WordPress

Компенсация вреда причиненного окружающей среде наносят промышленные предприятия

Компенсация вреда причиненного окружающей среде наносят промышленные предприятия - картинка 1

Ответственность за нанесение вреда окружающей среде

определяется после консультации c экспертом

Точная стоимость зависит от конкретного случая. Оставьте заявку или уточняйте по телефону.

В сфере природопользования и охраны окружающей среды ответственность за правонарушения регламентирована действующим Федеральным законом от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»: в соответствии со ст.75 предусматривается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.

К основным формам экономической ответственности за нарушение установленных нормативно-правовых требований в этой области могут быть отнесены:

  • иски о возмещении ущерба, наносимого загрязнением почвы, как объекту охраны окружающей среды, в результате поступления в почву загрязняющих веществ или смеси загрязняющих веществ, приводящего к несоблюдению нормативов качества окружающей среды для почв, включая нормативы предельно (ориентировочно) допустимых концентраций загрязняющих веществ в почвах; Компенсация вреда причиненного окружающей среде наносят промышленные предприятия - картинка 2
  • иски о возмещении вреда, наносимого почве в результате несанкционированного размещения отходов производства и потребления;
  • иски о возмещении вреда, порчи почв в результате самовольного (незаконного) перекрытия поверхности почв, а также почвенного профиля искусственными покрытиями и (или) линейными объектами;
  • иски о возмещении вреда водным объектам в результате загрязнения нефтью, вредными веществами, сточными водами или мусором;
  • иски о возмещении вреда, причиненного лесам, в т.ч. лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, и представляющего собой ущерб и упущенную выгоду.

Определение

Согласно п.1 ст.78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ, «Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды».

Исходя из вышеприведенного, определение размера вреда причиненного окружающей среде вследствие нарушения природоохранного законодательства, предусматривается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками, а именно в области:

Водное законодательство

Компенсация вреда причиненного окружающей среде наносят промышленные предприятия - картинка 3

«Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства», утв. Приказом Минприроды России от 13.04.2009 г. №87.

Методика применяется для исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, в том числе связанных с аварийным поступлением вредных (загрязняющих) веществ в водный объект, в результате которых произошло загрязнение водных объектов.

Земельное законодательство

«Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды», утв. Приказом Минприроды России от 08.07.2010 г. №238.

Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, предназначена для исчисления в стоимостной форме размера вреда, нанесенного почвам в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также при возникновении аварийных и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Лесное законодательство

Компенсация вреда причиненного окружающей среде наносят промышленные предприятия - картинка 4

«Методика исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, а также таксами для исчисления размера ущерба». утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 г. №273. (далее-Методика).

Методика определяет размер вреда, причиненного лесам, в т.ч. лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, и представляющего собой ущерб и упущенную выгоду. Под упущенной выгодой понимаются не полученные в результате нарушения лесного законодательства доходы от использования лесов.

Таксы для исчисления размера ущерба, представленные в Приложениях №№1-4 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 г. №273 зависят от ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставке платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, согласно ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 г. №310.

Компенсация вреда причиненного окружающей среде наносят промышленные предприятия - картинка 5

Большинство экономических санкций за нарушение законодательства и иных нормативно-правовых актов применяется в порядке гражданско-правового преследования. Гражданско-правовое преследование, связанное с компенсацией негативных последствий воздействия деятельности организации (предприятий) и граждан на окружающую среду в целом и ее отдельные компоненты, определяется, с одной стороны, правовыми нормами, содержащимися в природоохранительном законодательстве, а с другой – нормами Гражданского кодекса РФ.

В общем виде к экономической ответственности могут быть отнесены и административные штрафы за нарушение законодательства в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды по установленным таксам (независимо от реальных последствий этих нарушений) как денежный вид административного наказания.

Компенсация вреда причиненного окружающей среде наносят промышленные предприятия - картинка 6

По Федеральному закону «Об охране окружающей среды» (ст.78) компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда и, более того, иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства, могут быть предъявлены в течение 20 лет.

Взыскание причиненного вреда объектам окружающей среды в денежном выражении – яркий пример работающего экономического механизма.

Расчет вреда

Компенсация вреда причиненного окружающей среде наносят промышленные предприятия - картинка 8

Размер вреда, причиненного разным объектам окружающей среды, может достигать сотен миллионов рублей. Такие суммы актуальны при нецелевом использовании земель: например, на землях сельскохозяйственного назначения располагается карьер по добыче полезных ископаемых, объект капитального строительства со своей инфраструктурой и т.д.

Приведем пример расчета вреда, причиненного почве, как объекту охраны окружающей среды, на землях сельскохозяйственного назначения, в результате перекрытия дневной почвенной поверхности асфальтобетонным покрытием — покрытие поверхности территории водо- и воздухонепроницаемыми материалами, которые препятствует необходимому почвенному газо- и влагообмену. Расчет проведен по Методике №238 (далее-Методика). Таким образом, вред почвы оценивается на площади с асфальтовым покрытием и насыпным строительным грунтом 4947 га по формуле п. 7 Методики:

Компенсация вреда причиненного окружающей среде наносят промышленные предприятия - картинка 9

  • УЩпорч — размер вреда (руб.);
  • S — площадь участка, на котором обнаружена порча почв, равна 4947 кв.м;
  • Кr — показатель в зависимости от глубины загрязнения или порчи почв, равен 1;
  • Кисх — показатель в зависимости от категории земель и целевого назначения, на которой расположен загрязненный участок, равен 1,6;
  • Тх — такса для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту окружающей среды, при порче почв, равна 600 руб./кв.м.

УЩ = 4947 х 1 х 1,6 х 600 = 4 749 120 (Четыре миллиона семьсот сорок девять тысяч сто двадцать) рублей.

Единственный способ уменьшения экологических правонарушений – работающий экономический механизм – взыскание ущерба в денежной форме.

http://sud-expertiza.ru/otvetstvennost-za-nanesenie-vreda-okruzhayushhey-srede/

Возмещение вреда окружающей среде

Содержание

Понятие, виды и формы вреда окружающей среде

Экономический вред причиняется экономическим интересам природопользователя. Он может выражаться в потерях товарной продукции природы, упущенной выгоде, вынужденных расходах на восстановление имущества и нарушенного состояния природной среды.
Экологический вред нарушает экологические интересы общества в здоровой, благоприятной для жизни окружающей среде.

Экологический вред выражается в разрыве естественных связей в природе. Невозможно восполнить в денежном эквиваленте ущерб, причиненный окружающей среде (невосполнимый вред), а возмещение вреда в натуре возможно лишь частично, т.е. такое возмещение носит условный характер, поскольку объекты природы не имеют стоимости (относительно восполнимый вред). В денежной сумме оценивается лишь то, что, как правило, нельзя восполнить в натуре (фактический восполнимый вред).

  • экологический вред — любые неблагоприятные последствия (материальные и нематериальные), вызванные нарушением экологического законодательства;
  • экологический ущерб — реальные и предполагаемые потери количества или качества окружающей среды;
  • экологические убытки — экономически невыгодные для природопользователя последствия потерь в виде:

— расходов на восстановление прежнего состояния окружающей среды, утраты сельскохозяйственной продукции, рыбных запасов и т.д.;
— потери товарной продукции (имущества);
— упущенной выгоды, недополученных доходов.

Порядок возмещения экологического вреда

Порядок возмещения экологического вреда (ущерба, оцениваемого в денежном выражении) имеет следующие формы:

  • судебный и внесудебный (в административном порядке, через страховые выплаты, единовременное экологическое пособие, экологические льготы населению);
  • добровольный и принудительный;
  • установленным способом (по таксам, по методикам исчисления ущерба, по фактическим затратам на восстановление потерь в природной среде);
  • смешанный (комбинированный).

Понятие «вред природной среде» включает в себя прямой и косвенный ущерб, а также убыток.
Ущерб — это выражение в денежной форме результатов вредного воздействия на окружающую среду.
Убыток — это материальные потери и финансовые издержки (прямые и косвенные) природопользователей (граждан, предприятий, учреждений и организаций), возникающие в результате:
— ликвидации экологических последствий аварии и восстановления нарушенного состояния окружающей среды;
— потери здоровья, порчи имущества и продукции природопользователей;
— упущенной выгоды от изменения состояния ОС и природных ресурсов и т.п.

Вред, нанесенный окружающей среде, оценивается на основе фактически установленного, инструментально измеренного и документально подтвержденного негативного воздействия на окружающую среду. Величина компенсации ущерба, наносимого негативным воздействием на окружающую среду, определяется как сумма ущербов, причиненных различным природным ресурсам, но может быть определена и по одному из них. Исчисление ущерба и убытков осуществляется на основании действующей нормативно-методической документации, а также такс для исчисления размера взыскания за ущерб растительному и животному миру.

http://wiki.integral.ru/index.php/%D0%92%D0%BE%D0%B7%D0%BC%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B0_%D0%BE%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B5%D0%B9_%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B5

Проблемы возмещения вреда окружающей среде

Необходимо подчеркнуть, что институт возмещения вреда был введен в теорию и реализуется на практике не так давно. Он выполняет множество функций, среди которых особенно следует отметить предотвращение экологических правонарушений и компенсацию вреда, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.

К сожалению, нужно отметь низкую эффективность механизма возмещения вреда окружающей среде вследствие:

— отсутствия договоренности по основным терминам (вред, убытки, ущерб);

— неразвитости правовой базы регулирования;

— отсутствия единой методологической основы оценки причиненного вреда;

— несовершенства методов определения возможного периода восстановления окружающей среды в результате совершенного правонарушения;

— определения вреда исходя из общей суммы потерь ресурсов, не учитывая общего воздействия на экосистему;

— недостаточного уровня квалификации судей (не правильно применяют нормы природоресурсного законодательства);

— ошибок в работе органов специальной компетенции в области охраны окружающей среды.

Целью данной работы является рассмотрение правоприменительной практики судов (Арбитражного суда Архангельской области, Федерального арбитражного суда по Северо-Западному округу, Высшего арбитражного суда Российской Федерации) по делам о возмещении вреда окружающей среде, выявление проблем при рассмотрении судами данной категории споров, выработка предложений по преодолению возникших трудностей.

http://zakon.ru/Blogs/OneBlog/4829

Верховный суд разъяснил, как взыскивать с компаний вред, причиненный окружающей среде

Традиционно к концу года Пленум Верховного суда РФ спешит принять разработанные проекты разъяснений. Помимо прочих, 30 ноября он утвердил постановление, в котором рассказал, в каких случаях можно взыскивать с нарушителей вред, причиненный окружающей среде, на ком лежит бремя доказывания, кто должен отвечать, если в причинении вреда виноваты одновременно несколько лиц, а также рассмотрел некоторые другие вопросы.

Пленум Верховного суда РФ утвердил постановление от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» (далее — постановление Пленума ВС РФ № 49). Его появление во многом связано с тем, что 2017 г. объявлен годом экологии. В документе учтены изменения в законодательстве об окружающей среде, позиции КС РФ и последняя судебная практика. Текст получился достаточно объемным — 29 пунктов.

Взыскание ущерба без привлечения к ответственности

В постановлении Пленума ВС РФ № 49 сказано, что если нарушитель не был привлечен к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности, все равно с него могут взыскать ущерб, причиненный окружающей среде. В то же время и привлечение лица к такой ответственности не является основанием для его освобождения от обязанности устранить нарушение и возместить причиненный вред. При обсуждении этих положений глава Росприроднадзора Артем Сидоров пояснял, что ведомство часто получало отказы в судах, когда требовало от нарушителей возместить вред, из-за того, что причинитель вреда не был привлечен к административной ответственности. Или, например, из-за того, что суд отменял постановление по делу об административном правонарушении. Теперь же Верховный суд РФ четко указал, что факт непривлечения к административной ответственности не влияет на возможность требовать возмещения вреда с нарушителя.

Кто вправе требовать возмещения вреда с нарушителей

ВС РФ разъяснил, кто может обращаться в суд с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде. Сейчас это уполномоченные органы государственной власти РФ, субъектов РФ, прокурор, граждане, общественные объединения и некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды. При этом органы местного самоуправления в этом перечне не указаны. Но ВС РФ посчитал, что и муниципалитеты обладают такой компетенцией. Это следует из абз. 6 ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон об охране окружающей среды). В нем сказано, что на органы местного самоуправления возложена ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Бремя доказывания

По общему правилу бремя доказывания лежит на истце. Лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом. Но если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель превысит установленные нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, то предполагается, что в результате их действий причинен вред. Бремя доказывания обстоятельств, указывающих на возникновение негативных последствий в силу иных факторов или их наступление вне зависимости от допущенного нарушения, возлагается на ответчика.

Солидарная и долевая ответственность

Лица, совместно причинившие вред окружающей среде, отвечают солидарно. В частности, о совместном характере таких действий могут свидетельствовать их согласованность, скоординированность и направленность на реализацию общего для всех действующих лиц намерения. Например, к солидарной ответственности могут привлечь заказчика, поручившего выполнение работ, которые причиняют вред окружающей среде, и подрядчика, фактически их выполнившего. При этом заказчика могут освободить от ответственности, если он докажет, что подрядчик при выполнении работ вышел за пределы задания.

Также солидарно должны отвечать владельцы источников повышенной опасности при причинении вреда окружающей среде в результате взаимодействия таких источников. Например, к солидарной ответственности могут привлечь владельца нефтепровода и владельца строительной техники, в результате эксплуатации которой произошел разлив нефтепродуктов.

Если несколько нарушителей действовали независимо друг от друга и действия каждого из них привели к причинению вреда окружающей среде, то по общему правилу такие лица несут долевую ответственность. На размер доли каждого из причинителей вреда может влиять, в частности, опасность деятельности каждого из них, ее интенсивность и др. Так, на двух лиц, осуществляющих независимо друг от друга складирование твердых бытовых отходов на не предназначенном для этих целей земельном участке, может быть возложена ответственность в долях пропорционально объему отходов. Этот объем определяется, например, по количеству используемых транспортных средств для вывоза отходов, их вместительности, классу опасности отходов, образующихся от деятельности указанных лиц, и иных факторов. Когда долю в причинении вреда каждого из названных лиц установить невозможно, они отвечают в равных долях.

Ограничение или прекращение деятельности нарушителя

Суд вправе принять решение об ограничении, приостановлении или даже прекращении деятельности, если компания нарушает законодательство в области охраны окружающей среды. Но в любом случае такое решение не должно противоречить общественным интересам. Суд должен соблюдать баланс между потребностями общества в сохранении благоприятной окружающей среды и обеспечении экологической безопасности, с одной стороны, и решением социально-экономических задач, с другой. Нужно учитывать:

факторы, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность людей и организаций (например, применительно к деятельности градообразующих предприятий, теплоэлектроцентралей, очистных сооружений);

соразмерность последствий прекращения (приостановления, ограничения) деятельности тому вреду окружающей среде, который может наступить как в результате продолжения данной деятельности, так и вследствие ее прекращения.

Обязать ответчика прекратить незаконную деятельность суд может, если нарушения законодательства в области охраны окружающей среды носят неустранимый характер. Например, при размещении отходов производства и потребления на объектах, не подлежащих внесению в государственный реестр объектов размещения отходов.

Размер вреда и затрат на его устранение

При определении размера причиненного окружающей среде вреда должны учитываться таксы и методики. Если они не приняты, то размер рассчитывается исходя из фактических затрат, которые произведены или должны быть произведены для восстановления нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ.

http://www.eg-online.ru/article/362753/

Электронная библиотека

В соответствии со статьей 78 закона «Об охране окружающей среды» возмещение вреда, причиненного природной среде в результате экологического правонарушения, производится добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Выяснение обстоятельств дела об экологическом правонарушении и выявление его последствий производится органами государственного экологического контроля. Первичным документом, которым оформляется факт экологического правонарушения, является протокол об экологическом правонарушении. Рассмотрев дело об экологическом правонарушении, должностное лицо (комиссия по делам об экологических правонарушениях) государственного органа выносит постановление о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде.

наименование должностного лица (комиссии), вынесшего постановление;

дату рассмотрения дела;

сведения о лице, в отношении рассматривается дело;

зложение обстоятельств, установленных при рассмотрении дела;

указание на нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное экологическое правонарушение;

принятое по делу решение;

срок и порядок возмещения причиненного вреда.

Полученные данные о причиненных убытках, включая упущенную выгоду, оформляются актом о размерах причиненных убытков, который прилагается к постановлению. Копия постановления вручается или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено. Таким образом, правонарушителю предлагается добровольно возместить причиненный вред. При неисполнении нарушителем постановления органы государственного экологического контроля могут предъявлять в суд или арбитражный суд иск о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде.

При возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде, применяются обычные формы возмещения вреда: натуральная и стоимостная. К натуральным формам возмещения можно отнести:

меры по восстановлению природного ресурса до исходного состояния на момент нанесения вреда;

предоставление равноценного природного ресурса взамен утраченного или выведенного из хозяйственного оборота;

строительство и передачу истцу сооружений по воспроизводству и восстановлению утраченного.

Однако согласно статье 78 закона «Об охране окружающей среды» возмещение вреда в натуре возможно только с согласия сторон, участвующих в деле. В случае возмещения вреда правонарушителем в добровольном порядке в натуральной форме заключаются соответствующие договоры и (или) соглашения, регламентирующие порядок, условия, сроки и объемы возмещения причиненного вреда.

К стоимостным формам возмещения вреда можно отнести:

предоставление финансовых средств для восстановления состояния окружающей среды до исходного к моменту причинения вреда;

финансирование мероприятий по воспроизводству природных ресурсов;

возмещение истцу иных убытков, включая упущенную выгоду.

Возможен смешанный вариант, при котором в пользу потерпевшего часть средств компенсируется в денежной форме, а часть – путем выполнения восстановительных работ. Если ответчик уклоняется от выполнения возложенных судом обязанностей, суд, арбитражный суд по иску потерпевшей стороны принимает решение о взыскании ущерба в денежной форме, включая убытки, вызванные неисполнением решения суда.

Как уже было сказано, исчисление вреда, причиненного природной среде в силу ряда причин сопряжено со значительными трудностями. Отсюда возникает необходимость разработки и применения специальных способов подсчета причиненного вреда.

В соответствии со статьей 78 закона РФ «Об охране окружающей среды» возмещение причиненного окружающей среде вреда в результате экологического правонарушения производится в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами, а также с методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии – по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Иногда размер причиненного вреда исчисляется в смешанном порядке, т.е. используется комбинация способов.

Такса – это условная единица исчисления причиненного вреда, представляющая собой заранее исчисленный и зафиксированный в твердой сумме размер ущерба. Таксы как инструмент исчисления вреда применяются не по всем видам ресурсов, а лишь по тем, которые обладают признаком делимости. К ним относятся: лесные ресурсы, жив

отный и растительный мир. Такса устанавливается за каждый экземпляр уничтоженного или незаконно добытого дерева, животного, а размер взысканий в соответствии с установленными таксами определяется по количеству поврежденных или уничтоженных объектов природы.

Для определения размера возмещения убытков, причиненных недрам, земельным и водным ресурсам, атмосферному воздуху, действующим законодательством предусмотрено применение специальных методик.

Следует отметить, что применение такс и методик для расчета размера причиненного вреда не всегда обеспечивает реализацию принципа полного возмещения вреда, в особенности при причинении крупномасштабного вреда, поскольку стоимость работ по восстановлению нарушенного состояния окружающей природной среды может значительно превышать размер взыскания, исчисленный по таксам и методикам.

Из содержания статьи 78 закона «Об охране окружающей среды» следует, что иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, могут предъявляться специально уполномоченными органами государства в области охраны окружающей природной среды, прокурором, потерпевшей стороной.

Денежные средства, взыскиваемые с причинителя вреда, направляются в бюджетные экологические фонды.

Срочно?

Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00
http://libraryno.ru/11-5-3-poryadok-vozmescheniya-vreda-prichinennogo-okruzhayuschey-srede-zakonodat_in_bjd/

Возмещение вреда,причиненного окружающей природной среде

Вред природной среде причиняется согласно ст. 96 Закона «Об охране окружающей природной среды» ее загрязнением, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и другими экологическими правонарушениями. Обратим внимание, что по конструкции ст. 96 потерпевшей стороной выступает природная среда, являющаяся не субъектом, а объектом права. Говоря о возмещении вреда природной среде, имеют в виду, что стороной любого обязательства, в том числе возникающего из причинения вреда, является субъект права, а не его объект. Соответственно вред природной среде возмещается в зависимости от реальной ситуации обладателю права собственности на природные ресурсы или природопользовавателю.

Дела о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, рассматриваются по искам прокурора, органов Госкомэкологии РФ, других государственных органов управления использованием и охраной природных ресурсов, граждан и юридических лиц, во владении и пользовании которых находятся природные ресурсы, администрации государственных заповедников и национальных природных парков.

ГК РФ предусматривает два способа возмещения вреда — в натуре (реальный) и в денежном выражении (ст. 1082). Что касается реального возмещения вреда в натуре, то при различных видах экологических правонарушений встает вопрос о пределах возможностей такого возмещения. К примеру, применительно к охране земель возмещение вреда в натуре может быть реализовано посредством восстановления прежнего состояния земли. Так, при неправомерном нарушении рельефа земельного участка — участок покрыт траншеями, котлованами и т.п. — восстановление может заключаться в устранении этих недостатков. Восстановление лесных массивов может быть осуществлено посредством новых посадок древесных культур.

Решение о восстановлении прежнего состояния земли, других природных ресурсов как способ реального возмещения вреда, причиненного нарушением правил рационального использования и охраны природных богатств, принимается в каждом конкретном случае судом. Очевидно, такое требование может быть предъявлено к правонарушителю, если:

·восстановление объективно возможно и

·правонарушитель в силу своей специальной правосубъектности в состоянии в течение некоего оптимального срока провести необходимые работы. При невозможности возмещения вреда в натуре решается вопрос о денежном возмещении.

Судом могут быть приняты во внимание такие обстоятельства, как отсутствие у потерпевшего материально-технических ресурсов, необходимых для проведения работ по восстановлению природной среды. Возможен смешанный вариант, при котором в пользу потерпевшего часть средств компенсируется в денежной форме, а часть — путем выполнения восстановительных работ за счет сил и средств ответчика. Если ответчик уклоняется от выполнения возложенных судом обязанностей, суд, арбитражный суд по иску потерпевшей стороны принимает решение о взыскании ущерба в денежной форме, включая убытки, вызванные неисполнением решения суда.

Возмещение причиненного природной среде вреда в денежном выражении определяется рядом способов, предусмотренных законодательством об окружающей среде. В соответствии со ст. 87 Закона «Об охране окружающей природной среды» возмещение причиненного окружающей среде вреда в результате экологического правонарушения производится: в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами, а также с методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии, — по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей природной среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Иногда размер причиненного вреда исчисляется в смешанном порядке, т.е. используется комбинация способов.

Таксы представляют собой условные единицы оценки ущерба с учетом затрат, понесенных на содержание хозяйства (лесного, рыбного, охотничьего), а также необходимости наказания виновного. Такса как бы состоит из двух частей: одна имеет целью возмещение затрат, другая — наказание виновного. При невысоких уровнях платы за пользование дикими животными по разрешениям, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 19 июня 1996 г., таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный объектам животного мира, во много раз превосходят размеры платы.

Таксы как инструмент исчисления вреда применяются не по всем видам ресурсов. Они утверждены по лесному хозяйству. По охотничьим животным таксы установлены на отдельные виды животных, определена таксовая стоимость каждого незаконно уничтоженного животного. По рыбным запасам- также по отдельным видам. Таксы устанавливаются уполномоченными государственными органами. Так, в соответствии с Законом «Об охране окружающей природной среды» и по поручению Правительства РФ таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный незаконным добыванием или уничтожением объектов животного и растительного мира, утверждены приказом Минприроды России от 4 мая 1994 г.; для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов, утверждены постановлением Правительства РФ от 25 мая 1994 г.; для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному хозяйству нарушением лесного законодательства РФ, утверждены постановлением Правительства РФ от 8 февраля 1992 г.

Величина таксы определяется с учетом экологической ценности вида растений и животных и устанавливается за каждый экземпляр.

Методики подсчета ущерба применяются в случае возмещения вреда, причиненного загрязнением вод, атмосферного воздуха, почв.

По фактическим затратам возмещается ущерб, когда отсутствуют соответствующие таксы или методики подсчета. В частности, в таком порядке определяется ущерб, причиненный невыполнением обязанностей по рекультивации земель и другими правонарушениями.

В смешанном порядке применяются все способы определения размера ущерба. В частности, при возмещении ущерба, причиненного лесу и лесному хозяйству нарушением правил пожарной безопасности, возмещению подлежат затраты, включающие стоимость товарной древесины; расходы на воспроизводство леса; затраты по расчистке территории от пожара; стоимость погибшего имущества; расходы по тушению пожара.

При стоимостной оценке ущерба, причиненного природной среде, могут быть использованы материалы кадастровой оценки природных ресурсов.

Наиболее типичным фактором причинения экологического вреда является авария на техногенном объекте. Для решения проблемы возмещения такого вреда важно собрать и оформить должным образом доказательства, необходимые для подтверждения факта экологического правонарушения, оценки масштабов его экологических последствий и расчетов компенсации за ущерб, причиненный в результате аварии.

Решение о подготовке и направлении претензии или искового заявления принимается на основании Протокола о нарушении экологических требований законодательства РФ, доказательств, собранных в процессе расследования, и произведенного расчета ущерба и убытков. К исковому заявлению или претензии прилагаются протокол о нарушении экологических требований законодательства РФ; фотодокументы; картосхемы; акты об отборе и анализах проб; заключение о массе загрязняющего вещества и другая количественная оценка гибели и заражения биоты, повреждения растительного и почвенного покрова; свидетельские показания (имеющиеся); экспертная оценка косвенного ущерба от аварии; расчет ущерба и убытков, причиненных негативным воздействием на окружающую природную среду; доказательства правового положения ответчика; иные документы.

При рассмотрении дела суд может назначить экспертизу для определения подлинного размера ущерба. Однако отсутствие таксы или методик подсчета ущерба не должно служить основанием для отказа в рассмотрении иска в суде или арбитражном суде.

В соответствии с Законом «Об охране окружающей природной среды» (ч. 2 ст. 87) суммы ущерба, взыскиваемые по решению суда или арбитражного суда, возмещаются потерпевшей стороне (гражданину, предприятию, учреждению, организации) для принятия мер по восстановлению потерь в окружающей среде (до принятия Закона эти суммы перечислялись в государственный бюджет) либо перечисляются в государственный экологический фонд, если природный объект, которому причинен вред, находится в общем пользовании (фонд Байкала, Волги и т.п.).

При наличии нескольких причинителей вреда взыскание производится в соответствии с долей участия каждого в причинении вреда (в том числе изыскательских, проектных, строительных организаций). Данное положение ч. 3 ст. 87 Закона «Об охране окружающей природной среды» соотносится со ст. 1080 ГК РФ об ответственности за совместно причиненный вред.

Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 562 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

http://studopedia.su/16_138275_vozmeshchenie-vredaprichinennogo-okruzhayushchey-prirodnoy-srede.html

Совершенствование механизмов возмещения вреда, причиненного окружающей среде

Компенсация вреда причиненного окружающей среде наносят промышленные предприятия - картинка 11

Номер журнала:

Рубрика:

Фундаментальное право на возмещение вреда окружающей среде закреплено Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон). Статья 11 Закона гласит: «Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде».

Согласно ст. 1 Закона вред окружающей среде — это «негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов».

Обязанность возмещения вреда окружающей среде закреплена в ст. 77 Закона: «Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством». При этом ч. 3 этой статьи закона определено, что «вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды».

Согласно ст. 78 Закона «компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда».

Расчет вреда согласно ст. 78 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» производится на основании методик исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденных органами исполнительной власти и осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды. Действующим законодательством эти функции возложены на Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России).

В настоящее время Минприроды России утвердило две методики расчета вреда: при выявлении в процессе надзора нарушения правил обращения с отходами ущерб рассчитывается по методике, утвержденной приказом Минприроды от 8 июля 2010 года № 238; при выявлении надзорными органами нарушения правил охраны и использования водных объектов применяется методика, утвержденная Приказом Минприроды России от 13 апреля 2009 года № 87.

По вопросу расчета ущерба, наносимого атмосферному воздуху, проект методики разработан и находится на рассмотрении в Минприроды России. Данная методика до ее утверждения Минприроды России не может применяться в целях расчета и взыскания вреда, причиненного хозяйствующими субъектами атмосферному воздуху.

С учетом утвержденных методик расчета вреда Росприроднадзор, начиная с 2009 года, уже на практике доказал эффективность предусмотренного законодательством Российской Федерации механизма возмещения вреда окружающей среде в результате деятельности хозяйствующих субъектов на территории Российской Федерации. В результате применения этих двух методик территориальными органами Росприроднадзора только в 2012 году была предъявлена к возмещению вреда, причиненного окружающей среде, сумма свыше 14,8 миллиарда рублей. Наиболее показательны результаты в области нарушений правил охраны и использования водных объектов.

В водные объекты России сбрасывается в год до 52 км3 сточных вод, из которых более 19 км3 подлежат очистке. Однако из них 72 % сбрасываются в водные объекты недостаточно очищенными, 17 % — вообще без очистки и только 11 % очищаются до установленных нормативов.

По оценкам специалистов, с этими сточными водами в поверхностные водные объекты ежегодно поступает более 12 млн тонн загрязняющих веществ, включая весьма опасные для окружающей среды.

С учетом этих неутешительных данных, а также основываясь на целевых показателях (индикаторах) оценки хода реализации Государственной программы РФ «Охраны окружающей среды» на 2012-2020 годы (принятой Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года № 2552-р), Росприроднадзор осуществляет целенаправленные надзорные мероприятия в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих сброс сточных вод в водные объекты РФ.

По результатам этой деятельности в большинстве субъектов Российской Федерации территориальные органы Росприроднадзора констатируют либо полное отсутствие очистных сооружений, либо их неудовлетворительное состояние, либо перегрузку очистных сооружений по гидравлике или несоответствие типа очистных сооружений категории поступающих сточных вод. Причинами такого состояния чаще всего являются:

— значительный износ оборудования (большая часть очистных сооружений построена в 60-80-х годах прошлого века);

— при проектировании новых очистных сооружений применяются устаревшие технологии, проектные решения которых не обеспечивают очистку сточных вод до современных нормативов;

— несоблюдение проектных схем эксплуатации очистных сооружений (низкая производственная дисциплина).

Анализ ситуации показал, что в большинстве случаев хозяйствующие субъекты, включая финансово обеспеченные предприятия нефтехимической, металлургической и машиностроительных отраслей, безответственно игнорируют значимость природоохранных мероприятий при составлении своих бюджетов. Строительство и модернизация природоохранных комплексов осуществляется крайне низкими темпами в результате недостаточного финансирования, выделяемого хозяйствующими субъектами на эти цели. Такая безответственность была распространена до недавнего времени ввиду неэффективности применяемых к нарушителям природоохранного законодательства санкций, ограничивающихся незначительными административными штрафами. Размер административных штрафов не сопоставим с объемом капитальных затрат, необходимых на модернизацию очистных сооружений, решение вопросов в области обращения отходов и охраны атмосферного воздуха.

Применение методики по расчету вреда водным объектам стало действенным инструментом стимулирования предприятий планировать и осуществлять мероприятия по преду­преждению сверхнормативного или сверхлимитного сброса загрязняющих веществ в водные объекты.

Статьей 80 Федерального закона от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ преду­смотрено участие Российской Федерации в осуществлении международного сотрудничества в области охраны окружающей среды в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

Стокгольмской декларацией Организации Объединенных Наций от 16 июня 1972 года по вопросу сохранения и улучшения окружающей человека среды были провозглашены общие принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды, в том числе:

— прекращение введения в окружающую среду токсических веществ или других веществ;

— направленность политики всех государств в области окружающей среды на повышение существующего или будущего потенциала развития стран;

— выделение ресурсов для охраны и улучшения окружающей среды с учетом обстоятельств и конкретных потребностей стран и любых расходов, которые могут быть связаны с включением мер по охране окружающей среды в их планы развития;

— возложение на соответствующие национальные учреждения задач планирования, управления и контроля в отношении ресурсов окружающей среды государств с целью повышения качества окружающей среды.

В соответствии со ст. 30 Хартии экономических прав и обязанностей государств, принятой 12 декабря 1974 года, за защиту, сохранение и улучшение окружающей среды для нынешнего и будущих поколений несут ответственность все государства. Таким образом, все государства должны стремиться к выработке своей собственной политики в области окружающей среды и развития. Политика всех государств в области окружающей среды должна способствовать нынешнему или будущему потенциалу развития развивающихся стран, а не оказывать неблагоприятное воздействие на них.

Учитывая изложенное, единовременное изъятие из оборота лица, осуществляющего очистку сточных вод, крупной денежной суммы в возмещение вреда не будет отвечать направленности экологической политики государства на снижение негативного воздействия на окружающую среду. В то время как направление данных средств хозяйствующих субъектов на реализацию мероприятий по улучшению качества сбрасываемых в водный объект сточных вод и снижение тем самым уровня негативного воздействия на окружающую среду соответствует общепризнанным принципам развития будущего потенциала государства в области охраны окружающей среды.

С учетом этого вывода были рассмотрены возможные правовые инструменты компенсации вреда окружающей среде за счет средств, направляемых на строительство и реконструкцию (модернизацию) объектов водохозяйственного комплекса.

Согласно п. 14 Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной приказом Минприроды России от 13 апреля 2009 года № 87, возможно уменьшить размер вреда на величину фактических затрат, направленных на предупреждение сверхнормативного сброса вредных веществ.Единственным действенным правовым инструментом, предоставляющим возможность хозяйствующим субъектам направить средства, подлежащие возмещению в бюджет за причиненный вред на строительство и реконструкцию (модернизацию) водохозяйственных комплексов, это заключение с таким хозяйствующим субъектов мирового соглашения.

В настоящее время порядок заключения органами государственной исполнительной власти мировых соглашений не урегулирован и носит субъективный порядок. Росприроднадзором разработаны внутренние указания о порядке заключения территориальными органами Росприроднадзора мировых соглашений. Представляется целесообразным определить такой порядок на уровне Правительства Российской Федерации. Необходимо разработать четкие критерии и порядок осуществления зачета вреда. При этом порядок должен согласовываться всеми уровнями власти — федеральной, региональной и местной. Особое внимание необходимо уделить процедуре согласования возможности зачета вреда с органами местного самоуправления.

Научно-технический совет при Росприроднадзоре уже инициировал работу с рядом субъектов России, общественными экологическими организациями и представителями промышленности по разработке предложений, направленных на организацию работ по комплексной модернизации водохозяйственного комплекса. -В целях реализации этих предложений необходимо организовать работу по разработке на федеральном уровне регламента заключения мировых соглашений или иной формы зачета будущих затрат хозяйствующих субъектов на проведение ими реконструкции (модернизации) своих очистных сооружений.

Вышеуказанные меры способствуют экономическому стимулированию деятельности хозяйствующих субъектов, направленной на создание, развитие полноценной производственной инфраструктуры и на снижение антропогенного воздействия на окружающую среду, а также принесут дополнительный социально-экономический эффект.

http://prominf.ru/article/sovershenstvovanie-mehanizmov-vozmeshcheniya-vreda-prichinennogo-okruzhayushchey-srede

Литература

  1. CD-ROM. Теория государства и права. Электронный учебник. Гриф МО РФ. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2006. — 577 c.
  2. Новиков, В. К. Организационно-правовые основы информационной безопасности (защиты информации). Юридическая ответственность за правонарушения. Учебное пособие / В.К. Новиков. — М.: Горячая линия — Телеком, 2015. — 178 c.
  3. Петражицкий, Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности; СПб: Лань, 2013. — 608 c.
  4. Андреева Ю. С. Квалификационный экзамен на присвоение статуса адвоката; Проспект — М., 2016. — 666 c.
  5. Интеллектуальная собственность и реклама. Актуальные вопросы, административная и судебная практика. — М.: Альпина Паблишер, 2017. — 188 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях