WordPress

Соглашение о субсидии вто

Соглашение о субсидии вто - картинка 1

Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам ВТО

Agreement on Subsidies and Countervailing Measures

Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам состоит из десяти частей (Общая часть; Запрещенные субсидии; Субсидии, в отношении которых возможно применение компенсационных мер; Субсидии, не дающие основания для применения компенсационных мер; Компенсационные меры и др.), содержащих 32 статьи, и семи приложений, имеющих важное методологическое значение.

Процедура применения компенсационной пошлины включает следующие этапы: заявление отрасли национального производства, потерпевшей материальный ущерб от субсидирования; расследование с целью определения материального ущерба и установление взаимосвязи между ущербом и субсидированием; рекомендация правительству о введении компенсационной пошлины.

Основные термины и процедурные моменты Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам унифицированы с Антидемпинговым кодексом. Размер компенсационной пошлины не должен превышать уровня субсидии. Эта пошлина носит временный характер и должна быть отменена по истечении пяти лет с момента ее введения. В рамках Соглашения действует положение о периодической передачи информации (нотификация) каждой страной-членом ВТО о действующих в стране субсидиях. В рамках Совета по торговле товарами ВТО действует Комитет по субсидиям и компенсационным мерам.

http://www.vavt.ru/wto/wto/SubsidiesCountervailingMeasuresAgreement

Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам

Еще одна крупная проблема в международной экономической системе – это субсидирование государствами отечественных производителей и экспортеров. О какой «честной конкуренции» в международной торговле может идти речь, если одно государство выделяет из бюджета огромные суммы, чтобы помочь производству определенного национального товара, а другое государство не может себе этого позволить? В одном долларе продукции американского фермера, по некоторым подсчетам, «сидит» 40 центов государственных субсидий. И такая продукция должна считаться «равноправной» с аналогичной продукцией многих развивающихся государств, которые вовсе не выделяют субсидий своим производителям?

Чтобы уравновесить шансы субсидируемых и несубсидируемых товаров, государства-импортеры вводили и вводят специальные пошлины, которые, по замыслу, должны компенсировать преимущество, полученное с помощью субсидии. В то же время обратной стороной этого права стало злоупотребление им: многие государства «включали» применение компенсационных пошлин по собственным правилам – самостоятельно и произвольно, иногда только для того, чтобы не пустить нежелательный товар на свой рынок. Проблема субсидий и компенсационных пошлин была интернационализирована. Оказалось, что проблему можно решить только на многостороннем уровне, договорившись об общих правилах.

Проблематике субсидирования и компенсационных пошлин посвящена та же ст. VI ГАТТ («Антидемпинговые и компенсационные пошлины») и Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам, получившее название «Кодекса по субсидиям». Оно состоит из 11 частей, или 32 статей, и семи приложений.

Под субсидией понимаются: финансирование в виде дотаций, предоставления кредитов, покупки акций; налоговые льготы, правительственные закупки; предоставление производителю/ экспортеру государством товаров или услуг; любые другие формы поддержки доходов и цен. Соглашением создан Комитет по субсидиям и компенсационным мерам. Комитет, в свою очередь, учредил Постоянную группу экспертов (ПГЭ), которая дает консультативные заключения о характере субсидий.

Компенсационные меры согласно Соглашению могут применяться только в отношении субсидий, признанных специфическими (п. 1.2 ст. 1, ст. 2). Таковыми они признаются, если субсидия предоставляется только отдельным предприятиям, группам предприятий или отраслям промышленности, а также субсидии, направленные на увеличение экспорта либо на замену иностранных товаров отечественными. Иллюстративный перечень экспортных субсидий приводится в Приложении I к Соглашению. Специфические субсидии – это запрещенные субсидии.

В этом случае государство-импортер субсидируемого товара обращается с просьбой о проведении консультаций к государству происхождения товара, а если решения во время консультаций не найдено, то передает дело в Орган по разрешению споров (ОРС), где создается третейская группа. Третейская группа может попросить содействия Постоянной группы экспертов (ПГЭ), действующей под эгидой Комитета по субсидиям и компенсационным пошлинам. Заключение ПГЭ о характере субсидии принимается третейской группой без изменения.

Если будет установлено, что субсидия является запрещенной, третейская группа рекомендует государству отказаться от предоставления субсидии без задержки. Иначе затронутое субсидией государство-импортер вправе, с разрешения ОРС, ввести контрмеры в виде компенсационной пошлины при соблюдении определенных процедур и на недискриминационной основе.

Вторая группа субсидий называется: субсидии, дающие основание для принятия мер. К ним относятся субсидии, которые «вызывают неблагоприятные последствия для интересов другого члена» ВТО, в том числе: наносят ущерб отечественной промышленности другого члена ВТО; сокращают выгоды от уступок, полученных в ходе раундов многосторонних торговых переговоров; серьезно ущемляют интересы другого члена ВТО.

«Серьезным ущемлением интересов» считается субсидирование, превышающее 5% от стоимости товара; субсидирование, идущее на покрытие эксплуатационных убытков отрасли промышленности либо предприятия; субсидии, направленные на погашение долга, или списание долга; субсидии, имеющие результатом вытеснение импорта и др.

В этих случаях государство-импортер субсидируемого товара может обратиться к субсидирующему государству с просьбой о консультациях, а если они не найдут решения, любой из участников спора вправе передать дело в ОРС для создания третейской группы. Третейская группа рассматривает дело относительно такой субсидии, представляет свой доклад сторонам спора и всем членам ВТО. Если субсидия будет признана как субсидия, несущая неблагоприятные последствия, то государство-экспортер должно устранить неблагоприятные последствия (т.е. компенсировать ущерб) либо отменить субсидию, иначе государство-импортер получит право на принятие соразмерных ответных мер.

Третья категория субсидий, предусмотренных в Соглашении, – это субсидии, не дающие основания для принятия мер. Это субсидии разрешенные. Они общедоступны; установлены объективные критерии их получения. В их число входят: субсидии в исследовательскую деятельность фирм, научных организаций, вузов; субсидии неблагополучным регионам в рамках регионального развития; субсидии, направленные на адаптацию предприятий к требованиям охраны окружающей среды. Программы разрешенного субсидирования доводятся до сведения Комитета по субсидиям и компенсационным мерам.

Компенсационные пошлины (как и антидемпинговые) могут быть введены только после специального расследования, проведенного по установленным процессуальным правилам (ст. 11). Размер пошлины не должен превышать размер субсидии, исчисленной на единицу товара. Действует пошлина в течение времени, необходимого для нейтрализации субсидирования, причиняющего вред, но не более пяти лет (ст. 21).

В Соглашении содержатся статьи, посвященные определению ущерба (ст. 15), отечественной промышленности (ст. 16), временным мерам (ст. 17), введению компенсационных пошлин (ст. 19), специальному режиму для развивающихся и наименее развитых стран (ст. 27), разрешению споров (ст. 30) и др.

Действие данного Соглашения пересекается с Соглашением по торговле гражданской авиатехникой. В примечаниях к «кодексу по субсидиям» предусмотрено, например, что 5%-ный порог для определения серьезного ущерба не применяется к гражданской авиатехнике.

Развивающимся странам, в частности, было разрешено осуществлять отмену экспортных субсидий с некоторой отсрочкой. При этом в отношении развивающихся стран, достигших конкурентоспособности по экспорту соответствующего товара, сроки для отмены субсидирования были сокращены. Это подтверждает, что статус развивающейся страны рассматривается как преходящий. Определенная льгота по срокам сокращения программ субсидирования была предоставлена и странам с переходной экономикой (ст. 29).

Устанавливая запрет на прямое субсидирование производства товаров на экспорт, правила ВТО разрешают осуществлять финансовую поддержку экспорта уже произведенных товаров в рамках системы государственного экспортного кредитования, соответствующей положениям Договоренности ОЭСР об экспортных кредитах (ДОЭК). В соответствии с ДОЭК в понятие государственной поддержки экспортного кредитования входит страхование и гарантирование экспортных кредитов, прямое финансирование экспортных кредитов, субсидирование процентных ставок по кредитам со стороны специализированных государственных или действующих от имени государства организаций. Необходимо отметить, что правила ДОЭК ограничивают применение мер государственной поддержки экспорта определенными критериями (например, установлением «минимально разрешенной ставки» при компенсации или установлением процентных ставок по экспортным кредитам).

В России распоряжением Правительства РФ от 14 октября 2003 г. № 1493-р принята Концепция развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции. Она предусматривает следующие виды поддержки: гарантирование экспортных операций, возмещение части процентных ставок по экспортным кредитам, долгосрочное и среднесрочное экспортное кредитование, страхование экспортных кредитов. Необходимо данный инструментарий поддержки экспорта привести в соответствие с нормами ДОЭК.

Извлечение из Соглашения ВТО по субсидиям и компенсационным мерам

Начало процедуры и последующее расследование 11.1. За исключением предусмотренного в пункте 6, расследование с целью определения существования, уровня и влияния любой предполагаемой субсидии начинается по письменному заявлению отечественной промышленности либо от ее имени.

11.6. Если при особых обстоятельствах соответствующие компетентные органы принимают решение о начале расследования без получения письменного заявления от отечественной промышленности или от ее имени с просьбой о начале такого расследования, они приступают к нему только при наличии достаточных доказательств существования субсидии, ущерба, а также причинно-следственной связи между ними.

http://studme.org/83237/pravo/soglashenie_subsidiyam_kompensatsionnym_meram

Cоглашения ВТО

Соглашение о субсидиях и компенсационных мерах

(Agreement on Subsidies and Countervailing Measures)

Действие Соглашения распространяется на субсидии, предоставляемые страной — членом ВТО в лице ее правительства или органов государственной власти (далее – государство).

Цель Соглашения является не чрезмерное ограничение права правительства страны – члена ВТО на предоставление отечественным предприятиям и организациям субсидий, а запрещение или предотвращение использования правительством субсидий, которые неблагоприятно воздействуют на торговлю других стран.

Субсидия имеет место, когда выполняются два условия:

1) государство осуществляет меры:

— по финансовому содействию в форме:

· прямых переводов денежных средств (в т.ч. дотаций, займов, покупки акций) или обязательств по их переводу (в т.ч. гарантий по займам);
· отказа от взимания или невзимания платежей, поступающих в доход государства (в т.ч. в форме предоставления налоговых льгот);
· льготного или безвозмездного предоставления государством товаров или услуг, за исключением товаров или услуг, предназначенных для поддержания и развития общей инфраструктуры, либо льготного приобретения товаров или услуг;
· осуществления платежей в механизм финансирования;

— по поддержанию доходов или цен в любой форме, когда прямым или косвенным результатом является увеличение экспорта какого-либо вида продукции с территории этого государства или сокращение импорта такого вида продукции на территорию этого государства;

2) вследствие этого обеспечивается получение какой-либо выгоды.

Положение о получении выгоды является основным при определении того, представляет ли конкретная мера субсидию или нет. В общем можно считать, что любая мера правительства по оказанию финансового содействия, которая несовместима с коммерческими соображениями, обеспечивает получение выгоды.

Принципиально новым моментом является понятие специфичности субсидий. Субсидия является специфической, если:

— она предоставляется конкретному предприятию или конкретной отрасли экономики либо конкретной группе предприятий или отраслей (далее – определенные предприятия);
и
— орган, предоставляющий субсидию, или законодательство, в соответствии с которым этот орган действует, четко ограничивает доступ к субсидии только для определенных предприятий.

В Соглашение включено положение, имеющее важное значение для решения вопросов, связанных с созданием на территории страны — члена ВТО особых экономических зон, зон экономического развития и т.п.: субсидия считается специфической, когда доступ к ней ограничен для определенных предприятий, расположенных в конкретно обозначенном географическом регионе, который находится под юрисдикцией субсидирующего органа.

Необходимо отметить, что любая экспортная или импортозамещающая субсидия является специфической.

Субсидия не является специфической там, где установлены объективные критерии или условия, определяющие право на получение субсидии и ее размер, при этом указанное право должно быть автоматическим, а объективные критерии и условия строго соблюдаться. Критерии или условия считаются объективными, если они:

— являются нейтральными;
— не создают преимуществ для определенных предприятий по сравнению с другими;
— носят экономический характер;
— являются горизонтальными по способу применения.

Например, к таким критериям и условиям может относиться число наемных работников или объем производства предприятия. Необходимо отметить, что такие объективные критерии или условия должны быть сформулированы в соответствующем законе, норме или в другом официальном документе таким образом, чтобы гарантировать возможность их проверки.

Соглашением установлены две категории субсидий: запрещенные и разрешенные субсидии.

К субсидиям, которые запрещены к применению в странах — членах ВТО, относятся:

— экспортные субсидии, т.е. субсидии, предоставление которых увязано с осуществлением экспортных поставок. В их числе:
· прямое субсидирование экспортных поставок;
· предоставление для выпуска экспортной продукции субсидированных факторов производства;
· полное или частичное освобождение предприятий — экспортеров от уплаты прямых налогов за экспортные поставки;
· осуществление правительственных программ предоставления гарантий по экспортным кредитам и страхования таких кредитов с использованием ставок премий, недостаточных для покрытия долгосрочных операционных расходов и убытков по этим программам;
· предоставление экспортных кредитов по более низким ставкам по сравнению со ставками коммерческих кредитных учреждений и др.

Иллюстративный перечень экспортных субсидий приведен в приложении I к Соглашению;

— импортозамещающие субсидии, т.е. субсидии, направленные на стимулирование использования товаров отечественного производства вместо импортных товаров.

Любая запрещенная субсидия рассматривается как специфическая.

Для компенсации воздействия запрещенных субсидий затронутая страна — член ВТО может по результатам расследования вводить компенсационные пошлины или обратиться к системе разрешения споров, действующей в рамках ВТО.

Все остальные субсидии относятся к разрешенным, которые делятся на две группы:

Затронутая страна — член ВТО может вводить по результатам расследования компенсационные пошлины или обратиться к процедуре разрешения споров, действующей в рамках ВТО;

— субсидии, не дающие основания для проведения расследования. К таким субсидиям относятся все субсидии, не являющиеся специфическими, а также некоторые специфические субсидии.
Следует отметить, что положения Соглашения о субсидиях, не дающих основания для проведения расследований, потеряли силу по состоянию на 1.01.2000 г.
Компенсационные меры могут быть приняты лишь по результатам расследования, проводимого соответствующими органами импортирующей страны.

Расследование проводится по письменному заявлению отрасли экономики импортирующей страны или от ее имени (аналогично тому, как это проводится в случае антидемпингового расследования).

В заявлении должны быть обязательно приведены достаточные доказательства существования:

— субсидии и, по возможности, ее размеры;
— материального ущерба, под которым понимается ущерб отрасли экономики импортирующей страны или угроза причинения такого ущерба либо существенная задержка в развитии такой отрасли экономики;
— причинно-следственной связи между субсидируемым импортом и предполагаемым ущербом.

Однако при особых обстоятельствах решение об инициировании расследования может быть принято соответствующими органами импортирующей страны – члена ВТО и без получения заявления от отрасли отечественной экономики или от ее имени. Для этого органа должны иметь доказательства наличия субсидии, ущерба и причинно-следственной связи между ними, достаточные для обоснования инициирования расследования.

Следует отметить, что расследование немедленно прекращается, когда:

— размер субсидии является минимальным (de minimis) и составляет менее 1% стоимости;
или
— объем субсидированного импорта либо материальный ущерб незначителен.

Определение материального ущерба должно основываться на прямых доказательствах и включать объективное расследование:

— объема субсидированного импорта и его влияния на цены внутреннего рынка импортирующей страны на виды продукции, подобные субсидированным;
или
— последствий такого импорта для производителей подобных видов продукции в импортирующей стране.

Порядок участия в расследовании экспортеров и других заинтересованных сторон, сроки проведения расследований – как и в случае антидемпинговых расследований.

Расследование может быть приостановлено или прекращено без введения компенсационных мер (временных мер или компенсационных пошлин), если будут получены добровольные обязательства, удовлетворяющие страну, проводящую расследование:

— от правительства экспортирующей страны-члена ВТО: об отмене или ограничении субсидии либо о принятии других мер, касающихся последствий предоставления субсидий;
или
— от экспортера: о согласии пересмотреть свои цены таким образом, чтобы устранить неблагоприятные последствия предоставления субсидии.

По результатам расследования органы расследования импортирующей страны принимают решения о введении следующих компенсационных мер:

— временных мер в форме временных компенсационных пошлин, гарантированных денежными депозитами или залогами на сумму, равную предварительно рассчитанной величине субсидирования. Временные меры вводятся с целью предотвращения материального ущерба, который может быть нанесен субсидированным импортом в период проведения расследования.
Срок, на который вводятся временные меры, не превышает 4 месяцев;

— компенсационных пошлин.
Решение о введении и о размере компенсационной пошлины принимается органами власти импортирующей страны-члена ВТО.
Компенсационной пошлиной, вводимой в отношении какого-либо вида продукции, на недискриминационной основе облагается импорт такого вида продукции из всех источников, по которым в ходе проведенного расследования установлено, что эти источники пользовались субсидиями, в результате чего причинен материальный ущерб; при этом импорт из каждого источника облагается индивидуальной компенсационной пошлиной.
Размер компенсационной пошлины, взимаемой с субсидированного импортируемого товара, не должен превышать установленный размер субсидии в пересчете на единицу субсидированного и экспортированного товара.
Срок, на который вводится компенсационная пошлина, и ее размер определяются необходимостью противодействия субсидированию, которое причиняет ущерб. Пошлина не может вводиться на срок, превышающий пять лет с даты ее введения. Но этот срок может пересматриваться органами расследования импортирующей страны в сторону увеличения, если для этого имеются объективные основания.

Ставка временных и компенсационных пошлин прибавляются к ставкам таможенных пошлин, применяемых в импортирующей стране к товарам, которые аналогичны субсидированным товарам.

Временные меры и компенсационные пошлины применяются только к той продукции, которая поступает для внутреннего потребления в импортирующей стране после того, как соответствующие решения о введении таких мер или пошлин вступят в силу.

Что касается положений Соглашений, относящихся к информации о расследовании и возможности срочного рассмотрения административных действий, связанных с принятием окончательных решений по результатам компенсационных расследований, то они аналогичны таким же положениям Соглашения о выполнении статьи VI ГАТТ 1994 (Антидемпингового кодекса).

В Соглашении содержатся положения о специальном и дифференцированном режиме для развивающихся стран — членов ВТО.

Споры между странами-членами ВТО, возникающие в связи с предоставлением субсидий, рассматриваются в соответствии с положениями Договоренности о правилах и процедурах, регулирующих разрешения споров, с учетом особых и дополнительных правил и процедур, предусмотренных в Соглашении.

http://www.vneshmarket.ru/content/document_r_0F8FA60A-F593-4F76-AC6F-F967D78A7E37.html

Соглашение по процедурам импортного лицензирования

Соглашение устанавливает следующие правила:

  • процедуры выдачи лицензии не должны быть более обременительными, чем того требует система лицензирования;
  • процедуры должны быть понятными и предсказуемыми;
  • процедуры не должны необоснованно откладываться и затягиваться.

Соглашение признает право стран в определенных случаях требовать от импортеров представления лицензии на импорт товаров, например, случаи введения количественных ограничений импорта.

Соглашение по процедурам импортного лицензирования разрешает автоматическое и неавтоматическое лицензирование.
Лицензии должны выдаваться преимущественно одним административным органом, названным в положении о лицензировании.

Соглашение также обязывает страны-члены публиковать всю информацию, касающуюся выдачи импортных лицензий, чтобы импортеры, экспортеры, правительства стран-участниц были осведомлены:

  • о правах лиц, фирм и институтов на подачу заявок на лицензию;
  • об административных органах, ответственных за выдачу лицензий;
  • о товарах, требующих лицензирования.

Кроме того, с целью защиты прав импортеров и для ускорения процедуры, Соглашение прямо устанавливает, что:

  • заполнение заявок и сами процедуры, включая возобновление лицензии, должны быть максимально простыми;
  • заявки не должны отклоняться по причине незначительных ошибок при заполнении документов, если эти ошибки не искажают основные содержащиеся в нем данные;
  • преднамеренные неточности, имеющие целью исказить данные, или большие погрешности не должны наказываться строго, а ограничиваться вынесением предупреждения;
  • в выдаче лицензии не должно быть отказано по причине незначительного несоответствия в данных о цене, количестве или весе товара, указанных в лицензии, если изменения данных вызваны осложнениями в торговле, потери веса при погрузке или доставке.
Соглашение о субсидии вто - картинка 5

Как отразится вступление России в ВТО на туристской сфере? Какие выгоды для регионального турбизнеса сулит членство в ВТО и какие недостатки?

Соглашение о субсидии вто - картинка 6
Соглашение о субсидии вто - картинка 6Соглашение о субсидии вто - картинка 8
Соглашение о субсидии вто - картинка 6Соглашение о субсидии вто - картинка 10
Соглашение о субсидии вто - картинка 6

В связи с вступлением в ВТО интересует судьба сертификации в системе «ГОСТ-Р», поскольку ИСО это не есть тот барьер, который позволит ограничит приток некачественного товара из Китая и стран бывшего соцлагеря?

Соглашение о субсидии вто - картинка 6
Соглашение о субсидии вто - картинка 6Соглашение о субсидии вто - картинка 8
Соглашение о субсидии вто - картинка 6Соглашение о субсидии вто - картинка 10
Соглашение о субсидии вто - картинка 6

Какие отрасли российской промышленности могут погибнуть при присоединении России к ВТО, а какие могут получить определённые выгоды и грозит ли стране безработица в 40 миллионов в связи с этим?

http://www.rgwto.com/wto.asp?id=3668&doc_id=2108

1.11. Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам

Краткое «досье» на Соглашение.

Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам является частью пакета соглашений Уругвайского раунда торговых переговоров и входит в состав Приложения 1А: Многосторонние соглашения по торговле товарами к Марракешскому соглашению. Положения Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам (ССКМ) являются обязательным для исполнения всеми страна членами ВТО.

ССКМ устанавливает правила предоставления промышленных субсидий государствами-членами ВТО, а также устанавливает механизмы и условия противодействия субсидируемому импорту, как односторонние, такие как компенсационные меры, так и многосторонние в рамках механизма разрешения споров ВТО.

ССКМ призвано детализировать и уточнить правила применения компенсационных мер, возможность применения которых установлена статьей VI ГАТТ, а также установить правила предоставления промышленных субсидий, описанные в статье XVI ГАТТ.

Текст ССКМ не содержит указания на цели, но можно допустить, что целью является внести ясность в правила ГАТТ 1994 и укрепить их, и в предотвратить использование субсидий ведущих к искажению условий конкуренции.

В рамках ГАТТ-94 субсидирование исключено из общих обязательств в отношении применения национального режима и РНБ и поэтому основывается на специально разработанных правилах. При этом наряду с “горизонтальными” правилами используются и секторальные механизмы, которые действуют в отношении субсидий в области сельского хозяйства.

В состав соглашений ГАТТ 94, которые стали частью обязательного пакета многосторонних торговых соглашений о создании ВТО, вошло Соглашение о субсидиях и компенсационных мерах. В этом соглашении впервые были сформированы ряд четких положений в области применения субсидий и компенсационных мер. В частности: определение субсидии, классификация субсидий с точки зрения правомерности их применения, правила установления ущерба в связи с применением субсидий и применения компенсационных мер. Кроме того, субсидии делятся на запрещенные и подлежащие применению компенсационных мер [1] .

Положения данного соглашения обязательны для выполнения всеми участниками соглашения. При этом не допускается применение каких-либо оговорок и изъятий в отношении соглашения. Важным элементом системы регулирования практики применения субсидий является прямой запрет применения каких-либо мер противодействия субсидиям, которые прямо не предусмотрены соглашениями (или другими положениями соглашений ГАТТ 94) и только в соответствии с правилами соглашения (Статья 32 Соглашения)

Структура и содержание документа

Определение субсидии (статья 1)

Для целей многостороннего регулирования соглашение определяет субсидию на основе ряда признаков, которые сформулированы в статье 1 соглашения.

Понятие специфичности субсидии.

Важным элементом подхода к субсидиям является концепция специфичности субсидий, которая лежит в основе применения наиболее жестких правил по ограничению субсидирования и является обязательным критерием для применения компенсационных мер.

Главный критерий специфичности — ограниченность доступа предприятий к получению субсидии, когда не все предприятия могут его получить. Субсидия является специфичной, если нет универсальных формальных критериев, которые являются основанием для получения субсидии — например, число занятых, объем выпуска и т.п.

В соответствии со статьей 2 соглашения специфичными для тех или иных предприятий или отраслей являются следующие категории субсидий.

Субсидии, которые в силу действующего законодательства или политики правительства, могут быть получены только некоторыми предприятиями. При этом субсидия не является специфичной, если установлены объективные критерии для ее получения, которые применяются автоматически. Под объективными критериями в частности могут пониматься показатели, экономические по своему характеру (например, численность занятых), и пригодные для “горизонтального” применения, т.е. во всех отраслях и секторах экономики. В тех случаях, когда применение указанных правил не дает четкого ответа, статья 2 соглашения допускает принятие во внимание дополнительных факторов, например, фактическое получение субсидии ограниченным числом предприятий или диспропорциями при выделении субсидий с учетом реальной фирменной структуры экономики.

Субсидии, предоставление которых ограничено определенным географическим регионом, за исключением различий, связанных с применением обычной системы налогообложения, т.е. возможность применения различных механизмов субсидирования является особенностью налоговой и финансовой системы страны. Последняя оговорка введена для учета обычной практики стран с федеративным устройством, когда субъекты федерации в соответствии с законодательством применяют различные налоговые инструменты в рамках своей компетенции (так называемая “канадская оговорка”).

Субсидии, которые в силу действующего законодательства или политики правительства предоставляются в зависимости от достигнутых компанией показателей экспорта (при этом субсидия признается специфичной даже, если это только один из критериев). В данном случае для субсидий в отношении сельскохозяйственной продукции действуют специальные нормы соглашения по торговле сельскохозяйственной продукцией.

Субсидии, которые в силу действующего законодательства или политики правительства предоставляются в зависимости от использования продукции местного (отечественного) производства вместо импортной продукции (при этом в данном случае субсидия признается специфичной даже, если нет других признаков). В данном случае для субсидий в отношении сельскохозяйственной продукции действуют специальные нормы соглашения по торговле сельскохозяйственной продукцией.

Субсидии, которые не попадают в перечисленные категории не считаются специфичными.

Цель Соглашения заключается не в том, чтобы незаконно ограничивать права правительства на выдачу субсидий, а в том, чтобы запретить или ограничить использование субсидий, которые могут иметь неблагоприятное воздействие на торговлю других стран. С этой целью субсидии делятся на запрещенные и разрешенные.

Запрещенные субсидии (красные субсидии)

экспортные субсидии, т. е. субсидии, которые зависят от показателя экспортной деятельности

субсидии, направленные на преимущественное использование местных товаров над импортируемыми.

В прошлом правило, запрещающее использование экспортных субсидий на промышленную продукцию, применялось только к развитым странам. Соглашение распространяет использование этого правила и на развивающиеся страны. Эти страны (за некоторым исключением) постепенно прекращали использование таких субсидий в течение восьмилетнего переходного периода, истекщего 1 января 2003 г. Они также имели пятилетний переходный период для того, чтобы устранить субсидии, которые связаны с предпочтительным использованием местной продукции над импортируемой. Этот период истек 1 января 2000 г.

ССКМ также разделяет незапрещенные субсидии на 2 группы, дающие основания для применения мер и не дающие.

Разрешаемые, но наказуемые субсидии (желтые субсидии)

В широком смысле Соглашение использует концепцию специфичности для разделения субсидий на наказуемые и ненаказуемые. Субсидия является специфичной, если она ограничена:

— предприятием или группой предприятий;

— промышленным сектором или группой секторов;

— определенным географическим регионом.

Все специфические субсидии, являются наказуемыми, если они оказывают «неблагоприятное воздействие на интересы членов». Такими неблагоприятными воздействиями могут быть:

— серьезное ущемление интересов других стран;

— ущерб промышленности в стране-импортере;

— потеря преимуществ, полученных в результате согласованных тарифных уступок.

Серьезное ущемление интересов других стран возникает, когда субсидированный товар начинает вытеснять с внутреннего рынка субсидирующей страны, а при поставках на экспорт — и с рынков третьих стран аналогичные товары.

Субсидии ведут к устранению или уменьшению преимуществ, достигнутых в результате тарифных уступок, тогда, когда экспортирующая страна обнаруживает, что ее тарифные преимущества, согласованные в результате тарифных переговоров, стали меньше или исчезли в результате того, что доля поставляемого ею товара на рынке страны-импортера сократилась как следствие субсидирования последней собственного производства такого товара

Таким образом, в случае установления наличия неблагоприятных последствий от специфической субсидии Орган по разрешению споров ВТО может потребовать устранения или модификации соответствующей программы поддержки.

Материальный ущерб является основанием для взимания импортирующей страной компенсационных пошлин на субсидированный импорт, наносящий ущерб местной промышленности.

Когда наносится материальный ущерб местной промышленности, страна-импортер может вместо возбуждения процедуры разрешения споров применить компенсационные пошлины на импортированную субсидированную продукцию. Такие пошлины могут быть введены только после того, как специальный орган установит, что субсидированный импорт действительно причиняет ущерб местной промышленности.

ССКМ содержит подробные правила по процедурам проведения расследования и подсчету размера субсидии и компенсационных пошлин. Так как правила по взиманию компенсационных пошлин и антидемпинговым мерам одинаковы и во многих странах расследования проводятся одними и теми же органами, они приводятся в разделе, посвященном применению антидемпинговых мер.

Соответствующий Рабочий орган ВТО

ССКМ учреждает Комитет по субсидиям и компенсационным мерам, состоящий из представителей от каждого члена. Комитет избирает своего председателя и проводит заседания не реже двух раз в год.

Соответствие права Союза нормам соглашения (понимается как соответствие положений Договора о ЕАЭС — принятие 29.05.14, опубликование 05.06.14, вступление в силу 01.01.15)

Протокол предлагает следующее определение субсидии:

финансовое содействие, осуществляемое субсидирующим органом, дающее получателю субсидии дополнительные преимущества и оказываемое в пределах территории экспортирующей третьей страны,

Данное определение сходно с определением, которое дано в статье 1 Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам ВТО, которое выделяет три основных критерия отнесения меры к субсидии:

— наличие финансового содействия;

— преимущества для получателя;

— оказываемое правительством или любым публичным органом.

В Протоколе дано более подробное определения субсидирующего органа, которое напрямую указывает, что к нему относятся и органы местного самоуправления экспортирующей третьей страны, а также действующее по поручению или уполномоченное государственным органом лица. При этом учтена практика толкования Соглашения ВТО и указано, что данное делегирование может быть как в соответствии с правовым актом, так и исходя из фактических обстоятельств.

Перечисленные в Протоколе формы финансового содействия аналогичны списку форм финансового содействия в Соглашении ВТО, однако специально указывают, что к списанию налогов не относится освобождение экспортируемого товара от налогов или пошлин, взимаемых с аналогичного товара, предназначенного для внутреннего потребления, либо за исключением уменьшения или возврата таких налогов или пошлин в размерах, не превышающих фактически уплаченных сумм.

Также уточняется понятие общей инфраструктуры, как инфраструктуры не связанной с конкретным производителем и (или) экспортером;

Протокол устанавливает принципы отнесения субсидии экспортирующей третьей страны к специфической в соответствии с которыми к специфической относится субсидия доступ к которой есть только у определенных предприятий. Отдельно устанавливается подход к географической специфичности, который указывает, что субсидия так же должна быть отнесена к специфической, если к ее использованию допущены только предприятия, расположенные в определённом географическом регионе. Протокол, однако, в отличие от СССКМ не делает специального исключения для введения налогов на всех уровнях.

Протокол также устанавливает исключение из специфичности, и указывает, что субсидия не является специфической, если субсидирующий орган или законодательство экспортирующей страны устанавливает общие объективные критерии или условия, которые определяют безусловное право на получение субсидии и ее размер, и такие критерии или условия строго соблюдаются. Данные требования являются более общими и широкими по сравнению с правилами ВТО, в соответствии с которыми для того чтобы попасть под исключение требуется, чтобы подобные критерии были горизонтальными и экономическими по природе, четко оговорены в нормативном акте.

К специфическим субсидиям в соответствии с Протоколом, так же как и с Соглашением ВТО относятся экспортные субсидии и субсидии на импортозамещение. То есть, если субсидия в соответствии с законодательством экспортирующей стороны либо фактически в качестве единственного условия или одного из нескольких условий связана с экспортом товара, либо (2) субсидия в соответствии с ь законодательством экспортирующей страны либо фактически в качестве единственного условия или одного из нескольких условий связана с использованием товаров местного производства вместо импортных товаров, то такая субсидия признается специфической

Протокол также разделяет специфичность де-юре и де-факто, отмечает, что несмотря на видимость не специфичности, то ряд факторов может указывать на наличие фактической специфичности. Данный подход и набор факторов совпадают с подходом статьи 2.1 (с) ССКМ, который, однако, в дополнение требует, чтобы помимо этих факторов следует учитывать степень диверсификации экономической деятельности в пределах юрисдикции субсидирующего органа, а также продолжительность времени, в течение которого действует данная программа субсидирования.

[1] Соглашение в первоначальном виде содержало описание третьей категории субсидий – субсидии, не подлежащие применению мер. Эта категория (наряду с положением, устанавливающим презумпцию наличия серьезного ущемления интересов в отношении определенных специфических видов субсидий, подлежащих применению мер) существовала в течение пятилетнего периода истекшего 31 декабря 1999 года, и в соответствии со Статьей 31 Соглашения этот срок мог бы быть продлен по единогласному решению Комитета по субсидиям и компенсационным мерам ВТО. Однако такого решения принято не было.

Нашли опечатку ?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.

http://www.hse.ru/org/hse/tradepol/programme4.6.11

Соглашение о субсидии вто - картинка 6
Соглашение о субсидии вто - картинка 6Соглашение о субсидии вто - картинка 8

Литература

  1. Малько, А.В. Проблемы теории государства и права. Учебник / А.В. Малько. — М.: Юрлитинформ, 2012. — 802 c.
  2. CD-ROM. Теория государства и права. Электронный учебник. Гриф МО РФ. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2006. — 577 c.
  3. Марченко, М. Н. Проблемы общей теории государства и права. Учебник. В 2 томах. Том 2 / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2015. — 644 c.
  4. Тихомиров, М. Ю. Незаконное увольнение. Практическое пособие / М.Ю. Тихомиров. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 673 c.
  5. Ивакина, Н.Н. Культура судебной речи / Н.Н. Ивакина. — М.: БЕК, 2017. — 334 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях