WordPress

Субсидии спрос и предложение

Субсидии спрос и предложение - картинка 1

Государственное регулирование рыночных процессов с помощью налогов и субсидий

Вмешательство внешних сил в действие закона спроса и предложения может влиять на сформировавшееся рыночное равновесие. Одним из рычагов регулирования рыночной системы, не нарушающим закона спроса и предложения, являются налоги. Они не изменяют условий протекания рыночных процессов и не ограничивают свободы действий рыночных субъектов. Однако как потребители, так и производители товаров воспринимают увеличение налогов крайне отрицательно, поскольку любой налог, прямой или косвенный, непременно включается в цену продаваемого товара. Рост цены, неизбежно следующий за увеличением налога, вызывает снижение как потребительских покупок, так и предложения товаров, облагаемых налогом.

Графически эту ситуацию можно представить следующим образом. В результате введения нового налога или увеличивая процентных ставок уже существующих налогов кривая предложения ^ переместится влево и вверх на величину налога7*, поскольку для получения прежней выручки продавец теперь вынужден запрашивать большую цену за товар. В ответ на это сокращение предложения точка рыночного равновесия переместится вдоль кривой спроса из положения, вплоть до пересечения с новой кривой предложения. т. е. в точку Е2. В результате на рынке установится новое равновесие, при котором объем товара снизится с до £>2, а цена возрастет сР до Р2 (рис. 4.4).

Субсидии спрос и предложение - картинка 2

Рис. 4.4. Последствия введения налога

Несмотря на то что формально налог в государственный бюджет вносит непосредственно производитель или продавец товаров, однако большая его часть перекладывается на потребителей, покупающих товары, облагаемые налогом.

Таким образом, отрицательный эффект увеличения налогов — общее снижение производства товаров и уменьшение потребления их покупателями по причине их удорожания.

Противоположный результат достигается при предоставлении субсидии (их можно рассматривать как отрицательные налоги) как покупателю, так и продавцу.

Смещение кривых спроса и предложения па величину субсидии (7 будет противоположно их смещению при налогообложении.

Например, получение субсидии продавцом будет равнозначно снижению его издержек и на графике приведет к смещению кривой предложения вниз на величину й (рис. 4.5), что приведет к увеличению равновесного количества товара с £>, до Я2 и одновременно к снижению равновесной цены с Рх до Р2.

Субсидии спрос и предложение - картинка 3

рис. 4.5. Последствия введения субсидий

Если же субсидию получит покупатель, то на величину С переместится кривая спроса, а не кривая предложения.

Влияние государства на рыночные процессы с помощью регулирования цен

Равновесные цены, установившиеся на рынке на определенный момент, в силу разных обстоятельств не всегда устраивают общество.

В этом случае государство может устанавливать фиксированные цены, которые могут быть как ниже, так и выше равновесных рыночных цен.

Причинами такого вмешательства обычно выступают социальные проблемы — неравенство в доходах, низкий уровень жизни населения, ограниченный доступ к потребительским благам и т. п. Поэтому чаще всего государственное вмешательство в рыночное ценообразование сводится к принудительному установлению цены на уровне ниже рыночного равновесия спроса и предложения.

Последствия контроля над ценами, особенно при длительном их применении, имеют отрицательный эффект как в социальной, так и экономической сфере. Контроль над ценами приводит к сокращению производства, нехватке товаров, товарному дефициту. Покупатели такого «регулируемого» товара сталкиваются с нормированием его распределения теперь уже неценовыми методами: карточки, очереди, списки и др.

Возникают теневые рынки, где дефицитные товары продаются по более высоким ценам и, соответственно, становятся еще более недоступными для социально незащищенных групп населения. Кроме того, теневые структуры, не платя налоги государству, реально сокращают возможности для социальной защиты населения и бюджетных отраслей, таким образом, число неплатежных граждан будет увеличиваться.

С другой стороны, продавцы, не удовлетворенные низкой государственной ценой, готовы пойти на дополнительные издержки по производству дефицитного товара и обеспечить необходимую поддержку властей (подкуп государственных служащих, работников правоохранительных органов и т. д.), что в свою очередь способствует развитию теневой экономики.

http://studme.org/1228112811766/politekonomiya/gosudarstvennoe_regulirovanie_rynochnyh_protsessov_pomoschyu_nalogov_subsidiy

Жилищная политика

Субсидии спрос и предложение - картинка 4

Программное регулирование спроса и предложения на рынке жилья

Анализ зарубежного и российского опыта использования программ в жилищной политике наиболее полно представлен в работах фонда «Институт экономики города». Так, специалисты фонда «Институт экономики города» при рассмотрении вопроса о регулировании рынка жилья с помощью государственных и местных программ выделяют следующие направления:

политика стимулирования предложения, которая осуществляется двумя основными методами — строительством муниципального жилья и субсидированием строительства;

политика стимулирования спроса, т. е. субсидирование потребителей жилья через различные инструменты (пособия, сертификаты и т. д.).

Также можно говорить о таком направлении временного решения жилищной проблемы, как строительство арендного жилья и ограничение платы за наем жилья государственного и муниципального фонда.

Эти направления регулирования рынка жилья реализуются через соответствующие программы. Выделяют три основных типа программ.

1. Программы, стимулирующие спрос, нацелены на повышение доступности жилья для семей, на увеличение числа собственников (или арендаторов) жилья. Рост спроса на жилье может быть достигнут путем предоставления:

  • налоговых льгот, снижающих реальные затраты на приобретение жилья, в том числе с привлечением средств ипотечного жилищного кредита;
  • субсидий на оплату первоначального взноса при приобретении жилья или получении ипотечного жилищного кредита (так называемые авансовые субсидии); авансовые субсидии могут также предусматривать оплату затрат по получению ипотечного кредита, премии по ипотечному страхованию;
  • субсидий на компенсацию части ежемесячных платежей по ипотечным кредитам;
  • премий, связанных с жилищными сберегательными программами;
  • государственных гарантий по ипотечным ценным бумагам;
  • жилищных пособий на оплату содержания арендуемого или собственного жилья.

Кроме того, на увеличение спроса населения на жилье и ипотечные жилищные кредиты может повлиять развитие системы страхования кредитного риска при ипотечном жилищном кредитовании. Установление МРОТ также влияет на спрос на жилье.

Поскольку при субсидировании спроса получатель субсидии сам выбирает жилье, которое хочет купить или арендовать, такие субсидии считаются более эффективными, чем субсидии, стимулирующие предложение, которые привязывают граждан к конкретным видам жилья.

2. Программы, стимулирующие предложение, призваны увеличить предложение доступного жилья для отдельных категорий граждан, прежде всего — с невысокими доходами, путем строительства новых и реконструкции старых домов.

Прямую выгоду от реализации этих программ получают государственные и частные строительные организации, пред- латающие населению свои услуги по строительству жилья для улучшения жилищных условий. Субсидирование охватывает как программы по увеличению сектора арендного жилья, так и программы по росту частного жилищного фонда.

В рамках данной программы используются следующие инструменты:

  • налоговые льготы, предоставляемые застройщикам;
  • субсидирование транзакционных издержек путем возмещения строительным фирмам затрат, связанных с регистрацией, и других непроизводственных расходов, связанных с жилищным строительством;
  • предоставление средств на льготных условиях (по ценам ниже рыночных) на кредитование жилищного строительства;
  • система страхования кредитных рисков или предоставления гарантий при кредитовании жилищного строительства;
  • формирование земельных участков для жилищного строительства, оборудованных инженерно-техническими коммуникациями.

В целом субсидии, стимулирующие предложение, эффективны лишь тогда, когда рынок жилищного строительства не реагирует на растущий спрос граждан на недорогое жилье. Кроме того, возможны программы, которые стимулируют кредиторов предлагать недорогие кредиты застройщикам.

3. Отдельную группу составляют программы, направленные на развитие определенных районов. Такие программы могут сочетать в себе и поддержку конкретных застройщиков в части финансирования строительства инфраструктуры за счет бюджетных средств. Так, ограничение в стоимости квадратного метра жилья будет стимулировать спрос в таких микрорайонах.

Как отмечают специалисты фонда «Институт экономики города», основной недостаток субсидий, направленных на развитие предложения, состоит в том, что они деформируют рынок, в частности, когда государство берет на себя функции, которые могут более эффективно выполняться частным сектором.

Особенно неэффективно государство выполняет функции прямого предоставления жилищных кредитов, сдерживая тем самым активность частного сектора в области жилищного финансирования. Это объясняется тем, что государственные кредитные и финансирующие организации обычно получают крупные скрытые субсидии, и организации частного сектора не имеют возможности выйти на этот рынок.

Традиционные программы предложения на рынке жилья предусматривают поддержку государственных предприятий, занимающихся строительством государственного жилья, а также предоставление организациям, занимающимся строительством жилья, финансовых субсидий, земельных участков и строительных материалов, а также налоговых льгот и вычетов.

С точки зрения населения, основным недостатком жилищных программ, направленных на стимулирование предложения, является отсутствие выбора, поскольку граждане либо должны согласиться с тем, что им предлагают строительные организации в рамках программы, либо отказаться и остаться вообще ни с чем. Жилищные программы, направленные на субсидирование спроса, напротив, обеспечивают прямую передачу денежных субсидий домохозяйствам, которые получают возможность выбирать жилье среди разных производителей.

По причинам, названным выше, многие страны отказались от субсидий, направленных на расширение предложения, предпочтя систему авансовых субсидий, привязанных к конкретному получателю.

Однако если финансовые субсидии стимулируют спрос на жилье, а предложение жилья недостаточно гибко (т.е. не может расти в соответствии с растущим спросом), весь эффект от таких субсидий будет сведен на ноль увеличением цен на жилье, и для тех, кто не получает субсидии, жилье станет еще менее доступно. Кроме того, субсидирование в виде первоначального взноса при получении ипотечных кредитов будет иметь адекватный эффект только при условии развитого ипотечного рынка и доступности ипотечных кредитов для тех граждан, которые имеют право на субсидию. Поэтому при введении любого вида субсидий очень важно учитывать более широкий рыночный контекст.

Также на предложение оказывают влияние программы, косвенно связанные с развитием рынка жилья — программы развития транспорта и путей сообщения и программы, направленные на децентрализацию мест приложения труда, развитие территории и поселении, расположенных на удалении от быстрорастущих городов (например, перенос крупных предприятий в малые и средние города).

Все эти меры будут направлены на снижение спроса на жилье в быстрорастущих городах и расширение предложения жилья, жилищных услуг и земельных участков, пригодных для постоянного проживания, и, следовательно, усиливается конкуренция на рынке жилья и жилищных услуг. В современных условиях новые методы строительства позволяют строить здания большой этажности, и, хотя стоимость высотного строительства также велика, оно все-таки позволяет снизить стоимость жилья в больших городах. Появляются новые проекты индивидуального жилья, позволяющие снижать стоимость квадратного метра жилья.

Развитие ЖСК будет способствовать фиксации стоимости квадратного метра и закреплению нормативной ставки прибыли застройщиков. Но население самостоятельно в жилищно-строительные кооперативы объединиться не в состоянии, использование этого инструмента также будет расширять возможности приобретения жилья, ограничивать монопольную прибыль застройщиков, но требует участия и государства, и муниципальных органов власти в продвижении этого института, а также рассмотрение вопроса о предоставлении земельных участков ЖСК под строительство бесплатно.

Таким образом, и программы спроса, и программы предложения используют определенный набор мер. Эти меры могут быть объединены в следующие:

Жилищная помощь включает различные меры для улучшения жилищных условий и снижения стоимости жилья для граждан и семей с невысоким уровнем доходов (программы стимулирования спроса). Разновидностью этих мер являются жилищные пособия, направляемые на оплату содержания арендуемого или собственного жилья.

Жилищная поддержка предполагает поддержку усилий органов власти по улучшению качества и увеличению объемов строящегося жилья (как правило, программы стимулирования предложения, но отдельные меры могут быть направлены и на стимулирование спроса).

http://isfic.info/hompol/comep10.htm

9.6. Влияние налогов или субсидий

Что произойдет с ценой на товар, если государство введет налог в $1 на каждую проданную единицу товара? Многие люди ответили бы, что цена возрастет на доллар при условии, что теперь потребители платят на доллар больше за единицу товара, чем они платили бы без этого налога.

Или возьмем другой вопрос. Государство хочет ввести налог в 50 центов на галлон бензина и рассматривает два способа сбора этого налога. Согласно первому способу, собственник каждой заправочной станции поместил бы налоговые деньги (50 центов, умноженные на количество проданных галлонов) в запечатанный ящик, чтобы отдать его правительственному сборщику налогов. Второй способ — это уплата налога (50 центов, умноженные на количество купленных галлонов) непосредственно государству. Какой метод дороже обошелся бы покупателю? Многие люди сказали бы, что второй, но этот ответ тоже неправильный.

Бремя налога (или прибыль от субсидии) падает отчасти на потребителя, а отчасти на производителя. Более того, неважно, кто кладет деньги в ящик для сбора налогов (или отсылает чек правительству) — оба способа обходятся потребителю в одну и ту же сумму денег. Как мы увидим, доля налога, которая приходится на потребителя, зависит от формы кривых спроса и предложения, и, в частности, от соответствующих показателей эластичности спроса и предложения. Что касается первого вопроса, то налог в $1 на товар действительно вызвал бы рост цены, но обычно меньше, чем на доллар, а иногда значительно меньше. Чтобы понять, почему это так, мы используем кривые спроса и предложения. С их помощью мы выяс- *шм, как введение налога на товар затрагивает потребителей и производителей, и ^то при этом происходит с ценами и объемом выпуска этого товара.

Последствия специального налога. Для простоты мы рассмотрим специальный налог (specific tax) — налог в размере определенной суммы денег на единицу продаваемого товара. Это нечто противоположное налогу со стоимости (т. е. пропорциональному) (ad valorem tax), например, налогу с продаж, который взимается штатами. (Анализ налога со стоимости отличается несущественно и дает такие же количественные результаты.) В качестве примеров специального налога приведем федеральные налоги и налоги штатов на бензин и сигареты.

Предположим, что правительство вводит налог в t центов на единицу товара. Допустим, что все соблюдают закон, тогда правительство должно получить t центов за каждую проданную единицу товара. Это означает, что цена, которую платит покупатель, должна превышать чистую цепу, которую получает продавец, на t центов. Рисунок 9.13 иллюстрирует простое бухгалтерское тождество и его следствия. В данном случае Р0 и Qq представляют собой рыночную цену и объем производства перед введением налога. Рь — это цена, которую платит покупатель, а Р5 — это чистая цена, которую продавцы получают после введения налога. Отметим, что разность Pb — Ps равняется налогу t. На рис. 9.13 это количество обозначено как Qv

Кто несет бремя налога? На рис. 9.13 это бремя разделено примерно поровну между покупателями и продавцами. Рыночная цепа (цена, которую платят покупатели) возрастает на половину величины налога. А сумма, которую выручают продавцы, падает примерно на половину суммы налога.

Как показывает рис. 9.13, после введения налога должны выполняться четыре условия: 1.

Объем продаваемого товара и цена покупателя Ph должны лежать на кривой спроса (поскольку покупатели заинтересованы только в цене, которую им нужно заплатить). 2.

Объем продаваемого товара и цена продавца Р9 должны лежать на кривой предложения (поскольку продавцы беспокоятся только о сумме денег, которую они выручат после уплаты налога). 3.

Величина спроса должна равняться величине предложения (Q, на рисунке). 4.

Разница между ценой, которую платит покупатель, и ценой, которую получает продавец, должна равняться налогу t.

, Эти условия можно сформулировать в виде следующих равенств: QD = Q%P,)’ .

Государственный налог равняется ?(),, это сумма прямоугольников А и Б. Общее изменение благосостояния, ДС5 + ЛР5 + доход государства, следовательно, равняется -А-В-С-0 + А + Б =-В- С. Треугольники В и С представляют собой чистые потери от введения налога. г

На рис. 9.13 тяжесть налога делится примерно поровну между покупателями и продавцами, но в действительности это не всегда так. Если спрос относительно неэластичен, а предложение относительно эластично, бремя налога придется преимущественно на покупателей. Рисунок 9.14, а раскрывает причины этого явления: требуется относительно большое увеличение цены, чтобы снизить величину предложения даже ненамного, в то время как, чтобы снизить величину предложе-

Рис. 9.13. Действие налога

Рь — это цена с учетом налога, которую платят покупатели. Р5 — это цена, которую получают продавцы после вычета налога. В данном случае бремя налога распределяется между покупателями и продавцами. Покупатели теряют А + В, продавцы теряют/) + С, а государство получает А + /) в виде дохода. Чистые потери равны В+ С.

Субсидии спрос и предложение - картинка 5

ния, необходимо лишь небольшое снижение цены. Например, поскольку сигареты представляют собой пагубное пристрастие, эластичность спроса невелика (около —0,3), так что налоги штатов и федеральный налог на сигареты ложатся главным образом на покупателей. Рисунок 9.14, б показывает противоположный случай: если спрос относительно эластичен, а предложение относительно неэластично, бремя налога в основном ляжет на плечи продавцов.

Даже если мы имеем оценки эластичности спроса и предложения только для отдельной точки или небольшого промежутка цен и объемов вместо полных кривых спроса и предложения, мы можем примерно определить, кто будет нести основную часть бремени налога. При этом неважно, введен ли этот налог в действительности или находится только в процессе обсуждения — как вариант политического решения. Вообще налог ложится в основном на покупателя, если отношение Е/Е5 невелико, и приходится в основном на продавца, если отношение Е/Е5 является большим.

Фактически мы можем подсчитать процент налога, приходящийся на покупателей, используя следующую формулу «перекладывания»:

http://economy-ru.com/mikroekonomika-kniga/vliyanie-nalogov-ili-19079.html

Решение экономических задач на спрос и предложение

Большинство экономических задач на спрос и предложение однотипны и сводятся к необходимости определить равновесную цену или объем продукции, при которых рынок находится в равновесии. Это одна из самых легких задач экономической теории.

Важно помнить, что равновесие рынка может достигаться только при условии, что спрос равен предложению.

Обычно по условиям задачи даются уравнения спроса и предложения и предлагается по данным уравнениям определить точку равновесия.

Например, уравнение спроса:

Р – это цена товара (услуги)

Q – количество товара (услуги), который рынок готов продать или покупатель готов приобрести по данной цене.

Для определения равновесной цены и объема товара необходимо два данных уравнения приравнять друг другу и найти решение:

100 — 20P = 10P + 10

Отсюда Q = 100 — 20 * 3 = 10 * 3 + 10 = 40

Это решение также называется алгебраическим, то есть найденным путем решения уравнений.

Существует также табличный способ решения данной задачи. Когда студент сам произвольным образом задает значения цены (Р) и находит для каждого значения цены значение спроса и предложения по заданным уравнениям. А затем, путем анализа полученных значений, представленных в виде таблицы, находит то, при котором спрос равен предложению. Это и является ответом на задание.

Есть также графический способ решения данной задачи, который заключается в том, что по данным таблицы со значениями спроса и предложения для разных значений цены строятся кривые спроса и предложения и находится точка их пересечения, которая и будет являться точкой равновесия на рынке.

В данном случае точка Е является точкой равновесия, так как в ней пересекаются кривые спроса и предложения.

Также в задачах можно встретить усложнение условий и необходимость рассчитать новую точку равновесия на рынке в условиях, когда в рыночные взаимоотношения начинает вмешиваться государство. Например, оно может облагать налогом производителей или давать им субсидии. Здесь следует помнить, что введение налога на производителей неизбежно ведет к росту цен и изменению точки равновесия, так как производитель будет пытаться «отбить» дополнительные затраты с помощью покупателей. Если же государство вводить субсидии для производителей, то это имеет обратный эффект – цена будет снижаться.

С точки зрения решения задачи в случае с налогами новая равновесная цена будет определяться так. Допустим, государство ввело налог 3 рубля с каждой единицы товара. Тогда с каждой единицы товара производитель будет получать на 3 рубля меньше, и новое уравнение предложения будет выглядеть следующим образом:

Находим равновесную цену:

100 — 20P = 10(P — 3) + 10

Тогда Q = 100 – 20 * 4 = 20

Таким образом, равновесная цена стала больше, а равновесный объем – меньше.

Кривая предложения при этом сместится вниз вправо.

Если рассматривать случай с субсидиями, то ситуация противоположная. Допустим, государство дает субсидию для производителя в размере 3 рубля на каждую единицу товара. Тогда с каждой единицы товара производитель будет получать на 3 рубля больше, и новое уравнение предложения будет выглядеть следующим образом:

Находим равновесную цену:

100 — 20P = 10(P + 3) + 10

Тогда Q = 100 – 20 * 2 = 60

Таким образом, равновесная цена стала меньше, а равновесный объем – больше.

Кривая предложения при этом сместится вверх влево.

http://vsesdal.com/blog/reshenie-zadach/reshenie_ekonomicheskih_zadach_na_spros_i_predlozhenie

Воздействие на рыночное равновесие путем установления нетоварных дотаций.

Практическое занятие 1

Государственное регулирование рынка

Задача 1

На рынке чая спрос представлен функцией Рd = 180 – 3Q.

Предложение чая имеет вид: Рs = 70 + 2Q .

Государство решило ввести налог на производителей чая в размере 10 ден. ед. с единицы купленной продукции.

1. На сколько изменится объем продаж на рынке чая и его цена?

2. Сколько получит государство в виде налоговых поступлений?

Найдем первоначальное равновесие на данном рынке:

180 – 3Q = 70 + 2Q

Поскольку налог вводится на производителя продукции, изменится его функция предложения. Она будет иметь вид:

Новое равновесие на рынке определим из равенства Рs1=Pd:

180 – 3Q = 80 + 2Q

Pe1 = 180 — 3·20 = 120.

Теперь на рынке будет продаваться 20 ед. чая по цене 120 ден.ед.

Производитель получит цену Рs1 = 70 + 2·20 = 110.

Ту же самую цену Рs1 можно также определить вычитанием из цены, которую заплатит потребитель величины налога:

Рs1 = Рe – 10 = 120 – 10 = 110.

Налоговые поступления государству составят:

10·20 = 200 ден.ед. [P1E1E2 Р2].

Чистые потери общества равны (10·2)/2 = 10 [E1E0E2].

Проиллюстрируем наше решение на рисунке

Если подобный налог государство решит ввести на потребителей чая, ситуация на рынке ситуация на рынке будет следующая:

Поскольку налог вводится на потребителя продукции, изменится его функция спроса. Она будет иметь вид: Рd = (180 – 3Q) – 10 = 170 – 3Q .

Новое равновесие на рынке определим из равенства:

170 – 3Q = 70 + 2Q

На рынке будет продаваться 20 ед. чая по цене 120 ден.ед.

Производитель получит цену Рs2 , равную 70 + 2·20 = 110.

Задача 2

Рассмотрим другой способ налогообложения: государство вводит налог не в денежном выражении, а в процентном.

На рынке чая при первоначальных функциях спроса и предложения

Рd = 180 — 3Q и Рs = 70 + 2Q государство вводит налог на потребителей чая в размере 10% от цены единицы продукции.

1. На сколько изменится объем продаж на рынке чая и его цена?

2. Сколько получит государство в виде налоговых поступлений?

Решение.

Новая функция спроса будет иметь вид:

Pd1 = 0,909·(180 — 3QD ) = 163,64 – 2,73QD .

163,64 – 2,73Q = 70 = 2Q

Pe1 = 163,64 – 2,73·19,8 = 163,64 – 54,05 = 109,6

Государство получит в виде налоговых поступлений

(120,6 – 109,6)·19,8 = 217,8 ден.ед.

Это же решение можно получить следующим способом:

Поскольку налог платит потребитель, то Рd = (1 + t)·Рs, где t – величина налога (в долях). Выразим Qd = 60 – Pd / 3.

Аналогично, Qs =Ps / 2 – 35. В новой точке равновесия Qd = Qs

60 – Pd / 3= Ps / 2 – 35 ⇒ Pd = 1,1Рs ⇒

Qe1 = 60 – 120,6 / 3 = 19,8

Если государство вводит процентный налог на производителей, то за каждую единицу проданного товара производитель получит

Рs = (1 – t)· Рd, где t – величина налога в долях.

Для нашего числового примера получим условия:

60 – Pd / 3= Ps / 2 – 35 ⇒ Рs = 0,9Рd ⇒

Сумма налоговых поступлений составит (121,3–109,1)·19,6=239,12 ден.ед.

Таким образом, не имеет значения, кто является непосредственным плательщиком потоварного налога: продавец или покупатель. Результат будет один и тот же. Введение потоварного налога вызывает сокращение равновесного объема рынка, повышение цены, фактически уплачиваемой покупателями, и понижение цены, фактически получаемой продавцами. Степень воздействия потоварного налога на объем продаж зависит от наклонов линий спроса и предложения.

Воздействие на рыночное равновесие путем установления нетоварных дотаций.

Задача 1

На рынке данного товара определены функция спроса QD = 15 – 3P и функция предложения Qs = -5 + 2P. Данный товар субсидируется из бюджета в размере 2 долл. за единицу.

1) равновесную цену и объем продаж после введения субсидии;

2) общую сумму расходов бюджета на субсидирование товара.

Найдем первоначальное равновесие на данном рынке:

Так как дотация входит в цену производимого товара, найдем обратные функции:

Поскольку дотация вводится на производителя продукции, изменится его функция предложения. Она будет иметь вид:

Новое равновесие на рынке определим из равенства Рs1=Pd:

Pe1 = 5 – 5,4/3 = 3,2.

Теперь на рынке будет продаваться 5,4 ед. товара по цене 3,2 долл..

Производитель получит цену Рs1 = 2,5 + 5,4/2 = 5,2.

Ту же самую цену Рs1 можно также определить прибавлением к цене, Pe1 величины субсидии:

Государственные расходы составят:

Задача 2

Проанализируем изменения, возникающие на рынке в случае выплаты государством дотации.

Функции спроса и предложения на рынке определены как QD = 435 – 4P; QS= 15 + 8P. Городские власти установили, что товар не может продаваться дороже 21 ден. единицы. Чтобы избежать дефицита, власти ввели субсидию производителям за каждую единицу проданного товара.

Чему должна быть равна величина субсидии, при которой на рынке установится равенство спроса и предложения?

До вмешательства городских властей на рынке существовало равновесие Eо: QD = QS

435 – 4Р = 15 + 8Р ⇒ Pо = 35, Qо = 295.

Но городские власти решили, что цена Pо = 35 слишком высока для данной продукции и определили «потолок» цены в 21 денежную единицу.

При Р = 21 спрос потребителей на данный продукт будет равен

QD = 435 — 4·21 = 351 ед.,

а предложение производителей будет равно

Qs = 15 + 8·21 = 183 ед.

Чтобы на рынке продавалась 351 единица продукции, государство должно субсидировать производителей, т.е. цена для производителей должна удовлетворять условиям: QS = 351 ⇒ 15 + 8Р = 351.

Мы получаем, что цена, по которой производители продадут 351 единицу продукции будет равна 42 ден.ед.

Общая сумма дотации будет равна 351·21 = 7371 ден.ед.

Введение фиксированной цены

http://lektsii.org/13-41912.html

Спрос и предложение

Спрос, закон спроса, факторы, влияющие на спрос.

Спрос – Количество продукта, которое потребители желают и в состоянии купить по определенной цене в течение определенного времени при прочих равных условиях.

Закон спроса – при прочих равных условиях, чем ниже цена на товар, тем больше спрос или наоборот. Между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость.

Факторы, влияющие на спрос:

Предпочтения и вкусы потребителей.

Зависит от таких факторов как реклама, мода, качество товаров, обычаи.

Уровень доходов у населения.

Повышение доходности населения приводит к повышению спроса на товары.

Изменение цен на взаимозаменяемые товары.

При повышении цены на такой товар потребитель может выбрать альтернативу такому товару.

Если потребители ожидают изменения цен в связи с какими-то факторами, это может повлиять на желание купить нужный товар в данный момент, соответственно это влияет на спрос.

Эффект отложенного спроса.

Сезонность спроса. В зависимости от времени года спрос может изменяться.

Предложение, закон предложения, факторы, которые влияют на предложение.

Предложение – способность производителей предоставить товар потребителю по определенной цене. Объем предложения зависит от объема производства.

Закон предложения – между ценой и уровнем спроса существует положительная (прямая) зависимость, с повышение цены возрастает предложение или наоборот.

Цена на ресурсы.

Цена на ресурсы, используемые в производстве. Чем больше цена на ресурсы, тем меньше производитель получает прибыль. Соответственно у производителя меньше желания производить товар.

Технологическое усовершенствование обычно приводит к рационализации использования ресурсов. Соответственно затраты на ресурсы снижаются. Можно произвести больше товара, соответственно предложение возрастает.

Обычно каждый производитель стремится к максимизации прибыли, что увеличивает предложение. Но производитель может преследовать другие цели. Допустим, производить товар с меньшим загрязнением окружающей среды. Это может привести к меньшему объему производства, к меньшему предложению.

Налоги и субсидии.

Налоги ведут к увеличению расходов и уменьшению предложения, субсидии ведут к уменьшению расходов.

Цены на другие товары.

Резкое повышение цен на нефть может увеличить предложение угля.

Ожидание инфляции, возможные инвестиции.

Количество производителей на рынке.

Чем больше производителей занимаются выпуском товара, тем больше предложение.

Рыночное равновесие

Рыночное равновесие – ситуация когда спрос равен предложению. Считается что это идеальная ситуация на рынке, к которой нужно стремится. Все производители стремятся, чтобы спрос был равен предложению.

Типы рыночного равновесия:

Возрастает спрос, но производители не могут увеличить предложение. Тогда равновесие устанавливается путем повышения цены до того момента, пока не установится рыночно равновесие.

При повышении спроса предложение повышается путем дополнительно загрузки производственных мощностей.

Достигается путем расширения производственных мощностей или организации новых предприятий по производству товара.

Эластичность спроса

Эластичность спроса – реакция потребителя на изменение цены товара.

Если при изменении цены спрос на товар сильно меняется, то товар считается эластичным.

Если при изменении цены спрос на товар существенно не меняется , то спрос считается неэластичным.

Абсолютно эластичный спрос.

Существует только одна цена, при которой потребители будут покупать товар. Изменение цены могут привести к нулевому или неограниченному спросу.

Абсолютно неэластичный спрос.

Вне зависимости от изменения цены спрос будет одинаковым.

Эластичность предложения

Эластичность предложения – степень чувствительности предложения на изменение цены предлагаемого для потребителя товара.

Виды эластичности предложения:

Предложение существенно не меняется при изменении цены. Например, рынок рыбы. Так как товар портится, его нужно продать. К концу срока годности уже не важно, по какой цене.

При изменении цены предложение существенно изменяется. Свойственно товарам длительного хранения.

Абсолютно неэластичное предложение.

Как бы не изменялась цена, предложение будет постоянно на одном уровне.

Абсолютно эластичное предложение.

Существует только одна цена, по которой товар будет предлагаться на рынке. Любое изменение цены приводит к полному отказу от производства либо к неограниченному увеличению предложения.

http://profmeter.com.ua/communication/learning/course/course3/lesson930/

РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ И СУБСИДИИ

Своего рода антиподом налогов являются государственные субсидии, или дотации, т.е. доплаты производителю. Чтобы стимулировать производство некоторых товаров, государство может взять на себя часть затрат производителя. Так, оно может поддержать убыточную шахту, чтобы не допустить ее закрытия. Или национальное сельскохозяйственное производство, чтобы миллионы фермеров не стали безработными. Или высокотехнологичный проект, чтобы закрепить лидерство своей страны в определенной области техники. Соответствующая ситуация изображена на рис. 4.22.

Субсидии спрос и предложение - картинка 10

Рис. 4.22. Последствия введения субсидии

Субсидия (Н) вызывает понижение кривой предложения из положения S в положение Sj. Тем самым возникает новая точка равновесия Ot и соответствующие ей равновесная цена и равновесный объем Qj. Очевидно, что общая сумма затрат государства на субсидии составит произведение Q) х Н или (на графике) площадь прямоугольника PiOiBPs.

За каждый проданный товар производитель получит доплату Н, т.е. фактическая продажная цена товара с учетом субсидии для него будет равна Ps = Pi + Н. Легко заметить, что по сравнению с прежней равновесной ценой Ро производитель получит ценовую надбавку в размере (Ps—Р). То есть его выигрыш будет выражаться площадью трапеции PsBOPo. В свою очередь потребители заплатят за товары на (Ро — Pi) меньше, чем прежняя равновесная цена Р. Их выигрыш будет равен площади трапеции Р0ОО1Р1.

Обратим внимание на то, что из всей суммы субсидии величина, соответствующая треугольнику OOiB, не досталась ни производителю, ни потребителю. Фактически это чистые потери общества от предоставления субсидии. Как и в случае с налогами, за искусственное отклонение точки равновесия от естественного уровня приходится платить — часть суммы дотации пропадает зря.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НАЛОГОВОГО БРЕМЕНИ

Распределение налогового бремени, его воздействие на производство и потребление зависит в первую очередь от эластичности производства и предложения. Воспользуемся полученными знаниями об эластичности и проследим последствия этой зависимости.

НАЛОГИ И ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА

Субсидии спрос и предложение - картинка 11

Рис. 4.23. Распределение налогов с продаж в условиях различной эластичности спроса

И это понятно, если вспомнить, что эластичный спрос, как правило, предполагает наличие товаров-субститутов, т.е. товаров, замещающих данный товар в потреблении. Если чуть повысишь цену на такой товар, то спрос резко упадет, переключившись на товары-заменители.

В силу равенства старой и новой цен в изображенном на рис. 4.23, а экстремальном случае с абсолютно эластичным спросом потери потребителей отсутствуют. В более реалистичном случае эластичного спроса они возникнут, но будут невелики из-за близости цен без налогообложения и с налогообложением. За Qt единиц продукции потребителям придется заплатить немногим больше, чем до введения налога.

В то же время резкое падение производства после увеличения акцизного сбора способно разорить производителя, поскольку налоговое бремя ему придется нести в одиночку. Ведь цена не изменилась (или почти не изменилась в более реалистическом случае), а налог государству платить надо.

В случае абсолютно неэластичного спроса (рис. 4.23, 6), т.е. в ситуации, когда у потребителя нет возможности ни перейти от подорожавшего вследствие введения налогов товара к более дешевому, ни отказаться от него вовсе, равновесная цена поднимется сильно, а объем реализуемой продукции не сократится. Рост налоговых поступлений в этих условиях будет велик (заштрихованный прямоугольник). Ведь Q не сократилось и налог уплачивается со всей этой товарной массы.

Распределение налогового бремени будет следующим: потери производителя равны нулю, а потребитель оплатит весь прирост цены. Все это хорошо видно на рисунке: цена Pj больше Р на Т. Это значит, что за вычетом налогов производитель получит столько же, сколько получал (Pt — Т = Р, или, что то же самое, Ps = Р). Зато всё повышение налогов Т отразится на повышении цены, т.е. его придется полностью оплатить потребителю.

При более реалистичных допущениях — неэластичном, но не абсолютно неэластичном спросе — на потребителя ляжет большая часть налогового бремени, но небольшая доля ляжет и на производителя.


http://bstudy.net/740819/ekonomika/rynochnoe_ravnovesie_subsidii

Корректирующая роль субсидий производителям и потребителям

Широкое применение в хозяйственной практике многих стран находит государственное регулирование цен с помощью субсидий. Они призваны интернализовать (трансформировать) положительный внешний эффект в цены. Принято различать субсидии со стороны спроса (потребителям) и со стороны предложения (производителям).

Субсидии со стороны спроса имеют своей целью повышение покупательной способности малообеспеченных групп населения на приобретение конкретных товаров и услуг, которые дают положительные внешние эффекты. Это проявляется в предоставлении правительством бедным семьям соответствующих талонов (карточек) на соответствующие товары и услуги. Потребители могут приобретать их по пониженным ценам или бесплатно, а продавцы и производители, принимая карточки (талоны), получают денежную эквивалентную компенсацию и имеют возможность для всех групп населения поддерживать цены на равновесном уровне. Производители могут продавать товары и услуги, связанные с положительными внешними эффектами по рыночным ценам свободной конкуренции. Но при этих ценах без субсидий в силу низких доходов бедные семьи могут быть полностью лишены возможности приобретать или же могут приобретать в меньшем размере указанные социально значимые блага. На них положительный внешний эффект целиком не распространяется.

Кривая спроса Z), отражает для низкооплачиваемых потребителей положительный внешний эффект товаров и услуг (рис. 6.5).

Предоставление правительством субсидий для указанной группы населения позволяет увеличить потребление благ с Q

до Q.

Субсидии спрос и предложение - картинка 13

Рис. 6.5. Субсидии потребителям (субсидии со стороны спроса на товары и услуги)

S — предложение; D, — несубсидируемый спрос;

D

— субсидируемый спрос; Е = BZy — субсидия потребителя

Субсидия, отражающая положительный внешний эффект, передвигает кривую спроса Dv

учитывающую предельные частные издержки, до кривой спроса D, которая учитывает предельные общественные выгоды, представляющие собой сумму предельных частных выгод и субсидий. Потребитель благодаря субсидии имеет возможность по равновесной цене Р купить большее количество товаров и услуг.

Вместе с тем существует практика субсидирования (дотация) производителей, выпускающих социально значимую продукцию, имеющую положительный внешний эффект. Субсидии перемещают предложение с S

до S и увеличивают производство благ с Q до Q при снижении цен с Р до Р (рис. 6.6). Благодаря этому расширяется спрос на товары и услуги для всех потребителей. Субсидии производителей означают применение дотационных, социально низких цен. В качестве примера можно привести график субсидий со стороны предложения, учитывающий выгоды производителя и потребителя (см. рис. 6.6).

Р] цена, которая назначается государством для потребителей. Она ниже рыночной цены Р

(способствует расширению спроса потребителей товара с 0, до Q2). Дотации (Z) передвигают кривую предложения с S до Sr

Субсидии производителям и установление социально низких, дотационных цен имеют ряд существенных недостатков.

Во-первых, от применения дотационных цен в большей степени выигрывают высоко- и среднеоплачиваемые слои населения, чем малообеспеченные. Выплаты из бюджета при выделении субсидий производству выше, чем при субсидировании потребителей. Последнее носит адресный, целевой характер и охватывает специальные группы потребителей.

Субсидии спрос и предложение - картинка 14

Рис. 6.6. Субсидии производителям (субсидии со стороны предложения товаров и услуг)

S, — субсидированные предложения товаров и услуг;

S— несубсидированные предложения товаров и услуг;

ZZ2 — размер субсидии (Е); Р2

— цена, которая устанавливается государством для производителей, она выше рыночной цены Р (способствует увеличению производства благ с О до О,)

Во-вторых, субсидии производителя деформируют структуру цен, подрывают их основную информационную, сигнальную функцию. А это ведет к нарушению ценового равновесия, к нерациональному размещению и использованию ресурсов. Дотационные цены устанавливаются в виде потолка цен, когда он ниже равновесных цен. Без этого теряется смысл введения ценового потолка. Установление потолка цен на конкретный товар при солидных правительственных субсидиях производителям этого товара может решить проблему спроса на него. Но это сопряжено с большими излишествами, ибо формирует неэкономический тип мышления, нерациональный, нерачительный подход к дешевому благу.

Несмотря на описанные выше преимущества, субсидии потребителям имеют существенный недостаток, что и не позволяет широко применять их в практике реализации экономической и социальной политики большинства государств, поскольку, как уже отмечалось выше, в отличие от субсидий производителям, функция благосостояния которых утилитарна и, соответственно, их применение способствует формированию среднего класса, субсидии потребителям, у которых функция индивидуальной полезности аддитивна, действуют особенно в отношении низкодоходных групп населения (степень риска оппортунистического поведения которых достаточно велика) в основном прямо наоборот. Для решения данной проблемы возможно применение нормативного метода финансирования, так называемое подушевое финансирование, которое позволяет сохранить порядок предоставления субсидий производителям, но осуществляя их финансирование в соответствии с числом конкретных потребителей.

http://studref.com/633577/ekonomika/korrektiruyuschaya_rol_subsidiy_proizvoditelyam_potrebitelyam

Литература

  1. Введение в специальность «Юриспруденция». — М.: Юнити-Дана, 2013. — 264 c.
  2. Конституционное право зарубежных стран; АСТ, Сова — Москва, 2010. — 160 c.
  3. Московский городской суд в системе органов государственной власти Российской Федерации. История и современность: моногр. . — М.: Проспект, 2014. — 192 c.
  4. Пчелинцева, Л.М. Семейное право России; Норма, 2011. — 704 c.
  5. Витрук, Н.В. Общая теория юридической ответственности / Н.В. Витрук. — М.: Норма, 2017. — 391 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях