WordPress

Механизм компенсации вреда причиненного окружающей среде

Механизм компенсации вреда причиненного окружающей среде - картинка 1

Механизм компенсации вреда причиненного окружающей среде

Механизм компенсации вреда причиненного окружающей среде - картинка 2Механизм компенсации вреда причиненного окружающей среде - картинка 3Механизм компенсации вреда причиненного окружающей среде - картинка 4Механизм компенсации вреда причиненного окружающей среде - картинка 5

Статья 78. Порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.

1. Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

2. На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

2.1. При определении размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, учитываются понесенные лицом, причинившим соответствующий вред, затраты по устранению такого вреда. Порядок и условия учета этих затрат устанавливаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 23.06.2016 N 218-ФЗ)

3. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

Механизм возмещения вреда окружающей среде.

Вред, причиняемый нарушением правовых экологических требований, называется в доктрине экологического права эколо­гическим или экогенным вредом.

Под экологическим вредом понимается любое ухудшение со­стояния окружающей среды, произошедшее вследствие наруше­ния правовых экологических требований. Он прежде всего прояв­ляется в форме загрязнения окружающей среды, порчи, уничтожения, повреждения, истощения природных ресурсов, разрушения экологических систем.

Вследствие названных форм деградации природы может быть причинен вред здоровью и имуществу граждан и юридических лиц. Такой вред называется экогенным. Вред здоровью и имуще­ству граждан и юридических лиц неблагоприятным воздействием на окружающую среду не всегда связан с нарушением требований законодательства об окружающей среде. Он может причиняться вследствие стихийных бедствий — землетрясений, наводнений и т.п.

Подчеркнем, что экологический вред имеет и другие общест­венно значимые проявления. Они касаются, в частности, демогра­фической сферы: снижение продолжительности жизни, уменьше­ние прироста населения.

Экологический вред часто связан с упущением выгоды, т.е. не­получением природопользователем доходов, которые он мог полу­чить при обычных условиях. Например, фермер мог получить более высокий урожай сельскохозяйственных культур, если бы не была загрязнена окружающая среда.

Новым для российского экологического права элементом эко­логического вреда является моральный вред. Он может заклю­чаться в нравственных переживаниях в связи невозможностью продолжать активную общественную жизнь, с потерей работы, а также с физической болью, связанной с повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравст­венных страданий. Так как природа удовлетворяет эстетические (духовные) потребности человека, уничтожение, к примеру, зеле­ных насаждений в городах также может рассматриваться как фактор причинения морального вреда и потому должно служить основанием для его возмещения. Такие иски могут предъявлять­ся в контексте нарушения права на благоприятную окружающую среду.

Законодательством предусматривается судебный и внесудеб­ный порядок возмещения экологического вреда. Соответствующая обязанность может быть исполнена по решению суда — общего или арбитражного. Внесудебный порядок возмещения реализует­ся рядом способов, включая добровольное возмещение, возмеще­ние посредством страхования риска причинения экологического вреда и в административном порядке. Добровольный способ воз­мещения вреда, редко встречающийся на практике, имеет для причинителя некоторые преимущества, пока мало осознаваемые в российском обществе. Судебный порядок может создать мощ­ную антирекламу предприятию и иному причинителю вреда, в которой они никак не могут быть заинтересованными. При оче­видности ситуации, касающейся экологического вреда, в частнос­ти, когда налицо причинитель вреда и его жертвы, вред иногда «выгоднее» компенсировать добровольно.

Административный порядок возмещения нанесенного эколо­гического вреда применяется, как правило, при авариях и сти­хийных бедствиях, имеющих экологические последствия, путем принятия мер социально-экономической защиты пострадавшего населения. В качестве других форм возмещения такого вреда в административном порядке можно рассматривать оформление листка временной нетрудоспособности, инвалидности.

В Законе об охране окружающей среды устанавливается, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ре­сурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружаю­щей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответ­ствии с законодательством. Удовлетворяя требование о возме­щении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возмес­тить вред в натуре(предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причи­ненные убытки.

Общие основания ответственности за причинение вреда опре­делены в ГК РФ: противоправность действия (бездействия), при­чинная связь между действием (бездействием) и наступившим ре­зультатом (причинение вреда) и вина причинителя. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения, если докажет, что вред причинен не по его вине. Однако законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причи­нителя вреда — в частности, если вред причинен источником по­вышенной опасности.

http://studopedia.ru/19_346905_mehanizm-vozmeshcheniya-vreda-okruzhayushchey-srede.html

Право, теория и понятие права

Согласно законодательству предприятия, учреждения, органи­зации и граждане, причинившие вред окружающей природной среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей природной среды, порчей, уничто­жением, повреждением, нерациональным использованием при­родных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и другими экологическими правонарушениями, обяза­ны возместить его в полном объеме.
Возмещение вреда, причиненного окружающей природной сре­де в результате экологического правонарушения, производится добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с утвержденными в установленном порядке так­сами и методиками исчисления размера ущерба. При отсутст­вии таких такс и методик возмещаются фактические затраты на восстановление нарушенного состояния окружающей при­родной среды с учетом понесенных убытков, в том числе упу­щенной выгоды.


http://partnerstvo.ru/lib/pravo/node/742

Механизм возмещения вреда

Законодательством предусмотрен судебный и внесудебный порядок возмещения экологического вреда, причинённого здоровью и имуществу человека:

  • 1. Внесудебный порядок реализуете рядом способов:
    • * Добровольное возмещение.

Данный способ возмещения вреда на практике встречается редко.

* Посредством страхования риска причинения экологического вреда.

В тех случаях, когда вред причинён объектами окружающей среды, нельзя ставить вопрос об ответственности и обязанности возместить вред. В таком случае возможно заключение договора личного или имущественного страхования. По которому, в страховое возмещение включено: компенсация вреда, причинённого жизни и здоровью людей, и стоимость утраченного (повреждённого имущества).

Он применяется, как правило, при авариях и стихийных бедствиях, имеющих экологические последствия, путем принятия мер социально-экономической защиты пострадавшего населения. Граждане, которые проживают в районах, признанных в установленном порядке неблагополучными в экологическом отношении, пользуются определенными льготами: бесплатное медицинское обследование, санаторно-курортное лечение, обеспечение на льготных условиях лекарственными и медицинскими средствами, получение пособий. В качестве других форм возмещения такого вреда в административном порядке можно рассматривать оформление листка временной нетрудоспособности, оформление инвалидности.

2. Судебный порядок. Реализуется, как правило, через исковое производство по делам о возмещении вреда здоровью и имуществу граждан, причинённого загрязнением или другими негативными последствиями антропогенной деятельности. В порядке искового производства возмещается вред, который носит эпизодический характер. Такой порядок не приспособлен для случаев массового возмещения вреда здоровью. Для этого предусмотрен административный порядок.

Ст. 101 Закона «Об охране окружающей среды» предусматривает добровольный и судебный порядок возмещения вреда природной среде.

Добровольное исполнение обязанностей не является юридической ответственностью. Юридическая ответственность наступает лишь тогда, когда применяется государственное принуждение. Поэтому добровольное возмещение убытков, равно как и возврат в добровольном порядке продукции природной среды (или уплата ее стоимости в случае невозможности возврата) как неосновательно приобретенной, не является ответственностью.

ГК РБ предусматривает два способа возмещения вреда — в натуре (реальный) и в денежном выражении. Однако реальное возмещение в натуре допустимо не во всех случаях. Так применительно к охране земель возмещение вреда в натуре может быть реализовано посредством восстановления прежнего состояния земли; при восстановлении лесных массивов — посредством новых посадок древесных культур. Применение реального возмещения вреда возможно, если восстановление объективно возможно и правонарушитель в силу своей специальной правосубъектности в состоянии в течение некоторого оптимального срока провести необходимые работы.

При невозможности возмещения вреда в натуре решается вопрос о денежном возмещении. Размер возмещения вреда, причиненного окружающей среде, определяется в соответствии с таксами и методиками, установленными законодательством Республики Беларусь, а при их отсутствии — по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом упущенной выгоды (ст. 101 Закона «Об охране окружающей среды»). Иногда размер причиненного вреда исчисляется в смешанном порядке, т.е. используется комбинация способов.

Методы (способы) определения вреда, причиненного природным объектам:

* В случае, когда природный объект уничтожен, поврежден, приведен в непригодность и восстановить его невозможно (отстреляно животное, выловлена рыба, срублено дерево и т.п.) применяется таксовый метод исчисления размера убытков. Требовать возмещения вреда вправе только специальные органы, на которые государством возложены функции охраны окружающей среды. Таксы устанавливаются уполномоченными государственными органами. Так Указом Президента Республики Беларусь от 8 декабря 2005 г. № 581 «Об усилении ответственности за нарушение правил ведения рыболовного и охотничьего хозяйства, рыболовства и охоты» — таксы по объектам животного мира; ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 30 октября 1993 г. N 750 «О МАТЕРИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА УЩЕРБ, ПРИЧИНЕННЫЙ ЛЕСНОМУ ХОЗЯЙСТВУ» — таксы по лесному хозяйству.

Величина таксы определяется с учетом экологической ценности вида растений и животных и устанавливается за каждый экземпляр. Таксы как инструмент исчисления вреда применяются не по всем видам ресурсов. Они утверждены:

  • — по лесному хозяйству — за каждое уничтоженное или повреждённое дерево или кустарник;
  • — по объектам животного мира и по рыбным запасам — по отдельным видам животных.

Таксы — заранее исчисленный и зафиксированный в твердой денежной сумме размер ущерба, причинённый природным объектам. В состав такс включен такой компонент, как затраты на восстановление природных объектов, даже в тех случаях, когда компенсация убытков практически невозможна ввиду необратимости некоторых природных процессов.

Несмотря на наличие штрафных моментов в таксах ущерба, их нельзя отождествлять со штрафом как мерой административного воздействия по следующим причинам:

  • 1. Основное назначение, такс — возмещение вреда. Ответственность в виде такс наступает только в случаях причинения ущерба неправомерным использованием природных объектов, и размер такс зависит от размера причиненного вреда. Штраф же налагается независимо от того, причинен ли правонарушителем вред, а его размер не соизмеряется с величиной вреда, если таковой причинен.
  • 2. Уплата штрафа не освобождает от возмещения убытков, а взыскание сумм, исчисленных в соответствии с таксами ущерба, полностью возмещает убытки.
  • 3. Взыскание сумм ущерба по таксам производится в судебном порядке.

http://studwood.ru/843949/pravo/mehanizm_vozmescheniya_vreda

Механизм возмещения вреда, причиненного окружающей среде экологическими правонарушениями.

Важную роль в экономическом механизме охраны окружающей среды играет институт возмещения вреда, причиненного окружающей среде экологическими правонарушениями.

В ст.77 Закона об охране окружающей среды закреплено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. При этом уточняется, что вред, причиненный окружающей среде субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления вреда окружающей среде, а при их отсутствии — исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Что касается такс, то они разрабатываются для таких объектов окружающей среды, которые можно оценить «поштучно». Это относится к лесным ресурсам, объектам животного мира. Так, постановлением Правительства РФ от 21.05.01 №388 утверждены таксы для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам нарушениями лесного законодательства РФ. В свою очередь приказом Минсельхозпрода России от 25.05.99 №399 утверждены таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный юридическими и физическими лицами незаконным добыванием или уничтожением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты.

Методика подсчета ущерба применяется, как правило, там, где вред противоправными деяниями причиняется одновременно нескольким объектам окружающей среды либо невозможно применение таксового исчисления. Методики могут разрабатываться и утверждаться уполномоченными на то органами исполнительной власти как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Например, приказом Госкомэкологии России от 06.09.99 утверждены Методические указания по оценке и возмещению вреда, нанесенного окружающей природной среде в результате экологических правонарушений. А распоряжением мэра Москвы от 17.06.99 № 624-РМ утверждена Методика исчисления размера ущерба, вызываемого уничтожением и повреждением мест обитания объектов животного мира на территории Москвы.

Согласно ст.78 Закона об охране окружающей среды на основании решения суда или арбитражного суда вред, причиненный окружающей среде нарушением экологического законодательства, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ. Наиболее характерным выражением предусмотренной законом альтернативы для ответчика являются восстановление плодородного слоя и компенсационные посадки деревьев и иной растительности.

Положения об ответственности за ущерб, причиняемый окружающей среде и природным объектам, закреплены также в других законодательных актах, например в ст. 131 ВК, ст.111 ЛК, ст.56 Закона о животном мире.

Следует отметить также, что срок исковой давности по искам о компенсации вреда, причиненного окружающей среде нарушениями экологического законодательства, составляет 20 лет.

Принципы возмещения экологического вреда включают принцип безвиновной ответственности причинителя вреда;

санкционирование форм возмещения экологического вреда (натуральная форма применяется при наличии проекта восстановительных работ, согласованного с компетентными государственными органами);

ответственность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Недостаток действующего механизма компенсации причиненного экологического вреда состоит в том, что распределение средств между различными бюджетами делает практически невозможным контроль за целевым использованием названных средств. В настоящее время ведутся работы над законопроектом, определяющим иной порядок поступления и использования средств по искам о возмещении ущерба, причиненного экологическим правонарушением.

http://xstud.ru/49919/ekologicheskoe_pravo/mehanizm_vozmescheniya_vreda_prichinennogo_okruzhayuschey_srede_ekologicheskimi_pravonarusheniyami

Механизм компенсации экологического ущерба

Понятие экологического ущерба: экономический, экологический и правовой аспект. Виды экологического ущерба. Механизм возмещения экологического ущерба. При определении размера возмещения убытков применяется общее правило.

РубрикаЭкология и охрана природы
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления03.12.2004
Размер файла13,4 K

Механизм компенсации вреда причиненного окружающей среде - картинка 9

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Механизм компенсации экологического ущерба

Введение

1.

Понятие экологического ущерба: экономический, экологический и правовой аспект

2. Виды экологического ущерба

3. Механизм возмещения экологического ущерба

Заключение

Список литературы

Введение

Антропогенный период, т.е. период, в котором возник человек, яв-ляется революционным в истории Земли. Человечество проявляет себя как величайшая геологическая сила по масштабам своей деятельности на нашей планете. А если вспомнить о непродолжительности времени существования человека по сравнению с жизнью планеты, то значение его деятельности предстанет еще яснее.

Технические возможности человека изменять природную среду стремительно возрастали, достигнув своей высшей точки в эпоху на-учно-технической революции. Ныне он способен осуществить такие проекты преобразования природной среды, о которых еще сравнитель-но недавно не смел и мечтать.

Казалось бы, человек становится все менее зависим от природы, подчиняя ее своему влиянию, преображая в соответствии со своими целями. Однако все чаще слышатся слова «охрана природы», «эколо-гический кризис» и т.п. Выяснилось, что рост могущества человека ведет к увеличению отрицательных для природы и в конечном счете опасных для существования человека последствий его деятельности, значение которых только сейчас начинает осознаваться.

Многочисленные научные данные показывают, что экологическая обстановка на нашей планете не всегда была одной и той же. Более того, она испытывала резкие перемены, отражавшиеся на всех ее ком-понентах. Одно из таких глобальных изменений произошло, по-види-мому, на самом начальном этапе развития жизни на Земле, когда в ре-зультате деятельности живого вещества атмосфера нашей планеты резко изменилась, в ней появился кислород, и за счет этого была обес-печена возможность дальнейшего становления и распространения жиз-ни. Живые существа создали нужную им атмосферу. В процессе своей эволюции живое вещество, преображаясь, само и одновременно изме-няя косную материю, сформировало биосферу — целостную неразрывную систему живых и косных компонентов нашей планеты. Процесс становления ее идет через выявление и разрешение противоречий меж-ду отдельными компонентами, и периоды резкого обострения проти-воречий могут быть названы экологическими кризисами.

Возможность и правовые механизмы возмещения экологического ущерба имеет большую актуальность в России, где в целом экологическая обстановка остается тревожной, несмотря на падение производства и, соответственно снижение вредных нагрузок на атмосферу, водную среду и почву. Десятки территорий вызывают серьезную озабоченность, а более сотни городов имеют превышенную концентрацию загрязняющих веществ, подчас находясь в состоянии зон экологического бедствия. В этих обстоятельствах приходится обращаться к праву: должны готовиться новые законопроекты, вносится изменения и дополнения в уже принятые. Одним из новых законопроектов является Федеральный закон «О целевых бюджетных фондах восстановления и охраны водных объектов в Российской Федерации» (внесен депутатами ГД З.А.Корниловой, Е.А.Большаковым, Н.А.Сухим, В.И.Горбачевым), принятый в первом чтении постановлением №4176-II Государственной Думы РФ от 22.06.99 г., «О государственном земельном кадастре» (внесен Правительством РФ 10.06.99 принят ГД в первом чтении постановлением N 4077-II ГД и некоторые другие.

Также немаловажно отметить, что основное положение государственной стратегии России по охране окружающей природной среды и обеспечению устойчивого развития, сформулированное указами Президента РФ от 04.02.94 г. №236 «О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» Собрание актов Президента и Правительства РФ, 1994 г., №6, ст. 436 и от 01.04.96 г. №440 «О концепции перехода РФ к устойчивому развитию» Собрание законодательства РФ от 08.04.96 №15, ст. 1572 , постановлениями Правительства РФ от 23.03.96 г. №327 и 08.05.96г. №559, изданных на основе этих указов, состоит в ориентации хозяйственной деятельности на достижение экономического благосостояния в сочетании с экологической безопасностью России.

Таким образом, реализация механизмов обеспечения экологической безопасности нашей страны зависит в том числе от того насколько органы государственного управления эффективно реализуют свои контрольно-надзорные функции в сфере природопользования, а также понимают правовую природу правоотношений, складывающуюся вследствие нарушения экологических требований, и связанное с ними любое умаление охраняемого законом материального блага, включая жизнь и здоровье человека, имущество физических и юридических лиц.

1. Понятие экологического ущерба: экономический, экологический и правовой аспект

Прежде чем говорить о понятии экологического вреда (ущерба), рассмотрим как трактуется понятие «вред» вообще в Гражданском Кодексе РФ.

В п. 1 ст. 1064 Гражданского Кодекса РФ раскрывается содержание понятия «вред» и субъектный состав возникающего при его причинении обязательства. Речь идет о вреде, причиненном личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица. Это означает, что по нормам главы 59 вред подлежит возмещению, если он явился последствием нарушения личных неимущественных прав (благ) гражданина (здоровье, жизнь, честь, достоинство, деловая репутация, личная свобода, личная неприкосновенность и др.), а также имущественных прав граждан и юридических лиц.

Принцип возмещения вреда в полном объеме раскрывается в ст. 1082 ГК: вред может быть возмещен в натуре путем предоставления вещи того же рода и качества, исправления поврежденной вещи и т. п. либо путем возмещения убытков. В соответствии с п. 2 ст. 15 ГК под убытками понимаются реальный ущерб (стоимость утраченного имущества, иные расходы, которые лицо произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права), а также упущенная выгода (неполученные доходы, которые потерпевший получил бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено).

При определении размера возмещения убытков применяется общее правило: размер вреда устанавливается по ценам, существовавшим на момент возмещения вреда (ст. 393).

Иногда определить размер причиненного вреда затруднительно например такое положение возникает при причинении вреда окружающей среде, животному миру.

Если экономический вред можно определить как широкий гражданско-правовой институт, то вред причиняемый нарушением экологических требований, принято называть в доктрине экологического права экологическим или экогенным вредом. Под таким вредом понимается любое ухудшение состояния окружающей природной среды, произошедшее вследствие нарушения правовых экологических требований, и связанное с ним умаление охраняемого законом материального и нематериального блага.

Формы проявления вреда можно наглядно представить следующей сравнительной схемойЕрмаков В. Д., Сухарев А. Я., Экологическое право России. — М., 1997. :

Потери товарной продукции природы

Загрязнение природной среды

Порча, утрата имущества, сельхозпродукции, урожая, поголовья

http://knowledge.allbest.ru/ecology/3c0a65635a3ad68a4d53b88421306c27_0.html

1 разъясните механизм возмещения вреда здоровью граждан причинен ного экологическим правонарушением

1 разъясните механизм возмещения вреда здоровью граждан причинен ного экологическим правонарушением

Механизм компенсации вреда причиненного окружающей среде - картинка 10

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «1 разъясните механизм возмещения вреда здоровью граждан причинен ного экологическим правонарушением». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Они связаны с выполнением тех условий, которые предусмотрены договорными соглашениями, и теми обязанностями, которые должны выполнить стороны договора по возмещению вреда в случае невыполнения условий договора.

За совершение экологических административных правонарушений могут применяться: предупреждение, штраф, конфискация орудий совершения правонарушения; лишение специального права (охоты, рыболовства, управления транспортными средствами); возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения правонарушения.

Статья 87. Порядок возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением

Оценка этим доводам Ф., на которых он основывал свои требования о компенсации морального вреда, ни судом первой, ни судом апелляционной инстанции не дана.

Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Эколого-экономическая ответственность причинителя вреда — это ответственность за правомерный, разрешенный, вынужденный по объективным обстоятельствам вред. Она наступает по самому факту причинения вреда независимо от наличия вины в действиях причинителя вреда.

А юридическая ответственность наступает при нарушении природоохранительного законодательства.

Вопрос 44. Возмещение вреда, причиненного источником повышенной опасности

Законом РФ «Об охране окружающей природной среды» предусмотрено, что возмещение вреда, причиненного окружающей природной среде в результате экологического правонарушения, производится по утвержденным в соответствующем порядке таксам и методикам исчисления размера ущерба.

При определении объема ущерба, причиненного имуществу граждан, вызванного экологически вредной деятельностью предприятий, учреждений, организаций и граждан, учитывается прямой ущерб, связанный с разрушением и снижением стоимости строений, жилых и производственных помещений, оборудования, имущества и упущенная выгода от потери урожая, снижения плодородия почв и иных вредных последствий.

Принципы основаны на ГПО. Это всеобщая обязанность причинителя возместить причиненный вред, это принцип полного возмещения, это принцип ответственности юридических лиц и граждан, принцип солидарной ответственности при совместном причинении вреда. 6.2.2.

Юридическое лицо либо гражданин обязаны возместить вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных или должностных) обязанностей. Применительно…

В законодательстве употребляются различные термины: «вред», «ущерб» и «убытки».

Следует отметить, что в настоящее время отсутствует официально утвержденная методика определения ущерба здоровью человека от загрязнения окружающей природной среды. Нет и единой судебной практики в этом отношении.

Некоторую ясность в данный вопрос вносит ГК РФ, несколько модернизировав понятие убытков и включив в них такие элементы, как реальный ущерб и упущенная выгода.

Возмещение вреда, причиненного экологическими правонарушениями;

Экологический вред выражается в разрыве естественных связей в природе. Невозможно восполнить в денежном эквиваленте ущерб, причиненный окружающей среде (невосполнимый вред), а возмещение вреда в натуре возможно лишь частично, т. е. такое возмещение носит условный характер, поскольку объекты природы не имеют стоимости (относительно восполнимый вред).

В соответствии с общей теорией права экологическое правонарушение по своей структуре состоит из объекта, субъекта, объективной и субъективной сторон.

Возмещение вреда, причиненного окружающей природной среде в результате экологического правонарушения, производится добровольно либо по решению суда (арбитражного суда), в соответствии с утвержденными таксами и методиками исчисления размера ущерба.

Экологическое правонарушение можно определить как противоправное, как правило, виновное деяние (действие или бездействие), совершаемое праводееспособным субъектом, причиняющее или несущее реальную угрозу причинения экологического вреда либо нарушающее права и законные интересы субъектов экологического права.

Возмещение вреда, причиненного окружающей природной среде в результате экологического правонарушения, производится добровольно либо по решению суда (арбитражного суда), в соответствии с утвержденными таксами и методиками исчисления размера ущерба.

О возмещении вреда здоровью людей, причиненного неблаго­приятным воздействием окружающей среды, как и вреда самой природе, можно говорить условно. Такой вред не может быть воз­мещен. Он может быть лишь компенсирован.

Как узнать цену страхового полиса ОСАГО

В силу ст. 12 ГК РФ способом защиты нарушенного права является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Ф. в исковом заявлении и при рассмотрении дела в суде указывал на то, что в результате смерти супруги ему причинен существенный моральный вред, выразившийся в переживаемых им тяжелых нравственных страданиях, до настоящего времени он не может смириться с утратой.

Право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу человека экологическими правонарушениями, – конституционное право (ст. 42 Конституции РФ).

По имеющимся данным, 20–30% заболеваемости населения непосредственно связано с провоцирующим действием загрязнения окружающей среды.

Приведенные данные свидетельствуют об остроте и актуальности проблемы защиты этого конституционного права каждого.

Так, судом установлено, что ответчиками возведена пристройка к квартире 3 дома 38, находящаяся в их фактическом пользовании, без получения необходимых разрешений.

При отсутствии таких такс и методик возмещаются фактические затраты на восстановление нарушенного состояния окружающей природной среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Кто должен приобретать полис ОСАГО

Сумма денежных средств за причиненный вред здоровью граждан взыскивается с причинителя вреда, а при невозможности его установления — за счет средств соответствующих государственных экологических фондов.

Так же, как и в отношении выделения видов ответственности, выделять иные виды правонарушений (международно-правовые, например) нецелесообразно, т.к. в конечном итоге они сводятся к названным четырем видам.

Как отмечает профессор В. В. Петров, вред — понятие родовое, и его составными являются ущерб и убытки*(135).

Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2015 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

Вы точно человек?

Понятие и виды вреда, причиненного окружающей природной среде. Вред экономический и экологический. Механизм возмещения вреда окружающей среде: обязанность полного возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением, порядок возмещения вреда.

Возмещение вреда, причиненного источником повышенной опасности для окружающей природной среды.

Возмещение вреда, причиненного здоровью граждан неблагоприятным воздействием окружающей природной среды. Возмещение вреда, причиненного имуществу граждан и юридических лиц.

Вопросы к семинару 1. Понятие гражданско-правовой ответственности за нарушение экологического законодательства.
2. Понятие и виды вреда, причиненного экологическим правонарушением. 3. Механизм возмещения вреда, причиненного окружающей среде. 3.

Возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением здоровью и имуществу человека.

Возмещение вреда, причиненного экологическими правонарушениями

Экологическое право курсовая работа Нормативы предельно допустимых вредных воздействий, как и методы их определения, утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами РФ, санитарно-эпидемиологического надзора и совершенствуются по мере развития науки и техники.

При нарушении требований к качеству окружающей среды выброс, сброс вредных веществ и иные виды воздействия на среду могут быть ограничены, приостановлены или прекращены по предписанию органов Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ, Федеральной лесной службы, иных специально уполномоченных государственных органов. Добровольное и обязательное государственное экологическое страхование предприятий, учреждений, организаций, граждан, объектов их собственности и доходов на случай экологического и стихийного бедствия осуществляется для предотвращения и ликвидации их последствий.

Возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением

Единичная система внебюджетных правительственных природных фондов объединяет Федеральный экологический фонд, республиканские, краевые, областные и местные фонды и образуется из средств, поступающих от юридических и физических лиц, подключая платежи за выбросы, сбросы, размещение отходов и иных вариантов загрязнения, штрафы за природные правонарушения, средства от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства . За экологические правонарушения, т.е. за виновные противоправные деяния, должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую либо уголовную ответственность, а предприятия, учреждения, организации административную и гражданско-правовую ответственность.

Методические рекомендации При изучении темы необходимо отметить, что законодатель не только выделяет разнообразные объекты экологических отношений, которым может быть причинен вред, но и особое внимание уделяет источникам причинения вреда таким объектам.

Так в соответствии с требованиями ст. 42 Конституции РФ в качестве рассматриваемых объектов могут выступать: здоровье человека, его имущественные интересы. В соответствии с требованиями ст.

77 ФЗ «Об охране окружающей среды» в качестве рассматриваемого объекта может выступать окружающая среда.

При этом законодатель указывает, что в предусмотренных законом случаях основанием для возмещения вреда в экологической сфере может быть совершение не только противоправных, но и правомерных действий.

Гарантируя государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в РФ, Конституция закрепляет в то же время, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (статья 45) При учете угрозы большой вероятности социальной и экологической опасности радиационного загрязнения окружающей среды в Федеральном законе «О радиационной безопасности населения» от 9 января 1996 г . №3 — ФЗ также установлен ряд прав граждан. Согласно статье 22 этого Закона, граждане РФ, зарубежные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории РФ, имеют право на радиационную безопасность .

В результате произошло загрязнение нефтью лесных земель (лесов) на общей площади 2,879 га и гибель леса на этой площади. Природоохранным органом было подготовлено и подано в суд исковое заявление о возмещении вреда, причиненного окружающей среде. Ответчик (нефтяная компания «Томскнефть») иск не признал и указал, что в документах, приложенных к исковому заявлению, отсутствуют доказательства его вины и не указаны методики, на основании которых был исчислен размер причиненного вреда.

Оформив протокол об административном правонарушении и произведя расчет размера вреда, инспектор обратился в суд с исковым заявлением о возмещении вреда, причиненного окружающей среде.

Первый шаг в этом направлении сделан при внедрении в гражданское законодательство ст. 1065 ГК РФ. Следующий этап будет состоять в исчислении предполагаемых убытков при эксплуатации особо опасных объектов. В экологическом праве при проектировании объектов оценивается воздействие на окружающую среду.

Гражданское законодательство должно предусматривать необходимость расчета будущего предполагаемого вреда в результате эксплуатации предприятий.

В зарубежных правовых системах, в частности, в США, вопрос о возможности привлечения к гражданско-правовой ответственности эксплуатирующих организаций за массовые деликты решается положительно.

Россия тоже не избежала последствий массовых деликтов, между тем компенсационные процессы осуществляются не в рамках гражданского права, а, прежде всего, в пределах социального обеспечения и социального страхования.

Вопрос 33. возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением

Территории с устойчивыми негативными изменениями в окружающей среде, угрожающими здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и Правовое регулирование экологических прав населения страны — одна из наиболее важных задач совершенствующегося законодательства РФ.

Поэтому очень важно то, что данная разновидность прав закреплена в Конституции РФ, согласно которой граждане и объединения граждан имеют право иметь в частной собственности землю (статья 36), каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (статья 42).

http://zakonjur.online/1-razjasnite-mehanizm-vozmeshhenija-vreda-zdorovju-grazhdan-prichinen-nogo-jekologicheskim-pravonarusheniem.html

Литература

  1. Толчеев Н. К. Справочник судьи и адвоката по гражданским делам; ТК Велби, Проспект — М., 2014. — 262 c.
  2. Зайцев, Р. В. Признание и приведение в исполнение в России иностранных судебных актов / Р.В. Зайцев. — М.: Wolters Kluwer, 2013. — 208 c.
  3. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 2. — Москва: Мир, 2002. — 528 c.
  4. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, №6(12), 2011. В 3 частях. Часть 1. — М.: Грамота, 2011. — 232 c.
  5. Гриненко А. В., Костанов Ю. А., Невский С. А., Подшибякин А. С. Адвокатура в Российской Федерации; Проспект — Москва, 2011. — 216 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях