WordPress

Учет субсидий в бухгалтерском учете ано

Учет субсидий в бухгалтерском учете ано - картинка 1

Учет субсидий НКО на УСН

1. Как отражается в БУ и НУ некоммерческой организации (НКО), применяющей УСН с объектом налогообложения «доходы-расходы», а также НКО на ОСНО, получение субсидии из бюджета в целях возмещения текущих затрат, связанных с осуществлением уставной деятельности?
2. Как отражаются затраты организации, на возмещение которых предоставляется субсидия (привести примеры проводок)?
3. Как формируется налог на прибыль на ОСНО?
4. Как формируется налоговая база на УСН?
Нужен конкретный ответ + примеры с проводками.
5. НКО оказывает услуги по присмотру и уходу и дополнительным образовательным услугам, заключается два договора с физлицами (ПИУ, ДОУ), в которых прописывается ежемесячная стоимость услуг, нужно ли ежемесячно подписывать акты выполненных работ с каждым воспитанником?

Наш ответ

1

Бухгалтерский учет

Отражение в учете субсидии из федерального бюджета осуществляется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000, утвержденным Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 92н (п. 4 ПБУ 13/2000).

В данном случае в соответствии с учетной политикой бюджетные средства признаются в бухгалтерском учете по мере их фактического получения. Соответственно, возникновение целевого финансирования отражается при поступлении денежных средств (что предусмотрено абз. 2 п. 7 ПБУ 13/2000).

По общему правилу бюджетные средства, полученные на финансирование текущих расходов, списываются со счета учета целевого финансирования на увеличение финансовых результатов (как прочие доходы в виде стоимости активов, полученных безвозмездно) в периоды признания расходов, на финансирование которых они предоставлены (п. п. 8, 9 ПБУ 13/2000, п. 7 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Порядок учета бюджетных средств, предоставленных на финансирование расходов, понесенных в предыдущие отчетные периоды, приведен в п. 10 ПБУ 13/2000 и предусматривает отнесение средств целевого финансирования на увеличение финансовых результатов без использования счета учета целевого финансирования. Однако отметим, что использование счета учета целевого финансирования в такой ситуации является целесообразным. Такой порядок учета упрощает заполнение форм бухгалтерской отчетности в части предоставления информации о государственной помощи.

Содержание операций

Дебет

Кредит

Отражена сумма полученной бюджетной субсидии

51

86

Сумма субсидии, полученной на возмещение затрат, понесенных в предыдущие периоды, отнесена на прочие доходы

86

91-1

Налог, уплачиваемый при применении УСН

При определении объекта налогообложения в связи с применением УСН учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном п. п. 1 и 2 ст. 248 Налогового кодекса РФ, и не учитываются доходы, указанные, в частности, в ст. 251 НК РФ (п. 1, пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ).


В соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются в том числе целевые поступления на содержание НКО и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики — получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

Средства, предоставленные из федерального бюджета, относятся к целевым поступлениям на содержание НКО и ведение ими уставной деятельности (пп. 3 п. 2 ст. 251 НК РФ) (см. также Письмо Минфина России от 25.07.2016 N 03-11-10/43497).

Таким образом, поскольку субсидии предоставлены некоммерческой организации безвозмездно на осуществление уставной деятельности, а не в оплату выполненных такой организацией работ, оказанных услуг, при ведении раздельного учета указанные средства не учитываются при определении налоговой базы (Письмо Минфина России от 11.03.2013 N 03-11-06/2/7127).

Налог на прибыль

Порядок учета в целях налогообложения указанных субсидий зависит от организационно-правовых форм некоммерческих организаций — получателей субсидий, целей их создания, предусмотренных законодательством Российской Федерации и уставными документами, а также условий предоставления и предназначения субсидий.

В ст. 251 НК РФ приведен исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при налогообложении прибыли организаций.

Перечни средств, признаваемых средствами целевого финансирования и целевыми поступлениями, не учитываемыми в целях налогообложения прибыли, установлены соответственно пп. 14 п. 1 и п. 2 ст. 251 НК РФ.

Согласно пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при формировании налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.

К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования или федеральными законами, в частности, в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также в виде субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям и автономным учреждениям.

В соответствии с положениями п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и введение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц, использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики — получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

К таким целевым поступлениям согласно пп. 3 п. 2 ст. 251 НК РФ относятся средства, предоставленные из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций.

Целевой характер подобных выплат проявляется в возложении на получателя бюджетных средств обязанности осуществить их расходование в соответствии с определенными целями.

Таким образом, если субсидии предоставлены некоммерческой организации безвозмездно на осуществление уставной деятельности (включая субсидии, предоставляемые по решениям Президента Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти некоммерческим организациям (в том числе социально ориентированным некоммерческим организациям) на осуществление уставной деятельности), а не в оплату стоимости выполненных такой организацией работ, оказанных услуг, то при введении раздельного учета указанные средства не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Однако в случаях предоставления субсидий в целях возмещения затрат некоммерческой организации в связи с оказанием ею специализированных видов услуг в соответствии с государственным (муниципальным) заданием полученные субсидии не могут рассматриваться ни в качестве средств целевого финансирования, ни в качестве целевых поступлений.

Такие субсидии должны учитываться при определении налоговой базы в составе доходов организации. При этом расходы, на возмещение которых организации предоставлены субсидии, также учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в установленном порядке (см. Письмо Минфина России от 22.02.2012 N 03-03-06/4/11)

2

Приобретение оборудования (объекта основных средств)

http://express-consalt.ru/blog/otvet/uchet-subsidij-nko-na-usn/

Учет субсидий некоммерческими организациями

Суммы финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций налогом на прибыль не облагаются. Такая льгота установлена подпунктом 3 пункта 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ.

Некоммерческая организация, чтобы применять льготу должна быть бюджетополучателем, и как таковая указана в бюджетной росписи. А поступления из бюджета должны соответствовать определениям бюджетных ассигнований и субсидий, указанных в статьях 69 и 78.1 Бюджетного кодекса РФ.

Для НКО типична ситуация, когда они получают деньги не на прямую из бюджета, а от выше стоящего органа. Например, от Департамента образования. В этом случае необходимо внимательно читать договор.

Если между НКО и Департаментом заключен договор возмездного оказания услуг, стороны которого именуются «заказчик» и «исполнитель» (либо «сторона 1» и «сторона 2», но по сути условия возмедности соблюдаются), то поступления по такому договору являются доходами от реализации. И облагаются не только налогом на прибыль, но и НДС. Даже в том случае, если в платежном поручении на получение средств есть запись – «НДС не облагается». Конечно, налог платить не нужно будет, если НКО получило освобождение от уплаты этого НДС.

В бухучете такие поступления отражают по кредиту счета 90 «Выручка».
Данная ситуация не прослеживается из присланного для анализа договора. И, казалось бы тогда, НКО отражать в доходах субсидию не нужно.

Данные поступления являются ассигнованиями, субвенциями или субсидиями. В этом случае полученные средства не учитываются при расчете налога на прибыль, как целевые поступления. Они отражаются на счете 86 и указываются в форме № 6 «Отчет о целевом использовании полученных средств», по строке 250 «Прочие».
НДС такие поступления тоже не облагаются. Главное, чтобы бухгалтер НКО по ошибке не выставил счета-фактуры. Ведь получение субсидий или субвенций реализацией не является.
Однако вся проблема в том, что НКО не указана в бюджетной росписи сама, как получатель бюджетных средств. И получается, что требования:
– пункта 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ «… налогоплательщики – получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений» и
– подпункта 3 пункта 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ «…к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся…средства, предоставленные из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций…»,
не соблюдаются.

На основании этого Минфин России указывает, что данные суммы облагаются налогом на прибыль, см.:
– Письмо Минфина России от 15.02.2011 N 03-03-06/4/10
Разъясняется, что субсидии, полученные автономной некоммерческой организацией для возмещения затрат на предоставление гражданам специализированных медицинских услуг, учитываются в доходах. Данные средства не могут рассматриваться ни в качестве средств целевого финансирования, ни в качестве целевых поступлений.
– Письмо Минфина России от 12.02.2010 N 03-03-06/1/68
Финансовое ведомство разъясняет, что субсидии, полученные организациями в порядке, предусмотренном ст. 78 БК РФ, в целях возмещения затрат или недополученных доходов от производства (реализации) товаров, выполнения работ, оказания услуг, учитываются при исчислении налога на прибыль.

Если из взаимоотношений с Департаментом образования будут подразумевать, что НКО выполняет определенную программу (то есть можно будет признать, что Вы оказываете услугу, по расходам которой и отчитываетесь), скорее всего, возникнет еще и вопрос начисления НДС (исключение – образовательные лицензионные услуги).

При получении субсидии (на первое число каждого квартала):
ДЕБЕТ 76 субсчет «Департамент образования» КРЕДИТ 90
– 1 893 358,8 руб. – полученная субсидия включена в состав доходов;

При получении денег:
ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 76 субсчет «Департамент образования»
– 1 893 358,8 руб. – получена субсидия.

Из материалов аудиторских проверок ООО “Академия успешного бизнеса”

http://www.sba-consult.ru/publications/1502/6210/

Об учете автономной некоммерческой организацией субсидий в целях налога на прибыль

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ

ПИСЬМО

от 22.12.2017 г. N 03-03-06/3/86055

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение о применении отдельных положений статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации и сообщает следующее.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг.

Следовательно, целью создания автономной некоммерческой организации является предоставление услуг в вышеназванных областях.

Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг регламентировано статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ), в соответствии с которой субсидии указанным лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Кроме того, в соответствии со статьей 78.1 БК РФ некоммерческие организации также могут быть получателями субсидий из бюджета, в случае если это предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.

Как следует из обращения, субсидии автономной некоммерческой организации выделяются в целях возмещения выпадающих доходов в связи с оказанием социальных услуг.

В соответствии с положениями статьей 246 и 247 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) российские организации являются плательщиками налога на прибыль организаций, объектом налогообложения по которому является прибыль, полученная налогоплательщиком, определяемая как разница между полученными доходами и произведенными расходами в соответствии с нормами главы 25 НК РФ.

В соответствии со статьей 249 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Внереализационными доходами признаются доходы, не указанные в статье 249 НК РФ.

В статье 251 НК РФ приведен исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при налогообложении прибыли организаций.

Перечень средств, признаваемых средствами целевого финансирования и целевыми поступлениями, не учитываемыми в целях налогообложения прибыли, установлен подпунктом 14 пункта 1 и пунктом 2 статьи 251 НК РФ.

Так, согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ при формировании налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.

К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования или федеральными законами, в частности, в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также в виде субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям и автономным учреждениям.

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц, и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики — получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

Целевой характер выплат проявляется в возложении на получателя бюджетных средств обязанности осуществить их расходование в соответствии с определенными целями.

В рассматриваемом случае средства в виде субсидий выделяются автономной некоммерческой организации на договорных условиях в рамках оказания социальных услуг.

Таким образом, полученные субсидии не могут рассматриваться автономной некоммерческой организацией в целях налога на прибыль организаций ни в качестве средств целевого финансирования, ни в качестве целевых поступлений.

В этой связи получаемые автономной некоммерческой организацией субсидии должны учитываться при определении налоговой базы в составе доходов организации. При этом расходы, на возмещение которых организации предоставлены субсидии, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в общеустановленном порядке.

Одновременно сообщаем, что для организаций, осуществляющих социальное обслуживание граждан, главой 25 НК РФ установлены положения, предусматривающие применение налоговой ставки по налогу на прибыль организаций 0 процентов (статья 284.5 НК РФ).

Для применения указанной ставки организация, в частности, должна быть включена в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации.

Кроме этого, доля доходов за налоговый период от осуществления деятельности по предоставлению гражданам социальных услуг должна составлять не менее 90 процентов всех доходов, учитываемых при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций, а также должны соблюдаться иные условия, предусмотренные статьей 284.5 НК РФ, по наличию численности работников организации, отсутствию операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок.

При этом для целей статьи 284.5 НК РФ деятельностью по осуществлению социального обслуживания граждан признается деятельность по предоставлению гражданам социальных услуг, включенных в перечень социальных услуг по видам социальных услуг для применения налоговой ставки 0 процентов организациями, осуществляющими социальное обслуживание граждан, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2015 N 638 (пункт 1 статьи 284.5 НК РФ).

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента

http://112buh.com/resursy/zakonodatel-stvo/pis-ma/minfin/ob-uchete-avtonomnoi-nekommercheskoi-organizatsiei-subsidii-v-tseliakh-naloga-na-pribyl/

Как НКО учитывать субсидии на оказание социальных услуг

Автономной некоммерческой организации выделяются субсидии в целях обеспечения затрат, связанных с оказанием социальных услуг. Что с налогом на прибыль? Ответ на этот вопрос дал Минфин в письме № 03-03-05/94512 от 25.12.2018.

В статье 251 НК приведен исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при налогообложении прибыли организаций.

Так, согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 251 НК при формировании налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.

Целевой характер выплат проявляется в возложении на получателя бюджетных средств обязанности осуществить их расходование в соответствии с определенными целями.

В рассматриваемом случае средства в виде субсидий выделяются автономной некоммерческой организации на договорных условиях в рамках оказания социальных услуг.

Таким образом, полученные субсидии не могут рассматриваться автономной некоммерческой организацией в целях налога на прибыль организаций ни в качестве средств целевого финансирования, ни в качестве целевых поступлений.

В этой связи получаемые автономной некоммерческой организацией субсидии должны учитываться при определении налоговой базы в составе доходов организации. При этом расходы, на возмещение которых организации предоставлены субсидии, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в общеустановленном порядке.

http://www.klerk.ru/buh/news/481749/

Учет субсидий в бухгалтерском учете ано

Учет субсидий в бухгалтерском учете ано - картинка 7

Письмо Министерства финансов РФ
№ 03-03-05/94512 от 25.12.2018

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо от 06.12.2018 и сообщает следующее.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг.

Следовательно, целью создания автономной некоммерческой организации является предоставление услуг в вышеназванных областях.

Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг регламентировано статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ), в соответствии с которой субсидии указанным лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Кроме того, в соответствии со статьей 78.1 БК РФ некоммерческие организации также могут быть получателями субсидий из бюджета, в случае если это предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.

Как следует из обращения, субсидии автономной некоммерческой организации выделяются в целях обеспечения затрат, связанных с оказанием социальных услуг.

В соответствии с положениями статьей 246 и 247 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) российские организации являются плательщиками налога на прибыль организаций, объектом налогообложения по которому является прибыль, полученная налогоплательщиком, определяемая как разница между полученными доходами и произведенными расходами в соответствии с нормами главы 25 НК РФ.

В соответствии со статьей 249 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Внереализационными доходами признаются доходы, не указанные в статье 249 НК РФ.

В статье 251 НК РФ приведен исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при налогообложении прибыли организаций.

Перечень средств, признаваемых средствами целевого финансирования и целевыми поступлениями, не учитываемыми в целях налогообложения прибыли, установлен подпунктом 14 пункта 1 и пунктом 2 статьи 251 НК РФ.

Так, согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ при формировании налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.

К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования или федеральными законами, в частности, в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также в виде субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям и автономным учреждениям.

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц, и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики — получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

Целевой характер выплат проявляется в возложении на получателя бюджетных средств обязанности осуществить их расходование в соответствии с определенными целями.

В рассматриваемом случае средства в виде субсидий выделяются автономной некоммерческой организации на договорных условиях в рамках оказания социальных услуг.

Таким образом, полученные субсидии не могут рассматриваться автономной некоммерческой организацией в целях налога на прибыль организаций ни в качестве средств целевого финансирования, ни в качестве целевых поступлений.

В этой связи получаемые автономной некоммерческой организацией субсидии должны учитываться при определении налоговой базы в составе доходов организации. При этом расходы, на возмещение которых организации предоставлены субсидии, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в общеустановленном порядке.

Получайте свежие нормативные акты в удобном формате!
Загрузите бесплатное приложение «Нормативные акты для бухгалтера» для Windows!

http://na.buhgalteria.ru/document/n169689

Ведение раздельного учета средств в НКО

Почему так важно вести раздельный учет средств?

Имущество, полученное НКО в рамках целевого финансирования, а также целевые поступления на их содержание и ведение ими уставной деятельности, налогом на прибыль не облагаются. При этом НКО, получившие целевые средства, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования (целевых поступлений).

При отсутствии раздельного учета у организации, получившей целевое финансирование, указанные средства рассматриваются как подлежащие обложению налогом на прибыль с даты их получения. Это означает, что необходимость ведения раздельного учета некоммерческими организациями закреплена законодательно и обусловлена строго определенной целью — средства целевого финансирования не должны рассматриваться как подлежащие налогообложению.

Здесь речь идет о налоговом учете и, соответственно, ведении самостоятельных регистров налогового учета. Тем не менее их можно и не вести. Если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ, то налогоплательщик вправе дополнять применяемые им регистры бухгалтерского учета специальными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета (ст. 313 НК РФ).

Поскольку дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета определенными реквизитами менее трудоемко, чем вести самостоятельные регистры налогового учета, то НКО, осуществляющим наряду с уставной некоммерческой предпринимательскую деятельность, проще вести раздельный учет доходов (расходов), полученных в рамках целевого финансирования (целевых поступлений), и доходов (расходов) по коммерческой деятельности непосредственно в бухгалтерском учете.

Что следует понимать под ведением раздельного учета — ни в налоговых, ни в бухгалтерских нормативных документах не сказано. На практике под организацией раздельного учета подразумевается любой метод, который позволяет достоверно:

  • отразить на счетах бухгалтерского учета данные, характеризующие доходы и расходы по разным видам деятельности;
  • определить показатели, необходимые для полноты исчисления какого-либо налога.

Избранный метод раздельного учета следует обязательно закрепить в своей учетной политике, причем как для бухгалтерского, так и для налогового учета.

Раздельный учет доходов

Бухгалтерский учет доходов и расходов ведется НКО в соответствии с требованиями Положений по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 и «Расходы организации» ПБУ 10/99.

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов сумма выручки от продажи товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг (если они есть) отражается НКО по счету 90 «Продажи», а средства целевого финансирования учитываются на счете 86 «Целевое финансирование».

Таким образом, раздельный учет доходов у НКО, занимающихся предпринимательской деятельностью, возникает автоматически — в связи с отражением выручки и средств целевого финансирования на разных синтетических счетах, а вот с раздельным учетом целевых поступлений дело обстоит несколько сложнее.

НКО обычно имеет несколько источников целевого финансирования — это могут быть как субсидии, полученные из бюджета, так и пожертвования от физических и юридических лиц. Для разделения полученных целевых средств, следует, как и в случае с доходами от предпринимательской деятельности, воспользоваться возможностями синтетических счетов, а именно различными субсчетами. Как уже было сказано выше, целевые доходы НКО отражаются на счете 86 «Целевое финансирование». Аналитический учет по этому счету ведется в соответствии с назначением целевых средств и в разрезе источников поступления.

Рассмотрим пример:

Некоммерческая организация в течении 1 квартала получила средства целевого финансирования из нескольких источников: субсидия на содержание помещения, пожертвования от частных лиц на уставную деятельность, пожертвования от частных и юридических лиц на проведение акции, средства от благотворительного фонда на реализацию программы. В данном случае, аналитический учет в разрезе 86 счета будет выглядеть следующим образом:

86.1 – субсидия на содержание помещения

86.2 – пожертвования от частных лиц на уставную деятельность

86.3 – пожертвования от частных и юридических лиц на проведение акции

86.4 — средства от благотворительного фонда на реализацию программы

Таким образом, мы получаем возможность разделить источники финансирования и вести установленный законодательством учет целевых поступлений.

Раздельный учет расходов

Смета — это финансовый план поступления и расходования денежных средств на покрытие расходов по уставной деятельности организации. Для выполнения целевых программ по уставной деятельности некоммерческой организации следует иметь смету, рассчитанную на определенный период времени — месяц, квартал, год, ряд лет.

Требования к составлению финансового плана (сметы доходов и расходов) законодательно не определены. НКО может самостоятельно определять статьи доходов и расходов сметы, планировать их размер в соответствии с имеющимися источниками средств и направлениями своей деятельности. Если некоммерческая организация выполняет несколько целевых программ, необходимо составлять отдельные сметы по каждой из них. Ведь по окончании отчетного периода либо после выполнения каждой целевой программы нужно составлять отчет об исполнении сметы. Те или иные расходы НКО при согласовании сметы должны быть ограничены только целями и задачами, определенными учредительными документами организации. Жертвователи, грантодатели и учредители вправе определить цели, на которые ими предоставлены средства (в пределах целей и задач, определенных уставными документами некоммерческой организации).

Если некоммерческая организация выполняет одновременно несколько целевых программ, то при распределении административно-хозяйственных расходов она вправе самостоятельно выбрать метод их учета и распределения. Выбранный метод нужно обязательно отразить в учетной политике организации. К административно – хозяйственным (или распределяемым) расходам относят обычно расходы на связь, Интернет, обслуживание помещения и пр. Т.е те расходы, которые необходимы для функционирования организации не только во время реализации проекта. Если целевые программы рассчитаны на несколько лет, целевые средства расходуются в течение всего срока реализации этих программ.

Обычно некоммерческие организации распределяют такие расходы следующим образом:

  • путем списания всех административно-хозяйственных расходов на выполнение тех программ, в которых сметой предусмотрены такие расходы и определены их конкретные размеры;
  • путем списания расходов пропорционально удельному весу средств, поступивших на каждую из программ.
  • применяя оба метода.

Первый метод распределения расходов производится на основании сумм, указанных в утвержденной жертвователем смете и подходит скорее для тех НКО, у которых есть только один или два источника целевого финансирования.

Что касается второго метода, то здесь существует определенная методика распределения расходов, основанная опять же на сметах организации. Для того, что бы правильно распределить общехозяйственные расходы, организации необходимо определить долю каждого источника финансирования в общем бюджет. Эта доля рассчитывается путем деления общей суммы финансирования по отдельному проекту на сумму всех целевых поступлений организации. В случае если сумма целевых поступлений организации изменяется (например, добавляется новый источник финансирования), доля отдельных проектов может быть пересчитана на соответствующий период. В законодательстве не предусмотрены формы, отражающие данный расчет, но организация вправе самостоятельно ввести новый внутренний документ, отражающий распределение общехозяйственных расходов.

Третий метод распределения расходов наиболее оптимальный, т.к. позволяет совместить оба способа распределения расходов.

Что касается аналитического учета расходования целевых средств, то стандартные рекомендации бухгалтерского учета здесь не очень подходят – определяемые для разнесения расходов счета 20 «Основные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы» не слишком приспособлены для отражения средств целевого финансирования. По этому, НКО вправе относить целевые расходы сразу на 86 счет по соответствующим субсчетам.

При раздельном отражении в бухгалтерском учете доходов и расходов по целевой и предпринимательской деятельности очень важно правильно оформлять первичные документы. Необходимо ставить пометки на первичных документах, которые помогут быстро и правильно отнести указанный вид расхода к тому или иному источнику финансирования.

Как это выглядит на практике

Готовя проект или получая пожертвования, мы всегда составляем смету и планируем свои расходы (более подробно о финансовом плане организации можно прочитать в одноименной статье). Очень часто, расходы по разным проектам перекликаются (например, расходы на содержание помещения, которые можно разделить на несколько проектов, канцелярские товары, расходы на связь и т.д.) Начиная реализовывать полученные финансы, желательно заранее продумать, каким образом будут документально подтверждены наши расходы. Проще всего, заказывая, например, канцелярские товары, попросить у поставщика выставить несколько счетов на нужные суммы и оплатить разным платежными поручениями (это касается и сумм выплачиваемой заработной платы). Можно (и нужно) воспользоваться указанным выше способом добавления дополнительных реквизитов не только к регистрам налогового учета, но и первичным документам.

Это наиболее удобный вариант, который не позволит произойти путанице и способствует достаточно беспроблемному учету целевых средств.

Например, можно указать номер договора целевого финансирования в графе «наименование платежа» в платежном поручении, указать название проекта авансовом отчете и т.п.

Но так получается далеко не всегда. Например, счета на оплату расходов по содержанию помещения разделить вряд ли удастся. В таких случаях следует воспользоваться вторым способом распределения расходов, а именно, распределение в соответствии с долей проекта в общем бюджете организации.

Расходы на содержание помещения в организации составляют 15000 р. в месяц.

Средства целевого финансирования из нескольких источников:

(А)субсидия на содержание помещения – 100000 р. на 12 месяцев,

(Б)пожертвования от частных лиц на уставную деятельность – 10000 р.

(В)средства от благотворительного фонда на реализацию программы 700000 р. на 12 месяцев

Общая сумма целевых средств: 100000+10000+7000000 = 810000 р. На 12 месяцев.

Определим долю каждого проекта:

(А): 100000/810000 = 12%

(Б): 10000/810000 = 1%

(В): 700000/810000 = 87%

Соответственно, распределение суммы расходов на содержание помещения по нескольким проектам будет выглядеть следующим образом:

На проект (А): 15000*12% = 1800 р. в месяц

(Б): 15000*1% = 150 р.

(В): 15000*87% = 13050 р.

Точно так же можно распределять и другие «общие» для всех проектов расходы.

Что касается отражения этих расчетов в первичных документах, то, конечно, можно оплатить данные расходы разными платежами. Но не возбраняется сделать запись от руки как на выставленном счете, так и на самом платежном поручении (или другом отчетном документе, подтверждающем расход).

http://songo63.ru/2016/07/14/razdelnyi-uchet-sredstv/

Выплата субсидий автономной некоммерческой организации

Подскажите, в муниципальном образовании была создана автономная некоммерческая организация. Статья 78,1 БК. Может ли местная администрация, разработав Порядок предоставления субсидии, выплатить субсидию АВАНСОМ, когда фактически услуги еще не оказаны?

В решении о бюджете, есть фраза, что авансовый платеж предусмотрен, но только там оговариваются муниципальные контракты на ТРУ, о субсидии там ничего не сказано!

Очень жду ответ!

Ответы юристов

Учет субсидий в бухгалтерском учете ано - картинка 8

Здравствуйте, уважаемая Виктория. Согласно нормам Бюджетного кодекса, субсидия может быть перечислена лишь уже на совершенные расходы, поэтому перечисление средств авансом, когда услуги по содержанию еще не оказаны, противоречит законодательству. Первоначально автономной некоммерческой организации нужно понести расходы, которые затем местная администрация может субсидировать. Обращаю Ваше внимание на пункт 1. ст. 78 и пункт. 1 ст. 132 Бюджетного кодекса.

Порядок предоставления субсидий в соответствии с абзацем первым настоящего пункта из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации.

Порядок определения объема и условия предоставления субсидий в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления.

http://dogovor-urist.ru/%D1%8E%D1%80%D0%B8%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F/2615-%D0%B2%D1%8B%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%B0_%D1%81%D1%83%D0%B1%D1%81%D0%B8%D0%B4%D0%B8%D0%B9_%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%BD%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8/

Литература

  1. Жанна, Владимировна Уманская История и методология науки. Учебник для бакалавриата и магистратуры / Жанна Владимировна Уманская. — М.: Юрайт, 2016. — 653 c.
  2. Золотов, Ю. А. История и методология аналитической химии / Ю.А. Золотов, В.И. Вершинин. — М.: Academia, 2015. — 464 c.
  3. Шубина, Е.Р. Испанско-русский юридический словарь / Е.Р. Шубина, Т.А. Алексеева. — М.: СПб: Юридический центр Пресс, 2018. — 484 c.
  4. Поручительство. Комментарии, судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 517 c.
  5. Оксамытный, В.В. Теория государства и права. Гриф МО РФ / В.В. Оксамытный. — М.: Камерон, 2004. — 246 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях