WordPress

Компенсация вреда окружающей среде причиненного нарушением законодательства осуществляется

Компенсация вреда окружающей среде причиненного нарушением законодательства осуществляется - картинка 1

Содержание

Возмещение вреда, причиненного окружающей среде

В силу ст. 42 Конституции РФ каждому гарантируется право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Возложение на лицо, причинившее вред окружающей среде обязанности по его возмещению в полном объеме, является одним из важнейших средств охраны окружающей среды и обеспечения права граждан на ее благоприятное состояние.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме.

Согласно п. 1 ст. 78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» компенсация вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

С требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, вправе обратиться уполномоченные органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, прокурор, граждане, общественные объединения и некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, а также органы местного самоуправления.

В силу ст. 1082 Гражданского Кодекса РФ, ст. 78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды. Выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец.

Срок исковой давности по искам о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды составляет двадцать лет.

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter


http://kotlovka.mos.ru/presscenter/inform/detail/7668305.html

Возмещение вреда, причиненного нарушением природоресурсного и природоохранного законодательства

В условиях рыночной экономики природные ресурсы пользуются повышенным спросом. С экономической точки зрения они являются высокорентабельными. Спрос на них на рынке все время возрастает. При таких обстоятельствах субъекты хозяйственной деятельности в погоне за прибылью иногда пренебрегают нормами природоохранного законодательства, что соответственно причиняет вред окружающей среде. Поскольку такой вред восполнить очень сложно, требуются большие затраты и длительные промежутки времени, вопрос о его возмещении является одним из актуальных. Кроме того, такой вред может быть причинен и здоровью человека в нарушение ст. 42 Конституции РФ, закрепляющей право каждого на благоприятную окружающую среду.

Прежде чем рассмотреть вопрос возмещения вреда, необходимо определить его понятие. Вред имеет различный оттенок – экономический, экологический, моральный и т.д. Но несмотря на все это, в основе понятия вреда заложены экономические показатели. Поэтому основополагающее понятие вреда вырабатывается гражданским законодательством, регулирующим экономические отношения.

Возмещение вреда, причиненного окружающей среде, осуществляется посредством гражданско-правовой (имущественной) ответственности.

Обязанность по возмещению вреда возникает при наличии состава деликтного правонарушения, включающего в себя элементы, которые указаны на рис. 10.6.

Компенсация вреда окружающей среде причиненного нарушением законодательства осуществляется - картинка 3

Рис. 10.в. Элементы состава деликтного правонарушения

В юридическом словаре под вредом понимается умаление, уничтожение субъективного права или блага [1] . В литературе и судебной практике используются понятия «вред», а также «ущерб» и «убытки». При этом ущерб определяется как синоним вреда; различают ущерб, причиненный имуществу (имущественный ущерб, т.е. ущерб, причиненный окружающей среде) и личности (повреждение здоровья, моральный вред).

Денежное выражение ущерба называется убытком.

Дополнительные убытки – это незапланированные дополнительные расходы, которые понес или может понести потерпевший вследствие причинения ему вреда.

Наряду с этим используют также и понятие «реальный ущерб» – расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, или повреждение его имущества (общее понятие, предусмотренное ст. 15 ГК РФ) [2] .

При возмещении вреда, причиненного окружающей среде, используется понятие «экологический вред», под которым понимается любое ухудшение состояния окружающей среды, произошедшее вследствие нарушения правовых экологических требований, и связанное с ним любое умаление охраняемого законом материального и нематериального блага, включая жизнь, здоровье человека, имущество физических и юридических лиц. Экологический вред по-особому проявляется во времени, пространстве и в связи с этим подразделяется на несколько групп, представленных на рис. 10.7.

Компенсация вреда окружающей среде причиненного нарушением законодательства осуществляется - картинка 4

Рис. 10.7. Экологический вред

Применительно к окружающей среде причиненный вред может быть представлен в виде реальных и предполагаемых потерь в окружающей среде. Такие потери выражаются в форме ущерба – реальных потерь, уменьшения природных богатств (уничтожение леса, объектов животного мира, истощение недр и др.) и убытков – расходов на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, неполученных доходов, экологических потерь. Вред окружающей среде включает количественные и качественные потери в окружающей среде. Экологический ущерб прежде всего проявляется в форме загрязнения окружающей среды, порчи, уничтожения, повреждения, истощения природных ресурсов, разрушения экологических систем.

В соответствии со сг. 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить этот вред в полном объеме.

Для компенсации причиненного вреда окружающей среде необходимо определить такой объем. Следует отметить, что этот вопрос остается одним из наиболее сложных.

Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Размер вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, определяется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии – в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Из судебной практики

Решением Арбитражного суда Республики Карелия1 были удовлетворены исковые требования Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия к ЗАО «Ш.» о взыскании ущерба в сумме 368 056 руб. Суть иска состояла в том, что ответчику был предоставлен в аренду лесной участок для заготовки древесины. Истцом был установлен факт рубки деревьев за границей задекларированного отвода лесосеки. Данный факт зафиксирован в акте о лесонарушении, протоколе о лесонарушении, акте приемки лесосек (освидетельствования мест рубок).

Расчет суммы ущерба был произведен истцом в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 08.05.2007 № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» (п. 1 Приложения 1 к постановлению), постановления Правительства РФ от 22.05.2007 №310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности», исходя из фактического объема неправомерно вырубленной древесины. Указанный расчет судом проверен и признан правильным.

Вред можно классифицировать в зависимости от субъекта, его причинившего (рис. 10.8).

Компенсация вреда окружающей среде причиненного нарушением законодательства осуществляется - картинка 5

Рис. 10.8. Классификация субъектов – причинителей вреда

Наиболее существенный вред окружающей среде причиняется предприятиями, в том числе источниками повышенной опасности, которые они используют в своей хозяйственной деятельности. Ответственность владельца источника повышенной опасности наступает объективно, без вины. Причинение такого вреда сопровождается масштабностью, большим количеством вреда, трудновосполнимым либо невосполнимым, скрытностью, неподконтрольностью человеку и другими характеристиками. Для его возмещения в ряде случаев требуются очень большие экономические средства. В связи с этим в отношении таких предприятий формируется самостоятельная правовая база, регулирующая их деятельность, включая и вероятность причинения, а также возмещения такого вреда. Как правило, такие предприятия объединены законодателем по отраслям.

Так, финансовое обеспечение гражданской ответственности в случае возмещения вреда, причиненного в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением обстоятельств вследствие непреодолимой силы), осуществляется за счет средств собственника гидротехнического сооружения или эксплуатирующей организации, а также за счет страховой суммы, определенной договором страхования риска гражданской ответственности.

Постановлением Правительства РФ от 18.12.2001 № 876 утверждены Правила определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения.

Далеко не всегда само предприятие в состоянии компенсировать вред, поэтому законодателем установлены и иные субъекты, в число которых входят страховые компании. А ст. 57 Федерального закона «Об использовании атомной энергии» предусмотрено, что Правительство РФ обеспечивает выплату сумм по возмещению убытков и вреда, которые причинены радиационным воздействием и ответственность за которые несет эксплуатирующая организация, в той части, в которой причиненные убытки и вред превышают установленный для данной эксплуатирующей организации предел ответственности, определенный ст. 55 этого Федерального закона, посредством предоставления необходимых сумм до полного возмещения причиненных убытков и вреда, а также в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Возмещение вреда, как уже отмечалось выше, может производиться добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Суммы ущерба, взысканного по решению суда (арбитражного суда), передаются потерпевшей стороне (гражданину, субъекту хозяйственной деятельности) для принятия мер по восстановлению потерь. Вред может быть с согласия сторон, по судебному решению возмещен в натуре путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению окружающей среды за счет его сил и средств.

В соответствии с п. 3 ст. 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение 20 лет.

Возмещение вреда здоровью человека

Особой разновидностью экологического вреда является вред антропогенный, причиняемый негативным воздействием окружающей среды здоровью человека, состоянию будущих поколений. Антропогенный вред имеет две разновидности (рис. 10.9).

Компенсация вреда окружающей среде причиненного нарушением законодательства осуществляется - картинка 6

Рис. 10.9. Антропогенный вред: разновидности и содержание

Такое подразделение имеет и правовое значение в том смысле, что вред генетический необратим. Единственным средством нейтрализации наступления его вредных последствий является предупреждение негативного влияния антропогенных факторов на человека путем улучшения и оздоровления окружающей среды.

Согласно п. 2 Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.08.2007 № 522, под вредом, причиненным здоровью человека, понимается нарушение анатомической целостности и физиологической функции органов и тканей человека в результате воздействия физических, химических, биологических и психогенных факторов внешней среды.

В соответствии со ст. 79 Федерального закона «Об охране окружающей среды» вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме.

Объем и характер возмещения вреда, причиненного здоровью, определяется в соответствии с нормами ст. 1085 ГК РФ, которая закрепляет, что при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение.

Причинение смерти гражданину рассматривается тоже как имущественный вред в связи с тем, что находившиеся на иждивении умершего нетрудоспособные члены семьи (супруг, дети, родители и другие родственники, иждивенцы) лишились материальных средств, которые доставлял им умерший и которые были для членов семьи основным источником существования.

Наряду с возмещением вреда здоровью взысканию подлежит и моральный вред в соответствии со ст. 151 ГК РФ и постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда». Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловую репутацию и т.д.) или нарушающими его личные неимущественные права либо имущественные права гражданина.

http://studme.org/33593/ekologiya/vozmeschenie_vreda_prichinennogo_narusheniem_prirodoresursnogo_prirodoohrannogo_zakonodatelstva

Компенсация вреда окружающей среде причиненного нарушением законодательства осуществляется

Институт СЭиК в Москве

Главный офис:

г. Москва, просп. Кутузовский, д. 36, корп. 3
Получить консультацию и (или) заказать услугу:

Эл.почта: [email protected]

Компенсация вреда окружающей среде причиненного нарушением законодательства осуществляется - картинка 7

Стоимость: от 10 000 руб.
Сроки: от 3 дней

Стоимость : от 25 000 руб.
Срок: от 3 дней

Стоимость: от 40 000 руб.
Сроки: от 30 дней

Стоимость от 15 000 руб.

Срок от 5 дней

Стоимость: от 15 000 руб.
Сроки: от 2 дней

Стоимость: от 20 000 руб.
Сроки: от 3 дней

Стоимость: от 5 000 руб.
Срок:
от 3 дней

Услуги в городе Москва

НОЧУ ДПО «Институт судебных экспертиз и криминалистики» проводит судебные экспертизы для органов государственной власти по поручению арбитражных судов, судов общей юрисдикции, федеральной службы безопасности Российской федерации, полиции, прокуратуры, следственных органов, государственных и муниципальных предприятий, государственных учреждений, коммерческих организаций и частных лиц.

http://ceur.ru/library/articles/817/item270100/

Статья 78. Порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды

1. Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства

в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению

суда или арбитражного суда.

Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства

в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат

на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных

убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами

рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии

с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными

органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление

в области охраны окружающей среды.

См. Методику оценки вреда и исчисления размера ущерба от уничтожения объектов

животного мира и нарушения их среды обитания, утвержденную Госкомэкологией

РФ 28 апреля 2000 г.

См. Методические указания по оценке и возмещению вреда, нанесенного окружающей

природной среде в результате экологических правонарушений, утвержденные Госкомэкологии

РФ 6 сентября 1999 г.

См. Методику исчисления размера ущерба от загрязнения подземных вод, утвержденную

Госкомэкологии РФ, МПР РФ, Минфина РФ 11 февраля 1998 г., 31 мая, 1 июня 1999

См. таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный юридическими

и физическими лицами незаконным добыванием или уничтожением объектов животного

мира, отнесенных к объектам охоты, утвержденные приказом Минсельхозпрода РФ

от 25 мая 1999 г. N 399

2. На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде,

причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды,

может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению

нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии

с проектом восстановительных работ.

3. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением

законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены

в течение двадцати лет.

Принятый 19 декабря 1991 г. Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» знаменует новый этап в развитии российского экологического законодательства как законодательства нового поколения.

Характер нарушения природной окружающей среды при возведении подземной части зданий и сооружений разнообразен, причем на этот характер существенное влияние оказывает вид выполняемых … Федеральный закон Об охране окружающей среды.

В Законе РФ «Об охране окружающей среды» содержатся наиболее общие принципы оценки и возмещения вреда, причиненного окружающей природной среде в результате экологического правонарушения.

Юридическая ответственность является следствием совершенного экологического правонарушения. Понятие его содержится в Законе РФ «Об охране окружающей природной среды».

Так, Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. был назван «Об охране окружающей природной среды». Во многих отечественных работах правильно указывается на некорректность понятия «окружающая среда».

В общем виде направления экономического стимулирования охраны окружающей среды определены в ст. 24 Закона «Об охране окружающей природной среды». Они включают: • установление налоговых и иных льгот, предоставляемых государственным и другим.

Согласно ст. 89 Закона об охране окружающей природной среды, при определении величины вреда здоровью граждан должны учитываться необходимые затраты на восстановление здоровья, упущенные профессиональные возможности, затраты, связанные с.

При этом под лимитами понимаются нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ, предусмотренные ст. 27 Закона «Об охране окружающей природной среды» и временно согласованные нормативы (ст.45).

В то же время Закон «Об охране окружающей природной среды» предусматривает возмещение вреда, причиненного здоровью граждан неблагоприятным воздействием окружающей среды (ст. 89).

Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» выделяет два вида экологического страхования – добровольное и обязательное государственное страхование предприятий, а также граждан, объектов их собственности и доходов на случай экологического и.

http://www.bibliotekar.ru/ohrana-sredy-2/78.htm

Компенсация вреда окружающей среде причиненного нарушением законодательства осуществляется

Институт СЭиК в Москве

Главный офис:

г. Москва, просп. Кутузовский, д. 36, корп. 3
Получить консультацию и (или) заказать услугу:

Эл.почта: [email protected]

Компенсация вреда окружающей среде причиненного нарушением законодательства осуществляется - картинка 7

Стоимость: от 10 000 руб.
Сроки: от 3 дней

Стоимость : от 25 000 руб.
Срок: от 3 дней

Стоимость: от 40 000 руб.
Сроки: от 30 дней

Стоимость от 15 000 руб.

Срок от 5 дней

Стоимость: от 15 000 руб.
Сроки: от 2 дней

Стоимость: от 20 000 руб.
Сроки: от 3 дней

Стоимость: от 5 000 руб.
Срок:
от 3 дней

Услуги в городе Москва

НОЧУ ДПО «Институт судебных экспертиз и криминалистики» проводит судебные экспертизы для органов государственной власти по поручению арбитражных судов, судов общей юрисдикции, федеральной службы безопасности Российской федерации, полиции, прокуратуры, следственных органов, государственных и муниципальных предприятий, государственных учреждений, коммерческих организаций и частных лиц.

http://ceur.ru/news/jekologija/item317272/

Статья 78. Порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды

1. Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

2. На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

3. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

http://lugasoft.ru/zakon/ob-ohrane-okruzhayushchej-sredy/statya-78

Правовые основы компенсации вреда, причиненного природным объектам и ресурсам

Компенсация вреда окружающей среде причиненного нарушением законодательства осуществляется - картинка 12

Дата публикации: 14.03.2018 2018-03-14

Статья просмотрена: 357 раз

Библиографическое описание:

Факеев, П. С. Правовые основы компенсации вреда, причиненного природным объектам и ресурсам / П. С. Факеев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 11 (197). — С. 244-246. — URL: https://moluch.ru/archive/197/48758/ (дата обращения: 15.05.2020).

В статье анализируются нормы, регулирующие общественные отношения в сфере компенсации причиненного вреда окружающей среде. Автор рассматривает проблемы компенсации ущерба окружающей среде и способы их устранения.

Ключевые слова: ответственность, вред, ущерб, возмещение.

Современный этап развития общества характеризуется все более усиливающимся воздействием на природную среду, приводящим к ее необратимым изменениям. В этой связи государство и общество должно быть заинтересовано в сохранении, восстановлении и рациональном использовании природных ресурсов и объектов.

Важнейшим инструментом поддержания экологического баланса между обществом и природой является возмещение вреда окружающей среде. Компенсация размеров причиненного вреда в результате осуществления хозяйственной и иной деятельности обеспечивает восстановление природной среды и поддержание благоприятной окружающей среды.

Реализация деятельности природопользователей может сопровождаться негативным изменением природной среды. Наносимый вред состоит из количественных и качественных потерь природных ресурсов и объектов. Поэтому, вне зависимости от действий (правомерных или противоправных) природопользователь обязан возместить причиненный вред в соответствии с Гражданским кодексом РФ, и Федеральным законом от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ [1]. Следует отметить, что нормы ФЗ «Об охране окружающей среды» имеют специальный характер, следовательно, они имеют приоритетное значение в регулировании правоотношений по компенсации причиненного вреда природным объектам и ресурсам.

Порядок возмещения экологического вреда может быть реализован в нескольких формах: в добровольном и принудительном порядке (по решению суда). Наиболее часто вред возмещается по решению суда с учетом кадастровой оценки природных ресурсов.

Определение размера причиненного вреда осуществляется на основании способов, которые представлены в ст. 78 ФЗ «Об охране окружающей среды» и конкретизированы в подзаконных нормативных правовых актах (Постановлениях Правительства, Приказах Министерств и ведомств). Так, например, в Постановлении Правительства РФ от 25.05.1994 г. № 515 [2], урегулированы требования по исчислению размера взыскания за ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам. Плата за ущерб устанавливается за вылов одного экземпляра в независимости от веса и размера или за один килограмм незаконно добытых водных биоресурсов.

В нормативных правовых актах порядок расчета размера причиненного вреда определен в отношении водных объектов, почв, охотничьих ресурсов, животных, занесенных в Красную книгу, лесных насаждений и объектов растительного мира.

Определение размера компенсации причиненного вреда осуществляется на основании такс, методик, а также по фактическим затратам на восстановление экологических систем и в смешанном порядке. Согласно п.3 ст. 77 ФЗ «Об охране окружающей среды», вред, причиненный субъектом хозяйственной деятельности, возмещается на основании такс и методик, а при их отсутствии исходя из фактических затрат.

Кроме того, при возмещении указанного вреда может применяться и смешанный порядок, в соответствии с которым часть средств компенсируется в денежной форме, а часть — путем осуществления восстановительных работ. Например, когда речь идет о возмещении вреда, причиненного лесу и лесному хозяйству нарушением правил пожарной безопасности. В данном случае возмещаются затраты, включающие в себя стоимость товарной древесины, расходы на воспроизводство леса, расчистку территории, стоимость утраченного имущества и т. д.

В соответствии со ст. 1082 Гражданского кодекса РФ выделяют два способа возмещения вреда: в натуре и в денежном выражении. При возмещении экологического вреда на практике достаточно часто возникает вопрос о пределах возможностей такого возмещения. В каждом конкретном случае суд принимает решение о восстановлении прежнего состояния природных ресурсов (как способ возмещения причиненного вреда) в том случае, если правонарушитель реально может это сделать и если это осуществимо в разумные сроки. Если же возместить вред в натуре невозможно, решается вопрос о таком возмещении в денежной форме.

В перспективе, согласно законопроекту [3] планируется установить, что возмещение вреда окружающей среде будет осуществляться посредством проведения равноценных работ по охране окружающей среды, а при технической невозможности их реализации размер вреда будет возмещаться в денежном эквиваленте [4].

В настоящее время существует множество проблем, связанных с возмещением причиненного вреда окружающей среде. Это, прежде всего, обусловлено тем, что многие экологические правонарушения носят длящийся характер, в противоправных действиях тяжело установить причинно-следственную связь между деяниями и наступившими последствиями, не всегда удается рассчитать размер нанесенного вреда, отсутствует единообразный подход к расчету ущерба, а также компенсируемый вред не всегда расходуется на восстановительные мероприятия.

Для того чтобы устранить имеющиеся проблемы следует подготовить нормативный правовой акт, позволяющий применять общую схему для расчета размера ущерба с учетом специфики природного ресурса или объекта [5]. Необходимо создать специализированное подразделение в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, обеспечивающее контроль над исполнением требований по компенсации вреда окружающей среде. Кроме того, при возмещении вреда окружающей среде в денежной форме должно стать обязательное условие о направлении поступивших средств на мероприятия по восстановлению природной среды.

http://moluch.ru/archive/197/48758/

Экологическое право. Тест 8

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов.

Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.

1. Максимальный срок лишения свободы за экологическое преступление составляет
20 лет (Статья 358. Экоцид)
3 года
8 лет (Статья 247. Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов часть 3)
10 лет

2. Наиболее строгая уголовная ответственность (по УК РФ) предусмотрена за
экоцид
уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ
загрязнение атмосферы
порчу земли

3. В соответствии с Трудовым кодексом РФ за совершение дисциплинарного экологического проступка не может быть применено следующее дисциплинарное взыскание
административный штраф
замечание (192 ТК РФ)
выговор (192 ТК РФ)
увольнение (192 ТК РФ)

4. Имущественная ответственность при нарушении экологического законодательства не наступает при совершении
дисциплинарных проступков
преступлений
административных правонарушений
любых правонарушений, если нет вреда окружающей среде

5. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение
20 лет (ФЗ «Об охране окружающей среды, ст. 78»)
10 лет
3 лет
25 лет

6. Возмещение причиненного субъектом хозяйственной деятельности вреда окружающей среде осуществляется в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда, а при их отсутствии
исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды
исходя из прогнозируемых затрат на восстановление окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды
исходя из заявленной в иске суммы ущерба
исходя из фактических затрат на восстановление состояния окружающей среды, с учетом инфляции

7. При проектировании тепловых электростанций должно предусматриваться их оснащение
высокоэффективными средствами очистки выбросов и сбросов загрязняющих веществ
высокоэффективными средствами очистки выбросов загрязняющих веществ
средствами утилизации вредных отходов
средствами рекуперации сбросов загрязняющих веществ

8. Заполните пропуск. При размещении и проектировании зданий, строений, сооружений и иных объектов должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, __________________ , рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности
восстановлению природной среды
рекультивация нарушенных земель
обезвреживанию токсичных отходов производства и потребления
очистке выбросов и сбросов загрязняющих веществ

9. Строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляются по утвержденным проектам с соблюдением
требований технических регламентов в области охраны окружающей средытребований в области охраны окружающей среды
санитарных требований, норм и правил
строительных требований и правил

10. Не запрещается строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов
при отсутствии согласования с Министерством природных ресурсов РФ
при изменении утвержденных проектов в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды
до утверждения проектов
до установления границ земельных участков на местности

11. При эксплуатации ядерных установок, в том числе атомных станций должны осуществляется государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии, приниматься меры по обеспечению полной радиационной безопасности в соответствии с
законодательством РФ и общепринятыми принципами и нормами международного права
законодательством РФ и ее субъектов
международным правом и соглашениями РФ
договорами о разграничении полномочий по обеспечению государственной безопасности между РФ и ее субъектами

12. Заполните пропуск. Требования в области охраны окружающей среды, предъявляемые при эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов _______________ распространяются на военные и оборонные объекты
в полной мере, за исключением чрезвычайных ситуаций, препятствующих соблюдению требований в области охраны окружающей среды
не
частично
частично, с учетом обеспечения безопасности РФ

13. Здания, строения, сооружения и иные объекты в городах и сельских поселениях должны размещаться с учетом
требований в области охраны окружающей среды
санитарно-гигиенических норм
градостроительных требований
рекреационных и оздоровительных норм

14. Запрещается ввоз в РФ радиоактивных отходов из иностранных государств в целях
хранения
затопления
захоронения
переработки

15. Природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир) на территории государственных природных заповедников изымаются из хозяйственного использования
полностью
частично
на 49 лет
до выполнения цели, стоящей перед заповедником

http://dekane.ru/ekologicheskoe-pravo-test-8/

Разъяснение Верховным Судом Российской Федерации вопросов применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде

Одним из важнейших средств охраны окружающей среды и обеспечения права граждан на ее благоприятное состояние является возложение на лицо, причинившее вред, обязанности по его возмещению в полном объеме, а также обязанности приостановить, ограничить или прекратить деятельность, создающую опасность причинения вреда в будущем. Тем самым обеспечивается принятие мер по восстановлению состояния окружающей среды, подвергнутой негативному воздействию хозяйственной и (или) иной деятельности, и предупреждение нарушения природоохранных требований и причинения вреда окружающей среде в будущем.

В целях обеспечения правильного и единообразного применения судами законодательства, устанавливающего обязанность по возмещению вреда, причиненного окружающей среде, постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 № 49 разъяснен ряд вопросов, касающихся применения законодательства.

При рассмотрении споров о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, судам следует учитывать в числе принципов охраны окружающей среды, на которых должна основываться хозяйственная и иная деятельность, установленные ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» принципы платности природопользования и возмещение вреда окружающей среде, презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности, допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды, обязательности финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.

Верховный Суд Российской Федерации отметил, что непривлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды не исключает возможности возложения на него обязанности по возмещению вреда окружающей среде. Равным образом привлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не является основанием для освобождения лица от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный им вред.

С требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, вправе обратиться не только уполномоченные органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, прокурор, граждане, общественные объединения и некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, но и органы местного самоуправления, с учетом того, что абз.6 ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» на них возложена ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Верховный Суд Российской Федерации указал, что нахождение земельного участка в собственности лица, деятельность которого привела к загрязнению или иной порче земельного участка, само по себе не может служить основанием для освобождения этого лица от обязанности привести земельный участок в первоначальное состояние и возместить вред, причиненный окружающей среде.

Кроме того, п. 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации устанавливает, что в случае превышения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду предполагается, что в результате их действий причиняется вред. Бремя доказывания обстоятельств, указывающих на возникновение негативных последствий в силу иных факторов и (или) их наступление вне зависимости от допущенного нарушения, возлагается на ответчика.

По общему правилу лицо, причинившее вред окружающей среде, обязано его возместить при наличии вины. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

В силу ст. 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, независимо от наличия вины, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы. В связи с этим, например, владелец нефтепровода отвечает за вред окружающей среде, причиненный вследствие осуществления третьими лицами незаконной врезки в нефтепровод.

Возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды ( ст. 1082 ГК РФ, ст. 78 Закона об охране окружающей среды). Выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец.

Вместе с тем, принимая во внимание необходимость эффективных мер, направленных на восстановление состояния окружающей среды, в котором она находилась до причинения вреда, наличие публичного интереса в благоприятном состоянии окружающей среды, суд с учетом позиции лиц, участвующих в деле, и конкретных обстоятельств дела вправе применить такой способ возмещения вреда, который наиболее соответствует целям и задачам природоохранного законодательства ( п. 1,2 ст. 78 Закона об охране окружающей среды, ч. 1 ст. 196 ГПК РФ, ч.1 ст. 168 АПК РФ).

Утвержденные в установленном порядке таксы и методики исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), подлежат применению судами для определения размера возмещения вреда, причиненного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. В отсутствие такс и методик определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, осуществляется исходя из фактических затрат, которые произведены или должны быть произведены для восстановления нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ. Равным образом указанные положения подлежат применению при расчете размера вреда, причиненного окружающей среде гражданами.

Согласно п. 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 № 49, если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, истец вправе обратиться в суд с иском об обязании ответчика ограничить, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Нарушение лицом требований в области охраны окружающей среды, являющееся основанием для ограничения, приостановления или прекращения соответствующей деятельности, может быть выражено, в частности, в эксплуатации предприятия или сооружения без необходимых разрешений и лицензий, выдаваемых с целью соблюдения природоохранных требований, либо с нарушением их условий, превышении лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду, нарушении требований в области обращения с отходами, несоблюдении требований промышленной безопасности.

Верховный Суд Российской Федерации указал также, что суды вправе принять решение об ограничении или приостановлении деятельности, осуществляемой с нарушением природоохранных требований, в случаях, когда допущенные нарушения имеют устранимый характер (например, сброс сточных вод с превышением нормативов содержания вредных веществ или выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в отсутствие необходимого разрешения).

Принимая решение, суд должен указать обстоятельства, с наступлением которых связывается возможность возобновления такой деятельности в будущем (например, получение положительного заключения экологической экспертизы, ввод в эксплуатацию очистных сооружений, получение разрешения на выбросы загрязняющих веществ), а также срок, в течение которого необходимо устранить допущенные нарушения.

Неустранение нарушения в установленный срок может являться основанием для обращения в суд с требованием о прекращении соответствующей деятельности.

Если допущенные нарушения законодательства в области охраны окружающей среды носят неустранимый характер, суд вправе обязать ответчика прекратить соответствующую деятельность (например, при размещении отходов производства и потребления на объектах, не подлежащих внесению в государственный реестр объектов размещения отходов).

При отсутствии в деле доказательств, свидетельствующих о наличии достаточных оснований для прекращения деятельности ответчика, осуществляемой с нарушением природоохранного законодательства, суд, учитывая наличие публичного интереса в обеспечении экологической безопасности и сохранении благоприятной окружающей среды, вправе вынести на обсуждение лиц, участвующих в деле, вопрос об ограничении или приостановлении такой деятельности.

Рассматриваемым постановлением признаны утратившими силу отдельные пункты постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 №21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» и признано не подлежащим применению постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.10.1993 №22 «О некоторых вопросах практики применения Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды».

http://prokuratura-nao.ru/2012-10-24-08-55-28/2011-05-10-06-53-58/4939-raz-yasnenie-verkhovnym-sudom-rossijskoj-federatsii-voprosov-primeneniya-zakonodatelstva-o-vozmeshchenii-vreda-prichinennogo-okruzhayushchej-srede

Литература

  1. Кони, А.Ф. Уголовный процесс: нравственные начала; М.: Современный гуманитарный университет; Издание 3-е, испр. и доп., 2011. — 150 c.
  2. Дубинский, А. Руководствуясь законом; политической литературы Украины, 2013. — 112 c.
  3. Тихомиров, М. Ю. Незаконное увольнение. Практическое пособие / М.Ю. Тихомиров. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 673 c.
  4. Судебная бухгалтерия. — М.: Юридическая литература, 2015. — 344 c.
  5. Смоленский, М. Б. Адвокатская деятельность и адвокатура в Российской Федерации (адвокатское право) / М.Б. Смоленский. — М.: Феникс, 2015. — 384 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях