WordPress

Закон о компенсации в чрезвычайном положении

Закон о компенсации в чрезвычайном положении - картинка 1

Почему не вводят ЧС: сколько получат граждане при наступлении ЧС или ЧП

Многие россияне требуют ввести ЧП или ЧС в социальных сетях, полагая, что так они освободятся от кредитов, платежей за коммуналку, да еще получат выплаты от государства. Разбираемся, что же выйдет на самом деле.

Для начала надо разграничить три понятия: ЧП, ЧС и карантин

В законе сказано: государство должно финансировать меры по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. При этом пункта о том, что государство должно заплатить за все-все издержки в нем нет. (24 статья закона о ЧС).

В 10 и 11 статьях этого же закона указано, что правительство РФ и местные власти могут принимать решение об оказании единовременной материальной помощи пострадавших. В актах звучит слово – право, а не обязанность. То есть, государство может оказать такую меру помощи, а может и отказать – все на свое усмотрение.

Получается, что предприятия, бизнесмены и любые организации, которые полагают, что государство будет возмещать им убытки при ЧС или ЧП – сильно ошибаются. Однако режим ЧС дает бизнесу право уволить любого сотрудника без объяснения, если тот не участвует в защите от ЧС.

Карантин

При вводе карантина законодательные акты указывают на то, что государство также не обязано оплачивать все убытки. Однако граждане и юридические лица могут рассчитывать на компенсацию вреда, который был причинен их здоровью и имуществу в ходе противоэпидемических мероприятий. Например, если вашу газель забрали, чтобы возить больных, да при этом и разбили, вам потом компенсируют этот урон.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Кстати, возмещение происходит тоже не стихийно. И возмещается именно урон здоровью и имуществу. Про кредиты и коммуналку тут тоже речи нет.

ЧП – чрезвычайное положение

Его может ввести только президент своим указом. С началом действия ЧП останавливаются полномочия региональных и местных властей, отменяется свобода передвижения, въезда и выезда, вводятся досмотры, патрули, в стране устанавливается комендантский час и останавливается вся финансово-экономическая деятельность.

То есть, при ЧП вы уже не сможете выйти из дома за хлебушком. Во-первых, комендантский час, во-вторых, нет никакого хлебушка. А магазин закрыт. Продовольствие в режиме ЧП и предметы первой необходимости вам выдадут. Из госрезерва.

По факту: вам будут давать одежду, еду и предметы первой необходимости. Только оплачивать потери бизнеса, дохода, кредиты или ЖКХ опять же никто не будет.

Кстати, в законе о ЧС есть момент о компенсации: она дается, если человеку и его имуществу причинен ущерб из-за самого ЧС, а не из-за последствий его ликвидации.

То есть, ответ на вопрос «сколько свободных денег получат граждане при введении ЧС или ЧП» звучит так: нисколько. Средства, которые и могут быть выделены обретут натуральную форму: вас бесплатно вылечат и накормят. Выплатить вам что-то или нет — государство вправе решать самостоятельно.

Что вы думаете по поводу этой ситуации? Как государство должно поступить в итоге? Присоединяйтесь к обсуждению вот тут.

Подписывайтесь на канал и ставьте лайк, если статья была полезной.

Читайте также: По 20 тысяч каждому россиянину.

Еще больше интересного в нашей группе ВКонтакте.

http://zen.yandex.ru/media/bankiros/pochemu-ne-vvodiat-chs-skolko-poluchat-grajdane-pri-nastuplenii-chs-ili-chp-5e9ee0d40596fe5c972fed40

О чрезвычайном положении (с изменениями на 3 июля 2016 года)

Название документа:О чрезвычайном положении (с изменениями на 3 июля 2016 года)
Номер документа:3-ФКЗВид документа:Федеральный конституционный закон

Принявший орган:Государственная ДумаСтатус:ДействующийОпубликован:Парламентская газета, N 99, 01.06.2001

Российская газета, N 105, 02.06.2001

Ведомости Федерального Собрания, N 16, 01.06.2001

Собрание законодательства Российской Федерации, N 23, 04.06.2001

Приложение к «Российской газете», N 23, 2001 год

http://docs.cntd.ru/document/901788501

Режим ЧС из-за коронавируса: сколько и кому заплатит государство

Закон о компенсации в чрезвычайном положении - картинка 4

Что такое режимы ЧС и ЧП

Чрезвычайная ситуация (ЧС) — это экстремальная обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии или катастрофы, а также распространения опасного заболевания или стихийного бедствия.

При этом введение режима ЧС может предполагать, в том числе (постановление Правительства РФ от 02.04.2020 № 417):

ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина;

беспрекословное выполнение требований и предписаний временно уполномоченных лиц;

прекращение работы социальных учреждений, банков, предприятий ЖКХ, магазинов и т.д.;

введение комендантского часа (запрета в установленное время суток находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность);

обязательную эвакуацию всего либо части населения из зоны ЧС за город либо в другой регион.

Кроме того, при введении режима ЧС граждан могут обязать оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ. Причем на бесплатной основе.

Отказ от общественных работ в зависимости от конкретных обстоятельств будет расцениваться как административное нарушение либо преступление. Это уж как суд решит.

Если же государство пойдет еще дальше и вместо режима ЧС объявит режим чрезвычайного положения (ЧП), то о конституционных правах можно будет забыть всерьез и надолго. В частности, режим ЧП предполагает (ст. 11 и ст. 12 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 № 3-ФКЗ):

ограничение перемещения товаров, услуг и финансовых средств;

установление особого порядка продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости (по карточкам и в ограниченных размерах);

ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра;

личный досмотр граждан и проверка их документов;

прекращение деятельности органов власти и ОМС.

Простят ли долги по кредитам и услугам ЖКХ

Разговоры о том, что при введении режима ЧС всем простят кредиты и дадут денег, ведутся юридически неграмотными людьми.

Введение режима ЧС не является основанием для прощения задолженности по кредитным договорам и договорам с управляющими компаниями.

Если в договоре прямо не указано (а в нем не указано – проверьте сами), что банк или коммунальщики прощают долг при объявлении режима ЧС, должник должен будет платить по договору, как и прежде, в общем порядке.

Единственное, на что повлияет введение режима ЧС, – так это на то, что должник, скорее всего, потеряет работу (из-за введения запрета на работу предприятий в зоне ЧС) и утратит способность платить по своим долгам. В результате его финансовое положение с учетом пеней и штрафов станет еще хуже.

В свою очередь, государство никогда не принимало и не принимает на себя ответственности за оплату долгов граждан при введении режима ЧС/ЧП.

Это значит, что долг гражданина останется исключительно его собственным долгом. А в случае смерти заемщика его долг еще и перейдет по наследству к детям и внукам.

Будут ли выплачивать деньги при введении режима ЧС

Права граждан, пострадавших от ЧС, определены в статье 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Согласно данной норме, граждане имеют право:

на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;

на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;

на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;

на получение бесплатной юридической помощи.

Ни о каких специальных пособиях и выплатах в виде финансовой помощи при введении режима ЧС в законе не говорится. Таких выплат не существует.

Что в итоге

Таким образом, денежные выплаты, социальные пособия и компенсации по случаю введения режима ЧС никому не гарантируются.

Введение режима ЧС не означает, что государство тотчас начнет осуществлять денежные выплаты всем подряд. С чего бы это вдруг? В законодательстве об этом ничего не говорится, и думать, что государство вдруг начнет всем платить при ЧС, по меньшей мере глупо.

Выплаты и компенсации назначаются по факту самой чрезвычайной ситуации, а не введения режима ЧС. То есть никаких пособий при введении режима ЧС может вообще не быть. Государство не брало на себя никаких подобных обязательств.

Отдельного федерального закона, который гарантирует прощение долгов граждан при введении режима ЧС, не существует и никогда не существовало. Не существует и специальных пособий на случай ЧС. Пособия могут выплачиваться, а могут и не выплачиваться. Все зависит от воли властей и наличия в бюджете свободных денежных средств.

При этом выплата социальных пособий и компенсаций пострадавшим от ЧС вообще никак не зависит от введения режима ЧС.

Поэтому все публичные рассуждения на тему того, что правительство специально затягивает введение чрезвычайного режима, чтобы никому не платить, являются не более чем фантазией самих ораторов.

http://buh.ru/articles/documents/109402/

Какие выплаты и льготы получат россияне при введении ЧС?

В соцсетях россияне требуют от правительства введения режима чрезвычайной ситуации. Многие люди полагают, что это освободит их от платежей за коммуналку и кредиты. Bankiros.ru решил разобраться, могут ли в таком случае списать долги, и что получат граждане на самом деле, если в стране введут ЧС из-за коронавируса.

Какие компенсации положены при ЧС

Некоторые россияне почему-то уверены, что при введении ЧС государство начнет им выплачивать пособие, которое компенсирует все неудобства. Но это не так. Как рассказал адвокат Александр Князев, у нас нет законодательства, которое обязывало бы правительство начинать массовые выплаты в таких случаях, передает RT.

Во время ЧС правительство и органы власти могут вводить выплаты на свое усмотрение в произвольном размере, уточнил юрист Валентин Карелин. К примеру, МЧС оказывает экстренную помощь наиболее нуждающимся за счет средств специального фонда. К слову, целевое назначение этого фонда – ликвидация чрезвычайных ситуаций. А сам режим ЧС вводится уже после ее наступления – для ликвидации последствий.

Закон о компенсации в чрезвычайном положении - картинка 5

При этом размер компенсаций и формат возмещений законом не установлен. Государство обязано компенсировать только вред, причиненный из-за незаконных действий или бездействия властей или отдельных чиновников.

«То есть, чтобы получить компенсацию, придётся доказывать, что конкретные действия государства нарушали закон. Если суд признает, что эти действия опирались на режим ЧС, а последний ввели законно, то компенсации не положено», – подчеркнул Карелин.

Чем отличаются ЧС, ЧП и режим повышенной готовности

По словам Князева, эти режимы очень сильно отличаются по жесткости мер. ЧС вводит правительство, а объявить чрезвычайное положение имеет право только президент. При этом ЧП намного строже и жестче, чем ЧС, потому как первое предусматривает ограничение прав и свобод граждан. То есть, вводится запрет на свободу передвижения, объявляется комендантский час, государство получает право изымать имущество и ограничивать свободу СМИ. Изменяется сама структура управления – вводятся временные администрации.

Юрист отметил, что страны с ЧС уже отправили уведомления в Европейский суд по правам человека. Они предупредили об отступлении от соблюдения некоторых прав граждан.

Во многих российских регионах действует режим повышенной готовности. Его определение встречается только в законе о ЧС. Карелин напомнил, что с 1 апреля вступили в силу законодательные правки, которые наделяют правительство правом ввода режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

«Там хоть и сказано «или», но разницы между содержанием обоих режимов не проводится, так что я склонен считать повышенную готовность мягкой формой признания чрезвычайной ситуации, бета-тестом и репетицией режима ЧС. Это самая щадящая из форм экстренных мер государства. Введя режим повышенной готовности (или ЧС), власти могут проводить мероприятия силами МЧС, устанавливать некие ограничительные меры (на передвижение граждан, работу бизнеса, транспорта и т. п.)», – приводит слова эксперта RT.

Важно отметить, что ЧП – это особый правовой режим, который допускает ограничение прав и свобод граждан, иностранцев и организаций. Такой режим вводится только при непосредственной угрозе жизни и безопасности населения или конституционному строю.

Что компенсируют бизнесу при ЧС

Закон о компенсации в чрезвычайном положении - картинка 6

По словам юристов, никаких обязательных компенсаций для бизнеса в законе не предусмотрено. Однако ИП и юридические лица имеют право на возмещение вреда, причиненного при санитарно-противоэпидемиологических мероприятиях. Причем к этому пункту относятся вещи, наличные деньги, ценные бумаги и иное имущество, в том числе имущественные права. Компенсацию также можно получить за закрытие бизнеса на усмотрение государства. Но для этого нужно будет через суд доказать незаконность действий властей.

Нужно ли платить при режиме ЧС за ЖКХ и кредиты?

Юристы считают, что введение ЧС не обязывает государство отменять оплату коммуналки и кредитов. Максимум, на что могут рассчитывать граждане – материальная помощь, когда люди лишаются жилья (из-за пожара или потопа) или наблюдается массовая смертность. Кроме того, власти могут отменить или отсрочить штрафы за своевременную неуплату коммуналки, пени и неустойку.

Закон о компенсации в чрезвычайном положении - картинка 7

По кредитам тоже нужно будет заплатить в полной мере. При этом Карелин отметил, что статьи 10 и 11 ФЗ-68 от 21 декабря 1994 года дают государству право выдать гражданам единовременную материальную помощь. Важно, что это право, а не обязанность властей.

«Если власти и прибегнут к подобной мере, она может быть оговорена целевым характером выплаты, то есть, например, с оговоркой о том, что полученные деньги по аналогии с материнским капиталом должны быть направлены на решение определённой задачи, в частности на расплату по долгам и кредитам. Но по общему правилу от кредитов и ипотек режим ЧС не спасает. Максимум, что из него можно выжать, — это отмену штрафов и пени за период коронавирусной ситуации, когда клиент не платил», – рассказал юрист.

То есть, погасить долг все равно придется. Причем решение суда по отмене штрафов или пени может быть непредсказуемым: один может принять аргументы заемщика и реструктуризировать кредит без начисления неустоек. А другой суд может отказать и даже одобрить изъятие ипотечного жилья, потому как отсутствие денег у заемщика не считается форс-мажором, согласно ГК РФ.

Напомним, что в конце марта президент обязал банки предоставлять кредитные каникулы для заемщиков, которые потеряли больше трети дохода из-за пандемии коронавируса. В течение полугода банк будет начислять минимальную процентную ставку на сумму долга, а клиент может не вносить платежи.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

http://bankiros.ru/news/cto-polozeno-grazdanam-i-biznesu-pri-vvedenii-cs-4938

Последствия введения режима ЧП в РФ

Андрей Ларин рекомендует:

Закон о компенсации в чрезвычайном положении - картинка 8

Для начала разберемся с определением чрезвычайного положения (далее – ЧП)

Так, федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» определил, что данный режим может быть введен на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях.

Данный режим допускает установленные настоящим Федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Закон указывает, что режим ЧП можно ввести, если имеется угроза конституционному строю страны или ее гражданам.

Под угрозой конституционного строя следует понимать различные беспорядки, попытки совершения революции, развитие гражданской войны, любое неконтролируемое насилие. Угроза граждан это разного рода стихийные бедствия, такие как аварии, природные катаклизмы, эпидемии.

Введение чрезвычайного положения является временной мерой, применяемой исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Российской Федерации.

Что меняется для граждан при режиме ЧП

Чрезвычайное положение — это особый правовой режим, который вводится указом Президента. Он вводится на территории всей страны на 30 дней, либо в отдельном регионе на срок до 60 дней.

Такой указ должен быть ратифицирован Советом Федерации в течение 72 часов. Если Совет Федерации в течение 3 суток этого не делает, указ в силу не вступает.

При режиме чрезвычайного положения как раз не проводятся выборы, референдумы, никакие региональные мероприятия. Это и отличает, режим ЧП от режима чрезвычайной ситуации (далее –ЧС). В режиме чрезвычайной ситуации такого нет.

Чрезвычайное положение предполагает приостановку полномочий региональных и местных властей, ограничение свободы передвижения, въезда, выезда, досмотр, усиление охраны, остановка опасных производств, ограничение финансово-экономической деятельности.

Особый порядок оборота продовольствия, предметов первой необходимости, запрет массовых мероприятий и забастовок, эвакуация ценностей, комендантский час, цензура, временное выселение в безопасные районы, карантин.

Лицам, пострадавшим в результате подобных обстоятельств, могут быть предоставлено жилье, возмещен причиненный материальный ущерб, оказано содействие в трудоустройстве и необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.

То есть, режим ЧП в первую очередь это ответственность власти перед гражданами и перед бизнесом.

Большой вопрос, в силах ли государство безвозмездно обеспечить всех граждан товарами первой необходимости, в том числе продуктами и лекарствами, а также взять на себя обязательства по выплате кредитов граждан, оплаты услуг ЖСК, исполнения обязательств граждан и бизнеса на период чрезвычайного положения?

Кроме того, государство, вводя режим ЧП, в последствии будет обязано возместить бизнесу убытки. Конечно не все, но значительную часть.

По сути, при чрезвычайном положении неприкосновенными остаются только право на жизнь, достоинство, неприкосновенность частной жизни, свобода совести, жилище и справедливый суд.

Многие вещи, такие как, свобода слова, право каждого на медицинскую помощь в этот список не входят.

Какие именно будет действовать ограничения и их срок должны быть подробно прописаны в указе Президента о введении чрезвычайного положения.

Что запрещается делать при режиме ЧП

  • Сначала приостанавливаются полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления. Приостановить полномочия могут частично или в полном объеме;
  • На территории где введен режим ЧП устанавливается ограничение на свободу перемещения, а также вводится особый режим въезда и выезда на указанную территорию;
  • Усиливается охрана общественного порядка;
  • Усилено охраняются объекты, обеспечивающие жизнедеятельность населения и функционирование транспорта;
  • Вводятся ограничения на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств;
  • В особом порядке реализуются продовольственные товары и товары первой необходимости;
    При режиме ЧП запрещено проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования. Ограничить могут также проведение массовых мероприятий. Запрет также распространяется на забастовки и любые иные действия, которые могут приостановить или прекратить деятельность организаций;
  • При ЧП могут ограничить движение транспорта, а также осуществлять его досмотр;
  • В случае, если имеется угроза конституционному строю страны, то при режиме ЧП эвакуируют материальные и культурные ценности в безопасные районы.

За нарушения ограничений и запретов, действующих при введенном режиме ЧП лица подвергаются гражданской, уголовной или административной ответственности.

Кто вправе вводить режим ЧП

Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях вводится указом Президента Российской Федерации с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

Указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения незамедлительно передается на утверждение Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Введение чрезвычайного положения — это самый жесткий и пока наименее вероятный из сценариев.

В некоторых странах Европы основания для введения чрезвычайного положения нашлись, установлен комендантский час и введены войска для его контроля.

Статьи по этой же теме:

  • Указ Президента РФ от 25.03.2020 № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней»
  • С постановлением Правительства Саратовской области от 3 апреля 2020 года № 236-П Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке
  • Подробнее ознакомиться с категорией работников, которые будут трудиться , вы сможете, перейдя по ссылке
  • О порядке начисления заработной платы, об оформлении отпусков и других трудовых правах и обязанностях граждан подробнее сможете узнать, перейдя по ссылке
  • С информацией об организациях и предприятиях Саратовской области, которые будут работать и деятельность которых временно будет приостановлена, вы сможете ознакомиться здесь.
  • Про пропускной режим в Саратовской области читайте здесь.
  • Что изменится, если введут ЧС, читайте здесь;
  • Про то, как коронавирус повлиял на бизнес, читайте здесь
  • Как платить аренду во время карантина и самоизоляции вы можете узнать перейдя по ссылке
  • Правительство РФ расширило список пострадавших от коронавируса сфер бизнеса
  • Инструкция как избежать штрафа за нарушение самоизоляции
  • Является ли эпидемия коронавируса форс-мажором: разъяснения ВС РФ
  • Как получить субсидии для бизнеса в период кризиса сможете узнать,перейдя по ссылке

Вы можете задавать нам вопросы в чате (кнопка чата внизу страницы, справа) или на специальной странице заполнить форму. В период эпидемии мы работаем удаленно и отвечаем на вопросы бесплатно, т.к. считаем, что это наша социальная функция. Поэтому старайтесь не выходить из дома, соблюдайте режим самоизоляции и все будет хорошо!

http://pravo-rus.com/sobyitiya/posledstviya-vvedeniya-rezhima-chp-v-rf.html

Строгий режим: почему не надо требовать от властей введения чрезвычайной ситуации

Закон о компенсации в чрезвычайном положении - картинка 10

Некоторые предприниматели начали собирать подписи под петициями с требованием установить режим ЧС или ЧП, который, по их мнению, станет панацеей для бизнеса и населения. На самом деле это не так. К тому же стоит разделять режим чрезвычайной ситуации и режим чрезвычайного положения, которые имеют разный юридический статус и влекут разные правовые последствия.

Режим чрезвычайной ситуации

Чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия. Такая ситуация характеризуется человеческими жертвами, ущербом здоровью людей или окружающей среде, значительными материальными потерями, и т. д. Полное определение содержится в федеральном законе «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (ФЗ № 68).

Постановление Правительства РФ от 21.05.2007 № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» устанавливает критерии таких ситуаций федерального характера. Так, количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, должно превысить 500 человек, либо размер материального ущерба должен превысить 1,2 млрд рублей. Примечательно, что размер ущерба был увеличен до 1,2 млрд рублей только 20 декабря 2019 года (ранее он составлял 500 млн рублей).

При этом граждане действительно имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций (статья 18 ФЗ № 68). Но установлены и обязанности (статья 19 ФЗ № 68). Так, граждане обязаны следовать установленным правилам, а также при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ (например, строительство медицинских учреждений). Организации (в числе прочего) обязаны финансировать мероприятия по защите работников от чрезвычайных ситуаций и создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Таким образом, вряд ли текущая ситуация, даже с учетом введения режима ЧС, предоставит возможность что-то компенсировать. Ущерба, причиненного имуществу, строго говоря, нет. Сама по себе коронавирусная инфекция не причиняет ущерб имуществу. Под компенсацией понимается принудительная компенсация в судебном порядке. Государство и его органы никто не может ограничить в щедрости к своим подданным и компенсации чего бы то ни было в неограниченных объемах. Но режим ЧС не обнуляет обязательств и не возлагает на государство обязанность их исполнения за коммерсантов.

Режим чрезвычайного положения

Наиболее жесткий вариант развития событий регулируется федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении» (далее ФКЗ № 3). Лицам, пострадавшим в результате режима ЧП, предоставляется жилье, компенсируется материальный ущерб и оказывается содействие в трудоустройстве (статья 29 ФКЗ № 3).

При введении режима ЧП мобилизуются ресурсы организаций (независимо от организационно-правовых форм и форм собственности) и трудовые ресурсы, производства переориентируются, а также могут привлекаться транспортные средства граждан (статья 13 ФКЗ № 3).

Установление обязательной трудовой повинности для населения в условиях режима ЧП — безусловное право государства. Конвенция «О защите прав человека и основных свобод», запрещающая рабство и принудительный труд, содержит оговорку касательно ситуаций чрезвычайного положения или бедствия. В этом случае термин «принудительный или обязательный труд» не включает обязательную службу, обусловленную такой ситуацией.

Кроме того, принудительный труд — не самое страшное последствие введения режима ЧП. Так, существенно повышается роль вооруженных сил — не только в части обеспечения общественного порядка, но и в части принудительного исполнения требований властей.

Режим ЧП не возлагает на государство обязанность выплачивать кредиты, арендные платежи или заработную плату. При этом, по сравнению с текущим положением дел, он не только существенно ограничивает право на передвижение, но и вводит дополнительные обязанности, исполнение которых может обеспечиваться принудительно.

Соотношение режима ЧС-ЧП и форс-мажора

Введение режима ЧС-ЧП отнюдь не составляет документальное подтверждение форс-мажора (обстоятельств непреодолимой силы). Более того, отсутствует какой-либо универсальный документ, подтверждающий возникновение такого обстоятельства (включая справки ТПП и прочие аналогичные документы).

Обстоятельства непреодолимой силы не обнуляют обязательства (арендные, кредитные, зарплатные и т. п.). Сам по себе форс-мажор может освободить только от ответственности за нарушение обязательства (не надо платить неустойки, пени, штрафы, возмещать убытки).

Форс-мажор не распространяется на денежные обязательства (кредит, аренда, выплата заработной платы, денежные обязательства). По крайней мере, по состоянию на момент написания этой статьи отсутствуют ограничения или запреты на проведение денежных операций, банки продолжают функционировать.

Отсутствие денег (не имеет правового значения, по какой причине) не является обстоятельством непреодолимой силы или форс-мажором. Для правовой квалификации абсолютно безразлично, отсутствуют деньги у коммерсанта по причине его финансовой недальновидности либо из-за невозможности осуществлять предпринимательскую деятельность на основании акта государственного органа.

Квалифицировать невозможность исполнения обязательства из-за обстоятельства непреодолимой силы может только суд. Это не полномочие президента, правительства, мэра, губернатора, муниципального депутата, председателя ЖЭК или ТСЖ. Только судья применительно к каждой конкретной ситуации может признать неисполнение предпринимателем обязательства из-за форс-мажора и освободить последнего от ответственности (но не от самого обязательства).

Таким образом, введение режима ЧС-ЧП не тождественно форс-мажору. При этом даже форс-мажор не обнуляет долговые обязательства и освобождает только от ответственности за нарушение контракта.

Суммируем вышесказанное. Ни обстоятельства непреодолимой силы, ни введение режимов ЧС-ЧП юридически не прекращает обязательств. По действующему законодательству, отсутствуют ситуации и правовые механизмы, при которых государство автоматически возьмет на себя погашение кредитов, выплату аренды или заработной платы. Призывы ввести режим ЧС или ЧП с целью минимизировать, изменить или прекратить финансовые обязательства как минимум недальновидны и основаны на непонимании особых режимов и обстоятельств непреодолимой силы.

Что можно сделать

В то же время владельцам бизнеса можно предпринять ряд действий, которые минимизируют ущерб от ограничительных мер.

Во-первых, стоит попытаться договориться с контрагентами, обязательства перед которыми на данный момент неисполнимы. При этом все договоренности стоит фиксировать письменно путем подписания дополнительных соглашений. Как показывает практика, сейчас многие готовы идти на компромиссы. К тому же прекращение кризисных ситуаций обнуляет все устные договоренности. Арендодатель, как и любой другой кредитор, не заинтересован в прекращении договорных отношений (арендатора в текущей ситуации найти практически невозможно).

Во-вторых, надо пытаться переориентировать бизнес и минимизировать издержки (перевод на удаленную работу, уход в сферу доставки, и т. п.). И, конечно, не стоит забывать про меры поддержки, уже предусмотренные государством (арендные, налоговые и кредитные льготы). Только совокупность этих мер позволит сохранить бизнес.

http://www.forbes.ru/biznes/398731-strogiy-rezhim-pochemu-ne-nado-trebovat-ot-vlastey-vvedeniya-chrezvychaynoy-situacii

При режиме ЧП возможна экспроприация имущества и вызов граждан

Закон № 212 о режимах чрезвычайного, осадного и военного положения позволяет государству применять такие меры, как реквизиция имущества граждан и предприятий, а также вызов населения для работы в интересах общества.

Эти меры зависят от конкретных обстоятельств, отнесены к полномочиям правительства и регулируются специальным законодательством, передает logos.press.md

Что представляет собой реквизиция?

Государство вправе экспроприировать имущество с выплатой его стоимости, если это потребуется для предупреждения распространения вируса и ликвидации последствий пандемии. Под реквизицией имущества понимается «исключительная мера, посредством которой уполномоченные законом органы госуправления обязывают публичные учреждения, хозяйствующие субъекты, а также граждан временно уступить принадлежащее им определенное движимое или недвижимое имущество».

Такая мера применяется государством очень редко и возможна лишь при наличии экстренной потребности в конкретном имуществе для его немедленного использования в связи с чрезвычайным положением. Реквизированное имущество передается в распоряжение органов публичной власти. Если речь идет о потребляемой и скоропортящейся продукции, ее могут изъять безвозвратно, с последующим возмещением убытков.

Какое имущество может быть изъято властями?

В Законе № 1384 о реквизиции имущества и выполнении трудовой обязанности в интересах общества содержится исчерпывающий перечень того, что может быть изъято у населения и юридических лиц. Имущество изымается у собственника или владельца, если техническое состояние и качество позволяет применять его по назначению. Одновременно передается и снаряжение, без которого оно не может быть использовано.

К недвижимому имуществу, которое может быть изъято, отнесены здания и земельные участки. К примеру, как это происходит в других странах, государству могут понадобиться здания отелей и других объектов для создания центров массового карантина и временного размещения медицинского персонала или пациентов с менее серьезными симптомами.

К движимому имуществу отнесены транспортные средства, телекоммуникационное оборудование и техника для аэродромов, источники энергетического снабжения, компьютерная техника, печатное оборудование и материалы, топографическая и строительная техника и материалы.

Кроме того, государством могут быть экспроприированы ГСМ, оборудование для их транспортировки и хранения, оборудование и материалы для ремонтных мастерских, вещевое и защитное имущество, продовольствие и оборудование для приготовления и перевозки пищи, животные, корма, санитарно-ветеринарные материалы, техника и аппаратура, а также лекарства, парафармацевтическая продукция, медицинская аппаратура, за исключением реквизиции таковых у граждан.

Закон содержит довольно широкий перечень того, что не подлежит изъятию. В частности, это предметы личного пользования и домашнего обихода; личное имущество, строго необходимое для выполнения профессиональных обязанностей или для занятия, которое обеспечивает соответствующему лицу его существование; части зданий, необходимые их собственникам; объемы продовольствия, которые требуются собственнику и его семье для потребления; принадлежащие инвалидам транспортные средства.

Кто может быть вызван государством для выполнения работ?

Выполнение трудовой обязанности определяется как исключительная мера, посредством которой отдельные категории граждан вызываются для выполнения работ или определенных видов деятельности в интересах общества и страны. Могут быть вызваны трудоспособные граждане старше 18 лет: мужчины –в возрасте до 60 лет, женщины – до 55 лет. Исключения предусмотрены для некоторых категорий специалистов, включая врачей, фармацевтов, медицинских сестер, инженеров, техников, экономистов. Их могут вызвать в возрасте до 65 лет (для мужчин) или до 60 лет (для женщин).

От выполнения трудовой обязанности освобождаются нетрудоспособные люди, беременные женщины и те, кто ухаживает за нетрудоспособными детьми, родителями, братьями или сестрами, если их присутствие крайне необходимо. Для подтверждения этих обстоятельств потребуется справка от компетентного медучреждения. Не могут быть вызваны также лица, на содержании у которых есть дети в возрасте до 8 лет, и специалисты, которые уже мобилизованы по месту работы.

Как исключительные меры применяются на практике?

При чрезвычайном положении реквизиция имущества и вызов граждан для выполнения трудовой обязанности возможны на основании постановления парламента или, в некоторых случаях, правительства. По требованию властей публичные учреждения и хозяйствующие субъекты обязаны сообщить о наличии и состоянии имущества, подлежащего реквизиции. Информацию о количестве, техническом состоянии и характеристиках автотранспорта предоставляет полиция. Определение имущества граждан, подлежащего реквизиции, — задача местных властей.

Учет имущества и некоторые другие организационные моменты отнесены к компетенции инвентаризационных комиссий и центров, которые формируются по территориальному принципу. Закон обязывает собственников или владельцев подлежащего реквизиции имущества сообщить о нем комиссии, и по ее требованию представлять это имущество. Госорганы, включая МВД, обязаны принимать участие в операциях по инвентаризации.

По схожим правилам ведется учет рабочей силы, которая может быть вызвана для выполнения трудовой обязанности. Граждан оповещают индивидуальными или групповыми повестками, в которых указаны основания для вызова, срок и место прибытия. Работающие специалисты извещаются руководством по месту работы.

Имущество реквизируется на основании предписания о его передаче, при этом составляется акт с указанием всех деталей, включая состояние и стоимость. Имущество, которое не может быть использовано без квалифицированных работников, передается вместе с обслуживающим персоналом, например, строительная техника – с водителями и механиками. Эти работники считаются мобилизованными или вызванными для выполнения трудовой обязанности. Недвижимость передается в распоряжение государства вместе с имеющимся вспомогательным оборудованием.

Как происходит возврат имущества и возмещение убытков?

Изъятое имущество возвращается по истечении сроков, на которые оно было передано, или после исчезновения причин реквизиции. При этом составляется акт. Вопросы о компенсациях, включая определение цен на имущество и тарифов на оплату труда вызванных граждан, решают территориальные комиссии по реквизициям. Ключевые полномочия принадлежат центральной комиссии во главе с вице-премьером, которая подчиняется правительству. Общие для страны цены и тарифы утверждаются кабмином и публикуются в Monitorul Oficial.

Собственники или владельцы вправе рассчитывать на возмещение убытков, если их имущество было испорчено или обесценено. Однако речи о возмещении ущерба по договорам с третьими лицами не идет: на период реквизиции выполнение всех договорных обязанностей приостанавливается. Не заплатят и за временную экспроприацию зданий для размещения людей при объявлении чрезвычайного положения – независимо от продолжительности пользования этой недвижимостью. В иных случаях использование зданий оплачивается в порядке, определенном постановлением правительства.

По общему правилу, если непотребляемое имущество по объективным причинам не может быть возвращено, предоставляется подобное имущество или выплачивается его стоимость с учетом технического состояния и степени износа. Потребляемое имущество оплачивается по действующим ценам в зависимости от его качества на момент передачи. Кроме того, законом определены принципы возмещения убытков при изъятии разных категорий земельных участков.

Возмещение убытков происходит из средств, выделенных из госбюджета либо из других фондов. В случае несогласия жалобы подаются в комиссии по реквизициям, а затем – в судебные инстанции.

Нашли ошибку в тексте?
Сообщите нам! +

http://point.md/ru/novosti/obschestvo/pri-rezhime-chp-vozmozhna-ekspropriatsiia-imushchestva-i-vyzov-grazhdan

Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ О чрезвычайном положении (в редакции от 03.07.2016)

Еще документы:

Сделано в Санкт-Петербурге

© 1997 — 2020 PPT.RU
Полное или частичное
копирование материалов запрещено,
при согласованном копировании
ссылка на ресурс обязательна

Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях
его функционирования в рамках Политики в отношении
обработки персональных данных. Если вы не согласны,
пожалуйста, покиньте сайт.

Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию?

http://ppt.ru/docs/fz/3-fz-104974

Какие компенсации на случай ЧС предусмотрены в России

Московскими властями принято решение о выплате денежных компенсаций родственникам погибших от урагана в размере 1 миллиона рублей. Пострадавшие, которым понадобилась госпитализация, получат по 500 тысяч, тем, кто получил амбулаторную помощь, выделят 100 тысяч рублей, сообщает ИА «Дейта».

Кроме этого, проживающим в столице детям, потерявшим во время урагана кого-либо из родителей, назначены ежемесячные компенсации в сумме 13 тысяч рублей. Они будут перечислены в независимости того, получает ли ребенок пенсию по случаю потери кормильца или другие денежные пособия.
Также из средств городского бюджета будут оплачены все необходимые расходы по погребению погибших.

ИА «Дейта» задалось вопросом, сколько могут составлять компенсационные выплаты в России пострадавшим от возможной ЧС.

ЧС могут разниться в зависимости от количества пострадавших, размера материального ущерба, а также границ зон распространения поражения ЧС. Соответственно и размер компенсационных выплат может быть разным.

В соответствии с постановлением правительства РФ, пострадавшим от стихийных бедствий гражданам оказывается: единовременная материальная помощь в размере 10 тысяч рублей на человека; финансовая помощи в связи с утратой имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество — 50 тысяч рублей на человека, за полностью утраченное имущество — 100 тысяч рублей на человека).

Кроме того, производится выплата единовременного пособия близким членам семей граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, в размере 1 млн. рублей.

Гражданам, получившим в результате чрезвычайной ситуации вред здоровью, с учетом степени тяжести предусмотрены выплаты в размере 400 тысяч рублей на человека, легкий вред — 200 тысяч рублей на человека.

В случае с последним крупным стихийным бедствием, произошедшим в Приморье – тайфуном «Лайнрок», тяжело раненных либо погибших не было. При этом стихия практически уничтожила имущество многих людей, нанесла большой вред инфраструктуре нескольких районов края.

Всем пострадавшим от тайфуна главой региона было поручено выплатить по 25 тысяч рублей на восстановление жилого дома при небольшом ущербе и по 10 тысяч рублей – при потере урожая на придомовом участке. Степень ущерба определяли специальные комиссии. Те жители, чьи дома были полностью разрушены, могли получить сертификат на новое жилье за счет средств краевого бюджета. Также были выделены дополнительные средства на единовременные выплаты в объеме 718 миллионов рублей. Финансовая помощь за утрату имущества первой необходимости составляла 50 тысяч рублей, за полностью утраченное имущество – 100 тысяч рублей, единовременная материальная помощь – 10 тысяч рублей.

При этом, помимо материальной помощи от власти, компенсацию от различных последствий природной стихии можно получить от страховых компаний. Спрос на услуги последних, после прошедшего в Москве урагана значительно вырос. Так, приморские представители крупнейших российских страховщиков обещают возможные выплаты, в случае ущерба жизни и здоровья, либо ухода из жизни до 1 млн. рублей, за стократно меньшую плату. Суммы страховых выплат могут варьироваться, как и условия самого договора. И зачастую подобные договоры, как раз-таки не предусматривают компенсаций ущерба, полученного в режиме ЧС.

http://deita.ru/news/5202395-kakie-kompensatsii-na-sluchay-chs-predusmotreny-v-rossii/

Литература

  1. Волеводз, А. Г. Международный розыск, арест и конфискация полученных преступным путем денежных средств и имущества (правовые основы и методика) / А.Г. Волеводз. — М.: Юрлитинформ, 2015. — 477 c.
  2. Файфер, Боб Удвойте ваши прибыли; М.: Юнити, 2011. — 143 c.
  3. Веденин, Н.Н. Земельное право; М.: Юриспруденция; Издание 4-е, перераб. и доп., 2012. — 192 c.
  4. Мельниченко Р. Г. Адвокатская деятельность. Универсальные правила успеха; Центрполиграф — М., 2013. — 216 c.
  5. Теория государства и права. — М.: Инфра-М, Норма, 2011. — 496 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях