WordPress

Производство по делам о присуждении компенсации кас

Производство по делам о присуждении компенсации кас - картинка 1

Содержание

Статья 253. Принятие административного искового заявления о присуждении компенсации

1. Вопрос о принятии административного искового заявления о присуждении компенсации к производству суда решается судьей единолично в трехдневный срок со дня поступления такого заявления в суд.

2. Административное исковое заявление о присуждении компенсации принимается к производству суда, если отсутствуют основания для оставления его без движения или возвращения.

3. Пропуск срока на обращение в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления о присуждении компенсации, оставления его без движения или возвращения.

4. В определении о принятии административного искового заявления о присуждении компенсации к производству суда указываются сведения, предусмотренные частью 2 статьи 127 настоящего Кодекса, а также время и место проведения судебного заседания по рассмотрению этого заявления.

5. Копии определения о принятии административного искового заявления о присуждении компенсации направляются административному истцу, в орган, организацию или должностному лицу, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов, а также заинтересованным лицам не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения определения.

Актуальная информация на сайте Консультант Плюс

http://kriminal77.ru/help/kas/st-253

Производство по делам о присуждении компенсации кас

1. Лицо, полагающее, что государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, должностным лицом нарушено его право на судопроизводство в разумный срок, включая досудебное производство по уголовному делу и применение меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество, или право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (далее также — административное исковое заявление о присуждении компенсации).

2. Административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок может быть подано в суд в шестимесячный срок со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятого по делу, по которому допущено нарушение.

3. Административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок может быть подано до окончания производства по делу в случае, если продолжительность рассмотрения дела превысила три года и лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, ранее в установленном порядке обращалось с заявлением об ускорении рассмотрения дела.

4. Административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

5. Административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на уголовное судопроизводство в разумный срок может быть подано в суд в шестимесячный срок со дня вступления в законную силу приговора суда, вынесенного по данному делу, либо других принятых дознавателем, начальником подразделения дознания, начальником органа дознания, органом дознания, следователем, прокурором, руководителем следственного органа, судом решения, определения, акта, которыми прекращено уголовное судопроизводство. При условии, что лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, установлено, административное исковое заявление о присуждении компенсации может быть подано также до окончания производства по уголовному делу в случае, если продолжительность производства по уголовному делу превысила четыре года и заинтересованное лицо ранее обращалось с заявлением об ускорении рассмотрения уголовного дела в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

7. Административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на уголовное судопроизводство в разумный срок в части длительности применения меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество лица, не являющегося подозреваемым, обвиняемым или лицом, несущим по закону материальную ответственность за их действия, может быть подано в суд указанным лицом в шестимесячный срок со дня вступления в законную силу приговора либо постановления или определения суда о прекращении уголовного судопроизводства по делу либо со дня принятия дознавателем, начальником подразделения дознания, начальником органа дознания, органом дознания, следователем, руководителем следственного органа, прокурором постановления о прекращении уголовного судопроизводства, а также до прекращения уголовного преследования или до вступления в законную силу приговора суда, если продолжительность срока ареста, наложенного на имущество по уголовному делу, превысила четыре года.


http://lugasoft.ru/kodeks/kas-rf/st250

Отдельные виды административного судопроизводства, осуществляемые судом общей юрисдикции

В современной процессуальной теории и законодательстве понятие «производство» используется в двух значениях: 1) производство — часть, стадия процесса, включающая совокупность процессуальных действий, направленных на достижение самостоятельной цели (например, производство в суде первой инстанции, апелляционное производство и т.д.); 2) производство — вид процесса по разрешению дел определенной категории на основе общих и специальных процессуальных норм.

Порядок осуществления административного судопроизводства в общих судах первой инстанции регулируют два вида правовых норм:

  • 1) общие нормы, устанавливающие общие правила административного судопроизводства, обязательные для любой процедуры судебного разбирательства и разрешения любой категории административных дел (разд. III «Общие правила производства в суде первой инстанции» КАС РФ);
  • 2) специальные нормы, определяющие особенности видов отдельных производств и выделяемые в зависимости от специфики:
    • а) отдельных категорий административных дел (разд. IV «Особенности производства но отдельным категориям административных дел» КАС РФ) и
    • б) способа ведения судебного производства (разд. V «Упрощенное (письменное) производство по административным делам» КАС РФ).

Виды производств отражают дифференциацию процессуальной формы административного судопроизводства. Они образуются в результате разделения на законодательном уровне процессуального порядка рассмотрения и разрешения административных дел судом, исходя из особенностей: а) материального правоотношения, лежащего в основе такого дела; б) предмета судебной защиты и характера требований; в) способа судебной защиты; г) цели судебной деятельности. При выделении производства как вида процессуальной деятельности, направленного на разрешение определенной категории административных дел, может использоваться один из этих критериев или несколько из них одновременно.

Исходя из этого производство как элемент структуры административного судопроизводства представляет собой форму судебно-административного процесса по разрешению административных дел определенной категории на основе общих и специальных процессуальных норм.

Система особых производств, т.е. производств, отличающихся определенными особенностями и объединенных одним общим признаком, например спецификой судебной юрисдикции или целью судебной деятельности, можно обозначить как вид административного судопроизводства.

В современном отечественном праве системы производств, выделяемых в административном судопроизводстве в судах специализированной юрисдикции (арбитражном и военном) и судах общей юрисдикции, отличаются о п редел е н н ым с воеобраз и ем.

В арбитражном суде система производств по отдельным категориям споров в административном судопроизводстве имеет в своей основе модель, от использования которой в общих судах современный законодатель отказался. Согласно этой модели дела, возникающие из административно-правовых отношений, рассматриваются по общим правилам искового производства, предназначенным для разрешения гражданских споров в порядке гражданского судопроизводства, с изъятиями и дополнениями из этого общего порядка, установленными для административного судопроизводства. Эта модель исходит из преодоленных отечественным законодателем устаревших представлений об отсутствии спора о праве в делах, возникающих из административно-правовых отношений, и принципиальной невозможности административного иска.

Кроме того, система производств по отдельным категориям дел, возникающих из административно-правовых отношений, в арбитражных судах включает дела об административных правонарушениях в смысле ст. 2.1 КоАП РФ, которые в КАС РФ не относятся к предмету административного судопроизводства.

Система производств в рамках административного судопроизводства в арбитражных судах имеет следующий вид:

  • — производство по делам об оспаривании НПА федеральных органов исполнительной власти, отнесенных в соответствии с АПК РФ к компетенции Суда по интеллектуальным правам (ч. 1.1 ст. 29, гл. 23 АПК РФ);
  • — производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (гл. 24 АПК РФ);
  • — производство по делам о привлечении к административной ответственности (§ 1 гл. 25 АПК РФ);
  • — производство по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности (§2 гл. 25 АПК РФ);
  • — производство по делам о взыскании обязательных платежей и санкций (гл. 26 АПК РФ).

В военных судах административное судопроизводство осуществляется по спорам военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы, с органами военного управления и воинскими должностными лицами. Эти суды рассматривают также иные административные дела с участием военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы, в том числе дела об административных правонарушениях в смысле ст. 2.1 КоАП РФ (ст. 3, 7 Федерального конституционного закона от 23.06.1999 № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»). Кроме того, в связи с введением в действие КАС РФ специальным законом к компетенции военных судов был отнесен еще ряд административных дел.

Система производств в рамках административного судопроизводства в военных судах имеет следующий вид:

  • — производство по делам о защите прав и законных интересов военнослужащих от неправомерных действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;
  • — производство в Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ по делам об оспаривании НПА Правительства РФ, Министерства обороны РФ, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба и которые касаются прав военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы;
  • — производство по административным делам, связанным с государственной тайной;
  • — производство по административным исковым заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок;
  • — производство по делам об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими;
  • — производство по делам о совершении военнослужащими грубых дисциплинарных проступков.

В соответствии с КАС РФ в структуре административного судопроизводства в суде общей юрисдикции можно выделить два вида полных производств (ч. 2—3 ст. 1) и одно упрощенное (письменное) или ускоренное (гл. 33). В свою очередь, в рамках полного производства по делам о защите нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов граждан и организаций, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, можно выделить шесть видов особых производств (гл. 21—26).

В полном производстве по делам об обязательном судебном контроле за соблюдением прав и свобод при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (ч. 3 ст. 1) выделяются шесть особых производств (гл. 27—32). Целый ряд дел, рассматриваемых в рамках этих производств, ранее в ГПК РФ относился к такому виду гражданского судопроизводства, как производство по делам, возникающим из публично-правовых отношений, а также к делам так называемого особого производства (иодразд. IV ГПК РФ).

В гражданском процессуальном праве особое производство понимается в четырех основных значениях:

  • — правовой институт — совокупность процессуальных норм, регулирующих порядок осуществления правосудия но делам, в которых отсутствует спор о праве. Этот институт рассматривается как комплексный вторичный институт в рамках гражданского процессуального нрава;
  • — способ защиты охраняемых законом интересов — форма защиты юридического интереса лиц, связанная с установлением судом юридических фактов, при отсутствии спора о праве в делах особого производства возможно лишь непосредственное удовлетворение определенного интереса, а не права;
  • — деятельность суда — порядок отправления правосудия судом, заключающийся в установлении фактов, имеющих юридическое значение, и вынесении решения, констатирующего наличие или отсутствие факта;
  • — вид судопроизводства — осуществляемый в строгой процессуальной форме порядок рассмотрения и разрешения дел, в которых отсутствует спор о праве, характеризующийся специфическим действием ряда принципов процесса, особым субъектным составом участников, средством защиты права
  • (не иск, а заявление), способом защиты права (констатация факта), особым процессуальным порядком рассмотрения (изъятия и дополнения из общего искового производства) и направленный на защиту юридического интереса.

Принято считать, что в особом производстве отсутствуют стороны с противоположными интересами, так как нет необходимости защиты нарушенного или оспариваемого права. Отсутствие правового спора и сторон делает невозможным предъявление встречного иска, замену сторон, заключение мирового соглашения и т.д. Считается, что в этом нет и необходимости, так как целью особого производства является не защита нарушенных или оспариваемых прав, не разрешение спора между лицами, а установление юридических, доказательственных фактов, юридического состояния, правового статуса гражданина, решение других юридических вопросов, вне связи с разрешением спора о правоотношениях. Особое производство рассматривается как неисковое, одностороннее по своей юридической природе.

В КАС РФ законодатель включил в производство по делам об обязательном судебном контроле за соблюдением прав целый ряд дел, относимых ранее в ГПК РФ к делам особого производства, а также к производству по делам, возникающим из публично-правовых отношений. Наличие спора о праве в этих делах, как и в делах особого производства, господствующая доктрина не признавала. Включив эти дела в производство по делам об обязательном судебном контроле за соблюдением прав, законодатель не установил в КАС РФ для их рассмотрения и разрешения каких-либо изъятий из искового административного судопроизводства. Такой подход законодателя оправдан, поскольку сущность этого производства как судебного санкционирования состоит в разрешении судом спорного или потенциально спорного вопроса о применении мер принуждения и совершения действий, ограничивающих права и свободы человека.

В этом контексте система производств по отдельным категориям дел в рамках административного судопроизводства в судах общей юрисдикции может быть представлена следующим образом:

Каждый вид производства как форма судебно-административного процесса определяет специфику возбуждения дела, возможность использования отдельных средств защиты, сроки, особенности содержания выносимого итогового судебного акта и его исполнения и т.д. Он характеризуется определенными полномочиями суда, субъектами обращения в суд, предметом и пределами судебного рассмотрения, юридическими последствиями судебных решений и т.д.

http://studme.org/122833/pravo/otdelnye_vidy_administrativnogo_sudoproizvodstva_osuschestvlyaemye_sudom_obschey_yurisdiktsii

Изменение Кодекса административного судопроизводства РФ с 27 января 2020 года

Редакцию Кодекса административного судопроизводства РФ с 27.01.2020 изменил Федеральный закон от 27.12.2019 № 494-ФЗ, вступающий в силу спустя один месяц после официального опубликования. Установлен порядок подачи административных исков подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными лицами на получение компенсации в денежной форме за нарушение условий содержания под стражей, предусмотренных законодательством и международными договорами РФ.

Право на обращение в суд

Новой редакцией статьи 1 КАС РФ предусмотрено, что регулированию Кодексом в том числе подлежит подача административных исков о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении. Статьей 124 КАС РФ в новой редакции определено, что такие иски относятся к административным.

Порядок рассмотрения исков о компенсации за содержание под стражей

В Кодекс введена новая статья 227.1 КАС РФ «Особенности подачи и рассмотрения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении», в соответствии с которой:

Лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Поданное административное исковое заявление по таким основаниям должно содержать:

  • сведения, предусмотренные статьей 220 КАС РФ ;
  • требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении;
  • реквизиты банковского счета лица, подающего такое заявление, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.

Суд должен рассмотреть требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих. При этом суд должен установить:

  • имело ли место нарушение предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении;
  • характер и продолжительность нарушения;
  • все обстоятельства, при которых нарушение допущено;
  • последствия нарушения прав истца.

В мотивировочной части решения по такому административному иску суд указывает:

  • сведения об условиях содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, о характере и продолжительности нарушения, об обстоятельствах, при которых нарушение допущено, и о его последствиях;
  • обоснование размера компенсации и наименование органа (учреждения), допустившего нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении;
  • мотивы, по которым присуждается компенсация или по которым отказано в ее присуждении.

В резолютивной части должны быть указания на решение суда об отказе или присуждении выплаты компенсации, на ее размер и наименование органа, осуществляющего полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством РФ и представлявшего интересы Российской Федерации по делу о присуждении компенсации.

Административному истцу направляют копии решения суда в трехдневный срок со дня его принятия. Аналогично их должны получить административный ответчик и орган, на который, в соответствии с федеральным законом, возложены обязанности по исполнению судебных актов о присуждении компенсации.

На основании статьи 353 КАС РФ в новой редакции суд должен направить исполнительный лист по решению о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении вместе с копией соответствующего судебного акта в уполномоченный орган не позднее следующего дня после принятия решения суда в окончательной форме независимо от наличия ходатайства об этом взыскателя.

http://ppt.ru/news/143955

Статья 259. Решение суда по административному делу о присуждении компенсации

1. По результатам рассмотрения административного искового заявления о присуждении компенсации суд принимает решение, которое должно соответствовать установленным главой 15 настоящего Кодекса требованиям и дополнительно к требованиям, предусмотренным статьей 180 настоящего Кодекса, должно содержать:

1) в мотивировочной части:

а) сведения о судебных актах, принятых по делу, о предмете спора, наименования судов, рассматривавших дело, сведения об общей продолжительности судопроизводства по делу, общей продолжительности применения меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество в ходе уголовного судопроизводства или об общей продолжительности исполнения судебного акта;

б) обоснование размера компенсации и наименование органа, организации или должностного лица, на которых в соответствии с федеральным законом возложены обязанности по исполнению судебных актов о присуждении компенсации;

в) мотивы, по которым присуждается компенсация, или мотивы, по которым отказано в ее присуждении;

2) в резолютивной части:

а) в случае отказа в присуждении компенсации — указание на это;

б) в случае присуждения компенсации — указание на это и сведения о размере компенсации; наименование органа, организации или должностного лица, на которых в соответствии с федеральным законом возложены обязанности по исполнению судебных актов о присуждении компенсации;

в) указание на распределение судебных расходов.

2. Копии решения суда в трехдневный срок со дня принятия решения в окончательной форме направляются административному истцу, в орган, организацию или должностному лицу, на которых в соответствии с федеральным законом возложены обязанности по исполнению судебных актов о присуждении компенсации, а также заинтересованным лицам.

3. Решение суда по административному делу о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

http://kodeks-zakon.ru/kas/259-2/

Статья 260. Обжалование решения суда по административному делу о присуждении компенсации. Кодекс административного судопроизводства РФ

1. Решение Верховного Суда Российской Федерации по административному делу о присуждении компенсации может быть обжаловано в апелляционном и надзорном порядке.

2. Решение суда общей юрисдикции по административному делу о присуждении компенсации может быть обжаловано в апелляционном, кассационном и надзорном порядке.

3. Апелляционные жалоба, представление рассматриваются:

1) апелляционной инстанцией верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда — на решения соответственно верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, окружных (флотских) военных судов;

2) Апелляционной коллегией Верховного Суда Российской Федерации — на решения Верховного Суда Российской Федерации.

http://sudsovetnik.ru/%D0%BA%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D1%81%D1%8B/%D0%BA%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D1%81_%D0%B0%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D1%80%D1%84/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F_260

Путин подписал 480-страничный КАС с новеллой о судебном представительстве

Производство по делам о присуждении компенсации кас - картинка 5

Президент РФ Владимир Путин подписал 480-страничный Кодекс административного судопроизводства, который начнет действовать уже с осени этого года, а также законы, связанные с его введением в действие. Пакет этих документов размещен на портале официального опубликования правовых актов.

По информации Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству, КАС регулирует порядок административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении административных дел Верховным судом РФ и федеральными судами общей юрисдикции.

В порядке, установленном КАС, должны рассматриваться все категории дел, предусмотренные подразделом III раздела II Гражданского процессуального кодекса РФ, и некоторые разновидности дел, рассматриваемых в настоящее время в порядке искового, приказного или особого производства, а также новые категории административных дел. При этом устанавливается, что положения КАС не распространяются на производство по делам об административных правонарушениях, а также на производство по делам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ.

Для инициирования судебного разбирательства по предусмотренным КАС правилам необходимо будет обращаться в суд с административным исковым заявлением. Кодексом вводятся такие понятия, как «административный истец», «административный ответчик» и др.

По ряду административных дел кодексом введено упрощенное (письменное) производство. Его особенностью является рассмотрение и разрешение административного дела на основании письменных материалов, без проведения устного разбирательства и без составления протокола судебного заседания. По результатам рассмотрения административного дела в таком порядке предполагается вынесение мотивированного судебного решения. Данный порядок предусматривается также для рассмотрения частных жалоб в суде апелляционной инстанции.

Кодексом вводятся новые меры процессуального принуждения – ограничение выступления участника судебного разбирательства или лишение его слова, а также обязательство о явке. Кроме того, существенно повышает размеры судебных штрафов.

Некоторые нормы КАС заимствованы из Арбитражного процессуального кодекса РФ, например правила освобождения от доказывания обстоятельств, признанных сторонами, или положение, согласно которому можно приложить к административному исковому заявлению документы в электронной форме.

Кодексом предусмотрен перечень наиболее сложных административных дел, подлежащих коллегиальному рассмотрению судом первой инстанции. В этот перечень включены конкретные категории административных дел, а также административные дела, решение о коллегиальном рассмотрении которых принимает председатель суда или суд вышестоящей инстанции, отменивший решение суда первой инстанции.

Одна из новелл кодекса предусматривает обязательное ведение гражданами ряда административных дел с участием представителя. Обязательное представительство вводится для граждан, не имеющих высшего юридического образования, и только по административным делам, представляющим наибольшую сложность с точки зрения реализации гражданами своих процессуальных прав и обязанностей. Так, устанавливается, что при рассмотрении административных дел об оспаривании нормативных правовых актов в субфедеральном суде или в ВС РФ граждане, участвующие в деле и не имеющие высшего юридического образования, ведут дела через представителей.

Кодексом предусмотрено также, что в случае, если у административного ответчика, место жительства которого неизвестно, либо у административного ответчика, в отношении которого решается вопрос о госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, или о психиатрическом освидетельствовании в недобровольном порядке, нет представителя, а также в других предусмотренных федеральным законом случаях суд назначает в качестве представителя адвоката.

Сроки обращения в суд и большинство сроков рассмотрения и разрешения административных дел в КАС устанавливаются короче, чем соответствующие сроки по гражданским делам и зависят от вида предъявленного административного иска, например по административным делам, касающимся проведения публичных мероприятий. Кроме того, помимо исчисления сроков годами, месяцами или днями, кодекс допускает возможность исчисления их часами. Процессуальный срок, определяемый часами, оканчивается по истечении последнего часа установленного срока.

КАС вступит в силу с 15 сентября 2015 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки введения в действие. В связи с введением его в действие в соответствие с КАС приводятся 23 законодательных акта. Так, из Гражданского процессуального кодекса РФ исключаются нормы, регулирующие в настоящее время порядок рассмотрения административных дел и иных дел, возникающих из публичных правоотношений. Это касается, в частности, рассмотрения заявлений о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок.

С текстом Федерального закона от 8 марта 2015 года № 21-ФЗ «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации» можно ознакомиться здесь.

С текстом Федерального закона от 8 марта 2015 года № 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» можно ознакомиться здесь.

С текстом Федерального закона от 8 марта 2015 года № 23-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» можно ознакомиться здесь.

С текстом Федерального конституционного закона от 8 марта 2015 года № 1-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации» в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» можно ознакомиться здесь.

http://pravo.ru/news/view/116522/

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации. Статья 260. Обжалование решения суда по административному делу о присуждении компенсации

1. Решение Верховного Суда Российской Федерации по административному делу о присуждении компенсации может быть обжаловано в апелляционном и надзорном порядке.

2. Решение суда общей юрисдикции по административному делу о присуждении компенсации может быть обжаловано в апелляционном, кассационном и надзорном порядке.

3. Апелляционные жалоба, представление рассматриваются:

1) апелляционной инстанцией верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда — на решения соответственно верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, окружных (флотских) военных судов;

2) Апелляционной коллегией Верховного Суда Российской Федерации — на решения Верховного Суда Российской Федерации.

http://www.9111.ru/laws/kasrf/razdel_iv/glava_26/statia_260/

Статья 258 КАС РФ. Рассмотрение административного дела о присуждении компенсации (действующая редакция)

1. Суд рассматривает в судебном заседании административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по общим правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными настоящей главой.

2. Административный истец, орган, организация или должностное лицо, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов, и другие лица, участвующие в деле о присуждении компенсации, извещаются о времени и месте судебного заседания по этому делу.

3. При рассмотрении административного искового заявления о присуждении компенсации суд устанавливает факт нарушения права административного истца на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок исходя из доводов, изложенных в административном исковом заявлении, содержания принятых по делу судебных актов, из материалов дела и с учетом следующих обстоятельств:

1) правовая и фактическая сложность дела;

2) поведение административного истца и иных участников судебного процесса;

3) достаточность и эффективность действий суда или судьи, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела;

4) достаточность и эффективность осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов;

5) общая продолжительность судебного разбирательства по делу и неисполнения судебного акта.

4. При рассмотрении административного искового заявления о присуждении компенсации за нарушение права на уголовное судопроизводство в разумный срок суд устанавливает факт нарушения права административного истца на уголовное судопроизводство в разумный срок исходя из доводов, изложенных в административном исковом заявлении, содержания принятых по уголовному делу судебных актов, из материалов дела и с учетом следующих обстоятельств:

1) правовая и фактическая сложность дела;

2) поведение административного истца и иных участников уголовного процесса;

3) достаточность и эффективность действий суда, прокурора, руководителя следственного органа, следователя, начальника подразделения дознания, органа дознания, дознавателя, производимых в целях своевременного осуществления уголовного преследования или рассмотрения уголовного дела;

4) общая продолжительность уголовного судопроизводства или применения меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество в ходе уголовного судопроизводства.

Комментарий к ст. 258 КАС РФ

1. Комментируемая статья устанавливает ряд особенностей рассмотрения заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по сравнению с общими правилами административного судопроизводства.

В частности, заявление рассматривается по общим правилам, предусмотренным КАС, с учетом особенностей, установленных гл. 26 КАС и Законом о компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок.

2. Особенности рассмотрения дела о присуждении компенсации, предусмотренные вышеупомянутым Законом, заключаются в следующем:

1) компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы) (п. 2 ст. 1 Закона);

2) нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела или исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (п. 2 ст. 1 Закона);

3) присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц (п. 3 ст. 1 Закона);

4) присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не препятствует возмещению вреда в соответствии со ст. ст. 1069 — 1070 ГК РФ (п. 4 ст. 1 Закона);

5) присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок лишает заинтересованное лицо права на компенсацию морального вреда за указанные нарушения (п. 4 ст. 1 Закона);

6) органы, которые в соответствии с данным Законом уполномочены от имени Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования на исполнение решений суда, арбитражного суда о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, имеют право предъявить регрессное требование к органу или должностному лицу, по вине которого допущено такое нарушение (п. 6 ст. 1 Закона). Следовательно, соответствующее лицо может быть привлечено к процессу, и факты, установленные решением суда по делу, будут в дальнейшем иметь преюдициальное значение.

3. Особенности рассмотрения дела, предусмотренные ст. 258 КАС, заключаются в следующем:

1) суд извещает о времени и месте судебного заседания административного истца, орган, организацию или должностное лицо, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта. Закон не указывает, что в суд должен быть вызван орган или должностное лицо, на которых возложены обязанности по осуществлению судопроизводства в разумный срок, т.е. судьи, рассматривавшие соответствующее дело и нарушившие право заявителя на судопроизводство в разумный срок.

Также в ч. 2 комментируемой статьи указывается, что о времени и месте судебного заседания извещаются другие лица, участвующие в деле, без указания на то, кто конкретно может быть отнесен к таковым по делам о присуждении компенсации. Здесь следует руководствоваться положениями ст. 27 КАС;

2) рассматривая дело о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, суд устанавливает юридический факт нарушения соответствующего права заявителя. В Законе указано, что судья, решая данный вопрос, руководствуется, определяя предмет доказывания по делу, следующим:

а) доводами, изложенными в административном исковом заявлении;

б) содержанием принятых по делу судебных актов;

в) материалами дела;

г) правовой и фактической сложностью дела. Очевидно, что речь идет об оценочном понятии, обусловленном конкретными обстоятельствами дела;

д) поведением административного истца и других участников судебного процесса. Исходя из сущности комментируемой категории дел поведение административного истца должно отвечать требованиям разумности и характеризоваться отсутствием какой бы то ни было возможности квалификации его действий как злоупотребления правом. Поведение других участников судебного или уголовного процесса — непосредственно суда, прокурора, руководителя следственного органа, следователя, начальника подразделения дознания, органа дознания, дознавателя, взаимодействующих в целях своевременного осуществления уголовного преследования или рассмотрения уголовного дела, а также органа, организации или должностного лица, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, напротив, может дифференцироваться от того, что можно квалифицировать как надлежащее выполнение своих процессуальных обязанностей, до таких действий или бездействия, в которых усматривается злоупотребление правом;

е) достаточностью и эффективностью действий суда или судьи, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела; достаточностью и эффективностью действий суда, прокурора, руководителя следственного органа, следователя, начальника подразделения дознания, органа дознания, дознавателя, производимых в целях своевременного осуществления уголовного преследования или рассмотрения уголовного дела. Указанный критерий недостаточно конкретизирован, что может вызвать определенные сложности на практике. Так, в зависимости от конкретного дела реальным критерием эффективности действий судьи может выступать надлежащее выполнение установленных законом и требуемых в конкретной ситуации процессуальных действий в рамках определенных процессуальных сроков. В противном случае, когда не соблюдаются процессуальные сроки, многие действия судьи могут быть с учетом комментируемого положения квалифицированы как недостаточные или неэффективные. Иначе говоря, если бы действия судьи или иных вышеуказанных лиц (применительно к уголовному процессу) были бы достаточными и эффективными, то дело о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок не рассматривалось бы в компетентном суде;

ж) достаточностью и эффективностью осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта. Данный критерий еще более размыт, поскольку, исходя в целом из неэффективности российской системы исполнительного производства, в подавляющем большинстве случаев можно говорить о недостаточности и неэффективности подобных действий. Представляется, что введение на уровне закона хотя бы некоторых критериев, по которым можно было бы судить о качестве исполнительных и иных действий в рамках исполнительного производства, — достаточности и эффективности осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий — явилось бы важной вехой на пути развития процессуального законодательства и законодательства об исполнительном производстве;

з) общей продолжительностью судопроизводства по делу и неисполнения судебного акта; общей продолжительностью уголовного судопроизводства или применения меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество в ходе уголовного судопроизводства. Здесь речь следует вести об общем сроке рассмотрения дела (применении вышеуказанной меры процессуального принуждения), в котором заявитель по требованию о компенсации за нарушение соответствующих прав в рамках комментируемой главы является лицом, участвующим в деле. Кроме того, целесообразно учитывать (и указывать) именно те сроки, нарушение которых соответствующей судебной инстанцией позволяет административному истцу говорить о нарушении права на судопроизводство в разумный срок. Применительно к общей продолжительности исполнительного производства учитывается срок с момента возбуждения исполнительного производства и до момента прекращения (окончания) исполнительного производства либо до момента обращения в суд с требованием о компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

http://mo-kurah.ru/kodeks/kas_Statya_258_KAS_RF.html

Литература

  1. Омельченко, О. История политических и правовых учений. История учений о государстве и праве; М.: Эксмо, 2011. — 576 c.
  2. Малахов, В. П. Теория государства и права / В.П. Малахов, И.А. Горшенева, А.А. Иванов. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2009. — 160 c.
  3. Додонов Большой юридический словарь / Додонов, В.Н. и. — М.: ИНФРА-М, 2013. — 790 c.
  4. Краткий курс по теории государства и права. Учебное пособие. — М.: Окей-книга, Рипол Классик, 2016. — 144 c.
  5. Баскакова, М. А. Толковый юридический словарь бизнесмена (англо-русский, русско-английский) / М.А. Баскакова. — М.: Контракт, 2007. — 560 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях