WordPress

Порядок получения компенсации за вмр от оператора вторичных ресурсов

Порядок получения компенсации за вмр от оператора вторичных ресурсов - картинка 1

Рассылка новостей журнала

Подписчики этой рассылки получают уведомления о выходах новых номеров журнала, о новых запланированных прямых телефонных линиях, о выходе наших новых проектов и начале очередной подписной кампании. Средняя периодичность рассылки 2—3 раза в месяц.

Подписка на журнал

№ 3, март 2014

Порядок получения компенсации за вмр от оператора вторичных ресурсов - картинка 2

Другие
наши издания

  • Порядок получения компенсации за вмр от оператора вторичных ресурсов - картинка 3
  • Порядок получения компенсации за вмр от оператора вторичных ресурсов - картинка 4
  • Порядок получения компенсации за вмр от оператора вторичных ресурсов - картинка 5

Рубрики в номере

Последние изменения в расчетах с оператором вторичных материальных ресурсов

Рубрика «Обращение с отходами»

С.И. Юрча, главный специалист ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов»

Расходование наибольшего количества средств, поступивших от производителей и поставщиков товаров и тары, предусмотрено на компенсацию. При этом в соответствии с подп. 1.2 п. 1 постановления № 135 значительно увеличены размеры компенсации по большинству позиций отходов товаров и тары (см. табл. 2).

Таблица 2. Размеры компенсации юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям расходов по сбору отходов товаров и тары

Наименование группы отходов товаров и тары

Ранее действовавший размер компенсации согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 4 июня 2013 г. № 451, тыс. руб.

Размер компенсации согласно постановлению № 135, тыс. руб.

Отходы бумаги и картона

Отходы пластмасс (кроме ПЭТ-бутылок)

Отходы шин, покрышек, камер резиновых

Отработанные элементы питания

Отходы крупногабаритной техники

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Отходы среднегабаритной техники

Отходы мелкогабаритной техники

Отработанные ртутьсодержащие лампы, термометры

Таким образом, помимо увеличения для большинства видов отходов товаров и тары размеров компенсации появилась также дифференциация некоторых видов отходов: из отходов пластмасс выделены ПЭТ-бутылки, дифференцированы отходы стекла на смешанный и сортированный стеклобой, разделены отходы бытовой техники, оргтехники. При этом:

  • к отходам крупногабаритной техники отнесены отходы холодильников, морозильников, стиральных, посудомоечных и сушильных машин, плит газовых и электрических;
  • к отходам среднегабаритной техники отнесены отходы телевизоров, мониторов, системных блоков компьютеров, принтеров, копировальных машин, сканеров, ноутбуков, магнитофонов, кондиционеров, вентиляторов, СВЧ-печей, обогревателей, пылесосов, пишущих машинок, швейных машин;
  • к отходам мелкогабаритной техники отнесены отходы техники, не относящиеся к отходам крупногабаритной и среднегабаритной техники.

Указанная дифференциация связана с различиями в затратах на сбор, обезвреживание и (или) использование отдельных фракций отходов товаров и тары одного вида. Так, например, затраты на использование (переработку) отходов мелкогабаритной техники значительно превышают таковые для отходов крупногабаритной техники, соответственно, для формирования относительно объективного подхода к компенсации по данному и некоторым другим видам отходов товаров и тары предусмотрена дифференциация размеров компенсации.

Помимо определения размеров компенсации, размеров по направлениям расходования средств не менее важным нововведением можно назвать изменение размеров платы в соответствии с п. 2 постановления № 135. Напомним, что размеры платы, вносимой производителями и поставщиками на текущий (расчетный) счет оператора за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары, установлены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2012 г. № 708.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 3 (33), март 2014 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.

  • Порядок получения компенсации за вмр от оператора вторичных ресурсов - картинка 7

Новости Порядок получения компенсации за вмр от оператора вторичных ресурсов - картинка 8

Порядок получения компенсации за вмр от оператора вторичных ресурсов - картинка 913 апреля 2020, 15:23

В Беларуси в этом году планируют разработать 23 государственных стандарта на экологически безопасную упаковку. Это предусмотрено изменением, утвержденным к Плану государственной стандартизации на 2020 год.

Порядок получения компенсации за вмр от оператора вторичных ресурсов - картинка 928 марта 2020, 20:35

Он принимает ПЭТ-тару и алюминиевые жестянки любых производителей, а вместо дает бонус в чеке.

Порядок получения компенсации за вмр от оператора вторичных ресурсов - картинка 918 марта 2020, 11:15

В крупных городах Минской области автобусы собираются заменить на электробусы — для улучшения экологии.

http://ecologia.by/number/2014/3/UR1_3_2014_3/

Порядок получения компенсации за вмр от оператора вторичных ресурсов

Обращаем внимание организаций, осуществляющих сбор (заготовку) отходов товаров и тары, что с 1 января 2014 г. в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2014 г. № 135 «Об установлении на 2014 год размеров и направлений расходования средств, поступающих от производителей и поставщиков товаров и тары, размеров компенсации юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям расходов по сбору отходов товаров и тары и внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2012 г. № 708» установлены следующие размеры компенсации юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям расходов по сбору отходов товаров и тары:

http://vtoroperator.by/content/izmenenie-razmerov-kompensatsii

Порядок получения компенсации за вмр от оператора вторичных ресурсов

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 29 декабря 2018 г. №979 установлены на 2019 год следующие размеры компенсации юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям расходов по сбору на территории Республики Беларусь отходов товаров и отходов упаковки (за исключением отходов товаров и отходов упаковки, полученных из отходов производства и (или) переданных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям от юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, у которых данные отходы образовались в результате производственной деятельности) при условии передачи этих отходов для обезвреживания и (или) использования на территории Республики Беларусь или хранения на территории Республики Беларусь в случае отсутствия объектов по обезвреживанию и (или) использованию таких отходов на территории Республики Беларусь:

отходы бумаги и картона — 90 рублей за тонну;

стеклобой — 140 рублей за тонну;

отходы пластмасс — 150 рублей за тонну;

отходы шин, покрышек, камер резиновых — 150 рублей за тонну;

отработанные элементы питания — 5500 рублей за тонну;

отходы крупногабаритного электрического и электронного оборудования — 750 рублей за тонну;

отходы среднегабаритного электрического и электронного оборудования — 1020 рублей за тонну;

отходы мелкогабаритного электрического и электронного оборудования — 1125 рублей за тонну;

отработанные масла — 100 рублей за тонну;

компактные люминесцентные лампы (энергосберегающие) отработанные — 1 рубль 10 копеек за штуку;

люминесцентные трубки, ртутные термометры отработанные — 83 копейки за штуку.

размер компенсации юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям расходов по сбору на территории Республики Беларусь многооборотной стеклянной упаковки (за исключением такой упаковки, переданной юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям от юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, у которых данная упаковка образовалась в результате производственной деятельности) при условии ее повторного использования на территории Республики Беларусь – 1 копейка за штуку;

размер компенсации юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям расходов по сбору на территории Республики Беларусь отходов бумажной и (или) картонной упаковки, полученных из отходов производства и (или) переданных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям от юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, у которых данные отходы образовались в результате производственной деятельности, при условии передачи этих отходов для использования на территории Республики Беларусь по договорам поставки товаров для республиканских государственных нужд90 рублей за тонну.

Указанные размеры компенсации действуют с 1 января 2019 года.

http://vtoroperator.by/content/s-1-yanvarya-2019-goda-izmeneny-razmery-kompensatsii-raskhodov-po-sboru-otkhodov-tovarov-upa

Трудное возвращение вторсырья

Порядок получения компенсации за вмр от оператора вторичных ресурсов - картинка 12

В Беларуси мусорные горы стали расти медленнее. С созданием депозитной (залоговой) системы сбора упаковки захоронений отходов на полигонах станет еще меньше.

Как сообщила журналистам заместитель директора ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов» Надежда Татаринцева, в нашей стране наблюдается тенденция роста извлечения из твердых коммунальных отходов (ТКО) вторичных материальных ресурсов (ВМР) – с 10% в 2012 г. до 17% в 2017 г. В прошлом году, например, было собрано 653,8 тыс. т ВМР, в т.ч. отходов бумаги и картона – 329 тыс. т, стекла – 181,3 тыс. т, полимерной продукции – 77,8 тыс. т, изношенных шин – 46,8 тыс. т, отработанных масел – 12,7 тыс. т, электронного и электрического оборудования – 6,2 тыс. т.

Этот процесс, согласно Национальной стратегии по обращению с твердыми коммунальными отходами и вторичными материальными ресурсами в Республике Беларусь на период до 2035 года, утв. постановлением Совмина от 28.07.2017 № 567 (далее – Стратегия), должен набирать силу. Например, в период 2020–2030 гг. удельный вес использования ТКО в экономике вырастет, как планируется, с 25% до 40%.

Сбором ВМР в настоящее время занимается около 420 юридических лиц и ИП, из которых более половины представляют организации ЖКХ и потребительской кооперации. Активно представлен в системе предпринимательский сектор. Отметим, для его представителей данная деятельность, особенно в регионах, позволяет минимизировать проблему занятости.

В прошлом году отечественные сборщики ВМР получили за свой труд от Оператора свыше 31,1 млн. BYN. При этом самый высокий объем компенсации расходов получили юридические лица и ИП за передачу для обезвреживания или хранение (в случае отсутствия перерабатывающих производств на территории Беларуси) отходов товаров и упаковки – 25,1 млн. BYN. Компенсация сборщикам многооборотной стеклянной упаковки составила всего 218,1 тыс. BYN.

Оператор, как следует из его отчета, направил на компенсацию расходов по сбору ВМР 71,4% всех средств, полученных от производителей и поставщиков товаров и упаковки в 2017 году. В их реестр включено уже около 15,3 тыс. юридических лиц и ИП, на которых распространяются требования Указа Президента от 11.07.2012 № 313 «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления» по содержанию и развитию системы их сбора в республике.

Около 11,2 млн. BYN полученных от них средств, что составляет четверть годового объема поступлений, Оператор перечислил на финансирование мероприятий, предусматривающих выполнение госпрограмм по обращению с отходами, внедрение новых технологий сбора и ис­пользования отходов в качестве ВМР, совершенствование материально-технической базы организаций-сборщиков, строительство заводов (производств) по сортировке и (или) использованию ТКО и ВМР. Эти деньги были израсходованы, в частности, на покупку мусоровозов, контейнеров, оборудования для прессования ВМР и стационарных приемозаготовительных пунктов.

Часть прошлогодних поступлений была направлена на модернизацию мусороперерабатывающего завода в Бресте и проектирование предприятия по переработке отходов в Витебске. В Борисове был реализован проект по созданию производства по переработке полимерных отходов повышенной загрязненности на местном заводе пласт­массовых изделий. Здесь из пленочных полиэтиленовых меш­ков, пакетов, чехлов, остатков цветной пленки и т.д. стали выпускать новый вид продукции – регранулят. Его борисовчане используют как в качестве сырья для производства различных полимерных изделий, в частности, труб, тары, бытовых товаров, так и поставляют другим потребителям.

В 2017 году положено начало более серьезной работе по экологическому оздоровлению Минска, жизнедеятельность которого ежегодно приносит около 1 млн. т ТКО. Введенный в экс­плуатацию мусоросортировочный завод в Шабанах снизит, как предполагается, темпы загрязнения отходами столичных окраин приблизительно на 100 тыс. т в год. Здесь из мусора извлекают стекло, бумагу, шины, ПЭТ-тару, металлоизделия, возвращая им экономическую жизнь в качестве вторсырья.

На очереди – строительство Минского мусоросжигающего завода. В настоящее время представителями Минприроды, Минэнерго, Минжилкомхоза и Мингорисполкома разрабатываются технические условия объекта, в т.ч. определяющие его экологические параметры. В свя­зи с отсутствием отечественного опыта по реализации таких проектов нашими специалистами изучается международная практика, в т.ч. по эксплуатации аналогичных предприятий. Пред­полагается, что в результате сжигания столичного мусора будет вырабатываться электрическая и тепловая энергия для нужд Минска.

Работа по снижению накопления ТКО, их переработке выявила дефицит в Беларуси знаний, применения современных технологий в данной сфере. Например, для нас не являются ВМР отходы комбинированной многослойной упаковки, состоящей из пластика, металла, картона. Нет в стране производств по ее переработке и расщеплению на известные виды вторсырья, поэтому после сортировки мусора такую упаковку по-прежнему отправляют на полигоны для захоронения.

Впрочем, удивляться здесь нечему. В прошлом году финансирование экспериментальных, опытных, проектных и научно-­исследовательских работ (далее – НИР) в данной сфере осуществлено в объеме 41,8 тыс. BYN, что составило лишь 0,1% годового объема отчислений производителей и поставщиков товаров и упаковки.

Между тем установленные Стратегией задания требуют активизации усилий по работе с отходами и извлечению ВМР. Правительство одобрило меры по наращиванию НИР по указанной тематике. На их выполнение в текущем году в соответствии с постановлением Совмина от 12.12.2017 № 954 планируется направить 950 тыс. BYN, что почти в 23 раза превышает прошлогодний уровень.

В частности, предполагаются подготовительные действия по преобразованию нынешнего механизма сбора отходов упаковки в депозитную (залоговую) систему (ДЗС), которая основана на экономическом стимулировании потребителя вернуть использованную упаковку путем введения на нее суммы залога. Приобретая товар в упаковке, потребитель уплачивает за нее сумму залога, а при возврате пустой упаковки эта сумма ему возвращается.

Разработку ДЗС будет осуществлять рабочая группа. Ей предстоит определиться по ряду основополагающих позиций проекта, в т.ч. по вопросам собственника системы, сроков внедрения и залоговой ставки.

http://neg.by/novosti/otkrytj/trudnoe-vozvraschenie-vtorsyrya

Постановление СМ РБ 960 31.12.2019 Об установлении на 2020 год размеров расходования средств и компенсации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

31 декабря 2019 г. № 960

Об установлении на 2020 год размеров расходования средств и компенсации

На основании части пятой подпункта 1.6 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 11 июля 2012 г. № 313 «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления» Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1.Установить на 2020 год:

1.1.размеры расходования средств, поступающих на текущий (расчетный) банковский счет государственного учреждения «Оператор вторичных материальных ресурсов» от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, названных в части первой подпункта 1.2 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 11 июля 2012 г. № 313, согласно приложению;

1.2.следующие размеры компенсации юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям расходов по сбору на территории Республики Беларусь отходов товаров и отходов упаковки (за исключением отходов товаров и отходов упаковки, полученных из отходов производства и (или) переданных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям от юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, у которых данные отходы образовались в результате производственной деятельности) при условии передачи этих отходов для обезвреживания и (или) использования на территории Республики Беларусь или хранения на территории Республики Беларусь в случае отсутствия объектов по обезвреживанию и (или) использованию таких отходов на территории Республики Беларусь:

отходы бумаги и картона – 90 рублей за тонну;

стеклобой – 140 рублей за тонну;

отходы пластмасс – 150 рублей за тонну;

отходы шин, покрышек, камер резиновых – 150 рублей за тонну;

отработанные элементы питания – 5500 рублей за тонну;

отходы крупногабаритного электрического и электронного оборудования* – 750 рублей за тонну;

отходы среднегабаритного электрического и электронного оборудования** – 1020 рублей за тонну;

отходы мелкогабаритного электрического и электронного оборудования*** – 1125 рублей за тонну;

отработанные масла – 100 рублей за тонну;

компактные люминесцентные лампы (энергосберегающие) отработанные – 1 рубль 10 копеек за штуку;

люминесцентные трубки, ртутные термометры отработанные – 83 копейки за штуку;

* К отходам крупногабаритного электрического и электронного оборудования относятся отходы холодильников, морозильников, стиральных, посудомоечных и сушильных машин, плит газовых и электрических и иного оборудования, габариты которого в сумме в трех измерениях составляют более 160 сантиметров.

** К отходам среднегабаритного электрического и электронного оборудования относятся отходы телевизоров, мониторов, системных блоков компьютеров, принтеров, копировальных машин, сканеров, ноутбуков, аппаратуры звукозаписывающей или звуковоспроизводящей, видеозаписывающей или видеовоспроизводящей, кондиционеров, вентиляторов, СВЧ-печей, обогревателей, накопительных электрических водонагревателей, пылесосов, пишущих машинок, швейных машин и иного оборудования, габариты которого в сумме в трех измерениях составляют от 80 до 160 сантиметров включительно.

*** К отходам мелкогабаритного электрического и электронного оборудования относятся отходы техники, не относящиеся к отходам крупногабаритного и среднегабаритного электрического и электронного оборудования, габариты которого в сумме в трех измерениях составляют до 80 сантиметров включительно.

1.3.размер компенсации юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям расходов по сбору на территории Республики Беларусь многооборотной стеклянной упаковки (за исключением такой упаковки, переданной юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям от юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, у которых данная упаковка образовалась в результате производственной деятельности) при условии ее повторного использования на территории Республики Беларусь – 1 копейка за штуку;

1.4.размер компенсации юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям расходов по сбору на территории Республики Беларусь отходов бумажной и (или) картонной упаковки, полученных из отходов производства и (или) переданных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям от юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, у которых данные отходы образовались в результате производственной деятельности, при условии передачи этих отходов для использования на территории Республики Беларусь по договорам поставки товаров для республиканских государственных нужд – 90 рублей за тонну.

2.Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2020 г.

Премьер-министр Республики Беларусь С.Румас

к постановлению Совета Министров

Республики Беларусь 31.12.2019 № 960

РАЗМЕРЫ

расходования средств, поступающих на текущий (расчетный) банковский счет государственного учреждения «Оператор вторичных материальных ресурсов» от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, названных в части первой подпункта 1.2 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 11 июля 2012 г. № 313, на 2020 год

1. Компенсация юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям расходов по сбору на территории Республики Беларусь отходов товаров и отходов упаковки

(за исключением отходов товаров и отходов упаковки, полученных из отходов производства и (или) переданных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям

от юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, у которых данные отходы образовались в результате производственной деятельности) при условии передачи этих отходов для обезвреживания и (или) использования на территории Республики Беларусь или хранения на территории Республики Беларусь в случае отсутствия объектов

по обезвреживанию и (или) использованию таких отходов на территории Республики Беларусь

2. Компенсация юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям расходов по сбору на территории Республики Беларусь многооборотной стеклянной упаковки

(за исключением такой упаковки, переданной юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям от юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, у которых данная упаковка образовалась в результате производственной деятельности) при условии ее повторного использования на территории Республики Беларусь

3. Организация хранения и передачи для обезвреживания и (или) использования за пределами Республики Беларусь отходов товаров и отходов упаковки, для которых на территории Республики Беларусь отсутствуют объекты по обезвреживанию и (или) использованию

4. Организационно-техническое и информационное обеспечение системы сбора, обезвреживания отходов и (или) использования вторичных материальных ресурсов, финансирование рекламной деятельности, маркетинговых исследований в сфере обращения с отходами и вторичными материальными ресурсами

5. Финансирование экспериментальных, опытных, проектных, научно-исследовательских работ в сфере сбора, обезвреживания отходов и (или) использования их в качестве вторичного сырья

6. Выполнение государственных программ по обращению с отходами, внедрение новых технологий сбора и использования отходов в качестве вторичного сырья, строительство заводов (производств) по сортировке и (или) использованию коммунальных отходов

и вторичных материальных ресурсов, совершенствование материально-технической базы организаций, осуществляющих сбор и (или) использование вторичных материальных ресурсов, сбор, сортировку и (или) использование коммунальных отходов

7. Возврат (погашение) кредитов, полученных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на строительство заводов (производств) по сортировке и (или) использованию коммунальных отходов и вторичных материальных ресурсов, а также возмещение юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям процентов

за пользование такими банковскими кредитами

8. Финансирование деятельности, связанной с осуществлением функций координации

в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами государственным учреждением

«Оператор вторичных материальных ресурсов»

9. Компенсация юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям расходов

по сбору на территории Республики Беларусь отходов бумажной и (или) картонной упаковки, полученных из отходов производства и (или) переданных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям от юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, у которых данные отходы образовались в результате производственной деятельности, при условии передачи этих отходов для использования на территории Республики Беларусь по договорам поставки товаров для республиканских государственных нужд

http://kodeksy-by.com/norm_akt/source-%D0%A1%D0%9C%20%D0%A0%D0%91/type-%D0%9F%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5/960-31.12.2019.htm

Принцип РОП: за четыре года в систему сбора ВМР направлено 150 миллионов рублей

Порядок получения компенсации за вмр от оператора вторичных ресурсов - картинка 15Пять лет назад ответственность за бытовые отходы в Беларуси возложили на производителей и поставщиков товаров и упаковки. Оператор вторичных материальных ресурсов подвел итоги преобразований: куда и в каком объеме направили средства от производителей и поставщиков, какие изменения произошли.

С августа 2012 года вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь № 313 «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления». Указ установил, что производители и импортеры упаковки, а также отдельных категорий товаров несут ответственность за отходы, которые образуются после потребления населением этой упаковки, товаров. Ответственность определена как обязанность производителей и импортеров «обеспечить сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств товаров и упаковки».

Республика Беларусь стала первой из стран постсоветского пространства, не вступивших в ЕС, которая внедрила принцип РОП в практику обращения с бытовыми отходами

Такой механизм ответственности за отходы в Европе широко известен как «расширенная ответственность производителей и импортеров – РОП».

Республика Беларусь стала первой из стран постсоветского пространства, не вступивших в ЕС, которая внедрила принцип РОП в практику обращения с бытовыми отходами.

Цель внедрения механизма РОП в Беларуси, как и в других странах, – повысить уровень использования вторичных материальных ресурсов, содержащихся в отходах потребления, сократить объемы захоронения отходов. Это достигается за счет того, что компании, которые производят или ввозят в страну упаковку (товары), финансово способствуют сбору, сортировке и переработке отходов. Кроме того, РОП создает экономические условия, стимулирующие собирать вторичные материальные ресурсы из отходов потребления за счет компенсации организациям-сборщикам расходов за их сбор.

В течение пяти лет с введения Указа № 313 в республике сформировали нормативную базу для работы механизма РОП. Оператор вторичных материальных ресурсов провел организационно-технические мероприятия, необходимые для повышения сбора и использования вторичных материальных ресурсов в Беларуси.

Средства от производителей и поставщиков товаров и упаковки в ближайшие годы будут напрвлены на создание производства альтернативного топлива из коммунальных отходов для дальнейшего сжигания на цементных заводах и внедрение в стране депозитной (залоговой) системы сбора упаковки

За 2013-2016 годы Оператор вторичных материальных ресурсов аккумулировал от производителей и поставщиков товаров и упаковки и дополнительно направил в систему сбора и использования ВМР около 150 млн. рублей, в том числе:

88,6 млн. рублей на выплату компенсаций сборщикам вторичных материальных ресурсов;

57,8 млн. рублей на создание и развитие материально-технической базы для сбора и переработки ВМР.

В текущем году на эти цели планируется 72 млн. рублей, что почти в 4 раза больше, чем в 2013 году, когда данная работа начиналась.

Средства производителей и поставщиков товаров и упаковки выделили на модернизацию производства по переработке макулатуры на ОАО «Слонимский картонно-бумажный завод «Альбертин», создание дополнительной переработки загрязненных отходов пластмасс на ОАО «Белвторполимер» (г. Гродно) и ОАО «Борисовский завод пластмассовых изделий», создание производства по переработке загрязненной ПЭТ-бутылки в Новополоцке, приобретение технологического оборудования для мусороперерабатывающего сортировочного завода в г. Минске, проектирование мусороперерабатывающего завода в г. Витебске.

В ближайших планах – направить средства на следующие проекты:

— создание производства альтернативного топлива из коммунальных отходов для дальнейшего сжигания на цементных заводах;

— подготовку внедрения в стране депозитной (залоговой) системы сбора упаковки.

За счет средств производителей и поставщиков товаров и упаковки с 2013 г. для страны приобрели 39 тыс. контейнеров для раздельного сбора отходов бумаги, стекла, пластика; 290 мусоровозов и грузовых автомобилей, 124 погрузчика, 85 новых приемных пунктов, а также другое оборудование.

Приобрели и ввели в эксплуатацию 38 линий сортировки коммунальных отходов в городах республики.

Начиная с 2015 года «Оператором вторичных материальных ресурсов» запущена единая в стране информационная кампания «Движение «Цель 99» (www.target99.by), задачи которой – повысить поддержку среди населения Беларуси идеи необходимости использования и раздельного сбора отходов.

С 2013 г. к 2016 г. общий объем сбора вторичных материальных ресурсов в Беларуси увеличился более чем на 30% и составил около 600 тыс. тонн. Заготовка отходов стекла выросла в 2 раза, полимеров – в 1,4 раза, изношенных шин – на 17%, макулатуры – на 14%.

Благодаря механизму РОП по Указу № 313 удалось расширить перечень отходов, собираемых от населения для использования или обезвреживания. Начат сбор отработанных батареек, ртутьсодержащих ламп, старой бытовой техники, а также отработанных масел. По инициативе «Оператора вторичных материальных ресурсов» с 2015 года организована система сбора отработанных ртутьсодержащих ламп, батареек, бытовой техники в объектах розничной торговли. Для этого приобретено более 1 тыс. современных контейнеров и линия по переработке отработанных элементов питания.

Уровень использования коммунальных отходов в республике достиг 15,8%, что на 3,8 процентных пункта выше уровня 2013 года.

Сальдо внешней торговли вторичным сырьем из отрицательного стало положительным – 2,4 млн. долларов США по макулатуре и 4,4 млн. долларов США по отходам стекла.

Активизировался частный бизнес, который в настоящее время собирает в стране около 50% всех вторичных материальных ресурсов.

Число контейнеров для раздельного сбора отходов бумаги, стекла, пластика, установленных в жилом секторе республики, увеличилось по сравнению с 2012 годом в 2 раза до 88 тыс.ед. В 1,7 раза возросло число пунктов заготовки вторсырья.

— Средства производителей и поставщиков, направленные на материально-техническое обеспечение, позволили в каждом районе Беларуси создать базовую инфраструктуру, необходимую для раздельного сбора ВМР, для их сортировки и подготовки к дальнейшему повторному использованию в качестве вторичного сырья. Дальше дело остается за добросовестной работой организаций на местах. Чтобы не дискредитировать идею сортировки отходов среди жителей нашей страны, должен соблюдаться порядок на контейнерных площадках, своевременный раздельный вывоз отходов по графикам, − отметила Наталья Гринцевич, директор учреждения «Оператор вторичных материальных ресурсов».

Важным результатом работы стала разработка Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь и утверждение 28 июля 2017 года Советом Министров Национальной стратегии по обращению с твердыми коммунальными отходами и вторичными материальными ресурсами в Республике Беларусь на период до 2035 года. В стратегии определили основные направления действий для того, чтобы уровень использования коммунальных отходов в стране к 2035 году достиг 50 процентов и, при этом, обращение с коммунальными отходами и ВМР в Беларуси было экологически безопасным и экономически эффективным.

— Дальнейшее развитие существующей системы обращения с коммунальными отходами, которая основывается только на извлечении из их состава вторичного сырья, является ”тупиковым путем“ и не обеспечивает минимизации объемов захоронения отходов. Учитывая состав бытовых отходов, максимально возможный уровень извлечения тех компонентов, которые можно использовать как вторсырье, − не более 25 процентов. Именно поэтому мы вынуждены предусматривать дополнительные направления переработки коммунальных отходов, включая производство из них топлива, − прокомментировал Анатолий Шагун, начальник управления по координации деятельности в сфере обращения с ВМР учреждения «Оператор вторичных материальных ресурсов».

Для справки:

С принятием в республике Указа № 313 функции координатора в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами были возложены на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь. В этих целях Министерством была создана государственная некоммерческая специально уполномоченная организация, т.н. координатор РОП в Республике Беларуси, – государственное учреждение «Оператор вторичных материальных ресурсов».

Принцип РОП в Беларуси по Указу № 313 распространяется на:

— производимые и ввозимые в страну товары: сложную бытовую технику; пластмассовую, стеклянную, бумажную и картонную, комбинированную упаковку; шины и покрышки резиновые (только легковые), масла смазочные; лампы ртутьсодержащие, термометры; элементы питания, аккумуляторы;

— на упаковку, в которую упакованы ввозимые на территорию Беларуси товары: пластмассовую, стеклянную, бумажную и картонную, комбинированную на основе бумаги.

Средства, поступившие от производиетелй и поставщиков товаров и упаковки, направляются на:

— компенсацию субъектам хозяйствования расходов по сбору отходов потребления при условии их использования, обезвреживания на территории Беларуси;

— организационно-техническое и информационное обеспечение системы сбора отходов потребления;

— рекламную деятельность и маркетинговые исследования;

— экспериментальные, опытные, проектные, научно-исследовательские работы;

— выполнение государственных программ по обращению с отходами потребления, внедрение новых технологий сбора и использования отходов потребления;

— строительство заводов (производств) по сортировке и использованию коммунальных отходов и ВМР.

http://gkx.by/novosti/1670-printsip-rop-za-chetyre-goda-v-sistemu-sbora-vmr-napravleno-150-millionov-rublej

Плата за сбор отходов по Указу N 313: изменен размер по некоторым позициям

Кого касаются изменения

Юрлица и ИП, которые по законодательству должны обеспечивать сбор, обезвреживание, использование отходов, но не имеют собственной системы сбора, заключают соответствующие договоры с госучреждением «Оператор вторичных материальных ресурсов». За организацию сбора, обезвреживания, использования отходов товаров и упаковки организация обязана уплачивать определенную плату . Постановлением от 16.01.2020 N 24 размер такой платы в отношении некоторых видов товаров (упаковки) меняется.

В чем суть изменений

Надо сказать, что ввиду корректировки не только меняется величина платы, но и выделяется дополнительная группа товаров (упаковки).

Так, до настоящего времени плата устанавливалась для группы «изделия для транспортировки или упаковки товаров, из пластмасс, пробки, крышки, колпаки и другие укупорочные средства, из пластмасс» (код ТН ВЭД 3923 (кроме 3923 40)). Ее размер составлял 180 руб. за 1 т. Теперь же эту группу разделили на две и для каждой из них определили свой размер платы :

— отдельно выделили группу «мешки и сумки (включая конические) из прочих пластмасс, сертифицированные на соответствие требованиям стандартов ГОСТ EN 13 432-2015 или EN 13 432:2000» (код ТН ВЭД 3923 29 900 0) и плату в отношении ее установили в размере 90 руб. за 1 т;

— по оставшимся товарам (упаковке) группы «изделия для транспортировки или упаковки товаров, из пластмасс, пробки, крышки, колпаки и другие укупорочные средства, из пластмасс» (код ТН ВЭД 3923 (кроме 3923 40)) размер платы увеличили до 270 руб. за 1 т (с 01.01.2021 – до 360 руб.).

Когда изменения начинают действовать

Изменяющее размер платы постановление от 16.01.2020 N 24 вступает в силу с 1 апреля 2020 года . А это означает, что плату по указанным видам товаров (упаковки) нужно вносить в новом размере начиная со II квартала 2020 года.

http://ilex.by/news/plata-za-sbor-othodov-po-ukazu-n-313-izmenen-razmer-po-nekotorym-pozitsiyam/

«Оператор вторичных материальных ресурсов» — о том, как еще можно ограничить использование полимеров в упаковке

Новая пластика жанра

Порядок получения компенсации за вмр от оператора вторичных ресурсов - картинка 17Порядок получения компенсации за вмр от оператора вторичных ресурсов - картинка 18

Упрощения для бизнеса

— В целом Указ № 16 основан на тех же принципах регулирования отношений, что и Указ № 313. При этом новый документ упрощает отдельные виды ведения бизнеса. Например, сокращены административные процедуры, снижен размер пени за несвое­временное выполнение обязательств. Также от обязанности по организации сбора, обезвреживания или использования отходов полностью освободят индивидуальных предпринимателей, которые организуют розничную торговлю или общественное питание, в части упаковки ввезенных ими товаров.

Еще новинка. Расширяются возможности организации собственной системы сбора отходов товаров и упаковки их производителями и поставщиками. Несколько предприятий могут объединяться и организовывать совместную систему сбора. Собственная система сбора сможет применяться и в отношении бумажной и картонной упаковки.

Также документ предусматривает компенсацию расходов, понесенных не только при сборе вторичных материальных ресурсов, но и при использовании отходов. Например, будут покрываться затраты при производстве топлива из отходов. Компенсировать такие расходы будут из средств производителей и поставщиков товаров и упаковки через оператора ВМР.

Еще одно новшество касается стимулирования использования экологически безопасной упаковки. Предлагается экономически стимулировать компании, которые используют экологически безопасную упаковку, например, стекло, биоразлагаемый пластик. Сейчас идет разработка необходимых подзаконных актов.

— Ответственность за бытовые отходы на производителей и поставщиков товаров и упаковки возложили в 2012 году. О каких результатах мы можем говорить?

— С введением расширенной ответственности производителей уровень использования коммунальных отходов в стране вырос в два раза. В 2012 году он составлял 10 процентов, в 2019-м — 22,6 процента. В этом году планируем достичь 25 процентов.

Главное — не смешивать

— Основной принцип, который мы сейчас используем, — раздельный сбор коммунальных отходов. Мы можем говорить о каких-то результатах?

— Раздельно собирать коммунальные отходы массово начали 10 лет назад. В 2010 году контейнерами для раздельного сбора было обеспечено 62 процента населения, а в 2019 году — уже 92 процента. В контейнерах для раздельного сбора это выглядит так: 39 000 штук в 2010 году, около 80 000 — в 2019 году. Плюс почти 88 000 контейнеров для частного сектора.

— Инфраструктуру создали. А пользуются ли ею люди?

— Экологическое воспитание и привычки населения изменяются. В 2019 году специалисты Института социологии НАН провели исследование на тему, разделяет ли население коммунальные отходы. Так, в 2013 году отходы пластика раздельно собирали 25 процентов опрошенных, а в 2019 году — 57 процентов. Стекло в 2013 году отделяли от коммунальных отходов 16 процентов, в 2019-м — 44 процента, бумагу — 12 и 49 процентов соответственно. Можно сказать, что в среднем половина населения страны раздельно собирает мусор. Более того, по итогам соцопроса необходимость раздельного сбора мусора поддерживают 80 процентов граждан.

— Почему мы делаем ставку на раздельный сбор отходов?

— На это ставку делает весь мир. Потому что это качественное сырье, а также реальное сокращение затрат на сортировку отходов.

— Собираем раздельно, а потом все летит в один мусоровоз.

Хорошо упакован

— Анатолий Васильевич, можно ли ограничить чрезмерное использование пластиковой упаковки? И что для этого нужно делать?

— Есть несколько путей решения этой проблемы. Первый — ограничить чрезмерное использование упаковки экономическими методами. Второй — стандартизировать материалы упаковки. Сейчас работа ведется над тем, как сократить количество материалов упаковки, используемой хотя бы для основных видов определенных товаров. Всегда привожу пример для упаковки яиц. У нас их четыре вида, два из которых не перерабатываются.

— А переход на биоразлагаемый пластик?

— Направление это сейчас рассматривается во всем мире. Польза от биоразлагаемого пластика в том, что его нужно компостировать. Но и здесь подводные камни: такой пластик нельзя смешивать с пластиком из углеводородов. Потому что вместе их переработать невозможно.

— Поможет ли повышение платы для производителей и поставщиков за организацию сбора пластиковой упаковки и посуды хотя бы частично решить проблему упаковки из пластика? Новые размеры оплаты начнут действовать с 1 апреля.

— Увеличение размеров платы в отношении полимерной упаковки и посуды из пластмасс — это экономический механизм, в том числе и для сокращения объемов использования пластика. Однако нужно понимать, что полимерная упаковка — самый дешевый вид упаковки сейчас. Поэтому когда мы декларируем принципы постепенного отказа от полимерной упаковки, то должны искать золотую середину — не только делать пластик более дорогим, но и удешевлять другие материалы для упаковки. Например, возможность введения компенсации за использование экологичной упаковки. Чтобы для производителя было выгодно использовать не пластик, а бумагу или стекло. Постановление можно рассматривать как первый шаг к поэтапному увеличению использования экологичной упаковки.

— Вернемся к пластику. Повлияет ли на интенсивность его использования введение депозитно-залоговой системы?

— Если говорить о переходе с пластика на стекло, то нужно говорить о том, что нужно создавать систему многооборотной упаковки. Депозитно-залоговая система хороша тем, что кроме высокого уровня сбора отходов упаковки она позволяет создать основу для использования многооборотной упаковки. Особенно стеклянной бутылки. Сегодня для производителя очень сложно собрать бутылки по всей стране. Депозитная система будет собирать всю стеклянную упаковку и при желании производителя сортировать бутылки для повторного использования. Многооборотная упаковка — это прямое сокращение образования отходов.

Полимерные отходы в нашей стране составляют 280 000 тонн в год. Из них 140 000 тонн — отходы упаковки. На вторичную переработку попадает 97 000 тонн — это всего 35 процентов.

http://www.sb.by/articles/novaya-plastika-zhanra.html

Литература

  1. Додонов Большой юридический словарь / Додонов, В.Н. и. — М.: ИНФРА-М, 2013. — 790 c.
  2. Владимиров Л. Л. Е. Владимиров. Защитительные речи и публичные лекции; Издание П. В. Каменского — М., 2010. — 497 c.
  3. Суворов, Н. Об юридических лицах по римскому праву / Н. Суворов. — М.: Книга по Требованию, 2011. — 362 c.
  4. Теория государства и права. — М.: Статут, 2007. — 128 c.
  5. Кулаков В. В., Каширина Е. И., Карапетян Л. А., Старков О. В. Правоведение; Феникс — Москва, 2011. — 224 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях