WordPress

Компенсация внешних эффектов производства в плановой экономике

Компенсация внешних эффектов производства в плановой экономике - картинка 1

Плановая экономика это тупик для государства.

Основная проблема плановой экономики это то, что она плановая. Казалось бы, планирование производства вполне логичная вещь. Чтобы построить дом, сначала надо составить план строительства, подсчитать количество материалов, определить объём работ, и только после этого, приступать непосредственно к строительству. Парадоксально, но в государственном масштабе этот простой принцип не работает. Поясню свою мысль.
В качестве примера, рассмотрим плановую экономику позднего Советского Союза. В общих чертах, она была устроена следующим образом. Органы государственного планирования составляли план производства на определенный период (месяц, квартал, год), этот план спускался руководству предприятия для обязательного исполнения. Контроль исполнения осуществлялся отраслевыми министерствами на основании периодической отчётности, отчёты министерств в свою очередь служили основанием для дальнейшего планирования.

В условиях растущей экономики государственный план производства должен был периодически корректироваться в сторону увеличения, с учетом роста производительности труда и общей эффективности производства. Именно на этом этапе плановая экономика вступала в противоречие с интересами людей, занятых в производстве.
В Советском Союзе существовало две системы оплаты труда,- сдельная и повременная . В обоих случаях интересы работника, мягко говоря, не совпадали с интересами государства. Увеличение плана это повышение норм почасовой выработки для повременщиков и снижение расценок для сдельщиков. И в том и в другом случае, работник не был заинтересован в повышении эффективности труда. В условиях плановой экономики повышать производительность труда, это, в конечном итоге, больше работать за те же деньги.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Работник строго выполнял норму и внимательно следил за тем, чтобы, не дай бог, её не превысить, потому что превышение становилось нормой на следующий месяц. Более того, основные усилия руководства предприятия и всех работников в целом были направлены на то, чтобы максимально аргументированно доказать планирующим органам, что план завышен, и явно требует корректировки в сторону снижения.
Разумеется, в этой ситуации, ни о каком росте производительности труда, внедрении инновационных технологий речи идти не могло. Это и послужило настоящей причиной технологического отставания позднего СССР от стран Запада. Советская наука была вполне конкурентоспособна на мировой арене. Однако, внедрение в производство её достижений, передовых технологий, наукоемкого оборудования саботировалось на уровне руководства предприятий, так как любая интенсификация производства грозила гарантированным увеличением плана выработки, при негарантированной эффективности внедряемого новшества.

Из всего вышесказанного следует, что снижение производительности труда, технологическое отставание, и перманентное уменьшение реального объема производства, это непреодолимые структурные противоречия плановой экономики, ведущие государство в экономический тупик.

Подписывайтесь на мой канал , там много интересного:

http://zen.yandex.ru/media/id/5d5bd65e35ca3100afec22ca/5d95333404af1f00aff93e56

Проблема экономики планового типа

Понятие плановой экономики

Под плановой экономикой (экономикой планового типа) следует понимать такую систему государственного устройства, при которой происходит централизованное распределение всех материальных ресурсов, находящихся в государственной (общественной) собственности. Иначе ее называют плановым хозяйством.

Все материальные ресурсы и средства производства находятся в собственности государства и его уполномоченных ведомств. Производственные предприятия принадлежат государству, а сельскохозяйственные – могут находится в собственности колхозов и совхозов. Именно государство является основным регулятором экономических отношений, оно же осуществляет планирование, управление и контроль хозяйственной жизни общества.

В зависимости от характера участия государства в плановом экономическом развитии национальной хозяйствующей системы, выделяют два типа планового хозяйства:

В первом случае допускается возможность частной собственности, при этом обеспечивается господство государственной собственности. Само планирование имеет обобщенный характер и не предполагает необходимости детализации плановых показателей. Государственные планы считаются обязательными к исполнению только для госпредприятий.

Готовые работы на аналогичную тему

Командная плановая экономика полностью исключает частную собственность и не приемлет конкуренцию. Посредством централизованного планирования обеспечивается разработка детализированных планов экономического развития, обязательных к исполнению всеми субъектами национальной экономики.

Сущностные черты плановой экономики

Плановая экономика отличается иерархической структурой. Органы власти выступают центральным звеном управления и контроля. Сущность плановой экономики проявляется в ее основных чертах. К ним относятся:

  • чрезмерное огосударствление экономики;
  • ограничение частной собственности личным имуществом;
  • централизация управления экономикой;
  • государственной планирование, регулирование контроль хозяйственной жизни общества;
  • высокий уровень монополизации экономических структур;
  • отсутствие инфляции;
  • высокий уровень занятости;
  • социальные гарантии для членов общества.

В целом справедливо говорить о том, что плановая экономика способствует сокращению социального расслоения и позволяет обеспечивать эффективное использование ограниченных ресурсов для достижения определённых целей. Она наиболее эффективна в критичных условиях, например, в период ведения войны.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Недостатки планового хозяйства

Плановое хозяйство в сравнении с рыночной экономикой имеет множество недостатков. Основные минусы экономик планового типа представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Недостатки экономики планового типа. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Отсутствие конкуренции приводит к застою в производстве и способствует замедлению темпов экономического роста. Жесткая централизованная система управления не позволяет оперативно решать проблемы, возникающие на местном уровне. В виду низкой мобильности системы у государства нет возможности оперативно реагировать на изменение потребностей рынка в том или ином товаре.

Сами товаропроизводители не принимают участия в планировании ассортимента и объемов производства. В связи с этим на рынке нередко наблюдается дефицит востребованных товаров при одновременном избытке прочей продукции. У населения на руках накапливаются значительные денежные средства.

Трудовые отношения несовершенны. Для экономики планового типа характерно установление уравнительной оплаты труда, в виду чего мотивация к повышению темпов производства у рабочих отсутствует. Государством проводится активная пропаганда полезности труда. При этом отсутствует свобода творчества, нет стимулов к внедрению новых технологий. В результате национальная экономическая система становится невосприимчива к научно-техническому прогрессу.

Система централизованного планирования ориентирована на обеспечение искусственного роста экономики вместо повышения эффективности функционирования системы хозяйствования. Ее организация требует наличия развитого и весьма дорогостоящего управленческого аппарата, который должен не только разрабатывать госпланы, но и следить за их выполнением.

В конечном счете, плановая экономика не обеспечивает эффективности производственных процессов. Более того она характеризуется низким качеством продукции, жесткостью цен и дефицитом товаров. При всем этом уровень и стандарты жизни населения остаются довольно низкими.

Основные проблемы экономики в плановом хозяйстве

Основные проблемы плановой экономики вытекают непосредственно из ее недостатков, предопределенных сущность и особенностями планового хозяйства. Несмотря на наличие множества минусов к экономике планового типа, можно выделить две основные ее проблемы.

Первая проблема связана с ограничением экономических свобод. Как уже говорилось ранее, в плановой экономике государство единолично принимает решения о том, что, как и для кого производить. Оно не только распределяет экономические ресурсы и средства производства, но и декларирует масштабы производства, ассортимент выпускаемой продукции, перечень разрешенных поставщиков, уровень отпускных цен, размеры заработных плат и пр. Более того, ограничения затрагивают не только товаропроизводителей, но и потребителей.

Покупатели также ограничены в выборе продукции, которая, кстати сказать, не отличается высоким качеством, поскольку предприятия, будучи не заинтересованными в материальной выгоде, не стремятся к его повышению. Сами трудящиеся ориентированы на выполнение плановых показателей, а не на эффективность и качество своего труда.

Столь высокая степень централизации экономической власти государства наряду с отрицанием частной собственности не оставляет возможности для развития рыночной конкуренции. Основной целью экономической системы становится выполнение госпланов, сами же субъекты хозяйствования не имеют никакой личной заинтересованности в результатах своего труда.

Третьей, но не менее важной проблемой плановой экономики можно считать высочайшую степень политизированности в принятии экономических решений. Как правило, плановая экономика характеризуется высокой степью идеологизации и бюрократизации хозяйственного механизма и экономических связей. Власть при этом концентрирует в руках одного или нескольких человек, стоящих у власти. Именно они, в конечном счете, и управляют экономикой страны. Все это неизбежно приводит к авторитаризму и тоталитаризму.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

http://spravochnick.ru/ekonomika/planovaya_i_rynochnaya_ekonomika/problema_ekonomiki_planovogo_tipa/

Влияние внешних эффектов на экономику

Проблемы, связанные с внешними эффектами

Одна из причин возникновения проблем, связанных с внешними эффектами, — отсутствие платы за внешний эффект.

Провал рынка возникает в том случае, если отсутствует плата за внешний эффект. А платы может не быть в том случае, если отсутствует рынок того ресурса или блага, через который этот внешний эффект реализуется.

Предположим, что бумажная фабрика может использовать такой ресурс, как чистая речная вода, не приобретая его на рынке и, следовательно, ничего за него не платя, но лишая других потребителей (рыболовов, купальщиков) возможности использовать этот ресурс. Подобная ситуация возможна потому, что ресурс «чистая вода», который стал ограниченным (за него конкурируют фабрика и потребители), не имеет собственника и используется бесплатно тем, кто сумеет им воспользоваться. В результате фабрика не учитывает возникающие при этом внешние затраты и производит свою бумагу в парето-неэффективном объеме.

Подобная ситуация может возникать тогда, когда эти блага или ресурсы переходят из категории свободных в категорию экономических (становятся ограниченными), и один из тех, кто их потребляет, мешает другим пользоваться этим же благом и порождает внешние затраты. Если рынок при этом не возникает и плата за редкий ресурс не назначается, внешние затраты не влияют на поведение того лица, которое их вызывает, и это приводит к парето-неэффективности.

Покажем это на следующем примере. Представим себе отрасль, в которой действует совершенная конкуренция. Все фирмы отрасли несут затраты на производство дополнительной единицы продукции, равные предельным частным затратам, MPC (рис. 4, а). При этом все фирмы загрязняют окружающую среду, и это обходится им бесплатно. С увеличением производства растет совокупный ущерб от загрязнения, который называется общими внешними затратами. Следовательно, существуют предельные внешние затраты (MEC), связанные с выпуском каждой дополнительной единицы продукции и не оплачиваемые производителями. Поэтому, чтобы определить предельные общественные затраты (MSC), показывающие, во что реально обходится хозяйству производство блага, мы должны сложить MPC и MEC.

Компенсация внешних эффектов производства в плановой экономике - картинка 2Компенсация внешних эффектов производства в плановой экономике - картинка 3

Рис. 4 — Отрицательные (а) и положительные (б) внешние эффекты

Как видно из рис. 1, рыночное равновесие установится в точке А, и объем выпуска q1 не является парето-эффективным. Поскольку фирмы несут только часть реальных затрат, в точке А имеет место перепроизводство блага. Если бы все затраты были включены в цену, парето-эффективное равновесие установилось бы в точке В.

Аналогично этому нетрудно убедиться, что при положительном внешнем эффекте благо будет недопроизводиться. Представим, что продажа цветов на улицах приносит полезность всем прохожим вне зависимости от того, являются они покупателями этих цветов или нет. Следовательно, существует положительный внешний эффект. Чтобы рассчитать предельные общественные выгоды (MSB), которые показывают всю полезность производства для общества, нам нужно сложить предельные внешние выгоды (MEB), достающиеся бесплатно, и предельную полезность потребителей, полученную от купленных цветов. Поскольку фирмы не получают вознаграждения за внешние выгоды, равновесие устанавливается в точке А, и это означает недопроизводство цветов. Если бы потребители платили за удовольствие созерцания цветов на улицах, эти цветы выставлялись бы в большем объеме и равновесие установилось бы в точке B (рис. 4,б).

Что нужно сделать, чтобы устранить этот провал рынка. Необходимо сделать так, чтобы лицо, порождающее внешний эффект, считалось с внешними затратами или получало вознаграждение за внешние выгоды. Существуют три подхода к решению этой проблемы: интернализация внешних эффектов, введение корректирующих налогов и субсидий и закрепление прав на все ресурсы в соответствии с теоремой Коуза.

http://studbooks.net/1953686/ekonomika/vliyanie_vneshnih_effektov_ekonomiku

Внешние эффекты в производстве и потреблении.

Внешние эффекты (их еще называют экстерналии (англ. externality) – влияние деятельности одного экономического агента на благосостояние другого, которое не находит отражения в рыночной цене блага. При отрицательном внешнем эффекте третьи лица, не вовлеченные в сделку (то есть это ни продавцы, ни покупатели), несут издержки. При положительном внешнем эффекте третьи лица имеют выгоды.

Как мы показывали в предыдущих главах, цены являются лучшим носителем информации в рыночной экономике, позволяя миллионам покупателям и продавцов получать релевантные сигналы и координировать усилия. Однако при наличии внешних эффектов рыночный механизм дает сбой: ведь цены не отражают интересов всех участников рынка, и рыночное равновесие уже не является эффективным.

Рассмотрим подробнее действие отрицательных и положительных внешних эффектов

Для того, чтобы оценить влияние внешних эффектов на рыночное равновесие, мы обратимся к знакомым графикам спроса и предложения. По главе «Спрос» мы помним, что спрос представляет собой готовность заплатить за товар предельного покупателя, который выбирает между различными вариантами удовлетворения потребительского спроса. То есть спрос отражает частные предельные выгоды (marginalprivatebenefits, MPB). Предложение товара отражает предельные издержки на производства товара производителей, которые имеют ресурсы и делают выбор между производством различных товаров. Кривая предложения отражает предельные частные издержки (marginalprivatecost, MPC).

Компенсация внешних эффектов производства в плановой экономике - картинка 5

При наличии внешних эффектов на рынке существуют неучтенные в цене интересы третьих лиц, экстернами (externalities). Это и есть внешние эффекты: неучтенные предельные выгоды (marginalexternalbenefit, MEB) или неучтенные предельные издержки (marginalexternalcost, MEC).

Рассматривают следующие виды внешних эффектов:

1. Отрицательный внешний эффект в производстве

2. Отрицательный внешний эффект в потреблении

3. Положительный внешний эффект в производстве

4. Положительный внешний эффект в потреблении

Отрицательный внешний эффект в производстве

Наиболее популярный пример отрицательного внешнего эффекта в производстве – это загрязнение окружающей среды. Например, крупный промышленный завод сливает сточные воды в реку и выбрасывает диоксид углерода в атмосферу. В результате этого ущемляются интересы многих лиц: люди больше не могу купаться в чистой воде и дышать свежим воздухом, недвижимость и земля в стоящем рядом на берегу реки коттеджном поселке начинает падать, а располагающееся рядом рыбное хозяйство начинает терять уловы рыбы. Ни один из данных эффектов не учтен в цене продукции завода.

В этом случае предельные общественные издержки (marginalsocialcost, MSC) оказываются больше предельных частных издержек (то есть издержек завода) на величину предельных внешних издержек (то есть на величину внешнего эффекта):

Графически данная ситуация изображается следующим образом:

Компенсация внешних эффектов производства в плановой экономике - картинка 6

При наличии отрицательного внешнего эффекта в производстве предельные общественные издержки оказываются выше предельных частных издержек. При этом предельные общественные выгоды равны предельным частным выгодам.

В этом случае равновесие рынка находится в точке, тогда как общественно оптимальное равновесие находится в точке B.

То есть с точки зрения общества товара должно производиться и потребляться меньше, а стоить он должен дороже.

Отрицательный внешний эффект в потреблении

Также возможна ситуация, когда потребление блага сопровождается отрицательным внешним эффектом для третьих лиц. Классическим примером является прослушиване громкой музыки. В этом случае ваше потребление создает издежрки для соседей.

В этом случае предельные общественные выгоды (marginalsocialbenefit, MSB) оказываются ниже предельных чатсных выгод (marginalprivatebenefit, MPB) на величину предельных внешних выгод (marginalexternalbenefit, MEB).

Компенсация внешних эффектов производства в плановой экономике - картинка 7

С точки зрения общественных интересов товара должно производиться и потребляться меньше, и стоить он должен дешевле.

Положительный внешний эффект в производстве

Классическим примером положительного внешнего эффекта в производстве являются инновации. Фирмы в процессе производственной деятельности в поиске эффективных способов производства нередко прибегают к инновациям, которые вскоре становятся доступными для всего общества.

В этом случае предельные общественные издержки (marginalsocialcost) оказываются ниже предельных частных издержек (marginalprivatecost) на величину предельных внешних издержек (marginalexternalcost):

Компенсация внешних эффектов производства в плановой экономике - картинка 8

При положительном внешнем эффекте в производстве товара с точки зрения общественных интересов товара должно производиться и потребляться больше, а стоить он должен дешевле.

Положительный внешний эффект в потреблении

Допустим, вы решили облагоустроить собственный подъезд. На свои деньги вы покупаете красивые кустарники и деревья, вешаете на стены красивые картины. Но выгоду от вашей покупки получаете не только вы, но и остальные жители подъезда.

В этом случае третьи лица получают выгоды от процесса вашего потребления, и предельные общественные выгоды (marginalsocialbenefit) становятся выше ваших предельных частных выгод (marginalprivatebenefits) на величину предельных внешних выгод ваших соседей (marginalexternalbenefit):

Компенсация внешних эффектов производства в плановой экономике - картинка 9

С точки зрения общественных интересов товара должно производиться больше и стоить он должен дороже.

Данные примеры внешних эффектов позволяют сделать вывод: при отрицательных внешних эффектах, в производстве или потреблении, с точки зрения общественных интересов товара должно производиться меньше, то есть он производится в избыточном количестве. При положительных внешних эффектах, наоборот, товар производится в недостаточном количестве. То есть с точки зрения общественных интересов товара должно производиться больше.

Поскольку внешние эффекты приводят к неэффективному распределению ресурсов, общество ищет способы их устранения. Устранение внешних эффектов заключается в обращении внешних эффектов во внутренние издержки или выгоды, и называется этот процесс «интернализация».

Интернализация – обращение внешних эффектов третьих лиц во внутренние издержки или выгоды участников рынка.

Один из способов интернализации внешних эффектов заключается в налогообложении или субсидировании участников, которые производят отрицательный или положительный внешний эффект.

Одним из способов интернализации отрицательного внешнего эффекта в производстве, например при загрязнении окружающей среды, выступает налогообложение предприятий, осуществляющих вредные выбросы. Данные налоги называются «налоги Пигу» по имени американского экономиста Артура Пигу, который впервые предложил интернализацию внешних эффектов таким образом.

«Налог Пигу» увеличивает предельные издержки завода таким образом, чтобы новая цена и объем производства отвечали общественно оптимальным интересам:

Компенсация внешних эффектов производства в плановой экономике - картинка 11

В случае положительного внешнего эффекта в производстве государство может субсидировать производство товара, например, предоставляя налоговые льготы инновационным предприятиям.

Компенсация внешних эффектов производства в плановой экономике - картинка 12

Но кроме государственного вмешательства существуют и частные способы интернализации внешних эффектов, когда стороны самостоятельно могут договориться об устранении внешних эффектов, и это утверждает великая теорема Коуза.

Материалы данного раздела не публикуются на сайте, а доступны в полной версии данного пособия, которое я использую на занятиях с учениками.

В начале главы «Рыночное равновесие» мы рассуждали о том, что именно наличие множества рынков, на которых потребитель могут альтернативно удовлетворять потребности, а производители альтернативно решить, какие товары производить из имеющихся ресурсов, делает экономику эффективной, позволяя участникам извлекать нужную информацию из цен. В случае урегулирования судом проблем внешних эффектов и споров между сторонами решается наилучшим образом, когда им доступно максимальное количество возможностей для выработки совместных решений.

Основываясь на приведенных выше рассуждениях, попробуем проанализировать, какой из методов регулирования внешних эффектов является эффективным. Рассмотрим известный случай загрязнения окружающей среды, который является отрицательным внешним эффектом.

Можно предложить три способа регулирования загрязнения окружающей среды:

1. Принудительное сокращение объемов производства

2. Обложение вредных производств налогов

3. Организация рынка загрязнений

Рассмотрим каждый из способов подробнее

Принудительное сокращение объемов производства, одинаковое для каждой фирмы, не является эффективным экономическим решением. Разные компании могут по разному загрязнять окружающую среду. Если обязать все компании сократить производство на одинаковую величину, то это будет неэффективным решением. Далее, какие-то компании имеют низкие издержки устранения загрязнений, и могут предпочесть потратить деньги на дополнительное оборудование без сокращения выпуска, а какие-то компании имеют высокие издержки на устранение загрязнений и предпочтут сократить выпуск или же уплатить штраф.

В этом отношении налоги Пигу являются более эффективным методом устранения внешних эффектов. Некоторые компании предпочтут потратить деньги на очистные сооружения и платить меньше налогов, а некоторые предпочтут не снижать выбросы и платить налоги. Но при налогах Пигу мы забыли о выводах нашего предыдущего анализа: загрязнения неэффективны не сами по себе, а потому что они имеют негативный эффект на разнообразных внешних агентов, например, на владельцев расположенных рядом рыбных ферм. В случае налогов Пигу заводы имеют стимулы сокращать выбросы, но тогда владельцы ферм не имеют стимулов самим ставить очистное оборудование. Если же фермеры имеют более низкие издержки по устранению последствий загрязнений, чем заводы, то налоги Пигу будут неэффективным способом решения проблемы с точки зрения общественных издержек.

Третий способ заключается в организации рынка разрешений на загрязнение. Это означает, что завод, производящий загрязнения, должен купить на рыке право загрязнять окружающую среду в размере определенного количества единиц загрязнений (речь идет о квотах на загрязнение). Первоначальное распределение квот на загрязнение построено таким образом: тот, кто обладает технологией с низким уровнем загрязнения, получает большую квоту. Тот, кто обладает технологией с высоким уровнем загрязнения, получает меньшую квоту. Далее между участниками организуется рынок квот.

Рассмотрим модельную работу такого рынка на нашем примере про ферму и завод.

И в этом смысле организация конкурентного рынка разрешений на загрязнения оказываются еще более эффективным методом устранения внешних эффектов по сравнению с налогом Пигу.

http://cyberpedia.su/15xba9a.html

Раздел 2. Микроэкономика

Тема 6. Внешние эффекты и общественные блага

2.6.1. Внешние эффекты

Эластичная модель рынка предполагает, что издержки и выгоды по обмену товарами несут и получают продавцы и покупатели. Между тем, результаты обмена могут воздействовать и на те субъекты (фирмы, домохозяйства, государство), которые непосредственно не участвуют в данной рыночной сделке. Это последствия принято разделять на две группы:

— положительные внешние эффекты (выгоды);

— отрицательные внешние эффекты (издержки), которые несут «третьи лица», не участвующие в обмене. Эти эффекты не выражаются в цене, и рынок не реагирует на них. Отсюда необходимость вмешательства государства в экономику.

Внешние эффекты – это побочные эффекты, не учтенные в цене, возникающие у третьих лиц или общества в целом в процессе производства или потребления (экстерналии).

Так, например, удобрения, выпускаемые химическим производством, оплачивает сельское хозяйство, но негативные последствия от этого производства испытывает население, живущее вблизи от химических комбинатов. Увеличение количества обучающейся молодежи дает пользу не только тем, кто учится, но и обществу, повышая его культурный уровень. В том и другом случае побочный эффект получают люди, не участвующие в рыночных сделках.

Внешние эффекты не учитываются в цене по двум причинам:

1) если есть отрицательный эффект, нужны дополнительные вложения капитала со стороны производителей, например, постройка очистных сооружений, чтобы его ликвидировать. Это увеличит цену, сократит спрос, снизит объем производства, а значит, и прибыли;

2) потребитель не заинтересован в росте цен. Трансакционные издержки на заключение соглашения между производителем и пострадавшей стороной становятся так велики, что являются нереальными. В результате цены, установленные на рынке, несут искаженную информацию, т.е. не отражают всех затрат, не стимулируют к поиску новых материалов и технологий, позволяющих обеспечить безопасность окружающей среды.

Для общества необходимо знать все издержки производства, т.к. увеличение производства влечет и рост отрицательных внешних эффектов. Это определяется через показатель общих социальных издержек (TSC), который определяется как сумма чистых издержек (TРС) и внешнего отрицательного эффекта (TES): TSC= TРС+ TES.

Соответственно прирост на каждую дополнительную продукцию чистых и социальных издержек, а также внешнего отрицательного эффекта образуют предельные чистые издержки (МРС), предельные социальные издержки (MSC), предельные внешние издержки (MEC).

Отрицательный внешний эффект – это использование ресурса, не отраженное в цене товара, что может стать причиной экономической неэффективности. Такое предприятие не тратит средств на создание очистных сооружений, его предельные чистые издержки меньше социальных предельных издержек и объема выпускаемой продукции. В этом случае объем производства устанавливается в точке равновесия, когда предложение, определяемое предельными чистыми издержками, равно спросу, определяемому предельной общественной полезностью.

Компенсация внешних эффектов производства в плановой экономике - картинка 14

При строительстве очистных сооружений внешние и предельные издержки взрастут, что приведет к росту цен и сокращению выпуска до оптимального уровня, т.е. не дающего отрицательного внешнего эффекта, но реально предприятие работает по-старому.

Т.о. всегда, когда существует внешний отрицательный эффект от производства товара, объем этого производства больше оптимального, а цены занижены.

Положительный внешний эффект – это полезность, не отраженная в цене (учеба в ВУЗе). Общая социальная полезность этого товара определяется как сумма индивидуальной полезности и внешнего эффекта.

Предельная социальная полезность (MSB) равна сумме предельной индивидуальной полезности (MPB) и предельной внешней полезности (MEB). В этом случае рыночное равновесие устанавливается тогда, когда предельные индивидуальные издержки равны предельной индивидуальной полезности.

Общество заинтересовано в увеличении числа образованных людей, для этого необходимо снизить плату за обучение или ввести субсидии, кредиты для желающих учиться. При снижении платы спрос возрастет, однако низкая плата не покроет дополнительные издержки производства и они будут вынуждены или прекращать обучение или увеличивать плату. Введение субсидий со стороны государства позволит компенсировать предельные издержки и увеличить количество обучающихся. Т.о., при помощи внешнего положительного эффекта сам рынок не учитывает его, поэтому данных товаров производится недостаточно, а их цены занижены.

Внешние эффекты, возникающие в производстве, как положительные, так и отрицательные, оказывают негативное воздействие на экономику: вредные товары перепроизводятся, а общественно полезных выпускается недостаточно.

http://www.aup.ru/books/m240/2_6_1.htm

Внешние эффекты и внешние издержки

ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ (экстерналии) – это воздействие экономических субъектов, участвующих в данной сделке, на третьих лиц, не принимающих участия в сделке; факторы, которые не учитываются при определении валового национального продукта, но оказывают влияние на благосостояние людей.

Различают положительные и отрицательные внешние эффекты.

Отрицательные внешние эффекты (негативные экстерналии) – это негативное воздействие участвующих в сделке экономических субъектов на третьих лиц; это стоимость использования ресурса, не отраженная в цене продукта.

Отрицательные внешние эффекты могут быть результатом и производства, и потребления товаров, обмениваемых на рынке. Примером отрицательного внешнего эффекта может быть сброс отходов производства в реку, используемую для водозабора и/или для рыбной ловли и купания. Чем больше объем сброса отходов в реку, тем больше вред, наносимый полезности, связанной с использованием реки.

Выделяют следующие виды отрицательных внешних издержек.

Совокупные внешние издержки (ТЕС) это совокупный ущерб, наносимый третьим лицам. Они изменяются в зависимости от объема выпуска в отрасли. С увеличением производства совокупные внешние издержки увеличиваются.

Предельные внешние издержки (МЕС) это дополнительные издержки, связанные с производством каждой дополнительной единицы продукции, которые не оплачиваются производителями, а перекладываются на третьих лиц.

Предельные индивидуальные издержки (МРС) это стоимость услуг тех ресурсов, которые фирмы покупают или которыми владеют. Предельные индивидуальные издержки производства не включают в себя предельные внешние издержки, если существуют отрицательные внешние эффекты. При отрицательном внешнем эффекте предельные индивидуальные издержки меньше предельных общественных.

Предельные общественные издержки (MSC) это сумма предельных внешних издержек и предельных индивидуальных издержек.

Отрицательный внешний эффект иллюстрируется на рис. 50.1.

На рис. 50.1 видно, что эффективные объем выпуска и цена достигаются в точке, в которой предельные общественные издержки равны предельной общественной полезности.

Предельная общественная полезность (MSB) дополнительная полезность, извлекаемая при производстве еще одной единицы продукции.

При существовании отрицательного внешнего эффекта общее условие достижения эффективности может быть выражено следующим образом:

МРС + МЕС = MSC = MSB.

При суммировании предельных внешних издержек и предельных индивидуальных издержек последние поднимаются до уровня предельных общественных издержек. В условиях свободной конкуренции и при наличии отрицательного внешнего эффекта происходит занижение цены в сравнении с эффективной и завышение объема производства в сравнении с эффективным:

Положительные внешние эффекты это благоприятные воздействия участвующих в сделке экономических субъектов на третьих лиц; это полезность, не отраженная в ценах.

Компенсация внешних эффектов производства в плановой экономике - картинка 17

При положительном внешнем эффекте предельная общественная полезность превышает предельную индивидуальную полезность.

В связи с тем что извлекающие внешние выгоды третьи лица не принимают участия в заключении и совершении сделок с данным товаром, их выгоды не берутся во внимание при заключении таких сделок, а устанавливающиеся на рынке равновесные цены и количество отличаются от тех величин, которые были бы получены при подобном учете. Отсюда результатом положительных внешних эффектов являются недостаточный выпуск и занижение цены данного продукта, что приводит к снижению эффективности экономики. Поэтому, чтобы обеспечить эффективный объем выпуска, необходим такой механизм, благодаря которому третьи лица, использующие внешний эффект, вносили бы свой вклад в его получение и потребление. При этом одна часть вклада третьих лиц направлялась бы на снижение цены, уплачиваемой потребителями с тем, чтобы стимулировать рост их потребления, а другая часть использовалась бы для компенсации любого увеличения предельных издержек с тем, чтобы поощрять производителей увеличить выпуск продукции.

Выделяют следующие виды положительных внешних эффектов.

Предельная индивидуальная полезность (МРВ) товара – предельная полезность, получаемая лицом, купившим дополнительную единицу товара. Чтобы извлечь связанную с данным объемом товара предельную общественную полезность, необходимо к предельной индивидуальной полезности прибавить предельную полезность, извлекаемую третьими лицами.

Предельная внешняя полезность (МЕВ) товара это предельный выигрыш, извлекаемый третьими лицами, не являющимися ни продавцами, ни покупателями данного товара.

Совокупная внешняя полезность (ТЕВ) равна произведению полезности единицы товара на количество потребленных единиц.

Положительный внешний эффект изображен на рис. 50.2. На рис. 50.1 и 50.2 потери обозначены заштрихованными площадями (DWL), что свидетельствует об отрицательном влиянии на экономику как положительных, так и отрицательных внешних эффектов.

Компенсация внешних эффектов производства в плановой экономике - картинка 18

Суть проблемы внешних эффектов состоит в неэффективности размещения и использования ресурсов и продуктов в экономике в результате несовпадения индивидуальных общественных издержек или индивидуальной и общественной полезности. Решение проблемы внешних эффектов состоит в достижении равенства предельных общественных издержек и предельной общественной полезности:

Внешние эффекты превращаются во внутренние, в результате чего происходит интернализация внешних эффектов, означающая, что предельные частные издержки или выигрыши, связанные с обращением товаров на рынке, скорректированы таким образом, что показывают реальные общественные предельные издержки и выигрыши.

В частном секторе экономики проблема экстерналий может решаться посредством рыночного механизма без внешнего его вмешательства благодаря деятельности экономических агентов.

Проблема экстерналий может решаться двумя путями. Во-первых, посредством слияния (объединения) производителей и потребителей внешних эффектов в единую целостность (фирму, общество потребителей и т. д.). Вследствие чего ранее существовавшие внешние эффекты превращаются во внутренние. Во-вторых, внеэкономическими методами (моральные нормы, традиции и т. п.), т. е. путем воздействия на поведение экономических агентов, вызывающие внешние эффекты.

http://be5.biz/ekonomika/m016/50.html

Применение теории внешних эффектов в экономической практике

Теория внешних эффектов может быть использована при анализе экономических аспектов контроля над загрязнением окружающей среды. Теория внешних эффектов утверждает, что существует эффективный уровень загрязнения. Чтобы достичь эффективного результата, политики должны учитывать и издержки, и выигрыши от борьбы с загрязнением. Кроме того, при разработке программ по борьбе с загрязнением зачастую необходимо принимать во внимание соображения, связанные с распределением дохода. Когда уровень загрязнения уменьшается, появляются и выигравшие, и проигравшие. Если при уменьшении загрязнения окружающей среды достигается эффективность, то лица, положение которых улучшилось, могут компенсировать потери тем, чьё положение ухудшилось, и всё равно остаться в выигрыше. Однако, если компенсация не выплачивается, проигравшие могут помешать осуществлению такой политики.

Например, если фирмы, загрязняющие природную среду, должны платить налог за выбросы или ограничивать объём выбросов установленным уровнем, их издержки производства возрастают. Когда все фирмы в отрасли подвергаются таким ограничениям, цена продукции увеличивается. Это значит, что положение производителей и потребителей данного товара ухудшается. Положение тех, кто страдает от загрязнения, напротив, улучшается. Эффективная политика в области контроля за загрязнением окружающей среды — это такая политика, которая позволяет сбалансировать предельную общественную полезность контроля и предельные издержки на его осуществление.

Определение предельных общественных издержек и полезности, связанных с устранением загрязнения, — трудная задача. Полезность контроля за загрязнением связана с уменьшением ущерба, в том числе и для здоровья. Прочие выигрыши заключаются в увеличении сельскохозяйственной и другой продукции, на чьи издержки производства отрицательно влияет ущерб от загрязнения [8; с. 288].

Пересечение кривой предельных общественных выгод MSB с кривой предельных общественных издержек MSC позволяет определить эффективный для данного общества уровень вредных выбросов.

Компенсация внешних эффектов производства в плановой экономике - картинка 19

Рис. 3.1. Эффективный уровень вредных выбросов

Дело в том, что по мере снижения процента загрязняющих окружающую среду выбросов предельные социальные затраты резко возрастают, поэтому каждый дополнительный процент снижения обходится все дороже и дороже.

Существуют три основных пути сокращения вредных выбросов в окружающую среду:

  • 1) установление норм или стандартов по вредным выбросам;
  • 2) введение платы за выбросы;
  • 3) продажа временных разрешений на выбросы.

Установление норм или стандартов по вредным выбросам

Нормы выброса — ограничения, устанавливаемые правительственными органами на объёмы и виды загрязняющих веществ, которые могут быть выброшены в воду или в воздух в течение года. Например, один из законов устанавливает пределы содержания загрязняющих веществ в выхлопных газах автомобилей. В нём определяются нормы выброса в граммах одним автомобилем за одну милю пробега таких веществ, как углеводород, окись азота, угарный газ (окись углерода). Производители должны соблюдать эти требования, иначе им грозит штраф. Большинство производителей соблюдает нормы выбросов, оснащая свои автомобили очистными устройствами.

Однако нормы выбросов имеют некоторые недостатки. Нормы позволяют сбрасывать загрязняющие вещества в разрешённых количествах бесплатно. Другими словами, при этих нормах можно загрязнять окружающую среду бесплатно вплоть до некоторого уровня выбросов. Дальнейшее увеличение выбросов запрещено. Это означает, что фирмы побуждаются к соблюдению норм, но они не имеют стимула уменьшить выбросы ниже установленных норм. Кроме того, зачастую фирмы не могут избрать метод производства, позволяющий обеспечить соблюдение норм при минимальных затратах, поскольку подобные методы часто правительственными органами жёстко заданы. Фирмы не имеют стимула для поиска лучших, менее дорогих средств соблюдения норм и стандартов.

Ещё одна проблема заключается в том, что нормы не учитывают различия между фирмами в затратах на устранение выбросов. Для достижения эффективности необходимо осуществлять контроль за загрязнением таким образом, чтобы уровнять его предельные общественные издержки и предельную общественную полезность. Предельные общественные издержки контроля за загрязнением для фирмы зависят от того, какая технология применяется для уменьшения выбросов. Очевидно, фирмы используют различные технологии. Также применение жёстких правил неэффективно и в том случае, если предельная общественная полезность борьбы с загрязнением не одинакова в различных районах [8;с.289].

Следовательно, контроль за загрязнением с помощью единых норм неэффективен.

Плата за выбросы — это плата, взимаемая с фирмы за каждую единицу загрязняющих среду выбросов. В целом плата более предпочтительна, чем стандарты, по нескольким причинам. Во-первых, если стандарты должны применяться одинаково ко всем фирмам, то такого же снижения выбросов загрязняющих веществ можно добиться и с помощью платы за выбросы, причём с меньшими издержками. Во-вторых, плата за выбросы даёт фирме действенный стимул к установке нового оборудования, которое позволит ей снизить вредные выбросы ещё больше.

В последнее время широкое применение находит продажа временных разрешений на выбросы. Предположим, что мы хотим эффективно сократить выбросы, т.е. уменьшить уровень выбросов до той точки, в которой предельная выгода от снижения загрязнения будет равняться предельным издержкам этого снижения. Однако из-за неопределённости издержек и выгод от сокращения выбросов мы не собираемся полагаться на сборы за выбросы. Достигнуть желаемого результата мы можем, введя передаваемые разрешения на загрязнение. При этой системе каждая фирма должна получить разрешение на осуществление выбросов. В каждом разрешении оговорено количество выбросов, которое позволено фирме. В отношении всякой фирмы, производящей выбросы, которые не дозволены разрешением, применяются серьёзные денежные санкции. Количество разрешений, распределяемых среди фирм, подбирается таким образом, чтобы уровень выбросов не превышал желаемого максимума. Разрешения обращаются на рынке; они могут продаваться и покупаться [3; с. 578].

В рамках подобной системы загрязнять окружающую среду своими выбросами могут те фирмы, которые купили разрешения. Продажа прав на загрязнение является средством в борьбе за улучшение экологии.

В 1980-е внимание мировой общественности привлекла проблема глобального потепления. Высказывались опасения, что загрязнение атмосферы и рост среднегодовых температур может привести к таянию полярных льдов, из-за чего повысится уровень мирового океана и будут затоплены многие густозаселенные прибрежные территории.

Это потепление связывают с результатами человеческой деятельности — с ростом выбросов в атмосферу планеты так называемых парниковых газов, углекислого газа (СО2) и метана. Эти газы поглощают инфракрасные (тепловые) лучи, которые излучает нагретая поверхность планеты, и тем самым препятствуют ее охлаждению, что приводит к увеличению температуры воздуха.

Основную роль в формировании тепловой ловушки в верхних слоях атмосферы играет углекислый газ. Тепловые станции, транспорт и городское хозяйство производят примерно 1/3 всего углекислого газа, выбрасываемого в атмосферу Земли. Леса планеты частично поглощают углекислый газ. Однако количество выбрасываемого в атмосферу углекислого газа в результате роста объемов потребления сжигаемого топлива так велико, что «зеленые легкие планеты» уже не могут полностью переработать его. Подавляющая доля выбросов приходится на развитые страны Северной Америки и Европы, стремительно индустриализирующиеся развивающиеся страны Дальнего Востока.

http://vuzlit.ru/763117/primenenie_teorii_vneshnih_effektov_ekonomicheskoy_praktike

Литература

  1. Оксамытный, В. В. Общая теория государства и права / В.В. Оксамытный. — М.: Юнити-Дана, 2011. — 512 c.
  2. Торгашев, Г.А. Методика преподавания юриспруденции в высшей школе / Г.А. Торгашев. — М.: ГОУ ВПО «Российская академия правосудия», 2014. — 463 c.
  3. Майлис, Н. П. Моя профессия — судебный эксперт / Н.П. Майлис. — М.: Щит-М, 2014. — 168 c.
  4. Мазарчук, Д. В. Общая теория государства и права. Ответы на экзаменационные вопросы / Д.В. Мазарчук, Н.А. Глыбовская. — М.: ТетраСистемс, 2011. — 144 c.
  5. Толкушкин, А.В. Налогообложение физических лиц при операциях с недвижимостью / А.В. Толкушкин. — М.: ЮРИСТЪ, 2000. — 344 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях