WordPress

Социальные гарантии и компенсации гражданам потерявшим работу

Социальные гарантии и компенсации гражданам потерявшим работу - картинка 1

Социальные гарантии и компенсации гражданам, потерявшим работу.

Социальные гарантии — это материальные условия, которые в данный период государство, общество может обеспечить граж­данину при потере им работы и безработице.

Международные нормы права устанавливают обеспечение гражданам и в этот период достаточный жизненный уровень. Так, Международный пакт ООН «Об экономических, социаль­ных и культурных правах» 1966 г. (Международное право в доку­ментах. М., 1982. С. 308—317) предусматривает, что каждый че­ловек имеет право на труд, включающее его право на получение возможности зарабатывать на жизнь трудом, а государства долж­ны принимать меры в целях полного осуществления этого права (ст. 2). Эту формулировку права на труд следовало бы закрепить в Конституции России, поскольку в ст. 37 уже предусматривает­ся реализация права на труд в безопасных условиях, т. е. охрана

труда. В ст. 11 указанного Пакта закреплено, что государство признает право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включая достаточное питание, одежду и жили­ще, и на непрерывное улучшение жизни. Поэтому при потере работы, безработице государство обязано осуществлять соответ­ствующую социальную помощь таким лицам в виде социальных гарантий. Уровень этих гарантий зависит от возможностей стра­ны на данном этапе ее развития.

Закон РФ «О занятости населения» предусматривает следую­щие виды социальных гарантий таким гражданам:

— пособие по безработице;

— выплату стипендии при прохождении по направлению службы занятости профессиональной подготовки, переподготов­ки или повышения квалификации;

— возможность участия в оплачиваемых общественных ра­ботах с сохранением получения пособия по безработице;

— компенсацию затрат по переезду на предлагаемую работу в другую местность;

— компенсацию и гарантии выплаты высвобождаемым ра­ботникам до трех месячных средних заработков в соответствии со ст. 178 и 180 (ч. 3) Трудового кодекса;

— оплату в период безработицы пособия по временной нетру­доспособности, в том числе пособия по беременности и родам;

— оказание материальной помощи членам семьи безработ­ного (путевки в санатории, детские лагери и т. д.), а также без­работным, потерявшим право на пособие по безработице в cwf-зи с истечением срока его выплаты;

— досрочный (за два года) переход на пенсию по возрасту.

Различные дополнительные социальные гарантии и помощь при потере работы могут быть предусмотрены коллективными договорами и социально-партнерскими отношениями.

Пособие по безработице имеют право получать лица, зареги­стрированные органами занятости как безработные (включая инвалидов III группы), уволенные по любым основаниям или впервые ищущие работу. Решение о выплате пособия принима­ется одновременно с регистрацией безработного.

Размер пособия устанавливается в процентах к последнему за­работку (окладу содержания) за три месяца:

75% за первые три месяца безработицы;

60% следующие четыре месяца;

40% начиная с восьмого, но не ниже минимальной оплаты труда и не выше среднего заработка по региону (области, краю).

Размер пособия, выплачиваемого инвалидам III группы, ра­вен минимальной оплате труда. Размер пособия по безработице

увеличивается на 10% на каждого нетрудоспособного иждивенца безработного, но не более размера его среднего заработка на всех иждивенцев. Из этого пособия могут удерживаться только суммы по решению или приговору суда.

Срок выплаты пособия — до трудоустройства гражданина, но не более 12 месяцев. Местные органы власти за счет своих бюд­жетов могут устанавливать более длительные сроки выплаты по­собия или продлевать установленные законом при определенных случаях. Срок выплаты может быть продлен сверх 12 месяцев гражданам предпенсионного возраста в зависимости от того, на­сколько у них общий трудовой стаж превышает требуемый для пенсии по старости (за каждый год превышения — 2 недели, но весь дополнительный срок выплаты для этих лиц не должен превышать двух лет).

Выплата пособия может быть отложена на срок до трех меся­цев в следующих случаях: при увольнении по вине работника;

при отказе безработного от двух вариантов подходящей работы;

длительного (более месяца) отсутствия без уведомления органа занятости. Выплата пособия может быть приостановлена до двух месяцев в двух случаях: трудоустройства безработного на времен­ную работу или с неполным рабочим временем без уведомления об этом органа занятости; нарушения безработным правил реги­страции и перерегистрации каждые две недели. Срок отложения выплаты засчитывается в общий срок выплаты пособия.

Стипендия за время профподготовки, переподготовки, повыше­ния квалификации по направлению органа занятости выплачивает­ся в размере:

— 75% среднего заработка по последнему месту работы, но не ниже минимальной оплаты и не выше средней по регио­ну — тем, у кого трудовой стаж не менее года;

— со стажем менее года или не имеющим его — в размере стипендии соответствующего учебного заведения;

http://poisk-ru.ru/s30785t6.html

Социальные гарантии и компенсации гражданам, потерявшим работу, высвобожденным с предприятий, впервые ищущим работу

Социальными гарантиями называются те материальные условия, которые государство, общество может обеспечить гражданину при потере им работы и безработице.

Правовой статус безработного России — это его правовое положение по Закону РФ «О занятости населения в Российской Федерации». В содержание правового статуса безработного входят:

1) официальная регистрация органом службы занятости данного лица в качестве безработного, т.е. его правосубъектность;

2) основные (статутные) его права и обязанности как безработного. Это право на подыскание органом службы занятости подходящей работы, право направления на общественные оплачиваемые работы, право на пособие по безработице, право на направление его в необходимых случаях на повышение квалификации, переквалификацию с выплатой стипендии и др. Обязанность безработного — систематически в установленные сроки проходить перерегистрацию;

3) основные гарантии указанных статутных трудовых прав безработного.

Закон РФ «О занятости в Российской Федерации» предусмотрел следующие права и гарантии, определяющие правовой статус безработногопосмотреть в самом законе о занятости:

Дополнительные социальные права и гарантии и помощь при потере работы могут быть предусмотрены коллективными договорами и социально-партнерскими соглашениями.

Пособие по безработице имеют право получать граждане, зарегистрированные органом службы занятости как безработные, уволенные по любым основаниям, и впервые ищущие работу. Решение о выплате пособия принимается одновременно с решением органа службы занятости о признании гражданина безработным, т.е. на третьем этапе регистрации.

Пособие выплачивается безработному до его трудоустройства, но не более 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев, за исключением случаев, предусмотренных законом. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать и более длительные сроки выплаты пособий по безработице или предусматривать продление сроков выплаты при определенных условиях в рамках утвержденных целевых программ за счет средств соответствующих бюджетов. Срок выплаты продлевается сверх 12 месяцев гражданам со стажем, дающим право на пенсию по старости, на две недели за каждый год работы, превышающий требуемый стаж. В этих случаях общий период выплаты пособия по безработице не может превышать 24 календарных месяцев (два года) в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.

Безработным гражданам, имеющим достаточный трудовой стаж для полной пенсии по старости (включая льготные условия), не имевшим в течение пяти лет до того перерыва в работе более 12 месяцев, по предложению органа службы занятости пенсия с их согласия оформляется досрочно, но не более чем за два года до установленного возраста выхода на пенсию.

Таким образом, безработный предпенсионного возраста с большим трудовым стажем может получать два года пособие по безработице, а затем досрочно на два года раньше пенсионного возраста получать пенсию по старости. Это большая социальная гарантия безработным предпенсионного возраста.

В соответствии с Законом о занятости предусмотрен иной порядок определения размера пособия по безработице отдельным категориям безработных граждан (см. ст. 34).

Гражданам, завершившим профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органа службы занятости, пособие по безработице устанавливается в соответствии со ст. 30 Закона о занятости.

Из пособия могут производиться удержания по приговору суда или по решению суда: алименты, возмещение вреда и др.

Пособие выплачивается не реже двух раз в месяц при условии прохождения безработным в установленные сроки перерегистрации.

Орган службы занятости в определенных законом случаях может приостановить или прекратить выплату пособия или сократить его размер.

Так, выплата пособия по безработице прекращается в случаях:

1) трудоустройства безработного или признания гражданина занятым;

2) прохождения безработным профподготовки, переподготовки или повышения квалификации по направлению органа службы занятости с выплатой стипендии;

3) истечения срока его выплаты;

4) получения пособия или попытки его получения обманным путем;

5) осуждения безработного по приговору суда к лишению свободы или к исправительным работам;

6) назначения безработному пенсии по старости или за выслугу лет;

7) длительной (более месяца) неявки безработного в орган службы занятости без уважительных причин;

8) переезда безработного в другую местность;

9) отхода от посредничества органов службы занятости (по личному письменному заявлению гражданина);

10) смерти безработного.

Выплата пособия может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случаях: отказа

Размер пособия по безработице может быть сокращен на 25% на срок до одного месяца в случаях:

1) неявки без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве к работодателю в течение трех дней со дня направления органа службы занятости;

2) отказа без уважительных причин явиться в орган службы занятости для получения направления на работу (учебу).

Указанные меры дисциплинируют безработных.

О решении о прекращении, приостановлении или сокращении размера выплаты пособия по безработице орган службы занятости должен уведомить безработного.

Выплата пособия по безработице не производится в периоды: отпуска по беременности и родам; выезда безработного в связи с обучением в вечерних и заочных учреждениях профобразования; призыва на военные сборы; привлечения к исполнению государственных обязанностей. Эти периоды продлевают время выплаты пособия, так как они в него не засчитываются.

Выплата стипендии в период профподготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органа службы занятости производится в следующих размерах:

уволенным в течение 12 месяцев до начала безработицы и имеющим в этот период полновременную работу не менее 26 календарных недель — 75% их среднемесячного заработка за последние три месяца по последнему месту работы, но не выше величины прожиточного минимума, исчисленного на территории данного субъекта Федерации;

впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу обучения, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель — в размере стипендии, установленной государством для образовательных учреждений соответствующего профиля, но не ниже размера пособия по безработице, предусмотренного для этой категории граждан. При этом гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях, стипендия, установленная в размере не выше 100 руб., увеличивается на размер районного коэффициента;

утратившим способность к выполнению прежней работы вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания — за счет средств соответствующих организаций в размере 100% среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, но не выше величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Федерации в установленном порядке, и не ниже 30% величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Федерации в установленном порядке. При этом минимальный размер стипендии не должен быть ниже 100 руб.

Размер стипендии может быть уменьшен на 25% сроком на один месяц, или выплата ее может быть приостановлена на срок до одного месяца в случае неуспеваемости или нерегулярного посещения занятий без уважительной причины.

Организация общественных работ. Органы исполнительной власти субъектов Федерации, орган местного самоуправления по предложению и при участии органов службы занятости организуют в целях обеспечения временной занятости населения проведение общественных работ в организациях, находящихся в их собственности, и по договорам — в других организациях.

Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.

Орган службы занятости направляет безработного по его желанию на общественные оплачиваемые работы, а соответствующая организация заключает с ним срочный трудовой договор, который может быть им расторгнут досрочно при устройстве на постоянную или временную работу. К заработку на оплачиваемых общественных работах сохраняется пособие по безработице, кроме уволенных за виновные действия более одного раза в течение года, предшествовавшего началу безработицы, или возобновляющих трудовую деятельность после перерыва более одного года, или бывших до того предпринимателями, а также отчисленных за виновные действия обучающихся по направлению органа службы занятости. При этом преимущественное право направления на общественные работы имеют безработные граждане, не получающие пособия по безработице, безработные граждане, состоящие на учете в органе службы занятости свыше шести месяцев.

Компенсация безработному затрат по переезду на работу по предложению органа службы занятости в другую местность производится в соответствии с трудовым законодательством как компенсационные выплаты по переезду на работу в другую местность.

Компенсации и гарантийные выплаты. В соответствии со ст. 178 ТК РФ работникам, высвобождаемым из организаций при расторжении трудового договора в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата:

1) выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка;

2) сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения с зачетом выплаты выходного пособия;

3) сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства (в порядке исключения) и в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если работник заблаговременно (в двухнедельный срок после увольнения) обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Материальная и иная помощь семьям безработных, а также гражданам, потерявшим по истечении срока выплаты право на пособие по безработице, может оказываться в виде дотаций за пользование жильем, коммунальными услугами, общественным транспортом, услугами здравоохранения и общественного питания. Порядок и условия оказания такой помощи безработным определяются законодательством Российской Федерации и ее субъектов, решениями органов местного самоуправления, а также коллективными договорами и соглашениями.

http://megalektsii.ru/s13652t1.html

Социальные гарантии и компенсации гражданам потерявшим работу

Социальные гарантии и компенсации гражданам потерявшим работу - картинка 4

Социальные гарантии и компенсации гражданам потерявшим работу - картинка 5Социальные гарантии и компенсации гражданам потерявшим работу - картинка 6Социальные гарантии и компенсации гражданам потерявшим работу - картинка 7Социальные гарантии и компенсации гражданам потерявшим работу - картинка 8

Социальные гарантии и компенсации гражданам потерявшим работу - картинка 9

Деятельность органов государственной службы занятости

Система государственного регулирования занятости.

Лекция 8. Государственное регулирование рынка труда и занятости

1. Система регулирования занятости посредством корректировки механизмов государственного воздействия и саморегулирования призвана обеспечить условия для воспроизводства рабочей силы и рабочих мест, их первичного соединения и повторного воссоединения. Формирование такой системы в период перехода к рыночной экономике осложняется в связи с различиями воспроизводственного процесса у рабочей силы (цикл воспроизводства, который исходит из демографической базы, то есть связан с циклом воспроизводства населения) и у рабочих мест (цикл воспроизводства, который зависит от экономических и организационно-технических факторов). Этим определяются различия в условиях и факторах движения рабочей силы и рабочих мест.

Регулирование занятости заключается в мерах по поддержанию нормального соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Соотношение это должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных работниках, не должно приводить к необоснованному росту заработной платы и резкому снижению занятости Все меры в области регулирования занятости должны быть направлены на поддержание естественного уровня безработицы.

Регулирующая функция государства состоит в том, чтобы максимально сблизить спрос на наемную рабочую силу (со стороны работодателей) и предложения трудоспособного населения. Причем сближение и сбалансированность необходимо обеспечить не только по количеству и качественной структуре, но и во времени и пространстве, на макроуровне и на микроуровне. В силу регулирования занятости объектом микроуровня является предприятие, как первичное звено экономики, и город (населенный пункт), как первичное звено территории, жители которого характеризуются общностью интересов в реализации права каждого из них на трудовую деятельность.

Исходным пунктом правительственной стратегии занятости должен стать принцип предотвращения безработицы, а не принцип борьбы с безработицей.

Функция регулирования занятости, будучи частью формирующейся системы регулирования социально-экономическими процессами в обществе, объективно требует комплексного подхода при разработке и реализации мер по созданию условий, обеспечивающих согласованное движение рабочей силы и рабочих мест как на уровне основного звена экономики и первичного звена территорий, так и на общероссийском уровне. Комплексный подход может быть обеспечен на основе взаимодействия органов исполнительной власти, в той или иной степени (непосредственно либо опосредовано) участвующих в выработке и реализации государственной политики занятости.

Для решения проблем занятости государство должно прогнозировать ситуацию на рынке труда, находить и поддерживать, либо формировать «точки роста» в экономике, проводить соответствующую структурную, региональную и инвестиционную политику, регулировать внешнеэкономические связи, способствовать адаптации работников к требованиям рынка труда. Следует также учитывать, что возможности государства в области создания новых рабочих мест меньше возможностей частного капитала. Это, однако, не снижает роли государства как гаранта занятости, оно должно стимулировать активность предпринимателей. В то же время государству необходимо ограничивать определенными рамками их поведение на рынке труда, обеспечивая защиту социально уязвимых групп населения и регулируя в сложных ситуациях высвобождение рабочей силы.

Для обеспечения экономического роста, сопровождаемого увеличением занятости требуется: появление рыночно ориентированного, защищенного государством и социально ответственного собственника производственных и финансовых ресурсов, поощрение его предпринимательской активности; привлечение внутренних и иностранных инвестиций; обеспечение условий для материальной заинтересованности работников, развития их потребностей, расширения инфраструктуры для их удовлетворения, а также соответствия профессионального уровня трудящихся уровню материально-технической базы.

Реализация этих требований возможна лишь на основе использования развитого рыночного хозяйственного механизма в сочетании с государственным регулированием.

Для обеспечения занятости населения велико значение сферы услуг. Однако до сих пор развивается преимущественно одно посредничество, а не производственные услуги. Происходит это из-за отсутствия действенной системы поддержки малого бизнеса, падения платежеспособного спроса населения, отсутствия необходимых навыков, ограниченности возможностей получения соответствующих профессий.

2. Деятельность органов государственной службы занятости

Правительственная программа содействия занятости населения должна опираться на государственную политику занятости. Согласно российскому закону о занятости, ее главная цель заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путем обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых граждан, сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.

Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральная, территориальные и местные (городские, районные) программы.

В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в российском обществе должен стать принцип достижения и поддержания эффективной занятости, допускающий безработицу в социально приемлемых пределах. Реализации этого принципа может способствовать оптимальное сочетание экономической эффективности и социальных результатов, которое будет различным в российских регионах, отличающихся своим экономическим потенциалом, структурой хозяйства, ресурсообеспеченностью и т.д.

Стабилизация и последующий рост производства должны стать отправным пунктом реализации стратегии занятости для достижения и поддержания эффективной занятости при социально допустимом уровне безработицы. Его надо определять по двум критериям:

финансовому, в соответствии с которым средства внебюджетного государственного фонда занятости вместе с целевыми ассигнованиями из бюджетной системы (федерального и региональных уровней) обеспечивают финансирование программ содействия занятости;

социальному, в соответствии с которым общество устанавливает порог естественного уровня безработицы (складывающегося за счет ее структурной и фрикционной форм), непревышение которого должно стать целью государственной политики занятости, реализуемой федеральными и региональными органами управления.

Главным направлением государственной политики в социально-трудовой сфере является формирование эффективной системы создания и сохранения рабочих мест, сохранения кадрового потенциала в сочетании с опережающими мерами по предотвращению роста безработицы.

Реализуемая политика занятости становится активной тогда, когда средства Государственного фонда занятости населения (ГФЗН) используются в полной мере, а в структуре расходов преобладают финансирование затрат на сохранение рабочих мест и создание дополнительных, предоставление субсидий для организации собственного дела, покрытие затрат на профессиональное обучение, переподготовку и профориентацию и др.

3. Государство обеспечивает безработным следующие виды гарантий и компенсаций:
· выплату в установленном порядке пособия по безработице;
· оказание в некоторых случаях материальной помощи безработному и членам его семьи;
· выплату стипендий в период профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки;
· возмещение расходов и получение иных компенсаций в связи с переездом в другую местность на новое место жительства и работы по направлению Государственной службы занятости;
· возможность участия в оплачиваемых общественных работах;
· оплату в период безработицы пособия по временной нетрудоспособности.

Правом на получение пособия по безработице обладают безработные, не получающие пенсий, пособий (за исключением пособий семьям, воспитывающим детей) либо компенсаций за ущерб, нанесенный здоровью увечьем или иным повреждением, связанным с выполнением трудовых обязанностей, в размере, превышающем размер пособия по безработице, установленный законодательством о занятости.
Решение о назначении пособий по безработице либо отказе в их назначении принимается Государственной службой занятости в течение 10 дней с момента регистрации безработного.
Выплата пособий по безработице производится со дня регистрации безработного в центре занятости и сохраняется в период выполнения безработным временной работы, о которой он обязан уведомить центр занятости, а также во время выполнения оплачиваемой общественной работы по направлению центра занятости.

Пособие по безработице выплачивается в следующих размерах:

· за первые 13 календарных недель в размере 70% и за последующие 13 календарных недель — 50% средней заработной платы (дохода) по последнему месту работы, но не ниже минимальной заработной платы и не выше удвоенной ее величины в случае, если безработный в течение 12 календарных месяцев, предшествовавших началу безработицы, имел оплачиваемую работу (доход) не менее 12 календарных недель;
· за первые 13 календарных недель в размере 100% и за последующие 13 календарных недель — 75% минимальной заработной платы безработным, которые в течение 12 месяцев, предшествующих началу безработицы, имели оплачиваемую работу (доход) менее 12 календарных недель, а также ищущие работу после длительного (более 1 года) перерыва при наличии у них общего трудового стажа не менее 1 года и при условии, что их трудоустройство не требует профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки;
· за первые 13 календарных недель в размере 85% и за последующие 13 календарных недель — 70% минимальной заработной платы безработным, впервые ищущим работу, а также ищущим работу после длительного перерыва при наличии у них общего трудового стажа менее 1 года и если их трудоустройство невозможно без профессиональной подготовки.

http://studopedia.ru/3_75196_sotsialnie-garantii-i-kompensatsii-grazhdanam-poteryavshim-rabotu.html

СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ БЕЗРАБОТНЫМ

Виды социальных гарантий

Социальными гарантиями называются те материальные условия, которые государство, общество может обеспечить гражданину при потере им работы и безработице.

Уровень этих социальных гарантий зависит от возможностей страны на данном этапе развития.

Согласно Международному пакту ООН об экономических, социальных и культурных правах, каждый человек имеет право на труд, включающее его право на получение возможности зарабатывать на жизнь трудом, а государство должно принимать меры в целях полного осуществления этого права. Государство признает право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включая достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Поэтому при безработице (потере работы) государство берет на себя обязанность осуществлять соответствующую социальную помощь.

Закон РФ «О занятости в Российской Федерации» предусмотрел следующие права и гарантии, определяющие правовой статус безработного:

-гарантии и компенсации работникам, высвобождаемым из организации, предоставляемые согласно ст. 180, 181 ТК;

-выплату пособий зарегистрированным безработным в установленном порядке;

-выплату стипендий в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации по направлению органов службы занятости;

-возможность участия в оплачиваемых общественных работах, организуемых местными органами самоуправления;

-компенсацию затрат по переезду в другую местность на новую работу по предложению органа службы занятости;

-выплату в период безработицы пособия по временной нетрудоспособности в размере причитающегося пособия по безработице;

-оказание материальной помощи членам семьи безработного, находящимся на его иждивении, а также гражданам, потерявшим право на пособие по безработице в связи с истечением срока его выплаты.

Закон о занятости не относит материальную помощь безработным к гарантиям социальной поддержки, а именно в ст. 28 «Гарантии социальной поддержки безработных» о ней ничего не говорится. Наверняка это обусловлено тем, что оказание материальной и иной помощи безработным осуществляется по усмотрению службы занятости, это не обязательная выплата.

Пособие по безработице

Пособие по безработице — гарантированная государством материальная поддержка безработных в форме периодических выплат. Выплата пособия по безработице осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Пособие по безработице имеют право получать граждане, зарегистрированные органом службы занятости как безработные, уволенные по любым основаниям, и впервые ищущие работу. Решение о выплате пособия принимается одновременно с решением органа службы занятости о признании гражданина безработным, т. е. на третьем этапе регистрации.

Пособие выплачивается безработному до его трудоустройства, но не более 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев, за исключением случаев, предусмотренных законом. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать и более длительные сроки выплаты пособий по безработице или предусматривать продление сроков выплаты при определенных условиях в рамках утвержденных целевых программ за счет средств соответствующих бюджетов. Срок выплаты продлевается сверх 12 месяцев гражданам со стажем, дающим право на пенсию по старости, на две недели за каждый год работы, превышающий требуемый стаж. В этих случаях общий период выплаты пособия по безработице не может превышать 24 календарных месяцев (два года) в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.

Безработным гражданам, имеющим достаточный трудовой стаж для полной пенсии по старости (включая льготные условия), не имевшим в течение пяти лет до того перерыва в работе более 12 месяцев, по предложению органа службы занятости пенсия с их согласия оформляется досрочно, но не более чем за два года до установленного возраста выхода на пенсию.

Таким образом, безработный предпенсионного возраста с большим трудовым стажем может получать два года пособие по безработице, а затем досрочно на два года раньше пенсионного возраста получать пенсию по старости. Это большая социальная гарантия безработным предпенсионного возраста.

Законом предусматривается увеличение размера пособия по безработице для следующих категорий безработных граждан:

К первой категории относятся граждане, у которых на содержании находятся другие лица. При этом размер пособия по безработице увеличивается на 10 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, но не менее чем 50 рублей на каждого из указанных лиц. При этом максимальный размер доплат не может превышать 30 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. В случае, если оба родителя являются безработными, увеличение размера пособия на лиц, находящихся на их содержании, производится каждому из родителей.

К числу лиц, находящихся на содержании безработного, могут относиться дети, отец, мать, супруг, братья, сестры, внуки, не имеющие трудоспособных родителей, дед и бабушка при отсутствии лиц, которые по закону обязаны их содержать. При этом перечисленных выше членов семьи можно считать находящимися на иждивении гражданина, если они находятся на его полном содержании или получают от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию.

Дети считаются находящимися на иждивении обоих родителей независимо от того, какую оплату труда получает каждый из них. Это значит, что надбавка на ребенка назначается к пособию любого из родителей, признанного безработным, даже если его заработок был меньше, чем у того супруга, что продолжает работать.

Ко второй категории относятся граждане, Проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях. В указанных случаях размер пособия устанавливается с учетом действующего в данной местности районного коэффициента. При этом гражданам, уволенным из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей), средняя заработная плата для начисления пособия по безработице рассчитывается с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в таких районах и местностях.

И, наконец, третья категория граждан, к которой относятся граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф и признанным в установленном порядке безработными, к пособию по безработице выплачивается дополнительное пособие:

— постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально — экономическим статусом при условии постоянного проживания на территории зоны до 1 января 1991 года — в размере 10 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, но не ниже 50 рублей;

— постоянно проживающим на территории зоны проживания с правом на отселение — в размере 20 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, но не ниже 100 рублей;

— постоянно проживающим в зоне отселения до их переселения в другие районы — в размере 40 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, но не менее 200 рублей.

С пособий по безработице производятся все виды удержаний (алименты, возмещение причиненного ущерба, обратное взыскание с работника денежных сумм, полученных на основании судебного решения) в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве.

Гражданам, признанным в установленном порядке безработными, завершившим профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку по направлению органов службы занятости, но не трудоустроенных по окончании обучения, в соответствии с п. 2 ст. 34 Закона о занятости, пособие по безработице выплачивается в следующих размерах:

— гражданам, уволенным из организаций по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей) в первые три месяца безработицы — в размере 75 процентов от их среднемесячного заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, в следующие четыре месяца — в размере 60 процентов, в дальнейшем — в размере 45 процентов, но во всех случаях не выше величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, и не ниже 20 процентов величины указанного прожиточного минимума. При этом размер пособия по безработице не должен быть ниже 100 рублей;

— гражданам, уволенным из организаций по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, но не имевшим в этот период 26 календарных недель оплачиваемой работы, впервые ищущим работу (ранее не работавшим), не имеющим профессии (специальности), а также стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва — в размере 20 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, но не ниже 100 рублей.

Основным условием выплаты пособия по безработице является признание гражданина безработным. Решение о назначении пособия по безработице принимается органами службы занятости одновременно с решением о признании гражданина безработным в порядке, определенном статьей 3 Закона о занятости.

Гражданам, признанным в установленном порядке безработными, пособие по безработице начисляется с первого дня признания их безработными.

Продолжительность выплаты пособия в каждом периоде безработицы не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев, за исключением случаев, предусмотренных Законом о занятости. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать и более продолжительные сроки выплаты пособий или предусматривать условия продления их выплаты за счет средств соответствующих бюджетов.

Для граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, уволенных за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также граждан, направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия, продолжительность выплаты пособия по безработице в каждом периоде безработицы не может превышать 6 месяцев в суммарном исчислении в течение 12 календарных месяцев. При этом максимальная продолжительность выплаты пособия для этих категорий граждан не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев.

В случае непредоставления оплачиваемой подходящей работы по истечении 18 календарных месяцев безработицы безработный имеет право на повторное получение пособия по безработице в размере 20 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, но не ниже 100 рублей, если иное не предусмотрено Законом о занятости.

Продолжительность выплаты пособия по безработице гражданину за счет средств федерального бюджета не может превышать 24 календарных месяца в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.

Установленная Законом о занятости продолжительность периода выплаты пособия по безработице может быть продлена для граждан, общий трудовой стаж которых в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации дает им право на пенсию по старости (по возрасту), включая пенсии на льготных условиях, но которые не достигли пенсионного возраста. В этом случае установленный период выплаты пособия по безработице увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две календарные недели за каждый год работы, превышающий требуемый стаж. Общий период выплаты пособия по безработице не может превышать 24 календарных месяцев в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.

http://studbooks.net/1046794/pravo/sotsialnye_garantii_kompensatsii_bezrabotnym

Социальные гарантии и компенсации граждан при утрате работы.

Социальные гарантии – это материальные условия, которые в данный период государство, общество может обеспечить гражданину при потере им работы и безработице.

Закон РФ «О занятости населения» предусматривает следующие виды социальных гарантий таким гражданам:

– пособие по безработице;

– выплату стипендии при прохождении по направлению службы занятости профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации;

– возможность участия в оплачиваемых общественных работах с сохранением получения пособия по безработице;

Пособие по безработице имеют право получать лица, зарегистрированные органами занятости как безработные (включая инвалидов III группы), уволенные по любым основаниям или впервые ищущие работу. Решение о выплате пособия принимается одновременно с регистрацией безработного. Размер пособия устанавливается в процентах к последнему заработку (окладу содержания) за три месяца:

75% за первые три месяца безработицы;

60% следующие четыре месяца;

40% начиная с восьмого, но не ниже минимальной оплаты труда и не выше среднего заработка по региону (области, краю).

Размер пособия, выплачиваемого инвалидам III группы, равен минимальной оплате труда.

Срок выплаты пособия – до трудоустройства гражданина, но не более 12 месяцев.

Выплата пособия может быть отложена на срок до трех месяцев в следующих случаях: при увольнении по вине работника; при отказе безработного от двух вариантов подходящей работы; длительного (более месяца) отсутствия без уведомления органа занятости. Выплата пособия может быть приостановлена до двух месяцев в двух случаях: трудоустройства безработного на временную работу или с неполным рабочим временем без уведомления об этом органа занятости

Контроль за установлением социальных гарантий безработным и за соблюдением законодательства о занятости осуществляют соответствующие органы, местные органы и профсоюзы.

Власов, Крапивин. Регулирование занятости граждан в РФ 2002
Никонов, Стремоухов. Правовое регулирование занятости и трудоустройства в РФ 2001

Понятие трудового договора: стороны, виды стороны, содержание и срок вступления в силу.

Трудовой договор — соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными НПА, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, ЛНА и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у работодателя.

Сторонами трудового договора являются работодатель и работник.

— ФИО работника и наименование работодателя, заключивших трудовой договор;

— сведения о документах, удостоверяющих личность работника и работодателя — физического лица;

— сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями;

— место и дата заключения трудового договора.

Обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия:

· трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы);

· дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, — также срок его действия и причины, послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с ТК РФ или иным ФЗ;

· условия оплаты труда (размер тарифной ставки или оклада, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);

· режим рабочего времени и времени отдыха;

· компенсации за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда;

· условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы);

· условие об обязательном социальном страховании работника.

В трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными НПА, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, ЛНА:

— об уточнении места работы (с указанием структурного подразделения и его местонахождения) и (или) о рабочем месте;

— о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной);

— об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение проводилось за счет средств работодателя;

— о видах и об условиях дополнительного страхования работника;

— об улучшении социально-бытовых условий работника и членов его семьи.

Трудовой договор может быть срочным и бессрочным. Срочный трудовой договор заключается на период не более 5 лет. Срочный трудовой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок (выполнении временных работ; на время выполнения обязанностей отсутствующего работника; для выполнения сезонных работ; с лицами направляемыми на работу за границу и т.д.).

Отличие от граждаско-правового:

1.* По трудовому договору работник возмездно и лично выполняет в организации определенную трудовую функцию: инженера, экономиста, а не определенную работу или услугу, подчиняясь при этом установленным в организации правилам внутреннего трудового распорядка.

* По гражданско-правовому договору лицо выполняет определенную услугу или работу. Он не подчинен правилам внутреннего трудового распорядка организации. Поэтому недопустимо в договоре гражданско-правового характера вносить следующую формулировку: «Лицо обязано соблюдать внутренний трудовой распорядок предприятия».

* В трудовых отношениях работник занимает подчиненное положение по отношению к работодателю.

* В гражданско-правовых отношениях действует принцип равенства сторон.

* По трудовому договору работник имеет право на получение заработной платы не реже 2 раз в месяц.

* По гражданско-правовому договору порядок выплаты вознаграждения может быть определен по соглашению сторон.

* При трудовых отношениях работник выполняет трудовую функцию.

* Гражданско-правовой договор направлен на получение конкретного овеществленного результата от выполненных работ, оказанных услуг. Таким образом, недопустима в договоре гражданско-правового характера формулировка, что лицо осуществляет функции, например, инженера на предприятии.

* Трудовой договор может быть срочным только в строго определенных случаях.

* Гражданско-правовой договор на выполнение работ или оказание услуг заключается на определенный срок или до возникновения результата.

1.Анисимов Л.Н. Расторжение трудового договора. 2003.
2. Анисимов Л.Н. Трудовой договор: заключение, изменение и прекращение. Практические рекомендации. 2005.

3.Бондаренко Э.Н. Заключение трудового договора: противоречия и пробелы в Трудовом кодексе Российской Федерации. 2004. № 9.

4.Архипов В.В. Экономические предпосылки возникновения в России трудового права и института трудового договора. Краткий обзор // Законодательство и экономика. 2003. № 4.

Дата добавления: 2018-05-13 ; просмотров: 200 ;

http://studopedia.net/5_74385_sotsialnie-garantii-i-kompensatsii-grazhdan-pri-utrate-raboti.html

Литература

  1. Андрианов Н. В. Гражданское общество как среда институционализации адвокатуры; Либроком — М., 2011. — 304 c.
  2. Теория государства и права. В 2 частях. Часть 1. Теория государства. — М.: Зерцало-М, 2011. — 516 c.
  3. Теория государства и права. В 2 частях. Часть 2. Теория права. — М.: Зерцало-М, 2011. — 336 c.
  4. Речи советских адвокатов. — М.: Юридическая литература, 2014. — 172 c.
  5. Александр, Чашин Пособие по написанию курсовых и дипломных работ по теории государства и права / Чашин Александр. — М.: Дело и сервис (ДиС), 2008. — 932 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях