 2019 г. (с учетом данных о фактических расходах граждан на оплату ЖКУ в мае 2019 г.). Уведомления об изменении порядка расчета компенсации на ЖКУ были направлены получателям по почте дважды – в апреле и мае 2019 г. Текст уведомления размещали на оборотной стороне единого выплатного документа. Получателям компенсации в кредитных учреждениях – однократно, в мае-июне 2019 г., письмо с предупреждением отправляли по почте. Текст сообщения разработан и утвержден Министерством труда и социального развития Краснодарского края в наиболее доступной для граждан форме.

3. Суть изменений в порядке расчета компенсации: есть утвержденные нормативы потребления коммунальных услуг, компенсация назначается и выплачивается авансом исходя из этих нормативов. Затем подлежит перерасчету исходя из объема потребленных коммунальных услуг (приходящегося на долю льготника), которые определяются по показаниям приборов учета, но не более нормативов их потребления. Например, норматив холодной воды по Динской в среднем 6-6,5 куб. м в месяц на человека. Компенсация была рассчитана и авансом выплачена по нормативу, в следующем месяце сверились с предприятием ЖКХ – фактически оплачено за 2 куб. м. В результате производится перерасчет и учитывается в последующих выплатах. Перерасчет осуществляется на основании сведений, полученных от жилищно-коммунальных организаций в электронном виде. Граждане вправе самостоятельно предоставить сведения, подтверждающие оплату за коммунальные услуги, рассчитанную по показаниям приборов учета.

В Управлении соцзащиты рассказали, что с этой темой к ним обращаются ежедневно по несколько человек. Каждому из них они объясняют процедуру начисления компенсаций индивидуально. Решить данный вопрос или получить более подробную информацию можно у них по адресу: ст. Динская, ул. Красная, 55 или по телефонам: 6-16-40; 6-50-68; 6-16-39; 6-58-97.

http://gazeta-rvs.ru/news/kompensatsiya-raskhodov-na-oplatu-zhku-lgotnikam-printsip-rascheta

Компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов

Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются непосредственно гражданам в денежной форме путем перечисления средств на их банковские счета или через почтовые отделения связи.

Гражданину, имеющему одновременно право на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по нескольким основаниям, указанные меры социальной поддержки предоставляются по одному из них по выбору гражданина.

Меры социальной поддержки:

Компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:

платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и в приватизированных жилых помещениях соответственно (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе проживающим совместно с ними членам их семей;

взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади приватизированных жилых помещений (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе проживающим совместно с ними членам их семей;

платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, независимо от вида жилищного фонда, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;

платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива — при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.

Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, и не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.

Категории получателей:

граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа:

граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;

военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения;

граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации;

граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности;

граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 — 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;

военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 — 1987 годах службу в зоне отчуждения;

граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 — 1990 годах в работах по объекту «Укрытие»;

младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений;

рабочие и служащие, а также военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, получившие профессиональные заболевания, связанные с лучевым воздействием на работах в зоне отчуждения

граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития;

Меры социальной поддержки распространяются на:

семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой;

семьи умерших инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы;

семьи, в том числе на вдов (вдовцов) умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС

Граждане, получившие лучевую болезнь, другие заболевания, включенные в перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлены воздействием радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;

Граждане, ставшие инвалидами вследствие воздействия радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;

Граждане (в том числе временно направленные или командированные), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, принимавшие в 1957 — 1958 годах непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк», а также граждане, включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, занятые на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1949 — 1956 годах;

Граждане, эвакуированные (переселенные), а также добровольно выехавшие из населенных пунктов (в том числе эвакуированные (переселенные) в пределах населенных пунктов, где эвакуация (переселение) производилась частично), подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации (переселения) находились в состоянии внутриутробного развития, а также военнослужащие, вольнонаемный состав войсковых частей и спецконтингент, эвакуированные в 1957 году из зоны радиоактивного загрязнения. К добровольно выехавшим гражданам относятся граждане, выехавшие с 29 сентября 1957 года по 31 декабря 1960 года включительно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк», а также выехавшие с 1949 года по 1962 год включительно из населенных пунктов (в том числе переселившиеся в пределах населенных пунктов, где переселение производилось частично), подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;

Дети первого и второго поколения граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, страдающие заболеваниями вследствие воздействия радиации на их родителей;

Семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, ставших инвалидами вследствие воздействия радиации, а также получивших лучевую болезнь, другие заболевания, возникновение или обострение которых обусловлены воздействием радиации, меры социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг сохраняются в случае, если смерть явилась следствием воздействия радиации в результате аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.

Граждане, принимавшие в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах

    непосредственные участники испытаний ядерного оружия в атмосфере, боевых радиоактивных веществ и учений с применением такого оружия до даты фактического прекращения таких испытаний и учений;

    непосредственные участники подземных испытаний ядерного оружия в условиях нештатных радиационных ситуаций и действия других поражающих факторов ядерного оружия;

    непосредственные участники ликвидации радиационных аварий на ядерных установках надводных и подводных кораблей и других военных объектах;

    личный состав отдельных подразделений по сборке ядерных зарядов из числа военнослужащих;

    непосредственные участники подземных испытаний ядерного оружия, проведения и обеспечения работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ;

  • семьи, потерявшие кормильца из числа лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах.
  • Граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне

    • граждане, получившие суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр).

    Внимание!

    Норматив потребления твердого топлива (дров) для отопления жилых помещений — 8 плотных кубических метров в год.

    Предельная розничная цена на твердое топливо гражданам муниципального образования «Онежский муниципальный район»:

    Дрова круглые длиной более 1 метра независимо от вида древесной породы — 680 рублей за плотный кубический метр;

    Дрова круглые длиной 1 метр и менее независимо от вида древесной породы — 800 рублей за плотный кубический метр.

    Компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляется гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

    Суммы денежных выплат, излишне выплаченные получателям вследствие представления неверных сведений либо несвоевременного предоставления сведений, возмещаются в добровольном порядке путем удержания при последующих выплатах, а в случае спора — в судебном порядке. При прекращении предоставления денежной выплаты оставшаяся задолженность возмещается получателем добровольно либо взыскивается с него в судебном порядке.

    Начисленные суммы денежной выплаты, которые не были востребованы гражданином своевременно, выплачиваются за прошедшее время не более чем за три года, предшествующих обращению за их получением. Денежные выплаты, не полученные гражданином своевременно по вине государственного учреждения, выплачиваются за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.

    Суммы денежной выплаты, начисленные гражданину и не полученные им при жизни, наследуются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.


    http://sznao.ru/gosuslugi/mery-sotsialnoy-podderzhki-lgotnym-kategoriyam-grazhdan/mery-sotsialnoy-podderzhki-litsam-podvergshimsya-vozdeystviyu-radiatsii/kompensatsiya-raskhodov-na-oplatu-zhilykh-pomeshcheniy-i-kommunalnykh-uslug-v-razmere-50-protsentov.php

    Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

    ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА — ЮГРЫ

    ПОСТАНОВЛЕНИЕ
    от 14 января 2008 г. N 4-п

    ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КОМПЕНСАЦИИ РАСХОДОВ
    НА ОПЛАТУ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
    ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ ГРАЖДАН

    Список изменяющих документов
    (в ред. постановлений Правительства ХМАО — Югры от 20.08.2008 N 178-п,
    от 25.03.2011 N 81-п, от 22.09.2011 N 350-п, от 27.01.2012 N 25-п,
    от 17.06.2013 N 223-п, от 26.07.2013 N 284-п, от 30.01.2014 N 33-п,
    от 26.12.2014 N 512-п, от 03.07.2015 N 213-п, от 23.10.2015 N 361-п,
    от 26.02.2016 N 53-п, от 27.05.2016 N 182-п, от 14.04.2017 N 145-п)

    Председатель Правительства
    Ханты-Мансийского
    автономного округа — Югры
    А.В.ФИЛИПЕНКО

    Приложение 1
    к постановлению Правительства
    Ханты-Мансийского
    автономного округа — Югры
    от 14 января 2008 г. N 4-п

    ПОРЯДОК
    ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КОМПЕНСАЦИИ РАСХОДОВ
    НА ОПЛАТУ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
    ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ ГРАЖДАН
    (ДАЛЕЕ — ПОРЯДОК)

    Список изменяющих документов
    (в ред. постановлений Правительства ХМАО — Югры от 20.08.2008 N 178-п,
    от 25.03.2011 N 81-п, от 22.09.2011 N 350-п, от 27.01.2012 N 25-п,
    от 17.06.2013 N 223-п, от 26.07.2013 N 284-п, от 30.01.2014 N 33-п,
    от 26.12.2014 N 512-п, от 03.07.2015 N 213-п, от 23.10.2015 N 361-п,
    от 26.02.2016 N 53-п, от 14.04.2017 N 145-п)

    I. Общие положения

    II. Предоставление компенсации на оплату
    жилого помещения и коммунальных услуг

    Приложение 2
    к постановлению Правительства
    Ханты-Мансийского
    автономного округа — Югры
    от 14 января 2008 г. N 4-п

    ПЕРЕЧЕНЬ
    ДОЛЖНОСТЕЙ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН,
    ПРОЖИВАЮЩИХ И РАБОТАЮЩИХ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ,
    РАБОЧИХ ПОСЕЛКАХ (ПОСЕЛКАХ ГОРОДСКОГО ТИПА)
    НА ТЕРРИТОРИИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА — ЮГРЫ,
    ИМЕЮЩИХ ПРАВО НА ПОЛУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ
    ПО ОПЛАТЕ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

    Список изменяющих документов
    (в ред. постановлений Правительства ХМАО — Югры от 20.08.2008 N 178-п,
    от 25.03.2011 N 81-п, от 27.05.2016 N 182-п)

    Работники учреждений культурно-досугового типа
    (в ред. постановления Правительства ХМАО — Югры
    от 20.08.2008 N 178-п)

    Директор (заведующий) библиотеки (централизованной библиотечной системы), заместитель директора
    Заведующий филиалом (библиотеки, централизованной библиотечной системы)
    Заведующий отделом, сектором
    Библиотекарь всех наименований, в том числе главный, ведущий
    (в ред. постановления Правительства ХМАО — Югры от 20.08.2008 N 178-п)
    Библиограф всех наименований, в том числе главный, ведущий
    (в ред. постановления Правительства ХМАО — Югры от 20.08.2008 N 178-п)
    Абзац исключен. — Постановление Правительства ХМАО — Югры от 20.08.2008 N 178-п
    Абзац исключен. — Постановление Правительства ХМАО — Югры от 20.08.2008 N 178-п
    Редактор
    Методист

    Директор (заведующий) музея, музейно-выставочного центра, заместитель директора
    Заведующий филиалом музея
    Главный хранитель фондов, хранитель фондов
    Заведующий отделом и сектором
    Научный сотрудник
    Методист
    Экскурсовод
    Таксидермист

    Здравоохранение
    (в ред. постановления Правительства ХМАО — Югры
    от 20.08.2008 N 178-п)

    Заведующий ветеринарным участком (пунктом, лабораторией ветеринарно-санитарной экспертизы)
    (в ред. постановления Правительства ХМАО — Югры от 20.08.2008 N 178-п)
    Ветеринарный врач
    Ветеринарный фельдшер
    Врач-эпизоотолог
    (абзац введен постановлением Правительства ХМАО — Югры от 20.08.2008 N 178-п)
    Начальник, заместитель начальника филиала ветеринарной службы
    (абзац введен постановлением Правительства ХМАО — Югры от 20.08.2008 N 178-п)

    Социальное обслуживание населения
    (в ред. постановления Правительства ХМАО — Югры
    от 27.05.2016 N 182-п)

    Директор
    Заместитель директора
    Заведующий отделением (сектором), специальным домом, филиалом
    Воспитатель, старший воспитатель
    Дежурный по режиму
    Инструктор по спорту, лечебной физкультуре, труду
    Методист, инструктор-методист
    Музыкальный работник
    Музыкальный руководитель
    Педагог дополнительного образования
    Педагог-психолог, психолог
    Педагог-дефектолог
    Специалист по социальной работе
    Социальный работник
    Социальный педагог
    Дезинфектор

    Физкультура и спорт

    Руководитель (директор) организации
    Заместитель руководителя (директора) организации
    Тренер-преподаватель, включая старшего
    Спортсмен-инструктор
    Инструктор по физической культуре и спорту (по спорту)
    Инструктор-методист (всех наименований, включая старшего)
    (абзац введен постановлением Правительства ХМАО — Югры от 20.08.2008 N 178-п)
    Массажист физкультурно-спортивного учреждения (организации)
    (абзац введен постановлением Правительства ХМАО — Югры от 20.08.2008 N 178-п)

    Директор (руководитель) учреждения
    Заместитель директора
    Начальник отдела (по основной деятельности)
    Педагог-организатор
    Тренер-преподаватель, включая старшего
    Социальный педагог, педагог-психолог, психолог
    Педагог дополнительного образования
    Специалист по работе с молодежью
    Специалист по военно-патриотическому воспитанию
    Культорганизатор
    Специалист по профориентации
    Специалист по трудозанятости
    Методист (специалист); инструктор-методист, включая старшего

    http://depsr.admhmao.ru/dokumenty/hmao/1188249/

    Компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов

    Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются непосредственно гражданам в денежной форме путем перечисления средств на их банковские счета или через почтовые отделения связи.

    Гражданину, имеющему одновременно право на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по нескольким основаниям, указанные меры социальной поддержки предоставляются по одному из них по выбору гражданина.

    Меры социальной поддержки:

    Компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:

    платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и в приватизированных жилых помещениях соответственно (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе проживающим совместно с ними членам их семей;

    взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади приватизированных жилых помещений (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе проживающим совместно с ними членам их семей;

    платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, независимо от вида жилищного фонда, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;

    платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

    оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива — при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.

    Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, и не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.

    Категории получателей:

    граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

    инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа:

    граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;

    военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения;

    граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации;

    граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности;

    граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 — 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;

    военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 — 1987 годах службу в зоне отчуждения;

    граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 — 1990 годах в работах по объекту «Укрытие»;

    младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений;

    рабочие и служащие, а также военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, получившие профессиональные заболевания, связанные с лучевым воздействием на работах в зоне отчуждения

    граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития;

    Меры социальной поддержки распространяются на:

    семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой;

    семьи умерших инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы;

    семьи, в том числе на вдов (вдовцов) умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС

    Граждане, получившие лучевую болезнь, другие заболевания, включенные в перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлены воздействием радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;

    Граждане, ставшие инвалидами вследствие воздействия радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;

    Граждане (в том числе временно направленные или командированные), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, принимавшие в 1957 — 1958 годах непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк», а также граждане, включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, занятые на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1949 — 1956 годах;

    Граждане, эвакуированные (переселенные), а также добровольно выехавшие из населенных пунктов (в том числе эвакуированные (переселенные) в пределах населенных пунктов, где эвакуация (переселение) производилась частично), подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации (переселения) находились в состоянии внутриутробного развития, а также военнослужащие, вольнонаемный состав войсковых частей и спецконтингент, эвакуированные в 1957 году из зоны радиоактивного загрязнения. К добровольно выехавшим гражданам относятся граждане, выехавшие с 29 сентября 1957 года по 31 декабря 1960 года включительно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк», а также выехавшие с 1949 года по 1962 год включительно из населенных пунктов (в том числе переселившиеся в пределах населенных пунктов, где переселение производилось частично), подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;

    Дети первого и второго поколения граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, страдающие заболеваниями вследствие воздействия радиации на их родителей;

    Семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, ставших инвалидами вследствие воздействия радиации, а также получивших лучевую болезнь, другие заболевания, возникновение или обострение которых обусловлены воздействием радиации, меры социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг сохраняются в случае, если смерть явилась следствием воздействия радиации в результате аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.

    Граждане, принимавшие в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах

      непосредственные участники испытаний ядерного оружия в атмосфере, боевых радиоактивных веществ и учений с применением такого оружия до даты фактического прекращения таких испытаний и учений;

      непосредственные участники подземных испытаний ядерного оружия в условиях нештатных радиационных ситуаций и действия других поражающих факторов ядерного оружия;

      непосредственные участники ликвидации радиационных аварий на ядерных установках надводных и подводных кораблей и других военных объектах;

      личный состав отдельных подразделений по сборке ядерных зарядов из числа военнослужащих;

      непосредственные участники подземных испытаний ядерного оружия, проведения и обеспечения работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ;

    • семьи, потерявшие кормильца из числа лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах.
    • Граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне

      • граждане, получившие суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр).

      Внимание!

      Норматив потребления твердого топлива (дров) для отопления жилых помещений — 8 плотных кубических метров в год.

      Предельная розничная цена на твердое топливо гражданам муниципального образования «Онежский муниципальный район»:

      Дрова круглые длиной более 1 метра независимо от вида древесной породы — 680 рублей за плотный кубический метр;

      Дрова круглые длиной 1 метр и менее независимо от вида древесной породы — 800 рублей за плотный кубический метр.

      Компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляется гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

      Суммы денежных выплат, излишне выплаченные получателям вследствие представления неверных сведений либо несвоевременного предоставления сведений, возмещаются в добровольном порядке путем удержания при последующих выплатах, а в случае спора — в судебном порядке. При прекращении предоставления денежной выплаты оставшаяся задолженность возмещается получателем добровольно либо взыскивается с него в судебном порядке.

      Начисленные суммы денежной выплаты, которые не были востребованы гражданином своевременно, выплачиваются за прошедшее время не более чем за три года, предшествующих обращению за их получением. Денежные выплаты, не полученные гражданином своевременно по вине государственного учреждения, выплачиваются за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.

      Суммы денежной выплаты, начисленные гражданину и не полученные им при жизни, наследуются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

      http://xn--29-6kca7ah3bxn0b9a.xn--p1ai/gosuslugi/mery-sotsialnoy-podderzhki-lgotnym-kategoriyam-grazhdan/mery-sotsialnoy-podderzhki-litsam-podvergshimsya-vozdeystviyu-radiatsii/kompensatsiya-raskhodov-na-oplatu-zhilykh-pomeshcheniy-i-kommunalnykh-uslug-v-razmere-50-protsentov.php

      Литература

      1. Витрук, Н.В. Общая теория юридической ответственности / Н.В. Витрук. — М.: Норма, 2017. — 391 c.
      2. Хропанюк, В. Н. Теория государства и права / В.Н. Хропанюк. — М.: Интерстиль, 1999. — 384 c.
      3. Марченко, М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебное пособие / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2014. — 240 c.
      4. 20 лет Конституции Российской Федерации. Актуальные проблемы юридической науки и правоприменения в условиях совершенствования российского законодательства. Четвертый пермский международный конгресс ученых-юристов (г. Пермь, 18-19 октября 2013 г.): моногр. . — М.: Статут, 2014. — 643 c.
      5. Акционерные общества в России. Словарь-справочник от А до Я. — М.: Дело и сервис, 2008. — 400 c.

      Добавить комментарий

      Мы в соцсетях

      Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях