WordPress

Компенсация внешних эффектов производства в смешанной экономике

Компенсация внешних эффектов производства в смешанной экономике - картинка 1

Компенсация внешних эффектов производства в смешанной экономике

Компенсация внешних эффектов производства в смешанной экономике - картинка 2Компенсация внешних эффектов производства в смешанной экономике - картинка 3Компенсация внешних эффектов производства в смешанной экономике - картинка 4Компенсация внешних эффектов производства в смешанной экономике - картинка 5

Компенсация внешних эффектов производства в смешанной экономике - картинка 6

Компенсация внешних эффектов производства в смешанной экономике - картинка 7

Внешние эффекты рынка и производство общественных товаров. Асимметричная информация.

Введение:

Этой лекцией мы завершаем изучение раздела микроэкономики. Известно, что, несмотря на принцип «невидимой руки» А. Смита, рынок не может функционировать автоматически на все 100%. На нем встречаются трудности, с которыми, как правило, может справиться только государство. Среди причин их возникновения экономисты называют существование внешних эффектов рынка, необходимость производства общественных товаров, а также асимметричное распределение информации между участниками рыночного хозяйства. Виды и объемы производства общественных благ определяются в гocyдapствe политическими методами, путем голосования. Поэтому в данной лекции мы также рассмотрим и некоторые вопросы теории общественного выбора.

Внешние эффекты имеют место, когда производство или потребление товара оказывает непосредственное воздействие на третьих лиц, не участвующих в процессе купли-продажи этого товара. При этом внешние эффекты не находят полного отражения в рыночных ценах и представляют собой выгоды и издержки третьих лиц. Внешние эффекты могут быть отрицательными, когда деятельность одной стороны приводит к издержкам другой, и положительными, когда деятельность одной стороны приносит выгоду другой. Классическим примером отрицательных внешних эффектов рынка может быть загрязнение окружающей среды. Например, химический комбинат сбрасывает отходы в расположенное поблизости озеро. Эти отходы загрязняют воду, губят рыбу и птиц, наносят реальный ущерб здоровью людей.

У химического комбината нет стимулов для учета внешних дополнительных издержек, которые выражаются в убытках рыбаков, охотников, снижении качества жизни других людей, так как они не учитываются в рыночной цене продукции данного комбината. В качестве отрицательного внешнего эффекта рынка можно назвать и увеличение количества безработных в результате внедрения научных достижений в производственный процесс. Положительный внешний эффект возникает, например, когда фермер строит оросительную систему на своем участке, что приводит к улучшению качества почвы на территории, прилегающей к его ферме. Этим бесплатно пользуется фермер-сосед, увеличивая свое благосостояние. Или, например, незащищенные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, результатами которых могут пользоваться третьи лица, и т. д.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

(Как мы уже говорили, внешние эффекты не отражаются в рыночных ценах, поэтому они могут стать причиной неэффективности. Посмотрим, как же это происходит.)

Для иллюстрации воздействия внешних эффектов рассмотрим деятельность всех химических комбинатов, сбрасывающих отходы в близлежащие водоемы, в условиях совершенно конкурентного рынка. Предположим, что комбинаты используют фиксированное количество факторов производства, т. е. объем выбросов может быть сокращен только за счет снижения объема производства продукции.

На рис. 11.1 кривая D — кривая спроса на продукцию химических комбинатов. С помощью ее измеряется предельная выгода потребителей, т. е. она совпадает с кривой предельного дохода. МС — кривая предельных издержек, которая представляет собой кривую предложения отрасли. Отраслевой выпуск продукции QI определяется точкой пересечения кривых предельного дохода и предельных издержек. Рыночная цена при этом будет равна Р1.

Компенсация внешних эффектов производства в смешанной экономике - картинка 9

Внешние дополнительные издержки рыбаков, охотников и других лиц показываются на кривой предельных внешних издержек (МЕС), которая имеет наклон вверх для большинства отрицательных внешних эффектов, так как по мере того, как фирмы производят дополнительный объем продукции, в окружающую среду сбрасываются дополнительные отходы, поэтому предельные внешние издержки увеличиваются.

Кривая МSС представляет собой предельные общественные издержки, которые равны сумме предельных издержек (МС) и предельных внешних издержек (МЕС), т. е. МSС = МС + МЕС. Эффективный для общества объем производства Q2 находится на пересечении кривой предельных общественных издержек (МSС) и кривой предельного дохода. При этом продукция будет продаваться по более высокой цене Р2. Мы видим, что объем производства отрасли QI больше эффективного объема производства Q2, т. е. экономическая неэффективность проявляется как избыточное производство, вызывающее слишком большой сброс отходов.

Отмечается и чрезмерное количество ресурсов, используемых химкомбинатами при производстве именно этого товара. Причиной неэффективности является неправильное ценообразование. Рыночная цена 1) слишком низка, она отражает только частные предельные издержки фирм, а эффективной ценой будет цена Р2, которая отражает предельные общественные издержки, включающие, как мы уже знаем, и предельные внешние издержки. Положительные внешние эффекты, наоборот, могут привести к слишком малому объему производства и завышенным ценам.

Возникает вопрос, каковы же способы решения проблемы внешних эффектов рынка.

К основным способам решения проблемы отрицательных внешних эффектов рынка относятся:

1. Введение государством налога на выброс вредных отходов (плата за выбросы). Плата за выбросы — это отчисления, взимаемые с фирмы за каждую единицу объема вредных выбросов. Допустим, химический комбинат выпускает продукцию и сбрасывает вредные отходы вещества в близлежащий водоем. При этом он выпускает чрезмерное с точки зрения общества количество продукции Q1 по цене РI(рис. 11.2). Введение налога на сброс отходов сместит кривую предложения химического комбината влево — с S до S1. В результате будет наблюдаться снижение выпуска продукции с Q1 до Q2и повышение рыночной цены с РIдо Р2.Тем самым выбросы химического комбината сокращаются, т. е. отрицательный внешний эффект уменьшается.

2. Установление стандартов по выбросам. Стандарты по выбросам — это установленный законом предел концентрации вредных веществ в промышленных выбросах. Если фирма допускает превышение этого стандарта, то она подвергается денежному штрафу, а ее управляющие могут понести уголовную ответственность. При этом размер штрафов должен быть больше стоимости очистительных сооружений.

З. Использование рыночных лицензий на сброс отходов. Сначала определяются предельные объемы загрязнения (в идеале — на уровне оптимального выброса). Затем они делятся на ограниченное количество лицензий (разрешений) и распространяются среди всех предприятий — источников загрязнения. Потом эти лицензии становятся предметом купли-продажи. Фирмы, которые имеют высокий уровень предельных издержек на снижение уровня выбросов, при обретают дополнительные лицензии у тех, чьи издержки на эти мероприятия ниже. Равновесие наступает тогда, когда предельные издержки на снижение уровня загрязнения будут одинаковы для всех фирм.

Кривая D представляет собой кривую спроса на лицензии, или на права загрязнения. Общее количество лицензий не изменяется и устанавливается в идеале на уровне оптимального загрязнения, т. е. кривая предложения лицензий S абсолютно неэластична. Равновесная цена лицензии устанавливается на уровне Р. По мере роста численности населения спрос на лицензии увеличивается, т. е. кривая спроса на лицензии сдвигается вправо в положение D1. Но объем предложения лицензий не изменится, следовательно, рост спроса на лицензии приведет только к повышению цены лицензии до РI, общее же количество выбросов останется неизменным.

4. Применение теоремы Коуза — еще один способ решения проблемы внешних эффектов рынка. Теорема была впервые сформулирована в 1960 г. и названа по имени английского экономиста Рональда Гарри Коуза. Суть ее состоит в том, что когда внешние эффекты затрагивают незначительное число лиц, стоимостъ сделки невелика, а права собственности оговорены, то проблему внешних эффектов можно решить путем частного соглашения без вмешательства государства. Когда же затрагивается значительное число лиц и стоимость сделки очень велика, частные соглашения не могут решить проблему внешних эффектов (например, проблему кислотных дождей). Тогда здесь должно вмешиваться государство.

(Таким образом, мы выяснили, что внешние эффекты являются одной из причин возникновения трудностей на рынке. Другая аналогичная причина — необходимость производства общественных товаров.)

2. Общественные блага

Большая часть производимых в обществе товаров представляет собой частные блага, т. е. предназначенные для личного потребления. Товар называется частным, если, будучи потребленным одним лицом, он не может быть одновременно потребленным другими лицами. Например, одежда: когда ту или иную одежду (предмет гардероба) носит один человек, то в это же самое время никто другой носить ее уже не может. Но существуют еще и другие блага, которые мы можем потреблять одновременно, причем независимо от того, платим мы за это или нет. Товар называется общественным, если, будучи потребленным одним лицом, он при этом доступен для потребления другими. Примерами общественных товаров могут быть чистый воздух, маяк на берегу моря, национальная оборона, охрана общественного порядка.

Общественные блага имеют свои особенности, а именно:

1) они являются неделимыми, т. е. состоят из настолько крупных единиц, что не могут быть проданы индивидуальным покупателям;

2) они неисключаемы, т. е. никто из людей не может быть исключен из сферы их потребления. Частное благо — исключаемо: например, при продаже холодильника одному человеку исключается возможность купить его другим;

3) предельные издержки для дополнительного потребителя равны нулю. Например, когда маяк построен и введен в эксплуатацию, дополнительное судно, пользующееся светом маяка, ничего не добавит к издержкам маяка.

Значительная часть общественных благ не производится частными производителями из-за существования проблемы «безбилетника», или «фрирайдера» (free-rider problem) — проблема бесплатного пользования благами. (Люди действуют как пассажиры «зайцы», которые понимают ценность проезда, но не хотят платить за него.) Поэтому общественные блага не производятся в достаточном количестве частными фирмами. Свет маяка виден всем, и если владелец судна не заплатит за него, то капитану все равно нельзя запретить пользоваться сигналами маяка. Поэтому у частных фирм нет стимулов заниматься строительством маяка, так как его все равно никто не купит. Ведь выгода, приходящаяся на долю каждого судовладельца, не может окупить издержек на строительство маяка. Но если каждый будет ждать, что заплатит другой, то ни маяка, ни должного уровня национальной обороны и охраны общественного порядка не будет. Для разрешения проблемы фрирайдера необходимо, чтобы государство обеспечивало производство общественных товаров за счет принудительных взысканий в форме налогов.

Не все блага, производимые под контролем государства, являются общественными. К ним можно применить принцип исключаемости: улицы, автомагистрали, библиотеки, музеи, медицинское обслуживание, образование. На них можно устанавливать цены и тогда частные производители способны обеспечить ими потребителей через рыночную систему. Однако рынок недостаточно выделяет денег на их производство, так как имеют место быть значительные внешние эффекты. Тогда государство берет на себя часть их финансирования и производства. Эти товары называются квазиобщественными.

Виды и объемы производства общественных благ определяются в государстве путем голосования, поэтому теперь мы переходим к рассмотрению теории общественного выбора.

http://studopedia.ru/10_188795_vneshnie-effekti-v-ekonomike.html

Государство в смешанной экономике

Понятие смешанной экономики

Смешанная экономика представляет собой рыночную систему, базирующуюся на частной собственности и свободной предпринимательской деятельности, при этом система регулируется государством.

Смешанная экономика имеет в своем составе как частную и корпоративную, так и государственную (общественную) собственность на средства производства.

Смешанная экономика возникает в качестве альтернативы известным экономическим системам, приобретая на сегодняшний день глобальный и естественный характер. Смешанная модель хозяйства — наиболее оптимальный и адекватный спутник государственного регулирования 19 века, именно этот тип экономики способен решить задачи, стоявшие перед развитыми и развивающимися государствами постиндустриального общества.

Можно сказать, что управление смешанной экономикой происходит посредством частного сектора и рыночного инструментария, при этом государственные органы, власть и социальные структуры влияют на экономическую ситуацию через фискальные рычаги и директивы. В смешанной экономике встречаются элементы административно-командной, традиционной экономики, а также и чистого капитализма, которые могут быть совместно очень плодотворными.

Готовые работы на аналогичную тему

Особенности смешанной экономики

В смешанной экономике могут действовать несколько разновидностей хозяйств и предпринимательств, среди которых можно выделить: государственные предприятия, учреждения и организации, предприятия крупного, среднего и малого предпринимательства, муниципальные организации.

При смешанной экономике интересы личности, которая обладает большим числом потребностей, находятся в центре социального и экономического развития государства. При этом смешанная экономика в разных государствах на определенных стадиях развития отличается. Например, в США государство в наименьшей степени, чем в остальных странах контролирует данную область. В этом случае частный капитал обладает первостепенной роли, а развитие и стимулирование частного капитала — первостепенная задача государства.

Страны, которым присуща смешанная экономика, решают с помощью нее несколько важных задач:

  • Обеспечивается занятость,
  • Стабилизируются цены,
  • Происходит взаимосвязь зарплаты и производительности труда,
  • Достижение равновесия платежного баланса,
  • Полное использование производственных мощностей.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Роль государства в смешанной экономике

Государство в рамках смешанной экономической системы выполняет функцию активного координатора и планировщика, в том числе и роль гаранта стабильности, если произойдет провал рынка, наиболее популярным механизмом компенсации которого служит налогообложение. Налогообложение дает возможность проводить корректировку мнения и активности общественности, аккумулируя материальные средства для целей государства.

Основой появления смешанного типа экономики стали отдельные ее элементы, которые начали свое формирование в конце 19 – начале 20 века.

Современная теория смешанной экономики проходила свое формирование за 3 стадии, тесно связанные с переломными моментами становления традиционной рыночной экономики. Каждую стадию можно характеризовать появлением новых форм рыночного хозяйства, что постепенно вело к изменениям механизма ее функционирования.

В 30 – х годах прошлого века произошел кризис, которые выявляет несколько потребностей экономической жизни: невмешательство в экономику государства, а также возможность установления рыночного равновесия.

По причине с не жёстко детерминированной идеей, в соответствии с временными, национальными, историческими и другими условиями, смешанные экономические системы развивались по разным сценариям. Помимо этого для разных регионов с течением времени были характерны весьма специфические особенности, которые для определенного континента, государства и народа. Этот факт проявлялся в степени выраженности элементов рынка, частной и государственной собственности в рамках определенной экономики. Одновременно смешанная экономическая система оставляла за отдельными элементами право исключительного доминирования.

Эта разница была основана на большом количестве факторов, основными из которых можно считать геополитическую ситуацию, уровень и качество материально-технического оснащения, политические тенденции, социокультурную обстановку в регионе и др.

Существует общее определение смешанной экономики, но, не смотря на это, в разных государствах она проходит по разным путям. Процесс внедрения смешанной экономики в разных государствах осуществлялся различными способами, что объяснялось некоторыми особенностями:

  • Различный уровень материально-технической базы,
  • особенности геополитического развития,
  • особенности политического развития,
  • социально-культурные особенности,
  • особенности формирования общественного строя.

Государство в смешанной экономике

Роль государства в существовании смешанной модели экономики невозможно переоценить.

Государство обладает в этой системе полномочиями контроля распределения национальных богатств, влияния на процессы внутри экономики посредством таможенных пошлин, налогов и государственных расходов.

Основные функции, которые отведены государству: регулирование, справедливость, эффективность.

Для более эффективного и полного исполнения государством своих обязанностей, ему нужно минимизировать все расходы, сделав все возможное для максимального приближения к социально-политической стабильности. Стабильность означает, что все субъекты экономики способны функционировать и развиваться в нормальном режиме.

В модели смешанной экономике государство способно решать соответствующие задачи:

  • Поддержка стабильного, эффективного и устойчивого развития хозяйственных структур,
  • Законно определять права собственности на экономические ресурсы, включая механизм их осуществления,
  • Гарантировать приоритеты личных интересов и экономической мотивации в области законного извлечения прибыли в зависимости от результатов деятельности,
  • Внедрять и осуществлять политику защиты населения с низким доходом,
  • Использовать конкурентный механизм цен, прибыли и убытков, включая ограничение государственной монополии.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

http://spravochnick.ru/ekonomika/suschnost_celi_i_zadachi_smeshannoy_ekonomiki/gosudarstvo_v_smeshannoy_ekonomike/

Теория внешних эффектов

Внешние эффекты относятся к провалам рынка в силу того, что отсутствует плата за выгоды или затраты, распространяющиеся на третьих лиц. Это происходит из-за отсутствия рынка того ресурса или блага, через который данный внешний эффект реализуется.

Подобная ситуация возникает тогда, когда эти блага или ресурсы переходят из категории свободных в категорию экономических (становятся ограниченными), и один из тех, кто их потребляет, мешает другим пользоваться этим же благом, что и порождает внешние затраты. Если рынок при этом не возникает и плата за редкий ресурс нс назначается, внешние затраты не влияют на поведение того лица, которое их вызывает. В итоге искажается структура цеп, а распределение ресурсов оказывается неоптимальным.

Пример. Предположим, что некий целлюлозно-бумажный комбинат использует для своего производства воду из озера и сбрасывает туда же стоки. Фирма не приобретает данный ресурс на рынке и, следовательно, ничего за него не платит. В то же время она лишает других потребителей (рыболовов, купальщиков) возможности в полном объеме использовать данный ресурс. Подобная ситуация возникает из-за того, что чистая вода становится ограниченным ресурсом (за него конкурируют фабрика и другие потребители), который не имеет собственника и используется бесплатно. В результате комбинат не учитывает возникающие от его деятельности внешние затраты и производит свою бумагу в неэффективном объеме.

Для более детального понимания проблемы, обратимся к моделям внешних эффектов. Первоначально рассмотрим модель отрицательных внешних эффектов в отрасли с совершенной конкуренцией.

В данной модели принимаются следующие допущения. Фирмы загрязняют окружающую среду в результате сброса сточных вод. Пусть сброс каждой тонны отходов наносит ущерб в размере 10 руб. третьим лицам, не производящим и не потребляющим продукцию этих фирм. С ростом производства общий ущерб будет увеличиваться и выражаться в совокупных внешних затратах (ТЕС) (рис. 11.7).

Компенсация внешних эффектов производства в смешанной экономике - картинка 11

Рис. 11.7. Совокупные внешние затраты

Дополнительные затраты, связанные с выпуском каждой дополнительной единицы продукции, которые не оплачиваются фирмами, а перекладываются на третьих лиц (дополнительный ущерб), называются предельными внешними затратами (МЕС):

Компенсация внешних эффектов производства в смешанной экономике - картинка 12

Характер изменения предельных внешних затрат и общих внешних затрат в зависимости от объема выпуска продукции определяется особенностями каждой конкретной отрасли. Как правило, МЕС и ТЕС возрастают с ростом объемов выпуска ().

Для упрощения анализа предположим, что МЕС остаются постоянными при изменениях объемов выпуска О (рис. 11.8).

Компенсация внешних эффектов производства в смешанной экономике - картинка 13

Рис. 11.8. Предельные внешние затраты

Рынок продукции данной отрасли характеризуется состоянием, изображенным на рис. 11.9.

Спрос на продукцию отрасли (/)) характеризуется предельной общественной полезностью для потребителей продукции данной отрасли (МБВ). Предложение продукции отрасли (5) определяется предельными индивидуальными затратами фирм (МРС). В МРС включаются только затраты на использование ресурсов, которые фирмы покупают или которыми владеют, и не включаются предельные внешние затраты (МЕС).

Компенсация внешних эффектов производства в смешанной экономике - картинка 14

Рис. 11.9. Рынок продукции отрасли

Точка Е это точка рыночного равновесия без учета внешних эффектов:

  • Ре текущая равновесная рыночная цена;
  • — О,, — равновесный объем продаж.

Поскольку фирмы создают отрицательные внешние эффекты, приводящие к дополнительным затратам, которые перекладываются на третьих шц, то существуют, помимо индивидуальных предельных затрат, еще I предельные общественные затраты.

Предельные общественные затраты (А/5С) это сумма предельных внешних затрат (МЕС) и предельных индивидуальных затрат (МРС):

Компенсация внешних эффектов производства в смешанной экономике - картинка 15

При отрицательном внешнем эффекте предельные индивидуальные затраты всегда меньше предельных общественных затрат, так как фирмы не платят третьим лицам за загрязнение окружающей среды.

Определим эффективный объем выпуска продукции в отрасли с учетом отрицательных внешних эффектов (рис. 11.10).

Эффективный объем выпуска будет соответствовать точке £*, в которой предельная общественная полезность равна предельным общественным затратам. При этом очевидно, что эффективный объем выпуска отличается от равновесного:

Компенсация внешних эффектов производства в смешанной экономике - картинка 16

Возможны два варианта функционирования отрасли. В первом случае для фирм отсутствует плата за ущерб, и они полностью перекладывают внешние затраты па третьих лиц. Во втором — фирмы компенсируют ущерб третьей стороне.

Компенсация внешних эффектов производства в смешанной экономике - картинка 17

Рис. 11.10. Определение эффективного объема выпуска с учетом отрицательных внешних эффектов

http://studme.org/83749/ekonomika/teoriya_vneshnih_effektov

Роль государства в экономике. Внешние эффекты и общественные блага

1. Роль государства в экономике — это степень вмешательства и контроля правительства за экономическими процессами. Она зависит от типа экономической политикигосударства: классического, регулирующего или командного.

Экономическая политика называется классической, если:

• государство не вмешивается в экономику

• правительство должно заниматься лишь внешним, внутренним долгом и защитой границ

• государство может проводить политику протекционизма, т. е. поддержки предприятий и предпринимателей (субсидии, кредиты, выгодные государственные заказы) и защиты собственного производителя от иностранной конкуренции

Рыночное хозяйство является регулируемым, когда:

• государство вмешивается в экономику, чтобы не допустить экономический кризис

• государство контролирует и регулирует экономическую, социальную и политическую сферы

• роль государства очень велика

• вся экономическая деятельность ведется по правилам, установленным государством

• все ресурсы принадлежат государству

• тип характерен для государств с тоталитарным режимом

2. Экономическая политика государства— это процесс реализации его экономических функций путём разнообразных государственных мер воздействия на экономические процессы для достижения определённых целей.

Наиболее общие экономические цели государства в рыночной экономике:

1) обеспечение экономического роста

2) создание условий экономической свободы

3) обеспечение экономической безопасности

4) обеспечение полной занятости

5) достижение экономической эффективности

Экономические функции государства:

1. стабилизация экономики

2. защита прав собственности

3. регулирование денежного обращения

4. перераспределение доходов

5. регулирование взаимоотношений между работодателями и наёмными работниками

6. контроль над внешнеэкономической деятельностью

7. производство общественных благ

8. компенсация внешних эффектов

9. поддержка и обеспечение функционирования рыночной системы

Экономические задачи, наилучшим образом решаемые государством:

1) Защита основ рыночной экономики. Государство разрабатывает и принимает антимонопольное законодательство, препятствующее свёртыванию конкуренции и росту финансовой мощи монополий.

2) Производство общественных благ. Общественные блага — это товары и услуги, предоставляемые государством его гражданам на равных началах (например, оборона, бесплатное образование, медицина, посещение библиотек, парков и др.).

3) Учёт внешних (побочных) эффектов. Внешние эффекты — связанные с производством или потреблением благ издержки и выгоды для третьих лиц. Отрицательные эффекты возникают в случае появления издержек у других лиц (не участвующих в производстве) в результате производства или потребления товара, а положительные — в случае появления у этих лиц выгоды, которая не компенсируется ими производителям товара.

Задача государства — исключить отрицательные внешние эффекты и поощрять полезные, используя такие меры, как убеждение, рекламные кампании, субсидирование (для положительных внешних эффектов) и налогообложение (для отрицательных эффектов), разработка стандартов безопасности и др.

Разработка и финансирование программ помощи нуждающимся.

Положительный— имеет место, когда потребление или производство одного субъекта приводит к увеличению полезности каких-либо других потребителей или увеличению прибыли каких-либо других фирм.

Отрицательный— имеет место, когда потребление или производство одного субъекта приводит к сокращению полезности каких-либо других потребителей или уменьшению прибыли каких-либо других фирм.

Основные способы регулирования отрицательных внешних эффектов следующие:

• административно — законодательный контроль

• создание стимулов для ограничения нежелательной деятельности косвенное вмешательство государства

• косвенное вмешательство государства

• интернализация внешнего эффекта, т. е. превращение внешних издержек в частные

3. Общественные блага

Большинство экономических благ являются частными. Они покупаются частными лицами и потребляются обществом. Однако имеются и многочисленные и очень важные общественные блага, которые не ограничиваются лишь сферой частных интересов.

Общественное благо обладает следующими свойствами:

§ неисключаемость – невозможно лишить потребителя пользоваться данным благом, даже по его собственному желанию

§ неделимость – индивид не может сам выбрать объем потребления блага

§ неконкурентность – с увеличением числа потребителей блага уровень потребления каждого из них не уменьшается

Регулирование государством рынка бывает:

ПРЯМОЕ

Предполагает использование преимущественно административных методов:

§ законодательная деятельность государства;

§ расширение государственных заказов;

§ развитие государственного сектора в экономике;

§ лицензирование отдельных видов деятельности.

КОСВЕННОЕ

Предполагает использование преимущественно экономических методов:

• денежно-кредитная (монетарная) политика;

• бюджетно-налоговая (фискальная) политика.

Принадлежит приоритет в рыночной экономике.

Дата добавления: 2018-04-04 ; просмотров: 1191 ;

http://studopedia.net/3_7275_rol-gosudarstva-v-ekonomike-vneshnie-effekti-i-obshchestvennie-blaga.html

Компенсация внешних эффектов производства в смешанной экономике

Какие экономические функции выполняет государство в смешанной экономике, по мнению автора? Используя текст и обществоведческие знания, укажите четыре экономических функции государства.

Совокупность всех факторов, влияющих на развитие общества, приводит к тому, что исторически складываются различные экономические системы: традиционная с элементами натурального хозяйства, командно-административная система с жёстким централизованным планированием и управлением, рыночная экономика и смешанная экономика. Различие между ними лежит в методах принятия решений по основным экономическим проблемам.

В современных условиях наиболее распространённой экономической системой следует, очевидно, признать смешанную экономику. Для неё характерны: развитый рынок, экономическая свобода, а потому разнообразная предпринимательская деятельность широких слоёв трудоспособного населения и активная регулирующая роль государства с широким спектром экономических функций. Это позволяет реализовать возможности рыночной экономики для повышения эффективности производства, а через государственное регулирование ориентировать страну на рациональное и более полное использование ограниченных ресурсов, применение безопасных технологий и сохранение окружающей среды.

Достаточно длительный период функционирования разных моделей смешанной экономики показывает, что регулируемое государством рыночное хозяйство свободно обеспечивать экономическое и научно-техническое развитие страны и предоставлять достаточно высокие социальные гарантии её гражданам. Но и оно не застраховано от экономических спадов и кризисов, а потому современная государственная политика не ограничивается поддержкой наименее обеспеченных слоёв населения, а чётко нацелена на экономический рост и ориентирует активную часть населения на высокопродуктивную работу, на мобильность и умение быстро приспосабливаться к меняющимся условиям.

Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1) Типы экономических систем и их особенности.

2) Основные черты смешанной экономики.

3) Экономические функции государства.

4) Положительные результаты функционирования моделей смешанной экономики.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

http://soc-oge.sdamgia.ru/problem?id=1611

Внешние эффекты в экономике (стр. 1 из 2)

Федеральное агентство по образованию

Уральский государственный горный университет

Кафедра экономики и менеджмента

Внешние эффекты в экономике

Выполнил: Зинов Никита Юрьевич

Группа УП – 09 — 2

Проверил: ст. преп. Комарова О.Г.

Экстерналия (внешний эффект) в экономике — воздействие рыночной трансакции на третьих лиц, не опосредованное рынком. Этот термин был введён в 1920 году Артуром Пигу в книге «Теория благосостояния». Если объяснять простыми словами, то внешний эффект в экономике это воздействие одного субъекта на другой объект посредством своей деятельности, это воздействие может быть как отрицательное так и положительное. Очень часто экстерналии возникают между производством – потребителем, производством – производством и потребителем – потребителем. Сегодня проблема отрицательного внешнего эффекта очень развита, особенно развита у производства с потребителем в отношении экологии.

1. Объяснить понятие «внешний эффект»

2. На примерах рассказать о типах экстерналий

3. Раскрыть проблему внешнего эффекта и привести примеры ее решения

Для написания данной работы я использовал литературу Н. Пахомова, А.Эндрес, К. Рихтер Экологический менеджмент. Гл.1,2 , Бобылев С.Н., Ходжаев А.Ш. Экономика природопользования. Гл. 3 , Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономические методы управления природо-пользованием. М.,Наука,1993. (гл.1), Новиков В.О праве собственности на внешние эффекты, Вопросы экономики» № 1-2004г, с.141-146, Абалкин Л. Экономическая политика и ее ответственность за развитие науки // Экономист № 5-2004г, с.3-7. Авторы этих учебных пособий с помощью современных методических приемов (кейсы, ролевые игры, контрольные тесты, разбор практических ситуаций и др.) очень подробно проходят по ключевым разделам курса «Экологическим менеджмент»

Внешние эффекты и их регулирование

Внешними эффектами (англ, externalities) называют прямые, неопосредованные рынком воздействия одного экономического агента на результаты деятельности другого. Эти воздействия могут быть благоприятными, в этом случае их называют положительными внешними эффектами, или внешними выгодами, и неблагоприятными, тогда их называют отрицательными внешними эффектами, или внешними затратами. Причиной существования внешних эффектов является то обстоятельство, что все люди живут в одном мире и используют одни и те же ресурсы. Каждый человек может преследовать свои цели, при этом его действия могут иметь побочный результат (не входящий в его цели), который оказывает воздействие на состояние других лиц. Внешние эффекты могут возникать между потребителями, между производителями, а также между теми и другими. Примером отрицательного внешнего эффекта может быть сброс отходов производства в реку, используемую для водозабора и/или для рыбной ловли и купания. Примером положительного внешнего эффекта может служить отделка здания, благоприятно сказывающаяся на полезности, извлекаемой из окружающей среды окрестными жителями и прохожими.

Иногда рыночный механизм не позволяет достичь парето-эффективного размещения ресурсов. В силу ряда причин могут возникать ситуации, называемые провалами (или несостоятельностями) рынка, в которых рынок не справляется со своими функциями и либо вообще не может обеспечить производство блага, либо не может обеспечить его производство в эффективном объеме. Именно подобная неспособность рынка обеспечить эффективность обычно рассматривается в качестве основания для государственного вмешательства в экономику. Потребление или производство какого-то блага может оказывать побочное воздействие на потребление или производство другого блага. Замечу, что под внешними эффектами мы подразумеваем непосредственное (физическое) воздействие одного процесса на другой. Внешними эффектами не является воздействие одного процесса на другой через систему цен (например, увеличение производства кирпича через ценовую систему «бьет» по производоству бетона).

1. Отрицательные внешние эффекты. Воздействие может быть отрицательным, если оно выражается в снижении полезности какого-либо потребителя или выпуска какой-либо фирмы. В этом случае говорят об отрицательном внешнем эффекте, а уменьшение полезности или выпуска считают внешними затратами данного вида деятельности.

Наиболее очевидным примером отрицательных эффектов является загрязнение окружающей среды. Если химический завод сбрасывает свои отходы в реку, это приводит к росту заболеваемости людей из-за ухудшения качества воды. Если же потребители хотят очистить воду, это требует расходов. И в том и другом случае происходят увеличение денежных затрат потребителей и (или) уменьшение их уровня полезности.

2. Положительные внешние эффекты. Воздействие может быть положительным, если оно выражается в увеличении полезности стороннего потребителя или выпуска фирмы. В этом случае говорят о положительном внешнем эффекте, а прирост полезности или выпуска считают внешними выгодами данного вида деятельности.

Например, Ленинградское оптико-механическое объединение, территория которого отделена от основных городских магистралей железной дорогой, в свое время построило подземный переход под путями, которыми могли пользоваться все горожане. В результате вырос их уровень полезности.

По направлению действия внешние эффекты могут быть разделены на следующие четыре группы:

1) «Производство — производство». Отрицательный внешний эффект: химзавод спускает в реку свои отходы, которые мешают производству расположенного ниже по течению реки пивоваренного завода. Положительный внешний эффект: расположенные рядом пасека пчеловода и яблоневый сад производителя фруктов оказывают друг на друга благоприятное воздействие (сбор меда зависит от числа яблонь, и наоборот).

2) «Производство — потребление». Отрицательное воздействие: жители прилегающих районов страдают от вредных выбросов в атмосферу промышленных предприятий. Положительное воздействие: завод в маленьком поселке ремонтирует дорогу, по которой «заодно» ездят и местные жители.

3) «Потребление — производство». Отрицательный эффект: в результате семейных пикников возникают лесные пожары, которые вредят лесному хозяйству. Положительный эффект: забор предприятия не нужно охранять, если рядом проходит людная улица и ни один воришка не может перелезть незамеченным.

4) «Потребление — потребление». Отрицательный эффект: полезность индивида уменьшается, если его сосед ночью включает на полную громкость музыку. Положительный эффект: если вы разбили цветник перед домом, то полезность ваших соседей от созерцания красивых цветов будет расти.

Таким образом, одни субъекты хозяйства (фирмы или потребители), преследуя свои цели, могут одновременно наносить ущерб или приносить выгоду другим субъектам.

Плата за внешний эффект

Провал рынка возникает в том случае, если отсутствует плата за внешний эффект. А платы может не быть в том случае, если отсутствует рынок того ресурса или блага, через который этот внешний эффект реализуется.

Предположим, что бумажная фабрика может использовать такой ресурс, как чистая речная вода, не приобретая его на рынке и, следовательно, ничего за него не платя, но лишая других потребителей (рыболовов, купальщиков) возможности использовать этот ресурс. Подобная ситуация возможна потому, что ресурс «чистая вода», который стал ограниченным (за него конкурируют фабрика и потребители), не имеет собственника и используется бесплатно тем, кто сумеет им воспользоваться. В результате фабрика не учитывает возникающие при этом внешние затраты и производит свою бумагу в парето-неэффективном объеме.

Подобная ситуация может возникать тогда, когда эти блага или ресурсы переходят из категории свободных в категорию экономических (становятся ограниченными), и один из тех, кто их потребляет, мешает другим пользоваться этим же благом и порождает внешние затраты. Если рынок при этом не возникает и плата за редкий ресурс не назначается, внешние затраты не влияют на поведение того лица, которое их вызывает, и это приводит к парето-неэффективности. Покажу это на следующем примере: представим себе отрасль, в которой действует совершенная конкуренция. Все фирмы отрасли несут затраты на производство дополнительной единицы продукции, равные предельным частным затратам. При этом все фирмы загрязняют окружающую среду, и это обходится им бесплатно. С увеличением производства растет совокупный ущерб от загрязнения, который называется общими внешними затратами. Следовательно, существуют предельные внешние затраты, связанные с выпуском каждой дополнительной единицы продукции и не оплачиваемые производителями. Поэтому, чтобы определить предельные общественные затраты, показывающие, во что реально обходится хозяйству производство блага, мы должны сложить предельные частные затраты и предельные внешние затраты. Получится, что происходит перепроизводство блага.

Аналогично этому нетрудно убедиться, что при положительном внешнем эффекте благо будет недопроизводиться. Представим, что продажа цветов на улицах приносит полезность всем прохожим вне зависимости от того, являются они покупателями этих цветов или нет. Следовательно, существует положительный внешний эффект. Чтобы рассчитать предельные общественные выгоды, которые показывают всю полезность производства для общества, нам нужно сложить предельные внешние выгоды, достающиеся бесплатно, и предельную полезность потребителей, полученную от купленных цветов. Поскольку фирмы не получают вознаграждения за внешние выгоды, происходит недопроизводство цветов. Если бы потребители платили за удовольствие созерцания цветов на улицах, эти цветы выставлялись бы в большем объеме.

http://mirznanii.com/a/256984/vneshnie-effekty-v-ekonomike

Литература

  1. ред. Суханов, Е.А. Том 1. Гражданское право. Общая часть; М.: Волтерс Клувер; Издание 3-е, перераб. и доп., 2013. — 720 c.
  2. Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран; Юстицинформ — Москва, 2010. — 560 c.
  3. Панов, А.Б. Административная ответственность юридических лиц. Монография / А.Б. Панов. — М.: Норма, 2016. — 651 c.
  4. Бастрыкин, А.И. Актуальные проблемы теории государства и права. Учебное пособие / А.И. Бастрыкин. — М.: Юнити-Дана, 2014. — 237 c.
  5. Габов, А. В. Ликвидация юридических лиц. История развития института в российском праве, современные проблемы и перспективы: моногр. / А.В. Габов. — М.: Статут, 2011. — 304 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях