WordPress

Коррекция и компенсация аномального развития

Коррекция и компенсация аномального развития - картинка 1

Процесс компенсации. Процесс коррекции.

Одна из главных задач специальной психологии — поиск эффективных путей компенсации при различных нарушениях развития, одновременно это и задача специального образования. Л.С. Выготский выделил особенности взаимодействия процессов коррекции и компенсации, а именно:

  • включение аномального ребенка в разнообразную социально значимую деятельность и создание активных и действенных форм детского опыта;
  • применение медицинского воздействия для преодоления первичных дефектов и корригирующего психолого-педагогического воздействия в борьбе с вторичными отклонениями; чем теснее связано вторичное отклонение с первичным дефектом, тем сложнее его коррекция;
  • специальное воспитание по собственным методикам обучения на основе выработки у ребенка интереса и потребностей в такой деятельности;
  • включение людей с различными нарушениями в активную трудовую деятельность, которая обеспечивает условия для полноценной интеграции в общество;
  • уровень компенсации определяется, с одной стороны, характером и степенью дефекта, резервными силами организма, с другой внешними социальными условиями.

Термин «коррекция» (от лат. correctio — исправление) начал использоваться с конца XIX в., но первоначально относился лишь к умственно отсталым детям. Коррекция отклоняющегося развития — это система психолого-педагогических мер, направленных на исправление, ослабление или сглаживание недостатков психофизического развития детей. В коррекционном воздействии выделяют два направления:

  • исправление отдельных дефектов и их последствий и
  • целостное влияние на личность ребенка.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

В целом коррекция познавательной деятельности и физического развития в сочетании с формированием личности особого ребенка называется коррекционно-воспитательной работой. Всякий дефект снижает социальную полноценность ребенка во всех ее проявлениях, поэтому коррекционные воздействия не сводятся к набору специальных упражнений, а охватывают весь учебно-воспитательный процесс. По отношению к общему образованию коррекция выступает как подсистема, в которой условно можно выделить коррекционное обучение, коррекционное воспитание и развитие. В специальной литературе часто встречается определение коррекции как способа компенсации дефекта. Однако с точки зрения педагогики это понятие более широкое, поскольку именно коррекция определяет степень компенсации нарушений в развитии аномального ребенка. В специальном детском учреждении важнейшую роль играет принцип коррекционной направленности обучения.

Общетеоретические аспекты коррекции

Воспитание и обучение аномальных детей сложная социальная и педагогическая проблема. Ее решение служит целям подготовки этих детей в соответствии с их возможностями к самостоятельной, активной общественно полезной жизни. Специальная психология оперирует рядом основных педагогических терминов и категорий.

Социальная реабилитация (лат. Rehabilitas восстановление пригодности, способности) в медико-педагогическом значении включение аномального ребенка в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду на уровне его психофизических возможностей. Реабилитация осуществляется с помощью медицинских средств, направленных на устранение или смягчение дефектов развития, а также специального обучения, воспитания и профессиональной подготовки. В процессе реабилитации компенсируются функции, нарушенные болезнью. Задачи реабилитации решаются в системе специальных учебных заведений для разных категорий аномальных детей, где особенности организации учебного процесса определяются особенностями аномального развития детей.

Социальная адаптация (от лат. Аdapto приспособляю) приведение индивидуального и группового поведения аномальных детей в соответствие с системой общественных норм и ценностей. У аномальных детей из-за дефектов развития затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватного реагирования на происходящие изменения, усложняющиеся требования. Они испытывают особые трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, что может вызвать у них неадекватную реакцию и привести к отклонениям в поведении. В задачи обучения и воспитания аномальных детей входит обеспечение адекватного взаимоотношения их с обществом, коллективом, осознанного выполнения социальных (и том числе и правовых) норм и правил. Социальная адаптация открывает аномальным детям возможность активного участия в общественно полезной жизни. Опыт специальных учебных заведении показывает, что учащиеся этих школ способны овладеть принятыми в нашем обществе нормами поведения.

Обучение и развитие аномальных детей это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, умении, навыков деятельности, основное средство подготовки к жизни и труду. В ходе обучения осуществляются цели образования и воспитания. Дефектология занимается вопросами специальной дидактики (теории образования и обучения аномальных детей). Задачи, содержание, принципы, организация учебного процесса разрабатываются для каждого конкретного типа специального учебного заведения с учетом глубины и характера дефекта. Развитие аномального ребенка в большей степени, чем нормального, зависит от обучения. Поэтому при отсутствии обучения или его несвоевременном начале наносится непоправимый ущерб развитию аномальных детей, тормозится формирование их психических функций, углубляется отставание от нормальных сверстников; при сложных дефектах возможности умственного развития могут оказаться нереализованными.

Дата добавления: 2014-12-15 ; просмотров: 49 | Нарушение авторских прав

http://lektsii.net/1-15293.html

Коррекция и компенсация отклонений в развитии

Коррекция

(от лат. correctio – улучшение, исправление) включает систему психолого-педагогических мероприятий в сочетании с медицинской помощью, направленных на преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития человека (минимизация дефекта – сведение последствий нарушений к минимуму).

Коррекция может быть прямой и косвенной. Прямая коррекциязаключается в проведении тренинга с использованием педагогом специальных дидактических материалов и приемов воздействия, планирования содержания и прогнозирования результатов коррекционной работы во времени.

При косвенной коррекциипредполагается, что уже в процессе обучения наступает продвижение в развитии ребенка, корригируется его психомоторная и мыслительная деятельность. Путями коррекции при этом выступают обогащение, уточнение, исправление имеющегося опыта и формирование нового,

Биологическим обоснованием возможности коррекции являются процессы компенсации (от лат. compensatio – возмещение, уравновешивание). Сущность процесса компенсации заключается в возмещении в той или иной мере нарушенных функций и состояний: в мозг поступают сигналы с поврежденных участков (своеобразные сигналы SOS), в ответ на которые он мобилизует защитные механизмы, «запасы надежности живого организма» и противодействуют патологическому процессу. Одновременно с этим в высший отдел ЦНС непрерывно идут «доклады» о достигнутых результатах и на основе этого вносятся определенные коррективы в процесс компенсации: мобилизуются новые и демобилизуются прежние, оказавшиеся малоэффективными механизмы и приспособления. По достижении оптимальных результатов мобилизация защитных механизмов прекращается. Состояние скомпенсированности функций становится относительно устойчивым. В организме возникает тенденция к сохранению этой устойчивости.

Компенсация бывает двух видов: органическая (внутрисистемная) и функциональная (межсистемная).

Внутрисистемная компенсация

достигается при замещении поврежденных нервных элементов активностью сохранных нейронов в результате перестройки деятельности нейронных структур в анализаторах под влиянием адекватной стимуляции и специального перцептивного (т.е. с помощью восприятия) обучения. Базовый исходный уровень компенсации устанавливает адекватная сенсорная стимуляция, которая активирует восстановительные процессы не только в проекционном отделе анализатора, но также в ассоциативных и неспецифических образованиях мозга, механизм деятельности которых связан с восприятием.

Межсистемная компенсация

связана с перестройкой деятельности или формированием новых функциональных систем, включающих проекционные и ассоциативные области коры головного мозга. При формировании новых функциональных систем решающее значение имеет психофизиологический фактор активации обратных связей анализатора, являющийся важным механизмом обработки поступающей из внешнего мира информации.

При рассмотрении теории компенсации психических функций Л.С. Выготский выделил несколько положений:1)включение аномального ребенка в разнообразную социально значимую деятельность и создание активных и действенных форм детского опыта; 2) Коррекция и компенсация аномального развития - картинка 3Коррекция и компенсация аномального развития - картинка 4Коррекция и компенсация аномального развития - картинка 5применение медицинского воздействия для преодоления первичных дефектов и корригирующего психолого-педагогического воздействия в борьбе с вторичными отклонениями; 3) специальное воспитание по собственным методикам обучения на основе выработки у ребенка интереса и потребностей в такой деятельности; 4) включение людей с различными нарушениями в активную трудовую деятельность, которая обеспечивает условия для полноценной интеграции в общество; 5) уровень компенсации определяется, с одной стороны, характером и степенью дефекта, резервными силами организма, с другой – внешними социальными условиями.

Сложившиеся компенсаторные процессы не носят абсолютного (устойчивого) характера, поэтому при неблагоприятных условиях (чрезмерные нагрузки, стрессы, болезни, сезонные ухудшения здоровья, резкое прекращение занятий и др.) они могут распадаться. В таких случаях наблюдается декомпенсация, т.е. рецидив функциональных нарушений. При декомпенсации отмечаются нарушения умственной работоспособности, снижение темпа развития, изменение отношений к деятельности, людям.

От явлений компенсации следует отличать псевдокомпенсацию – мнимые, ложные приспособления, вредные образования, возникающие в результате реакции человека на те или иные нежелательные проявления к нему со стороны окружающих людей.

Учение о компенсации открывает творческий характер развития. Ряд ученых строили на нем происхождение одаренности. Так, В. Штерн выступил с тезисом: «То, что меня не губит, делает меня сильнее; благодаря компенсации из слабости возникает сила, из недостатков – способности» (1923). А. Адлер выдвинул идею сверхкомпенсации: «Он (ребенок) будет хотеть все видеть, если он близорук; все слышать, если у него аномалия слуха; все будет хотеть говорить, если у него есть на лицо затруднение в речи или есть заикание . Желание летать будет, выше всего выражено, у тех детей, которые уже при прыгании испытывают большие затруднения» (1927). Адлер приводит в качестве примера сверхкомпенсации истории из жизни величайшего оратора Греции Демосфена, страдавшего недостатками речи, Бетховена, потерявшего слух и продолжавшего писать музыку, слепоглухой писательницы Е. Келлер. Сверхкомпенсация развивает предчувствие и предвидение, а также их действующие факторы – память, интуицию, внимательность, чувствительность, интерес, т.е. все психические явления в усиленной степени, что приводит к выработке сверхполноценности из неполноценности, к превращению дефекта в одаренность, способность, талант.

Коррекция и компенсация аномального развития - картинка 7

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Коррекция и компенсация аномального развития - картинка 8

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Коррекция и компенсация аномального развития - картинка 9

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

http://cyberpedia.su/12×7649.html

Компенсация, коррекция и реабилитация как категории коррекционной педагогики и психологии

Компенсация —возмещение, выравнивание, развитие нарушенных или недоразвитых функций, перестройка сохранных функций для замещения нарушенных; приобретение в обучении и воспитании способов деятельности и поведения, способствующих социальной адаптации и интеграции.

«Минус дефекта превращается в плюс компенсации»(Выготский)

— компенсация возможна за счет «обходного пути»:

1. внутрисистемные перестройки (использование сохранных компонентов распавшейся функции)

2. межсистемные (компенсация за счет функций или анализаторов н-р слепые — письмо -осязательный анализатор — Брайль)

— выпадение функции вызывает к жизни новые образования, компенсация в процессе развития

— на личностном уровне — поиск приемлемой замены реальной или мнимой несостоятельности.

Защитный механизм — сублимация (переключение энергии с неудовлетворенных желаний на социально одобряемую активность)

Компенсаторные процессы протекают под постоянным контролем и при участии высшей нервной деятельности; это сугубо внутренние процессы. Они проходят несколько этапов (фаз).

Первая фаза — обнаружение того или иного нарушения в работе организма.

Вторая фаза — оценка параметров нарушения, его локализации и глубины.

Третья фаза — формирование программы последовательности и состава компенсаторных процессов и мобилизации, нервно-психических ресурсов индивида.

Четвёртая фаза —включение этой программы с необходимостью требует отслеживания процесса ее реализации.

Пятая фаза – завершающая, связана с остановкой компенсаторного механизма и закреплением его результатов.

Компенсаторные процессы, разворачиваясь во времени, осуществляются на разных уровнях своей организации.

Первый — биологический или телесный уровень. Компенсаторные процессы протекают преимущественно автоматически и бессознательно.

Второй — психологический уровень — это чисто человеческий способ восстановления нарушенных функций с привлечением работы сознания.

Третий уровень – социально-психологический, связанный с общественным характером бытия. Хорошо известно, что процесс восстановления тех или иных нарушений во многом зависит от характера внешней помощи, в частности, от позиции окружающих по отношению к инвалиду.

Высший уровень организации компенсаторных процессов – социальный. Содержание этого уровня, прежде всего, связано с макросоциальными масштабами существования человека. Его реализация связана с отношением в целом общества к инвалидам.

Психологическая защита, по определению Р. М. Грановской, — «это специальная система стабилизации личности, направленная, на ограждение сознания от неприятных, травмирующих переживаний, сопряженных с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта».

Копинг-стратегиипредставляют собой сознательные усилия личности, предпринимаемые для совладания со стрессовыми ситуациями, порождающими тревогу.

В реальном повседневном поведении человека, пытающегося решить ту или иную проблемную ситуацию, как правило, различные защитные механизмы комбинируются с разными вариантами копинг-стратегий. Последние крайне многообразны, но легко укладываются в три основных типа

-поиск социальной поддержки и избегание,

— уход от необходимости самостоятельного решения.

С понятием компенсации тесно связан другой термин — декомпенсация, под которым понимается утрата достигнутого ранее компенсаторного эффекта под влиянием патогенных воздействий.

В специальной психологии часто используется еще одно близкое по содержанию понятие — псевдокомпенсация. Оно фиксирует устойчивые тенденции личности неадекватно использовать защитные механизмы и копинг-стратегии, не позволяющие человеку найти продуктивный выход из сложившийся кризисной ситуации.

Реабилитация — система медико-психологических, педагогических и социальных мероприятий, направленных на восстановление, коррекцию или компенсацию нарушенных психических функций, состояний, личностного и социально-трудового статуса больных, инвалидов, лиц, перенесших заболевание.

Разные виды реабилитации опираются на разные уровни компенсаторных процессов.

Так медицинская реабилитацияобращена к биологическому уровню организации компенсаторных процессов (ведущими являются лекарства, лечебная физкультура и т.д.);

психологическая реабилитация обращена к психологическому уровню компенсаторных процессов (ведущим будут психокоррекционные и психотерапевтические мероприятия) и т.д.

Ситуация абилитации характеризуется тем, что факта и момента утраты функции не было — человек изначально от рождения или с раннего детства обладал тем или иным нарушением.

Речь не может идти о восстановлении, так как восстанавливать можно только то, что утрачено. Если при реабилитацииключевым словом выступает — восстановление, то при абилитации — формирование.

Например, если человек, после перелома ноги хромает, необходима реабилитация, восстановление нормальных функций (таких, как были до перелома ноги), а умственно отсталому малышу нужна абилитация, формирование всех функций, так как самостоятельно они у него не появятся.

Поэтому абилитационные мероприятия нужно понимать, как систему раннего вмешательства в процессе развития ребенка с целью достижения его максимальной приспособленности к внешним условиям существования с учетом индивидуальных особенностей имеющихся нарушений. Таким образом, абилитация (предоставление прав) — это система мероприятий, направленных на формирование эффективных способов социальной адаптации в возможных для данного индивида пределах.

Коррекция —

это всегда определенное воздействие на человека с целью исправления чего-либо, это внешний процесс по отношению к индивиду, в отличие от компенсации.

Для коррекционных мероприятий в качестве базы выступают механизмы сенсибилизации— закономерной способности функций к повышению своей эффективности под влиянием тренировки.

Коррекция, в отличие от компенсации, показана в случае нарушения функции, но не ее выпадении. Корригировать, например, зрение, когда оно отсутствует, бессмысленно.

http://mydocx.ru/4-19284.html

Коррекция и компенсация аномального развития

В результате многолетних исследований компенсаторного приспособления слепых и слабовидящих в тифлопсихологии сложился взгляд на компенсацию как процесс восстановления или замещения нарушенных или утраченных функций. Такое и многие ему подобные определения понятия компенсации являются достаточно емкими и охватывают различные формы и уровни компенсаторного приспособления — от безусловнорефлекторного, сугубо биологического процесса, заключающегося в приспособительном возмещении организмом всевозможных структурных и функциональных отклонений до сложнейших форм социальной адаптации лиц с отклонениями в психическом развитии.

Вполне определенным является и взгляд на коррекцию как систему педагогических и медицинских мероприятий, направленных на исправление дефекта.

Однако в литературе эти понятия все еще недостаточно четко разграничиваются между собой и часто отождествляются с понятием «развитие» слепого (слабовидящего). Совершенно ясно, что упомянутые понятия, если они отражают сущность реальных явлений, должны образовывать опреде ленную иерархию, однако рядоположенное использование этих понятий в ряде тифлологических работ зачастую лишает их необходимой конкретности. Это затрудняет развитие теории, анализ фактического материала и еще раз подтверждает необходимость категориального анализа в целях уточнения указанных понятий, исключая понятие развития, которое здесь используется только для выяснения отношения к явлению, обозначенному данным понятием, процессов компенсации и коррекции.

Наиболее отчетливо соотношение компенсации и коррекции в развитии детей с дефектами зрения можно проследить, анализируя влияние последних на психическое развитие слепых и слабовидящих.

Сущность дефекта впервые в дефектологии была всесторонне рассмотрена Л.С.Выготским, который показал его структуру (первичные и вторичные, образующие сложную иерархию функциональных отклонений), взаимоотношения структурных компонентов и их неоднозначное влияние на психическое развитие аномального ребенка. Одновременно Л.С.Выготским было выдвинуто положение, согласно которому задачей педагогики является компенсация вторичных дефектов, причем, главным образом, доразвитие высших психических функций, поскольку компенсация «элементарных» функций возможна якобы только при устранении соматического дефекта.

http://pedlib.ru/Books/7/0223/7_0223-1.shtml

Тема 4.3. Компенсация и коррекция. Профилактика нарушений в развитии

Коррекция наиболее успешно осуществляется по отношению к вторичным недостаткам развития, т.е. путем психолого-педагогических воздействий.

Компенсация функций может происходить на разных уровнях как внутрисистемном, так и межсистемном.

Внутрисистемная компенсация осуществляется за счет использования резервных возможностей данной функциональной системы. Например, при воспалении легких начинает работать дыхательная поверхность, обычно в дыхании не участвующая; при полном выключении одного легкого усиливается деятельность другого.
Межсистемная компенсация происходит при более грубых нарушениях функции и представляет собой более сложную перестройку деятельности организма с включением в процесс компенсации других функциональных систем.

В процессе компенсации выделяют два этапа — срочной и долговременной компенсации. Например, при утрате правой руки человек сразу же начинает использовать левую руку для выполнения действий, обычно осуществляемых правой рукой, хотя эта срочная компенсация первое время оказывается заведомо несовершенной.

В дальнейшем в результате обучения и формирования в головном мозге новых временных связей развиваются навыки, обеспечивающие долговременную компенсацию — относительно совершенное выполнение левой рукой операций, выполнявшихся ранее правой рукой.

Пластичность нервной системы особенно велика в детском возрасте, поэтому эффективность компенсации функций в таких случаях у детей выше, чем у взрослых.

Диагностика нарушенного развития на современном этапе должна строиться с опорой на ряд принципов, ранее описанных в трудах ведущих специалистов (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, С.Д. Забрамная):

комплексное изучение развития психики ребенка. Этот принцип предполагает вскрытие глубоких внутренних причин и механизмов возникновения того или иного отклонения. Реализация комплексного подхода означает, что обследование ребенка осуществляется группой специалистов (врачи, педагоги-дефектологи, логопед, психолог, социальный педагог). Используется не только клиническое и экспериментально-психологическое изучение ребенка, но и другие методы: анализ медицинской и педагогической документации, наблюдение за ребенком, социально-педагогическое, а в наиболее сложных случаях — нейрофизиологическое, нейропсихологическое и другие обследования;

системный подход к диагностике психического развития ребенка. Этот принцип опирается на представление о системном строении психики и предполагает анализ результатов психической деятельности ребенка на каждом из ее этапов. Системный анализ в процессе психолого-педагогической диагностики требует не только выявить отдельные нарушения, но и установить взаимосвязи между ними, иерархию выявленных нарушений. Очень важно, чтобы были обнаружены не только явления негативного характера, но и сохранные функции, и положительные стороны личности, которые послужат основой для коррекционных мероприятий;

динамический подход к изучению ребенка с нарушением развития. Этот принцип предполагает учет возрастных особенностей ребенка при организации обследования, выборе диагностического инструментария и анализа результатов изучения, учет текущего состояния ребенка, учет возрастных качественных новообразований и их своевременную реализацию. Диагностическое обучение организуется только в пределах тех заданий, которые доступны детям данного возраста;

выявление и учет потенциальных возможностей ребенка. Этот принцип опирается на теоретическое положение Л.С. Выготского о зонах актуального и ближайшего развития ребенка. Потенциал ребенка в виде зоны ближайшего развития определяет возможности и темп усвоения новых знаний и умений. Эти возможности выявляются в процессе сотрудничества ребенка с взрослым при усвоении ребенком новых способов действий;

качественный анализ результатов психодиагностического изучения ребенка.

Основными параметрами такого анализа являются:

• отношение ребенка к ситуации обследования и заданиям;

• способы ориентации ребенка в условиях заданий и его способы выполнения заданий;

• соответствие действий ребенка условиям задания, характеру экспериментального материала и инструкции;

• продуктивное использование ребенком помощи взрослого;

• умение ребенка выполнять задание но аналогии;

• отношение ребенка к результатам своей деятельности, критичность в оценке своих достижений.

Раздел 4. Самостоятельная работа студентов

1. Прочитайте и законспектируйте следующие работы Л.С. Выготского из книги «Проблемы дефектологии»:

— «К психологии и педагогике детской дефективности»;

— «Дефект и сверхкомпенсация»;

— «Аномалии культурного развития ребенка»;

— «Методы изучения умственно отсталых детей»;

— «Развитие трудного ребенка и его изучение».

2. Используя книгу Л.С. Выготского «Избранные психологические исследования», раскройте вопрос о системном строении высших психических функций.

3. Раскройте понятие «социальная компенсация дефекта», «сверхкомпенсация».

4.Подготовьте реферативное сообщение по проблематике раздела.

Рекомендуемая литература

1.Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш.пед.учеб.заведеий /Под ред. В.А.Сластенина.- .: Акадеияя,1999.- 280с.

4. Кащенко, В. П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков: учеб.пособие / В. П. Кащенко. – М.: Академия, 2000. -276с.

5.Коррекционная педагогика в начальном образовании. /Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.-341с.

6.Специальная педагогика: Уч. пособ. Для студ. пед.вузов / Аксенова Л.И., Архипов Б.А., Белякова Л.И. и др.//Под ред. Н.М.Назаровой. – М.: Академия, 2007- 442с.

7.Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики: учеб.пособие / А. С. Белкин. – М.: Академия, 2000.-321с.

8. Выготский Л.. С. Собрание сочинений. В 6 т. – Т5. Дефектология.

9. Психология лиц с умственной отсталостью: Уч . — метод. пособие / Составитель Е.А. Калмыкова. – Курск: Курск. гос. ун-т, 2007. – 121 с.

10. Бочарова Е.А. Психология аномального развития: учебно-методическое пособие/ Е.А.Бочарова.- Изд. 2-е,стер. – Архангельск: Изд-во Северного государственного медицинского университета, 2012. – 108с.

11. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте : учебное пособие / В.В. Лебединский. – 2-е издание, исправленное. – Москва : Академия, 2004. – 144 с.

12. Калмыкова Е.А. Психология лиц с умственной отсталостью: Уч.-метод. пособие / Составитель Е.А. Калмыкова. – Курск: Курск. гос. ун-т, 2007. – 121 с.

13. Левченко И.Ю., Киселева Н.А., Психологическое изучение детей с нарушениями развития,-М.: Издательство «Книголюб», 2008. — 160 с.

http://lektsia.com/9x3cb6.html

Основные задачи коррекционно-развивающей среды.

Юлия Лобанова
Основные задачи коррекционно-развивающей среды.

1. Индивидуализация и дифференциация методов, приемов и средств в условиях целенаправленного педагогического руководства образовательным процессом.

2. Ориентация на зону актуального и ближайшего развития.

Обучение должно вести за собой развитие. В связи с этим следует определять «зону актуального развития» ребенка, то есть его возможности. Которые могут быть реализованы в самостоятельной деятельности, и «зону ближайшего развития», то есть его потенциальные возможности, которые могут быть реализованы в сотрудничестве со взрослыми.

«Зона ближайшего развития» характеризует обучаемость ребенка, т. е. способность к усвоению и присвоению передаваемого ему опыта, знаний. Характер обучаемости раскрывает потенциальные возможности ребенка, и с их учетом педагог прогнозирует дальнейшее развитие, выстраивает программу работы. Вся коррекционно- развивающая среда строится с учетом «зоны ближайшего и актуального развития».

3. Социальная компенсация дефекта.

Процесс компенсации – это следствие самостоятельного упражнения и результат воспитания сохранных сторон психики и личности ребенка. Исход компенсации зависит не только от тяжести дефекта, но в значительной степени от адекватности и действенности применяемых методов формирования компенсаторных процессов в зависимости от успешности компенсации и коррекции меняется структура дефекта.

Достигая в своем развитии того же, что и нормальный ребенок, глухой или слепой ребенок достигает этого иным способом, иными путями и средствами, поэтому особенно важно знать своеобразие пути по которому следует повести ребенка.

Процессы компенсации у детей в отличии от взрослых глубоко специфичны. У взрослых функции ЦНС уже сложились приняли характер стройной организации, что дает широкие возможности взаимозаменяемости и переключения в случае нарушения какой либо из функций. Дети же с ОВЗ проходят особый путь психического развития, где благодаря усилиям специального обучения и воспитания формируются новые функциональные системы, развиваются способы действий и усвоения социального опыта.

4. Коррекция «социального вывиха», преодоление отклонений в поведении и «вправление в жизнь».

Анализ развивающей предметно-развивающей среды в группе. «Предметно – развивающая среда» — это система условий, обеспечивающая развитие ребенка. Предметно-пространственная среда выполняет по отношению.

Коррекция и компенсация аномального развития - картинка 12Характеристика компонентов развивающей среды. Оформление развивающей среды Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. в своей группе я опираюсь на деятельно-возрастной системный подход и опираюсь.

Коррекция и компенсация аномального развития - картинка 13Характеристика предметно-развивающей среды Очень важным периодом в жизни ребенка является ранний возраст, в котором во многом определяется будущее маленького человека: его характер,.

Коррекция и компенсация аномального развития - картинка 14Изменение предметно-развивающей среды к 9 мая 2 младшая группа. Первый день с изменениями в предметно- развивающей среде к 70- летию Победы. Уже сейчас в нашем детском саду «Теремок»,.

Коррекция и компенсация аномального развития - картинка 15Организации предметно-пространственной развивающей среды детского сада с опорой на схему единства характера среды Детский сад сегодня функционирует и развивается в условиях нестабильной социально- экономической и образовательной ситуации. Больших изменений.

Коррекция и компенсация аномального развития - картинка 16Организация предметно-развивающей среды Главная роль в становление личности ребенка раннего возраста принадлежит окружающим его взрослым. От того, насколько они смогут окружить.

Основные подходы к анализу результативности коррекционно-диагностической работы Пмпк Сормовского района Основные подходы к анализу результативности коррекционно-диагностической работы ПМПК Сормовского района во взаимодействии с ПМП консилиумами.

Коррекция и компенсация аномального развития - картинка 17Система коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ Цель: Воспитание у детей правильной, чёткой речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи Задачи:.

Современные подходы к организации коррекционно-развивающей предметно-пространственной среды для детей с нарушением речи В современных социально – экономических условиях развития образования перед педагогами — практиками стоят задачи создания, наиболее оптимальных.

Создание экологическо-развивающей среды ЭКОЛОГИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДЕТСКОМ САДУ Элементы развивающей среды Функциональная роль Формы и методы работы 1. Комната природы (экологическая.

http://www.maam.ru/detskijsad/osnovnye-zadachi-korekciono-razvivayuschei-sredy.html

Структура дефекта по Л. С. Выготскому

Дефект — физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка. Понятие «структура дефекта» ввёл Л.С. Выготский. Структуру дефекта составляют первичный и вторичный дефект.

Первичный дефект — повреждение биологических систем (отделов ЦНС, анализаторов), которое вызывается биологическими факторами.

Вторичный дефект — недоразвитие высших психических функций (речи и мышления у глухих, восприятия и пространственной ориентации у слепых, опосредованной памяти и логического мышления у умственно отсталых).

Вторичный дефект непосредственно не связан с первичным, но обусловлен им (возникает под его влиянием).

Сложный дефект — сочетание двух и более первичных дефектов, в одинаковой степени определяющих структуру аномального развития и трудности в обучении и воспитании ребенка.

http://logopedprofiportal.ru/blog/550438

Тест по предмету «Специальная педагогика» с ответами

Нет времени или сил пройти тест онлайн? Поможем сдать тест дистанционно для любого учебного заведения: подробности

.

Вопросы и ответы онлайн

Вопрос 1. Одной из задач специальной психологии выявление общих и специфических закономерностей _______________развития аномального ребёнка

  • психического
  • речевого
  • физического
  • сенсорного

Вопрос 2. Утверждение о том, что все психические явления необходимо рассматривать в динамическом плане, то есть в процессе развития и становления, соответствует такому принципу как …

  • психического
  • речевого
  • физического
  • сенсорного
  • принцип отражательности
  • принцип детерминизма
  • генетический или принцип развития
  • принцип единства психики и деятельности

Вопрос 3. Объектом специальной педагогики является специальное образование лиц…

  • с психическими нарушениями
  • с одарённостью
  • с особыми образовательными потребностями
  • с хроническими соматическими заболеваниями

Вопрос 4. Одной из задач специальной педагогики является реализация_____________________ программ для лиц с ограниченными возможностями здоровья…

  • социальных
  • коррекционно-педагогических
  • гуманитарных
  • экономических

Вопрос 5. Тифлопедагогика-наука о ____________и ______________ лиц с нарушениями зрения

Вопрос 6. К биологическим факторам риска не относятся…

  • патология родовой деятельности
  • биохимические вредности
  • пребывание ребёнка в семье группы социально риска
  • инфекционные и вирусные заболевания матери

Вопрос 7. Утверждение о том, что необучаемых детей нет, соответствует принципу…

  • педагогического оптимизма
  • дифференцированного подхода
  • ранней педагогической помощи
  • индивидуального подхода

Вопрос 8. Первая в России специальная школа была создана благодаря участию:

  • Императора Александра I
  • К.Д.Ушинского
  • Императрицы Марии Фёдоровны
  • Московской Городской Думы

Вопрос 9. Первичные дефекты возникают в результате…

  • органического поражения или недоразвития какой-либо биологической системы
  • психического недоразвития
  • нарушений социального поведения

Вопрос 10. Дактильная и жестовая речь используется в обучении лиц, имеющих нарушения…

Вопрос 11. Ведущие тенденции в предупреждении и преодолении аномального детства выявил:

Вопрос 12. Сурдопедагогика составная часть специальной педагогики, представляющая собой систему научных знаний об образовании лиц с нарушениями…

  • зрения
  • слуха
  • познавательной деятельности
  • речи

Вопрос 13. Для детей с задержкой психического развития характерны…

  • задержка речевого развития и нарушение коммуникативной функции речи
  • двигательные расстройства
  • предельное «экстремальное» одиночество и стереотипность в поведении
  • незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности

Вопрос 14. Для детей с задержкой психического развития создаётся специальное (коррекционное) образовательное учреждение:

Вопрос 15. К основным формам организации учебного процесса в специальных школах относятся…

Вопрос 16. В том случае если возникает несоответствие возможностей данного человека общепринятым социальным ожиданиям, можно использовать термин…

  • лицо с психическими отклонениями
  • лицо пожилого возраста
  • одарённый ребёнок
  • лицо с ограниченными возможностями

Вопрос 17. Интенсивность и распространённость патологического процесса обуславливает…

  • причины нарушений
  • время и длительность воздействия повреждающих объектов (добавить к ответу)
  • степень нарушений функциональных связей
  • характер сенсорных или интеллектуальных нарушений

Вопрос 18. К основным задачам психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) относят:

  • лечение заболеваний ребёнка
  • реабилитацию детей с отклонениями в поведении
  • диагностико-консультативную деятельность

Вопрос 19. Восстановление психофизических возможностей детей раннего возраста называется:

  • компенсация
  • коррекция
  • адаптация
  • рабилитация

Вопрос 20. Объектом специальной педагогики является:

  • специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями
  • воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс
  • личность ребёнка, имеющего незначительные отклонения в развитии и поведении

Вопрос 21. К компонентам личностной реабилитации НЕ относится:

  • формирование адекватных форм социального поведения
  • преодоление чувства малоценности, маргинальности
  • лечение недостатков, последствий дефекта
  • воспитание чувства собственного достоинства

Вопрос 22. Система специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития определяется как…

Вопрос 23. Наиболее яркие проявления аутизма в раннем возрасте характеризуются…

  • отсутствием фиксации взгляда на другом человеке
  • выраженными потребностями в контакте с другими людьми
  • индифферентным отношением к окружающим

Вопрос 24. К причинам, вызывающим нарушения слуха не относятся…

  • социально-психологические факторы
  • вредности, действующие на плод во время беременности матери
  • наследственные факторы
  • механические травмы

Вопрос 25. Специальные дошкольные образовательные учреждения комплектуются по…

  • полу
  • возрасту
  • ведущему нарушению
  • типу высшей нервной деятельности

Вопрос 26. Аутизм определяется как снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и _____________ развитию

  • социальному
  • речевому
  • двигательному
  • сенсорному

Вопрос 27. Неравномерно сниженный запас сведений и представлений об окружающем мире у детей с детским церебральным параличом обусловлен…

  • сенсорными нарушениями
  • эмоционально-волевыми нарушениями
  • вынужденной изоляцией ребёнка в связи с затруднениями в передвижении

http://www.matburo.ru/sub_test.php?p=test_sped1

Литература

  1. Попова, Анна Теория государства и права / Анна Попова. — М.: Питер, 2008. — 248 c.
  2. CD-ROM. Юридические науки. Диск 2. Шпаргалки для студентов. — Москва: РГГУ, 2013. — 418 c.
  3. Под редакцией Дмитриевой И. К., Куренного А. М. Трудовое право России. Практикум; Юстицинформ — Москва, 2011. — 792 c.
  4. Мачин, И. Ф. История политических и правовых учений. Учебное пособие для прикладного бакалавриата / И.Ф. Мачин. — М.: Юрайт, 2016. — 220 c.
  5. Адвокатская деятельность и адвокатура в России. Часть 2. Особенная часть, специализация / ред. И.Л. Трунов. — М.: Эксмо, 2016. — 864 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях