WordPress

Коррекция и компенсация сенсорных нарушений

Коррекция и компенсация сенсорных нарушений - картинка 1

Абилитация

Несколько иную ситуацию воспроизводит другой термин, не менее употребимый в современной специальной психологии — «абилитация», означающий в дословном переводе с латинского «представление прав». В ситуации, когда мы говорим о реабилитации, речь идет о восстановлении того, что было до травмы или заболевания, того качества жизни, которое был утрачено индивидом. Иначе говоря, реабилитация — это возвращение, восстановление, возмещение потерянных свойств, качеств, условий прежнего, нормального благополучного периода жизни.

Абилитационная ситуация характеризуется иначе. Это те случаи, когда индивид уже рождается с тем или иным пороком, отклонением в физическом или психическом развитии. Работа с человеком, имеющим врожденные нарушения, строится иначе и на иной основе. В подобных случаях

речь может идти об исходной неадантированности, отсутствии периода нормального развития и какой бы то ни было утраты.

Поэтому абилитационные мероприятия нужно понимать как систему раннего вмешательства в процесс развития ребенка с целью достижения его максимальной приспособленности к внешним условиям существования с учетом индивидуальных особенностей, имеющихся нарушений.

Коррекция

Последняя категория в данном ряду, которую мы рассмотрим — коррекция.

Коррекция — процесс исправления тех или иных нарушенных функций.

В специальной психологии длительное время обсуждается вопрос о соотношении коррекции и компенсации. Суммируя высказываемые точки зрения, можно сформулировать несколько положений. Прежде всего, коррекция — это всегда определенное воздействие на человека с целью исправления чего-либо, т.е. это внешний процесс по отношению к индивиду, в отличие от компенсации, являющейся процессом внутренним.

Безусловно, внешнее коррекционное воздействие должно на что-то опираться, как, например, реабилитационное воздействие опирается на компенсаторные (внутренние) процессы. В случае коррекционного воздействия внутренней опорой выступают механизмы сенсибилизации, т.е. закономерные способности функций к повышению своей эффективности под влиянием тренировки.

Коррекция, в отличие от компенсации, показана в случае нарушения функции, а не ее выпадения. Корригировать, например, зрение в ситуации, когда оно отсутствует, бессмысленно — в этом случае речь может идти о компенсации, т.е. восполнении утраченной функции.

Обратите внимание, что словосочетание «нарушенная функция» фигурирует и в определении компенсации, и в определении коррекции. Это означает, что вопрос о том, следует ли нарушенную функцию корригировать или компенсировать, решается в зависимости от того, насколько выражены сами нарушения. Нарушения функции, при которых она еще существует, но уже не способна достичь уровня целесообразной результативности, свидетельствуют о необходимости включения компенсаторных механизмов.

Так, например, снижение остроты зрения до таких показателей, при которых никакое приближение предмета к глазам, равно как и его увеличение не приводит к формированию образа-восприятия, но остаются сохранными лишь элементарные ощущения, можно назвать неспособностью к целесообразной результативности зрительной функции. Такую степень нарушения можно назвать выраженной. В подобной ситуации говорить об эффективной коррекции нецелесообразно.

Взаимосвязь компенсации, реабилитации, абилитации и коррекции

Сказанным мы пытались разграничить обсуждаемые понятия. Тем не менее приходится констатировать, что указанные различия имеют не абсолютный, а относительный характер: коррекция и компенсация могут друг друга взаимно дополнять. Так, даже при незначительном снижении остроты зрения на один глаз функцию ведущего автоматически берет на себя сохранный, восполняя недостатки больного глаза. По сути своей это компенсаторный акт. С другой стороны, даже в ситуации выраженного нарушения функций возможно и даже необходимо проведение определенных коррекционных по своей сути мероприятий. Хорошо известно значение развития остаточного зрения и слуха у слепых и глухих детей для повышения их адаптированности.

Мы рассмотрели в сравнительном плане такие категории, как компенсация, адаптация, реабилитация, абилитация и коррекция. Раскрытие их значений позволяет лучше понять сам феномен отклоняющегося развития. Безусловно, главным критерием эффективности как коррекции, так реабилитации и абилитации является полученный результат. Но не менее важна и устойчивость достигнутого эффекта, а также временные затраты, являющиеся выражением трудоемкости, а стало быть, стоимости коррекционной или реабилитационной услуги.

http://studme.org/78605/psihologiya/abilitatsiya

Компенсация, коррекция, реабилитация, абилитация как категории специальной психологии.

ЛЕКЦИЯ 3

по разделу 3 «Основные категории специальной психологии»

План лекции

Компенсация, коррекция, реабилитация, абилитациякак категории специальной психологии.

Коррекция как исправление нарушенных функций. Взаимодействие процессов коррекции и компенсации.

Реабилитация, ее виды. Абилитация. Их отличия, касающиеся конечных целей и условий их достижений.

Социальная адаптация

Дефект и компенсация. Теории компенсации. Л.С. Выготский о дефекте и компенсации. Внутрисистемная и межсистемная компенсация.

Биологический, психологический, социально-психологический и социальный уровни протекания компенсаторных механизмов. Работа компенсаторных механизмов.

Виды копинг-стратегий.

Компенсация, коррекция, реабилитация, абилитация как категории специальной психологии.

Основными категориями специальной психологии являются компенсация, коррекция, реабилитация, абилитация. Их соотношение представлено на рисунке 1.

Коррекция и компенсация сенсорных нарушений - картинка 2

Рисунок 1 – Основные категории специальной психологии

Каждая живая саморегулирующая система должна обладать определенной степенью «прочности», т. е. способностью удерживать и восстанавливать свою целостность в случаях воздействия различных патогенных факторов.По мнению В.М, Сорокина, такая способность к восстановлению называется компенсацией — сложной ответной реакцией индивида на факт внутренних нарушений, препятствующей возможной утрате целостности и потере рав­новесия с окружающей средой.

Наряду с понятием компенсация в специальной психологии широко используются такие термины как коррекция, реабилитация, абилитация и адаптация — близкие по значению, но не тождественные понятию компенсация.

Если компенсация — это процесс возмещения нарушенной или утраченной функции, токоррекция, как отмечает В.М. Сорокин, чаще всего определяется как исправление тех или иных нарушений. Стало быть, различия между компенсацией и коррекцией определяют­ся степенью или выраженностью нарушения той или иной способности.

Понятие реабилитация, как и коррекция, указывает на систему внешних мероприятий по отношению к человеку. Но если коррекционные воздействия ориентированы весьма локально, т.е. нацелены на исправление отдельных функцийили сторон жизнедеятельности человека (например коррекция внутрисемейных отношений), то реабилитация, по мнению В.М. Сорокина, — это система мероприятий, направленных на восстановление полноценного общественного бытия личности.

Весьма нелегко отграничить понятие «реабилитация» от понятия«абшитация». Именно поэтому эти понятия весьма часто путаются. По своему содержанию абилитационные мероприятия могут ничем не отличаться от реабилитационных. Отличия касаются конечных целей и условий их достижения.

Ситуацияабилитации характеризуется тем, что факта и момента утраты не было — человек изначально от рождения или с раннего детства обладал тем или иным нарушением. Стало быть, речь не может идти о восстановлении, ибо вос­станавливать можно лишь то, что было утрачено. Следовательно,как отмечает В.М. Сорокин, абилитация — это система мероприятий, направленныхна формирование эффективных способов социальной адаптации в возможных для данного индивида пределах.

Наконец, родственным по значению перечисленным понятиям является терминадаптация. Адаптацию В.М. Сорокин определяет как особый процесс восстановления нарушенного равновесия между индивидом и средой путем внутренних изменений самого индивида.

Компенсаторные процессы также направлены на восстановление равновесия тоже путем внутренней перестройки. Но отличие состоит в том, что равновесие между индивидом и средой может быть нарушено за счет средовых изменений и изменений в самом индивиде. В первом случае должны сработать адаптационные механизмы, приводящие к изменениям, направление которых уводит индивида от исходного состояния, тем самым восстанавливая равновесие. Во втором случае включаются компенсаторные механизмы, приводящие тоже к внутреннимизменениям, но противоположным по направлению к адаптационным изменениям. Компенсаторные процессы стремятся вернуть индивида к исходному утерянному состоянию. Чем в большей степени это удается, тем быстрее восстанавливается утраченное равновесие.

В целом можно сказать, что адаптация и компенсация — это единые, но разнонаправленные процессы, целью которых является восстановление равновесия между средой и индивидом.

2. Коррекция как исправление нарушенных функций.В заимодействие процессов коррекции и компенсации:

Коррекция— это система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей.

Л.С. Выготский выделил особенности взаимодействия процессов коррекции и компенсации, а именно:

· включение аномального ребенка в разнообразную социально значимую деятельность и создание активных и действенных форм детского опыта;

· применение медицинского воздействия для преодоления первичных дефектов и корригирующего психолого-педагогического воздействия в борьбе с вторичными отклонениями; чем теснее связано вторичное отклонение с первичным дефектом, тем сложнее его коррекция;

· специальное воспитание по собственным методикам обучения на основе выработки у ребенка интереса и потребностей в такой деятельности;

· включение людей с различными нарушениями в активную трудовую деятельность, которая обеспечивает условия для полноценной интеграции в общество;

· уровень компенсации определяется, с одной стороны, характером и степенью дефекта, резервными силами организма, с другой

· внешними социальными условиями.

Термин «коррекция» (от лат. correctio — исправление) начал использоваться с конца XIX в., но первоначально относился лишь к умственно отсталым детям. Коррекция отклоняющегося развития — это система психолого-педагогических мер, направленных на исправление, ослабление или сглаживание недостатков психофизического развития детей. В коррекционном воздействии выделяют два направления:

· исправление отдельных дефектов и их последствий и

· целостное влияние на личность ребенка.

В целом коррекция познавательной деятельности и физического развития в сочетании с формированием личности особого ребенка называется коррекционно-воспитательной работой. Всякий дефект снижает социальную полноценность ребенка во всех ее проявлениях, поэтому коррекционные воздействия не сводятся к набору специальных упражнений, а охватывают весь учебно-воспитательный процесс.

К числу благоприятных условий формирования компенсации относятся:

· ранняя диагностика и начало коррекционных воздействий;

· правильно организованная система обучения и воспитания;

· построение учебного процесса на основе применения специальных приемов и методов коррекционно-воспитательной работы;

· использование принципа соединения обучения с трудом;

· хорошая психологическая атмосфера в детском коллективе, взаимопонимание педагогов и учащихся;

· правильная организация режима учебной работы и отдыха детей, исключающая перегрузки;

· чередование методов обучения учащихся;

· использование технических средств, специального оборудования и учебных пособий.

В специальной литературе часто встречается определение коррекции как способа компенсации дефекта. Однако с точки зрения педагогики это понятие более широкое, поскольку именно коррекция определяет степень компенсации нарушений в развитии аномального ребенка.

Если компенсация — это процесс возмещения нарушенной или утраченной функции, то коррекция чаще всего опреде­ляется как исправление тех или иных нарушений. Стало быть, различия между компенсацией и коррекцией определяются степенью или выраженностью нарушения той или иной способности


http://lektsii.org/17-70670.html

Коррекция и компенсация сенсорных нарушений

Коррекция и компенсация сенсорных нарушений - картинка 5

Отражены проблемное поле и основные понятия специальной психологии, раскрываются психологические особенности развития детей с различными типами отклоняющегося развития, а также содержится описание принципов, содержания, форм и способов психологической коррекции отклонений в развитии, основных направлений деятельности психолога в учреждениях образования.

Предназначено для студентов психологических и педагогических специальностей высших учебных заведений. Может быть полезно школьным психологам, учителям, педагогам дошкольных учреждений, а также дефектологам.

Книга: Специальная психология

2.4.4. Проблема компенсации нарушений зрения

2.4.4. Проблема компенсации нарушений зрения

Вопросы необходимой компенсации становятся для детей с нарушениями зрения особенно актуальными в связи с представленной психологической структурой дефекта. В зависимости от своевременности, качества и количества компенсаторных воздействий изменяется выраженность вторичных нарушений психического развития у слепых и слабовидящих детей. Большинство исследователей отмечают, что у слепого ребенка сохраняются огромные возможности психического и физического развития (Р.М. Боскис, Р.Е. Левина)[252]. По мнению Л.П. Григорьевой[253], компенсация нарушений перцептивно-когнитивного развития слепых и слабовидящих детей представляет собой сложную комплексную проблему, решение которой может быть в определенной степени достигнуто при мультидисциплинарном подходе.

Уровень социально-психологической компенсации. Слепота независимо от ее происхождения при полном отсутствии социально-психологической помощи делает человека практически нежизнеспособным. Безусловно, компенсация как процесс сложной перестройки всей психической деятельности человека из-за нарушения такого важного канала восприятия информации, как зрение, не может быть достаточно полной без вмешательства извне, без участия других людей. Л.С. Выготский утверждал, что именно под давлением социальных требований зрячих формируются и развиваются компенсаторные способности при дефекте зрения, поскольку «сущность компенсации у человека заключается не столько в биологической приспособляемости организма, сколько в формировании способов действий и усвоения социального опыта в условиях сознательной, целенаправленной деятельности»[256].

В процессе овладения предметной деятельностью существенное значение приобретает развивающаяся номинативная функция речи, обеспечивающая слепому ребенку овладение знаниями о предметах и закрепление их в слове. Являясь средством общения и познания окружающего мира, речь постепенно становится одним из ведущих источников компенсации. Речь позволяет широко использовать систему условных обозначений, необходимых для чтения и письма по рельефной системе Брайля. Большое место в системе компенсаторных процессов занимает использование звукового условного кодирования. Система условной звуковой сигнализации позволяет слепым с использованием тифлоприборов воспринимать целый ряд визуальных признаков, характеризующих предметы, явления и процессы окружающего мира (Р.М. Боскис, Р.Е. Левина). Именно путь интеллектуализации и вербализации сенсорного опыта является для слепого ребенка наиболее результативным, и именно этому необходимо обучать слепого дошкольника начиная с младшего дошкольного возраста[257]. Только при адекватном социальном взаимодействии и общении у слепых и слабовидящих происходят развитие речи и реализация ее компенсаторных функций.

Уровень личностной компенсации. Ведущую роль в процессах компенсации играет сознание, обусловленное социальными отношениями. В связи с этим компенсация дефекта зрения связана с развитием всех сторон личности слепого и слабовидящего (З.Г. Ермолович)[258].

Возможности компенсации последствий нарушения зрения при формировании адекватных смыслов, взаимоотношений, активной личностной позиции, устойчивых взаимоотношений с другими людьми, к сожалению, подробно не рассматривались в тифлопсихологии. Однако ряд авторов отмечают, что задержка в дифференциации сознания «Я» и «внешнего мира» зависит в значительной мере от социальных условий, обучения и воспитания. В высказываниях одного из представителей психологической и педагогической антропологии В. Болдта звучит мысль о социальной детерминированности формирования внутреннего мира человека, лишенного зрения. «Слепота, – говорит он, – обозначается как специфическая ситуация». Становление и формирование незрячего ребенка необходимо рассматривать только как историю открытий, как познание собственного «Я». Развитие понимается Болдтом как процесс постепенного дистанцирования «Я» и «мира», переход от «поля жизни для меня» к «миру для всех нас»[259].

А.Г. Литвак указывает на возможности людей с полной потерей зрения, слуха и даже при таких тяжелых комбинированных дефектах, как слепоглухонемота, в значительной мере преодолевать последствия дефектов анализаторной деятельности, овладевать речью, приспосабливаться к жизни в новых условиях, а порой достигать в ней значительных успехов. Действительно, обращаясь к описаниям жизненного пути слепых, достигших высокого уровня компенсации имеющихся нарушений, можно отметить их значительную активность именно в сфере выстраивания определенной личностной позиции, которая помогала им справляться с трудностями в ориентировке в пространственной и социальной среде, преодолевать имеющуюся специфику познавательных процессов, справляться с тяжелыми эмоциональными переживаниями. Показательными в этом смысле являются жизнь и деятельность многих слепых людей, например Л. Брайля, А.М. Щербины, В.Я. Ерошенко, Д. Бланкетта и др. Все они, несмотря на тяжелые нарушения зрительного анализатора, достигли высокого уровня интеллектуального развития и личностной реализации.

http://med-tutorial.ru/m-lib/b/book/302421142/37

Выявление оптимальных путей коррекции и компенсации последствий дефектов зрения

Коррекция и компенсация сенсорных нарушений - картинка 6

Министерство образования и науки Республики Хакасии РГОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III, IV видов»

Коррекция и компенсация сенсорных нарушений - картинка 7

Зрение –есть
явление невидимого
.
Анаксагор

2. Развитие психики при нарушениях зрения: дефект и компенсация

3. Компенсаторное значение тифлотехники.

4. Коррекционная работа с детьми имеющими нарушения зрения.

Как и все дети, дети с ограниченными возможностями нуждаются в достойном обучении. В нашей стране всегда уделялось большое внимание воспитанию и обучению лиц, имеющих дефекты умственного и физического развития, в том числе детей, имеющих дефект зрения. От методов воспитания и обучения этих детей зависит их адаптация к окружающей жизни, возможность трудиться, социализироваться в обществе.

Формирование процесса компенсации зрения противостоит негативным процессам отставания, развивающимся у детей в результате выключения из сферы познания такого важного анализатора, как зрительный. Компенсация нарушений зрения формируется как система, опирающаяся на потенциальные возможности развития ребенка с проблемой зрения, на те сохранные психические образования, которые находятся в данный отрезок времени на сензитивной стадии развития. Это содействует адекватному и активному отражению внешнего мира детьми, что проявляется в овладении ими различными формами деятельности.

Система компенсации нарушений зрения формируется не автоматически, а требует специально направленного процесса обучения, учитывающего своеобразие развития ребенка и включающего обучение элементам тех видов деятельности, которые впоследствии становятся условиями компенсации зрения.

Индивидуальный подход к детям, основанный на учете психологических особенностей их воспитания, памяти, мышления, всей системы познания при овладении знаниями служит необходимым условием компенсации нарушений зрения и их обучению. Однако не менее значимым в компенсации нарушений зрения является личностный подход, помощь ребенку в создании активной позиции в жизни и преодоления таких трудностей, как ориентировка в пространстве, самостоятельность в быту.

2. Развитие психики при нарушениях зрения: дефект и компенсация

Далее рассмотрим суть понятия «дефект» и содержание процесса компенсации.
Дефект — это физический или психологический недостаток, влекущий за собой отклонения от нормального развития.

Выделяют пять основных дефектов зрения:

1. Миопия (близорукость), при которой лучи от бесконечно удаленного точечного источника фокусируются перед сетчаткой.

2. Гиперметропия (дальнозоркость), при которой истинный фокус лучей от бесконечно удаленного предмета лежит за сетчаткой.

3. Астигматизм, npи котором преломляющая способность глаза различна в разных плоскостях, проходящих через его оптическую ось.

4. Дальтонизм (цветовая слепота), при котором человеческий глаз не различает определенные группы цветов или вообще не видит их, кроме ахроматической шкалы.

5. Цветовая агнозия, при которой человеческий глаз правильно воспринимает все цвета, но мозг ввиду тех или иных причин не может различить правильно оттенки этих цветов.

Говоря об обходных путях культурного развития слепого ребенка, приводит в качестве примера такого пути точечный шрифт Брайля, который, заменив обычную оптическую азбуку, сделал доступными для слепых чтение и письмо.

Этими условиями являются:

    уровень развития общественных отношений и уровень технического прогресса,
    положение человека в обществе,
    условия семейного и школьного воспитания,
    состояние здравоохранения и социального обеспечения и многие другие социальные факторы.

При компенсации утраченных функций важно переплетение и взаимодействие биологических и социальных факторов.

Действие социальных факторов при компенсации возможно лишь при опоре на сохранные функции организма и в единстве с биологическими факторами.

Для включения слепых и слабовидящих в общественно-полезный труд большое значение имеют технические средства компенсации.

Тифлотехнические средства компенсации развиваются в двух направлениях. Во-первых, приборы, сохраняющие и развивающие нарушенные зрительные функции. Это различные корригирующие оптические приспособления: обычные и телескопические очки, контактные линзы и т. д. Во-вторых, приборы, действие которых основано на использовании сохранных анализаторов, при помощи которых слепой и слабовидящий получает преобразованную информацию, поступающую в обычных условиях через зрительную систему. Эти приборы заменяют световые и цветовые раздражители раздражителями другой модальности, трансформируют световую энергию в звуковую или механическую. Ведутся работы по моделированию периферической части зрительного анализатора (электронный глаз). Эти приспособления должны трансформировать световую энергию в электрическую и посылать электрические импульсы непосредственно в зрительные зоны головного мозга для пробуждения субъективных световых ощущений.

3. Компенсаторное значение тифлотехники.

Технические средства, предназначенные для использования людьми с недостатками зрения, по устоявшейся традиции именуются тифлоприборами, а вся их совокупность и способы их применения тифлотехникой.

В основе состава этого слова лежит греческое слово «тифлос», что значит слепота.

Основное назначение тифлотехники заключается в том, чтобы снять ограничения, которые вызваны полной или значительной утратой зрения и расширить путем применения специальных технических устройств и приспособлений возможность участия слепых и слабовидящих в трудовой деятельности, а также создать для них дополнительные условия повышения культурного уровня.

Иначе можно сказать, что тифлотехника представляет собой совокупность таких технических устройств и способов их применения, при использовании которых для людей со значительными дефектами зрения или с полным отсутствием зрения, появляется возможность выполнять ранее неосуществимые или трудно исполнимые действия с результатами, такими же или приближающимися к тем, которые достигаются людьми с нормальным зрением в тех же условиях.

К тифлотехническим средствам — тифлоприборам — относятся разнообразные технические устройства от предельно простых, какими, например, являются обыкновенные грифели, служащие для накалывания письменных знаков по системе Брайля, до весьма сложных кибенетических устройств, таких как аппарат, позволяющий слепым самостоятельно читать обычные печатные издания.

К настоящему времени уже достаточно четко выявились основные направления развития тифлотехники, которые можно представить следующим образом:

1. Учебная тифлотехника, обогащающая содержание и методы обучения слепых, слабовидящих и слепоглухонемых в специальных общеобразовательных школах, высших учебных заведениях, а также в учебных заведениях, дающих им узкую специальную профессиональную подготовку.

2. Производственная тифлотехника, содействующая повышению производительности труда слепых и слабовидящих и делающая доступным для них освоение новых производственных профессий и видов квалифицированного труда.

3. Тифлотехника культурно-бытового назначения, преследующая расширение познавательной деятельности слепых и слабовидящих в бытовых условиях и представляющая собой базу для повышения их культурного уровня и физического развития.

Всякий тифлоприбор можно рассматривать как дополнение к имеющемуся у слепого наличию чувственных возможностей, причем тифлоприбор является промежуточным звеном в процессе взаимодействия между человеком и окружающей средой.

Это взаимодействие немыслимо без взаимного обмена информацией.

Тифлоприбор может служить орудием воздействия незрячего человека на окружающие предметы, инструментом в его преобразовательной деятельности, а также средством осуществления обратной связи при взаимной передаче информации от незрячего к объекту, на который оказывается воздействие, и наоборот.

Тифлоприбор может являться каналом связи незрячего человека с окружающей средой — проводником информации. В простейшем виде это может быть трость, с помощью которой незрячий пешеход ощупывает неровности дороги. Это может быть и сложное устройство для программированного обучения, например, обучающая дефектологическая машина типа «ОДЕМА», обусловливающая образование прямой и обратной связи между учителем и незрячим учеником.

Тифлоприбор может быть носителем и хранителем информации. Здесь, прежде всего, следует указать на всевозможные рельефные карты, схемы, чертежи, диаграммы, макеты изучаемых участков местности, указатели, условные обозначения и таблички с надписями, транспаранты, графики и наглядные пособия для школ слепых.

Наконец, тифлоприбор может являться преобразователем сигнала, несущего полезную для незрячего информацию, в тех случаях, когда первоначальный вид сигнала недоступен для восприятия слепым.

Анализируя существо достигаемого при помощи тифлотехнических средств компенсаторного эффекта, можно утверждать, что его величина находится в прямой зависимости от достоверности той информации об окружающем, которая становится доступной к использованию слепым при применении тифлоприборов.

4. Коррекционная работа с детьми имеющими нарушения зрения.

Огромную роль в компенсации дефектов зрения играет сознание. Если животные, благодаря компенсации, могут только биологически приспособиться к новым условиям, то человек восстанавливает равновесие не только с естественной, но и с социальной средой, что возможно лишь при осознании своего дефекта, его последствий и тех задач, которые возникают в ходе преодоления отклонений в психическом и физическом развитии.

Таким образом, процесс компенсации в тифлопсихологии—это процесс замещения утраченных функций или возмещения нарушенных зрительных функций.

Коррекция же в тифлопсихологии—процесс исправления, доведения до нормы тех психических функций, которые «отклонились» в результате аномального развития.

Коррекционная работа со слепыми и слабовидящими школьниками осуществляется в условиях естественного педагогического процесса. Она строится с учетом ведущих дидактических и специфических принципов. К последним относятся принципы корригирующего обучения, учет первичных и вторичных дефектов, опора на сохранные анализаторы и создание полисенсорной основы, формирование всесторонних представлений об окружающем с опорой на различные формы вербальной и невербальной деятельности, учет уровней сформированности речи и структуры речевого нарушения, учет новизны, объема, нарастающей сложности вербального материала.
Обязательным элементом занятий должна быть игра, так как у детей с глубокими дефектами зрения (до обучения) значительно позже, чем у зрячих, формируются предпосылки игровой деятельности.

Наиболее оптимальные пути коррекции недостатков зрения в нашей школе осуществляются на специальных занятиях коррекционного блока:

· Развитие осязания и мелкой моторики;

· Охрана и развитие зрения и зрительного восприятия;

· Развитие мимики и пантомимики;

· Коррекция недостатков развития в классах VIII вида.

Кроме того, каждый урок имеет коррекционную направленность.

Коррекционные приемы дополняют и расширяют возможности слепых и слабовидящих учащихся в успешности овладения знаниями и умениями программного материала и направлены на комплексный учебно-воспитательный процесс, обеспечивающий:

¾ стимуляцию сенсорно-перцептивной деятельности (развитие всех форм восприятия);

¾ развитие моторики и способов обследования и изготовления реальных предметов и их изображений, моделей;

¾ развитие социально-бытовой ориентировки;

¾ развитие мимики и пантомимики;

¾ активизация социальных потребностей и развитие умений работать самостоятельно и в различных объединениях;

¾ развитие познавательной активности и познавательных процессов;

¾ развитие эмоционально-волевой сферы и положительных качеств личности.

Таким образом, реализация коррекционных приемов с учетом специфических и возрастных особенностей психофизического развития слепых и слабовидящих школьников будет способствовать их успешной социальной реабилитации и адаптации.

Ученые выявили, что компенсаторное развитие не является замещением одних функций другими, а является возникновением новых сложных систем их взаимодействия между собой. Компенсаторное развитие происхо­дит по законам становления и развития высших психических функций. Именно они обеспечивают ребенку имеющему нарушения зрения возможность целост­ности и одновременности отражения предметов внешнего мира при выпадении зрительных восприятий. При этом компенсация выступает не как снятие дефекта, а как усиление потенциаль­ных возможностей аномального ребенка.

1. «Психология развития незрячих и слабовидящих людей» // 2001г.

2. «К проблеме компенсации слепоты» // Материалы научных конференций РГГУ)

3. Вит Ценёв «Психосоматика на примере плохого зрения» // psyberia. ru

4. «Теоретические предпосылки интеграции лиц с нарушенным зрением» // Дефектология. — 1996.- ©2.- С. 7.

5. , 4-й курс, ф-т СП, МГППУ// «Вопросы психологии» №3 2003 г. «Особенности классификации предметов, изображенных на картинках, слабовидящими детьми младшего школьного возраста»

6. «Адаптация диагностических методик при изучении детей с нарушениями зрения» // Дефектология. — 1998.- © 4 С. 9.

7. «Модели интегрированного обучения детей с нарушениями зрения» //Дефектология. — 1997.- © 2.-С. 8.

8. «Зрение у детей: нормальное и с нарушениями»: Пер. с англ. — СПб.: Петербург-XXI ВЕК. 1996.

http://pandia.ru/text/80/358/94138.php

Коррекция и компенсация сенсорных нарушений

В основе компенсации сенсорного дефекта лежит использование существующих потенциальных возможностей ребенка с целью преодоления отклонений в психофизическом развитии. Активизация процесса компенсации во многом зависит от того, как педагоги знают закономерности, особенности развития детей с нарушением зрения и в соответствии с этим организуют коррекционную работу.

Своеобразие развития слабовидящих детей можно условно представить в двух направлениях: отрицательные последствия зрительных нарушений и отсутствие специальных условий воспитания и обучения, направленных на обогащение слабовидящего ребенка представлениями об окружающем мире за счет развития компенсаторных возможностей ребенка.

‘Развитие компенсаторных процессов способствует преодолению последствий нарушенных функций и приводит к нормализации развития детей. Это происходит как за счет опоры на другие сенсорные функции, имеющие компенсаторное значение (слуховую, тактильную, мышечную и другие виды чувствительности), так и за счет использования высших форм познавательной деятельности и накопленных знаний, позволяющих восполнять пробелы неполноценного зрительного восприятия, а также за счет формирования приспособительных, адаптационных возможностей оптических средств коррекции и восстановления нарушенных и недоразвитых функций зрения. Зрительная система в основе своей даже в условиях патологии располагает определенными возможностями компенсаторного развития, которые в условиях нормального развития зрения почти не используются. В тифлопедагогической практике имеются данные, говорящие о том, что среди слабовидящих детей имеются дети, которые в условиях системного коррекционного обучения достигают значительного уровня в овладении чтением результатов, близким к нормально видящим.

Встречаются случаи уникальной компенсации остроты зрения за счет систематизации зрительного анализа и синтеза в условиях слабовидения при чтении и осмыслении иллюстративного материала, когда дети правильно обучены зрительному процессу восприятия.

http://pedlib.ru/Books/3/0254/3_0254-18.shtml

Что первично — компенсация или коррекция. Обоснуйте ответ

страница17/41
Дата13.10.2018
Размер0.85 Mb.
    Навигация по данной странице:
  • Компенсация.
  • Что первично — компенсация или коррекция. Обоснуйте ответ.

    Коррекция в современном понимании — это преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития посредством различных психолого-педагогических воздействий.

    Коррекция — это мероприятия, направленные на исправление нарушений различных сторон психического функционирования.

    Компенсация. Каждая живая саморегулирующая система должна обладать определенной степенью “прочности”, т.е. способностью удерживать и восстанавливать свою целостность в случае воздействия различных патогенных факторов. Способность к восстановлению называется компенсацией (лат ”возмещение”).

    Компенсация — сложная ответная реакция индивида на факт внутренних нарушений, препятствующей возможной утрате целостности и потере равновесия с окружающей средой.

    Компенсация — восстановление утраченной или глубоко нарушенной функции за счет внутрисистемных и межсистемных перестроек.

    Компенсация функций — восполнение или замещение функций, недоразвитых, нарушенных или утраченных вследствие дефектов развития, перенесенных заболеваний и травм.

    Пластичность психики лежит в основе компенсаторных механизмов, основная сущность которых сводится к замене выпавшего ее звена на сохранное, в результате чего восстанавливается целостность функциональной системы и ее способность достигать необходимый результат.

    Все компенсанаторные процессы протекают одновременно на нескольких уровнях (В.М.Сорокин): первый — биологический (или телесный); второй — психологический уровень компенсации — сложен по своему содержанию. Он включает в себя работу защитных механизмов, т.е. неосознаваемых процессов, обеспечивающих снижение тревоги и внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях. На этом уровне разворачивается действие сознательных действий усилий личности, направленных на поддержание позитивной самооценки в угрожающих для нее ситуациях; третий уровень — социально-психологический, связанный с общественным характером человеческого бытия — процесс восстановления тех или иных нарушений во многом зависит от характера внешней помощи, в частности, от позиции окружающих по отношению к инвалиду; четвертый (высший) уровень организации компенсаторных процессов — социальный. Его реализация связана с отношением в целом общества к инвалидам. Эти отношения во многом определяются национальными и религиозными традициями общества, способствуя или препятствуя социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями.

    В реализации компенсанаторных процессов принимают участие как биологические, так и социальные факторы — они присутствуют на каждом из перечисленных уровней — в разных пропорциональных отношениях. Чем выше уровень, тем больше удельный вес социального фактора и наоборот.

    Компенсация играет более значительную роль в преодолении первичных недостатков, особенно недостатков зрительного и слухового восприятия, а также моторики.

    Компенсация функций более эффективна в детском возрасте — так как пластичность нервной системы у детей, по сравнению со взрослыми, намного выше.

    Выделяют 2 вида компенсации нарушенной функции (уровни):

    * внутрисистемная компенсация осуществляется за счет использования резервных возможностей данной функциональной системы — происходит перестройка деятельности частично нарушенной функции (иногда с включением других систем);

    * межсистемная компенсация происходит при более грубых нарушениях функции. Представляет более сложную перестройку деятельности организма с включением в процесс компенсации других непострадавших функциональных систем путем усиления их деятельности (замещение функции поврежденной системы — деятельностью другой, сохранной).

    При нарушениях развития, связанных с дефектами анализаторов (например, зрения) процесс компенсации осложняется отрицательным влиянием сенсорной депривации. Сенсорная депривация вызывает при длительном действии значительные изменения в деятельности нервных центров анализатора (вплоть до дегенерации нервных клеток). Такое влияние может быть преодолено через активное и более раннее обучение. Компенсация недостатков познавательной деятельности осуществляется путем развития (в ходе специальных занятий) незначительных остатков зрения, которые обычно не используются детьми.

    Компенсация полностью утраченных функций достигается путем замещения этих функций деятельностью других сенсорных систем. Утраченное зрение значительно компенсируется развитием осязательного восприятия с опорой на речь и мыслительную деятельность, что обеспечивает формирование адекватной картины мира.

    Различия между компенсацией и коррекцией определяются степенью или выраженностью нарушения той или иной способности или функции: компенсация — процесс возмещения нарушенной или утраченной функции , коррекция — исправление тех или иных функций; компенсация играет более значительную роль в преодолении более сложных, тяжелых нарушений — первичных недостатков; коррекция наиболее успешно осуществляется по отношению к вторичным недостаткам развития
    В специальной психологии длительное время обсуждается вопрос о соотношении коррекции и компенсации. Суммируя все точки зрения, можно сформулировать несколько положений.

    Прежде всего, коррекция — это всегда определенное воздействие на человека с целью исправления чего-либо, это внешний процесс по отношению к индивиду, в отличие от компенсации. Безусловно, внешнее коррекционное воздействие должно на что-то опираться, как, например, реабилитация опирается на компенсаторные процессы. Для коррекционных мероприятий в качестве базы выступают механизмы сенсибилизации — закономерной способности функций к повышению своей эффективности под влиянием тренировки.

    Коррекция, в отличие от компенсации, показана в случае нарушения функции, но не ее выпадении. Корригировать, например, зрение, когда оно отсутствует, бессмысленно. В этом случае речь идет как раз о восполнении утраченной функции.

    Обратите внимание, что словосочетание «нарушенная функция» фигурирует в определении и компенсации, и коррекции. Это означает, что вопрос о том, следует ли нарушенную функцию корригировать или компенсировать, решается в зависимости от того, насколько выражены сами нарушения. Расстройства функции, при которых она еще существует, но уже не способна достичь уровня целесообразной результативности, свидетельствуют о необходимости включения компенсаторных механизмов. Так, например, снижение остроты зрения до таких показателей, при которых никакое приближение предмета к глазам, равно как и его увеличение не приводит к формированию образа восприятия, но остаются сохранными лишь элементарные ощущения, можно назвать выраженной неспособностью к целесообразной результативности зрительной функции. В подобной ситуации говорить об эффективной коррекции не имеет смысла.

    Таким образом, мы попытались разграничить обсуждаемые понятия. Тем не менее указанные различия имеют не абсолютный, а относительный характер. Ибо коррекция и компенсация могут взаимно дополнять друг друга. Даже при незначительном снижении остроты зрения на один глаз, функцию ведущего автоматически берет на себя сохранный, восполняя недостатки больного. По сути своей это компенсаторный акт. С другой стороны, в ситуации выраженного нарушения функций возможно и даже необходимо проведение определенных коррекционных мероприятий.

    http://zodorov.ru/obshie-voprosi-tiflopedagogiki-i-tiflopsihologii.html?page=17

    Литература

    1. Гойко, Л.Ф. Судебные были; К.: Украина, 2012. — 208 c.
    2. Дворянкин, О. Защита авторских и смежных прав. Ответственность за их нарушение / О. Дворянкин. — М.: Весь Мир, 2015. — 464 c.
    3. Общая теория государства и права. Учебник. В 3 томах. Том 3. — М.: Зерцало-М, 2002. — 528 c.
    4. CD-ROM. Лекции для студентов. Юридические науки. Диск 2. — Москва: РГГУ, 2016. — 451 c.
    5. Галахова, А. В. Особенная часть Уголовного кодекса Российской Федерации. Комментарий. Судебная практика. Статистика / Под редакцией В.М. Лебедева, А.В. Галахова. — М.: Городец, 2015. — 367 c.

    Добавить комментарий

    Мы в соцсетях

    Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях