WordPress

Программы ранней помощи детям с овз направлены на помощь

Программы ранней помощи детям с овз направлены на помощь - картинка 1

«Оказание ранней помощи детям с ОВЗ в детском учреждении»
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая группа)

Программы ранней помощи детям с овз направлены на помощь - картинка 2

Содержание материала даёт ответы на актуальные вопросы В каких организациях, учреждениях реализуется служба ранней помощи? Кому нужна эта помощь? Каковы цели и задачи службы ранней помощи?

Скачать:

ВложениеРазмер
mezh_2.docx23.51 КБ

Предварительный просмотр:

Оказание ранней помощи детям с ОВЗ в детском учреждении

В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 г. № 1839-р начата реализация Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года:

создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Актуальность реализации данного направления обусловлена:

  • расширением инклюзивных тенденций в дошкольном образовании и неготовности детей с ОВЗ и инвалидностью к интеграции в ДОУ,
  • с наличием региональных различий в положении детей с ОВЗ, инвалидностью, их семей, отсутствием вариативных моделей организации и функционирования ранней помощи,
  • потребностями детей раннего возраста с ОВЗ и инвалидностью в комплексном сопровождении их развития и недостаточная эффективность использования методик раннего выявления и коррекции отклонений в развитии детей,
  • значительными потенциальными возможностями ранней помощи для всестороннего развития детей с ОВЗ и инвалидностью и отсутствием целостной системы их комплексного сопровождения,
  • необходимостью разрыва между временем определения первичного нарушения в развития ребенка и началом целенаправленной коррекционной работы,
  • необходимостью снижения временных границ начала образовательного процесса (до первых месяцев жизни ребёнка).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Кому нужна ранняя помощь?

• Во-первых, это дети, имеющие ограниченные возможности здоровья (ОВЗ) и их семьи.

• Дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Это дети инвалиды либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

• В раннем возрасте в первую очередь речь будет идти о тех детях, у кого наблюдается отставание в развитии (например, задержка психомотрного развития, задержка речевого развития), либо выявлены нарушения, которые с высокой степенью вероятности приведут к отставанию в развитии. Контингент таких детей может быть достаточно обширен, а имеющиеся у них проблемы крайне вариативны: снижение слуха 2-4 степени, слепота, церебральный и спинальный параличи любой этиологии, генетические синдромы и хромосомные абберации и др. Здесь речь идет о необходимости специальной, в том числе и психолого-педагогической помощи, начиная с самого рождения.

• Во-вторых, группы ранней помощи могут создаваться для детей от 1 до 3 лет, не посещающих дошкольную образовательную организацию с целью поддержки семьи, не обладающей достаточным воспитательным потенциалом и нуждающейся в сопровождении специалистов. Такие группы позволяют безболезненно адаптировать ребенка раннего возраста к условиям детского сада.

Цель службы ранней помощи оказание психолого-педагогической помощи детям на раннем этапе развития, оказание помощи их семьям, в первую очередь посредством развитой консультативной деятельности, подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания и обучения, коррекция отклонений в развитии.

Основные задачи службы ранней помощи:

• выявление на основе психолого-педагогического обследования детей, имеющих ограниченные возможности здоровья (или потенциальные риски) и возможных трудностей семей, в которых они воспитываются;

• оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (риском нарушения в развитии) и психолого-педагогической поддержки их семьям;

• осуществление работы по адаптации, социализации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья (риском нарушений развития);

• включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания и обучения ребенка;

• определение дальнейшего образовательного маршрута ребенка.

В каких типах организаций/учреждений реализуется ранняя помощь?

Ранняя помощь детям с ОВЗ оказывается:

  • в дошкольных образовательных организациях,
  • в учреждениях здравоохранения,
  • в учреждениях социальной защиты,

в центрах психолого-педагогической и социальной помощи

Основные принципы, лежащие в основе работы службы ранней помощи

1. Семейно-ориентированная деятельность. Работа специалистов службы направлена на поддержку семьи, сохранение ее психологического благополучия и воспитательного потенциала. В связи с этим определяется профессиональная направленность сотрудников службы на взаимодействие как с ребенком, так и с его родителями, другими членами семьи, людьми из ближайшего окружения .

2. Междисциплинарный подход. Принцип требует согласованной работы «команды» специалистов, включенных в единую организационную модель и владеющих единой системой методов.

3. Добровольность. Работа с ребенком и семьей строится на потребности семьи в помощи специалистов и начинается с инициативы обращения родителей (лиц их заменяющих) в службу ранней помощи. Принцип добровольности лежит в основе и тесно связан с еще одним принципом — принципом партнерства.

4. Партнерство. Принцип подразумевает установление партнерских отношений с ребенком, членами его семьи и ближайшим окружением. Крайне важным является понимание, что родители и другие члены семьи не просто наблюдатели, они активные участники всего процесса.

5. Конфиденциальность. Принцип во многом основан на этических нормах работы специалистов. Информация о ребенке и семье, появляющаяся у специалистов во время их сопровождения, не подлежит разглашению без согласия семьи, кроме случаев, определенных законодательством РФ.

В оказания ранней помощи детям с ОВЗ в нашем детском учреждении составляется календарный план по реализации работы, который включает в себя несколько этапов. И первый этап – диагностический : изучение и анализ современных научно-методических разработок в области психолого- педагогического сопровождения, методических рекомендаций по организации игровых занятий с использованием специального оборудования. Сюда же входит и работа по установлению контакта с семьями воспитанников с ОВЗ , нуждающихся в данной услуге. .

Организационный этап — разработка дорожной карты по внедрению системы ранней помощи детям с ОВЗ и обсуждение направлений деятельности.

Практический этап. Сюда входит организация пилотной площадки: приобретение и размещение специального оборудования, перераспределение игровых зон, перестановка мебели, в соответствии с контингентом воспитанников, формирование реестра, разработка программ, обеспечение кадрового состава группы, зачисление воспитанников, заключение договоров с родителями, (законными представителями) об образовании образовательных услуг, повышение профессионального роста педагогов посредством организации курсов повышения квалификации, оказание педагогической помощи родителям через индивидуальные консультации, открытые просмотры мероприятий, формирование профильной страницы на официальном сайте детского учреждения.

Четвертый этап инновационного проекта – заключительный перевод инновационных механизмов в режим функционирования, анализ проведенной работы, выводы, диссеминация опыта работы.

Таким образом , раннее выявление нарушений здоровья и ограничений жизнедеятельности, оптимальное развитие и адаптация детей, интеграцию семьи и ребенка в общество, профилактику и/или снижение выраженности ограничений жизнедеятельности, укрепление физического и психического здоровья, повышение доступности образования для детей целевой группы и вариативные формы дошкольного образования организованные с целью создания равных стартовых возможностей для получения образования на первой ступени и при поступлении в школу, а также более широкого охвата детей дошкольным образованием. Они предполагают разный режим пребывания детей в образовательном пространстве, предоставление образовательных услуг детям с особыми образовательными потребностями, в том числе с ОВЗ.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данная статья раскрывает организацию работы Пункта психолого-медико-педагогического консультирования в условиях ДОУ.

Презентация наглядно раскрывает работу Пункта психолого-медико-педагогического консультирования в ДОУ.

Статистические данные свидетельствуют о серьёзных нарушениях в психоэмоциональном здоровье современных детей.Почему в России с каждым годом увеличивается число детей с нарушениями речи.

методическая разработка для логопедов.

В последнее время в связи с развитием науки и техники на нас и наших детей обрушивается большое количество информации. При этом усложняются и школьные программы, которые требуют более сильной концентр.

Традиционные методы психолого – педагогического воздействия на ребенка не приносят устойчиво-го положительного результата, так как не устраняют первопричины нарушений. В отличие от них, метод ки.

Оказание ранней помощи семьям, воспитывающих детей с ОВЗ в рамках работы Консультационного центра.

http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2019/12/09/okazanie-ranney-pomoshchi-detyam-s-ovz-v-detskom

Карта технологии

Название технологииРанняя помощь детям с ограниченными возможностями здоровья
Характеристика технологии

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08.2016 № 1839-р принята Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года.

В связи с этим одной из важнейших задач региональной социальной политики становится создание системы раннего выявления и комплексной коррекции нарушений в развитии ребенка. Правильно организованная ранняя коррекция нарушений здоровья способна предупредить появление вторичных нарушений, обеспечить максимальную реализацию потенциала развития ребенка. При этом необходимым условием успешной работы с детьми младенческого и раннего возраста становится разработка педагогических и организационных условий включения родителей в реализацию индивидуальных программ коррекционно-развивающей деятельности. Не менее важными условиями эффективности являются: межведомственное взаимодействие, наличие единых стандартов и моделей оказания ранней помощи, менеджмент и наличие профессиональных компетенций специалистов служб ранней помощи. Таким образом, применение данной технологии становится актуальной

Минимизация отклонений в состоянии здоровья детей раннего возраста на основе комплексной межведомственной и квалифицированной помощи ребенку и его семье

  1. Максимально раннее выявление детей с проблемами развития на территории муниципального образования.
  2. Междисциплинарная комплексная оценка состояния здоровья и развития ребенка, психолого-педагогических способностей и возможностей родителей, других членов семьи.
  3. Определение потребностей ребенка и семьи на основе выявленных диагностических показателей, разработка индивидуальной программы их коррекции.
  4. Организация процесса оказания ранней помощи ребенку и всесторонней поддержки членов семьи.
  5. Обеспечение преемственности между СРП и учреждениями здравоохранения и образования

1. Дети с ограниченными возможностями здоровья раннего возраста, в том числе дети-инвалиды раннего возраста – дети, относящиеся к возрастной группе от 0 до 3 лет и имеющие отклонения от нормального психического и физического развития различной степени выраженности, вызванные врожденными или приобретенными дефектами и в силу этого нуждающиеся в специальном комплексном сопровождении их развития.

2. Семьи, осуществляющие воспитание и уход за такими детьми

Учреждения социального обслуживания населения, здравоохранения, образования, НКО.

Состав междисциплинарной команды: инструктор ЛФК, АФК, медсестра по массажу, врач-педиатр, врач-невролог, физиотерапевт, эрготерапевт, специалист по коммуникации, психолог, логопед, социальный педагог, специалист по социальной работе, хореограф

Ранняя помощь – комплекс медицинских, социальных и психолого-педагогических услуг, оказываемых на межведомственной основе детям целевой группы и их семьям, направленных на раннее выявление детей целевой группы, содействие их оптимальному развитию, формированию физического и психического здоровья, включению в среду сверстников и интеграции в общество, а также на сопровождение и поддержку их семей и повышение компетентности родителей (законных представителей). При наличии у ребенка выраженных нарушений функций организма и (или) значительных ограничений жизнедеятельности, приводящих к тому, что ребенок не может быть в полном объеме включен в систему получения образовательных услуг, возможно продолжение оказания таких услуг до достижения ребенком возраста семи-восьми лет

Механизм реализации (формы и методы)

Этапы организации ранней помощи:

1-й этап. Выявление детей, нуждающихся в ранней помощи:

1.1. Выявление и информирование семей с детьми раннего возраста, нуждающихся в помощи, происходит в процессе взаимодействия с учреждениями системы здравоохранения, социальной защиты посредством распространения информационных материалов (памятки, буклеты), демонстрации презентационного материала и пр.

1.2. Первичный прием, который необходим для определения степени нуждаемости ребенка и его семьи в услугах отделения раннего вмешательства, а также для определения объема и перечня основных услуг ранней помощи, по итогу которого принимается решение о включении семьи в программу помощи либо о получении консультативной помощи.

1.3. Включение в программу ранней помощи.

2-й этап. Создание и реализация программы ранней помощи:

2.1. Междисциплинарная оценка развития. Для проведения междисциплинарной оценки развития используются диагностические инструменты и методы, направленные на выявление основных проблем ребенка: KID и RCDI, наблюдение, интервьюирование, а также данные амбулаторной карты.

2.2. Междисциплинарный консилиум. Каждый специалист представляет свои диагностические результаты, которые позволяют выделить основные направления помощи семье, опираясь на сильные стороны ребенка и его особенности.

2.3. Разработка и реализация индивидуальной программы помощи семье. Программа составляется на основе результатов проведенной углубленной оценки ведущим специалистом, который определен междисциплинарной командой, совместно с родителями с учетом приоритетов, установок и возможностей семьи, совместно с другими специалистами команды.

3-й этап. Переход ребенка в другие программы/учреждения.

На данном этапе происходит подбор учреждения, взаимодействие специалистов ОРВ и специалистов медицинских, образовательных, социальных, досуговых учреждений в период адаптации. По окончании индивидуальной программы специалисты службы переводят ребенка и семьи в другие структуры.

Формы: индивидуальные и групповые занятия.

Методы: диагностика (наблюдение, интервьюирование, опросники KID и RCDI), консультирование, сопровождение, Войта-терапия, методика Глена Домана, сенсорная суммация по методу Вилбаргеров, концепция «Кинестетикс», метод замещающего онтогенеза, программы лечебной физической культуры, метод мильё, PECS — система альтернативной коммуникации, методика Е.В. Максимовой, метод игротерапии

Результативность (критерии и показатели)

Показатели количественные:

  • общая численность проконсультированных детей и взрослых членов семей;
  • количество семей, включенных в программу и посещающих индивидуальные и групповые занятия;
  • количество детей, начавших посещать ДОУ.

Показатели качественные:

критерии оценки области социального взаимодействия:

  • демонстрирует привязанность к близким взрослым;
  • начал инициировать и поддерживать социальное взаимодействие с другими людьми;
  • демонстрирует доверие к другим людям;
  • ведет себя соответствующим образом в различных ситуациях (на игровой площадке, в магазинах, в центре и т.д.);
  • строит отношения с детьми и взрослыми;
  • умеет регулировать свои эмоции;
  • понимает и выполняет социальные правила;

критерии оценки участия в социальной жизни:

  • участвует в различных мероприятиях и жизни семьи;
  • активно играет и общается со сверстниками или другими детьми без нарушений;
  • посещает вместе со своими родителями общественные места (зоопарк, театр, игровые площадки и т.д.);
  • освоил навыки самообслуживания;

критерии оценки результатов работы с семьей:

Окончание программы с положительными результатами, углубленное диагностическое обследование указывают на норму развития ребенка, перевод ребенка в ДОУ

http://rmc24.ru/social/library/map/early-help

Психолого-педагогические программы ранней помощи

В настоящее время разработано достаточное количество психологопедагогических программ, направленных на раннюю оценку уровня развития и раннее обучение маленьких детей с нарушением интеллекта. Программы зарубежных и отечественных авторов во многом схожи, так как конструируются на основе закономерностей нормального детского развития. Программы ранней абилитационной помощи детям с нарушениями интеллекта основаны на междисциплинарной деятельности специалистов служб ранней помощи и складываются из следующих направлений:

  • 1) взаимодействие с медицинскими учреждениями и службами, осуществляющими выявление и учет случаев рождения ребенка с органическими поражениями мозга, генетическими нарушениями и из групп социального риска;
  • 2) контроль за предоставлением родителям адекватной информации о перспективах развития нетипичного ребенка и долгосрочных мерах помощи ребенку и родителям в условиях семьи и специальных учреждений с целью предотвращения случаев отказа от новорожденного;
  • 3) организация психологической поддержки матери в отделениях для новорожденных;
  • 4) организация взаимодействия семьи со службой ранней помощи или иным учреждением, проводящим раннюю диагностику и оказывающим раннюю комплексную помощь, включая налаживание семейного микроклимата;
  • 5) участие в составлении индивидуальной программы абилитации ребенка с привлечением всех необходимых социальных институтов помощи;
  • 6) организация междисциплинарной оценки уровня развития ребенка и абилитационной компетентности родителей;
  • 7) организация медико-социально-педагогического патронажа семей, имеющих детей с нарушениями интеллектуального развития: формирование педагогической среды в условиях семьи, обучение родителей, помощь в составлении образовательного маршрута, конструирование процесса пролонгированного сопровождения ребенка в образовательном и социальном пространстве, в том числе за рамками образовательного учреждения, помощь в преодолении кризисных ситуаций;
  • 8) подготовка среды для посещения ребенком дневного центра, групп кратковременного пребывания в дошкольном образовательном учреждении (специализированном или массовом) в зависимости от уровня развития ребенка и возможностей его семьи;
  • 9) организация подготовки к раннему обучению. Помощь в налаживании взаимоотношений с родителями, со сверстниками, педагогами, воспитателями и в семейно-соседском окружении;
  • 10) формирование абилитационной компетентности родителей;
  • 11) помощь в процессе реализации индивидуальной программы развития и перехода в другие программы;
  • 12) содействие в организации независимой жизни в обществе.

Работа специалистов служб ранней помощи с детьми в состоянии угрозы умственной отсталости направлена в первую очередь на их выявление и развитие. Сущностное содержание программ ранней помощи заключается в том, чтобы организовать процесс компетентного сопровождения развития человека с интеллектуальной недостаточностью, начиная с первых месяцев жизни. Переход из одной возрастной программы в другую обеспечивает впоследствии поддержку, адекватную особым образовательным и социальным потребностям лиц с нарушениями интеллекта на всех возрастных этапах. Это касается посреднической социально-педагогической деятельности служб ранней помощи в создании соответствующих условий в семье и привлечении всех необходимых социальных институтов для развития у ребенка с интеллектуальными проблемами, начиная с раннего возраста, социально значимых навыков, подражательных способностей, личностных качеств, воспитания умений приспосабливаться к требованиям общества, в котором он живет.

Социально-педагогическая деятельность служб ранней помощи призвана обеспечить действенную поддержку в создании соответствующих условий в социуме как в техническом, так и в психологическом отношении, каждому конкретному ребенку, находящемуся в группе риска возникновения умственной отсталости.

При разработке индивидуальных программ развития основное внимание обращается на необходимость развития мышления ребенка во всех видах детской деятельности.

На начальных этапах абилитации у детей, находящихся в группе риска возникновения умственной отсталости, развивают наглядные формы мышления. Используются практические проблемные ситуации, сеансы развивающего обучения с предметами и без них, игры со стимуляцией ориентировочно-исследовательской и речевой деятельности. На начальных этапах взрослый при помощи речи планирует и регулирует действия ребенка [1] .

На последующих этапах игрового взаимодействия взрослого и ребенка развивают наглядно-образные формы мышления, постепенно создавая предпосылки для перехода от наглядно-действенных к наглядно-образным заданиям.

Особенно важное значение в работе с детьми младенческого и раннего возраста, находящихся в группе риска возникновения умственной отсталости, имеет «формирование тесной связи между их практическим опытом и наглядно-образными представлениями с включением речи в мыслительную деятельность» [2] .

Одно из главных направлений индивидуальных программ развития детей младенческого и раннего возраста, находящихся в группе риска возникновения умственной отсталости, — это целенаправленное формирование представлений о предметах ближайшего окружения на основе практического чувственного и речевого общения.

Ребенка обучают правильному захвату предметов, различным манипуляциям и действиям с предметами, использованию их по назначению. Система последовательно организованных занятий в процессе сеансов предметного взаимодействия ребенка и взрослого формирует у ребенка ориентировку в окружающем предметном мире, способствует развитию новых компетенций, стимулирует развитие речи и понятийного мышления.

В дальнейшем круг предметов окружающего мира, расширяется. Ребенка учат выделять существенные признаки предметов, дифференцировать их на основные и второстепенные, последовательно анализировать качественные характеристики предметов на основе практических действий с ними. Ребенок сравнивает предметы путем наложения, обводки по контуру, определяет тип поверхностных особенностей предметов на ощупь. Обучение происходит в игровых и бытовых ситуациях, на специально организованных занятиях.

С первых дней жизни младенца, находящегося в группе риска возникновения умственной отсталости, стимулируют развитие моторной сферы, способности к мотивации двигательной сферы, мобильности, познавательной активности.

Отдельным блоком индивидуальных программ развития детей младенческого и раннего возраста, находящихся в группе риска возникновения умственной отсталости, является блок формирования абилита- ционной компетентности родителей.

http://studme.org/305710/pedagogika/psihologo_pedagogicheskie_programmy_ranney_pomoschi

Программы ранней помощи детям с овз направлены на помощь

Программы ранней помощи детям с овз направлены на помощь - картинка 8

Своевременное прогнозирование возможных последствий экономического и социального неблагополучия общества определяет необходимость реформирования системы специального образования для осуществления ее перехода на принципиально иной этап его развития, который предполагает:

— максимально раннее выявление и диагностику особых образовательных потребностей ребенка и его семьи;

— сокращение разрыва между временем определения первичного нарушения в развитии ребенка и началом целенаправленной коррекционной помощи;

— снижение временных границ начала специального образования (до первых месяцев жизни ребенка);

— построение индивидуальных комплексных программ сопровождения на основе выявления потенциала развития ребенка;

— обязательное включение родителей в коррекционный процесс на основе выявления специальных потребностей и возможностей семьи[3; 4].

В связи с этим одной из важнейших задач на современном этапе развития общества является достраивание отсутствующей структуры в образовании — системы раннего выявления и ранней комплексной коррекции нарушений в развитии ребенка(Архипова Е.Ф. [1], Евтушенко И.В. [2], Забрамная С.Д. [8]. Левченко И.Ю. [4; 8], Приходько О.Г. [6], Стребелева Е.А. [7], Ткачева В.В. [4], Фальковская Л.П. [9], Югова О.В. [6] и др.).Создание системы ранней помощи в Российской Федерации соответствует положениям Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребенка, в части создания комфортной и доброжелательной для жизни среды, обеспечения доступности и качества дошкольного образования для детей-инвалидов, детей с ограничениями жизнедеятельности, но не имеющих статуса ребенка-инвалида, детей из групп риска, включая детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся в социально опасном положении.

Углубленное комплексное обследование позволяет разработать индивидуальнуюпрограмму ранней помощи и комплексного сопровождения ребенка и его семьи.Разработка индивидуальнойпрограммы сопровождения ребенка раннего возраста и его семьи должна проводиться специалистами Службы ранней помощи на основе углубленной психолого-педагогической диагностики совместно с его родителями (законными представителями, воспитателями). При этом важно соблюдать определенный алгоритм:

1 этап. Определение запроса родителей, его сопоставление с заключением и рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), разработка программы углубленного обследования ребенка;

2 этап. Проведение совместного с родителями углубленного обследования ребенка, при необходимости — оптимизация запроса родителей (или законных представителей интересов ребенка);

3 этап. Определение основных направлений ранней помощи, их приоритетности, содержательных аспектов, специальных условий и методов и сроков реализации индивидуальнойпрограммы ранней помощи и сопровождения ребенка и семьи;

4 этап. Документальное оформление индивидуальнойпрограммы ранней помощи и сопровождения ребенка и его семьи;

5 этап. Определение параметров и критериев оценки эффективности реализации индивидуальной программы ранней помощи.

Целью 1-го этапа является знакомство с потребностями семьи, запросом родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья раннего возраста.Уже при первой встрече с родителями специалист Службы ранней помощи пытается выяснить то, что является целью обращения родителей, чего они ожидают от программы ранней помощи.Бывает так, что родители приходят с четким запросом,однако многие не могут дифференцированно описать свои ожидания и определяют цели довольно неопределенно: «чтобы стал как все», «чтобы во всем стал успешнее».Часто запрос родителей не согласуется с результатами обследования ребенка в ПМПК. Оптимизации запросов могут способствовать специальные технологии психологического консультирования (активное слушание, конструктивный диалог и т.д.), а также — вовлечение родителя в диагностический процесс.Поэтому, планируя программу диагностического изучения ребенка, следует учесть возможность привлечения родителей к диагностике: они могут дать информацию о ребенке, отвечая на вопросы тестов-опросников, присутствовать и участвовать в обследовании ребенка специалистами.

Целью 2-го этапа является комплексное всестороннее углубленное изучение ребенка специалистами Службы ранней помощи, совместно с родителями.На данном этапе применяется диагностический инструментарий, соответствующий возрасту и психофизическим особенностям детей, а также методы, позволяющие получить информацию от родителей (опросники, проективные методики, наблюдение и др.). Как правило, процедура углубленного обследования не сводится только к использованию диагностических методик, она включает наблюдение за игрой ребенка, взаимоотношениями в семье, включая домашний визит, анализ видеозаписей.Итогом этого этапа становится оптимизация запроса родителей и получение информации о ребенке, достаточной для разработки индивидуальной программы.

Целью 3-го этапа является составление индивидуальнойпрограммы ранней помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья и его семье.На основе анализа результатов диагностики и запроса родителей, в ходе совместного обсуждения с ними проблем ребенка, прогноза его дальнейшего развития, ресурсов семьи и образовательной организации, определяются основные направления, содержание, специальные условия, методы и сроки реализации индивидуальной программы сопровождения ребенка и семьи. На этом этапе определяется участие специалистов, механизм их взаимодействия, роль семьи в реализации индивидуальной программы.Кроме того, определяется содержание работы с родителями, в частности его педагогическая и психологическая составляющие. На современном этапе функционирования Службы ранней помощи индивидуальные программы ориентируются не только на работу непосредственно с ребенком, но и на использование потенциала семьи для решения проблем ребенка. Достижение этой цели возможно только при обучении членов семьи продуктивному взаимодействию с ребенком, доступным им приемам и методам коррекционно-развивающей работы. Этот аспект также отражается в индивидуальной программе ранней помощи.

Целью 4-го этапа является оформление индивидуальнойпрограммы ранней помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья и его семье в виде документа. В этом документе обозначаются этапы работы, задачи каждого этапа, методы решения этих задачи, прогнозируемые результаты, сроки достижения этих результатов, намечаются сроки проведения динамических диагностических обследований, представляется алгоритм распределения обязанностей между специалистами и семьей, механизм взаимодействия специалистов, даты проведения консультаций и тренингов с родителями.При соблюдении вышеуказанного содержания и структуры индивидуальнойпрограммы ранней помощи, ее оформление может быть вариативным (текст, таблица и пр.).После завершения документального оформления индивидуальнойпрограммы ранней помощи составляется циклограмма участия специалистов, родителей и ребенка в ее реализации. Такая циклограмма позволяет определить нагрузку сотрудников Службы ранней помощи для оптимизации финансовых расчетов.

Выбор конкретных методик и технологий при реализации индивидуальнойпрограммы относится к ответственности специалистов ранней помощи и производится с согласия родителей. Определяя направления и содержания развивающей, коррекционной и консультативной работы специалисты должны основываться на особенностях функционирования ребенка, а именно опираться на потенциальные возможности ребенка, выявленные при первичной и углубленной оценке развития и факторы окружающей среды, в первую очередь ресурсы семьи. Ведущий специалист отвечает за разработку индивидуальной программы ранней помощи и сопровождения ребенка и семьи. При необходимости возможен пересмотр программы и изменения в деятельности междисциплинарной команды.

Важное место на этапе реализации индивидуальной программы занимает консультирование семьи по вопросам ранней помощи, возможностям и перспективам организации жизни семьи, имеющей ребенка с особенностями развития. Обязательным является обучение членов семьи навыкам ухода, коммуникации, обучения и воспитания ребенка, исходя из особенностей его развития; обучение родителей и членов семьи доступным приемам развития и адаптации ребенка. Важную роль играет социально-психологическое консультирование по вопросам внутрисемейных отношений, представлений, взаимодействия и отношений родителей и членов семьи между собой и с ребенком. Необходимо поддерживать продуктивное взаимодействие ребенка и родителей (близких взрослых), осуществлять профилактику эмоционально-поведенческих расстройств у ребенка.

Целью 5-го этапа является определение параметров и критериев оценки эффективности реализации индивидуальнойпрограммы ранней помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья и его семье.Регулярность оценки эффективности реализации индивидуальнойпрограммы согласовывается с родителями и указывается в дополнении к программе. Рекомендуемая частота оценки — не реже 1 раза в 3 месяца. В ходе анализа эффективности за истекший период необходимо соотнести прогнозируемые и реальные достижения ребенка и при необходимости внести поправки и дополнения в индивидуальную программу.Оценка эффективности индивидуальной программы ранней помощи и сопровождения ребенка и семьидолжна осуществляться совместно специалистами и родителями. Для этого планируются отдельные встречи специалистов и родителей.При оценке эффективности программы в течение года необходимо учитывать все аспекты его реализации:

— динамические показатели, характеризующие прогресс в развитии ребенка;

— характер изменения семейного потенциала и других факторов окружающей среды;

— динамику участия ребенка в различных социальных ситуациях;

— улучшение понимания членами семьи сильных сторон своего ребенка, его способностей и особых потребностей;

— улучшение знаний членов семьи о своих правах, правах ребенка и умения их эффективно отстаивать;

— повышение компетентности членов семьи в развитии и воспитании ребенка;

— улучшение поддержки членов семьи в плане социальных контактов;

— расширение доступа родителей и ребенка к необходимым услугам, программам и мероприятиям.

Динамические изменения, отражающие эффективность реализации индивидуальнойпрограммы сопровождения ребенка и семьи, могут быть отражены табличным способом с использованием соответствующей формы. Форма для оценки эффективности реализации индивидуальной программы сопровождения ребенка и семьи, заполняется членами семьи и включает:развитие ребенка (двигательное, раннее речевое, познавательное, эмоциональное); изменения в окружающей ребенка среде (включая развивающие средства и оборудование); участие ребенка в различных социальных ситуациях; продуктивное взаимодействие и понимание своего ребенка; компетентность в развитии, обучении и воспитании ребенка; знание о своих правах и правах ребенка; социальные контакты членов семьи; доступ членов семьи и ребенка к новым услугам. Такуюформурекомендуется заполнять ежегодно.

По окончании пребывания ребенка с ограниченными возможностями здоровья в Службе ранней помощи необходимо провести итоговое диагностическое обследование с целью оценки эффективности реализации индивидуальной программы.В качестве критерия высокой эффективности может рассматриваться максимальное приближение показателей развития ребенка к возрастным нормативам.Критериями положительной динамики являются:

— приближение показателей развития к возрастным нормативам по отдельным линиям развития ребенка;

— готовность к интеграции в дошкольную образовательную организацию;

— расширение возможностей его функционирования в социальной среде;

— овладения навыками самообслуживания, социальной коммуникации, повышение его адаптационных механизмов;

— улучшение взаимодействия членов семьи с ребенком;

— повышение качества жизни семьи.

Критериями недостаточной динамики могут служить:незначительные изменения в когнитивном, двигательном, речевом, эмоциональном развития ребенка;отсутствие существенных изменений в качестве жизни семьи.

Ребенок, завершивший пребывание в Службе ранней помощи, направляется в ПМПК для комплексного обследования и определения дальнейшего педагогического маршрута.

Рецензенты:

Жигорева М.В., д.п.н.,профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии МГГУ им. М.А. Шолохова, г. Москва;

Ткачева В.В., д.псх.н., профессор, профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии МГГУ им. М.А. Шолохова, г. Москва.

http://science-education.ru/ru/article/view?id=23501

Литература

  1. Гусов, К.Н. Комментарий к трудовому кодексу Российской федерации (вводный); М.: ВИТРЭМ, 2013. — 240 c.
  2. Ильин, В. А. История и методология физики. Учебник / В.А. Ильин, В.В. Кудрявцев. — М.: Юрайт, 2014. — 580 c.
  3. Домашняя юридическая энциклопедия. Семья / ред. И.М. Кузнецова. — М.: Олимп, 1999. — 608 c.
  4. Под редакцией Пиголкина А. С., Дмитриева Ю. А. Теория государства и права; Юрайт, Юрайт — Москва, 2010. — 752 c.
  5. Иконы из собрания Церковно-археологического кабинета Московской Духовной Академии. — М.: PeNates-ПеНаты, Московская Православная Духовная Академия, 2015. — 32 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях