WordPress

Компенсация внешних эффектов важная функция государства в современной экономике

Компенсация внешних эффектов важная функция государства в современной экономике - картинка 1

Компенсация внешних эффектов важная функция государства в современной экономике

Из-за блокировщика рекламы некоторые функции на сайте могут работать некорректно! Пожалуйста, отключите блокировщик рекламы на этом сайте.

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Государственный бюджет».

Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

2. Назовите три направления расходования государственного бюджета РФ и проиллюстрируйте их примерами.

3. Компенсация внешних эффектов – важная функция государства в современной экономике. Объясните, что такое «внешние эффекты».

Приведите два примера выполнения государством этой функции.

http://dist-tutor.info/mod/book/view.php?id=36137

Тема 25. Государство в рыночной экономике

ОГЛАВЛЕНИЕ

Экономика большинства индустриально развитых стран — это смешанная экономика, в которой экономические процессы регулируются как рынком, так и государством, или, как говорят, «невидимая рука» рынка дополняется «видимой рукой» государства. При этом под государством понимается «набор институтов, располагающих средствами законного принуждения, которые используются на определенной территории и в отношении ее населения, обозначаемого термином «общество». Характеристике роли государства в современной, смешанной экономике и посвящена данная тема.
Основные вопросы темы:

Вопрос 1. Экономические функции современного государства.
Вопрос 2. Государственное регулирование экономики: цели и методы
.

Экономические функции современного государства

Государство всегда, в любые исторические периоды, выполняло определенные экономические функции (защита частной собственности, сбор налогов и таможенных пошлин, организация денежного обращения и т.п.). Однако в ХХ веке роль и функции государства существенно изменились, государство стало полноправным субъектом экономических отношений.
Современная рыночная экономика — это экономика, в которой наряду с частным предпринимательством имеется государственный сектор и государственное регулирование. Сегодня в развитых странах государство производит около 20% национального продукта, контролирует перераспределение доходов в обществе, регулирует многие экономические процессы.
Усиление экономической роли государства в рыночной экономике связывают, как правило, с «провалами» (фиаско) рынка — случаями, когда рыночный механизм оказывается несостоятельным и не обеспечивает эффективное распределение ограниченных ресурсов общества. К «провалам» рынка относят, в частности:

  1. монополизацию (переход от рынка совершенной к несовершенной рыночной конкуренции);
  2. неспособность к сохранению невоспроизводимых ресурсов и охране окружающей среды;
  3. нерациональное распределение ресурсов общества;
  4. отсутствие заинтересованности рынка в производстве общественных благ;
  5. отсутствие механизмов, учитывающих внешние эффекты;
  6. неравномерность в распределении доходов;
  7. нестабильность макроэкономического развития и др.

«Провалы» рынка, а также ряд внешних факторов (соревнование с существовавшей в недалеком прошлом социалистической системой, распад мировой колониальной системы, усиление конкуренции на мировых рынках) и обусловили активизацию участия государства в экономической жизни общества.
Сглаживание, предотвращение негативных последствий нарушения действия рыночных регуляторов и решение острых социально-экономических проблем общества — основная цель экономической деятельности государства. Стремясь к достижению этой цели, государство внедряется в рыночное хозяйство, осуществляет разнообразные меры административного и экономического характера, проводит соответствующую политику, выполняет определенные функции, обеспечивающие тот необходимый минимум вмешательства государства в экономику, без которого она не может нормально функционировать.
Экономические функции государства весьма многообразны, среди них можно выделить:

Остановимся на последней функции подробнее.
К недостаткам рыночной экономики, которые вынуждено корректировать государство, относятся неоптимальное распределение ресурсов в связи с наличием внешних эффектов (экстерналий) и незаинтересованность рыночной системы в производстве общественных товаров.
Характеристика внешних эффектов и понятие общественных благ были даны ранее (см. тему 18). Здесь лишь напомним, побочные (внешние) эффекты или экстерналии — это издержки или выгоды рыночных операций, осуществляемых одними хозяйствующими субъектами, но приходящиеся на долю третьих лиц, в рыночной сделке не участвующих, и не отраженные в цене блага. Наличие внешних эффектов означает, что рыночная цена не точно отражает полезность и издержки производства блага, что снижает эффективность распределения ограниченных ресурсов общества и эффективность всей рыночной системы. Внешние эффекты возникают, как при производстве, так и при потреблении, они могут распространяться как на одно лицо, так и на общество в целом, они могут быть как положительными, так и отрицательными:

  1. отрицательные внешние эффекты, или издержки перелива, — не находят отражения в индивидуальных издержках производства. Их неучет ведет к тому, что в цене товара не полностью отражаются общественные издержки производства;
  2. положительные внешние эффекты, или выгоды перелива, — это выгоды, приходящиеся на долю лиц, в рыночной сделке не участвующих. Наличие положительных внешних эффектов означает, что полезность блага не полностью отражается в его цене, так как его общественная полезность фактически выше индивидуальной, лежащей в основе цены.
  1. эффективность — содействие эффективному распределению ограниченных ресурсов общества;
  2. справедливость — деятельность государства, направленная на обеспечение социальной справедливости в обществе путем выравнивания доходов;
  3. стабильность — осуществление мер, направленных на борьбу с безработицей, инфляцией, спадами производства.

Важное теоретическое и практическое значение имеет вопрос о том, каковы должны быть границы государственного вмешательства в экономику. Диапазон взглядов на этот счет очень велик: от полного отрицания необходимости государственного вмешательства в рыночную экономику (классики) до допущения его в очень широких масштабах (кейнсианцы). Однако все сходятся на том, что государственное вмешательство в экономику не должно разрушать рыночный механизм, подменять собой рыночное саморегулирование (как это было в условиях командно-административной системы). Отсюда — ограничение сфер государственного участия, ориентация на преимущественно экономические методы воздействия на поведение хозяйствующих субъектов; учет возможных негативных последствий тех или иных мероприятий и т. д.
Вопросы для самопроверки

  1. Какие экономические функции выполняло государство в прошлом? Почему так возросла роль государства в XX веке?
  2. Проанализируйте основные экономические функции государства.
  3. Как государство может ограничивать производство благ с отрицательными внешними эффектами и стимулировать производство благ с положительными экстерналиями?
  4. Что такое общественные блага и почему их производство является функцией государства?
  5. Как должны соотноситься государство и рынок?

Государственное регулирование экономики: цели и методы

  1. отраслевая и региональная структура экономики;
  2. условия накопления капитала;
  3. занятость и цены;
  4. денежное обращение;
  5. научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
  6. условия конкуренции;
  7. состояние окружающей среды;
  8. внешнеэкономические связи и т.д.
  1. целевые (программы развития какой-либо отрасли или региона, определенного направления НТП или занятости, например, программы общественных работ);
  2. общенациональные (стабилизации или развития экономики в целом, например, удвоения ВНП за 10 лет);
  3. чрезвычайные (борьба с инфляцией, массовой безработицей, социальная защита беднейшего населения и т.п.).

Во всех странах существуют специальные государственные органы, ответственные за разработку программ, их осуществление и контроль за их выполнением.
Отличие программ, разрабатываемых в условиях рыночной экономики, от планов, принимавшихся в административно-командной (плановой) экономике и носивших директивный характер, состоит в их рекомендательно-индикативном (пожелательном) характере. Государство не может обязать частный бизнес следовать тем или иным программам, но оно может через налоговые и кредитные льготы, систему государственных заказов заинтересовать предпринимателей развиваться в направлении достижения целей принятых программ.
Таким образом, основными инструментами государственного воздействия на экономику в условиях рынка как в краткосрочном, так и долгосрочном периоде, являются налоги и правительственные расходы, денежная масса и государственная собственность.
Государственному регулированию, так же как и рынку, свойственны определенные объективные недостатки. Существуют случаи, когда государство (правительство) не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование ограниченных ресурсов общества. Причинами «провалов» (фиаско) государства может быть:

  1. ограниченность, ненадежность или сознательное искажение информации, необходимой для принятия правильных решений;
  2. несовершенство политического процесса, в результате чего искажается общественный выбор;
  3. наличие мощного бюрократического аппарата, интересы которого могут приходить в противоречие с интересами общества в целом;
  4. неспособность государства полностью предусматривать и контролировать последствия принятых им решений;
  5. наличие временного лага между осознанием проблемы, принятием решений, их воплощением в жизнь и результатами их реализации.

Таким образом, к фиаско рынка добавляется фиаско государства. Поэтому, осуществляя те или иные меры, государство должно строго следить за возможными неблагоприятными последствиями своих действий, и в случае необходимости корректировать их в соответствии с конкретной социально-экономической и политической ситуацией в стране.
В заключение следует еще раз подчеркнуть, что цель деятельности государства в рыночной экономике — не перестройка рыночного механизма, а создание условий для его свободного функционирования. Современный рынок не может эффективно функционировать без государственного вмешательства, но и государственное вмешательство имеет свои пределы. Рынок и государство не противостоят друг другу, а дополняют друг друга. Это две стороны «одной медали» — смешанной экономики.
При этом следует отметить разные сочетания рынка и государства в разных странах. Эти различия находят свое отражение в существовании различных моделей рыночной экономики.
Модели рыночной экономики

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Econom/economics2/25.php

Обществознание. 11 класс

Конспект урока

Обществознание, 11 класс

Урок № 21. Роль государства в экономике

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Роль государства в экономике.
  2. Общественные блага.
  3. Основы денежной и бюджетной политики государства.
  4. Денежно-кредитная (монетарная) политика.
  5. Государственный бюджет.
  6. Государственный долг.

Внешние эффекты – это связанные с производством или потреблением благ издержки и выгоды для третьих лиц.

Государственное регулирование экономики — комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов.

Государственный бюджет – это сводный план доходов государства и использования полученных средств на покрытие всех видов государственных расходов.

Государственный долг — сумма задолженности государства внешним и внутренним кредиторам.

Кредитно-денежная политика (монетаризм) – экономическая политика государства, основанная на определяющей роли регулирования объема наличной и безналичной денежной массы, находящейся в обращении, с целью обеспечения последовательного эволюционного роста национальной экономики.

Налогово-бюджетная политика (фискальная) – регулирование правительством деловой активности с помощью мероприятий в области управления бюджетом, налогами и другими финансовыми возможностями.

Общественные блага – блага, которыми граждане пользуются независимо от того, оплачивают они их или нет.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Боголюбов Л. Н., Аверьянов Ю. И., Белявский А. В. и др. / Под ред. Боголюбова Л. Н., Лазебниковой А. Ю., Телюкиной М. В. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень. – М.: Просвещение, 2016. — С. 80-91.

Бурковский, Петр Государственное регулирование аграрной экономики Краснодарского края / Петр Бурковский. — М.: LAP Lambert Academic Publishing,. 2015. – С. 156

Мельников, В. В. Государственное регулирование национальной экономики. Учебное пособие / В.В. Мельников. — М.: Омега-Л, 2015. – С. 352

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В передовых странах со смешанной экономической системой влияние государства на функционирование экономики не всегда одинаково.

Участие государства различается по масштабам, формам и методам влияния государства на экономику, по готовности людей мириться и поддерживать такое вмешательство государственных органов в экономическую жизнь.

Эти различия вызваны некоторыми факторами реального состояния дел, а также воздействием традиций и представлений, присущих для данного типа общества, что в настоящее время носит название менталитет.

В целом, роль государства в экономике может быть представлена через следующие экономические функции:

— законодательство в области хозяйственной деятельности, обеспечение правовой базы и общественного климата, которые помогают эффективному функционированию рыночной системы;

— поддержка конкурентной борьбы и гарантия сохранности рыночного механизма;

— перераспределение денежных средств и материальных благ, которое направлено, прежде всего, на выполнение социальных гарантий и защиту нуждающихся в ней разных категорий граждан;

— контроль распределения ресурсов для изменения структуры национального продукта;

— стабилизация экономической системы в условиях колебания ситуации на рынке, а также поддержка экономического роста;

— предпринимательская деятельность государства.

Экономическими целями, которые стоят перед государством на современном этапе развития, являются:

— повышение доходов и уровня качества жизни людей;

— обеспечение постоянных темпов качественного экономического подъема;

— улучшение позиций страны и ее регионов в мире по сравнению с конкурентами, обеспечение международной конкурентоспособности страны;

— развитие человеческого капитала, повышение географической и образовательной мобильности населения;

— улучшение ситуации в окружающей среде для сбалансированности экономического развития.

— обеспечение полной занятости

Общественные блага – это блага, используемые людьми независимо от того, оплачивают они их или нет (защита государства, охрана правопорядка, средства массовой информации, дорожное покрытие, метеорологическая служба).

Общественные блага доступны всем, они не находятся в продаже и финансируются из государственного бюджета.

Созданием общественных благ занимается государство, потому что в большинстве случаев это производство невыгодно для частных предпринимателей, а поддержка таких, сфер, как социальная защита, образование, научная деятельность, экология, частные производители не в состоянии обеспечивать самостоятельно.

Для создания общественных благ требуются большие финансовые средства, а у государства они есть, так как оно занимается сбором налогов. Таким образом налогоплательщики участвуют в производстве общественных благ.

Большую роль государство играет в тех сферах, в которых задействованы только частные фирмы, которые функционируют по законам рынка. Вмешательство государства в эти сферы необходимо из-за проблемы внешних эффектов или воздействий.

Внешние эффекты – это сопутствующие производству или потреблению благ расходы и выгоды для третьих лиц.

Хозяйственная деятельность предприятий может быть причиной таких последствий, отражающихся на людях, которые непосредственно не участвуют в производстве и потреблении этих благ.

Различают положительные и отрицательные внешние эффекты.

Отрицательные эффекты обусловлены появлением издержек у других лиц в результате производства или потребления товара, а положительные – если у данных лиц имеются выгоды, которые не оплачиваются ими производителям.

Реализация экономической политики связано с применение некоторых методов и форм ее регулирования.

В экономической политике государства выделяют два главных вида: стабилизационное и структурное.

Стабилизационная политика работает на оздоровление экономики, а структурная – на обеспечение ее сбалансированного развития.

Первое направление использует такие методы влияния на экономику, как бюджетно-налоговая (фискальная) и кредитно-денежная(монетарная) политика.

Второе направление включает в себя поддержку особо важных для развития всего хозяйства страны сфер, производство общественных благ, передача государственной собственности в частные руки, обеспечение конкуренции, антимонопольные меры и др.

Влияние государства на рыночный механизм может проводиться двумя путями: путем прямого и косвенного регулирования.

Прямое регулирование предполагает использование административного ресурса, а косвенное – экономических методов.

Примером прямого регулирования является прежде всего деятельность законодательной власти, увеличение государственных заказов, расширение государственного сектора в экономике.

Регулирование рынка с помощью методов фискальной и монетарной политики называется косвенным регулированием. В рыночной экономике как правило используют именно этот метод.

Монетаризм – экономическая политика государства, в которой решающая роль принадлежит регулированию объема наличной и безналичной денежной массы, находящейся в обращении, с целью обеспечения поэтапного роста государственной экономики.

Центральный банк является главным инструментом денежно-кредитной политики государства, также в этом участвуют и коммерческие банки.

Коммерческие банки получают денежные средства в центральном банке и выдают их своим клиентам за определенную плату, которая называется «процент»

Учетная ставка – это процент, под который коммерческие банки получают кредиты у центрального банка.

Центральный банк может делать кредиты дорогими или дешевыми путем повышения или понижения учетной ставки.

В случае подорожания кредитов, уменьшается количество людей, готовых их взять. Таким образом уменьшается количество денег, находящихся в обращении, а это приводит к снижению инфляции. Но при этом происходит спад производства. Понижая учетную ставку процента и делая кредит более дешевым, государство увеличивает число заемщиков, стимулируя их экономическую активность, что способствует подъему производства. Таким образом, государство может воздействовать на всю экономику путем изменения учетной ставки процента, стимулируя или ограничивая производство.

Часть средств коммерческих банков должна в виде резервов находиться в центральном банке для обеспечения выплат клиентам, пожелавшим забрать со счетов свои деньги.

Причиной удорожания кредита может быть увеличение нормы обязательных резервов, так как у коммерческих банков остается мало денег на выдачу кредитов. Это приводит к сокращению числа заемщиков и уменьшению денежной массы в обращении.

Роста денежной массы, находящейся в обращении и удешевление кредитов можно добиться уменьшив норму резервирования.

Так, оба метода денежно-кредитной политики позволяют государству, воздействуя на денежную массу в обращении, помогать экономике развиваться стабильно.

Государственный бюджет – это сводный план доходов государства и использования полученных средств на покрытие всех видов государственных расходов.

Бюджет утверждается парламентом страны, а правительство отвечает за его исполнение.

Через бюджет государство перераспределят созданные обществом блага от непосредственных производителей к другим группам.

Государство, используя бюджет, может существенно влиять на экономику, стимулировать производство и социальные процессы.

Основные рычаги этого влияния – регулирование налогообложения и государственных расходов. Большинство правительств в условиях дефицита госбюджета предпочитает занимать деньги у граждан, хозяйственных и финансовых организация. Сумма задолженности государства внешним и внутренним кредиторам называется государственным долгом.

Различают внешний и внутренний государственный долг.

Наиболее часто используемая форма одалживания – продажа государственных ценных бумаг.

Путем покупки и продажи государственных ценных бумаг центральный банк может либо вливать резервы в кредитную систему государства, либо изымать их оттуда.

Государство может проводить и фискальную, и монетарную политику, усиливая или ослабляя те или иные механизмы воздействия на экономику.

Примеры и разбор решения заданий

1. Впишите слово, пропущенное в таблице.

Направлена на оздоровление экономики

На обеспечение сбалансированного развития экономики

Правильный вариант/варианты: структурная политика.

2. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Проводником денежно-кредитной политики государства выступает центральный ____ (А) во взаимодействии с коммерческими банками. Центральный банк выдает денежные средства ____________ (Б) банкам, а последние – своим клиентам за определенную плату, называемую «процент за кредит». Учетная ______ (В) – норма процента, под который центральный банк дает кредиты коммерческим банкам. Повышая или понижая учетную ставку, центральный банк делает кредиты более дорогими или более ________ (Г). Если кредиты становятся более дорогими, то сокращается _____ (Д) желающих их брать. Это приводит к уменьшению количества денег в обращении и помогает снизить ________ (Е). Но при этом происходит спад производства.

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

1) дешевый 4) ставка 7) корреляция

2) импорт 5) число 8) кредит

3) коммерческий 6) банк 9) инфляция.

Правильный вариант: банк, коммерческий, ставка, дешевый, число, инфляция.

http://resh.edu.ru/subject/lesson/4885/conspect/

ГИА по обществознанию

Экономическая политика государства — процесс реализации его экономических функций путём разнообразных государственных мер воздействия на экономические процессы для достижения определённых целей.

Наиболее общие экономические цели государства в рыночной экономике:

  • обеспечение экономического роста;
  • создание условий экономической свободы;
  • обеспечение экономической безопасности;
  • обеспечение полной занятости;
  • достижение экономической эффективности.

Экономические функции государства:

  • стабилизация экономики;
  • защита прав собственности;
  • регулирование денежного обращения;
  • перераспределение доходов;
  • регулирование взаимоотношений между работодателями и наёмными работниками;
  • контроль над внешнеэкономической деятельностью; производство общественных благ;
  • компенсация внешних эффектов;
  • поддержка и обеспечение функционирования рыночной системы.

Экономические задачи, наилучшим образом решаемые государством:

Защита основ рыночной экономики. Государство разрабатывает и принимает антимонопольное законодательство, препятствующее свёртыванию конкуренции и росту финансовой мощи монополий.

Производство общественных благ. Общественные блага — это товары и услуги, предоставляемые государством его гражданам на равных началах (например, оборона, бесплатное образование, медицина, посещение библиотек, парков и др.).

Учёт внешних (побочных) эффектов. Внешние эффекты — связанные с производством или потреблением благ издержки и выгоды для третьих лиц. Экономическая деятельность одних может вызывать такие последствия, которые отражаются на лицах, непосредственно не участвующих в производстве и потреблении данных товаров. Отрицательные эффекты возникают в случае появления издержек у других лиц (не участвующих в производстве) в результате производства или потребления товара, а положительные — в случае появления у этих лиц выгоды, которая не компенсируется ими производителям товара. Задачка государства — исключить отрицательные внешние эффекты и поощрять полезные, используя такие меры, как убеждение, рекламные кампании, субсидирование (для положительных внешних эффектов) и налогообложение (для отрицательных эффектов), разработка стандартов безопасности и др.

Разработка и финансирование программ помощи нуждающимся.

Регулирование государством рынка.

Прямое

Предполагает использование преимущественно административных методов:

  • законодательная деятельность государства;
  • расширение государственных заказов;
  • развитие государственного сектора в экономике;
  • лицензирование отдельных видов деятельности.

Косвенное

Предполагает использование преимущественно экономических методов:

  • денежно-кредитная (монетарная) политика;
  • бюджетно-налоговая (фискальная) политика.

Суть косвенных методов:

Денежно-кредитная (монетарная) политика — это совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платёжного баланса.

Основной институт, реализующий эту политику, — Центральный банк.

Операции на открытом рынке — наиболее весомый и ежедневно применяемый способ контроля государства за предложением цены в стране. Он связан с куплей-продажей ценных бумаг (облигаций федерального займа (ОФЗ), государственных казначейских обязательств (ГКО) и др.) Центральным банком за наличные деньги. Центральный банк продаёт ценные бумаги → он получает взамен денежные средства → сокращение количества денег в обращении, возрастание процента → деньги становятся «дорогими». Центральный банк покупает ценные бумаги → падение нормы процента → «удешевление» денег. Таким образом, это приводит к уменьшению или увеличению банковских резервов, а также к увеличению или сокращению денежной массы.

Политика учётной ставки (ставки рефинансирования) — позволяет регулировать активность коммерческих банков. Достигается это путём изменения учётной ставки процента. Учётная ставка процента — это норма процента, по которой Центральный банк предоставляет кратковременные кредиты коммерческим банкам. Коммерческие банки для осуществления своей деятельности берут кредит у Центрального банка под определённый процент, т. е. учётную ставку (например, 10%). Банки предоставляют полученные средства своим клиентам под процент, который выше учётного (например, 20%). Центральный банк повысит учётную ставку процента → коммерческие банки поднимут ставку процента своим клиентам. Центральный банк снизит учётную ставку → коммерческие банки снизят ставку процента своим клиентам. Таким образом, Центральный банк воздействует на экономику, проводя политику «дешёвых» или «дорогих» денег, чтобы стимулировать или охладить деловую активность.

Изменение нормы обязательных резервов — в соответствии с законом часть средств коммерческие банки обязаны хранить в виде резервов в Центральном банке. Размер этого резерва устанавливает Центральный банк. При его снижении у коммерческих банков расширяются возможности размещать деньги среди своих клиентов, денежная масса в стране растёт. С увеличением резерва предложение денег сокращается, цена на них, т. е. уровень процента, возрастает, деньги становятся «дорогими». Политика резервов, проводимая Центральным банком, является наиболее жёстким инструментом денежно-кредитного регулирования.

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика — это система мероприятий, направленная на регулирование экономики с помощью государственных расходов и налогов.

Основной институт, реализующий эту политику, — Правительство РФ в лице Министерства финансов и налоговой службы.

http://oege.nnewer.ru/oge/ekonomika/312_ekonomicheskie_tseli_i_funktsii_gosudarstva.html

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

Лекция 21. ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА

Классическая модель рынка предполагает, что издержки и выгоды от обмена несут и получают продавцы и покупатели. Действительно, купля-продажа товаров и услуг означает, что, с одной стороны, покупатели несут издержки при их приобретении и получают выгоду при их потреблении, а с другой — продавцы несут издержки при их производстве и получают выгоду (прибыль) при их продаже. Иными словами, налицо взаимовыгодность обмена для обоих субъектов рынка — продавца и покупателя.

ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ

Результаты обмена (сделки) могут воздействовать и на те субъекты (фирмы, домохозяйства или государство), которые непосредственно не участвуют в данной рыночной сделке. Эти последствия принято разделять на положительные внешние эффекты (выгоды) и отрицательные внешние эффекты (издержки), которые несут «третьи» лица, не участвующие в процессе обмена. Отсюда вытекает необходимость вмешательства государства в экономику, которое выправляет несовершенство рынка и обеспечивает псевдорыночное равновесие. Внешние эффекты выражают зависимость индивидуального и социального благосостояния не только от экономических факторов, но и от социальных, политических и других последствий индивидуальных рыночных решений.

Таким образом, внешние эффекты — это издержки (или выгоды), которые несут третьи лица от рыночных операций, не отраженные в ценах. Эти издержки или выгоды, появляющиеся в результате производства или потребления благ, являются «внешними» по отношению к третьим лицам, не участвующим в сделке. Внешние эффекты представляют собой не отраженные в рыночных ценах товаров и услуг издержки (выгоды), которые несут (приобретают) третьи лица. Рассмотрим примеры отрицательных и положительных внешних эффектов.

Отрицательный внешний эффект — это использование ресурса, не отраженное в цене продукта. Такие эффекты могут быть результатом как производства, так и потребления товаров, обмениваемых на рынке. Например, химическая компания, сбрасывающая в реку отходы и не возмещающая наносимый этим ущерб, будет создавать отрицательный внешний эффект. Предельные издержки использования реки не будут включены в цену продукции.

Ущерб, наносимый сбросом отходов, включает потерю выгоды или полезности, связанную с использованием реки в коммерческих целях: чем больше загрязнена вода, тем меньше выгоды от использования ее для рыболовства, купания, потребления воды.

Так как внешние воздействия не отражаются в рыночных ценах, они могут стать причиной экономической неэффективности. Чтобы уяснить, почему так происходит, рассмотрим пример со сбросом вод химических заводов (рис. 21.1).

На графике показано производственное решение фирмы, находящейся на конкурентном рынке. Предполагается, что фирма имеет производственную функцию с фиксированными пропорциями используемых производственных факторов. Таким образом, объем стоков может быть сокращен лишь за счет снижения объема производства.

Проанализируем природу внешнего эффекта в два этапа: когда только один завод загрязняет окружающую среду и когда все химические предприятия загрязняют ее таким же образом.

Компенсация внешних эффектов важная функция государства в современной экономике - картинка 7

Рис. 21.1. Отрицательный эффект, наносимый одним предприятием

Цена на химическую продукцию Рх

находится на пересечении кривых спроса и предложения на рис. 21.1. Кривая МС является типичной кривой предельных издержек фирмы. Фирма максимизирует прибыль, производя количество продукции qu при котором предельные издержки равны цене и предельному доходу (Р = МС = MR), так как фирма работает на конкурентном рынке.

При изменении фирмой объема выпуска продукции внешние дополнительные издержки, падающие на рыбаков, также меняются. Эти внешние издержки иллюстрируются кривой предельных внешних издержек которая имеет наклон вверх, ибо по мере того, как фирма производит дополнительный объем продукции и сбрасывает в реку дополнительные отходы, убытки рыбаков увеличиваются.

С точки зрения общества фирма производит слишком большой объем продукции. Эффективный выпуск продукции находится на уровне, при котором цена продукта равна предельным общественным издержкам его производства Данные предельные общественные издержки представляют собой сумму предельных издержек производства и предельных внешних издержек от загрязнения, т.е. MSC = = МС + МЕС 1).с).

На графике рис. 21.1 кривая MS С получена сложением МС и МЕС.

Кривая предельных общественных издержек пересекает линию цены при объеме производства q*. Так как в данном случае только один завод сбрасывает отходы в реку, то цена продукта остается неизменной. Однако фирма производит слишком много продукции x

вместо q*).

Теперь рассмотрим, что происходит, когда все химические предприятия сбрасывают отходы в реку (рис. 21.2).

Кривая МС является кривой совокупного предложения отрасли. Предельные издержки на охрану окружающей среды, связанные с объемом производства отрасли представляют собой сумму предельных издержек каждого человека, потерпевшего убытки, для каждого объема производства. Кривая MSC представляет собой сумму предельных издержек производства и предельных издержек на охрану окружающей среды для всех фирм. В итоге MSC = МС + МЕС.

Эффективно ли производство, когда имеются внешние воздействия? Как показано на рис. 21.2, эффективный объем производства

Компенсация внешних эффектов важная функция государства в современной экономике - картинка 8

Рис. 21.2. Совокупный отрицательный внешний эффект

достигается, когда предельный доход от дополнительной единицы продукции равен предельным общественным издержкам. Так как кривая спроса измеряет предельную выгоду потребителей, эффективный объем производства q* находится на пересечении кривых предельных издержек MSC и спроса D. Конкурентный объем производства отрасли слишком велик.

В этом примере производство каждой единицы продукции означает сброс некоторого количества сточных вод. Следовательно, обращаем ли мы внимание на загрязнение окружающей среды одной фирмой или отраслью, экономическая неэффективность проявляется как избыточное производство, которое вызывает слишком большой сброс сточных вод. Причина этой неэффективности заключается в неправильном ценообразовании. Рыночная цена Рх

слишком низка, так как она отражает предельные частные издержки производства фирм, но не предельные общественные издержки. Только при более высокой цене Р* уровень объема производства фирм будет эффективным.

Каковы издержки общества от данной неэффективности? Для любого объема производства больше q* общественные издержки равны разности между предельными общественными издержками и предельной выгодой (заданной кривой спроса). В результате совокупные общественные издержки могут быть определены сложением разницы между MSC и D для всех объемов производства, которые превышают уровень эффективности. На графике данные общественные издержки показаны как заштрихованная площадь между кривыми MSC и Д от уровня объема производства q* до уровня объема производства qx.

Положительные внешние эффекты — это полезность, не отраженная в ценах (рис. 21.3). Предположим, положительный внешний эффект связан с обучением в университете. Третьи лица, помимо студентов, пользующихся образовательными услугами, и университетов, предлагающих эти услуги, выигрывают от их купли и продажи. Предположим, образование — товар, предлагаемый конкурирующими продавцами. Независимые университеты, обеспечивающие стандартные учебные программы и стандартное обучение, конкурируют из-за студентов. Равновесная плата за обучение, установившаяся на рынке образовательных услуг, равна 2,5 тыс. дол. в год. При этой цене ежегодный набор составляет 5 млн человек.

Компенсация внешних эффектов важная функция государства в современной экономике - картинка 9

Рис. 21.3. Положительный внешний эффект

Рыночное равновесие соответствует точке Zx. Предложение образовательных услуг отражает их предельные общественные издержки, т.е. MS С = S.

Предельная индивидуальная полезность (МРВ) товара есть предельная полезность, получаемая лицом, купившим дополнительную единицу товара. Тогда спрос на высшее образование показывает МРВ образовательных услуг при каждом объеме Это выигрыш, получаемый самими студентами. Он показывает, какую максимальную цену студенты заплатят за поступление в университет при каждом возможном объеме предложения услуг университетов.

При наличии положительного внешнего эффекта предельная индивидуальная полезность данного товара меньше его предельной общественной полезности

http://bstudy.net/728093/ekonomika/ekonomicheskie_funktsii_gosudarstva

Внешние эффекты и их регулирование. в экономике (стр. 1 из 8)

Практика развитых индустриальных и развивающихся стран свидетельствует, что не все функции, необходимые для естест­венного протекания воспроизводственных процессов и обеспечения полноценной жизни общества, реализуются посредством рыночных отношений. Механизм свободного рынка оказывается несостоя­тельным с точки зрения обеспечения макроэкономической устойчи­вости. Рыночные отношения не обеспечивают социальных гарантий населению. Рынок оказывается неспособным решить проблему обеспечения экономической и национальной безопасности, социальной стабильности в обществе.

Негативные последствия вышеперечисленных факторов и многих других аспектов экономического развития привели к осознанию недостаточности «самонастройки» рыночной среды. Исследования в рамках неокейнсианских моделей и неоклассиче­ских теорий выявили недостаточность аллокационной функции рынка. Это значит, что ограниченные ресурсы общества расходуются неэффективно, без связи с конечным результатом.

Специфические условия российских реформ усилили противоре­чивость в вопросе оценки обществом роли и функций государства. В научной среде выделялись и продолжают существовать в этой части два диаметрально различных подхода. Первый предполагает, что чем больше экономика носит рыночный характер, тем меньше государствен­ным институтам нужно вмешиваться в экономическую жизнь и тем слабее должен быть государственный сектор экономики. Другой подход базируется на мнении, что роль государственного регулирования должна быть преобла­дающей всегда: и на этапах становления рыночных взаимодействий, и там, где уже сложились самые высокоразвитые механизмы рынка.

Бытовавший последние несколько лет в России тезис о необходи­мости полного ухода государства из экономики в настоящее время не разделяется даже теоретиками либерального направле­ния.

Целью работы – изучение теоретических аспектов и практики регулирования внешних эффектов государством.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— изучение сущности и классификации внешних эффектов в экономике;

— определение роли государства в регулировании экстерналий;

— анализ внешних эффектов на примере отрасли мобильной связи.

1.1. Провалы рынка и необходимость регулирования экстерналий

Рынок и государство — это взаимодействие противоположностей. Речь идет о добро­вольном характере сделок, с одной стороны, и о принуждении — с другой. С точки зрения экономической теории, главная отличительная черта рынка — добровольный характер соглашений, тогда как определяющая особенность государства — законное право принуждения по отношению к другим субъектам экономических действий.

Несостоятельность рынка находит проявление в неспо­собности конкурентного рынка произвести определенные блага вообще или в оптимальном объеме, что вызвано широкой распро­страненностью нерыночных взаимосвязей, порождающих внеш­ние эффекты, особенностью экономического оборота отличных от частных общественных товаров и неполнотой рынков. Расширяя наши представления о провалах рынка, можно выделить следующие их виды: рынок не принимает во внимание отрицательные внешние эффекты; рынок не производит (недопроизводит) социально значимые товары, имеющие положительные внешние эффекты (неполнота рынков, общественные блага); рынку свойственна асимметрия информации, что приводит к вымыванию качественных товаров.

Во всех названных случаях предполагается, что конкурентный рынок является неэффективным, по Парето, в силу объективных причин, а не из-за проявления власти одного или нескольких ин­дивидов над рынком. Вследствие этого необходимо отличать несо­стоятельность рынка от его несовершенства. Рынок — это институт для сделок, который может принимать различные формы, далекие от совершенной конкуренции. Если несостоятель­ность служит проявлением недостаточной эффективности конку­рентного рынка при соблюдении всех условий свободной конку­ренции, то несовершенство рынка возникает в результате изменения формы рынка одним или несколькими продавцами или покупателями (монополистическая, монопосоническая и другие формы несовершенства рынка), что связано с отклонением от условий, обеспечивающих совершенную конкуренцию. Рассмотренные проявления несостоятельности и несовершенства рынка, не позволяющие достигать общественного оптимума только при помощи рыночных механизмов, создают основания для корректировки рынка государством.

Государство способно справиться с большинством экстерналий рынка, используя право принуждения, так как существуют только две альтернативы: либо смириться с потерями эффективности, либо принудительно исключить некоторые из вариантов аллокации ресурсов, достижимых на основе добровольного взаимодействия.

Признание государством права принуждения потенциально ведет к улучшению положения каждого индивидуума, но наряду с этим содержит потенциальную возможность и улучшения положения одних за счет других. На практике это означает невозможность дока­зательства абсолютного преимущества рынка или государства в обеспечении общественного благосостояния.

Очевидно, что государственное регулирование экстерналий рынка с точки зрения экономической теории благосос­тояния может быть признано необходимым, если оно сопровожда­ется Парето-улучшениями, когда положение всех индивидов или отдельных групп улучшается, а положение других — не ухудшает­ся. Все другие варианты государственного воздействия на благо­состояние, ведущие, например, к Парето-неопределенным состояниям, когда положение одних групп улучшается при ухуд­шении других, требуют особого рассмотрения возможностей ис­пользования компенсационных механизмов для «проигравших» групп населения. В то же время ситуации Парето-ухудшений, когда снижается благосостояние всех индивидов, показывают нецелесообразность государственной деятельности по рыночной коррекции, как бы глубоко ни «проваливался» рынок. Государство не имеет решающих, универсальных преимуществ перед рынком. К государственному вмешательству в экономические процессы следует подходить сугубо прагматически, увязывая его в каждом конкретном случае с конкретным соотношением провалов рынка и изъянов государства.

Именно поэтому в данной работе рассмотрены направления как саморегулирования (когда в преодолении экстерналий рынка заинтересованы сами экономические субъекты), так и государственного регулирования экстерналий рынка.

1.2. Виды внешних эффектов и направления интернализации

С учетом накопленных знаний о внешних эффектах можно представить следующую их классификацию.

По субъекту, создающему внешний эффект: внешние эффекты производства и внешние эффекты потребления

http://mirznanii.com/a/259731/vneshnie-effekty-i-ikh-regulirovanie-v-ekonomike

Литература

  1. Кони, А.Ф. Избранные произведения; Юридическая литература, 2012. — 495 c.
  2. Астахов, Павел Правописные истины, или Левосудие для всех / Павел Астахов. — М.: Эксмо, 2016. — 368 c.
  3. Винавер М. М. Очерки об адвокатуре; Ленанд — М., 2016. — 224 c.
  4. Кони, А.Ф. Уголовный процесс: нравственные начала; М.: Современный гуманитарный университет; Издание 3-е, испр. и доп., 2011. — 150 c.
  5. Под. Ред. Ванян, А.Б. Афоризмы о юриспруденции: от античности до наших дней; Рязань: Узорочье, 2013. — 528 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях