WordPress

Субсидии и субвенции местным бюджетам

Субсидии и субвенции местным бюджетам - картинка 1

Субвенция — что это такое

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. «Дотации (что это?), субсидии (это как?), субвенции» – все эти понятия обозначают материальную, в том числе – финансовую помощь.

Одно действие, но множество нюансов, которые отличают их друг от друга. Про дотации и субсидии можно прочитать в других статьях нашего блога.

Субсидии и субвенции местным бюджетам - картинка 2

Сегодня мы остановимся на разборе термина «субвенции», проанализируем отличие субвенций от дотаций и субсидий.

Субвенция — это …

«Субвенция» в переводе с латинского «subvenire» означает «приходить на помощь». Заметьте, в русском языке такое определение оказания помощи применяется только по отношению к помощи в материальном выражении.

Кроме того, мы не употребляем данный термин в бытовом аспекте. Мы не говорим, что мама выдала сыну субвенцию на покупку компьютера, а применяем русский аналог: «Мама дала сыну деньги на покупку компьютера».

А вот в отношении финансовой помощи, допустим, государства какому-либо субъекту РФ, уместно использовать термин «субвенция».

Например: «Область такая-то получила субвенцию из Федерального бюджета на строительство научно-исследовательского центра».

Субсидии и субвенции местным бюджетам - картинка 4

Основные принципы субвенции:

  1. денежные средства передаются на использование в определенных целях при передаче каких-либо полномочий от одного уровня власти к другому;
  2. денежные средства должны быть возвращены, если не были использованы на финансирование переданных полномочий.

В РФ субвенции, согласно нормам Бюджетного Кодекса (БК) РФ, могут быть осуществлены в следующих цепочках:

Выдача субвенций подчинена определенным условиям:

Субсидии и субвенции местным бюджетам - картинка 5

Отличия субвенции от дотации и субсидии

Рассмотрим отличия субвенций, дотаций и субсидий в сводной таблице:

Вид транс-
ферта*
ЦельВозвратностьОбъект помощиУсловия
предос-
тавления
Форма
суб-
венция
финан-
сирование
переданных полномочий;
покрытие дефицита
бюджета; выполнение
гос.заказа.
Может полностью
покрывать расходы.
обяза-
тельный
возврат,
если не
были
потрачены
на переданные
полномочия
бюджет иного уровняналичие предварит.
заявки, определенный
период использования,
не истраченные деньги
должны быть возвращены
денежная
до-
тация
без конкретной целибезвоз-
мездность
и безвоз-
вратность
бюджет иного уровня,
юр.лица
денежная
суб-
сидия
долевое
софинансиро-
вание достиже-
ния цели
(подразумевает
наличие конкретной
цели, покрывает
только часть
расходов)
безвозмездностьбюджет иного уровня, юр.лица, физ.лицаденежная
+
материал.

*Примечание: трансферт в экономических отношениях – это передача материальной помощи (в т.ч. финансовой).

На картинке ниже схематично приведены все три вида трансферта с примерами, объясняющими суть конкретного трансфера (что это?):

Субсидии и субвенции местным бюджетам - картинка 6

Субвенции из Федерального бюджета

Федеральный бюджет планирует выплату субвенций заблаговременно.

Рассмотрим, как это происходит поэтапно.

  1. Администрация субъекта РФ к концу финансового года анализирует бюджетные траты прошедшего года, определяет потребности своего региона (это что?) на следующий год.
  2. Затем администрация составляет заявку на финансирование из Федерального бюджета и отправляет ее в центральные органы власти. При этом заявка должна быть подтверждена соответствующими документами, доказывающими, что регион действительно нуждается в субвенции по данному направлению:
    1. приведены расчеты расходов за истекший финансовый год,
    2. указаны предполагаемые траты,
    3. обоснована целесообразность предполагаемых трат.

Примечание: администрация субъекта РФ не указывает сумму нужной субвенции. Орган гос.власти рассчитывает сумму субвенции по единой утвержденной методике.

Примечание: если остатки субвенций велики, то на субъект РФ налагается штраф (за нерациональное использование федеральных бюджетных средств).

Субсидии и субвенции местным бюджетам - картинка 7

Субвенции местным органам власти

Мы, как граждане, проживающие в определенных субъектах РФ, чаще всего обращаем внимание на те новости о субвенциях, которые касаются конкретно нашего региона.

Это вполне оправданный интерес, ведь каждому из нас более всего важно знать, как развивается или будет развиваться именно тот регион, в котором он проживает.

Чаще всего субвенции предоставляются на участие регионов в каких-либо целевых государственных программах на федеральном или региональном уровне.

Сферы, которых касаются гос.программы, самые разнообразные:

  1. экономические;
  2. социальные;
  3. экологические;
  4. научные;
  5. производственные.

Следует еще раз подчеркнуть целевое расходование субвенции. Допустим, субвенция направлена на улучшение финансирования труда учителей. Это значит, что данная субвенция должна быть потрачена на реализацию именно этой цели. Иного расходования субвенции не допускается.

Объем финансирования зависит от потребностей конкретного региона в финансовой помощи государства. А потребности, в свою очередь, зависят от развитости и доходности конкретного региона.

Ведь не секрет, что некоторые субъекты РФ являются дотационными (в силу различных причин не могут обеспечить своим гражданам нормального уровня жизни), а потому более всех остальных нуждаются и в дотациях, и в субсидиях, и в субвенциях.

В случае, если субвенция выдается субъекту РФ при обязательности выполнения каких-либо условий, то такая субвенция называется обусловленной.

Вспомним цепочку выдачи субвенций: Федеральный бюджет → бюджет субъекта РФ → бюджет органов местного самоуправления. Следовательно, после того, как в субъект РФ поступают средства на реализацию какой-либо гос.программы или проекта, происходит распределение этих средств по местным бюджетам.

Регулируется процесс выдачи субвенции местным бюджетам из бюджетов субъектов РФ статьей 140 БК РФ.

Субсидии и субвенции местным бюджетам - картинка 8

Ведомства субъекта РФ, получившие субвенцию из регионального бюджета, обязаны ежеквартально отчитываться

за реализацию средств субвенции.

Краткое резюме

В этой статье мы обзорно рассмотрели, что такое субвенция и чем она отличается от субсидии и дотации.

Нюансов выделения, распределения, отчетности и расходования субвенций множество, но это уже совсем другая история, и интересна она только узким специалистам. Нам же с вами для того, чтобы различать субвенции, дотации и субсидии, приведенных в статье сведений вполне достаточно.

Читайте наш блог, с нами проще ориентироваться в том, что происходит вокруг. Всем хорошего дня!

Автор статьи: Елена Копейкина

http://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/subvenciya-chto-ehto.html

Статья 133. Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета

СТ 133 БК РФ

1. Под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.

Абзац второй утратил силу.

Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета распределяются между субъектами Российской Федерации в соответствии с методиками, утверждаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, федеральных законов и нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

2. Проект распределения субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета между субъектами Российской Федерации вносится в Государственную Думу в проекте федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и утверждается при рассмотрении проекта указанного федерального закона во втором чтении.

При этом допускается утверждение не распределенной между субъектами Российской Федерации субвенции в объеме, не превышающем 5 процентов общего объема соответствующей субвенции, которая может быть распределена между субъектами Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на те же цели в процессе исполнения федерального бюджета без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете.

3. Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, предоставляемые на исполнение отдельных расходных обязательств субъектов Российской Федерации, зачисляются в бюджет субъекта Российской Федерации и расходуются в порядке, установленном федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, предоставляемые на исполнение отдельных расходных обязательств муниципальных образований, расходуются в порядке, установленном федеральными законами, принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Указанные субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации для предоставления субвенций местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьей 140 настоящего Кодекса. Субъекты Российской Федерации вправе предоставлять субвенции бюджетам муниципальных районов (городских округов с внутригородским делением) для предоставления их бюджетам городских, сельских поселений (внутригородских районов), входящих в их состав.

4. Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета распределяются между всеми субъектами Российской Федерации по единой для соответствующего вида субвенций методике пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей соответствующих государственных (муниципальных) услуг, другим показателям с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств и объективных условий, влияющих на стоимость государственных (муниципальных) услуг в субъектах Российской Федерации.

Использование при распределении субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета показателей, характеризующих собственные доходы бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), не допускается.

5. Методики (проекты методик) распределения субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета представляются Правительством Российской Федерации в составе документов и материалов, вносимых в Государственную Думу одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Главные распорядители средств федерального бюджета до 1 августа текущего финансового года направляют высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации методики (проекты методик) распределения субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, а также исходные данные для проведения расчетов распределения субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период и до 20 августа текущего финансового года проводят сверку указанных исходных данных с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в установленном соответствующим главным распорядителем средств федерального бюджета порядке.

Внесение изменений в исходные данные для проведения расчетов распределения субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период после 20 августа текущего финансового года не допускается.

Абзац четвертый утратил силу.

Внесение изменений во внесенный Правительством Российской Федерации проект распределения субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета при рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период без внесения соответствующих изменений и дополнений в методики (проекты методик) распределения указанных субвенций и (или) изменения общего объема субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета и их распределение по видам субвенций не допускаются.

6. Утратил силу с 1 января 2008 г.

Комментарий к Ст. 133 Бюджетного кодекса РФ

Статья 133 БК РФ определяет формы финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации:

а) дотации — на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. Дотации — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов (ст. 6 БК РФ);

б) субвенции — на финансирование отдельных целевых расходов. Статья 6 БК РФ определяет субвенции как бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов;

в) субсидии — на финансирование отдельных целевых расходов. Субсидии (ст. 6 БК РФ) — бюджетные средства, предоставляемые

бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов;

г) бюджетные кредиты. Они как форма финансирования бюджетных расходов предоставляют средства юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах (ст. 6 БК РФ);

д) бюджетные ссуды — на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета субъекта Российской Федерации. Бюджетная ссуда — это бюджетные средства, передаваемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более 6 месяцев в пределах финансового года (ст. 6 БК РФ).

Предоставление финансовой помощи Программой развития бюджетного федерализма на период до 2005 года предусматривается осуществлять из пяти фондов (Фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, Фонд компенсации, Фонд софинансирования, Фонд регионального развития и Фонд реформирования региональных финансов).

http://budkod.ru/chast-2/razdel-4/glava-16/st-133-bk-rf

Литература

  1. История политических и правовых учений / Н.М. Азаркин и др. — М.: Норма, 2007. — 900 c.
  2. Краев, Н. А. Комментарий к Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (постатейный) / Н.А. Краев, А.Н. Борисов. — М.: Деловой двор, 2015. — 160 c.
  3. Савюк, Л.К. Правоохранительные и судебные органы / Л.К. Савюк. — М.: ЮРИСТЪ, 2013. — 464 c.
  4. Аношко, В. С. История и методология почвоведения / В.С. Аношко. — М.: Вышэйшая школа, 2013. — 340 c.
  5. Дьяченко, Е. Б. Контроль за корпорациями. Доктрина и практика / Е.Б. Дьяченко. — М.: Инфотропик Медиа, 2013. — 142 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях